- Двенадцатиструнная гитара — покупка, настройка, методика игры
- Происхождение двенадцатиструнной гитары
- Преимущества и недостатки
- Основные отличия от шестиструнной гитары
- Особенности звучания
- Кому подойдет
- Настройка
- Обучение
- Методика игры
- Виды гитарного строя инструмента
- Правильная настройка двенадцатиструнной гитары
- Рекомендации профессионалов по выбору 12-струнной гитары
- На что стоит обратить внимание при покупке
- 12 струнная гитара исполнители
Двенадцатиструнная гитара — покупка, настройка, методика игры
Происхождение двенадцатиструнной гитары
Точно определить предка двенадцатиструнной гитары сложно, среди вариантов можно назвать итальянскую мандолину, арабский уд, турецкий саз, греческую бузуку, испанскую виуэлу и мексиканский типле – в каждом из них можно найти схожие черты с 12-струнной гитарой. В «современном» виде 12-струнная гитара стала популярной в середине ХХ века.
Впервые производством 12-струнных гитар занялись американские мастера с фабрик «Ригал» и «Оскар Шмидт», взявшие за основу стандартные модели гитар, производимых на этих фабриках, но добавив к каждой струне парную. В 60-е годы 20 века многие знаменитые музыканты стали экспериментировать с музыкальными инструментами.
Одним из популяризаторов 12-струнной гитары был Джо Пасс (Joe Pass), записавший на этом инструменте несколько отличных соло. Звучание 12-струнки можно услышать в композициях «The Eagles», «Queen», «The Beatles», Эрика Клэптона. В СССР было весьма проблематично достать столь экзотический вариант гитары, да и стоила она по тем временам бешеные деньги, поэтому её стали использовать через много лет после мировой премьеры. В России музыкантом, начавшим активно аккомпанировать себе во время выступлений на двенадцатиструнной гитаре, был Юрий Шевчук (группа «ДДТ»). Также стоит отметить Александра Розенбаума, который сделал 12-струнку своим основным концертным инструментом, да так, успешно, что многие гитаристы при выборе многострунной гитары хотят именно «гитару как у Розенбаума».
Сейчас купить 12-струнную гитару не проблема, они доступны и по цене, и по ассортименту. Используются они обычно в качестве аккомпанемента, благодаря более насыщенному и красивому звучанию, может даже создаваться ощущение, что одновременно с двенадцатиструнной гитарой аккомпанирует скрипка. Хотя можно исполнять и сольные партии, так как строй у гитары такой же, как и шестиструнной гитары, то есть не придется переучиваться.
Преимущества и недостатки
Двенадцатиструнные гитары – это большие гитары, выполненные на основе усильных корпусов дредноут и джамбо. Устройство ее довольно стандартное, отличается лишь количество струн (струны идут парами, у каждой основной струны есть своя добавочная), ширина грифа и прочность конструкции, которая является главным критерием при изготовлении гитары, так как натяжение 12 струн очень велико и оказывает существенную нагрузку на гриф и верхнюю деку.
Именно благодаря усиленной конструкции и качественной древесине, эти гитары дороже других, но в этом случае не стоит экономить, иначе придется платить дважды, как в поговорке, обращаясь к гитарному мастеру.
Итак, как и любой инструмент, двенадцатиструнная гитара имеет свои преимущества и недостатки перед шестиструнной.
Основные отличия от шестиструнной гитары
В перечень основных отличий входит:
- формирование на 12 струнах более объемного звука, чем это получается на шести;
- использование игры на 12 струнах для аккомпанемента сольному исполнению, при групповом исполнении для формирования ритмического ряда;
- сложность исполнения за счет необходимости прикладывать значительные усилия и растягивать кисть для взятия нот.
Есть и другие отличия, с которыми могут столкнуться музыканты на начальных этапах. При этом за счет формирования объемного звука именно двенадцатиструнная гитара является предпочтительной для игры на открытой сцене. Двойной ряд удобен для исполнения проникновенных баллад.
Особенности звучания
Двойные ряды струн 12-струнной гитары производят мерцающий эффект, потому что даже струны, настроенные в унисон, никогда не могут вибрировать идентично — то есть они вибрируют в разной фазе. Результатом для уха является звук, который кажется «мерцающим», который некоторые описывают как напоминающие струны, которые немного расстроены. Интерференция между внефазовыми вибрациями создаёт явление, известное как биения, который приводит к периодическому повышению и падению интенсивности, что в музыке часто считается приятным для уха. Пит Сигер описал характерный звук 12-струнной гитары, как «звон колоколов».
Кому подойдет
Привлекательные двенадцатиструнные гитары покорили сердца многих музыкантов и слушателей благодаря чрезвычайно многоголосому звучанию, но на таком сложном инструменте сыграть сможет не каждый музыкант. Загоревшись идеей приобрести 12-струнную гитару, стоит взвесить все за и против такой покупки.
Гитара со спаренными струнами подходит для:
- опытного музыканта, которому необходимо расширить свой творческий профессионализм;
- тех, кто умеет (и готов это делать очень часто) настраивать струны, поскольку из-за большой нагрузки на гриф они расстраиваются чаще, чем на шестиструнных гитарах;
- создания нового имиджа.
Гитара с удвоенным набором струн будет лишней, если музыкальный инструмент станет первой гитарой, поскольку для обучения усложненная модель совершенно не подходит.
Настройка
Настроить двенадцатиструнную гитару несложно, если умеешь настраивать 6-струнку. Можете поэкспериментировать с установкой различных струн. Вот несколько советов по настройке.
- Если настроить гитару на полтона/тон ниже, то можно снизить натяжение струн, а значит предотвратить деформацию грифа и деки гитары. В этих же целях стоит использовать струны тонкие или средней толщины (№9 или 10). Понижение на полтона практически не сказывается на характере звука, а нагрузка на гриф и на деку значительно уменьшится (примерно на 20%). Левая рука тоже скажет вам «спасибо» за ослабленные струны, особенно любителям «баррэ». Если переусердствовать и настроить гитару ниже более чем на тон, можно получить «расплывчатое» звучание и дребезг струн о лады.
Чтобы прикладывать меньше усилий при зажимании струн, можно попробовать немного подкрутить анкерный стержень.
Настраивайте сначала шесть струн, как на обычной гитаре, а затем дополнительные струны.
Попробуйте альтернативные строи, когда басовые струны настраиваются в квинту или же кварту, а высокие струны — в терции и септимы.
Настраивайте гитару по тюнеру, это значительно сэкономит вам время и нервы.
Что делать точно не стоит, так это полностью снимать старые струны, а затем устанавливать новые и настраивать их по от 1-ой к 6-ой (или от 6-ой к 1-ой), да еще и сразу парами. В этом случае гриф может деформироваться и дека прогнуться. Настройку следует производить от крайних струн к средним, т.е. сначала1-ю, затем 6-ю (основные), затем 2-ю, 5-ю и так далее.
Парные струны первых двух струн настраиваются в унисон с основными. Остальные — на октаву выше основных струн.
Обучение
Не рекомендуется начинать обучение именно с двенадцатиструнной гитары, потому что начинать на ней заниматься очень тяжело чисто физически, да и начинающим сложно настраивать. Она имеет характер дополнительного инструмента, поэтому предварительно необходимо освоить технику аккомпанемента на шестиструнной гитаре какого-либо вида.
Методика игры
Техника игры на 12 струнной не всегда проста для неопытного исполнителя. За счет сдвоенного ряда:
- инструмент отличается массивностью;
- его гриф шире привычного;
- натяжение струн требует значительных усилий при исполнении произведений.
Процесс упрощается, как только исполнитель привыкает зажимать сразу две струны. Это, в большей мере, относится к использованию технологии перебора, при выборе которой струны не просто зажимаются в двойном экземпляре. При исполнении потребуется наловчиться дергать две струны одновременно.
Виды гитарного строя инструмента
При использовании стандартного строя настройка первого ряда проводится на основе классического шестиструнного инструмента. Первая и вторая струны для сохранения типового строя настраиваются в Ми первой октавы. Двенадцатая будет звучать в Ми малой октавы.
Также применяются альтернативные виды строя. Используется регулировка в квинте или кварте для басовых нот. Именно такой способ предпочитает Александр Розенбаум. Для высоких используется терция или септима. Высокое натяжение быстро изнашивает инструмент. Многие исполнители для продления срока эксплуатации предпочитают проводить настройку строев ниже.
Правильная настройка двенадцатиструнной гитары
Большое число струн новичка способно напугать. Но в реальности настройка проводится по полной аналогии с привычным шестиструнным инструментом. Важно учитывать высоту расположения струн, которая требуется при натяжении на грифе.
Настройка парных производится по отношению друг к другу:
Настройка в октаву способствует максимальному наполнению звука, но такое выполнение сложнее.
Внимание! При выполнении настройки струны требуется зажимать с двойной силой, так как нужно одновременно удерживать оба парных ряда. Для формирования оптимального звучания при установке используются специальные комплекты, созданные для парных рядов на 12 струн. Просто купить сразу два комплекта для шестиструнки не получится.
При регулировке сначала проводится работа с первым рядом. Далее следует переходить на второй, но учитывать высокое натяжение, способное стать причиной обрывов.
Рекомендации профессионалов по выбору 12-струнной гитары
Решение купить двенадцатиструнную гитару – удел профессионального и уверенного в своих силах музыканта. Прежде чем искать идеальный инструмент, стоит изучить инструкцию, которая поможет сориентироваться в широком ассортименте моделей. Полезные советы укажут, на что следует обратить внимание, чтобы купить лучшую 12 струнную гитару.
1. Прочность древесины грифа и корпуса гитары. Большая нагрузка от удвоенного комплекта струн требует особенной прочности материалов, из которых изготовлены гриф и корпус музыкального инструмента. Следует отказаться от моделей, изготовленных из мягких пород дерева.
2. Цена на 12-струнную гитару. Качественный музыкальный инструмент акустического типа трудно купить дешевле 4899 рублей. Бюджетные модели с удвоенным количеством струн, как правило, соответствуют лишь внешним конструктивным особенностям этого вида инструмента. Выбирая 12-струнную акустическую гитару можно купить инструмент с неполноценным звучанием. Помимо акустики, с расширенным функционалом выпускают и электронные модели. Электроакустические 12-струнные гитары будут стоить на порядок выше, но в таком случае на формирование цены основное влияние окажет встроенная и дополнительная электроника.
3. Прочность пружин на верхней деке корпуса. Инструменты с непродуманным механизмом натяжения струн выдают себя изогнутой и выпуклой формой верхней деки. Если купить гитару с подобным дефектом, то в дальнейшем нельзя будет регулировать высоту струн над грифом.
На что стоит обратить внимание при покупке
Приобретать музыкальный инструмент, на котором установлено не 6, а 12 струн, как правило, предпочитают музыканты, исполняющие под гитару свои музыкальные произведения. В числе таких исполнителей Александр Розенбаум, Александр Шевчук и многие другие.
При покупке подобной модели требуется уделить внимание некоторым нюансам. Инструмент относится к категории элитных, стоит дорого. Соответственно, обслуживание, запчасти к акустической 12 струнной гитаре также обойдутся недешево.
Внимание! Некоторые китайские производители предлагают дешевые изделия, но достаточно сказать, что укрепление деки у таких мастеров выполняется просто за счет многочисленных рядов обычной дешевой фанеры.
Короб изготавливается из натурального дерева. В диапазоне менее 10 тысяч рублей инструмент этого типа приобрести невозможно.
В числе советов, которые дают новичкам опытные исполнители, следующее:
- Важно покупать инструмент только полностью отстроенный, струны обязательно должны быть на должном уровне натянуты.
- Внимание уделяется высоте установки струнного ряда, разница подъема по сравнению с нормой даже на пару миллиметров существенно усложняет игру, всего за несколько исполнений возможна деформация грифа.
- Корректировать самостоятельно без должного опыта не рекомендуется, попытка подрезать борозды на верхнем уровне и одновременно опустить порожек на втором приводит к порче инструмента.
- При выборе модели струны открытого ряда дают для воспроизведения опытному музыканту. Аккорд на открытой октаве при отсутствии опыта кажется гармонично звучащим. Знаток определит потенциальное расположение «черных» и «глухих» зон.
Настоящий инструмент всегда отличает высочайшее качество сборки и применение в изготовлении только качественных дорогих материалов.
Источник
12 струнная гитара исполнители
Исторические корни возникновения двенадцатиструнной гитары отыскать нелегко. На право называться её прародителем претендуют и итальянская мандолина, и греческая бузуки, и арабский уд, и испанская вихуэла, и мексиканский типле. Однако все эти инструменты имели несколько иную конфигурацию и размер, при этом струны их были спарены по разному, но, всё же, все они, без сомнения, являются родственниками двенадцатиструнной гитары.
Впервые двенадцатиструнка в том виде, в котором мы привыкли её видеть, появилась в начале двадцатого века. Прагматичные американские мастера итальянского происхождения с фабрик «Оскар Шмидт» и «Ригал», используя традиции производства инструментов со спаренными струнами и взяв за основу стандартные модели шестиструнных гитар своих фабрик, были первыми, кто включил гитару с двенадцатью струнами в свои каталоги. Именно так появилась двенадцатиструнная гитара в её современном виде.
Надо сказать, что американцы оказались образцовыми родителями для своего детища в том смысле, что они сделали всё возможное для популяризации двенадцатиструнки и за пределами своей страны в качестве едва ли не самого идеального инструмента для аккомпанемента. А добивались они своей цели опять же весьма прагматично: во-первых, путем совершенствования самого инструмента, а во-вторых,пропагандируя творчество высококласных исполнителей на нем.
Всё изменилось с возникновением фольклорного бума шестидесятых. Огромное количество молодых талантливых музыкантов обратили свое вни-мание на двенадцатиструнную гитару. Даже великий джазовый музыкант Joe Pass, поддавшись всеобщему увлечению, записал несколько виртуозных соло на этом инструменте. Теперь можно говорить о том, что двенадцатиструнка становится действительно популярным инструментом.
Не остались в стороне и прозводители музыкальных инструментов, а именно: фирма Rickenbacker выпускает двенадцатиструнную электрогитару. Это событие не остается без внимания известных рок- и поп-музыкантов, группы Beatles и Byrds используют в своих записях именно такие двенадцатиструнные электрогитары.
В конце шестидесятых благодаря Тому Петти (Tom Petty) и особенно Лео Коттке (Leo Kottke) игра на двенадцатиструнной гитаре превратилась в высокое искусство, а сам инструмент стал обязательным атрибутом в арсенале любого известного гитариста. Партии двенадцатиструнной гитары мы можем слышать не только на записях вышеперечисленных артистов и групп, но также у Эрика Клэптона (Eric Clapton), Стиви Рэя Воэна (Stevie Ray Vaughn), Роя Орбисона (Roy Orbison), дуэта Simon & Garfunkel, групп Eagles, Queen, Led Zeppelin, Urian Heep и многих других.
Мировое увлечение двенадцатиструнной гитарой, несмотря на «железный занавес», в конце концов докатилось и до России. Одним из первых артистов, оценивших её достоинства как аккомпанирующего инструмента, стал певец и композитор Александр Градский. Юрий Шевчук ( лидер группы «ДДТ») впервые стал широко известен именно как певец, аккомпанирующий себе на двенадцатиструнке, после победы на Всесоюзном конкурсе «Золотой камертон» с песней «Не стреляй» ещё в уфимский период своего творчества. Известные советские эстрадные исполнители и композиторы начала 80-х, такие как Юрий Антонов и группа «Аракс», Максим Дунаевский с его ансамблем «Фестиваль», группа «СВ» часто и очень разнообразно использовали на своих записях двенадцатиструнную гитару, но играл на ней, как правило, один и тот же человек — Вадим Голутвин.
Однако по настоящему триумфальное восхождение на сцену двенадцатиструнной гитары в России совпало с появлением на ней Александра Розенбаума и его нетрадиционного стиля исполнения.
Покупка двенадцатиструнной гитары
Покупка двенадцатиструнной гитары — довольно ответственный шаг. Этот инструмент дороже обычных гитар хотя бы потому, что у него в два раза больше струн. Посему рассмотрим аргументы ЗА и ПРОТИВ её приобретения.
Несколько аргументов в пользу покупки двенадцатиструнной гитары:
1. Я профессиональный музыкант и именно на сегодняшнем этапе моего твочества мне необходим такой инструмент.
2. У меня достаточно денег и мне не жалко их на хобби, а электрогитару и гитары с нейлоновыми и стальными струнами я уже купил.
3. Я имею склонность к пафосу.
4. Я больше люблю настраивать гитару, чем на ней играть.
5. Мне кажется, что с этим инструментом (особенно, если он черный) я похож на Александра Розенбаума.
Несколько аргументов против:
1. Если это будет ваш первый инструмент и вы собираететсь на нём учиться играть, то в этом случае лучше приобрести 6-ти струнную гитару.
2. Двенадцатиструнка может быть лишь дополнительным инструментом, вторым или третьим, поскольку используют её в основном в аккомпанементе.
Однако от рассуждений перейдем к делу, непосредственно к самой покупке инструмента. Разделим этот процесс условно на несколько этапов:
1. Где купить?
2. Что купить?
3. Что и как следует проверить?
4. Какие необходимы аксессуары?
— Ответ на первый вопрос достаточно очевиден (конечно же, в Муздетали — прим.Mmnt). Даже если вы считаете себя человеком весьма искушенным в гитарах, покупайте двенадцатиструнную гитару в известном музыкальном магазине. Необходимо убедиться в том, что вы получаете гарантию и право на возврат инструмента в случае глубокого разочарования.
— Ответ на второй вопрос не столь очевиден, но тем не менее есть ряд соображений общего порядка: берите по-настоящему хороший инструмент, гриф обязательно должен иметь анкерный болт. Наличие такого болта позволяет компенсировать деформации грифа, вызванные натяжением струн. При покупке гитары, бывшей в употреблении, обязательно воспользуйтесь советами профессионалов («жучки» у магазина к ним не относятся). Минимальная разумная цена хорошей двенадцатиструнной гитары около 200 долларов США.
— Ответ на третий вопрос потребует знакомства с конструкцией инструмента хотя бы в общих чертах. Мы уже упоминали о конструктивных особенностях грифа, но не менее важную роль в гитаре играет верхняя дека. На внутренней стороне деки располагаются пружины, которые помогают сдерживать натяжение струн и предохранять ее от деформации. Форма, вес и расположение пружин для классических гитар (гитары с нейлоновыми струнами) и для гитар с металлическими струнами совершенно различны прежде всего из-за того, что натяжение струн на гитаре с металлическими струнами намного сильнее. Увеличив вдвое натяжение за счет дополнительных струн на двенадцатиструнной гитаре, производители должны особое внимание уделить прочности пружин и их соединения в месте перекрестья, а если этого не происходит, верхняя дека приобретает выпуклую форму, что приводит к подъему подставки и как следствие этого невозможности регулировки высоты струн над грифом. Естественно, такой инструмент покупать не следует.
Вернемся к процессу проверки. С наружной стороны верхней деки крепится подставка и вам необходимо убедиться в том, что между декой и подставкой отсутствует щель. Наличие даже очень тонкой щели на двенадцатиструнной гитаре обязательно приведет к отрыву подставки в дальнейшем. Также необходимо,перевернув гитару, проверить надежность крепления грифа к корпусу гитары. Наличие щели между ними является пред-вестником будущих проблем.
При покупке гитары с так называемой «подзвучкой» (на гитаре установлен пьезодатчик с эквалайзером) придется проверять и её. Для этого необходимо в первую очередь убедиться в том, что в эквалайзер вставлена батарейка, и она исправна. На большинстве гитар для этой цели служит специальная кнопка, при нажатии которой загорается светодиод.
Далее необходимо подключиться к комбику и приступить непосредственно к проверке:
1. Поочередно перемещая движки эквалайзера от максимума к минимуму и наоборот, убедиться, что ни один из них не издает треска;
2. Выставив эквалайзер в нулевое положение, убедитесь в том, что звучание каждой пары струн, взятых по отдельности, не имеет явного провала по громкости. Если же он есть, то значит под этой парой струн находится дефект пьезодатчика и необходимо заменить либо датчик, либо гитару. Если во время проверки комбик начал заводиться, лучше отойти от него подальше, или отвернуться в сторону, т.к. к вашей гитаре этот эффект не имеет отношения и связан с тем, что комбик не предназначен для озвучивания акустических инструментов. А звучащее в комбике радио говорит о том, что «левый» соединительный шнур нужно всего навсего заменить на «фирменный».
Помимо явного брака существуют и менее очевидные дефекты. Очень важным параметром является высота струн ( расстояние между струнами и грифом) и возможность ее регулировки. Слишком большое расстояние затруднит прижатие струн и сделает игру на двенадцатиструнной гитаре настоящим мучением. А слишком маленькое, хотя и облегчает игру, но вызывает дребезжание (однако необходимо помнить, что некоторое дребезжание абсолютно естественно для стальных струн, касающихся металлических ладов, а кроме того стиль вашей игры и толщина используемых струн вносят свою лепту). Еще один важный элемент — лады. Лады на гитаре размещаются с математической точностью. Если лады хотя бы слегка сдвинуты, то любой человек, имеющий музыкальный слух, определит, что гитара не строит. При проверке поступим следующим образом: возьмём открытую струну, а затем её же на 12-м ладу и убедимся, что это одна и та же нота, но звучащая на октаву выше (в нашем случае под струной понимается пара струн, звучащих в унисон). Операцию необходимо повторить для каждой пары струн, т.к. некоторые из них могли подкиснуть (состариться) и уже не строят сами по себе. Если вы не уверены в своем слухе и вам некому помочь, попробуйте другой способ — возможно он окажется проще: возьмите полнозвучный мажорный аккорд (например ми-мажор) и проиграйте его арпеджио (каждая пара струн берется по очереди сверху вниз и снизу вверх) в медленном темпе на каждом ладу грифа при помощи барре. Если на каком-либо ладу аккорд звучит неблагозвучно, значит у гитары проблемы со строем. Будем считать, что мы наконец-то ответили на третий вопрос и можем заняться аксессуарами.
Ответ на четвертый вопрос не столь праздный как может показаться на первый взгляд.
Любая купленная вами в магазине гитара укомплектована струнами, но эти струны называются тюнинговые и предназначены в основном для того, чтобы покупатель мог проверить инcтрумент и убедиться, что это всё же гитара, а не весло. Любой инструмент с такими струнами звучит глуховато и плоско, и это также необходимо иметь ввиду при покупке гитары. Исходя из выше сказанного вам необходимо обзавестись новым довольно дорогим комплектом струн, а дорог он от того, что струн в нём в два раза больше. Стальные струны бывают разных калибров — толстые, средние, легкие и сверхлегкие. Теоретически используемый вами комплект струн подбирается исходя из атаки исполнителя и достижения желаемого звука, а также особенностей инструмента. Некоторые музыканты всю жизнь находятся в поиске «своего комплекта», порой подбирая струны не только по калибру, но и смешивая струны разных производителей. Однако на практике чаще всего поступают следующим образом:если вы в основном играете аккомпанемент, то используете более толстые струны, которые дают мощный, сочный звук, а если вам приходится играть быстрые сольные пассажи, то струны нужны мелкого калибра. Однако для двенадцатиструнной гитары и здесь есть свои особенности, как правило, на них испольнуются комплекты средней толщины с легкими вариациями, можно сказать универсальные. Наиболее распространенными являются:
тонкий: E(09.09), B(12.12), G(20.09), D(26.12), A(36.20), E(46.26)
средний: E(10.10), B(14.14), G(23.08), D(30.12), A(39.18), E(47.27)
толстый: E(11.11), B(15.15), G(23.09), D(30.13), A(40.18), E(50.28).
К аксессуарам в какой-то мере можно отнести и колки, т.к. для двенадцатиструнной гитары они являются немаловажной деталью, позволяющей избежать непрерывного процесса настройки. Поэтому, если вам досталась гитара (особенно бывшая в употреблении) с негодными колками, а по всем остальным параметрам она вас устраивает — не расстраивайтесь. Вы легко можете заменить их самостоятельно в домашних условиях, купив в ближайшем музыкальном магазине. Лучше всего приобретать так называемые «закрытые» колки, хотя они и несколько дороже, но в дальнейшем разница в цене с лихвой окупится. И еще, покупая колки, постарайтесь выбрать те, которые комплектуются крепежем, то есть шурупами.
Еще одной необходимой деталью является чехол. Любая гитара (особенно если она с декой из натурального дерева) боится резких изменений температуры и влажности. Хорошо изготовленный инструмент может какое-то время выдерживать такие воздействия, но в конце концов это приведет к образованию трещин, деформациям и отслоению отдельных деталей. Поэтому чехол для гитары, если он мягкий, должен быть обязательно утепленным. Но двенадцатиструнную гитару всё же лучше хранить в жестком кофре. Необходимость приобретения жесткого кофра продиктована конструктивными особенностями двенадцатиструнной гитары, а именно удлиненное перо грифа испытывает двойную нагрузку, и даже очень слабый удар о какой-нибудь предмет, не говоря уже о падении на пол, может привести к печальным последствиям. При покупке жесткого кофра предпочтение следует отдавать кофру, обитому синтетической тканью, т.к. при эксплуатации «левого» пластикого кофра в морозное время года могут возникнуть проблемы — от легкого удара он рассыпается на куски.
Следующим на очереди стоит каподастр — вещь совершенно необходимая в арсенале гитариста -двенадцатиструнщика.
Теперь перейдем к вещам, которые не являются необходимыми, но очень сильно облегчают жизнь. На первое место я бы поставил тюнер. Для настройки двенадцатиструнной гитары лучше приобрести не гитарный, а хроматический тюнер , т.к. он пригоден и для альтернативного строя, который часто используется на двенадцатиструнной гитаре. Что касается индикатора тюнера, то на мой взгляд преимущества стрелочного над светодиодным очевидны.
И, наконец, еще одна вещь, облегчающая существование, это — приспособление для намотки струн, которое называется вайндер (winder). Его полезность и необходимость вы оцените при первой же попытке поменять струны.
Настройка двенадцатиструнной гитары практически ничем не отличается от настройки обычной «шестиструнки». Дополнительные струны, парные к основным, настраиваются: 1-я и 2-я — в унисон с основными струнами, а 3,4,5,6-я — на октаву выше своих основных струн. Однако процесс этот может превратиться в бесконечный, если установленный на гитару комплект струн «вытянулся» или «подкис». Поэтому описание процесса настройки мы начнем с замены струн. Для начала необходимо удалить старые струны, а это не всегда является тривиальной задачей. Если ослабление колков и удаление из них струн вполне очевидная вещь, то процесс удаления струн из подставки требует определенных навыков. Решению этой задачи в значительной мере может помочь вайндер из предыдущей главы. На кончике этого приспо-собления, как правило, имеется паз, предназна-ченный для удаления пластикового конуса, удерживающего струну в подставке. Внимание. Никогда не используйте для извлечения конусов плоскогубцы, пассатижи, клещи и прочие слесарные и столярные инструменты. Вместо желаемого результата вы получите проблему, связанную с приобретением новых конусов, а их на вашей гитаре двенадцать.
После того, как старые струны удалены, приступим к установке новых. Очевидно первым шагом должна стать визуальная оценка вашего инструмента на наличие дефектов, возникших после последней аналогичной процедуры, что в значительной степени убережет вас от травматизма, вызванного обрывом струны при установке. Для этого необходимо убедиться в том, что за рассматриваемый период времени на колках не образовались дефекты, способные привести к обрыву струны (при обнаружении попытаться ликвидировать их или заменить колок), а также проверить конуса на наличие трещин и надломов. При положительных результатах проведенных исследований можно перейти непосредственно к установке новых струн. Схема установки конуса со струной в подставку не требует специальных пояснений, за исключением одного замечания: никогда не пытайтесь забивать конус в подставку при помощи тяжёлых предметов.
Внимание. Струны на двенадцатиструнной гитаре устанавливаются в строго определенном порядке (см. схему ниже), нарушение которого может привести к неприятностям при настройке. Неприятности эти связаны с конструкцией верхнего порожка, а именно с тем, что прорези на нем долж-ны обеспечивать свободное перемещение струны. Следовательно, если поменять местами толстую и тонкую струны, то толстая струна перемещаться явно не сможет, а тонкая расположится ближе к накладке и начнет бряцать об лады. То же можно сказать и об установке более толстого комплекта струн. Прежде чем переставлять струны проверьте, годится ли ваш порожек для такого диаметра струн.
При закреплении струны на колке необходимо кончик длиной 1,5 — 2 см пропустить в отверстие колка и, придерживая струну в натянутом состоянии, при помощи вайндера накрутить ее на колок. Если вы лентяй и не имеете такого приспособления, пропустите струну в отверстие колка до упора, а получившийся хлыст заведите под струну так, чтобы его зажало струной при настройке.
Теперь перейдем непосредственно к довольно утомительному процессу настройки двенадцатиструнной гитары. Для этого в данном случае мы будем использовать только самые простые способы настройки, а с более сложными способами (с помощью октав, флажолетов, обращений аккордов и т.д.), требующими не только тренированного слуха, но и определенных навыков, пытливые умы могут познакомиться в других изданиях. Первый и самый наглядный способ — настройка открытых струн по нотам фортепианной клавиатуры в соответствии с приведенной ниже схемой. Если первый способ требует хотя бы навыка настройки по слуху, то второй — не требует ничего, кроме хроматического тюнера и элементарных знаний о нотах. При настройке гитары по тюнеру можно воспользоваться схемой из первого способа и инструкцией, прилагаемой к вашему тюнеру. И наконец, способ третий, который условно можно назвать «камертонным». Этот способ является, с одной стороны, самым демократичным, поскольку позволяет обойтись не только без дорогостоящих клавишных и тюнера, но и без камертона как такового (в качестве эталона можно использовать звук А(ля), соответствующий сигналу в снятой телефонной трубке).Однако при всей демократичности данный способ требует достаточно тренированного слуха и опыта. Камертоны, используемые гитаристами, делятся на вилочковые и духовые. Вилочковые, как правило, воспроизводят звук А(ля) первой октавы, который соответствует звуку первой струны ( первой пары струн ), зажатой на пятом ладу. Для облегчения процесса настройки ударьте вилочковый камертон о коленку и прислоните его к верхней деке. Что касается духового камертона, то он, как правило, выпускается двух видов: одиночный — воспроизводит звук Е(ми) первой октавы, который соответствует звуку открытой первой струны (первой пары струн) и духовой камертон с шестью отверстиями, звуки которых соответствуют звукам открытых струн шестиструнной гитары в стандартном строе.
В качестве наглядного пособия используем схему настройки шестиструнной гитары и адаптируем её к двенадцатиструнке. В дальнейшем эта схема поможет вам в доступной манере освоиться с альтернативными строями. Итак, приступаем к стандартной настройке в соответствии со схемой.
1. Первая и вторая открытые струны настраиваются в унисон и соответствуют звуку Е(ми) 1-й октавы.
2. Третья и четвертая струны настраиваются в унисон и, прижатые на пятом ладу, должны звучать в унисон с первой и второй открытыми струнами.
3. Пятая струна ,прижатая на четвертом ладу, должна звучать в унисон с открытыми третьей и чет-вертой струнами.
4. Седьмая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с пятой струной.
5. Восьмая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с шестой струной.
6. Девятая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с седьмой струной.
7. Десятая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с восьмой струной.
8. Одиннадцатая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с девятой струной.
9. Двенадцатая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с десятой струной.
Если вы были внимательны, то заметили, что мы пропустили шестую струну, и это не случайно.
Внимание. Никогда не настраивайте шестую струну сразу в камертон. Она у вас обязательно лопнет, т.к. имеет самое сильное натяжение. Открытая шестая струна должна звучать в унисон с первой и второй струнами прижатыми на третьем ладу. Таким обра-зом шестая струна двенадцатиструнной гитары натя-нута сильнее любой из струн обычной шести-струнки.
Техника игры на двенадцатиструнной гитаре
Разобравшись с настройкой двенадцати- струнной гитары, попытаемся сконцентри-ровать свое внимание на исполнении. Игра на двенадцатиструнной гитаре очень напоминает игру на шестиструнной тем, что касается строя и аккордов, но есть и своя специфика. Как правило вся эта специфика связана с борьбой с «неудобствами», которые возникают в процессе игры на двенадцатиструнной гитаре. Самым очевидным «неудобством» являются спаренные струны и связанный с этим примерно двухнедельный период адаптации, как правой, так и левой руки. Остальные же «неудобства» не столь очевидны и связаны прежде всего с конструктивными особенностями инструмента.
Первой особенностью является наличие более широкого и утолщенного, по сравнению с шестиструнной гитарой, грифа. Казалось бы, легко преодолимое отличие на самом деле может надолго испортить жизнь даже вполне «продвинутому» исполнителю, а человеку с маленькой или слабой кистью руки вообще закрыть путь к профессиональному владению двенадцатиструнной гитарой. Проблема заключается в том, что более широкое расположение струн вызывает необходимость зажимать басовые струны значительно растянутой кистью правой руки с дополнительным усилием, а это не всегда удается сделать чисто анатомически. В этом легко убедиться , если взять аккорд с баррэ на первом ладу сначала на шести-, а затем на двенадцатиструнной гитаре,и попытаться исполнить самый простой «блатной» аккомпанемент с чередованием баса и аккорда. Скорее всего то, что прозвучало при игре на шестиструнной гитаре и то, что удалось извлечь из двенадцатиструнки, никак нельзя назвать идентичным аккомпанементом с более сочной окраской. Привычный для многих способ исполь-зования большого пальца правой руки при игре на басовых струнах в данном случае даст желаемый результат только при наличии больших и сильных кистей рук. Вторая особенность только усугубляет первую и связана она с более сильным, чем на шестиструнной гитаре, натяжением струн из-за их большего количества. Таким образом, игра на двенадцатиструнной гитаре как раз и есть борьба именно с этими проблемами.
Одним из наиболее простых и эффективных способов преодоления трудностей является использование аккордов с открытыми струнами. Если все эти аккорды вам хорошо знакомы, то вам повезло, и вы на полпути к успеху.
Еще один распространенный способ борьбы — использование альтернативного строя. Наиболее простым и часто используемым именно на двенадцатиструнной гитаре примером такого строя служит простое понижение струн на полтона, что позволяет значительно снизить натяжение струн. Более сложные альтернативные строи позволяют при пении в удобной тональности использовать максимальное количество аккордов в открытой позиции, а большинство аккордов берутся прямым баррэ. Кроме того, существует целый ряд мелодий, которые практически невозможно сыграть в стандартном строе, плюс в нестандартном они звучат гораздо эффектнее. Как правило на двенадцатиструнной гитаре кроме стандартного используются ещё и три альтернативных строя: C,D и G.
Использование иных строев не рекомендуется из-за того, что они связаны с сильной перетяжкой струн, а это может привести к выходу инструмента из строя (отрыв грифа или подставки). Существуют также варианты строя, в которых перестраивается одна или несколько басовых струн.
Внимание. При использовании на двенадцатиструнной гитаре альтернативного строя, требующего повышенного натяжения струн, необходимо перейти на использование струн более тонкого калибра.
Наиболее раскрученным примером альтер-нативного строя в нашей стране является строй G, т.к. именно он используется при аккомпанементе Александром Розенбаумом.
Источник