12 струнная гитара башлачева

Истории «луначарок» Башлачева

В прошлом номере мы рассказывали, что в Череповце состоялось торжественное открытие интерактивного музея, посвященного жизни и творчеству нашего земляка, музыканта, рок-поэта Александра Башлачева. Он разместился в здании филармонии. Сегодня поделимся подробностями о ключевом элементе экспозиции.

Как рассказали «Голосу Череповца» близкие музыканта, всего за период активной творческой и концертной деятельности у Александра было три гитары. Все они были двенадцатиструнными, выпущенными на фабрике музыкальных инструментов имени А.В. Луначарского. Проясним: все три гитары внешне выглядели абсолютно одинаково; разница была только в дате выпуска, так что отличить один инструмент от другого смогут лишь специалисты.
Итак, первую «луначарку» Александр приобрел в мае 1984 года, когда вместе со своим товарищем, ныне известным журналистом и блогером Леонидом Парфеновым ездил на II фестиваль Ленинградского рок-клуба, проходивший в Ленинградском межсоюзном доме самодеятельного творчества. На этой, купленной тогда двенадцатиструнке, он и играл до января 1986 года.

Теперь «луначарка» Башлачева, после долгих скитаний, занимает постоянное место в экспозиции нового музея, посвященному поэту.

В январе 1986-го Башлачев гостил в Переделкино у поэта Андрея Вознесенского, вместе с музыкальным критиком Артемием Троицким. В процессе посиделок гитару нечаянно уронили на пол, она получила серьезное повреждение и ремонту уже не подлежала. Однако Александр все равно забрал ее и отвез к своему другу Вячеславу Егорову — на тот момент звукорежиссеру группы «Аквариум» — в Ленинград. Дальнейшая судьба этой гитары неизвестна.
В том же январе Андрей Вознесенский помог Александру с покупкой новой гитары. Именно ее вы можете встретить в руках у музыканта при просмотре известной архивной видеозаписи «квартирника» у Бориса Гребенщикова (май 1986 г.), а также на записи концерта в ДК Ильича (май 1987 г.).
На этой гитаре он играл до октября 1987 года. К тому времени гитара перестала держать строй, у нее появились проблемы с колками: инструмент пришел в негодность. Перед своим отъездом из Ленинграда в Свердловск поэт заглянул в Малый драматический театр (с 1998 года — Театр Европы) к режиссеру Роману Смирнову и заодно поделился с ним, что гитара совсем стала плоха. А у Смирнова на тот момент была точно такая же «луначарка», но в хорошем состоянии, и он предложил Башлачеву обмен, сказав: «Я все равно свою сдаю в театр, так что давай ты заберешь мою, а твою мы оставим здесь — спишем, и все». Александр согласился на обмен. На этой гитаре он и играл до своей смерти в феврале 1988 года. И именно она была погребена с музыкантом при церемонии захоронения.
По прошествии нескольких лет с момента гибели музыканта, уже в начале 90-х, режиссер Смирнов приехал в театр и попросил вынести все имеющиеся гитары, желая найти ту, которую когда-то выменял у Александра. Ему выставили в ряд несколько разных гитар, но той самой среди них не было. И тут одна из сотрудниц вспомнила, что у них есть еще одна, довольно старая и видавшая виды, гитара. Да, это оказалась она. Через некоторое время гитара была передана в семью поэта. Сейчас она занимает достойное место в новом интерактивном музее Башлачева.

Читайте также:  Малиновый звон ноты двухголосие

Источник

12 струнная гитара башлачева

КиБиткА запись закреплена

Легендарная 12-ти струнная гитара фабрики щипковых музыкальных инструментов имени А.В. Луначарского, в простонародии известна как «Луначарка» или «Ленинградка».

— Что для Вас гитара? Что она в Вашей жизни?
— Кормилица. (с) Кинчев

Счастливыми обладателями Луначарки являлись, например:

Александр Башлачёв
Алексей Вишня
Борис Гребенщиков
Константин Кинчев
Кирилл Комаров
Владимир Леви
Андрей Макаревич
Пётр Мамонов
Майк Науменко
Юрий Наумов
Дмитрий Ревякин
Александр Розенбаум
Игорь Тальков
Виктор Цой
Юрий Шатунов
Юрий Шевчук
Эдмунд Шклярский

Конечно, это явно не все, в перечне достойных имён,
Кто сумел наполнить сердца болью струны. (с) Кинчев

Однако не все ставили на гитару полный набор из 12 струн. У Виктора Цоя было 9 струн, двойные только 1-2-3 струны. У Бориса Гребенщикова было 8 струн, в паре две нижние. Пётр Мамонов использовал гитару, как 6-струнку.

К.Кинчев: Квартирники — это уже вынужденная необходимость. Когда кончаются деньги, брал гитару и шёл петь песни. То есть гитара — как я её называл, кормилица. Я был известен в узком кругу людей, как пел Борис Борисович Гребенщиков. Потом стал более известен, когда уже в «Алису» пришёл.

Источник

Легендарная гитара советских рокеров — «Луначарка»

Приветствую всех на канале «Музыка минувших лет» !

В сегодняшней статье речь пойдёт о модели гитары, которая уже обрела статус культовой. Почти все советские рок-музыканты хотя бы раз играли на ней: Борис Гребенщиков, Костя Кинчев, Виктор Цой, Александр Башлачёв.
Список можно продолжать ещё очень долго. Даже Юрий Шатунов засветился в кадре с этим волшебным инструментом в руках!

Краткая история

Ленинградскую фабрику имени А.В. Луначарского основали ещё до начала войны. В 1922 года на ней производили народные музыкальные инструменты (мандолины, балалайки, арфы). Потом наладили изготовление разнообразных моделей гитар: шестиструнные, семиструнные и двенадцатиструнные. Производство процветало.
Наибольшей популярностью в первой половине 20-го века пользовалась русская семиструнная гитара .

На фабрике Луначарского выполняли даже индивидуальные заказы. Если артисту требовался инструмент повышенного качества или с особенными деталями конструкции, он мог обратиться в экспериментальный цех .

Знаменитая 12-ти струнка в рок-среде

Несмотря на то, что на фабрике Луначарского производили великое множество музыкальных инструментов, особое признание у рок-музыкантов получила двенадцатиструнная гитара. На это есть свои причины:

  • Звонкий и насыщенный звук гитары (достигается за счёт дублирования струн).
  • Отличное качество сборки, долговечность.
  • Доступность в музыкальных магазинах того времени.

Все эти преимущества не могли остаться незамеченными. Двенадцатиструнку использовали не только рокеры, но и барды. Например, Александр Розенбаум или Михаил Круг . В народе эту модель прозвали «Луначаркой» .

Недостатки (их тоже хватает)

Хотя гитара и пользовалась популярностью, были недостатки, которые портили общее впечатление.

В первую очередь, — повышенная сложность игры .
Такой недостаток касается всех 12-ти струнных акустических гитар. Он обуславливается исключительно особенностями конструкции. Поскольку струн на такой гитаре вдове больше, усложняется зажатие баррэ. Приходится прикладывать больше усилий, чтобы звук оставался чистым.
Исполнение соло-партий тоже затрудняется из-за расположения струн. Как итог, такой инструмент лучше всего подходит для аккомпанемента .

Из-за вышеперечисленных проблем многие рокеры не ставили все 12 струн. Виктор Цой , например, не дублировал басовые струны. А Пётр Мамонов вообще удалил все дополнительные струны со своей гитары.

Источник

Куда подевались 12-струнные электрогитары?

На 12-струнном инструменте играть не слишком просто, но это не самая большая причина его исчезновения. Более точное объяснение состоит в том, что рок-музыка изменилась.

С момента своего дебюта у Джорджа Харрисона в 1964 году 12-струнный «Rickenbacker» стал «секретным оружием» каталога Битлз того года. Это имело место на протяжении всего альбома «Вечер трудного дня», от металлического и грохочущего вступительного аккорда до впечатляющего соло и сверкающего арпеджио. Знаменитый вступительный рифф «You Can’t Do That», мощные аккорды припева «Can’t Buy Me Love». «Rickenbacker» не мог и мечтать о лучшей рекламной кампании.

Несколько британских артистов быстро приобрели 12-струнки, а в некоторых из лучших хитов той эпохи использовались 12-струнные электрогитары. «The Hollies», «The Rolling Stones», «The Searchers» и особенно «The Who» активно использовали 12-струнки. Пит Таунсенд, в частности, использовал её с гораздо более агрессивным подходом, чем его остальные коллеги. «I Can’t Explain» и «Kids Are Alright» — это лишь некоторые из тех блестящих записей, на которых 12-струнки используются в драматической манере.

В Америке 12-струнная электрогитара сразу же стала одним из определяющих элементов последующего бума фолк-рока 1965 — 66 годов. Роджер Макгуинн из «The Byrds» написал книгу о 12-струнках «Rickenbacker». Между прочим, другие компании тоже производили 12-струнные электрогитары, но «Rickenbacker» был флагманом и остаётся, безусловно, самым важным производителем.

Дебют «Mr. Tambourine Man» от «The Byrds» зажёг это повальное увлечение, и 12-струнные гитары появились в бесчисленных хитах других различных групп. Например, у таких артистов, как «Paul Revere & the Raiders» (альбом «Kicks») или «The Outsiders» (альбом «Time Won’t Let Me»).

Видео: «The Byrds — «Mr. Tambourine Man» — 5/11/65» .

Почему же в конце концов исчезли 12-струнки? Сработало несколько факторов, но в первую очередь это было отражением меняющихся вкусов исполнителей и аудитории. С практической точки зрения, 12-струнки представляли собой значительные вложения и не всегда подходили для каждой песни.

Когда на смену 1966 году пришёл 1967, основное внимание стало уделяться более «тяжёлым» звукам и расширенным соло. 12-струнный инструмент уже не подходил. Вкусы быстро менялись, и к концу 60-х 12-струнка стала менее заметной. Лишь несколько исполнителей, такие как Роджер Макгуинн из «The Byrds» или Пол Кантнер из «Jefferson Airplane», продолжали постоянно играть на них.

Хотя 12-струнки всё ещё использовались в некоторых записях и после 60-х (известные примеры — «The Song Remains The Same» и «Stairway to Heaven» от Лед Зеппелин), её золотой век прошёл.

Когда 12-струнка снова появилась в конце 70-х и начале 80-х, ей часто пользовались такие артисты, как Том Петти, которые фактически повторили безмятежную эпоху 12-струнной музыки в своих работах.

12-струнная гитара сегодня остаётся второстепенной идеей или экстравагантностью, часто используемой для имитации стиля 60-х, но в остальном, как правило, всего лишь неким эпизодическим приспособлением для ансамбля.

Она остаётся великолепным инструментом с беспрецедентным звуком, но с 1966 года больше не является «опорой» рока.

Источник

На басухе четыре струны? А 12 не хотите?

Музыканты группы Cheap Trick дешевыми трюками не занимаются (это игра слов; для тех, кто не понял – так буквально переводится название группы). Я уже рассказывал об их гитаристе Рике Нильсене и его уникальном монструозном инструменте – гитаре с пятью грифами, на которой он каким-то невероятным образом умудряется играть.

А сегодня будет история еще об одном участнике этой команды – это басист Том Петерссон, известный другим трюком. Он не стал мастерить многогрифовую басуху, но добавил на нее струн.

Думаю, даже далекие от музыки люди знают, что на басу обычно четыре струны. Иногда бывает и пять, и шесть, и восемь, но Том пошел дальше всех – у него 12-струнный бас. Хотя на самом деле, это всего лишь дополнительные струны к основным четырем. Принцип тот же, что и в обычной 12-струнной гитаре, где каждая из шести струн дублируется. 6х2=12. А здесь утраивается. 4х3=12. Вот как это выглядит.

Том играет на басу Gretsch. Это известная старинная фирма, основанная в 1883 году. На сайте компании Тому и его гитарам посвящена отдельная страница, где сказано, что именно Том Петерссон придумал натянуть на басуху дополнительные восемь струн. Не знаю, так ли это, но мне известно, что его первым 12-струнным басом был вовсе не Гретч, а Hamer, есть даже фотки, где он и пришедший ему на смену в 1980 году Пит Комита играют на 12-струнных Хамерах, причем разных.

Тем не менее, сегодня Том Петерссон утверждает, что всегда любил Гретч. Он говорит: “Я и подумать не мог о другой фирме, с кем работать, кроме Гретч” . Эта его любовь к бренду восходит к Джорджу Харрисону, которого Том однажды увидел в телешоу с Гретчем в руках и вдруг понял: “Боже, это самая крутая вещь на свете! Это как Кадиллак или Роллс-Ройс среди гитар” . Том говорит, что влюбился в дизайн и внешний вид гитары, но когда впервые взял ее в руки и сыграл, его сердце навсегда прикипело к этому инструменту.

Сегодня 12-струнные бас-гитары производят многие фирмы кроме Гретча, например, Oktober, Cataldo, Hamer Guitars, Dean Guitars, Waterstone, Musicvox. На них играли и играют Джефф Амент из Pearl Jam, Аллен Вуди (The Allman Brothers Band), Джои ДеМайо (Manowar), Питер Хук (Joy Division, New Order), Джон Галлахер из Raven и несколько других басистов. На самом деле не так уж и много.

А теперь ответ на вопрос “Зачем это нужно”. Лучше всего об этом сказал финский музыкант Пекка Ранта, большой поклонник Тома Петерссона. Его спросили, как реагируют слушатели на 12-струнный бас, и он ответил, что они говорят примерно так: “Я не знаю, что это было, но звучит потрясающе!” Вот и все, для чего нужна такая басуха – для мощного, великолепного, насыщенного звука.

Подписывайтесь, комментируйте, делитесь материалом в своих соцсетях. И большой палец вверх, пожалуйста. Приглашаем в наш рок-блог и в группу ProRock’а ВКонтакте .

Источник

Оцените статью