- 1 соната бетховена 1 часть ноты для скрипки
- Violin Sonata No. 1 (D-dur), Op. 12 No. 1
- Соната для скрипки № 1 (Бетховен)
- Содержание
- Возникновение
- Под музыку
- Часть 1: Allegro con brio
- 2-я часть: Тема с вариациони. Andante con moto
- 3-я часть: Рондо. Аллегро
- эффект
- Людвиг ван Бетховен / Ludwig van Beethoven — Лунная Соната (Соната №14)
- Людвиг ван Бетховен. Сонаты для скрипки и фортепиано Op. 12
1 соната бетховена 1 часть ноты для скрипки
- Поддержите наш сайт →
Violin Sonata No. 1 (D-dur), Op. 12 No. 1
Приехав на двадцать третьем году жизни в одну из столиц европейской музыкальной культуры — Вену, амбициозный провинциал Людвиг ван Бетховен начинает стремительно реализовывать свою идею покорения музыкальной и аристократической общественности. Довольно скоро ему удается завоевать славу блестящего пианиста-импровизатора, в обучение к которому мечтают попасть все венские придворные. Однако с признанием композиторского таланта дело обстоит куда сложнее — даже учитель Бетховена прославленный Йозеф Гайдн не всегда понимает «странных» музыкальных идей своего подопечного. Осознавая свою творческую непохожесть на всех окружающих его музыкантов, Бетховен придерживает многие свои только что написанные произведения от издателей: его первый официальный опус — 3 трио — относится лишь к 1795 году (к этому моменту молодой композитор уже не менее тринадцати лет целенаправленно занимается сочинением музыки).
Собственный взгляд на традицию камерного музицирования ощущается и в его первых произведениях для скрипки с фортепиано — трех сонатах соч. 12, которые Бетховен посвящает другому своему учителю, Антонио Сальери. Недоумевающие меломаны не обнаружили в этих сонатах никаких признаков камерной музыки XVIII века: милой сердцу кантилены, напоминающей об исполнительских традициях оперных примадонн и кастратов, изящных менуэтов и гавотов, наконец, самой атмосферы галантного светского общения, перенесенной на диалог фортепиано и солирующего инструмента. Вместо этого с первых же тактов первой сонаты дает о себе знать смелый бетховенский нрав и бескомпромиссность в трактовке технических и выразительных возможностей инструментов.
Источник
Соната для скрипки № 1 (Бетховен)
Соната № 1 ре мажор, соч. 12 № 1 является соната для скрипки и фортепиано на Людвига ван Бетховена .
Содержание
Возникновение
Сонаты для скрипки op.12 были написаны в 1797 и 1798 годах. Бетховен посвятил сонаты, опубликованные в 1798 году под названием Tre Sonate per il Clavicembalo o Forte-Piano con un Violino, своему учителю Антонио Сальери (возможно, с надеждой продвинуть свою карьеру через него). Учитель).
Под музыку
Бетховен был знаком со скрипкой со времен своего пребывания в придворном оркестре Бонна, где он играл на скрипке, и продолжил совершенствовать ее после переезда в Вену . Еще в 170/92 году он сочинил сонату ля мажор (Гесс 46), остававшуюся фрагментом, и рондо соль мажор WoO 41 , где вторичная тема развивалась в контрапункт основной. В своих скрипичных сонатах Бетховен продолжил путь Вольфганга Амадея Моцарта . В своих скрипичных сонатах он начал развивать скрипку, которая до Моцарта выполняла только аккомпанирующую функцию в сонатах Иоганна Шоберта и Иоганна Кристиана Баха , чтобы стать равноправным партнером фортепиано.
Бетховен следует своей модели в трехчастных сонатах с вступительным аллегро в сонатной форме и финальным рондо . Скрипичные сонаты Бетховена характеризуются диалогом между фортепиано и скрипкой и отличаются от более ранних произведений этого жанра, которые были задуманы как легкая музыка — с ужасающей реакцией публики — за счет использования синкопальных состояний и своеобразных модуляций и ритмов .
Часть 1: Allegro con brio
Образный образец этого движения указывает на струнный квартет № 3 Бетховена 1798/99 г. № 3 ре мажор, соч. 18.3 , который также был ре мажор .
Четырехтактовое вступление с его ломаным трезвучием ре мажор перекликается с трезвучием ми-бемоль мажор, вводящим вариации WoO 46 . Восьмая часть основной темы продолжается во второй теме, которая начинается не с доминанты, а с двойной доминанты . Другие мотивы — это нисходящая гамма и группа из четырех тактов. В конце движения нет кода , только перепросмотр .
2-я часть: Тема с вариациони. Andante con moto
Тема, состоящая из 32 тактов, сопровождается четырьмя вариациями и кодой.
3-я часть: Рондо. Аллегро
Рондо, которое находится в промежутке 6/8, отклоняется от обычной схемы, поэтому музыковед Дитер Рексрот пришел к выводу, что «Бетховен [. ] в этом движении переплетал форму рондо с формой сонаты». Бетховен добился этого u. а. путем разработки темы и мотивационной работы. Развивающая часть финала разделяет с фа мажором ключ развития первой части.
эффект
Ошеломленная реакция публики на первые скрипичные сонаты Бетховена — посвященный Антонио Сальери, как говорят, странно отреагировал на новый стиль музыки — отражена в обзоре Allgemeine Musikischen Zeitung :
«Бесспорно, господин фон Бетховен идет своим путем: а что странное, трудная прогулка это! Преподавали, учили и постоянно учили, и ни природы, ни песни [. ] Нежелание, к которому человек не испытывает особого интереса, поиск редких модуляций, отвращение к обычным связям, накопление трудностей за трудностями, которые испытываешь. Вы теряете терпение и радость «.
Композитор Роберт Шуман возражал этому, когда писал в 1836 году:
«Да, это естественно и по природе вещей. Прошло тридцать семь лет: имя Бетховен раскрывалось, как небесный подсолнух, а рецензент сжимается до тупой крапивы на чердаке ».
Источник
Людвиг ван Бетховен / Ludwig van Beethoven — Лунная Соната (Соната №14)
Людвиг ван Бетховен родился 17 декабря 1770 года в городе Бонн, в Германии. Первоначальное музыкальное образование получил у отца, певчего Боннской придворной капеллы, и его сослуживцев. Отцу маленького Людвига, Иоганну ван Бетховену (1740 — 1792) не давали покоя лавры Вольфганга Амадея Моцарта (Wolfgang Amadeus Mozart), поэтому обучение музыке будущего композитора проводилось зачастую довольно жестокими методами. Принуждениями и побоями отец заставлял 4-х летнего ребёнка часами просиживать за фортепиано и заучивать упражнения на скрипке. В 1782 году Бетховен уже написал три сонаты для клавесина, ему тогда шёл 13-й год. В шестнадцатилетнем возрасте Людвиг уже пользовался широкой известностью в Бонне. В 1787 Бетховен встретился в Вене с В. А. Моцартом . Прослушав игру юного Бетховена Моцарт сказал: «Обратите внимание на него. Он всех заставит о себе говорить». Внезапно получив известие о болезни матери Людвиг был вынужден срочно вернуться в Бонн; впоследствии он учился в Вене у Й. Гайдна (Franz Joseph Haydn), И.Г.Альбрехтсбергера и А. Сальери.
К началу 1800-х гг. Бетховен — автор многих произведений, поражавших современников драматизмом и новизной музыкального языка. В их числе: фортепьянные сонаты № 8 («Патетическая»), 14 (т. н. Лунная), соната №21 (Аврора), первые 6 струнных квартетов.
В 1800 была исполнена 1-я симфония Бетховена. Прогрессирующая глухота, первые признаки которой появились в 1798, заставила Бетховена впоследствии постепенно сократить концертную деятельность, а после 1815 от неё отказаться. В произведениях 1802-12 полностью выявились характерные признаки зрелого стиля Бетховена. В последний период творчества появились 9-я симфония с заключительным хором на слова оды «К радости» Шиллера и Торжественная месса, а также шедевры его камерной музыки — сонаты для фортепьяно № 28-32 и квартеты № 12-16.
На формирование мировоззрения Бетховена сильнейшее воздействие оказали события Великой французской революции и эпохи наполеоновских войн; его творчество тесно связано с современным ему искусством, литературой, философией, с художественным наследием прошлого (Гомер, Плутарх, Уильям Шекспир, Жан Жак Руссо, Иоганн Гёте, Иммануил Кант, Фридрих Шиллер). Основной идейный мотив творчества Бетховена — тема героической борьбы за свободу, воплощённая с особенной силой в 3-й, 5-й, 7-й и 9-й симфониях, в опере «Фиделио», в увертюре «Эгмонт», в фортепьянной сонате № 23 (т. н. Аппассионата) и др. Вместе с тем Бетховен создал множество сочинений, выражающих тончайшие личные переживания: знаменитая «Лунная» соната была посвящена графине Джульетте Гвиччарди — первой любви композитора; 3-я симфония («Героическая») была сочинена в честь Наполеона, несущего, как виделось Бетховену, знамя республиканства в старую Европу, но в последствии с принятием Наполеоном титула императора, композитор с болью в сердце перефразировал посвящение в «Героическая симфония, сочинённая в память Великого Человека»; 4-я симфония сотворена под впечатлениями лета 1806 года, которое он провёл в имении своих друзей Брунсвиков, в венгерском городке Коромпа, где обрёл любовь в лице Терезы Брунсвик; 5-я симфония — «симфония Судьбы», написана под гнетущими переживаниями, связанными с прогрессирующей глухотой, в симфонии можно почувствовать, как Судьба стучит в двери, но несокрушимая душа мечется, пытается уйти от тьмы и найти свет; пытаясь найти успокоение в единении с природой рождается 6-я симфония «Пасторальная» (пастушеская, сельская); 9-я симфония — итог всей жизни, его страстей, волнений и радостей, призыв не падать духом и никогда не сдаваться.
Представитель венской классической школы, Бетховен вслед за И. Гайдном и Вольфгангом Моцартом разрабатывал формы классической музыки, позволяющие отразить разнообразные явления действительности в их развитии. Сонатно-симфонический цикл был Бетховеном расширен, наполнен новым драматическим содержанием. В трактовке главной и побочной партий и их соотношения Бетховен выдвинул принцип контраста как выражения единства противоположностей. Этим в значительной мере обусловлены расширение круга тональностей побочных партий, повышение роли связующих и заключительных партий, увеличение масштаба разработок и введение в них новых лирических тем, динамизация реприз, перенесение общей кульминации в развёрнутую коду. С этим же связано и более широкое понимание границ тональности и сферы действия тонального центра, чем у его предшественников. Бетховен расширил оркестровые диапазоны ведущих голосов, интенсифицировал выразительность всех оркестровых партий.
Бетховен начинал свой творческий путь как новатор и преобразователь пианизма. Он был не только великий композитор, но гениальный исполнитель и непревзойдённый импровизатор. В своё творчество он внёс новые неожиданные изменения, которые с трудом принимались его современниками: это значительное обогащение стиля, расширение границ пианизма. Новые средства выразительности Бетховен черпал из собственных технических возможностей. Бетховен один из первых начал подробнейшим образом сопровождать нотный текст подробными словесными ремарками и динамическими указаниями, проставлять точный темп и педализацию.
Творчество Бетховена привлекает внимание многих отечественных и зарубежных исследователей-теоретиков: Г. Галя, П. Миса, Г. Ноттебома, А. Шмитца, Г. Яловеца; В. Бобровского, А. Климовицкого, Л. Мазеля, Ю. Холопова, А. Альшванга, Б. Асафьева, А. Глазунова, Б. Яворского.
Бетховен скончался в Вене 26 марта 1827 от цирроза печени, осложненного водянкой (вследствие перенесенного в 1825 гепатита).
Источник
Людвиг ван Бетховен. Сонаты для скрипки и фортепиано Op. 12
Наряду с фортепиано скрипка занимает важное место в творчестве Людвига ван Бетховена. Подобно многим музыкантам той эпохи, он с детства обучался искусству игры на обоих инструментах, и в течение всей творческой жизни он создавал произведения для скрипки, начиная с Двенадцати вариаций для скрипки и фортепиано на тему из оперы «Свадьба Фигаро», написанных в 1793 г. Среди этих произведений – десять сонат для скрипки и фортепиано. Этот жанр всегда являлся для Бетховена «пространством для экспериментов», и к скрипичным сонатам это относится в той же мере, что и к фортепианным. На примере сонат для скрипки тоже в полной мере прослеживается путь композитора от подражания предшественникам к своему собственному, неповторимому композиторскому облику.
Все бетховенские скрипичные сонаты снабжены посвящениями. Не стали исключением и первые три сонаты, составляющие Op. 12, опубликованные в 1799 г. Композитор посвятил их Антонио Сальери, сыгравшему значительную роль в его композиторском становлении – ведь занятия с Йозефом Гайдном ни к чему не привели, истинного наставника Бетховен обрел в лице Сальери. Некоторые исследователи предполагают, что посвящение диктовалось не только желанием выразить признательность учителю, но и стремлением заручиться поддержкой влиятельного композитора, которая была бы очень кстати молодому музыканту – однако, взаимоотношения Бетховена и Сальери и без того были очень хорошими и оставались таковыми, когда обучение было уже завершено (например, в 1806 г. Сальери помогал Бетховену, не имевшему опыта в области оперного жанра, в работе над оперой «Фиделио»), и в подобных «стимулах» не было нужды.
Людвиг ван Бетховен довольно быстро завоевал в Вене исполнительскую славу, но утвердить себя в качестве композитора оказалось намного сложнее – слишком уж необычным казался современникам его музыкальный язык, озадачивший даже Йозефа Гайдна. Печать этой яркой индивидуальности очевидна уже в ранних его сочинениях. Это относится и к первым скрипичным сонатам. В определенной степени в них ощущается влияние Йозефа Гайдна и Вольфганга Амадея Моцарта. Сонаты эти трехчастны (впоследствии композитор будет обращаться к четырехчастному циклу). Но даже эти ранние сонаты не вполне отвечали традициям камерного музицирования XVIII столетия с его сладостной кантиленой, изысканными менуэтами и «галантными диалогами» между солирующей скрипкой и сопровождающим ее фортепиано – Бетховен склонен был трактовать выразительные возможности инструментов по-новому.
Первая часть Сонаты № 1 ре мажор – Allegro con brio – открывается краткой фанфарной интонацией, которую решительно проводят в октаву оба инструмента. Из этой интонации вырастает не только главная партия, но и все темы экспозиции (и в этом можно усмотреть прообраз принципа монотематизма, который столь широко будет представлен у романтиков, в особенности у Ференца Листа). Вторая часть – Andante con moto – представляет собой тему с четырьмя вариациями. Широкую, благородную тему сначала излагает фортепиано, а затем перенимает скрипка. В вариациях соотношение партий меняется: в первой доминирует фортепиано с его богатой фактурой, во второй на первый план выступает изысканная скрипичная партия. Особым драматизмом отличается третья вариация, четвертая вносит успокоение. Главная тема финала с ее смещенным на второй такт акцентом возвращает к активным образам, подготавливая появление еще более действенных, «наступательных» тем. Развитие устремляется к коде, которую композитор удлиняет за счет модуляций в далекие тональности.
Первая часть Сонаты № 2 ля мажор – Allegro vivace – начинается с быстрой трехдольной темы, имеющей оттенок танцевальности, но соотношение инструментов необычно: мелодию поначалу проводит фортепиано, а скрипка аккомпанирует ей – и по ходу изложения темы они время от времени «меняются местами». Разработка отмечена неожиданной модуляцией в до мажор, но серьезных изменений музыкальный материал экспозиции в ней не претерпевает, однако развитие продолжается в коде. Во второй части – Andante piu tosto allegretto – лиричную, но по-бетховенски сдержанную тему с многочисленными пунктирными фигурами сначала излагает фортепиано, затем подхватывает скрипка. Более напевна и изысканна вторая тема, излагаемая ровными длительностями. Третья часть – Allegro piacevole – легкое, «беззаботное» рондо.
В Сонате № 3 в особенности ощутим напор и темперамент будущего автора Патетической сонаты. Первая часть – Allegro con spirito – держит в напряжении обоих исполнителей, и скрипичная, и фортепианная партии изобилуют пассажами. Часть вторая – Adagio con molto espressione – представляется самой проникновенной медленной частью в этом сонатном опусе. Активному, подвижному финалу в форме рондо задает тон «смеющаяся» фигура с повторяющимися нотами в основной теме
Уже в первых скрипичных сонатах Бетховена очевиден окончательный разрыв с дивертисментными традициями: целеустремленные сонатные allegro, глубокомысленные медленные части, ярко выраженное жанровое начало в финалах.
Источник