1 концерт чайковского для фортепиано с оркестром ноты для фортепиано

Фортепианный концерт №1 (си–бемоль минор)

«Мне кажется, что я действительно одарён свойством правдивым искренно и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводят текст. В этом смысле я реалист и коренной русский человек» — это слова знаменитого композитора России Петра Ильича Чайковского.

Первые уроки нотной грамоты маленький Петр получил от своей матери. Затем учился в классах музыкального общества, преобразованных в Петербургскую консерваторию. По окончании учёбы Чайковский приглашён преподавать Н. Рубинштейном в открывшуюся Московскую консерваторию. В Москве укрепляется авторитет композитора, издаются и исполняются его произведения, ставшие первыми в русской музыке классическими образцами разных жанров – симфонии, фортепианного концерта, балета, и др.

Лирико-психологическая, драматическая направленность творчества Чайковского особенно проявилась в симфонической увертюре по Шекспиру «Буря» и «Ромео и Джульетта», а также «Франческа да Римини» по Данте. Он обращается и к жанру оперы. Лирические сцены «Евгения Онегина» по Пушкину и Четвёртая симфония стали завершением Московского периода творчества.

Примечательно, что время написания «Евгения Онегина» совпадает с его кратковременным супружеством. И оперу композитор, несмотря на бурные протесты критиков, заканчивает единением влюбленных, ведь во время ее написания, получено письмо-признание от будущей супруги Антонины Ивановны Милюковой. После развода, тем не менее, редактирует оперу, завершая ее по Пушкину.

Благодаря многолетней финансовой и моральной поддержке поклонницы таланта фон Мекк – он смог оставить преподавательскую деятельность в консерватории и всецело отдаться сочинительству. Начало 80-х гг (в эти годы композитор пребывал за границей) ознаменовано созданием опер по Ф. Шиллеру «Орлеанская Дева», «Мазепа» по Пушкину, Скрипичного концерта и др. Ширится мировая слава Чайковского. Среди почитателей его музыки – Григ, Дворжак, Сен-Санс, Малер и др. С 1885 г. Чайковский живёт в окрестностях Клина, где создаёт оперы «Чародейка», «Пиковая дама» по Пушкину, «Иоланта». В «Иоланте» композитор раскрывает философскую мысль о том, что не существует для человека того, о чем он не знает. Слепая девушка думает, что не существует мира зрячих. И только любовь открывает ей истину.

Читайте также:  Ноты 8 гласов для литургии

Там же написаны балеты «Спящая красавица» и «Щелкунчик», Пятая и Шестая («Патетическая») симфонии, вскоре после Петербургской премьеры, которой, Чайковский скончался. Он считал симфонию «лиричнейшей из всех музыкальных форм», а последнюю, Шестую, назвал «наиискреннейшей» из всех своих вещей, «исповедью души».

Давая последний концерт, перед вынужденной эмиграцией в зале Московской консерватории, когда смолкли звуки виолончели, М.Л. Ростропович, глядя на портрет Чайковского, произнес: «И все-таки он велик – наш Ильич»!

Источник

книга . Ноты для фортепиано, Чайковский концерт 1, 1977г

Доступно: 1 шт.
Цена: 40.00 р
Положить в корзину
Помощь: Как покупать? Задать вопрос продавцу

—>

Лот размещен: 30/05/2021 13:51:57
Предложение действительно до: 29/07/2021 13:51:57
Лот находится в городе: Пермь (Россия)
Доставка:
по городу: Самовывоз.
по стране и миру: Стоимость доставки по стране и миру узнавайте у продавца.
Доставка, по тарифам транспортной или почты, оплачивает покупатель.
За работу почты ответсвенности не несу, в транспортных можно застраховать товар.
Оплата: Наличные, Банковская карта.
1

1

№134224844

Концерт 1 Чайковского. Для фортепиано с оркестром, 1977год, тираж 14000 экз, состояние на фото.

Обязательно к прочтению! Уважаемый покупатель, перед покупкой лота уточняйте о наличии товара у продавца, т.к. товар выставлен и на других торговых площадках.

Огромная просьба, вопросы по лоту и доставке задавать до покупки.

Обращаю Ваше внимание, доставка производится Почтой России, по тарифам почты, либо Транспортной компанией. Товар упаковываем хорошо.

ВАЖНО. Оплата лота в течение 3-х дней после покупки! Если оплата не произведена в данный срок — сделка аннулируется с отрицательным отзывом!

Источник

Петр Ильич Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор

«За всю свою жизнь я не встретил ни одного человека, который не знал бы этого мотива – от крестьянина до короля», – эти слова пианиста Андрея Владимировича Гаврилова относятся к первым тактам Концерта для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор Петра Ильича Чайковского. Из трех фортепианных концертов, написанных композитором, он исполняется чаще всего. Первым он был не только для Чайковского – это первый фортепианный концерт, созданный русским композитором и завоевавший признание за границей. И действительно, в этом произведении есть все, что нужно, чтобы заслужить любовь публики и исполнителей – и мелодическая красота, и нежнейшая лирика, и мощный порыв к радости жизни, к ощущению ее полноты… и, разумеется, пианистическая виртуозность, способная сделать честь любому исполнителю.

Работая на Концертом, к созданию которого Чайковский приступил зимой 1874 г., композитор не боялся насыщать его фортепианную партию техническими сложностями, напротив – Петр Ильич, по его признанию, «насиловал себя и принуждал голову измышлять фортепианные пассажи». Стремление создать виртуозное произведение не вызывает удивления – ведь именно такого качества ожидает от инструментального концерта и музыкант, и слушатель, а Чайковский, к тому же, ведь рассчитывал на пианиста поистине первоклассного, чье имя было хорошо известно публике того времени. Речь идет о Николай Григорьевиче Рубинштейне – композитору очень хотелось, чтобы именно он стал первым интерпретатором его Концерта.

Какое же разочарование пришлось пережить Чайковскому на Рождество 1874 г.! Он продемонстрировал Рубинштейну готовый, но не оркестрованный еще Концерт, и Николай Григорьевич подверг произведение нещадной критике: пассажи он счел «неуклюжими, избитыми, неловкими» – до такой степени, что сыграть это сочинение невозможно, а произведение в целом показалось ему неисполняемым и даже пошлым, многие его фрагменты, как показалось Рубинштейну, были откуда-то «украдены». Для Чайковского с его душевной ранимостью, это было очень тяжело: Композитору нужна была доброжелательная критика и дружеский совет – а вместо этого он услышал только порицание, высказанное, к тому же, без всякого намека на деликатность. Душевное потрясение, переживаемое Чайковским, было настолько очевидно, что даже Рубинштейн был смущен и уже в более мягких выражениях объяснил ему, что и где следует переделать. Но Чайковский был непреклонен и заявил о своем намерении оставить все так, как есть, ни одной ноты в сочинении не изменив. Именно так он и поступил.

По грандиозности масштаба, разнообразию тем и напряженности «музыкального действа» Концерт можно назвать «фортепианной симфонией». Первую часть открывает патетический и даже трагедийный нисходящий ход в си-бемоль в миноре, но постепенно ре-бемоль мажор вступает в свои права – и уже в этой светлой тональности струнные в октаву мощно пропевают широкую, радостную тему интродукции, сопровождаемую полнозвучными фортепианными аккордами. В следующем разделе – Allegro con spirito – в качестве главной партии звучит мелодия, которую композитор слышал от украинских певцов лириков, но ей придана ритмическая острота и скерциозность. Побочная партия состоит из двух тем – элегически-задумчивой и спокойно-созерцательной. Сжатая, целеустремленная разработка приводит к кульминации, в которой оркестр и аккорды в фортепианной партии образуют канон. В репризе главная партия сокращена и варьирована, побочная же расширена за счет каденции.

Медленная вторая часть исполнена нежной и светлой лирики. Пасторальную тему при первом проведении излагает флейта под пиццикато струнных. В скерциозном среднем разделе Чайковский использовал популярную в то время французскую песенку.

В финале царит стихия народного веселья. По форме он представляет собой рондо, роль рефрена в котором играет слегка измененная мелодия украинской веснянки.

Вхождение Первого концерта Чайковского в исполнительскую практику было не менее сложным, чем его рождение. Мировая премьера состоялась не в России, а в США – в октябре 1875 г., в Бостоне, солировал Ганс фон Бюлов, дирижировал Бенджамин Ланг. Премьера российская последовала в скором времени – в ноябре, и состоялась она в Санкт-Петербурге – за дирижерским пультом стоял Эдуард Францевич Направник, а солировал Густав Кросс. Исполнение не удовлетворило автора, а произведение встретило резкую критику. Более успешной была московская премьера, на которой солировал Сергей Иванович Танеев. Но подлинный успех пришел к Концерту в 1878 г., когда его исполнил Николай Григорьевич Рубинштейн – тот самый Рубинштейн, который так резко раскритиковал его и объявил неисполняемым, но в конечном итоге он же и дал творению Чайковского путевку в жизнь. Победное шествие Первого фортепианного концерта не прекращается и по сей день. Его исполняли Эмиль Григорьевич Гилельс, Артур Рубинштейн, Святослав Теофилович Рихтер, Владимир Самойлович Горовиц и многие другие знаменитые музыканты. Он является обязательным произведением для пианистов на Международном конкурсе им. П.И.Чайковского.

Источник

Чайковский

Жизнь и творчество русского композитора

Первый концерт для фортепиано с оркестром

Первый концерт для фортепиано с оркестром был написан в 1875 году. Он предназначался Чайковским для исполнения Н.Г.Рубинштейну. Однако пианист посчитал концерт чрезмерно сложным и неудобным для исполнения. Чайковский отказался переделывать концерт. Правда, изменил посвящение, сделав его Г.фон Бюлову, знаменитому немецкому пианисту, ученику Ф.Листа. Бюлов исполнил концерт впервые в США, в Бостоне.

В России концерт впервые исполнил С.И.Танеев. Он же в одном из писем назвал его первым русским фортепианным концертом, что соответствовало действительности. Именно Первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского стал первым классическим образцом этого жанра в русской музыке.

В музыке концерта Чайковский использовал украинские народные темы. В 1 части, в главной партии им использован напев лирников, услышанный им на Украине. Сам композитор писал об этом так: «Слушал лирное пение слепых. Оно называется лирным по названию аккомпанирующего инструмента — лира, которая, впрочем, с античной лирой ничего общего не имеет. Замечательно, что все слепые певцы в Малороссии поют один и тот же вечный напев и с тем же наигрышем. Я отчасти воспользовался этим напевом в первой части моего фортепианного концерта». В финале концерта Чайковский использовал украинскую песню «Выйди, выйди, Иваньку.» По воспоминаниям М.И.Чайковского, во 2 части концерта композитор использовал французскую песню, которую часто напевали его младшие братья.

Замена имени Н.Рубинштейна именем Бюлова на рукописи Первого фортепианного концерта вызвана обидой Чайковского за уничтожительный приговор его ментора и директора консерватории, который вынес тот по поводу фортепианного концерта ор.23, когда Чайковский проиграл ему его в рождественский вечер 1874 года. Рубинштейн сказал, «что мой концерт никуда не годится. » В ответ Чайковский заявил: «Я не изменю ни единой ноты. » Карл Клиндворт, высоко чтимый Чайковским как пианист и коллега по Московской консерватории, рекомендовал фон Бюлова, своего коллегу и друга, в качестве исполнителя, в то время как Чайковский сначала имел в виду своего ученика С.И.Танеева. Клиндворт передал Бюлову рукописную партитуру фортепианного концерта с посвящением, которому Бюлов особенно обрадовался. Бюлов в письме к Чайковскому от 13 июня 1875 года поблагодарил и выразил сое восхищение новым произведением. Бюлов сообщил, что он будет играть этот фортепианный концерт во время своего турне по Америке осенью 1875 года. Чайковский с радостью ответил 1 июня 1875 г., что он чувствует себя очень польщенным. Тщательно готовился Бюлов к первому исполнению: «Я испытал удовольствие, овладевая концертом Чайковского, посвященным мне. Он требует очень больших усилий, но стоит их».

25 октября 1875 года он исполнил концерт в первый раз, а именно в Бостоне с американским дирижером Б.Лангом, «молодым элегантным коллегой». Бюлов сообщал Клиндворту: «Исполнение под управление американца Ланга, которого я нашел и сразу сделал знаменитым, было вполне приличным, а вчера при повторении было принято с восторгом . Критика пока несколько тяжеловесна и неуверена, но она еще больше обратит внимание на Чайковского, как только успех будет подтвержден в Нью-Йорке и Филадельфии. Сообщи о прилагаемых рецензиях, твоему, нашему другу, он, конечно, будет благодарен тебе, ведь это ты впервые вызвал мой интерес к нему.» О концерте в Нью-Йорке 22 ноября 1875 года Бюлов писал Клиндворту: «Концерт под управлением Дамроша прошел здесь еще лучше, чем в Бостоне, решительно завоевал всех и в субботу будет исполнятся еще раз. Чайковский сделался популярным в Новом Свете.»

Чайковский благодарил Бюлова в письме 1 декабря 1875 г., где писал, что он очень хотел бы присутствовать на концертах в Америке, чтобы познакомиться с интерпретацией Бюлова, поскольку он недоволен премьерой своего концерта 1 ноября 1875 года в Санкт-Петербурге под руководством Э.Ф.Направника с солистом Густавом Кроссом. Он надеется на успех второго исполнения, которое состоится через два дня в Москве, а именно с солистом С.Танеевым и дирижером Н.Рубинштейном. Последний пересмотрел свое прежде отрицательное мнение, и, может быть благодаря интересу Бюлова к этому произведению, сам решил сначала продирижировать его в Санкт-Петербурге и Москве, а потом впервые сыграть его. Впоследствии концерт занял в репертуаре Рубинштейна прочное место.

Во время гастролей Чайковского по Америке в 1891 году неоднократно звучал Первый концерт. Играли его и под управлением композитора при открытии в Нью-Йорке зала «Карнеги — холл». Популярность этого сочинения Чайковского, получившего свое признание именно в этой стране более десяти лет назад, проявилась в том, что всевозможные приглашения и приветствия Чайковскому издавались с темами из Первого концерта.

Примечательно, что в последний свой концерт 16 октября 1893 года, когда состоялась премьера Шестой симфонии, Чайковский также исполнил свой Первый концерт. Его играла пианистка Аус дер Оэ, участница американских гастролей Чайковского. Таким образом Чайковский простился с русской публикой, со своими современниками — музыкой Шестой симфонии и Первого концерта для фортепиано с оркестром.

В настоящее время Первый концерт Чайковского — одно из самых репертуарных его произведений. Особенно часто оно звучит в дни конкурса имени Чайковского в Москве.

КОНЦЕРТ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО С ОРКЕСТРОМ № 1, Ор. 23, си-бемоль минор. Запись в mp3

Берлинский филармонический оркестр. Дирижер Герберт фон Караян, солист Святослав Рихтер. Запись 1963 года.

Источник

Оцените статью