- Блюз >8 способов разнообразить двенадцатитактовый блюз
- Разнообразие блюзовых ритм-партий
- Блюзовая форма
- Блюзовые аккорды для гитары. Аппликатуры, прогрессии и практические примеры блюзовых квадратов
- Блюзовые аккорды. Общая информация
- Основная теория блюзовых аккордов
- Ступени
- Септаккорды
- Схема блюзового квадрата
- Блюзовые квадраты на гитаре. Практические примеры
- Открытые позиции блюзовых аккордов на гитаре
- Аккордовые формы E (ми)
- Аккордовые формы A (ля)
- Аккордовые формы B (си)
- Подвижные формы аккордов для блюза с баррэ
- Аккордовые формы от E (ми) с баррэ
- Аккордовые формы от A (ля) с баррэ
- Подвижные формы на открытых струнах
- Подвижные формы аккордов с открытыми струнами E (ми)
- Подвижные формы аккордов с открытыми струнами A (ля)
- Основные блюз аккорды для гитары
- Блюзовая прогрессия
- 12 тактовые прогрессии
- 8 тактовые прогрессии
- 16 тактовые прогрессии
- Прогрессии Джаз-блюз
- Заключение
- ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
- Добавить комментарий Отменить ответ
- Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
- Как записывать акустическую гитару дома
- Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
- Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
Блюз >8 способов разнообразить двенадцатитактовый блюз
Двенадцатитактовый блюз – одна из самых универсальных аккордовых прогрессий, вне зависимости от участвующих инструментов, опыта музыкантов или жанра. Уверен, что если вы решите поджемовать с новым для себя партнером, вы очень быстро перейдете на блюз. В арсенале любого гитариста найдутся ходовые блюзовые фразы, которые можно отлично применять к любому соло. Однако что касается поддерживающей, ритмической партии, здесь ограничений значительно больше. Давайте поработаем над этим. Сегодня мы будем иметь дело с двенадцатитактовыми ритм-партиями, которые можно развить и изменить для применения в практически любой ситуации.
Разнообразие блюзовых ритм-партий
Пример 1 – вариация классического риффа Стиви Рэя Вона (Stevie Ray Vaughan) из “Pride and Joy”. Возможно, вы играли нечто подобное в тональности Е, которая дает возможность пользоваться открытыми первой и второй струнами для придания риффу объемности. Но этот пример записан в тональности G, поэтому мы внесем некоторые изменения, чтобы не потерять ощущение шаффла. Если на каждой ноте вы будете глушить соседнюю струну, можете играть боем по зажатой и по приглушенной струнам. Это придаст риффу еще больше яркости.
Пример 2 похож на рифф, который я слышал в классической композиции 60-х годов “Shakin’ All Over”. Здесь важно глушить шестнадцатые ноты на слабой доле после первой сильной доли. Этот рисунок напоминает удар барабанной палочкой по райду. Также можно убрать шестнадцатые ноты и просто удваивать тонику в начале каждого такта. Выбор за вами. С любыми подобными прогрессиями и риффами можно экспериментировать, играя их прямо или свингуя в разном темпе.
Нельзя говорить о блюзе, не упомянув Фредди Грина (Freddie Green). Он внес в этот стиль много нового, а группа Каунта Бэйси (Count Basie) с Грином звучала очень и очень круто.
Пример 3 – упрощенная партия в духе Фредди Грина. Сначала играем терцию и септиму каждого аккорда, затем двигаемся вверх или вниз и переходим к следующему аккорду. Это очень полезно для биг-бэндов, потому что тоники могут исполняться басистом, а верхи аккордов – мощной духовой секцией. Отличный способ подчеркнуть гармонию, не вмешиваясь в линии других инструментов.
Альтернатива – Пример 4 . Нечто подобное хорошо подходит для дуэта с вокалистом или с другим инструменталистом. Аппликатуры потребуют тренировки, потому что нужно, чтобы пальцев «хватало» как на шагающий бас, так и на сами аккорды. Но в результате получится очень здорово. Общее правило для партий с шагающим басом: начинайте на тонике на первой доле, пользуйтесь второй и третьей долями для создания напряжения или для подчеркивания гармонии, а на четвертой доле играйте хроматическую ноту, располагающуюся прямо над следующей тоникой или под ней.
Последний пример более джазовой части урока – Пример 5 – представляет собой прямой джазово-блюзовый контекст с аккордовой пробежкой к аккорду IV ступени в стиле Брайана Сетцера (Brian Setzer) в такте 4. Чтобы подчеркнуть мелодию на верхах аккордов, мы используем разные аппликатуры. Нечто подобное можно использовать даже при игре соло с одиночными нотами или дабл-стопами. Попробуйте собственные варианты, особенно в области тернэраунда – такты 11 и 12.
Пример 6 – рифф в стиле кантри в тональности А. Это единственная прогрессия данного урока, не относящаяся к тональности G. Она дает возможность пользоваться преимуществами удобных пауэр-аккордов с открытыми нотами и делать слайды к терции и малой септиме каждого аккорда. Я решил сыграть тернэраунд V–I, начинающийся в такте 9 и включающий подъем на октаву в такте 12, что возвращает нас к аккорду I ступени.
Пример 7 – это небольшой рифф, очень похожий на то, что могли бы сыграть Роббен Форд (Robben Ford) или Мэтт Скофилд (Matt Schofield). На фоне аккордов I, IV и V зажимаем тонику, терцию и сексту каждого аккорда и делаем слайд к малой септиме, ноне и квинте. Подобный ход напоминает звучание духовых и делает прогрессию более разнообразной.
Заключительную прогрессию этого урока можно определенно отнести к фанку. Рифф Примера 8 очень похож на “Car Wash” от Rose Royce и отлично подходит к двенадцатитактовой форме. Играем терцию и малую септиму, подходя к тритону с ноты на полшага ниже и делая к нему слайд. После каждого аккорда делаем вставки с приглушенными нотами. На мой взгляд, лучше избегать излишних шестнадцатых нот между аккордовыми слайдами, но это уже дело вкуса. Мне кажется, что этот грув звучит лучше без них. Удачи и до скорого!
отлично. А чаще такие уроки можно? Мне просто уже 60 лет, а от блюза просто балдею! С уважением Виктор Сергеевич.
В скором времени обязательно появятся новые уроки по блюзу. А пока что Вы можете ознакомиться с ранее опубликованными уроками в этом стиле по этой ссылке.
Это просто высший класс! Спасибо огромное!
примеры блюзовых квадратов оригинальные много синкоп ритмических удачно подобрана джазовая гармония браво
Источник
Блюзовая форма
Когда речь заходит о блюзе, то многие представляют себе старого негра афроамериканца с гитарой и думают о блюзе, как о некой архаичной форме. Однако блюз с тех пор, как он появился в середине XIX века, и до сегодняшнего дня является неиссякаемым источником вдохновения для самых разных стилей музыки. В качестве примера можно сказать, что под влиянием блюза находится музыка как группы Metallica, так и Кристины Агилеры.
Даже если Вы не намерены сочинять джаз, блюз или рок музыку, знание блюзовой формы может дать Вам некоторые новые идеи и позволит зазвучать по новому.
Основой современного блюза является 12-тактовая форма, которая точно копирует поэтическую форму блюза, которая является трехстрочной и имеет форму AAB.
Для обозначения каждой новой строчки используется аккорд новой функции. В 9-10 тактах для блюза типичен ход от V ступени к IV
Таким образом самая простейшая блюзовая форма представляет собой следующий квадрат:
Последние два такта называются тэрнэраундами и могу изменяться до неузнаваемости в зависимости от стиля музыки.
Очень часто, блюзовую форму ошибочно интерпретируют как состоящую из трех предложений. Однако это неверно по нескольким причинам. Первая — это отсутствие каденций, чаще всего в 4, 8, 12 тактах, наоборот, добавляется аккорд, усиливающий тяготение, что способствует склеиванию формы, а не ее расчленению. Вторая — это блюзовая фразировка. Блюзовый четырехтакт может состоять из одной или двух фраз, расположенных на границе псевдопредложений.
Также для блюза характерно построение фраз по принципу «вопрос ответ», когда вокалист поет первые два такта, а отвечает какой-либо солирующий инструмент. Эта практика появилась в спиричуэлс — духовных песнях, в которых голосу певца отвечал хор, либо наоборот.
Хотя архаичный блюз иногда исполняется обычными трезвучиями, все же чаще всего гармония блюза опирается на диссонанс доминантсептаккорда — поэтому типично изложение блюзовой последовательности именно септаккордами.
Ix| Ix| Ix| Ix
IVx| IVx| Ix| Ix|
Vx| IVx| Ix| Ix
Если выписать септаккорды
и вычленить из них ноты, то получим блюзовую гамму:
Сам блюзовый лад неотделим от септаккордов, поскольку без аккордового сопровождения не дает типичное блюзовое звучание — которое является наложением минорных тонов на мажорную терцию аккорда в сочетании с неустойчивой малой септимой. Очень часто из данной гаммы извлекается блюзовая пентатоника:
Которая при наложении на мажорную гармонию создает мажорно-минорное звучание, характерное для блюза.
Усложнение гармонии
Естественно, что блюзовый квадрат чаще всего исполняется в более сложных разновидностях, при этом методы усложнения гармонической схемы зависят от стилистики произведения.
Для блюзовых стилей характерно добавление промежуточных доминант или, реже, субдоминант. Например:
Ix| Vx| Ix| Ix|
IVx| IVx| Ix|I Ix|
Vx| IVx |Ix| Vx
В данной схеме перед каждой сменой аккорда добавлен аккорд побочной доминанты.
Также в блюзе используется добавление хроматических полутоновых сдвигов. При этом все аккорды рассматриваются в рамках исходной тональности.
Ix IV#x| Vx| Ix| Ix III#x|
IVx| IVx| Ix| IIx VIbx|
Vx|IVx|Ix|Vx IIbx|
Также для гитарных блюзов характерно изложение аккордов не только в виде септаккордов, но и в виде аккордов с секстой. Если обозначить схематично:
I I6| I7 I6 и т.д
В джазовых вариантах используются более расширенные варианты замен. Каждый четырехтакт рассматривается как небольшая последовательность, которая может предельно усложняться с помощью общепринятых в джазе замен.
Рассмотрим примеры джазовых интерпретаций блюза:
C7 / F7 / C7 / C7 /
F7 / F#dim7 / C7 / Em7 — A7 /
Dm7 / G7 / Em7 — A7 / Dm7 — G7 /
Первый четырехтакт здесь представлен без изменений.Во втором используется классический ход от субдоминанты к тонике через уменьшенный IV# ступени. Затем использован стандартный прием расширения аккордов за счет введения цепочки II-V. Аккорд доминанты смещается до 10 такта, а перед ним вводим секвенцию оборота, начиная в обратном порядке, то есть двигаемся от G7 — Dm7 — A7- Em7 — таким образом получаем исходный оборот, теперь нужно только развернуть его и получим замену. Далее в 11-12 такте использован тот же прием, но только для аккорда I ступени. Также последние два такта могут быть хроматическими C7 — Eb7 / D7 — Db7
Как видите здесь использованы стандартные для джаза гармонические ходы.
Также очень часто используется введение оборота I-VI-II-V. Тогда получим следующую схему:
C7 -A7/ Dm7 — G7/ C7 / Gm7 C7 /
F7 / F#dim7 / C7 -A7/ B7 — G#7 /
Bb7-G7/ F7 / Em7 — Ebm7 / Dm7 — Db7 /
Одним из предельных вариантов усложнения блюзовой последовательности является уже упоминаемая мной последовательность Паркера.
Fmaj7 / Em7b5 A7b9 / Dm7 Db7 / Cm7 F7 /
Bb7 / Bbm7 Eb7 / Am7 D7 / Abm7 Db7 /
Gm7 / C7 / F D7 / Gm7 C7 /
Как можно заметить, здесь сочетаются все рассмотерные выше приемы усложнения. Хроматические сдвиги, введение оборота II-V, оттягивание доминант и т.д
Еще несколько последовательностей из учебника Чугунова:
Проникновение блюза во фьюжн привело к возникновению таких политональных последовательностей:
Pat Metheny «Missouri Uncompromised»
A / A / A / A /
Bb|A | Db/Ab Eb/G | D/F# Dm/F |
E / D / A / A /
Также существуют минорные блюзы, которые, однако, звучат не так характерно:
Из известных минорных блюзов можно назвать припев из «Still got the blues» Gary Moore
Усложнение формы
Чистая блюзовая форма не допускает никаких видоизменений в количестве тактов, однако очень часто используется для создания как более простых, так и более сложных форм.
К простым можно отнести, например, 8-тактовую хард-рок-форму:
I| I| IV| I| V| IV| I| I|
Сложные формы являются соединением простых блюзовых. Классический пример сложной двухчастной — это Сент-Луи Блюз:
Часть A — здесь 12 тактовый блюз
Часть B — 16 тактовая форма
Часть A1 — реприза 12 тактового блюза
Еще вариант простой трехчастной формы на основе блюза:
Источник
Блюзовые аккорды для гитары. Аппликатуры, прогрессии и практические примеры блюзовых квадратов
Блюзовые аккорды. Общая информация
В первую очередь, блюз – это основа всего. Именно от этого направления в дальнейшем пошла большая часть современной музыки, особенно жанры рока и метала. Поэтому каждый гитарист, который хочет научиться сочинять музыку и делать это грамотно, должен знать аккорды для блюза и правила выстраивания этой гармонии. Данная статья полностью посвящена этому вопросу, и поможет вам лучше разобраться, что это вообще такое, и как строить классические квадраты в любой тональности.
Основная теория блюзовых аккордов
Ступени
Главное, что стоит запомнить – это ступени тональности, которые используются при игре блюза. Это первая, четвертая и пятая ступени – то есть, тоника, субдоминанта и доминанта. Они обязаны быть в любой блюзовой песне, поскольку именно с их помощью и образуется характерный саунд. Например, тональность C будет, помимо основного трезвучия «До» включать в себя «Фа» и «Соль». Отталкиваясь от этого правила, вы с легкостью сможете строить гармонию в любой тональности.
Септаккорды
Кроме того, нередко в блюзе используются септаккорды. Это трезвучия, к которым добавляется еще одна ступень – седьмая, и от этого и идет название. На письме они обозначаются как X7, где Х – название аккорда. Например, A7 – это мажорный «Ля», к которому была добавлена ступень G.
Схема блюзового квадрата
Стоит также рассказать о классической схеме двенадцати тактового блюзового квадрата. Выглядит она так:
Четыре раза трезвучие тоники – два раза аккорд субдоминанты – два раза трезвучие тоники – два раза аккорд доминанты – два раза трезвучие тоники.
В определенных случаях в трезвучиях поднимается седьмая ступень, и все играется на септаккордах. Запомните эту структуру, она пригодится в будущем.
Для того, чтобы солировать под эту музыку, вам нужно вспомнить пентатонику на гитаре , и то, как она выстраивается. Помня ее, вы также сможете выстраивать нужную вам прогрессию трезвучия и обыгрывать их.
Блюзовые квадраты на гитаре. Практические примеры
Ниже представлено несколько примеров того, как можно составить блюзовый квадрат . Многие из них взяты из классических песен, и подойдут для обучения основам блюза.
Классический мажорный блюзовый квадрат в тональности До выглядит так:
C – C – C – C – F – F – C – C – G – G – C – C
Стоит помнить и про возможные септаккорды.
A – A – A – A – D – D – A – A – E – E – A – A
И так далее в разных тональностях.
Кроме того, существует вариант игры, при которой последнее трезвучие тоники внутри прогрессии заменяется на аккорд доминанты, то есть, пятой ступени. Это дает более напряженное и незаконченное звучание, когда фраза не разрешается так, как требуется. Опираясь на два прошлых примера, в этом случае последовательности выглядят так:
C – C – C – C – F – F – C – C – G – G – C – G
A – A – A – A – D – D – A – A – E – E – A – E
Однако использовать этот ход стоит осторожнее, чтобы не сбить с толку слушателя и не потерять мелодию самому.
Открытые позиции блюзовых аккордов на гитаре
Еще один практический раздел на тему того, как играть блюз . Какую-то часть материала этой статьи вы и так знаете, однако здесь можно найти необычные трезвучия, которые можно использовать в своих песнях.
Аккордовые формы E (ми)
E7 вы можете зажать двумя разными способами. Первый – просто уберите безымянный палец со второго лада четвертой струны в стандартной позиции E.
Еще один – мизинцем зажмите вторую на третьем.
E7add6 – то есть септаккорд с добавленной шестой ступенью, вы сможете извлечь, если уберете безымянный палец со второго лада четвертой и поставить мизинец на второй лад струны B.
E9 – нонаккорд, то есть трезвучие с добавлением девятой ступени. Для этого вам нужно зажать четвертую на втором, третью на первом, вторую на третьем и первую на том же, что и четвертую.
E13 – терцдецимаккорд, то есть трезвучие, к которому была добавлена тринадцатая ступень. Для него уберите безымянный палец со второго лада четвертой и зажмите первые две на втором.
E7#9 – в классической позиции E зажмите первые две струны на третьем.
Аккордовые формы A (ля)
Трезвучие седьмой ступени от ля так же ставится двумя способами. Первый – просто уберите средний палец со второго лада третьей.
Следующий – зажмите первую на третьем.
A7add6 – уберите палец со второго лада третьей и зажмите первую на втором.
A9 ставится двумя способами. Первый – поставьте маленький баррэ от четвертной на втором ладу и зажмите третью на четвертом, а первую – на третьем.
Альтернативный – второй лад струны B, четвертый третьей и пятый четвертой.
A13 – то же самое, что и альтернативный способ постановки A9, но при этом на втором зажимается еще и первая.
Аккордовые формы B (си)
B7 ставится очень необычным образом – пятая, третья и первая струны зажимаются на втором ладу, а четвертая – на первом.
B9 ставится так же, но на втором ладу также зажимается и струна B.
B7#9 – так же, как и B7, но вместо первой на третьем зажимается вторая.
Подвижные формы аккордов для блюза с баррэ
Аккорды в блюзе могут играться не только в открытой форме. Иногда гораздо проще взять баррэ и сыграть нужное трезвучие, чем скакать по грифу. Именно для того, чтобы вы выучили данные позиции, мы и подобрали данный раздел.
Аккордовые формы от E (ми) с баррэ
Все формы трезвучий Ми ставятся точно так же, как и в открытом формате, однако с баррэ на нужных вам ладах.
Учтите то, что это не будет тот самый Ми, а любой другой септаккорд. Чтобы извлечь именно ми, надо поставить баррэ на 12м и добавить к нему нужную конструкцию. Кроме того, поставив эти формы на пятом ладу, вы получите мажорные трезвучия A.
Аккордовые формы от A (ля) с баррэ
То же самое работает и с формами Ля. Вам требуется запомнить то, как он ставится на открытых струнах, и потом добавлять их к баррэ на любом другом ладу. Принцип тот же – просто следите за тоникой.
Подвижные формы на открытых струнах
Подвижные формы аккордов с открытыми струнами E (ми)
Еще раз поясним, что в этом разделе мы даем только формы аккордов, а не сами трезвучия. Ставя их на разных ладах, вы будете получать разный результат в плане звука.
Есть две подвижные формы септаккорда – зажмите шестую на любом ладу, после этого – четвертую на том же самом, и после этого – третью на один ниже.
Альтернативный вариант – шестую, четвертую и вторую зажмите на одном и том же ладу, а третью – на одном ниже.
Форма терцдецимаккорда выглядит так – зажмите первый вариант формы септаккорда, и добавьте к нему зажатую на один лад ниже струну B.
Подвижные формы аккордов с открытыми струнами A (ля)
Форма септаккорда от Ля строится так – пятая зажимается на любом ладу, четвертая – на один выше, третья – на том же, что и пятая. Играть нужно только по этим трем струнам.
Форма нонаккорда выглядит таким образом – первую, вторую и третью вы зажимаете на любом одном ладу, пятую – на том же самом, а четвертую – на лад выше.
Септаккорд с девятой ступенью ставится точно так же, но вместо баррэ вам требуется зажать струну B на один лад ниже, чем третью.
Форма терцдецимаккорда выглядит так.
Основные блюз аккорды для гитары
Ниже представлена таблица, в которой написаны основные блюз-аккорды для гитары во всех самых популярных тональностях. Стоит сказать о том, что их можно перекладывать и на диезные ключи – самое главное не забывать сдвигать трезвучия по тональности.
Блюзовая прогрессия
Здесь составлены таблицы с различными блюзовыми прогрессиями, наподобие тех, которые были указаны выше в этой статье. В дополнение ко всему мы также приложили аудиофайлы, чтобы вы могли при желании подыгрывать последовательности трезвучий, а также проверять, правильно ли вы играете вообще. Эти паттерны можно накладывать на любые ритмы на гитаре , и не обязательно только шаффл.
12 тактовые прогрессии
8 тактовые прогрессии
16 тактовые прогрессии
Прогрессии Джаз-блюз
Заключение
Даже если вы не планируете играть акустическую музыку, а только рок или метал, вам все равно необходимо выучить то, как играет блюз. Это основа, на которой выстроены все ваши любимые жанры музыки, и без них вы толком не сможете ничего сочинить. Кроме того, эти знания и навыки помогут вам разнообразить ваши композиции и придумать новые интересные ходы – как на акустической, так и на электрогитаре.
ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:
Добавить комментарий Отменить ответ
Обзор Сайлент-гитары Yamaha SLG200NW
Как записывать акустическую гитару дома
Правила ухода за гитарой от Артёма Дервоеда
Фразировка на гитаре. Учимся выражать музыкальные мысли
Источник