12 струнная гитара виртуоз

Чем хороша и плоха 12-струнка?

Этот вопрос может показаться несущественным для тех, кто никогда не играл на двенадцатиструнной игре, но для меня это очень важно. Я играл на ней несколько лет как на единственной гитаре и много экспериментировал, чтобы учесть и использовать её особенности.

Многие гитаристы отмечают, что всё, что они играют на двенадцатиструнной игре, звучит «лучше», чем на шестиструнной. В некоторой степени это правда, и это большая часть привлекательности этого типа гитары, несмотря на её многочисленные недостатки.

Фактор «сладости для ушей», вероятно, является основной причиной, по которой большинство гитаристов начинают играть на этом инструменте. Это просто «круто звучит». В поп-музыке партия двенадцатиструнной гитары часто является основным «хуком», который привлекает слушателей и делает песню запоминающейся. Примеров, наверное, тысячи. Вот некоторые из них, которые я заметил в своих попытках делать каверы на популярные песни: «Stairway to Heaven» («Led Zeppelin»), «Mr. Tambourine Man» («The Byrds»), «As Tears Go By» и «Lady Jane» («Rolling Stones»).

Имея шесть хоров по две струны в каждом, одна двенадцатиструнная гитара может легко передать звук двух шестиструнных гитар.

  • Увеличение количества струн, на которых можно играть одновременно, раздувает и усиливает то, что происходит на шестиструнной гитаре. Гитары с шестью голосами, как правило, уже намного интереснее струнных инструментов, где одновременно может звучать только один звук. Таким образом, двенадцатиструнный инструмент, безусловно, обладает ещё большим потенциалом для создания интересных звуков.
  • В разное время с шестиструнной гитарой вы одновременно слушаете от одного до шести разных звуков. Для двенадцатиструнной гитары их может быть до десяти , потому что четыре из шести хоров настроены в октаву, а два — в унисон. Струны, настроенные в унисон, как правило, просто звучат как «почти одинаковые».
Читайте также:  Вся сетка аккордов для гитары

Имитация двух гитар превращает сольное выступление в дуэт. Дуэты могут быть интереснее, чем гитарист-одиночка. Так же как пара гимнасток, выступающих вместе, часто более впечатляющая, чем одна. Когда вы пытаетесь критически оценить одну, вас отвлекает другая. Это значит, что ни одна из них не должна быть настолько хороша, как если бы она была в одиночестве. Идея «больше — лучше» не обязательно верна, но часто так может казаться .

На двух струнах каждого хора большую часть времени, если не всегда, играют одновременно . Струны расположены так близко друг к другу, что удерживать их по отдельности невозможно. Лучшее, что вы могли бы сделать в этом отношении — это зажать одну струну и каким-то образом заглушить другую.

Вы можете играть по отдельности, искусно защипывая одну, но не другую струну. Однако, это сложно сделать, и такая практика редко используется даже самыми опытными гитаристами. Таким образом, когда вы играете на двенадцатиструнной гитаре, в основном вы получаете эффект «хоруса».

  • Эффект «хоруса» заметен, потому что две струны никогда не могут быть настроены точно в унисон. Они всегда будут звучать так, как будто два человека в вокальном хоре поют в унисон. Вы будете знать, что есть два голоса, даже если они имеют тенденцию сливаться в один и тот же звук.
  • Хор отличается от соло и имеет совершенно другие выразительные качества. Чем больше совпадают два голоса по высоте и тембру, тем ближе они к тому, чтобы действительно быть «единым голосом». Человеческое ухо может легко это воспринять, и публика обычно одобрительно реагирует, когда два вокалиста приближаются к этому идеальному состоянию. Певцы в дуэте могут сорвать гораздо больше аплодисментов, чем любой из них в одиночку.
  • Эффект «хоруса» для остальных четырех хоров, настроенных в октаву, заметно отличается. Точно так же человек слышит сопрано и баритон, поющие в октаву, и полностью осознаёт, что это разные люди, которые поют «одно и то же». Не-музыканты обычно не имеют понимания октавного интервала. Таким образом, для них это звучит как две разные вещи, которые волшебным образом «идут вместе».
  • Эффект от умножения голосов в хорусе не является линейным. Он экспоненциальный. То есть, когда вы удваиваете количество голосов, он звучит более чем в два раза насыщеннее. Когда одновременно поёт дюжина человек и вы их не видите, вы, вероятно, подумаете, что их больше двенадцати. Аналогичный эффект дает добавление к инструменту большего количества струн. Звучит «больше», чем есть на самом деле.
Читайте также:  Линейка нот для фортепиано

Любой аккорд, сыгранный на гитаре, обычно содержит тоны, разнесённые на октаву. Это по-разному работает на шестиструнных и двенадцатиструнных гитарах.

  • На шестиструнной системе основной аккорд ми мажор (022100) содержит три ми, один соль-диез и два си.
  • В случае с двенадцатью струнами, 4-й и 6-й хоры, играющие ми, имеют по две струны, играющие разные ми. Верхняя струна 6-го хора играет тот же тон, что и нижняя струна 4-го хора. На верхней струне 4-го хора звучит та же самая ми, что и на двух струнах 1-го хора.

Итак, хотя у вас всё ещё есть ми, играемый в трёх разных октавах, у самого низкого есть один голос, у среднего — два, а у самого высокого — три голоса. Это много ми! Хоровое звучание соль-диез состоит из двух голосов, разделённых на октаву. Хоры, в которых звучат ноты си, имеют четыре голоса в двух октавах. Всего двенадцать голосов. Как и в случае с двенадцатиголосным вокальным хором, это звучит как нечто большее.

Со всеми этими различными высотами и октавными обертонами двенадцатиструнная гитара, даже акустическая, создает эффект «стены звука», столь же властный, как электрическая шестиструнная с обработкой тяжёлыми эффектами. Другими словами, это по умолчанию — «впечатляюще».

Вы можете более убедительно имитировать другие инструменты с помощью 12-струнной гитары, по крайней мере, без специальных эффектов. Вот некоторые из них, которые я заметил: цитра, мандолина, клавесин, цимбалы и вёрджинел.

Некоторые «особые» качества двенадцатиструнных гитар — это компромисс . Вы многое получаете, играя на двенадцати струнах, но также отказываетесь от других вещей.

  • Эффект «стены звука» нелегко отключить. Сложно сыграть простую, чистую, однотонную мелодическую линию в манере шестиструнной гитары. Независимо от того, какую технику вы используете, это всё равно звучит как двенадцатиструнная гитара.
  • Удерживание двух струн одновременно требует большей силы рук. Повышенное давление руки замедляет вашу работу. Играть ноты по всей длине грифа в манере шестиструнного солиста — настоящий подвиг. Практически никто не может этого сделать.
  • Использовать баррэ в лучшем случае сложно, а для новичков — невозможно. Это ограничивает то, какие аккорды вы можете сыграть, что, в свою очередь, ограничивает сложность исполняемой музыки.
  • Забудьте о бэндах, как на шестиструнной. Это слишком сложно.
  • Люди используют разные струны для получения интересных звуков, основанных на открытых струнах, поэтому им не нужно использовать баррэ. Это работает, но вам нужно проделать много дополнительной работы, настроив гитару по-другому и научившись так играть на ней. Даже простая песня с необычной настройкой равносильна изучению нового инструмента.
  • Большинству людей нравится использовать двенадцатиструнный инструмент в качестве аккомпанирующего инструмента, то есть играть на ритм-гитаре и поддерживать «лидирующих» людей. На это есть причина: на двенадцати струнах тяжело играть соло. Если вы хотите использовать свой двенадцатиструнный инструмент в качестве ведущего или сольного инструмента, выполнить эту роль в несколько раз сложнее, чем с шестиструнной гитарой.

Источник

Двенадцатиструнная гитара — Twelve-string guitar

Двенадцать-струнной гитары (или 12-гитара ) представляет собой стальной-нить гитары с 12 строк в шести курсов , который производит более толстый, более мелодию , чем стандартный шестиструнной гитаре. Обычно струны четырех нижних струн настраиваются в октавах, а струны двух верхних струн настраиваются в унисон. Зазор между струнами внутри каждого курса с двумя струнами узок, и струны каждого курса натягиваются и защипываются как единое целое. Гриф шире, чтобы вместить дополнительные струны, и по ширине похож на гриф классической гитары . Звук, особенно у акустических инструментов, более полный и гармонично резонансный, чем у шестиструнных инструментов.

Конструктивно 12-струнные гитары, особенно построенные до 1970 года (см. Ниже), отличаются от шестиструнных гитар следующим образом:

  • Передняя бабка удлинена для размещения 12 тюнинговых станков.
  • Дополнительное натяжение шести дополнительных струн требует более сильного усиления грифа.
  • Корпус также усилен и построен с более прочной структурой, чтобы выдерживать более высокое напряжение.
  • Шкала фреттинга обычно короче, чтобы уменьшить общее натяжение струны.

Двенадцатиструнные гитары производятся как в акустическом, так и в электрическом исполнении . Однако чаще встречается акустический тип.

СОДЕРЖАНИЕ

Эффект «хора»

Двойные ряды струн 12-струнной гитары производят мерцающий эффект, потому что даже струны, настроенные в унисон, никогда не могут вибрировать с точной синхронностью, то есть они вибрируют не в фазе . В результате для уха звук «мерцает», что некоторые описывают как напоминание слегка расстроенных струн. Интерференция между противофазными колебаниями вызывает явление, известное как биение, которое приводит к периодическому увеличению и падению интенсивности, что в музыке часто считается приятным для слуха. Пит Сигер описал характерное звучание 12-струнной гитары как «звон колоколов».

Происхождение и история

Происхождение современного 12-струнной гитары не уверен, но скорее всего , предки с использованием курсов сдвоенных струн некоторые мексиканские инструменты , такие как bandolón , тем Guitarra Септима , Guitarra Кинта huapanguera , и Баджо Sexto . Такие изображения, как « Мексиканский типичный оркестр 1901 года» на Панамериканской выставке, показывают гитару с 12 струнами. В конце 19 века мандолина Archtop была одним из первых инструментов с курсом сдвоенных струн, разработанным в Соединенных Штатах.

В XIX — начале XX веков 12-струнные инструменты считались «новинкой». 12-струнная гитара не стала основной частью блюза и фолка до 1920-х и 1930-х годов, когда их «больше, чем жизнь» звук сделал их идеальным аккомпанементом для вокалистов, особенно Lead Belly и Blind Willie McTell . С тех пор 12-струнная гитара использовалась в некоторых разновидностях фолка, рока , джаза и популярной музыки . Протеже Lead Belly, Фред Герлах , принес инструмент в мир народной музыки. Первоначально он в основном использовался для аккомпанемента из-за большей трудности выбора или выполнения «изгибов» струны на двух струнах. Однако в конце 20-го века ряд музыкантов посвятили себя сольному исполнению на 12-струнной гитаре. Виртуозу гитары Delta Blues Роберту Локвуду-младшему была представлена ​​акустическая 12-струнная гитара ручной работы, сделанная выдающимся японским мастером в конце шестидесятых, и впоследствии она стала предпочтительным инструментом для Локвуда.

Электрические 12-струнные гитары

Электрические 12-струнные стали основой поп- и рок-музыки в 1960-х годах. Первыми начали использовать этот инструмент гитаристы из The Wrecking Crew ; в 1963 году Кэрол Кэй использовала переделанную шестиструнную гильдию в хите The Crystals « Then He Kissed Me », а в песне Джеки ДеШаннон « When You Walk in the Room » Глен Кэмпбелл сыграл хорошо известного гитариста. сочинена ДеШанноном на 12-струнной электрогитаре.

Одной из первых серийных 12-струнных электрических колонок была Bellzouki. Представленная Danelectro в 1961 году по проекту сессионного гитариста Винни Белла , она изначально рассматривалась как нечто среднее между электрогитарой и бузуки, а не электрическая версия традиционной 12-струнной гитары. В Великобритании в 1963 году JMI ненадолго выпустила Vox Bouzouki, позже выпущенный в Италии как The Vox Tempest XII, который Вик Флик использовал в хит-сингле Питера и Гордона « A World Without Love » в 1964 году. В конце 1963 года Бернс. разработал Double Six, предоставив прототип Хэнку Марвину из The Shadows , который использовал его в ряде песен для саундтрека к фильму Клиффа Ричарда 1964 года « Прекрасная жизнь» ; Double Six также использовалась в кавер-версии The Searchers на песню Де Шеннона «When You Walk in the Room».

Электрическая 12-струнная получила известность с введением в 1964 г. Rickenbacker 360 , прославившаяся через Джордж Харрисон «s использование этого на Битлз » альбоме Night трудного дня и многие последующих записях. В 1965 году , вдохновленный Харрисон, Роджер McGuinn сделал Рикенбакер 12-струнной центральное The Byrds » фолк — рок звука, далее популяризировать инструмент. К середине 1960-х годов большинство крупных производителей гитар производили конкурирующие инструменты, включая Fender Electric XII (используемый Роем ​​Вудом из The Move ) и Vox Phantom XII (используемый Тони Хиксом из The Hollies ). Gretsch , Guild и Gibson также производили электрические 12-струнные модели с середины шестидесятых и в последующие десятилетия, а Gretsch продвигала их, поставляя ряд изготовленных на заказ 12-струнных моделей для гитариста The Monkees Майкла Несмита для использования в сериале The Monkees. .

Стандартные электрические 12-струнные стали менее популярными с концом американской фолк-рок-сцены в конце шестидесятых; Fender и Gibson прекратили выпуск 12-струнных версий Electric XII и ES-335 соответственно в 1969 году. Однако с 1970-х годов некоторые гитаристы прогрессивного рока , хард-рока и джазового фьюжн , в первую очередь Джимми Пейдж из Led Zeppelin , Дон Фелдер из Eagles , Джон Маклафлин из The Mahavishnu Orchestra и Алекс Лайфсон из Rush использовали двухгорлые гитары, такие как Gibson EDS-1275 , с шестиструнным и 12-струнным грифом, для живых выступлений, позволяя легко переходить между различными звуками в середине. песня.

Эпоха постпанка конца 70-х — начала 80-х годов ознаменовала возрождение использования 12-струнной электрогитары среди альтернативных рок-, поп- и инди-гитаристов, испытавших влияние шестидесятых. Такие игроки, как Джонни Марр из The Smiths , Дэйв Грегори из XTC , Сюзанна Хоффс из The Bangles , Марти Уилсон-Пайпер из The Church , Питер Бак из REM , а также Том Петти и Майк Кэмпбелл из Tom Petty and the Heartbreakers часто выбирали 12 струн. (особенно Rickenbackers) для многих песен.

Дизайн

Струны размещаются рядами по две струны в каждой, которые обычно играют вместе. Две струны в каждом из четырех нижних курсов обычно настраиваются на октаву друг от друга, в то время как каждая пара струн в двух верхних курсах настраивается в унисон . Струны, как правило, расположены таким образом, что первая струна каждой пары ударяется по нисходящей струне. Однако Rickenbacker обычно меняет это расположение на своих электрических 12-струнных гитарах. Настройка второй струны в третьем курсе (G) варьируется. Некоторые исполнители используют унисонную струну, в то время как большинство предпочитают характерную высокую тональность, похожую на колокольчик , которую октавная струна дает в этой позиции. Другой распространенный вариант — настроить октавную струну на шестой (самый низкий) курс на две октавы выше нижней струны, а не на одну. Некоторые игроки в поисках отличительного тона или для облегчения игры удаляют сдвоенные струны. Например, удаление верхней октавы из трех басовых партий упрощает воспроизведение текущих басовых партий, но сохраняет дополнительные высокие струны для полных струн. Некоторые производители выпускают 9-струнные инструменты на основе этой установки, в которой либо три нижних курса не дублируются, либо три верхних ряда не дублируются.

Дополнительное натяжение, оказываемое на инструмент сдвоенными струнами, велико, и из-за этой дополнительной нагрузки на шейки и деку 12-струнные гитары долгое время имели репутацию деформирующихся после нескольких лет использования. (Это меньше проблем в современных инструментах, построенных после 1970 года) До момента изобретения анкера в 1921 году, 12-струнные гитары часто настроены ниже , чем традиционное EADGBE уменьшить напряжения на приборе. Lead Belly часто использовал настройку low-C, но на некоторых записях его настройки можно распознать как настройки low-B и A. Некоторые 12-струнные гитары имеют нетрадиционные структурные опоры для предотвращения или отсрочки деформации за счет внешнего вида и тона. Чтобы дополнительно снизить натяжение струн, 12-струнные гитары, построенные до 1970 года, обычно имели более короткие грифы и длину шкалы, чем шестиструнные гитары, что делало лады более близко расположенными. Их мосты, особенно в акустических гитарах, имели усиленную пластину большего размера по той же причине.

Достижения в области материалов, дизайна и конструкции таких гитар, сделанные после 1970 года, устранили большую часть этих приспособлений. Современные 12-струнные гитары обычно изготавливаются в тех же размерах и масштабе, что и их шестиструнные аналоги.

Тюнинг

Наиболее распространенная настройка, которая сегодня считается стандартной, — это E 3 • E 2 A 3 • A 2 D 4 • D 3 G 4 • G 3 B 3 • B 3 E 4 • E 4 , переход от низшего (шестого) курса к высшему. (первый курс. Lead Belly и некоторые другие исполнители удвоили нижнюю струну на две октавы выше вместо одной, создав третью струну в унисон с верхним курсом.

Некоторые исполнители используют открытые строчки и другие нестандартные гитарные строчки на 12-струнных гитарах. Некоторые исполнители экспериментировали с настройкой двух струн внутри курса на интервалы, отличные от октав или унисонов: джазовые гитаристы, такие как Ральф Таунер ( Орегон ), Ларри Кориелл и Филип Кэтрин , настроили басовый курс своих 12-струнных гитар на верхние квинты и тройки к нижним четвертям вместо октав и унисонов; Майкл Гулезиан настроил струны в двух верхних курсах на полнотонные интервалы (и, возможно, некоторые другие струны на октаву ниже), чтобы добиться очень богатого, сложного звука. Большее количество струн открывает почти безграничные возможности.

Нэшвилл тюнинг

Nashville Tuning — это способ имитации звука 12-струнной гитары с использованием двух шестиструнных гитар, играющих в унисон. Это достигается заменой нижних четырех струн на одной шестиструнной струне на более высокие октавные струны для этих четырех курсов из 12-струнного набора и настройки этих четырех струн на октаву выше, чем обычная настройка для этих курсов на шестиструнной. Двойной трекинг этой гитары с шестиструнной стандартной настройкой обычно используется в студиях звукозаписи для достижения «более чистого» эффекта 12-струнной гитары.

Играет

Большее количество струн у 12-струнной гитары и более высокое совокупное натяжение струн усложняют игру обеими руками. Аккорды для фреттинга требуют большей силы, а ширина грифа и дополнительное натяжение струн в совокупности усложняют соло и сгибание струн. Промежуток между курсами с двумя струнами обычно меньше, чем между курсами с одной струной на обычной шестиструнной гитаре, поэтому требуется больше точности с медиатором или кончиком пальца, когда не просто играет аккорды. Следовательно, этот инструмент чаще всего используется для аккомпанемента, хотя несколько музыкантов нашли время, чтобы разработать 12-струнную гитару как сольный инструмент. Соло с плоскими звукоснимателями чаще можно встретить с электрическими гитаристами, тогда как некоторые акустические музыканты, такие как Лео Коттке , адаптировали технику игры пальцами к инструменту; такие игроки, как Ральф Таунер, применили классические игровые техники.

Источник

Оцените статью