1 концерт чайковского для фортепиано с оркестром история создания

1 концерт чайковского для фортепиано с оркестром история создания

П.И. Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром № 1

Первый концерт для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского открыл новую эпоху в русской фортепианной музыке. Это первый образец подобного жанра в отечественной культуре. Не случайно исследователи отмечают, что произведение Чайковского значительно превышает все написанное до него по своему значению.

Историю создания Концерта для фортепиано с оркестром Чайковского, а также интересные факты и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.

История создания

Практические все лето 1874 года композитор был занят сочинением своей оперы «Кузнец Вакула», успешно завершив ее в августе этого года. В то же время его начинают одолевать мысли о написании фортепианного концерта с использованием народных украинских тем. Он упоминал в своих письмах к Модесту Чайковскому о своих замыслах, указав также на то, что сочинение данного произведения идет с трудом. Несмотря на это, концерт был написан довольно быстро и уже в декабре 1874 года была готова партитура, но только лишь в переложении для двух фортепиано. Оркестрована она была в феврале 1875 года.

К сожалению, не все друзья оценили сразу новое сочинение композитора. Николай Григорьевич Рубинштейн, для которого Чайковский и создавал свое творение, раскритиковал партитуру, заметив, что не нашел ничего положительного в ней с технической и художественной стороны. Это очень задело автора и послужило причиной разногласия между музыкантами. Маэстро строго заявил, что ничего менять в партитуре не будет. Обо всем этом Петр Ильич спустя три года рассказал в одном из писем к Ф. фон Мекк.

Читайте также:  Ноты для гитары про зайцев нет

Ганс фон Бюлов, которому Чайковский в итоге посвятил свой концерт, был страстным почитателем его творчества. Впервые пианист исполнил произведение в Бостоне 25 октября 1875 года. Спустя некоторое время уже российская публика смогла познакомиться с шедевром Чайковского благодаря Г. Кроссу, который исполнил концерт в Санкт-Петербурге. Оркестром дирижировал Э. Направник. Петр Ильич при этом присутствовал в зале в качестве зрителя. Вот только композитору не понравилось исполнение и он остался крайне недоволен. 31 ноября 1875 года начинающий пианист Сергей Танеев выступил перед московской публикой с Первым концертом. Оркестром дирижировал Н. Рубинштейн, который ранее отказался его исполнять. Эта премьера прошла более удачно и публика очень тепло встретила работу композитора. Чайковский остался весьма доволен этим исполнением.

Н. Рубинштейн смог убедиться в том, что ошибался на счет произведения и уже через несколько дней после премьеры сам включил его в свой репертуар. Так, начиная с 1878 года он успешно представил его в разных городах страны. В 1879 году в Париже Николай Григорьевич и вовсе произвел настоящий фурор, блестяще исполнив сочинение Чайковского.

Интересные факты

  • Примечательно, что первоначально концерт был написан специально для исполнения Н.Г. Рубинштейном. Однако тот назвал партитуру довольно сложной и отказался от нее. В связи с этим Чайковский был вынужден исправить посвящение. Сначала он указал имя своего ученика С. Танеева. Однако потом передумал и вписал немецкого пианиста и ученика знаменитого Ф. Листа, Г. фон Бюлова. Исследователи отмечают, что причина отказа Рубинштейна скорее всего в новаторстве произведения, а никак не сложности партитуры.
  • Всего существует три редакции Первого концерта, но наибольшую популярность получила последняя, которая была сделана уже после смерти композитора. Авторская редакция была исполнена в конце XX века лишь пианистом Лазарем Берманом совместно с симфоническим оркестром Берлинского радио под управлением Ю. Темирканова.
  • Встретив негативные отзывы о своем концерте, Чайковский обратился за советом к своему коллеге Карлу Клиндворту. Тот и посоветовал ему обратить внимание на немецкого пианиста Г. фон Бюлова.
  • После успешной премьеры Концерта в Санкт-Петербурге, Чайковский, находясь под впечатлением, поспешил исправить посвящение и вписал имя С. Танеева. Но внимательно поразмышляв, он все же зачеркнул его и поставил инициалы первого исполнителя – Ганса фон Бюлова.

  • Первый концерт до сих пор входит в обязательную программу финала Международных конкурсов им. Чайковского (с 1958 года).
  • Во время заграничных гастролей, Чайковскому пришлось исполнять Первый концерт (композитор выступал в качестве дирижера), так горячо полюбился он публикой. Даже при открытии «Карнеги Холл» в Нью-Йорке было представлено это произведение под управлением Петра Ильича.
  • Любопытно, что это сочинение звучало и на последнем концерте Чайковского, где он управлял оркестром. Партию фортепиано исполнила американская пианистка Аус дер Оэ. Помимо Первого концерта в программе была представлена его Шестая симфония. Исследователи отмечают, что подобным образом композитор простился не только с русской публикой, но и всеми современниками.


  • С. Танеев назвал сочинение первым русским концертом, что полностью соответствует действительности.
  • Любопытно, что Кюи и Ларош, после первого знакомства с Концертом, написали практически разгромные рецензии. Лишь после исполнения произведения Н. Рубинштейном они кардинально изменили свое мнение. Спустя время критики направили восторженные отзывы композитору.
  • Чайковский не был виртуозным пианистом, поэтому при написании концерта он консультировался по поводу технических подробностей с П. Пабстом.
  • Известный пианист Андрей Гаврилов высказал мысль, что на всей земле не встретишь человека, не знающего начальную тему Концерта. Этот мотив заслуженно можно назвать эмблемой композитора.

Содержание Концерта для фортепиано Чайковского

Музыкальная часть концерта основана на украинских народных мелодиях, как композитор и задумывал с самого начала.

Первая часть открывается интродукцией с блестящей темой. Она не похожа ни на что, особенная, выражающая торжество и мощь в ослепительном сиянии. Ее можно назвать по праву Гимном жизни. Главная партия основана на народном напеве лирников (песня под аккомпанемент лиры). Это не прямая цитата, Чайковский использовал лишь часть напева. Оригинал построен на жалобных интонациях, здесь же тема приобретает скерцозность. Первая часть является наиболее важной и определяет характер всего цикла.

Вторая часть совершенно иная. В ней композитор попытался совместить традиционную медленную часть и скерцо (впоследствии этот прием использовали другие композиторы). В этой части Чайковский использовал французскую народную песню, красивая и плавная начальная мелодия построена на народных интонациях. По свидетельствам Модеста Петровича, они часто в детстве напевали ее.

Финал концерта необычайно яркий, он всегда привлекал особое внимание публики. Здесь композитор использовал украинскую хороводную песню «Выйди, выйди, Иваньку». Даже Бюлов отмечал в своих письмах, что на концертах публика требовала повторить исполнение финала. Оригинально трактует Чайковский форму третьей части, используя рондо-сонату. В конце звучит торжественная кода, построенная на отдельных мотивах, звучащих ранее.

Исследователи отмечают близость концерта к симфонии. С этим действительно не поспоришь, ведь он наделен всеми чертами сонатно-симфонического цикла – это многогранная концепция, принцип контраста, развитые формы, яркие и индивидуальные темы.

Три редакции концерта

Первый концерт Чайковского существует в трех различных редакциях. Отчасти причина их появления была связана с недооценкой новаторских приемов композитора, при написании произведения. Вторую редакцию концерта сделал сам Чайковский. Однако эта версия, как и первая, почему-то не прижились. Спустя время появилась третья редакция, которая возникла уже после смерти композитора. Считается, что принадлежит она пианисту А. Зилоти. Тяжелые аккорды, открывающие концерт, были заменены на более мягкое арпеджио. В финале была вовсе сделана купюра, а также изменены темпы в частях. Любопытно, что именно Зилоти считали одним из лучших исполнителей Первого концерта в 80-90-х годах. Он даже лично просил композитора сделать некоторые изменения, например, сократить финал. Но Чайковский не был уверен в необходимости купюр и в итоге отдал партитуру в печать без каких-либо существенных сокращений и правок. Все «преобразования» начались лишь после кончины автора. Именно новая редакция получила наибольшее распространение и известность.

Пианист Андрей Хотеев в 1998 году совместно с Большим симфоническим оркестром им. Чайковского исполнил и записал на диск все произведения Петра Ильича для фортепиано с оркестром. При этом сочинения были представлены в авторской редакции. Эта запись произвела фурор и стала отправной точкой, после которой вернулись вновь первоначальные варианты концерта, сделанные самим автором. Чуть ранее пианист Джером Ловенталь также решил обратиться с авторской редакции (1989), записав ее на диск совместно с Лондонским симфоническим оркестром.

Первый концерт оказал огромное влияние на творчество других композиторов, а также на развитие всей фортепианной музыки. В настоящее время это произведение является одним из самых популярнейших сочинений Чайковского во всем мире. Оно входит в репертуар многих именитых пианистов, а также является обязательным произведением в международных конкурсах исполнителей. В нем все прекрасно, праздничные и блестящие темы удивительным образом переплетаются с лирическими, задумчивыми. Каждая из них, подобно драгоценному камню, сверкает множеством граней, искусно обработанных гениальным мастером.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

П.И. Чайковский Концерт для фортепиано с оркестром № 1

Источник

Первый концерт Чайковского

«Первый концерт для фортепиано с оркестром» (соч. 23), он же «Концерт № 1 си-бемоль минор для фортепиано с оркестром» или в разговорной речи: Первый концерт Чайковского — музыкальное произведение, созданное композитором П. И. Чайковским в 1875 году.

Существует три музыкальные редакции: первые две — авторские; третья — самая известная — появилась после смерти композитора.

Длительность: 35 — 40 мин. (в зависимости от исполнения).

Это произведение является первым русским фортепианным концертом [1] .

В настоящее время это одно из самых частых по исполнению музыкальных классических произведений [2] . Пианист Андрей Гаврилов охарактеризовал это произведение как самое известное этого жанра: «Начало первого концерта — самая известная музыка на планете. За всю свою жизнь я не встретил ни одного человека, который не знал бы этого мотива — от крестьянина до короля» [1] .

Содержание

[править] История создания

Петр Ильич Чайковский приступил к работе над концертом после завершения им в августе 1874 года оперы «Кузнец Вакула»; украинская народная тематика заинтересовала его и наработки в этом направлении надо было использовать в новом произведении [3] . Этим произведением стал концерт № 1.

На автографе переложения концерта для двух фортепиано стоит авторская дата «21 декабря 1874»; в оркестровом варианте произведение было закончено 9 февраля 1875 года [3] . Эта дата и стала датой создания Первого концерта [4] .

Работа над произведением продвигалась непросто, об этом сам композитор писал своему брату Модесту [3] . Это было непростое время для композитора, ощущающего себя «не таким», «неправильным»: он из последних сил подвергал себя чудовищному насилию, чтобы окончательно не прослыть в обществе приверженцем «неправильной сексуальной ориентации», не быть изгоем — но все попытки уйти от себя приводили лишь к новым разочарованиям [1] .

[править] Построение произведения

Всё музыкальное произведение построено в трех частях:

  • Allegro non troppo e molto maestoso ― Allegro con spirito.
  • Andantino semplice ― Prestissimo.
  • Allegro con fuoco.

[править] Музыкальная структура

При создании этой музыки композитор использовал разные темы, вдохновившие его на создание одной общей структуры.

В 1-й части музыкального произведения предпочтение отдано украинским народным напевам, а в главной партии — мотиву лирников, услышанному самим П. Чайковским на Украине. Композитор позже писал об этом так: «Слушал лирное пение слепых. Оно называется лирным по названию аккомпанирующего инструмента — лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет. Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный напев и с тем же наигрышем. Я отчасти воспользовался этим напевом в первой части моего фортепианного концерта» [4] . Композитор находил ущербную общность со слепыми музыкантами. Но вместе с тем в интерпретации Чайковского эта мелодия, позаимствованная из грустной старинной песни бродячих слепых музыкантов, как бы несет в себе смертельную хрупкость самого композитора: с одной стороны, это — жажда жизни, с другой — ее трагедийность [1] .

Во 2-й части концерта прослушивается легкий песенный мотив; это, по воспоминаниям самого П. Чайковского, — французская песенка, когда-то бывшая в моде и ее часто напевали его младшие братья [4] .

В финале концерта Чайковский обратился к украинской народной музыке, использовав украинскую песню «Выйди, выйди, Иваньку» [4] .

Весь концерт целиком представляет собой достаточно «легкую» (не путать в легковесной, простой, наивной и т. д.!) по жанру музыку, какой вообще прославился композитор, уйдя от так называемой «сложной» музыки, свойственной русской музыкальной школе (скажем, композиторам «Могучей кучки») [5] . Эта «легкость», музыкальная лучезарность сделала произведение настолько притягательным, что принесло ему неимоверную славу и популярность. Пианист Андрей Гаврилов, который, по собственному выражению, играет этот концерт всю жизнь, сказал: «…это музыкальное сочинение, как бы сотканное из мелодических модуляций человеческой души, эта поющая, симфоническая философия жизни, этот сладкий русский симфонический экзистенциализм принадлежит едва ли не к десятку лучших созданий человеческого гения» [1] .

[править] Непонятые отзывы

С самого начала Чайковский предназначал свое произведения для исполнения Н. Г. Рубинштейном, которому даже посвятил свой концерт [4] [6] . На Рождество 1874 года Чайковский представил законченный, но ещё не оркестрованный концерт Рубинштейну [2] . Однако тому концерт не понравился, он сказал, что это произведение неудобно для исполнения, и отказался от него в таком виде, заявив, что все надо переделать. Чайковский разобиделся, переделывать отказался и зачеркнул посвящение Н. Рубинштейну [6] .

Позже Чайковский писал: «В декабре 1874 года я написал фортепианный концерт. Так как я не пианист, то мне необходимо было обратиться к специалисту-виртуозу, для того чтобы указать мне, что в техническом отношении неудобоисполнимо, неблагодарно, неэффектно и т. д. Мне нужен был строгий, но, вместе, дружественно расположенный ко мне критик только для этой внешней стороны моего сочинения. А главное, я не нуждался в приговоре над художественной стороной. Мне нужны были замечания насчет техники виртуозной, фортепианной. Красноречивое молчание Рубинштейна имело очень знаменательное значение. Он как бы говорил мне: „Друг мой, могу ли я говорить о подробностях, когда мне самая суть противна!“» [7] .

Эту позицию Н. Г. Рубинштейна через многие годы попробовал объяснить советский пианист Лев Оборин: «Первый концерт Чайковского явился произведением, безусловно новаторским для своего времени. Вероятно, именно новизна замысла, а отнюдь не огромные технические сложности заставили Н. Г. Рубинштейна высказать вначале резко отрицательное отношение к концерту» [7] .

Нелестно отозвался о произведении и Э.Ф Направник, возглавлявший в эти годы оркестр Мариинского театра при Петербургской императорской труппе.

Новаторское произведение не было сразу понято и оценено современниками [7] . В истории такое частенько случается.

Тогда пианист Карл Клиндворт, коллега П. И. Чайковского по Московской консерватории, рекомендовал обратиться к немецкому музыканту Г. фон Бюлову. Вот ему и отправил свой концерт Чайковский, и тот сразу же включил новое произведение в свой репертуар [4] [2] .

[править] Первые исполнения

Первое исполнение концерта Бюловым состоялось 25 октября 1875 года в США, в Бостоне [3] [6] под управлением американского дирижера Б. Ланга. По этому поводу Бюлов сообщал Клиндворту: «Исполнение под управлением американца Ланга, которого я нашел и сразу сделал знаменитым, было вполне приличным, а вчера при повторении было принято с восторгом» [4] . Сам автор, находясь в России, прослушать это исполнение не мог.

В России премьера концерта прошла через несколько дней, 1 ноября 1875 года в Санкт-Петербурге под управлением Э. Ф. Направника с солистом Густавом Кроссом [2] — это было первое исполнение русского фортепианного концерта (хотя именно в музыке национальность и государственный язык определяются менее всего), но этим исполнением Чайковский остался крайне недоволен и с нетерпением ждал 3 декабря, когда состоится премьера в Москве в исполнении С. И. Танеева и дирижера… Н. Рубинштейна [4] — того самого Николая Рубинштейна, для которого изначально предполагалось произведение и который отклонил его. Это исполнение, состоявшееся в Москве 3 декабря 1875 года, композитору понравилось [2] .

Обрадованный Чайковский вместо зачеркнутого посвящения Н. Рубинштейну (так и не вернул!) поставил посвящение С. Танееву, а потом, передумав, зачеркнул и это и написал посвящение Г. Бюлову — первому исполнителю своего Первого концерта [3] .

Остается лишь добавить, что в репертуаре Н. Г. Рубинштейна этот концерт № 1 Чайковского занял впоследствии прочное место. Да и многие музыканты неоднократно обращались и продолжают обращаться к нему.

Начиная с 1887 и до конца жизни Чайковский дирижировал сам при исполнениях своего Первого концерта [8] .

5 мая 1891 года Чайковский открыл в Нью-Йорке «Карнеги-холл», произведением «Торжественный коронационный марш», затем был концерт 7 мая, где он дирижировал Третью сюиту и, наконец, 9 мая он продирижировал триумфальным исполнением своего Первого фортепьянного концерта [9] .

[править] Вариации

Тем не менее П. И. Чайковский сам же сделал вторую редакцию своего произведения [10] .

Источник

Оцените статью