12 тактовый блюз ноты

12 тактовый блюз ноты

Мы можем сделать следующие наблюдения, рассмотрев приведенную выше последовательность:
— Используются чередование доминантсептаккордов, построенных от 1-ой, 4-ой и 5-ой ступени (До мажор) такие как I7, IV7 и V7.

Ниже рассмотрим 12 тактовую последовательность, разделенную на 3 фразы по четыре такта:
— в первых 4 тактах используется I7(С7 в этом примере), во втором такте часто используется IV7 (F7).
— следующие 4 (т.е. начиная с 5 такта) такта начинаются с IV7, после двух тактов обычно следует переход к I7 (С7) — т.е. в такте 7.
— последние 4 такта (9 такт) начинаются с V7 (G7 в этом примере), в следующем такте (10 такт ) берется IV7 (F7).
Есть много вариаций на представленную выше прогрессию блюза особенно в джазовом исполнении, где могут быть использованы другие сложные аккорды.
Очень важным является знать эту прогрессию во многих других тональностях. Вот для вашей справки ниже приведена блюзовая последовательность в наиболее часто используемых тональностях F, G, и D:

Источник

Блюзовая форма

Когда речь заходит о блюзе, то многие представляют себе старого негра афроамериканца с гитарой и думают о блюзе, как о некой архаичной форме. Однако блюз с тех пор, как он появился в середине XIX века, и до сегодняшнего дня является неиссякаемым источником вдохновения для самых разных стилей музыки. В качестве примера можно сказать, что под влиянием блюза находится музыка как группы Metallica, так и Кристины Агилеры.

Читайте также:  Гитара с узким грифом что это

Даже если Вы не намерены сочинять джаз, блюз или рок музыку, знание блюзовой формы может дать Вам некоторые новые идеи и позволит зазвучать по новому.

Основой современного блюза является 12-тактовая форма, которая точно копирует поэтическую форму блюза, которая является трехстрочной и имеет форму AAB.

Для обозначения каждой новой строчки используется аккорд новой функции. В 9-10 тактах для блюза типичен ход от V ступени к IV

Таким образом самая простейшая блюзовая форма представляет собой следующий квадрат:

Последние два такта называются тэрнэраундами и могу изменяться до неузнаваемости в зависимости от стиля музыки.

Очень часто, блюзовую форму ошибочно интерпретируют как состоящую из трех предложений. Однако это неверно по нескольким причинам. Первая — это отсутствие каденций, чаще всего в 4, 8, 12 тактах, наоборот, добавляется аккорд, усиливающий тяготение, что способствует склеиванию формы, а не ее расчленению. Вторая — это блюзовая фразировка. Блюзовый четырехтакт может состоять из одной или двух фраз, расположенных на границе псевдопредложений.

Также для блюза характерно построение фраз по принципу «вопрос ответ», когда вокалист поет первые два такта, а отвечает какой-либо солирующий инструмент. Эта практика появилась в спиричуэлс — духовных песнях, в которых голосу певца отвечал хор, либо наоборот.

Хотя архаичный блюз иногда исполняется обычными трезвучиями, все же чаще всего гармония блюза опирается на диссонанс доминантсептаккорда — поэтому типично изложение блюзовой последовательности именно септаккордами.

Ix| Ix| Ix| Ix

IVx| IVx| Ix| Ix|

Vx| IVx| Ix| Ix

Если выписать септаккорды

и вычленить из них ноты, то получим блюзовую гамму:

Сам блюзовый лад неотделим от септаккордов, поскольку без аккордового сопровождения не дает типичное блюзовое звучание — которое является наложением минорных тонов на мажорную терцию аккорда в сочетании с неустойчивой малой септимой. Очень часто из данной гаммы извлекается блюзовая пентатоника:

Которая при наложении на мажорную гармонию создает мажорно-минорное звучание, характерное для блюза.

Усложнение гармонии

Естественно, что блюзовый квадрат чаще всего исполняется в более сложных разновидностях, при этом методы усложнения гармонической схемы зависят от стилистики произведения.

Для блюзовых стилей характерно добавление промежуточных доминант или, реже, субдоминант. Например:

Ix| Vx| Ix| Ix|

IVx| IVx| Ix|I Ix|

Vx| IVx |Ix| Vx

В данной схеме перед каждой сменой аккорда добавлен аккорд побочной доминанты.

Также в блюзе используется добавление хроматических полутоновых сдвигов. При этом все аккорды рассматриваются в рамках исходной тональности.

Ix IV#x| Vx| Ix| Ix III#x|

IVx| IVx| Ix| IIx VIbx|

Vx|IVx|Ix|Vx IIbx|

Также для гитарных блюзов характерно изложение аккордов не только в виде септаккордов, но и в виде аккордов с секстой. Если обозначить схематично:

I I6| I7 I6 и т.д

В джазовых вариантах используются более расширенные варианты замен. Каждый четырехтакт рассматривается как небольшая последовательность, которая может предельно усложняться с помощью общепринятых в джазе замен.

Рассмотрим примеры джазовых интерпретаций блюза:

C7 / F7 / C7 / C7 /
F7 / F#dim7 / C7 / Em7 — A7 /
Dm7 / G7 / Em7 — A7 / Dm7 — G7 /

Первый четырехтакт здесь представлен без изменений.Во втором используется классический ход от субдоминанты к тонике через уменьшенный IV# ступени. Затем использован стандартный прием расширения аккордов за счет введения цепочки II-V. Аккорд доминанты смещается до 10 такта, а перед ним вводим секвенцию оборота, начиная в обратном порядке, то есть двигаемся от G7 — Dm7 — A7- Em7 — таким образом получаем исходный оборот, теперь нужно только развернуть его и получим замену. Далее в 11-12 такте использован тот же прием, но только для аккорда I ступени. Также последние два такта могут быть хроматическими C7 — Eb7 / D7 — Db7

Как видите здесь использованы стандартные для джаза гармонические ходы.

Также очень часто используется введение оборота I-VI-II-V. Тогда получим следующую схему:

C7 -A7/ Dm7 — G7/ C7 / Gm7 C7 /
F7 / F#dim7 / C7 -A7/ B7 — G#7 /
Bb7-G7/ F7 / Em7 — Ebm7 / Dm7 — Db7 /

Одним из предельных вариантов усложнения блюзовой последовательности является уже упоминаемая мной последовательность Паркера.

Fmaj7 / Em7b5 A7b9 / Dm7 Db7 / Cm7 F7 /
Bb7 / Bbm7 Eb7 / Am7 D7 / Abm7 Db7 /
Gm7 / C7 / F D7 / Gm7 C7 /

Как можно заметить, здесь сочетаются все рассмотерные выше приемы усложнения. Хроматические сдвиги, введение оборота II-V, оттягивание доминант и т.д

Еще несколько последовательностей из учебника Чугунова:

Проникновение блюза во фьюжн привело к возникновению таких политональных последовательностей:

Pat Metheny «Missouri Uncompromised»

A / A / A / A /
Bb|A | Db/Ab Eb/G | D/F# Dm/F |
E / D / A / A /

Также существуют минорные блюзы, которые, однако, звучат не так характерно:

Из известных минорных блюзов можно назвать припев из «Still got the blues» Gary Moore

Усложнение формы

Чистая блюзовая форма не допускает никаких видоизменений в количестве тактов, однако очень часто используется для создания как более простых, так и более сложных форм.

К простым можно отнести, например, 8-тактовую хард-рок-форму:

I| I| IV| I| V| IV| I| I|

Сложные формы являются соединением простых блюзовых. Классический пример сложной двухчастной — это Сент-Луи Блюз:

Часть A — здесь 12 тактовый блюз

Часть B — 16 тактовая форма

Часть A1 — реприза 12 тактового блюза

Еще вариант простой трехчастной формы на основе блюза:

Источник

Как играть блюзовый квадрат на гитаре

Блюзовый квадрат – традиционная форма блюза на 12 тактов. Его основа – три аккорда: I (тоника), IV (субдоминанта) и V (доминанта).

Одна из распространённых гармонических схем квадрата (по тактам):

I 7 I 7 I 7 I 7
IV 7 IV 7 I 7 I 7
V 7 IV 7 I 7 V 7

Если представить схему аккордами в Ми мажоре, получается последовательность:

E E E E
A A E E
B A E B

А в Ля мажоре:

A A A A
D D A A
E D A E

Стоит отметить, что есть довольно много вариаций классического блюзового квадрата – последовательность аккордов немного изменяется. Например: в 12-ом такте играется I (тоника), а не V (доминанта); или во 2-ом такте – IV (субдоминанта) вместо I (тоники); ещё вариант – в 10-ом такте V, а не IV. Но в рамках этой статьи мы будем рассматривать, как играть квадрат на гитаре по выше представленной схеме. Разберём подробно – блюзовый ритм, какие аккорды и пауэр-аккорды, риффы можно использовать. В помощь для занятий – табы и ноты в формате Guitar Pro, аудиопримеры (с записанной партией и без гитары (бас и барабаны) ).

Блюзовый ритм – шаффл (shuffle) – фундамент квадрата.

Послушайте, как звучит – штрих по приглушенным струнам под барабаны:

Ритмически – это триольная пульсация, но без второй ноты триоли. Первый удар вниз (четвертная) + второй удар вверх (восьмая).

В нотной записи обозначается так:

Или же записывается обычными восьмыми, но при этом указывается, что две восьмые равны триольной фигуре «шаффл». То есть восьмые нужно играть в блюзовом ритме (триоль – четвертная + восьмая).

Именно такой вариант записи используется в последующих примерах.

Для начинающих шаффл – первый шаг в освоении квадрата. «Уловите», почувствуйте его. Для начала – попробуйте играть ритм переменным штрихом по приглушенным струнам. Главное – чтобы получался ритмический рисунок в соответствии с долями тактов. Чтобы быстрей освоить – играйте синхронно вместе с аудиозаписью, или в Guitar Pro.

Затем сыграйте самостоятельно – под барабаны:

Освоив ритм, можно приступать к разбору аккордовой последовательности. Далее – блюзовый квадрат на гитаре с разными вариантами аккомпанемента. От простых примеров к более сложным.

№1: ритм простыми аккордами

В аудиопримере – на электрогитаре, но можно сыграть и на акустике.

E7 и A7 – стандартные аппликатуры мажорных септаккордов (по системе CAGED), B7 – баррэ на II ладу (в форме A7).

Квадрат в Ми мажоре. Гармоническая схема:

  • 1-4 т. – E7 (I)
  • 5-6 т. – A7 (IV)
  • 7-8 т. – E7 (I)
  • 9 т. – B7 (V)
  • 10 т. – A7 (IV)
  • 11 т. – E7 (I)
  • 12 т. – B7 (V)

В аудиозаписи заключительный аккорд (после тактов квадрата) – E7.

Напомним, что каждые две восьмые в нотной записи приравниваются триоли – нужно играть шаффл. Другими словами, каждые два удара – это триольная фигура.

Используемый ритм (блюзовый бой) в аккомпанементе состоит из следующих штрихов:

  • первые два удара – вниз-вверх;
  • третий удар – вниз с глушением (штрих обозначен в табах символом «x»): ребро ладони правой руки ложится на струны и одновременно делается удар медиатором;
  • четвёртый удар – вверх.

На один аккорд в такте – ритм из 4 ударов повторяется два раза.

Выучите ритм-партию, играйте под минусовку (в треке партия на бас-гитаре + барабаны):

Послушайте и скачайте аудиотрек. Он вам пригодится и для изучения следующего примера (№2).

№2: аккорды с надстройками

К основным мажорным септаккордам, используемым в квадрате, добавляются надстройки (дополнительные ступени – 6, #9, 13). Они вносят разнообразие в аккомпанемент – создают мелодические ходы (обыгровки) в пределах каждого аккорда.

12 тактовый блюзовый квадрат аккордами с надстройками в табах и нотах (скачать тут):

Гармоническая схема по основным ступеням, как и в предыдущем квадрате (№1) – в E (ми мажоре).

1 – 4 т. (E):
1 т. : после двух ударов на E7– штрих вниз на E6 (аппликатура не снимается с грифа, а только перемещается мизинец на 2 лад) – и снова 2 раза вверх на E7; и далее на E (без септимы, стандартная аппликатура!) – удар вниз с глушением (x) ладонью правой руки и вверх.
2 т. : два удара (вверх-вниз) на E – один удар на E7#9 (сохраняется аппликатура E7 + мизинец прижимает 1 и 2 струну на третьем ладу) – и далее ритм на E.
3-4 т. : повторяется обыгровка на E, как и в 1 и 2 такте квадрата.

5 – 6 т. (A): последовательность добавочных ступеней, как и в E, но в аппликатуре A7 на 5 ладу.

7-8 т. (E): возвращаемся в открытую позицию и снова играем ход из первых двух тактов квадрата.

9 т. (B): баррэ на седьмом ладу B7 – удар вниз на B7 add13 (в аппликатуре B7 мизинец переставляется на 9 лад) – и снова ритм на B7.

10 т. (A): такой же ход, как в 9 т., но на A7 (баррэ на 5 ладу).

11 т. (E): повторяется 1 т. – E7 – E6 (1 удар вниз) –E7.

12 т. (B): на аккорде B7 #9 (6-ая и 1-ая струна не звучит), ритм триолями – на каждую долю такта по три удара вниз; если сложно – можно использовать переменный штрих (вверх-вниз).

В коде (в завершении квадрата, после 12 тактов) звучит аккорд E7 #9.

Этот квадрат можно сыграть под минусовку примера №1.

№3: пауэр-аккорды

Блюз пауэр-аккордами звучит особенно, эффектно:

Сначала квинта – два удара:

Следующие два удара – добавляем 6-ую ступень (через лад от квинты): 1 и 3 палец с квинты не убираем, а добавляем мизинец.

Эта аппликатура используется на всех аккордах квадрата. Играть пауэр-аккорды нужно отрывисто: после каждого удара по струнам ослабляйте пальцы на аккорде, слегка их приподымайте.

12 тактовый блюз пауэр-аккордами (Ля мажор) в табах (файл Guitar Pro здесь):

Минусовка для занятий:

№4: пауэр-аккорды с добавлением 6-ой и 7-ой ступеней

Более быстрый темп, риффовая структура (пауэр-аккорды + дополнительные ступени):

Квадрат также играется в Ля мажоре, но аппликатуры в открытой позиции.

Обратите внимание! На аккорды A и D кроме хода «квинта + 6-ая и 7-ая ступень», ещё добавляется в басу блюзовая нота (см. 2 т., 4 т., 6 т. и 8 т.). К аккорду A5 добавляется нота С (b3 ступень по блюзовой ля мажорной гамме), к D5 – нота F (b3 по блюзовой ре мажорной гамме).

В 9 т. и 10 т. – квинта + 6 ступень, как и в предыдущем примере, но используется другой ритмический рисунок.

В 11 т. и 12 т. – тернэраунд. Это особый элемент блюзового квадрата, в ранее рассмотренных примерах мы его ещё не использовали.

Итак, тернэраунд – это фраза (ход аккордов, интервалов, мелодия), которая играется в завершении квадрата, как правило, в последних двух тактах. По гармонической схеме: обычно в 11 т. – на I ступень (тонику), а в 12 т. – на V ступень (доминанту).

Тернэраунд как бы подготавливает переход в начало квадрата (т.е. квадрат повторяется, снова проигрывается согласно последовательности).

В нашем примере тернэраунд соответственно на аккорды:

  • 11 т. на A (I) – ноты b7, 6, b6 через тонику аккорда (ля), аккорд A5.
  • 12 т. на E (V) – пауэр-аккорды.

Минус (для примеров №4 и №5):

№5: риффы

В этом квадрате практически весь рассмотренный «арсенал» из примера №4 с небольшими вариациями + оригинальные аппликатуры мажорных аккордов с добавлением надстроек, которые любит использовать Пол Гилберт, играя блюз.

Во второй половине второго такта аккорд A и далее по квадрату (те самые аппликатуры Гилберта):

Сначала A (ля мажор) – два удара вверх. Не совсем обычная постановка пальцев: мизинцем прижимается 6-ая, указательный приёмом баррэ прижимает 4, 3 и 2-ую струны, но его верхняя часть приглушает 5-ую струну, 1-ая тоже в аккорде не участвует.

Пальцы с аккорда не снимаем, а добавляем 2-ой и 3-ий по аппликатуре (соответственно 11-ая и 6-ая ступени к аккорду). Удар вниз.

Также играем и в 6-ом такте аккорд D: аппликатура в 7 позиции.

В 9 т. (E) и 10 т. (D) второй и третий палец добавляется приёмом hammer-on: удар медиатором по основному аккорду и затем добавляются 2-ой и 3-ий палец (без удара по струнам – легато)

В тернэраунде фраза из примера №4, но в другой позиции. Также в 11 т. добавляется A7 в аппликатуре E7 (без 6-ой и 1-ой струны), а в 12 т. – связка E9 – E 9/13 – E9.

Советы

1. Хорошо изучите гармоническую схему квадрата. Научитесь его играть в разных тональностях. Для начала – обычными мажорными септаккордами.

В качестве ориентира для построения аппликатур используйте тоники аккордов квадрата (I, IV и V ступеней гармонии) на басовых струнах.

Если тоника I-ой на 6 струне, то тоника IV-ой на этом же ладу, а V-ой через лад на 5 струне:

схема в ля мажоре

Если тоника I-ой на 5 струне, то на 6-ой струне на этом же ладу тоника V-ой, и через лад вниз по грифу, соответственно тоника IV-ой.

2. Придумайте блюзовый квадрат со своим вариантом аккомпанемента, используя изученные приёмы – ритм обычными аккордами, аккордами с надстройками, пауэр-аккордами, а также риффы по гармонии. Но предварительно распишите сетку аккордов по схеме в необходимой тональности, чтобы не допустить ошибок в последовательности.

3. Разучивайте разные тернэраунды, придумывайте свои и используйте их в 12 таковом квадрате.

Гитара зовёт! Да прибудет с вами музыкальная магия блюза!

Источник

Оцените статью