12 струнная акустическая гитара фирмы

Выбираем 12 струнную гитару вместе.

Еще не так давно мечтой многих было купить 12-струнную гитару известной ленинградской фабрики. Альтернативы ей, можно сказать, и не было…. Не было совсем. Гитара шихинского предприятия несколько не дотягивали до ленинградской практически по всем параметрам. Перед начинающими музыкантами того времени стоял вовсе не вопрос выбора инструмента, а больше другие, — поиск денег на его приобретение, и поиск человека, через которого можно попасть на склад музыкального магазина. Стоимость того чудо-инструмента со всеми накрутками доходила до 300 руб (и это при средней зарплате в 150-200 руб в месяц!). Инструмент явно не стоил таких денег. Но, как говорится, «на безрыбье и…»

Слава Богу, времена те миновали. Сегодня прилавки магазинов пестрят 12-струнками на любой вкус и цвет. Цены тоже любые, начиная от 50 у.е. (в сравнении с реалиями 20-летней давности, исходя из сегодняшних зарплат и уровня жизни, и в пересчете на «те» деньги, это будет что-то в районе 10-15 руб. Напомню, что платили тогда за ленинградскую 12-струнку до 300(!) руб.
И смешно, и грустно.… было…
Благо, что сегодня купить 12-струнную гитару может каждый. И не нужны для этого больше никакие связи в коммерческих структурах.

И так…с какого ценника начинаются «правильные» 12-струнки?

В интернете по кругу ходит несколько статей про 6-струнные акустические и электрогитары, в которых много раз упоминается цифра 200 у.е. Т.е. по мнению авторов все то, что ниже 200 у.е., это совсем плохо («дрова», иными словами), и лишь после 200 начинаются более-менее приличные инструменты. А как это применительно к 12-струнке? В одной из статей кем-то предложена удвоенная цифра (видимо, автор исходил из кол-ва струн и колок). Т.е. иными словами, покупать 12-струнную гитару можно только дорогую.

Читайте также:  Акустическое пианино weber w121

Я бы сказал так, — чаще всего и за 200 дрова, и за 400 обычно те же дрова, всего лишь под маркой другого производителя. Иногда среди недорогих 12-струнных гитар попадаются приятные исключения. Одним словом, купить 12-струнную гитару с приличным звучанием в пределах нескольких сотен долларов вполне реально. Но для этого придется долго искать, выбирать среди экземпляров инструментов, и иметь представление о некоторых моментах (о них читайте ниже).

Что, собственно, плохого в дешевых 12-струнных гитарах? И чем подход к выбору 12-струнки отличается как если бы мы выбирали 6-струнку? (Кстати, среди недорогих гитар встречаются довольно красивые экземпляры, и на первый взгляд само качество изготовления инструмента не вызывает нареканий. Звук тоже вроде как ничего (на первый взгляд!).

Основное отличие — это почти удвоенная нагрузка на гриф и верхнюю деку инструмента за счет дополнительных 6 струн. Если корпус и гриф недостаточно прочны, то жить 12-струнка после стандартной настройки струн вряд ли будет долго.
Что мешает производителю сделать корпус и гриф достаточной прочности?, — да, собственно, ничего не мешает. Но тогда не будет звука.. ))))…
На эту тему подробней в другой статье. А сейчас вернемся к другим важным моментам, связанным с покупкой 12-струнной гитары. Чтобы не пострадал ваш карман, и не отбилось навсегда желание играть на 12-струнке, неплохо бы знать про некоторые виды надувательства со стороны производителей и продавцов.

Начинается все, разумеется, с производителей дешевого товара. Недорогие гитары часто изготавливаются из заведомо ущербных материалов (невыдержанная по времени древесина или ее форсированная просушка с использованием современных технологий; в целях упрочнения корпуса изготовление верхней деки инструмента из фанеры и т.д.). Неискушенному покупателю на глаз определить это довольно сложно. Иногда и вовсе невозможно.
Затем это недоразумение гитарного производства поступает на склад продавца. Продавцу товар надо продать с положенными накрутками. В ход идут любые методы возвращения своих денег с прибылью (начиная от откровенного вранья неискушенному покупателю и заканчивая полулегальными, получестными методами). О последних, наиболее распространенных, поговорим подробней.

Читайте также:  Евгений броневицкий виа поющие гитары

Уловка 1.

Вы пришли в музыкальный магазин. Красивая и недорогая 12-струнная гитара висит в общем гитарном ряду со спущенными струнами. Продавец краем глаза видя ваш интерес к дешевому инструменту и на вскидку оценив ваш кошелек, находит тысячу причин, чтоб показать свою занятость кем-то…чем-то…лишь бы не заняться настройкой этого инструмента, на который вы нацелились (черновая настройка инструмента все же входит в функционал продавца!, если это специализированный музыкальный магазин). Вы же, в силу неопытности, не знаете с какого конца приступить к настройке струн. Или же просто боитесь что-либо нечаянно испортить. В ожидании продавца проходит немало времени. В конечном итоге когда ваше терпение уже на исходе является продавец, говорит вам несколько условно-правдивых фраз в ключе «Инструмент этот новый, изготовлен по лицензии такой-то фирмы… Далее следует еще много ненужных слов на тему этого производителя из домашних заготовок. Отмечает по ходу, что струны на инструменте стоят, сами понимаете, «никакие»… мол, они лишь для первого знакомства. и неплохо бы вам сразу же приобрести нормальные струны и только потом уже делать выводы о качестве звука этого инструмента. Обязательно подчеркивается, что для этой ценовой категории инструмент звучит превосходно.
К сожалению, многие покупатели ведутся на эту жвачку и покупают инструмент вот так, «втемную». Обычно за его красивый внешний вид и невысокую стоимость.

Инструмент, наконец, дома. Самостоятельно или с помощью более опытного товарища на гитару навинчиваются новые струны (Выбор струн на самом деле отдельная тема! Что попало ставить на 12-струнную гитару нельзя. Это чревато. Подробней об этом в другой статье.).

После установки струн и настройки по стандарту обычно сразу становится заметно, что они расположены несколько высоковато над ладами. Играть можно лишь приложив заметные усилия. Но на радостях вспомнится про Москву, которая не сразу построилась, про терпение и труд, которые все перетрут, и т.д. И это будет большой ошибкой!
А инструмент-то действительно красивый, и звучание его заметно более певуче, чем у вашей старой 6-струнки… Что есть, то есть… Приятная обтекаемая форма. Ваше собственное отражение на лакированной поверхности вроде дружелюбно подмигивает вам.
В итоге инструмент остается у вас.

В скором времени дискомфорт от игры при таком положении струн вас основательно достанет и начнутся попытки подкрутить анкерный стержень. Или же по подсказке более опытного товарища сточить нижний порожек, сделать в верхнем порожке борозды глубже или еще что другое изменить(заменить). Следует заметить, что и первое, и второе, и третье действительно помогут. Но лишь на время. Прогиб грифа и вздутие деки будут все же прогрессировать. И в скором времени уже попросту нечего станет стачивать на нижнем порожке.
Собственно, это конец… Можно сказать, что жизнь 12-струнной гитары закончилась…

При обнаружении высокой посадки струн самым правильным, наверное, было бы сразу же отнести инструмент к гитарному мастеру. (А еще правильней – вернуть его в магазин, если чек сохранился). Но работы мастера по настройке инструмента «под руку» исполнителя обойдутся не так уж и дешево (ориентир на 3 тыс). При стоимости инструмента в 5-6 тыс рублей нежелание потратиться на дополнительную сумму нельзя квалифицировать как паталогическую жадность. В данном случае это можно скорее назвать рациональным подходом.

В итоге, никуда вы инструмент носить не станете, и займетесь самостоятельным его «улучшением». Играть на нем будете все реже и реже из-за того, что каждый раз придется напрягаться. Ну, а дальше его ждет участь большинства 12-струнных гитар, — или гриф прогнется до недопустимого и даст трещину накладка грифа, или же начнет отслаиваться. Или же дека окончательно вздуется и(или) даст трещину.

Вывод: 12-струнную гитару можно покупать лишь с натянутыми струнами до стандартного строя и отстроенную. Т.е. 1-ая струна должна издавать ноту Ми, а не Ре и тем более еще ниже.

Уловка 2

Не знаю, правильно ли будет это считать уловкой со стороны продавца, но знать об этом не помешает…
Как самые дешевые, так и инструменты средней стоимости поставляются обычно с одним и тем же набором «ознакомительных» струн, звучание которых оставляет желать лучшего. Корпус гитары, безусловно, тоже вносит свой вклад в общий звук, но если струны плохие, то гитары как самые дешевые, так и более дорогие звучат приблизительно одинаково. И даже вполне может быть, что при поверхностном тестировании в магазине звучание гитары за 200 у.е. вам понравится больше, чем за 500 у.е. Например, своей басистостью или громкостью. Здравые мысли «зачем платить больше, когда можно меньше. » скорее всего одержат верх (если на вид инструменты схожего качества). А когда уже дома вы струны поменяете на новые приемлемого качества, то сравнить купленную вещь будет уже не с чем. Звук 12-струнной гитары, в-особенности если это ваша первая 12-струнка, вам при любых раскладах будет нравиться. Я плохо себе представляю как(!) должен прозвучать аккорд Em на открытых струнах 12-струнной гитары, чтоб не понравиться… Звучание у всех 12-струнок певучее по определению, тем более на аккордах с открытыми струнами.
Прозрение обязательно наступит, но заметно позже…

Вывод : Если вы совсем неопытны, зовите в помощники кого-нибудь из знакомых. И пусть ваш доброжелатель основательно прощупает инструмент. Поиграет не только на открытых струнах, но и пройдется по всему грифу. Обычно дешевые инструменты сносно звучат лишь на аккордах с открытыми струнами, и часто имеют зоны на грифе, где звук совсем «никакой». Гитары классом выше отличаются более ровным звучанием.

Уловка 3 (Вот она уж точно относится к продавцу).

Допустим, что на гитаре струны подтянуты, гитара настроена как положено. Вы слабенько играете даже на 6-струнке, и совсем не было возможности приноровиться к игре на 12-струнной. Просите продавца немного поиграть на гитаре, которая вам приглянулась, чтоб со стороны оценить звучание. (В функционал продавца это не входит, но обычно продавцы с охотой идут навстречу.)

Подготовленный продавец станет играть или аккордами, задействовав открытые струны (чаще медиатором, нежели пальцами). Или же сыграет какой-нибудь универсальный пассаж, который практически на любой гитаре прозвучит привлекательно. Зная характерные недостатки конкретного инструмента специально обойдет их стороной. Скорее всего вы будете удовлетворены звучанием.

На случай, если вы попросите продавца для сравнения поиграть теперь на более дорогом инструменте, то он сыграет или другую вещь, менее эффектную, или же во время игры реже станет использовать звучные открытые струны, чтоб продемонстрировать вам незначительную разницу в звучании этих двух инструментов. Разумеется, здравый рассудок, как и в примере выше, подскажет вам, что незачем платить в несколько раз больше. На самом деле вы просто неопытны и не в состоянии при таком сравнении отличить качественный звук от просто громкого и яркого.

Может встать логичный вопрос, — зачем продавцу умышленно не раскрывать звучание более дорого инструмента. ведь продажа более дорогого инструмента выгодней магазину… А тут все банально и просто, — хорошие продавцы обычно неплохие психологи, и довольно точно определяют денежную планку, выше которой клиент не раскошелится. Ошибаются редко. Вот они и стараются с поправкой на сумму, которую реально из вас вытрясти… )))

Вывод. Находите человека со стороны, имеющего опыт игры на 12-струнной гитаре, и просите его помочь вам в выборе инструмента. 12-струнная гитара инструмент особый, тут много нюансов, на которые надо обратить внимание при покупке. Полностью довериться продавцу несколько наивно.

Пусть ваш знакомый для сравнения сыграет одни и те же переборы или пассажи на нескольких инструментах, которые вы предварительно выбрали, а вы со стороны послушайте. Вот он уж точно не станет менять ни способ звукоизвлечения, ни что другое, и тестирование инструментов будет честным. Не надо иметь большой опыт в 12-струнках, чтоб определить гитару с более сбалансированным звучанием. Ну, и мнение «своего эксперта» тоже рассмотрите перед тем как сделать окончательный выбор.

Важно. Решение оставляйте все же за собой, а не за вашим другом. Потому что играть в дальнейшем на этом инструменте вам, а не ему. Вкусы у людей разные. Только в случае категоричного «нет» со стороны вашего помощника откажитесь от покупки инструмента, который вам показался лучше других, и рассмотрите следующий инструмент, который вам тоже понравился. При выборе недорогого инструмента все равно придется пойти на некий разумный компромисс. Иначе не бывает.

4. Еще одна уловка…

С выбором инструмента вы вроде бы определились. Смущает вас лишь то, что расстояние от струн до грифа чрезмерно большое. Продавец начинает вам объяснять, что все инструменты нуждаются в доводке. Потому что люди играют в разных стилях. Для одних стилей желательно максимально низкое положение струн (например, при скоростной игре медиатором). Для аккомпанемента лучше бы иметь громкий звук, что подразумевает более агрессивную манеру звукоизвлечения и, следовательно, более высокое положение струн над ладами. Производитель, мол, не может заранее знать ваши предпочтения. И потому каждая гитара нуждается в дополнительной регулировке, а иногда и вмешательстве в ее конструкцию (сделать глубже прорези для струн в верхнем пороже, подточить нижний порожек, отрегулировать прогиб грифа с помощью анкерного стержня под ваш стиль звукоизвлечения и т.д.). Т.е. поход из магазина сразу же к мастеру, — дело обычное, правильное и разумное.
Солгал продавец?
Нет, не солгал. Он действительно сказал правду. Только недосказал очень многого, и потому эта «правда» все же иногда выступает в роли маскировки совсем другого.
Инструмент на прилавке магазина с самого начала должен быть в таком состоянии, чтобы можно было сыграть на нем не прилагая сверхусилий, и без обязательного похода к гитарному мастеру. Доводка инструмента «под руку» исполнителя все же несколько иное. Она в случае акустических гитар обычно не должна выходить за рамки в «чуть-чуть».
Т.е. чуть-чуть(!) опустить струны, чуть-чуть углубить прорези в верхнем порожке, чуть-чуть отрегулировать прогиб грифа под вашу манеру игры, — это действительно то, что желательно сделать у мастера (или же самостоятельно). Но если вопрос ставится так, чтобы сразу же нести инструмент к мастеру с целью сточить нижний порожек на целых 3-4 мм, заменить лады, которые задевают при игре, то это говорит совсем о другом, — инструмент этот очень низкого качества исполнения, или же имеет место явный брак. Такой инструмент покупать нельзя. Мастер не всесилен, и далеко не все поддается исправлению. Или же иначе, — лечение подобных дефектов будет вам стоить примерно столько же, сколько и сам инструмент.

Мрачновато, однако, получилось… — выходит, что кругом одни мошенники… )))
Конечно же, это не так. Есть немало порядочных продавцов, которые видя неопытного покупателя по-человечески отнесутся к нему и помогут с выбором даже самого дешевого инструмента. И есть немало хозяев магазинов, которые принципиально не берут на реализацию низкопробные «дрова», даже если на них зарабатывается неплохая дельта.

Но….перед походом в музыкальный салон лучше все же быть подготовленным, и знать об уловках, которые нередко практикуются.

Источник

Оцените статью