1 класс по пианино обучение

1 класс по пианино обучение

для тех, кто ищет курсы:

Войти в аккаунт

Чтобы воспользоваться всеми функциями сайта, вам необходимо зарегистрироваться/войти в свой аккаунт на сайте. Выберите вашу соцсеть для входа:

Если вы организация, проводящая курсы, то регистрация происходит по этой ссылке.

Источник

Ноты (фортепиано) для учащихся 1 класса музыкальной школы — более 27 полезных сборников

1. Милич. Б. Фортепиано 1 класс (2006)

Это учебное пособие, созданное для учеников 1 класса детских музыкальных школ действительно незаменимо. Пьесы, этюды и ансамбли из этого сборника обязательно есть в репертуаре всех начинающих пианистов.

«Фортепиано» для 1 класса содержит все те музыкальные произведения, который должен освоить юный пианист на первом году обучения.

2. Хрестоматия для фортепиано. ДМШ 1 класс

Составители Бакулов и Сорокин, издание 1991 года. Эта книга входит в Педагогический репертуар для ДМШ.

3. Азбука игры на фортепьяно С. А. Барсукова

Это пособие для детей в возрасте пяти семи лет, учащихся 1-ого и подготовительного класса Детской музыкальной школы. Основная задача книги подать в доступной форме новый материал для юных пианистов. Материал подается от простого к сложному.

4. Еще много методичек, пособий, хрестоматий и сборников для 1 класса ДМШ:

Источник

Обучение детей игре на фортепиано: что делать на первых уроках?

Обучение детей на фортепиано – это планомерный процесс, начальный этап которого делится на два периода: донотный и нотный. Что делать на первых уроках? Как ввести маленького музыканта в тайны музыкального мира?

Первые уроки обучения детей игре на фортепиано базируются на знакомстве с музыкальным инструментом, его клавиатурой и названием нот, на постижении выразительных возможностей музыки.

Специфика клавишных инструментов

Расскажите об истории возникновения клавишных инструментов. Объясните: почему фортепиано – это и пианино, и рояль. Покажите внутреннее устройство пианино, докажите, что звук инструмента, зависит от нажатия. От того с каким настроением прикоснётся к клавише исполнитель, так фортепиано ему и ответит. Дайте в этом убедиться ученику – пусть он уже с первого урока почувствует себя “играющим”. Первые нажатия – это возможность познакомить ученика с регистрами и октавами инструмента. Пофантазируйте вмести над созданием “музыкального зоопарка” на клавишах, поселите разных животных в “домики-октавы”.

Знакомство с музыкально-исполнительскими средствами

Начинающие музыканты, приходя на первый урок, уже проявляют музыкальную грамотность – знают и определяют простые жанры музыки, различают тембры инструментов. Задача педагога не учить начинающего музыканта узнавать жанры музыки на слух, а разгадать механизм создания музыкальных произведений. Пусть ученик ответит на вопросы “Как это сделано? Почему марш – это марш и под него хочется ровно шагать, а под музыку вальса танцевать?”

Объясните юному музыканту что музыка – это информация, переданная специфическим языком – средствами музыки, а музыкант – это переводчик. Создайте музыкально-художественную коммуникацию. Поиграйте в музыкальную игру-загадку: ученик придумывает образ, а вы исполняете мелодию-отгадку и анализируете звучание.

Формируем посадку за инструментом

Посмотрите видео детских фортепианных концертов. Поразмыслите вместе о том, как исполнитель сидит, держит корпус и руки. Объясните правила посадки за фортепиано. Ученик должен не только запомнить свое положение за фортепиано, но и научиться так сидеть за домашним инструментом.

Изучение клавиатуры и первое прикосновение к клавишам

Маленький музыкант горит желанием играть. Зачем ему отказывать в этом. Основное условие для ученика – это правильное нажатие. Пианист должен знать:

  • чем нажать клавишу (кончиком пальца)
  • как нажать (почувствовать “дно” клавиши)
  • как снять звук (кистью)

Без специальных упражнений – сразу вряд ли получится. Перед тем как играть на клавишах, научите ученика метко попадать кончиком пальца на резиновый кончик карандаша.

Многие проблемы постановки решит обычный тениссный мячик в ладошке ученика. Пусть ученик поиграет с ним на клавишах – с мячиком в руке чувствуется не только “дно”, но и кисть.

Разучите с малышом знаменитую пьеску “Два кота” на клавишах, но уже правильным нажатием. Транспонируйте ее от всех семи клавиш фортепиано. Вы изучите не только их названия, но и знаки альтерации. Теперь известные нотки-клавиши нужно найти в разных “домиках – октавах”.

Сколько времени потребуется на изучение этих тем – решать вам, ведь обучение детей игре на фортепиано – индивидуальный процесс.

Источник

«Знакомство с инструментом. Приобретение первоначальных пианистических навыков у обучающихся 1 класса ДШИ» (для обучающихся 1 класса специального фортепиано)

Методическая разработка урока предназначена для преподавателей класса фортепиано детских музыкальных школ и детских школ искусств.

В разработке представлены: технологическая карта урока, план-конспект урока.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_pavlenko_i.a._dshi.docx 27.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств» города Усинска

«Челядьлы искусств школа» Усинск карса содтӧд тӧдӧмлун сетан

муниципальнӧй сьӧмкуд учреждение

Методическая разработка урока

по учебному предмету

«Специальность и чтение с листа»

Тема: « Знакомство с инструментом.

Приобретение первоначальных пианистических навыков.»

(Для обучающихся 1 класса специальности фортепиано в ДШИ)

МБУДО «ДШИ» г.Усинска

Тип занятия: индивидуальное занятие в классе фортепиано с обучающимся 1-го года обучения.

Тема: « Знакомства с инструментом. Приобретение первоначальных пианистических навыков».

Цель: Знакомство обучающего с инструментом , формирование пианистических навыков.

— воспроизведение полученных знаний на практике,

— знакомство с клавиатурой,

— знакомство с нотной грамотой.

— подготовка пианистического аппарата к игре на инструменте,

— развитие навыков игры на инструменте.

— развитие интереса к истории возникновения инструмента фортепиано,

— профилактика мышечных зажимов,

— организация пианистического аппарата.

Используемые методы и приемы:

— метод эмоциональной драматургии (создание ситуации успеха),

Реализуемые педагогические технологии:

— технология развивающего обучения,

— личностно – ориентированное обучение.

— дидактический материал: карточки с ребусами, магнитно-маркерная доска с магнитами,

Ожидаемый результат: свободная ориентация на клавиатуре, усвоение расположение нот на нотном стане, исполнение простейших пьес, организация пианистических движений.

Технологическая карта урока.

1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.

2.1. Знакомство с инструментом. История создания — просмотр презентации..

Применение информационно-компьютерных технологий

(обращение к образному мышлению и восприятию обучающегося)

2.2. Упражнения для правильной постановки руки и посадки за инструментом.

(выполнение учеником игровых упражнений для формирования игрового аппарата и снятия мышечных зажимов)

Применение здоровьесберегающей технологии (упражнения на расслабление мышц, постановка пианистического аппарата);

применение игровой технологии.

2.3. Знакомство с клавиатурой, нотная грамота, извлечение звуков, игра простейших песен, организация пианистического аппарата.

Практический метод (извлечение звуков из инструмента, игра элементарных пьес, работа с дидактическим материалом, организация пианистических движений);

наглядный метод (показ расположения нот на нотном стане педагогом);

аналитический метод (выявление учеником логической взаимосвязи предыдущего элемента с последующим).

Применение элементов развивающего обучения: пробуждение творческого, образного воображения, побуждение к поиску самостоятельных решений;

применение личностно-ориентированной технологии (ориентирование на обучающегося – его исполнительские возможности);

применение художественной технологии (раскрытие образа произведения).

3. Подведение итогов урока. Создание ситуации успеха обучающегося. Рефлексия.

аналитический (сооттнесение поставленных задач с достигнутым результатом, оценка своих результатов);

метод эмоциональной драматургии (создание ситуации успеха).

Применение здоровьесберегающей (создание ситуации психологического комфорта и удовлетворённости от проделанной работы) и личностно-ориентированной технологий (ориентация на индивидуальность обучающегося).

4. Совместное планирование домашней работы.

аналитический (фиксация нового задания, планирование новых целей).

Применение здоровьесберегающей и личностно-ориентированной технологий (ориентация на индивидуальность обучающегося).

План — конспект урока

1. Организационный момент. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.

Здравствуй, Вика! Рада тебя видеть! Добро пожаловать в удивительный мир музыки!

Цель нашего урока – познакомиться с инструментом на котором ты будешь обучаться, узнать как он устроен, познакомиться с историей создания инструмента и научиться правильно извлекать из него звуки.

2. Основная часть:

2.1. Знакомство с инструментом. История создания — просмотр презентации.

Перед тобой инструмент, как ин называется? Правильно – фортепиано. А почему у него такое название – ты знаешь?

— Его название состоит из двух слов: forte – громко, piano – тихо. Изобрел же этот музыкальный инструмент в 1709 году флорентинец Бартоломео Кристофори . Итальянский умелец имел утонченный слух, и ему очень не нравилось, что клавесины звучат слишком «плоско» и однообразно.

Занимаясь изготовлением и ремонтом этих инструментов, он нашел, как их усовершенствовать. Он изменил конструкцию таким образом, что при нажатии на клавишу по струне били молоточки, причем сила удара зависела от силы нажатия на клавишу. Обновленный клавесин стал издавать четкие звуки разной высоты, что позволило сделать игру на нем гораздо более выразительной.

Свое изобретение мастер назвал «gravicembalo col piano e forte», то есть «клавесин с тихим и громким звуком». Сначала итальянцы сократили название инструмента до пианофорте (piano e forte). А потом для удобства произношения новый инструмент стали называть фортепиано.

Вика, я предлагаю тебе посмотреть небольшую презентацию об истории создания фортепиано.

— ну вот, ты познакомилась с предшественниками нашего современного фортепиано.

Давай теперь посмотрим на наш инструмент и попробуем извлечь из него звуки.

(Ученица нажимает на разные клавиши).

— Ты заметила, что звук изменяется в разных частях клавиатуры, он имеет разное звучание?

— Да, справа он «тоненький», а слева – он грубый, как будто голос медведя.

— Ты правильно заметила. Звуки на нашем инструменте имеют разную высоту, если двигаться от центра клавиатуры вправо – звуки становятся всё тоньше – т.е. выше, а при движении влево – они становятся грубее – ниже. Запомни – слева – низкие звуки, справа – высокие, а в середине – средние. Сейчас отвернись пожалуйста и послушай, в какую сторону движутся звуки – вверх или вниз. (Играю гамму в восходящем движении.)

— Правильно, а сейчас? (Играю гамму в нисходящем движении.)

-Молодец, ты правильно определяешь направление движения мелодии. А теперь давай откроем крышку инструмента и заглянем во внутрь – посмотрим как получается звук и почему он такой разный.

В каждом пианино и рояле внутри таинственного «черного ящика» скрывается целый «городок». Вот, что мы увидим, приоткрыв крышку пианино:

Мы сегодня увидали

Городок внутри рояля.

Целый город костяной,

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,

Всюду мягкие суконца,

Что ни улица – струна

В этом городе видна.

— Теперь понятно, откуда берутся звуки: они рождаются в тот момент, когда молоточки ударяют по струнам. Обрати пожалуйста внимание на толщину струн – слева струны самые толстые, и при движении вправо – они становятся все тоньше и тоньше.

Ученица с интересом рассматривает внутреннее устройства инструмента, нажимает на клавиши, при этом замечает – чем тоньше струна, тем тоньше (выше) звук, и наоборот – чем толще струна – тем грубее, (ниже) звук. Так же, ученица замечает – если нежно нажать на клавишу – молоточек прикасается к струне «мягко» — и звук получается тихим, мягким, слабым, и наоборот – при активном нажатии на клавишу – молоточек ударяет по струне с большей силой, и звук при этом получается громким, звонким, активным.

— Ну вот, теперь ты узнала как появляется звук и почему он такой разный.

-Да, и ещё я узнала, что можно одну клавишу нажимать по-разному и звук при этом становится разной «окраски».

— Умница, ты совершенно верно заметила, качество звука зависит от способа звукоизвлечения.

2.2. Упражнения для правильной постановки руки и посадки за инструментом.

Перед тем, как мы приступим к игре на инструменте – поговорим о правильной посадке и постановке руки. Я покажу тебе игру -упражнение: «Колечки»- пальцы поочередно соединяются с первым. «Домик»- рука кладется на колено, а затем плавное ее перенесение на клавиатуру. Упражнение «Медвежонок и солдатик».

— Как сел бы за инструмент медвежонок? (сутулая спинка).

— А как сидит солдатик? (спина ровная, прямая).

2.3. Знакомство с клавиатурой, нотная грамота, извлечение звуков, игра простейших песен, организация пианистического аппарата.

— А теперь нам предстоит познакомиться с клавиатурой. Посмотри пожалуйста на клавиатуру, можешь ли ты сказать – как располагаются черные клавиши?

— Я заметила, что черные клавиши располагаются группами – по 2 и 3.

— Верно, давай попробуем погладить черные клавиши – группу из 2-х клавиш – 2-м и 3-м пальцами, а группу из 3-х черных клавиш – 2-3-4-м пальцами – и так по всей клавиатуре.

Ученица выполняет задание .

— Отлично, у тебя хорошо получилось. Теперь попробуем запомнить расположение клавиши «ДО». Слева от группы из 2-х черных клавиш располагается нота «ДО». Попробуй пожалуйста найти все ноты «ДО» на клавиатуре.

Ученица выполняет задание.

И сразу посмотрим, где располагается нота «ДО» на нотном стане. Она располагается на первой добавочной линейке. (На подготовленной магнитно-маркерной доске располагаем ноту «ДО».

— Молодец, все верно. А теперь давай поучимся правильно держать запястье и пальчики при извлечении звука. Вот маленький резиновый мячик – возьми пожалуйста его в руку, теперь поверни руку, чтобы все пальчики «смотрели» вниз. У тебя получился «домик» для мячика. Теперь я уберу мячик, а форму запястья ты пожалуйста сохрани – как будто рука продолжает лежать на мячике, локоть немного отведи в сторону – от себя, и средний пальчик подушечкой погружаем в клавишу «ДО», он должен «провалиться» в клавишу как в мягкий шарик из теста. Представь, что пальчик превратился в маленькую балеринку, стоит стройно, высоко, при этом остальные пальчики свободно свисают над клавишами и «смотрят» вниз. Молодец, у тебя хорошо получается. Теперь переноси ручку на следующую ноту «ДО», следи пожалуйста за «домиком», локоть в сторону, все пальчики над клавишами, особенно обрати внимание на 1-й пальчик – он так же, вместе со всеми должен располагаться над клавишами и «смотреть» вниз. Таким образом «находим» все ноты «ДО» на клавиатуре, извлекаем звук и следим за правильным расположением руки (пальцы, запястье), выполняем это задание правой, затем левой руками.

— Молодец, всё верно выполнила.

И сразу посмотрим, где располагается нота «ДО» на нотном стане. Она располагается на первой добавочной линейке. (На подготовленной магнитно-маркерной доске располагаем ноту «ДО».

Теперь приступаем к ноте «РЕ». Запомни, нота «РЕ» располагается в группе из 2-х черных клавиш – между ними, её очень легко можно найти. Пожалуйста, начиная от середины клавиатуры правой рукой вверх, затем левой вниз – «ищем» ноту «РЕ», запоминаем её местоположение. При этом правильно держим ручки, помни о «домике», ручка свободная, мягкая, все пальчики очень «любопытные», поэтому они смотрят на клавиши.

— Отлично, у тебя хорошо получилось.

И сразу посмотрим, где располагается нота «РЕ» на нотном стане. Она располагается под первой линейкой. (На подготовленной магнитно-маркерной доске располагаем ноту «РЕ».

Приступаем к ноте «МИ». Может сможешь сама догадаться – где располагается нота «МИ»?

— Да, я думаю, она располагается в группе из 2-х черных клавиш – справа.

— Верно. Пожалуйста, извлекаем звук «МИ» по всей клавиатуре, не забываем следить за постановкой руки.

И сразу посмотрим, где располагается нота «МИ» на нотном стане. Она располагается на первой линейке. (На подготовленной магнитно-маркерной доске располагаем ноту «МИ».

— Из этих 3-х нот выложим песенку «У кота-воркота» на магнитно-маркерной доске, и попробуем её сыграть и спеть. Это колыбельная. Как нужно играть – громко или тихо? Конечно тихо – piano. Представь себе котика – какие у него лапки? Мягкие. Как он наступает ими? Мягко, аккуратно, легко. Попробуем исполнить эту песенку мягким звуком, погружаем пальчик аккуратно, пытаемся извлечь «тёплый», «пушистый» звук, убаюкать котика. Играем 3-м пальчиком, следим за пианистическим аппаратом.

— Отлично. Теперь приступаем к группе из 3- черных клавиш. Попробуй сообразить какие ноты располагаются в этой группе.

— Правильно. Давай теперь попробуем извлечь 2 звука подряд, 2-м и 3-м пальчиками – звуки «ФА-СОЛЬ» — поочерёдно. 2-й пальчик ставим на «подушечку» как и 3-й, следим за постановкой и свободой руки. Выполни это задание правой, затем левой рукой.

И сразу посмотрим, где располагаются нотки «ФА» и «СОЛЬ» на нотном стане. «ФА» располагается между 1-й и 2-й линейками, а «СОЛЬ» — на 2-й. На подготовленной магнитно-маркерной доске располагаем ноты «ФА» и «СОЛЬ».

Выложем на магнитно-маркерной доске песенку «Фасоль» и сыграем её на фортепиано.

— Очень хорошо. И у нас остались 2 нотки – «ЛЯ» и «СИ». Попробуем быстро найти ноту «СИ» — это очень просто – группа из 3-х чёрных клавиш как раз заканчивается на ноте «СИ». Есть слово «СИЛА», а мы сейчас по всей клавиатуре будем сбирать «силу», т.е. звуки «СИ-ЛЯ» — 3-м и 2-м пальчиками поочерёдно.

И сразу посмотрим, где располагается ноты «ЛЯ» и «СИ» на нотном стане. «ЛЯ» — между 2-й и 3-й линейками, «СИ» — на 3-й. На подготовленной магнитно-маркерной доске располагаем ноты «ЛЯ» и «СИ».

— Молодец, у тебя всё получается. Теперь давай сыграем всю гамму – последовательность звуков от ноты «ДО», да следующей ноты «ДО». Играть будем 3-м пальчиком, после каждого звука красиво и плавно поднимаем ручку, при этом все пальчики свободно свисают вниз.

— Отлично. У тебя всё получилось.

3. Подведение итогов урока. Создание ситуации успеха обучающегося. Рефлексия.

Ну что же, давай подведём итог сегодняшнего урока: Вика, скажи пожалуйста, что нового ты сегодня узнала? Чему научилась?

— Я узнала, как устроено фортепиано, почему у него такие разные звуки; я узнала историю происхождения фортепиано; научилась находить все ноты на клавиатуре, научилась правильно извлекать звук из инструмента, узнала где располагаются ноты на нотном стане.

— Всё верно. Молодец, ты очень хорошо работала на уроке.

4. Совместное планирование домашней работы.

Как ты думаешь, каким будет домашнее задание?

— Я думаю, надо будет запомнить клавиши, играть гамму, научиться ставить пальчики…

— Ты мыслишь в верном направлении, молодец.

Домашнее задание будет таким:

  • научиться быстро находить все ноты на клавиатуре в разном порядке;
  • выполнять игры-упражнения для постановки руки и посадки за инструментом; закрепить извлечение звуков по всей клавиатуре 3-м и 2-м пальчиками поочерёдно каждой рукой;
  • играть гамму от звука «ДО»;
  • правильно располагать руки на клавиатуре;
  • запомнить расположение нот на нотном стане, разгадать загадки-ребусы по карточкам;
  • научиться выразительно исполнять пьески, с которыми мы сегодня познакомились.

— Наш урок завершился, до следующей встречи.

Источник

Читайте также:  Sidewalk cafe табы для гитары
Оцените статью