12 тактовый блюзовый квадрат бас гитара

12 тактовый блюзовый квадрат бас гитара

В самом начале своей карьеры мне частенько приходилось кочевать из группы в группу. Приходя на репетицию в новый коллектив, я попадал в комнату полную музыкантов, мне давали распечатки со словами и аккордами песен (и ни каких вам нот или табулатур). Причем подразумевалось, что если я раньше слышал эту песню по радио, то смогу сразу и безупречно воспроизвести басовую линию, а если нет — то соображу что к чему и включусь в композицию где-то в районе второго куплета. Что в такой ситуации остается новичку? Тупо долбить основные ноты аккорда; и все бы хорошо, если бы аккорды не менялись. К сожалению такое иногда случается, и вот тут-то могут возникнуть проблемы. Вы можете попросту потеряться.

Но не все так плохо. Есть несколько уловок, которые могут сильно выручить Вас. Более того, вы спокойно сможете отходить от основного тона аккорда безо всякого риска. Итак, сегодня мы поговорим о «Box-ах» и «прогулках».

Box — это самая полезная вещь для гитариста. Он представляет собой набор нот, который получается, если зажать все струны на двух не соседних ладах. Ниже приведен простой пример Box-a в тональности C. Заметьте, он формируется, опираясь на 3 и 5 лады.

Итак, рассмотренный Box содержит в себе большинство нот тональности C (C, D, F, G, A, Bb). Внимательный читатель может заметить, что отсутствует терцевый тон (третья нота гаммы). Это позволяет использовать Box как при игре в мажорной, так и в минорной тональности. Другой особенностью Box-а является то, что основной тон С (первая нота гаммы) и квинта G (пятая нота гаммы) встречаются дважды. Не углубляясь в теорию, скажу, что это самые устойчивые звуки в тональности. Хочу предостеречь вас от непомерного использования квинт. Они делает басовую линию скучной.

Читайте также:  Нина тайна восьмой ноты

Располагая указательный палец над третьем ладом, а безымянный над пятым, можно играть очень быстро. Кроме того, использование Hammer-on и Pull-off на порядок увеличивает скорость.

Box-ы могут служить основой аккордов для шестиструнной гитары. Например, ноты G-D-G образуют аккорд G мажор, а G-C-G-C — аккорд C4. Многие power аккорды не содержат терцию, так что ноты, входящие в Box вполне способны удовлетворить ваши потребности. О роли терций мы поговорим чуть позже.

Ниже приведен простой пример, который может быть успешно использован для сопровождения многих песен. [Сушать MIDI]

Даже не меняя позиции руки можно исполнить 80% всех рок-н-рольных песен (большинство из них написаны, опираясь на шаблон I-IV-V. Римскими цифрами обозначаются аккорды, вернее номера основных нот в гамме, на которых строятся аккорды). Поиграйтесь с разными вариантами. Кстати, чтобы сыграть песню в другой тональности, достаточно просто построить Box для другой тоники.

Вы можете брать основные ноты для Box-а и на струне E, и все будет отлично работать. (Однако в этом случае нужно помнить про терцию Bb. Если использовать эту ноту, то Box применим только в минорной тональности.)

Фактически, в качестве основного тона можно взять любую ноту Box-a. Есть много песен I-VII-IV («Sweet Home Alabama», «Takin’ Care of Business»), где наилучшим выбором будет нота под безымянным пальцем на струне D (Если взять ноту с более высокой струны: G, получим песню G-F-C). Использование Box-ов позволяет быстро и эффективно менять аккорды. Не расслабляйтесь, следите за своей игрой, и всегда сможете талантливо уйти с аккорда I на IV.

В песне «Already Gone» используются почти все ноты Box-ов. Обратите внимание на скачек с октавы на аккорд G [Сушать MIDI]

Already Gone

Некоторые песни удобно разбить на два Box-a, расположенных на разных ладах, другие песни могут вообще не укладываться в формат Box-ов, например «All Along the Watchtower» (Am-G-F-G).

Вы наверно заметили, что при использовании нескольких Box-ов для переходов обычно берутся вторые и седьмые ноты тональности, однако, во многих случаях терция звучит намного лучше. Использование этой ноты добавляет песне особое чувство. Позволю себе процитировать David-а Hodge:

«С точки зрения теории имеет смысл использовать терцевый тон при переходе от аккорда I к аккорду IV, поскольку третий тон аккорда I является седьмым тоном IV. «

Прогулки

Для того, чтобы опираясь на Box получить гамму, надо добавить третий и шестой тон. Вот пример гаммы С мажор:

Средний палец должен находиться над третьим ладом, указательный — над вторым, а мизинец — над пятым.

«Прогулкой» называется любая непрерывная мелодическая последовательность. Существует много разных типов прогулок (джазовая, минорная, блюзовая). Ниже приведена типичная прогулка с небольшими вариациями в аккордовой последовательности. Она относится к блюзовым прогулкам, которые часто используется в 16 и 12 тактовом блюзе. [Сушать MIDI]

Это очень простая с технической точки зрения прогулка. Уверен, что вы без труда справились с нею. Играя этот пример, не используйте открытые струны. Заучив один раз шаблон, вы сможете исполнять его в любой тональности. У вас также может возникнуть соблазн сместиться на два лада, чтобы играть на D тот же самый рисунок. Таким способом можно играть огромное число песен.

Блюз I-IV-V лучше всего играть, начиная с ноты E, поскольку тогда можно двигаться после IV вверх.

На этом, пожалуй, закончим. Не хочу перегружать вас информацией.

Да, чуть не забыл. Вот вам напоследок два ценных совета:

1. Выучите, аккорды для шестиструнной гитары. Это позволит вам быстро ориентироваться в песне по рукам ритм гитариста.

2. Если есть возможность, перед исполнением песни изучите басовые партии нот для фортепьяно. Опираясь на них можно построить более точную басовую линию, чем на основе вокальной партии или партии ритм гитары.

Источник

Как играть блюзовый квадрат на гитаре

Блюзовый квадрат – традиционная форма блюза на 12 тактов. Его основа – три аккорда: I (тоника), IV (субдоминанта) и V (доминанта).

Одна из распространённых гармонических схем квадрата (по тактам):

I 7 I 7 I 7 I 7
IV 7 IV 7 I 7 I 7
V 7 IV 7 I 7 V 7

Если представить схему аккордами в Ми мажоре, получается последовательность:

E E E E
A A E E
B A E B

А в Ля мажоре:

A A A A
D D A A
E D A E

Стоит отметить, что есть довольно много вариаций классического блюзового квадрата – последовательность аккордов немного изменяется. Например: в 12-ом такте играется I (тоника), а не V (доминанта); или во 2-ом такте – IV (субдоминанта) вместо I (тоники); ещё вариант – в 10-ом такте V, а не IV. Но в рамках этой статьи мы будем рассматривать, как играть квадрат на гитаре по выше представленной схеме. Разберём подробно – блюзовый ритм, какие аккорды и пауэр-аккорды, риффы можно использовать. В помощь для занятий – табы и ноты в формате Guitar Pro, аудиопримеры (с записанной партией и без гитары (бас и барабаны) ).

Блюзовый ритм – шаффл (shuffle) – фундамент квадрата.

Послушайте, как звучит – штрих по приглушенным струнам под барабаны:

Ритмически – это триольная пульсация, но без второй ноты триоли. Первый удар вниз (четвертная) + второй удар вверх (восьмая).

В нотной записи обозначается так:

Или же записывается обычными восьмыми, но при этом указывается, что две восьмые равны триольной фигуре «шаффл». То есть восьмые нужно играть в блюзовом ритме (триоль – четвертная + восьмая).

Именно такой вариант записи используется в последующих примерах.

Для начинающих шаффл – первый шаг в освоении квадрата. «Уловите», почувствуйте его. Для начала – попробуйте играть ритм переменным штрихом по приглушенным струнам. Главное – чтобы получался ритмический рисунок в соответствии с долями тактов. Чтобы быстрей освоить – играйте синхронно вместе с аудиозаписью, или в Guitar Pro.

Затем сыграйте самостоятельно – под барабаны:

Освоив ритм, можно приступать к разбору аккордовой последовательности. Далее – блюзовый квадрат на гитаре с разными вариантами аккомпанемента. От простых примеров к более сложным.

№1: ритм простыми аккордами

В аудиопримере – на электрогитаре, но можно сыграть и на акустике.

E7 и A7 – стандартные аппликатуры мажорных септаккордов (по системе CAGED), B7 – баррэ на II ладу (в форме A7).

Квадрат в Ми мажоре. Гармоническая схема:

  • 1-4 т. – E7 (I)
  • 5-6 т. – A7 (IV)
  • 7-8 т. – E7 (I)
  • 9 т. – B7 (V)
  • 10 т. – A7 (IV)
  • 11 т. – E7 (I)
  • 12 т. – B7 (V)

В аудиозаписи заключительный аккорд (после тактов квадрата) – E7.

Напомним, что каждые две восьмые в нотной записи приравниваются триоли – нужно играть шаффл. Другими словами, каждые два удара – это триольная фигура.

Используемый ритм (блюзовый бой) в аккомпанементе состоит из следующих штрихов:

  • первые два удара – вниз-вверх;
  • третий удар – вниз с глушением (штрих обозначен в табах символом «x»): ребро ладони правой руки ложится на струны и одновременно делается удар медиатором;
  • четвёртый удар – вверх.

На один аккорд в такте – ритм из 4 ударов повторяется два раза.

Выучите ритм-партию, играйте под минусовку (в треке партия на бас-гитаре + барабаны):

Послушайте и скачайте аудиотрек. Он вам пригодится и для изучения следующего примера (№2).

№2: аккорды с надстройками

К основным мажорным септаккордам, используемым в квадрате, добавляются надстройки (дополнительные ступени – 6, #9, 13). Они вносят разнообразие в аккомпанемент – создают мелодические ходы (обыгровки) в пределах каждого аккорда.

12 тактовый блюзовый квадрат аккордами с надстройками в табах и нотах (скачать тут):

Гармоническая схема по основным ступеням, как и в предыдущем квадрате (№1) – в E (ми мажоре).

1 – 4 т. (E):
1 т. : после двух ударов на E7– штрих вниз на E6 (аппликатура не снимается с грифа, а только перемещается мизинец на 2 лад) – и снова 2 раза вверх на E7; и далее на E (без септимы, стандартная аппликатура!) – удар вниз с глушением (x) ладонью правой руки и вверх.
2 т. : два удара (вверх-вниз) на E – один удар на E7#9 (сохраняется аппликатура E7 + мизинец прижимает 1 и 2 струну на третьем ладу) – и далее ритм на E.
3-4 т. : повторяется обыгровка на E, как и в 1 и 2 такте квадрата.

5 – 6 т. (A): последовательность добавочных ступеней, как и в E, но в аппликатуре A7 на 5 ладу.

7-8 т. (E): возвращаемся в открытую позицию и снова играем ход из первых двух тактов квадрата.

9 т. (B): баррэ на седьмом ладу B7 – удар вниз на B7 add13 (в аппликатуре B7 мизинец переставляется на 9 лад) – и снова ритм на B7.

10 т. (A): такой же ход, как в 9 т., но на A7 (баррэ на 5 ладу).

11 т. (E): повторяется 1 т. – E7 – E6 (1 удар вниз) –E7.

12 т. (B): на аккорде B7 #9 (6-ая и 1-ая струна не звучит), ритм триолями – на каждую долю такта по три удара вниз; если сложно – можно использовать переменный штрих (вверх-вниз).

В коде (в завершении квадрата, после 12 тактов) звучит аккорд E7 #9.

Этот квадрат можно сыграть под минусовку примера №1.

№3: пауэр-аккорды

Блюз пауэр-аккордами звучит особенно, эффектно:

Сначала квинта – два удара:

Следующие два удара – добавляем 6-ую ступень (через лад от квинты): 1 и 3 палец с квинты не убираем, а добавляем мизинец.

Эта аппликатура используется на всех аккордах квадрата. Играть пауэр-аккорды нужно отрывисто: после каждого удара по струнам ослабляйте пальцы на аккорде, слегка их приподымайте.

12 тактовый блюз пауэр-аккордами (Ля мажор) в табах (файл Guitar Pro здесь):

Минусовка для занятий:

№4: пауэр-аккорды с добавлением 6-ой и 7-ой ступеней

Более быстрый темп, риффовая структура (пауэр-аккорды + дополнительные ступени):

Квадрат также играется в Ля мажоре, но аппликатуры в открытой позиции.

Обратите внимание! На аккорды A и D кроме хода «квинта + 6-ая и 7-ая ступень», ещё добавляется в басу блюзовая нота (см. 2 т., 4 т., 6 т. и 8 т.). К аккорду A5 добавляется нота С (b3 ступень по блюзовой ля мажорной гамме), к D5 – нота F (b3 по блюзовой ре мажорной гамме).

В 9 т. и 10 т. – квинта + 6 ступень, как и в предыдущем примере, но используется другой ритмический рисунок.

В 11 т. и 12 т. – тернэраунд. Это особый элемент блюзового квадрата, в ранее рассмотренных примерах мы его ещё не использовали.

Итак, тернэраунд – это фраза (ход аккордов, интервалов, мелодия), которая играется в завершении квадрата, как правило, в последних двух тактах. По гармонической схеме: обычно в 11 т. – на I ступень (тонику), а в 12 т. – на V ступень (доминанту).

Тернэраунд как бы подготавливает переход в начало квадрата (т.е. квадрат повторяется, снова проигрывается согласно последовательности).

В нашем примере тернэраунд соответственно на аккорды:

  • 11 т. на A (I) – ноты b7, 6, b6 через тонику аккорда (ля), аккорд A5.
  • 12 т. на E (V) – пауэр-аккорды.

Минус (для примеров №4 и №5):

№5: риффы

В этом квадрате практически весь рассмотренный «арсенал» из примера №4 с небольшими вариациями + оригинальные аппликатуры мажорных аккордов с добавлением надстроек, которые любит использовать Пол Гилберт, играя блюз.

Во второй половине второго такта аккорд A и далее по квадрату (те самые аппликатуры Гилберта):

Сначала A (ля мажор) – два удара вверх. Не совсем обычная постановка пальцев: мизинцем прижимается 6-ая, указательный приёмом баррэ прижимает 4, 3 и 2-ую струны, но его верхняя часть приглушает 5-ую струну, 1-ая тоже в аккорде не участвует.

Пальцы с аккорда не снимаем, а добавляем 2-ой и 3-ий по аппликатуре (соответственно 11-ая и 6-ая ступени к аккорду). Удар вниз.

Также играем и в 6-ом такте аккорд D: аппликатура в 7 позиции.

В 9 т. (E) и 10 т. (D) второй и третий палец добавляется приёмом hammer-on: удар медиатором по основному аккорду и затем добавляются 2-ой и 3-ий палец (без удара по струнам – легато)

В тернэраунде фраза из примера №4, но в другой позиции. Также в 11 т. добавляется A7 в аппликатуре E7 (без 6-ой и 1-ой струны), а в 12 т. – связка E9 – E 9/13 – E9.

Советы

1. Хорошо изучите гармоническую схему квадрата. Научитесь его играть в разных тональностях. Для начала – обычными мажорными септаккордами.

В качестве ориентира для построения аппликатур используйте тоники аккордов квадрата (I, IV и V ступеней гармонии) на басовых струнах.

Если тоника I-ой на 6 струне, то тоника IV-ой на этом же ладу, а V-ой через лад на 5 струне:

схема в ля мажоре

Если тоника I-ой на 5 струне, то на 6-ой струне на этом же ладу тоника V-ой, и через лад вниз по грифу, соответственно тоника IV-ой.

2. Придумайте блюзовый квадрат со своим вариантом аккомпанемента, используя изученные приёмы – ритм обычными аккордами, аккордами с надстройками, пауэр-аккордами, а также риффы по гармонии. Но предварительно распишите сетку аккордов по схеме в необходимой тональности, чтобы не допустить ошибок в последовательности.

3. Разучивайте разные тернэраунды, придумывайте свои и используйте их в 12 таковом квадрате.

Гитара зовёт! Да прибудет с вами музыкальная магия блюза!

Источник

Оцените статью