103 симфония гайдна ноты для фортепиано

103 симфония гайдна ноты для фортепиано

Сайт для учеников Е. А. Климина . и не только

Франц Йозеф Гайдн (1732-1809)

Симфония № 103, Ми-бемоль мажор, «С тремоло литавр» (из числа двенадцати «Лондонских симфоний»)

Й.Гайдн. Великий австрийский композитор. Портрет кисти Джона Коппнера, сделанный во время пребывания композитора в Лондоне. За свою жизнь австрийский композитор Йозеф Гайдн написал более ста симфоний. Согласно каталогу, который он составил для своих сочинений в конце жизни, последняя из них идет под номером 104, но кроме того, найдено несколько рукописей, не вошедших в каталог, так что число еще больше. Сам Гайдн называл их просто симфониями, однако слушатели дали некоторым из них особые имена. С помощью этих названий проще было отличать многочисленные симфонии Гайдна друг от друга, ведь во времена, когда они появились, он еще не создал своего каталога и номеров у них не было.

Литавры – ударный инструмент, большие медные котлы с натянутой на них сверху кожей (сейчас вместо кожи используют сверхпрочные синтетические материалы). Тремоло – частые удары в этот инструмент. Прием тремоло используется также при игре на многих других инструментах.

Вот некоторые названия симфоний Гайдна:

— № 45 — «Прощальная». В конце произведения Гайдн дал князю Эстергази намек на то, что музыканты недовольны тем, как он с ними обходится, и готовы с ним попрощаться, если тот не выплатит им жалование и не отпустит к семьям.

Читайте также:  1 антифон знаменный распев ноты для

— № 82 – «Медведь». В ней есть наигрыш, похожий на мелодии, которые играли поводыри ручных медведей.

— № 94 – «Сюрприз». В медленной части симфонии неожиданно раздаются громкие аккорды и удары литавр. Они должны были разбудить одну пожилую леди, которая любила дремать на концертах.

— № 101 — Симфония «Часы» с мерным тиканьем аккомпанемента во второй части.

— № 103 — Симфония «С тремоло литавр».

В 1790-х годах Гайдна дважды приглашали в Лондон, где его музыка имела огромный успех. Специально для концертов в этом городе он написал двенадцать своих последних симфоний (№№ 93-104) и сам руководил их исполнением. Эти симфонии называют Лондонскими , в их число входит и симфония №103 Ми-бемоль мажор «С тремоло литавр».

​ ​ Интерьер Королевского театра Ковент-Гарден в Лондоне, где состоялась премьера Симфонии Й.Гайдна №103 «С тремоло литавр».

Первая часть Симфонии № 103 написана в сонатной форме. Сонатная форма (как в данной симфонии, так и в других произведениях) основана на противоборстве двух начал: главной партии и побочной партии, звучащих в разных тональностях. Однако здесь в борьбу включается также и тема вступления, которая звучит в начале и затем не раз напоминает о себе на протяжении всей части. Но прежде всего мы слышим тремоло литавр, благодаря которому симфония и получила свое название. За устрашающими ударами, похожими на дальние раскаты грома, следует мрачная и таинственная тема вступления:

Й. Гайдн. Симфония № 103. I часть. Тема вступления.

Здесь и далее – исполняет Оркестр Халле под управлением Лесли Хьюарда (Halle’ Orchestra, Leslie Heward), запись сделана в 1941 г.

После такого вступления полной неожиданностью оказывается главная партия, искрящаяся лучезарным оптимизмом, за который поклонники музыкального искусства во все времена любили Гайдна. Начинается она тихой, но задорной темой, которую ведут струнные инструменты, а затем весь оркестр как будто взрывается безудержным весельем. Это место один из современных учеников музыкальной школы метко сравнил с пенной струёй, вырывающейся из бутылки с шампанским. Неизвестно, с чем сравнивал его сам Гайдн, но игристые вина из французской провинции Шампань были весьма популярны в Англии в XVIII веке.

Й. Гайдн. Симфония № 103. I часть. Тема главной партии.

В конце XVIII века, когда была написана симфония № 103, в моду стал входить новый танец вальс. Столицей этого танца по праву считается Вена, где Гайдн прожил большую часть жизни. В характере быстрого вальса звучит тема побочной партии:

Й. Гайдн. Симфония № 103. I часть. Тема побочной партии.

Согласно канонам построения симфонического цикла, II часть идет в медленном темпе. В симфонии Гайдна Ми-бемоль мажор это вариации на две темы. Вариации это такая форма, где тема, показанная в начале, затем звучит еще несколько раз, но каждый раз в измененном виде. В данном случае таким видоизменениям подвергаются не одна, а две темы.

Первая тема написана в до миноре. Не смотря на темп, весьма она темпераментная. Благодаря повышению некоторых ступеней (обратите внимание, сколько в мелодии диезов и бекаров) она сходна с венгерской народной музыкой. Особенно ярко, с характерным национальным колоритом, звучит увеличенная секунда (Ми-бемоль – Фа-диез) на третьей ступени в начале темы. Музыка с таким, истинно мужским, характером звучала в Венгрии, когда молодых парней провожали в армию, и называлась вербункош (от слова «вербовать» ).

Й. Гайдн. Симфония № 103. II часть. Первая тема вариаций.

Вторая тема вариаций звучит в одноименном мажоре. Это не менее мужественная музыка в характере марша. Здесь тоже есть особенная ступень, нетипичная для классического мажора: четвертая повышенная (Фа-диез). В музыкальном искусстве, порой, такой маленькой детали оказывается достаточно, чтобы музыка стала гениальной. Попробуйте сыграть мелодию с обычной нотой Фа в первом такте, и она сразу же поскучнеет.

Й. Гайдн. Симфония № 103. II часть. Вторая тема вариаций.

Третья часть этой симфонии, как и в других симфониях XVIII века, называется менуэт. Менуэт – это галантный танец в размере 3/4, который был чрезвычайно популярен в аристократических кругах. Однако к моменту создания симфонии «С тремоло литавр» он уже вышел из моды, и Гайдн позволил себе по-новому взглянуть на этот жанр. Менуэт из 103-й симфонии Гайдна похож не столько на изящный аристократический танец, сколько на грубоватую крестьянскую музыку.

Й. Гайдн. Симфония № 103. III часть. Менуэт.

Во времена Гайдна было принято так, что в начале и конце менуэта играл весь оркестр, а в середине – только трое или чуть больше самых опытных музыкантов. Середина менуэта называется трио.

Й. Гайдн. Симфония № 103. III часть. Тема трио.

Валторна конца XVIII века. В отличие от современной, у нее нет клапанов. Из-за этого на ней возможно брать далеко не все звуки, но по мнению многих, звучание таких валторн было чище и звонче.

Финал симфонии открывает так называемый золотой ход валторн , затем на его фоне звучит оживленная тема главной партии. Такое звучание валторн, медных духовых инструментов, в те времена ассоциировалось с охотой потому, что подобные сигналы разносились на большое расстояние и помогали охотникам, находящимся в разных концах леса, действовать сообща.

Й. Гайдн. Симфония № 103. IV часть. Тема главной партии.

Побочная партия этой части основана на той же теме, что и главная, но показывает её немного иначе. Возникает ощущение, что солнце гайдновского жизнелюбия на мгновение заходит за облачко, чтобы затем засиять еще ярче.

Й. Гайдн. Симфония № 103. IV часть. Тема главной партии.

Слушать симфонию Йозефа Гайдна № 103 Ми-бемоль мажор «С тремоло литавр» целиком:

Источник

Гайдн симфония 103

Гайдн. Симфония 103 «С тремоло литавр», ми-бемоль мажор (1794)

I. Allegro con spirito. II. Andante. III. Minuetto. IV. Allegro con spirito

По яркости музыкальных образов, их многообразию и внутренней спаянности симфония «С тремоло литавр» занимает едва ли не первое место в Лондонском цикле. Развитие музыки изобилует живыми, сочными находками, смелыми сопоставлениями.

Гайдн Симфония 103. I часть

Вступительный раздел произведения обширен и значителен. Он начинается тремоло литавр (отсюда и название симфонии). Сначала оно бесшумно, чуть слышно. Затем звучность несколько усиливается, но все же остается очень скромной по сравнению с динамическими возможностями инструмента.

Интересно, что сумрачная, суровая мелодия, звучащая далее во вступлении, появляется затем и в центральном разделе I части, и в заключительном ее эпизоде. Однако это еще более оттеняет характер музыки – скерцозный, танцевальный, кипучий.

Гайдн Симфония 103. II часть

Вторая часть произведения строится на противопоставлении двух тем. Одна – хорватского происхождения – изумительна по своей гибкости и простоте (в ней ощутимы интонации цыганско-венгерских напевов). Другая звучит более светло, торжественно. Она отличается маршевостью, и где-то даже помпезностью.

Вслед за изложением обоих тем композитор (впервые в симфоническом жанре!) применяет принцип их поочередного варьирования.

Они то излагаются громогласно всей массой оркестра, то прячутся в густых зарослях подголосков, то вдруг приобретают грозный оттенок…

Энергична III часть симфонии – менуэт. Радостно «улыбаются» форшлаги. Пикантно звучат синкопированные перебои мелодии. В трио слышится мягкость, спокойствие, чувствуется много воздуха, света…

Гайдн Симфония 103 «С тремоло литавр». Финал

Начало финальной части сразу же настораживает. Издалека доносится призывный клич валторны, ему отвечает кокетливая фраза скрипок. После столь деликатной завязки – снова контраст. Панораму финала композитор разворачивает с присущими ему размахом и фантазией.

Темы, сливаются, передразнивают друг друга, меняют свой облик. Буйная радость и неукротимая жизненная энергия Гайдна кажутся беспредельными. Между тем композитору в годы создания Лондонских симфоний шел уже седьмой десяток…

Гайдн Симфония 103. Слушать онлайн

Haydn Symphony 103 Pierre Boulez Chicago SO

Источник

Скачать бесплатно ноты и партитуры по запросу:
Гайдн Симфония 103 Переложение Для Фортепиано

Перевод: Симфония No. 103 ми-бемоль мажор, Hob. I . Для скрипки, фортепиано и фисгармонии. Гайдн , Джозеф.

Перевод: Партия скрипки. Симфония No. 103 ми-бемоль мажор, Hob. I . Для скрипки и фортепиано . Гайдн , Джозеф.

Перевод: Клавир и партии. Симфония No. 103 ми-бемоль мажор, Hob. I . Для скрипки, виолончели и фортепиано .

Перевод: Клавир . Симфония No. 103 ми-бемоль мажор, Hob. I . Для скрипки и фортепиано . Гайдн , Джозеф.

Перевод: Симфония No. 103 ми-бемоль мажор, Hob. I . Для фортепиано в 4 руки. Механизмы и переложения . Ульрих.

Перевод: Симфония No. 103 ми-бемоль мажор, Hob. I . Для фортепиано в 4 руки. Механизмы и переложения . Ульрих.

Перевод: Симфония No. 103 ми-бемоль мажор, Hob. I . Для фортепиано в 4 руки. Механизмы и переложения . Ульрих.

Перевод: Виолончели. Симфония No. 103 ми-бемоль мажор, Hob. I . Для фортепианного трио. Гайдн , Джозеф. Выбор.

Перевод: Симфония No. 103 ми-бемоль мажор, Hob. I . Для фортепиано в 4 руки. Механизмы и переложения . Ульрих.

Перевод: Симфония No. 103 ми-бемоль мажор, Hob. I . Для фортепиано только. Механизмы и переложения . Рог.

Перевод: Скрипка часть. Симфония No. 103 ми-бемоль мажор, Hob. I . Для фортепианного трио. Гайдн , Джозеф.

Перевод: Клавир . Симфония No. 103 ми-бемоль мажор, Hob. I . Для фортепианного трио. Гайдн , Джозеф.

Источник

Йозеф Гайдн. Симфония № 103 «С тремоло литавр»

Йозеф Гайдн. Симфония № 103 «С тремоло литавр»

Йозеф Гайдн — великий австрийский композитор. Он оставил множество произведений почти во всех музыкальных жанрах и формах, существовавших в его время. Моцарт, его друг и младший современник, писал: «Никто не в состоянии делать всё: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и всё одинаково хорошо, как это умеет Гайдн».

Музыкальные образы его сочинений навеяны жизнью и бытом австрийского крестьянства. Картины мирной счастливой жизни, танцы и хороводы, природа, радости крестьянского труда составляют содержание его произведений. Многие мелодии, сочинённые Гайдном, становились народными и распевались теми, кто даже не знал имени их создателя. Оптимистическое отношение к жизни отразилось в его музыке жизнерадостной, пронизанной сияющей улыбкой и народным юмором.

Основное историческое и художественное значение приобрела инструментальная музыка Гайдна симфоническая и камерная, а также оратории «Сотворение мира» и «Времена года». С творчеством композитора связан расцвет таких жанров, как симфония, струнный квартет, клавирная соната.

Одной из главных исторических заслуг Гайдна является то, что именно в его творчестве приобрела окончательный вид симфония. Над этим жанром он работал в течение тридцати пяти лет, отбирая самое необходимое, совершенствуя найденное. Его творчество предстаёт как сама история формирования этого жанра.

Прежде всего, давайте разберёмся, что же это такое?

Симфонии принадлежит одно из самых почётных мест среди самых различных жанров. Всю историю своего существования она чутко отражала своё время: симфонии Гайдна, Моцарта, Бетховена, Берлиоза, Прокофьева, Шостаковича — размышления об эпохе, человеке, истории мира и жизни на земле. Любая симфония — целый мир. Мир художника, мир его времени.

Симфония — один из самых сложных жанров музыки, не связанных с другими искусствами. Она требует от нас вдумчивости, обобщения. Германия той эпохи была центром философской мысли, отразившей социальные сдвиги в Европе. Кроме того, в Германии и Австрии сложились богатые традиции инструментальной музыки. Здесь и появилась симфония. Она возникла в творчестве композиторов чехов и австрийцев и окончательно сложилась в творчестве Гайдна.

Классическая симфония сформировалась как цикл из четырёх частей, которые воплощали в себе разные стороны человеческой жизни.

Первая часть симфонии быстрая, активная, иногда предваряемая медленным вступлением. Она пишется в сонатной форме в быстром темпе.

Вторая часть — медленная — обычно задумчивая, элегическая или пасторальная, то есть посвящённая мирным картинам природы, спокойному отдохновению или мечтам. Бывают вторые части и скорбные, сосредоточенные, глубокие.

Третья часть — менуэт, а позднее и скерцо. Это игра, веселье, живые картинки народного быта.

Четвертая часть — финал — итог всего цикла, вывод из всего, что было показано, продумано, прочувствовано в предыдущих частях. Часто финал отличается патетикой жизнеутверждения, торжественным, победным или праздничным характером.

В такой форме писались симфонии Гайдна. В творчестве Гайдна утвердилось особое отношение к симфонии. Она была рассчитана на массовую аудиторию, имела больший масштаб и силу звучания. Исполнял симфонии симфонический оркестр, состав которого также утвердился в творчестве Гайдна. Хотя в то время в состав оркестра входили ещё немногие инструменты: скрипки, альты, виолончели и контрабасы — в струнно-смычковую группу; деревянную группу составляли флейты, гобои, фаготы (в некоторых симфониях Гайдн использовал и кларнет).

Из медных инструментов были представлены валторны и трубы.

Из ударных инструментов Гайдн использовал в своих симфониях только литавры. Исключение составляет соль мажорная «Лондонская симфония» («Военная»), в которую композитор ввёл ещё треугольник, тарелки, большой барабан.

Ярким примером симфонического цикла в творчестве Гайдна является одна из «Лондонских симфоний» — Симфония № 103 ми бемоль мажор. Композитор открывает её ярким приёмом – тремоло (от итал. tremolo — дрожащий) литавр, отсюда и название «Симфония с тремоло литавр». Как и положено, в этом произведении четыре части. Причём в творчестве Гайдна сложилась не только характерная последовательность частей, но и их характер и строение.

Первая часть симфонии открывается медленным вступлением, оттеняющим весёлое и стремительное allegro. Композитор начинает симфонию дробью литавр, напоминающей раскаты грома.

Allegro очень напоминает картину народного праздника. В его основе лежат две темы танцевального характера. Тема главной партии сначала проводится в основной тональности у струнных инструментов.

В симфониях Бетховена мы можем обнаружить резкое различие в характере главной и побочной партий. Для творчества Гайдна это не характерно. Вот и в этой симфонии побочная партия близка по характеру главной. Она тоже танцевальна, написана в ритме изящного, лёгкого вальса и очень похожа на венскую уличную песенку.

Вы, наверное, помните, что первый раздел сонатного аллегро, в котором происходит изложение основного материала, называется экспозицией.

Второй раздел не случайно получил название разработки. В нём развиваются обе темы экспозиции и тема вступления. В своём симфоническом творчестве Гайдн большое внимание уделял способам развития темы. Одним из главных для него приёмов стала мотивная разработка тем. Он умел выделить из темы короткие мотивы, делая их независимыми от самой темы, проводить их в разных тональностях, в разных голосах, так что они могли соединяться в самых неожиданных сочетаниях. Вот и в этой разработке тему главной партии он делит надвое, причём каждая из частей развивается самостоятельно. Он в корне меняет характер темы вступления. Если в начале симфонии она звучит медленно и таинственно, в разработке Гайдн как бы включает её в общее движение, ускоряя её темп. Важным способом развития является и смена тональностей. Побочная партия здесь проводится в ре бемоль мажоре (вместо си бемоль мажора в экспозиции). Не менее важно в разработке и тембровое, оркестровое развитие, когда темы проводятся у различных инструментов.

Третий раздел сонатного аллегро — реприза. Здесь как бы подводится итог всему развитию, темы проходят в том же порядке в главной тональности, различия между ними сглаживаются.

Вторая часть симфонии, Andante, вносит контраст к весёлой, быстрой первой части. Это медленные и спокойные вариации на две темы.

Первая тема (до минор) — мелодия народной хорватской песни. Неторопливо и спокойно она излагается струнными инструментами.

Вторая тема (до мажор) похожа на волевой, бодрый марш. Её исполняют не только струнные, но и деревянные духовые и валторна.

После изложения тем следуют вариации — поочерёдно на каждую тему, в которых обе мелодии сближаются. Первая тема звучит взволнованно и напряжённо, а маршевая становится более плавной и мягкой.

Третья часть симфонии — традиционный менуэт. Но это скорее не бальный придворный менуэт, изящный и чопорный, а менуэт народный, с характерным чётким ритмом.

Средний раздел менуэта называется трио. Когда-то давно так называли середину оркестровых произведений, которую исполняли только три инструмента. В XVIII веке, хотя трио играли не только три инструмента, звучность в них несколько облегчалась. Вот и в этой симфонии Гайдна полного звучания оркестра в трио струнные инструменты ведут мягкую, плавную мелодию.

В четвёртой части симфонии вновь возвращается праздничное настроение. Здесь нет контрастов и напряжённости. Написан финал в форме рондо, где главная тема — народного происхождения. Фоном ей служит характерный ход валторн, похожий на звуки лесного рога.

Все части Симфонии № 103, при всём различии, объединены единым танцевальным ритмом и бодрым праздничным настроением.

Вопросы:

  1. Расскажите, как строилась классическая симфония?
  2. В какой форме пишется первая часть симфонии Гайдна?
  3. Сколько симфоний написал Гайдн?
  4. Каково строение Симфонии ми бемоль мажор Гайдна?
  5. Почему её называют «С тремоло литавр»?
  6. Послушайте 1-ю часть Симфонии. Как соотносятся между собой темы вступления, главной и побочной партий? Какие чувства вызывает у вас контрастное сопоставление вступления и двух тем сонатного аллегро?
  7. В каких частях сонатной формы вы услышали отдельные интонации темы вступления или всю тему целиком — в экспозиции, разработке, репризе, коде? Какую роль играет контраст в драматургическом развитии 1-й части?
  8. Послушайте финал Симфонии. Каким предстаёт перед нами композитор? Можно ли предположить, что музыку, полную такой жизненной энергии и радости, Гайдн сочинил в 62 года?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация — 10 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Гайдн. Симфония № 103 «С тремоло литавр»:
I. Adagio — Allegro con spirito, mp3;
II. Andante, mp3;
III. Menuetto Allegro, mp3;
IV. Allegro con spirito, mp3;
Фрагменты первой части Симфонии «С тремоло литавр»:
Вступление, mp3;
Главная партия, mp3;
Побочная партия, mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Источник

Оцените статью