1 часть концерта для фортепиано с оркестром гершвина

Концерт фа (Гершвин) — Concerto in F (Gershwin)

Concerto in F — это сочинение Джорджа Гершвина для фортепиано соло с оркестром, которое по форме ближе к традиционному концерту, чем его ранняя джазовая Рапсодия в синем . Он был написан в 1925 году по заказу дирижера и режиссера Вальтера Дамроша . Это длится чуть больше получаса.

СОДЕРЖАНИЕ

Генезис Концерта

Дамрош присутствовал на концерте 12 февраля 1924 года, организованном и проведенном Полом Уайтманом в Эолийском зале в Нью-Йорке под названием «Эксперимент в современной музыке», который прославился премьерой « Голубой рапсодии» Гершвина , в которой композитор исполнил соло на фортепиано. . На следующий день после концерта Дамрош связался с Гершвином, чтобы заказать у него полномасштабный фортепианный концерт для Нью-Йоркского симфонического оркестра , более близкий по форме к классическому концерту и оркестрованный композитором.

Из-за договорных обязательств по трем разным бродвейским мюзиклам он не мог приступить к наброскам идей до мая 1925 года. Он начал сочинять партитуру для двух фортепиано 22 июля, после возвращения из поездки в Лондон , и первоначальные черновики назывались «Нью-Йорк Концерт». Первая часть была написана в июле, вторая — в августе, а третья — в сентябре, большая часть работы была сделана в хижине при институте Чатокуа . Это было организовано через австралийского композитора и учителя Эрнеста Хатчесона , который предложил Гершвину уединение в Чаутокуа, где его помещения были запрещены для всех до 16:00 ежедневно. Благодаря этому Гершвин смог завершить оркестровку концерта 10 ноября 1925 года. Позже в том же месяце Гершвин за свой счет нанял оркестр из 55 человек, чтобы проработать свой первый набросок в Театре Глобус. Дамрош присутствовал и дал совет Гершвину, который сделал несколько сокращений и исправлений.

Читайте также:  Бах фуга cis moll ноты для

По словам присутствовавшего репортера газеты, трубка «то и дело входила и выходила из его рта на протяжении всей репетиции. В частности, он использовал ее, чтобы обвиняюще указывать на членов оркестра, которые не решали свои джазовые проблемы успешно».

Концерт F показывает значительное развитие композиционной техники Гершвина, особенно потому, что он сам оркестровал всю работу, в отличие от « Рапсодии в синем», которую написал Ферде Грофе , пианист и главный оркестратор Пола Уайтмана . Английский композитор и оркестратор Уильям Уолтон сказал, что он обожает оркестровку концерта Гершвина. Работа включает в себя 2 флейты плюс пикколо , 2 гобоя и английский рожок , 2 плоских кларнета си плюс бас-кларнет си (это трио используется как поддержка солирующей трубы в средней части), 2 фагота , 4 валторны фа, 3 B-плоские трубы , 3 тромбона и тубы , 3 литавр — 32″ , 29″ и 26″ (один игрок), 3 ударников (первый игрок: бас — барабан , колокольчики , ксилофон ; второй игрок: малый барабан периодически приглушены и обычные и щеточные палочки , деревянный брусок , хлыст ; третий исполнитель: крэш-тарелки , подвесная тарелка с палками, треугольник и гонг ), соло- фортепиано и струнные .

Форма

Концерт состоит из трех традиционных частей:

  1. Аллегро
  2. Adagio — Andante con moto
  3. Аллегро агитато

Между тремя движениями существуют сильные тематические связи, каждое из которых находится под сильным влиянием джаза . Однако в каждом движении существует очень тонкая структурная целостность, которая, хотя, возможно, не сразу очевидна для слушателя, уходит корнями в классическую традицию.

Первая часть начинается звуками из литавры, вводя элементы основного тематического материала. После расширенного оркестрового вступления фортепьяно вступает в сольную секцию, вводя другую мелодию, присутствующую во всей части. Отсюда музыка чередуется с контрастными фрагментами грандиозности и изысканности. Кульминация достигается в Grandioso , в котором оркестр воспроизводит оригинальную мелодию фортепиано в сопровождении большой тройки солиста. Есть каденция из быстрых остинато-триплетов, которая ведет к заключительному разделу: ускоренные октавы и аккорды, кульминацией которых является большой пробег остинато-триоли вверх по клавиатуре вдоль аккорда фа мажор 6, завершая движение.

Читайте также:  Пианино для ребенка до года

Вторая часть напоминает блюз — начинается изящной мелодией солирующей трубы в сопровождении трио кларнетов. Далее следует более быстрый фрагмент с участием фортепиано, постепенно выстраивающийся ближе к концу, после чего пьеса обманчиво возвращается к исходной мелодии, теперь отданной флейте. Движение заканчивается мирной интроспективной каденцией.

Финальная часть пульсирующая и энергичная, с несколькими отсылками к рэгтайму , с новым материалом и мелодиями из предыдущих частей. Ложная кульминация обнаруживается в секции Grandioso, идентичной первой части, которая, в свою очередь, превращается в еще одно построение истинной вершины концерта, где снова доминирует аккорд F Major 6, завершающий пьесу.

Своими словами Гершвин написал описание концерта:

Первая часть использует ритм Чарльстона. Он быстрый и пульсирующий, олицетворяя молодой энтузиазм американской жизни. Он начинается с ритмического мотива, воспроизводимого барабанами…. Основную тему объявляет фагот. Позже появляется вторая тема — фортепиано. Вторая часть имеет поэтическую, ночную атмосферу, которую стали называть американским блюзом, но в более чистой форме, чем та, в которой они обычно рассматриваются. Последняя часть возвращается к стилю первой. Это оргия ритмов, начинающихся яростно и сохраняющих одинаковый темп на всем протяжении.

Аллегро

В первой части сплетаются три ритма и темы: чарльстон, пентатоника и знойный. Литавры начинают движение с ударов вам-бок, затем оркестр вводит пентатоническую мелодию в сопровождении чарльстона в валторнах и ударных. Через тридцать секунд литавры и оркестр чередуют удары вам-бок с пентатонической мелодией. После затишья струн фортепьяно вводит основную знойную тему, используемую на протяжении всего произведения. Он повторяется снова с оркестровой контр-мелодией, которую играют одновременно виолончели и струнные, за которой следуют пентатонические пробежки на фортепиано и продолжающийся аккомпанемент в оркестре. Это кульминация хроматической гаммы фортепиано и завершается испанской синкопой в оркестре. Синкопия фортепьяно Чарльстона вновь вводит знойную тему, звучавшую в начале пьесы. На этот раз фортепиано играет контр-мелодию, а оркестр играет знойную тему. «Микрокаденция» арпеджио в фортепиано соединяет знойный оркестр с другой вариацией чарльстонского аккомпанемента и пентатонической мелодии. Гершвин играет с этим знойным вариантом ми-мажор, ведя слушателя к кульминации пьесы. После кульминации Гершвин комбинирует чарльстон, пентатоническую мелодию и быстрые триоли для перехода от одной тональности к другой, прежде чем вновь ввести еще одну знойную вариацию ре-бемоль мажор. Ритмы Чарльстона переходят от знойной к кульминационной точке «Grandioso», за которой следуют триплетные остинато, быстрые аккорды, больше остинато и семиместная гамма с преобладанием до. Кода завершает последние две минуты чарльстоном и знойным оркестром и пентатоническими линиями на фортепиано, прежде чем, наконец, закончить движение аккордом фа мажор 6.

Адажио-Анданте с мото

Во второй части Гершвин использует две блюзовые темы, похожие на тему из первой части, и предвосхищает тему третьей части в более быстрой теме, играемой между двумя блюзовыми мелодиями. Последовательность блюзовых аккордов открывает движение, а сольная труба играет первую блюзовую тему. Тема вводится чередованием мажорных секунд — двух нот, разделенных двумя полутонами — во валторне, а затем соло трубы. К первой минуте соло трубы звучит очень похоже на знойную тему, слышимую в первой части. Гершвин продолжает импровизированные и вариативные темы блюзовой мелодии. Затем труба повторяет тему, сыгранную в начале. Когда соло трубы заканчивается, фортепиано вступает с пентатоническим вариантом первой темы, прежде чем перейти к более быстрой и оптимистичной второй теме. Эта тема предвосхищает мелодию третьей части через повторяющиеся ноты. Эта тема также является вариантом той, что звучит в первой части. Соло на скрипке соединяет эту тему и заново вводит первую тему, сыгранную в начале. Затем фортепьяно сменяет другую вариацию каденции как темы, так и сопровождающих арпеджио. После каденции Гершвин передает оригинальную тему оркестру, а затем возвращается к фортепиано и флейте. Затем он переходит к кульминации пьесы, чередуя фортепиано и оркестр. Движение заканчивается фортепиано, играющим тему с самого начала, мягким флейтовым и струнным аккомпанементом и каденцией ре-бемоль мажор.

Аллегро агитато

Третья часть — это быстро развивающееся рондо, которое вновь вводит тему, услышанную в первой части, в более энергичном темпе. Оркестр начинает с исполнения основной темы движения соль минор, а затем фортепиано повторяет тему фа минор. Пока пианино продолжает играть быстрые ноты, оркестр играет контр-мелодию. Глиссандо фортепьяно заново воспроизводит тему из первой части, сыгранной в оркестре, прежде чем вернуться к основной теме. Затем оркестр играет вторую тему под мягкий фортепианный аккомпанемент. Возвращаются варианты основной и второстепенной тем. После модуляции си-бемоль мажор оркестр играет вторую блюзовую тему, слышимую во второй части, а фортепиано отвечает вторичной темой. Ритм rat-a-tat возвращается, соединяя блюзовую тему и повторяющуюся нотную мелодию из второй части, сыгранной оркестром. Вторичная тема движения возвращается в фортепиано перед тем, как сыграть последовательность аккордов, услышанную в первой части. Серия быстро меняющихся октавных гамм крещендо в то же «грандиозное», что слышно в первой части. Тема «крысиный тат» в последний раз возвращается в движение; Пентатонические аккорды и финальные тремоло фа мажор 6 и фа мажор завершают пьесу.

Выпуск и прием

Премьера произведения была представлена Нью-Йоркским симфоническим оркестром под дирижером Дамроша (три года спустя оркестр объединится с Симфоническим филармоническим обществом в Нью-Йоркский филармонический оркестр ) в Карнеги-холле в Нью-Йорке 3 декабря 1925 года и представил композитора в роли солистка. Билеты на концерт были распроданы, и концерт был очень хорошо принят публикой. Однако отзывы были неоднозначными, и многие критики не могли классифицировать его как джаз или классику. Действительно, среди современников Гершвина были самые разные мнения. Сергей Прокофьев счел это «дилетантским». Арнольд Шенберг , один из самых влиятельных композиторов того времени, похвалил концерт Гершвина в посмертном трибьюте 1938 года:

Гершвин — художник и композитор — он выражал музыкальные идеи, и они были новыми, как и то, как он их выражал. … Художник для меня как яблоня. Когда приходит время, хочет он того или нет, он расцветает и начинает давать яблоки. … Серьезный или нет, но он композитор, то есть человек, который живет музыкой и выражает все, серьезное или нет, звуковое или поверхностное, посредством музыки, потому что это его родной язык. … То, что он сделал с ритмом, гармонией и мелодией, — это не просто стиль. Это в корне отличается от маньеризма многих серьезных композиторов [пишущих] поверхностным объединением приемов, примененных к минимуму идей. … Создается впечатление импровизации со всеми достоинствами и недостатками, присущими этой постановке. … Он только чувствует, что ему есть что сказать, и говорит это.

Сам Дамрош предоставил записку, в которой хвалил работу Гершвина:

Различные композиторы ходили по джазу, как коты вокруг тарелки с супом, ожидая, пока он остынет, чтобы насладиться им, не обжигая языки, до сих пор привыкшие только к более прохладным жидкостям, дистиллированным поварами классической школы. Леди Джаз. . . танцевала по всему миру . но, несмотря на все свои путешествия и стремительную популярность, она не встретила ни одного рыцаря, который мог бы поднять ее до уровня, который позволил бы ей стать уважаемым членом музыкальных кругов. Джордж Гершвин, кажется, совершил это чудо . смело, облачив свою чрезвычайно независимую и современную девушку в классический концертный костюм. . Он принц, взявший Золушку за руку и открыто провозгласивший ее принцессой удивленному миру, несомненно, к ярости ее завистливых сестер.

Спектакль в кино

Исполнение 3-й части концерта показано во время юмористического фэнтезийного эпизода в фильме «Американец в Париже» (1951). В одном из многих музыкальных номеров фильма персонаж Оскара Леванта Адам Кук, борющийся пианист, мечтает о том, что он дает концерт для гала-публики в концертном зале. По мере развития сцены Адам фантазирует, что он также является любым другим членом оркестра, а также дирижером, и даже представляет, что он аплодирует себе из зала в конце концерта.

Есть также исполнение отрывка из биографического фильма Гершвина « Рапсодия в синем» (1945), где его частично играет на экране Роберт Алда (дублированный Оскаром Левантом), а затем в конце фильма сам Левант. Это слышно в особенно острые моменты, один раз, когда Гершвин спотыкается о нотах из-за последствий своей смертельной опухоли мозга, и еще раз в сцене, в которой объявляется о смерти Гершвина.

Исполнение Левантом концерта в опере «Американец в Париже» примечательно, потому что Левант сам был опытным пианистом и композитором, который подружился с Гершвином в 1928 году. На DVD в 2003 году снимается трио Маркуса Робертса с Сейджи Озавой, дирижирующим берлинским филармоническим оркестром в Вальдбухне, Берлин .

Известные записи

Первая запись была сделана в 1928 году Полом Уайтменом и его концертным оркестром с Роем ​​Барджи за фортепиано в сокращенной аранжировке для джазового оркестра Ферде Грофе для Columbia Records . Другие включают:

Радиопередача

Хотя Гершвин никогда не записывал концерт, Руди Валле пригласил его сыграть третью часть концерта в радиопередаче NBC в 1931 году, которая была сохранена на дисках с транскрипцией, а затем выпущена как на пластинках, так и на компакт-дисках. Валле использовал специальную аранжировку, подготовленную для его студийного оркестра. Гершвин также сыграл в эфире несколько своих популярных песен.

Популярная культура

Фигурист Юна Ким из Южной Кореи катались на четыре минуты отредактированную версию этого произведения на тех зимних Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере , а также 2009 Trophée Éric Bompard , 2009 Skate America , и 2009-10 финале Гран — при , выиграв золотую медаль для женского фигурного катания и побития мирового рекорда в женской длинной программе. Но она выступала на чемпионате мира 2010 года , выиграв серебряную медаль, набрав 190,79 балла.

Источник

Концерт фа (Гершвин) — Concerto in F (Gershwin)

Concerto in F — это сочинение Джорджа Гершвина для фортепиано соло с оркестром, которое по форме ближе к традиционному концерту, чем его ранняя джазовая Рапсодия в синем . Он был написан в 1925 году по заказу дирижера и режиссера Вальтера Дамроша . Это длится чуть больше получаса.

СОДЕРЖАНИЕ

Генезис Концерта

Дамрош присутствовал на концерте 12 февраля 1924 года, организованном и проведенном Полом Уайтманом в Эолийском зале в Нью-Йорке под названием «Эксперимент в современной музыке», который прославился премьерой « Голубой рапсодии» Гершвина , в которой композитор исполнил соло на фортепиано. . На следующий день после концерта Дамрош связался с Гершвином, чтобы заказать у него полномасштабный фортепианный концерт для Нью-Йоркского симфонического оркестра , более близкий по форме к классическому концерту и оркестрованный композитором.

Из-за договорных обязательств по трем разным бродвейским мюзиклам он не мог приступить к наброскам идей до мая 1925 года. Он начал сочинять партитуру для двух фортепиано 22 июля, после возвращения из поездки в Лондон , и первоначальные черновики назывались «Нью-Йорк Концерт». Первая часть была написана в июле, вторая — в августе, а третья — в сентябре, большая часть работы была сделана в хижине при институте Чатокуа . Это было организовано через австралийского композитора и учителя Эрнеста Хатчесона , который предложил Гершвину уединение в Чаутокуа, где его помещения были запрещены для всех до 16:00 ежедневно. Благодаря этому Гершвин смог завершить оркестровку концерта 10 ноября 1925 года. Позже в том же месяце Гершвин за свой счет нанял оркестр из 55 человек, чтобы проработать свой первый набросок в Театре Глобус. Дамрош присутствовал и дал совет Гершвину, который сделал несколько сокращений и исправлений.

По словам присутствовавшего репортера газеты, трубка «то и дело входила и выходила из его рта на протяжении всей репетиции. В частности, он использовал ее, чтобы обвиняюще указывать на членов оркестра, которые не решали свои джазовые проблемы успешно».

Концерт F показывает значительное развитие композиционной техники Гершвина, особенно потому, что он сам оркестровал всю работу, в отличие от « Рапсодии в синем», которую написал Ферде Грофе , пианист и главный оркестратор Пола Уайтмана . Английский композитор и оркестратор Уильям Уолтон сказал, что он обожает оркестровку концерта Гершвина. Работа включает в себя 2 флейты плюс пикколо , 2 гобоя и английский рожок , 2 плоских кларнета си плюс бас-кларнет си (это трио используется как поддержка солирующей трубы в средней части), 2 фагота , 4 валторны фа, 3 B-плоские трубы , 3 тромбона и тубы , 3 литавр — 32″ , 29″ и 26″ (один игрок), 3 ударников (первый игрок: бас — барабан , колокольчики , ксилофон ; второй игрок: малый барабан периодически приглушены и обычные и щеточные палочки , деревянный брусок , хлыст ; третий исполнитель: крэш-тарелки , подвесная тарелка с палками, треугольник и гонг ), соло- фортепиано и струнные .

Форма

Концерт состоит из трех традиционных частей:

  1. Аллегро
  2. Adagio — Andante con moto
  3. Аллегро агитато

Между тремя движениями существуют сильные тематические связи, каждое из которых находится под сильным влиянием джаза . Однако в каждом движении существует очень тонкая структурная целостность, которая, хотя, возможно, не сразу очевидна для слушателя, уходит корнями в классическую традицию.

Первая часть начинается звуками из литавры, вводя элементы основного тематического материала. После расширенного оркестрового вступления фортепьяно вступает в сольную секцию, вводя другую мелодию, присутствующую во всей части. Отсюда музыка чередуется с контрастными фрагментами грандиозности и изысканности. Кульминация достигается в Grandioso , в котором оркестр воспроизводит оригинальную мелодию фортепиано в сопровождении большой тройки солиста. Есть каденция из быстрых остинато-триплетов, которая ведет к заключительному разделу: ускоренные октавы и аккорды, кульминацией которых является большой пробег остинато-триоли вверх по клавиатуре вдоль аккорда фа мажор 6, завершая движение.

Вторая часть напоминает блюз — начинается изящной мелодией солирующей трубы в сопровождении трио кларнетов. Далее следует более быстрый фрагмент с участием фортепиано, постепенно выстраивающийся ближе к концу, после чего пьеса обманчиво возвращается к исходной мелодии, теперь отданной флейте. Движение заканчивается мирной интроспективной каденцией.

Финальная часть пульсирующая и энергичная, с несколькими отсылками к рэгтайму , с новым материалом и мелодиями из предыдущих частей. Ложная кульминация обнаруживается в секции Grandioso, идентичной первой части, которая, в свою очередь, превращается в еще одно построение истинной вершины концерта, где снова доминирует аккорд F Major 6, завершающий пьесу.

Своими словами Гершвин написал описание концерта:

Первая часть использует ритм Чарльстона. Он быстрый и пульсирующий, олицетворяя молодой энтузиазм американской жизни. Он начинается с ритмического мотива, воспроизводимого барабанами…. Основную тему объявляет фагот. Позже появляется вторая тема — фортепиано. Вторая часть имеет поэтическую, ночную атмосферу, которую стали называть американским блюзом, но в более чистой форме, чем та, в которой они обычно рассматриваются. Последняя часть возвращается к стилю первой. Это оргия ритмов, начинающихся яростно и сохраняющих одинаковый темп на всем протяжении.

Аллегро

В первой части сплетаются три ритма и темы: чарльстон, пентатоника и знойный. Литавры начинают движение с ударов вам-бок, затем оркестр вводит пентатоническую мелодию в сопровождении чарльстона в валторнах и ударных. Через тридцать секунд литавры и оркестр чередуют удары вам-бок с пентатонической мелодией. После затишья струн фортепьяно вводит основную знойную тему, используемую на протяжении всего произведения. Он повторяется снова с оркестровой контр-мелодией, которую играют одновременно виолончели и струнные, за которой следуют пентатонические пробежки на фортепиано и продолжающийся аккомпанемент в оркестре. Это кульминация хроматической гаммы фортепиано и завершается испанской синкопой в оркестре. Синкопия фортепьяно Чарльстона вновь вводит знойную тему, звучавшую в начале пьесы. На этот раз фортепиано играет контр-мелодию, а оркестр играет знойную тему. «Микрокаденция» арпеджио в фортепиано соединяет знойный оркестр с другой вариацией чарльстонского аккомпанемента и пентатонической мелодии. Гершвин играет с этим знойным вариантом ми-мажор, ведя слушателя к кульминации пьесы. После кульминации Гершвин комбинирует чарльстон, пентатоническую мелодию и быстрые триоли для перехода от одной тональности к другой, прежде чем вновь ввести еще одну знойную вариацию ре-бемоль мажор. Ритмы Чарльстона переходят от знойной к кульминационной точке «Grandioso», за которой следуют триплетные остинато, быстрые аккорды, больше остинато и семиместная гамма с преобладанием до. Кода завершает последние две минуты чарльстоном и знойным оркестром и пентатоническими линиями на фортепиано, прежде чем, наконец, закончить движение аккордом фа мажор 6.

Адажио-Анданте с мото

Во второй части Гершвин использует две блюзовые темы, похожие на тему из первой части, и предвосхищает тему третьей части в более быстрой теме, играемой между двумя блюзовыми мелодиями. Последовательность блюзовых аккордов открывает движение, а сольная труба играет первую блюзовую тему. Тема вводится чередованием мажорных секунд — двух нот, разделенных двумя полутонами — во валторне, а затем соло трубы. К первой минуте соло трубы звучит очень похоже на знойную тему, слышимую в первой части. Гершвин продолжает импровизированные и вариативные темы блюзовой мелодии. Затем труба повторяет тему, сыгранную в начале. Когда соло трубы заканчивается, фортепиано вступает с пентатоническим вариантом первой темы, прежде чем перейти к более быстрой и оптимистичной второй теме. Эта тема предвосхищает мелодию третьей части через повторяющиеся ноты. Эта тема также является вариантом той, что звучит в первой части. Соло на скрипке соединяет эту тему и заново вводит первую тему, сыгранную в начале. Затем фортепьяно сменяет другую вариацию каденции как темы, так и сопровождающих арпеджио. После каденции Гершвин передает оригинальную тему оркестру, а затем возвращается к фортепиано и флейте. Затем он переходит к кульминации пьесы, чередуя фортепиано и оркестр. Движение заканчивается фортепиано, играющим тему с самого начала, мягким флейтовым и струнным аккомпанементом и каденцией ре-бемоль мажор.

Аллегро агитато

Третья часть — это быстро развивающееся рондо, которое вновь вводит тему, услышанную в первой части, в более энергичном темпе. Оркестр начинает с исполнения основной темы движения соль минор, а затем фортепиано повторяет тему фа минор. Пока пианино продолжает играть быстрые ноты, оркестр играет контр-мелодию. Глиссандо фортепьяно заново воспроизводит тему из первой части, сыгранной в оркестре, прежде чем вернуться к основной теме. Затем оркестр играет вторую тему под мягкий фортепианный аккомпанемент. Возвращаются варианты основной и второстепенной тем. После модуляции си-бемоль мажор оркестр играет вторую блюзовую тему, слышимую во второй части, а фортепиано отвечает вторичной темой. Ритм rat-a-tat возвращается, соединяя блюзовую тему и повторяющуюся нотную мелодию из второй части, сыгранной оркестром. Вторичная тема движения возвращается в фортепиано перед тем, как сыграть последовательность аккордов, услышанную в первой части. Серия быстро меняющихся октавных гамм крещендо в то же «грандиозное», что слышно в первой части. Тема «крысиный тат» в последний раз возвращается в движение; Пентатонические аккорды и финальные тремоло фа мажор 6 и фа мажор завершают пьесу.

Выпуск и прием

Премьера произведения была представлена Нью-Йоркским симфоническим оркестром под дирижером Дамроша (три года спустя оркестр объединится с Симфоническим филармоническим обществом в Нью-Йоркский филармонический оркестр ) в Карнеги-холле в Нью-Йорке 3 декабря 1925 года и представил композитора в роли солистка. Билеты на концерт были распроданы, и концерт был очень хорошо принят публикой. Однако отзывы были неоднозначными, и многие критики не могли классифицировать его как джаз или классику. Действительно, среди современников Гершвина были самые разные мнения. Сергей Прокофьев счел это «дилетантским». Арнольд Шенберг , один из самых влиятельных композиторов того времени, похвалил концерт Гершвина в посмертном трибьюте 1938 года:

Гершвин — художник и композитор — он выражал музыкальные идеи, и они были новыми, как и то, как он их выражал. … Художник для меня как яблоня. Когда приходит время, хочет он того или нет, он расцветает и начинает давать яблоки. … Серьезный или нет, но он композитор, то есть человек, который живет музыкой и выражает все, серьезное или нет, звуковое или поверхностное, посредством музыки, потому что это его родной язык. … То, что он сделал с ритмом, гармонией и мелодией, — это не просто стиль. Это в корне отличается от маньеризма многих серьезных композиторов [пишущих] поверхностным объединением приемов, примененных к минимуму идей. … Создается впечатление импровизации со всеми достоинствами и недостатками, присущими этой постановке. … Он только чувствует, что ему есть что сказать, и говорит это.

Сам Дамрош предоставил записку, в которой хвалил работу Гершвина:

Различные композиторы ходили по джазу, как коты вокруг тарелки с супом, ожидая, пока он остынет, чтобы насладиться им, не обжигая языки, до сих пор привыкшие только к более прохладным жидкостям, дистиллированным поварами классической школы. Леди Джаз. . . танцевала по всему миру . но, несмотря на все свои путешествия и стремительную популярность, она не встретила ни одного рыцаря, который мог бы поднять ее до уровня, который позволил бы ей стать уважаемым членом музыкальных кругов. Джордж Гершвин, кажется, совершил это чудо . смело, облачив свою чрезвычайно независимую и современную девушку в классический концертный костюм. . Он принц, взявший Золушку за руку и открыто провозгласивший ее принцессой удивленному миру, несомненно, к ярости ее завистливых сестер.

Спектакль в кино

Исполнение 3-й части концерта показано во время юмористического фэнтезийного эпизода в фильме «Американец в Париже» (1951). В одном из многих музыкальных номеров фильма персонаж Оскара Леванта Адам Кук, борющийся пианист, мечтает о том, что он дает концерт для гала-публики в концертном зале. По мере развития сцены Адам фантазирует, что он также является любым другим членом оркестра, а также дирижером, и даже представляет, что он аплодирует себе из зала в конце концерта.

Есть также исполнение отрывка из биографического фильма Гершвина « Рапсодия в синем» (1945), где его частично играет на экране Роберт Алда (дублированный Оскаром Левантом), а затем в конце фильма сам Левант. Это слышно в особенно острые моменты, один раз, когда Гершвин спотыкается о нотах из-за последствий своей смертельной опухоли мозга, и еще раз в сцене, в которой объявляется о смерти Гершвина.

Исполнение Левантом концерта в опере «Американец в Париже» примечательно, потому что Левант сам был опытным пианистом и композитором, который подружился с Гершвином в 1928 году. На DVD в 2003 году снимается трио Маркуса Робертса с Сейджи Озавой, дирижирующим берлинским филармоническим оркестром в Вальдбухне, Берлин .

Известные записи

Первая запись была сделана в 1928 году Полом Уайтменом и его концертным оркестром с Роем ​​Барджи за фортепиано в сокращенной аранжировке для джазового оркестра Ферде Грофе для Columbia Records . Другие включают:

Радиопередача

Хотя Гершвин никогда не записывал концерт, Руди Валле пригласил его сыграть третью часть концерта в радиопередаче NBC в 1931 году, которая была сохранена на дисках с транскрипцией, а затем выпущена как на пластинках, так и на компакт-дисках. Валле использовал специальную аранжировку, подготовленную для его студийного оркестра. Гершвин также сыграл в эфире несколько своих популярных песен.

Популярная культура

Фигурист Юна Ким из Южной Кореи катались на четыре минуты отредактированную версию этого произведения на тех зимних Олимпийских играх 2010 года в Ванкувере , а также 2009 Trophée Éric Bompard , 2009 Skate America , и 2009-10 финале Гран — при , выиграв золотую медаль для женского фигурного катания и побития мирового рекорда в женской длинной программе. Но она выступала на чемпионате мира 2010 года , выиграв серебряную медаль, набрав 190,79 балла.

Источник

Оцените статью