2 концерт сен санса для фортепиано гилельс

Камиль Сен-Санс. Концерт для фортепиано с оркестром № 2 соль минор

Из пяти фортепианных концертов французского композитора Камиля Сен-Санса наиболее известен Второй. Русской публике он особенно дорог и близок еще и потому, что к созданию его композитора подтолкнула дружба с нашим знаменитым соотечественником. В 1867 г. русский композитор Антон Григорьевич Рубинштейн гастролировал в Париже, и именно в это время познакомился он с Камилем Сен-Сансом. Эта встреча стала началом долгой дружбы. Весной следующего года Рубинштейн попросил французского коллегу посодействовать ему в организации концерта во французской столице, на котором Антон Григорьевич мог бы выступить в качестве дирижера. Сен-Санс не только с готовностью взялся помочь другу с организацией этого музыкального мероприятия, но и выразил готовность создать произведение, премьера которого украсила бы собою концерт – благо, времени на это было достаточно: как выяснил Сен-Санс, арендовать концертный зал Плейель можно было через три месяца, а подходящее для подобного случая сочинение он как раз обдумывал – и это был фортепианный концерт.

Новизна композиторского мышления ощущается с самого начала первой части – Andante sostenuto. Нечто скорбное и возвышенное слышится во вступлении, открывающем ее – оно заставляет вспомнить об органных фантазиях Иоганна Себастьяна Баха. Но вот бурные пассажи и колкие акценты настраивают сознание слушателя совершенно на иную «волну». Главная партия – своеобразный «привет» ученику от учителя: в этом качестве автор использовал мелодию из мотета, который в качестве студенческой работы написал его ученик Габриэль Форе. Однако мелодия Форе очень органично влилась в концерт Сен-Санса. Драматические, ораторские интонации сменяются эпизодом, исполненным грации. В первой части немало технически сложных моментов – пассажи, стремительно «пробегающие» терции и сексты, но все это не производит впечатления «техники ради техники», композитор последовательно придерживается принципа, высказанного им однажды: «Соло в концерте есть роль, которая должна быть задумана и представлена как роль драматического персонажа».

Читайте также:  Как настроить гитар риг 5 для гитары

Весьма оригинально поступает композитор во второй части – Allegro scherzando. Традиционно вторая часть в концертах бывает медленной, но Камиль Сен-Санс в данном случае нарушил эту традицию, вместо обычного Adagio создав скерцо. Игривая грациозность заставляет вспомнить об изначальном значении слова скерцо – «шутка», в этой музыке мы действительно можем услышать нечто шутливое, но юмор этот подается слушателю с истинно французским изяществом. Композитор остроумно сопоставляет тембры – фортепиано, струнные, духовые, сменяется ритм и фактура, стремительно «пробегают» графически четкие фортепианные пассажи. В музыкальной ткани этого изящного и игривого скерцо нет ни одной лишней детали, которая могла бы утяжелять ее (примечательно, что на премьере эта часть Концерта полюбилась слушателям больше всего.

Время, за которое был создан Второй фортепианный концерт Сен-Санса, поражает воображение – композитору потребовалось для этого всего семнадцать дней. Мировая премьера произведения состоялась в мае 1868 г. Как и предполагалось, дирижировал Рубинштейн, а солировал сам композитор. К сожалению, «рекордные сроки» создания и репетиций не лучшим образом отразились на исполнении: Сен-Санс не успел в полной мере выучить собственное произведение, и особого успеха оно не имело (правда, одна из частей – Скерцо – все-таки сразу была благосклонно принята публикой). Но не самая удачная премьера не отразилась на последующей судьбе Концерта.

В финале – Presto – главную роль играет ритм тарантеллы. Опираясь на ритм итальянского танца, Сен-Санс использует небольшую цитату из известного сочинения итальянского композитора – он в ускоренном темпе обыгрывает триольный мотив из арии Фигаро, звучащей в «Севильском цирюльнике» Джоаккино Россини. Еще более остроумную «шутку» позволяет себе композитор в разработке: на хоральное звучание духовых наслаиваются жизнерадостные трели и акценты, а следующие за этим октавы и аккорды фортепиано напоминают удары колокола – духовное и мирское оказываются неразрывно слитыми.

Читайте также:  Аккорд smart квартал застройщик

В скором времени с партитурой Концерта ознакомился Ференц Лист. В его письме к автору содержались некоторые критические замечания, но в целом он положительно оценивал сочинение Сен-Санса, говоря о новаторстве композитора в области музыкальной формы, единстве замысла и пианистических эффектов. Не менее восторженно отзывался о Концерте Петр Ильич Чайковский, отмечавший красоту, изящество и свежесть этого произведения, «богатого прелестными деталями». И по сей день – Концерт для фортепиано с оркестром № 2 остается одним из наиболее часто исполняемых творений Камиля Сен-Санса.

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (Сен-Санс) — Piano Concerto No. 2 (Saint-Saëns)

Концерт для фортепиано № 2 соль минор , соч. 22 Камиллы Сен-Санса был написан в 1868 году и, вероятно, является самым популярным фортепианным концертом Сен-Санса . Он был посвящен мадам А. де Виллер (урожденная де Габер). На премьере композитор был солистом, а оркестром дирижировал Антон Рубинштейн . Сен-Санс написал концерт за три недели, и у него было очень мало времени на подготовку к премьере; следовательно, произведение изначально не имело успеха. Причудливые изменения в стиле спровоцировали Зигмунта Стоевского на шутку, что он «начинается Бахом и заканчивается Оффенбахом ».

СОДЕРЖАНИЕ

Обзор

Проблемы с воспроизведением этих файлов? См. Справку по СМИ .

Произведение следует традиционной форме трех движений, но допускает большую свободу в обозначении темпа . Обычно первая часть является быстрой, а вторая медленнее, но первая часть здесь медленная, а вторая часть имеет качество скерцо , что приводит к форме, напоминающей типичную четырехчастную симфонию, но без первой части. (форма представлена также Бетховена Лунная соната ).

Движения в концерте:

  1. Анданте состенуто ( соль минор и соната ) Концерт начинается с фортепианного соло с длинным импровизационным вступлением в стиле баховскойфантазии . После того, как оркестр входит, звучит беспокойная и меланхолическая первая тема, опять же соло на фортепиано. Сен-Санс позаимствовал тему из заброшенного мотета Tantum ergo, написанного его учеником Габриэлем Форе . Появляется короткая вторая тема, за которой следует средняя часть возрастающей степени анимато . Основная тема — резюмируемое фортиссимо, а солисту дается длинная каденцияad libitum . В коде возвращается баховский вступительный мотив .
  2. Аллегро скерцандо (в форме ми-бемоль мажор и сонаты) Вторая часть — ми-бемоль мажор и вместо типичного адажио напоминает скерцо . Ртутная фортепианная партия отмечена как leggieramente , а две основные темы — умные и беззаботные. Энергичная и тонкая индивидуальность этого движения характерна для музыкального остроумия Сен-Санса, наиболее известного в Le Carnaval des Animaux .
  3. Престо (соль минор и соната) Концерт завершается возвращением к соль минор . Как и предыдущее движение, оно движется быстро; на этот раз форма — чрезвычайно быстрая огненная сальтарелла в форме сонаты с сильной тройной фигурой. На предельной скорости оркестр и солист неистово мчатся, набирая объем и скорость и заканчивая вихрем арпеджио соль минор .

Концерт рассчитан для фортепиано соло, 2-х флейт , 2-х гобоев , 2-х кларнетов , 2-х фаготов , 2-х валторн , 2-х труб , литавр , тарелок и струнных . Спектакль длится около 23 минут.

Влияния

Концерт, в частности, второе движение, под сильным влиянием малый французский композитор Габриэль Пьерне «s Концерт для фортепиано до минор 1887.

Жорж Бизе написал транскрипцию концерта для фортепиано соло.

Концерт показан в фильме 2020 года « Ноктюрн ».

Источник

Концерт для фортепиано с оркестром № 5 (Сен-Санс) — Piano Concerto No. 5 (Saint-Saëns)

Концерт для фортепиано № 5 фа мажор , соч. 103, широко известный как Египетский , был последним фортепианным концертом Камиля Сен-Санса . Он написал ее в 1896 году, через 20 лет после своего Четвертого фортепианного концерта , чтобы сыграть себя на своем юбилейном концерте 6 мая того же года. Этим концертом была отмечена пятидесятая годовщина его дебюта в зале Плейель в 1846 году.

Этот концерт прозвали «Египетским» по двум причинам. Во-первых, Сен-Санс сочинил ее в храмовом городе Луксор, во время одного из своих частых зимних каникул в Египте , а во-вторых, музыка является одной из его самых экзотических, демонстрируя влияние яванской и испанской, а также ближневосточной музыки. Сен-Санс сказал, что произведение представляет собой морское путешествие.

Сам Сен-Санс был солистом на премьере, которая имела успех у публики и критиков.

СОДЕРЖАНИЕ

Состав

  1. Аллегро анимато Allegro animato несколько раз чередуется между двумя противоположными темами. Он начинается тепло, знакомя с простой темой фортепиано, которая наполняется каждой новой вариацией все большей энергией благодаря блестящей и технически сложной фортепианной партии, состоящей из движений вверх и вниз по клавиатуре. Это растворяется в гораздо более медленной, более меланхоличной теме, напоминающей движение Andante sostenuto второго фортепианного концерта Сен-Санса . Подобно волнам, они переходят друг в друга, пока, наконец, вторая тема не уступает место нежной коде.
  2. Анданте Анданте, традиционно медленное и выразительное движение в концертной форме, начинается буквально с треска; литавры перемежают оркестровый аккорд, за которым следует интенсивно ритмичная струнная партия и восходящая и нисходящая экзотическая игра на фортепиано. Это захватывающее вступление переходит в тематическую экспозицию, основанную на нубийской песне о любви, которую Сен-Санс слышал, как лодочники поют, когда он плыл по Нилу на лодке « дахабиа ». Пышный и экзотический, это основное проявление египетского звучания произведения и, вероятно, источник прозвища. К концу раздела фортепиано и оркестр издают импрессионистические звуки, изображающие лягушек и щебетание нильских сверчков.
  3. Molto allegro Третье аллегро Molto солист начинает с низкого грохота, напоминающего звуки гребных винтов кораблей, а затем демонстрирует энергичную и шумную первую тему, которая разносится по всему фортепиано. Фортепиано продолжает свое головокружительное движение, в то время как деревянные духовые инструменты и струнные вносят новую волнующую мелодию. Они объединяются и накладываются друг на друга, создавая активное напряжение, которое Сен-Санс использует для большого драматического эффекта, завершая движение триумфальным расцветом. Позже он адаптировал эти темы в 1899 году для Токкаты, завершающей серию фортепианных этюдов Opus 111 .

Приборы

Записи

Классические записи этого произведения Хисатада Одака, Казуко Ясукава в настоящее время недоступны. Выбранные записи, доступные в настоящее время, включают:

  • Магда Тальяферро и оркестр Ламурё под управлением Жана Фурне . Записан в 1954 году. Записан на 3 компакт-дисках с другими композиторами в апреле 2021 года. Diapason d’or
  • Жанна-Мари Дарре и Французский национальный радиодиффузионный оркестр под управлением Луи Фурье. Записан в 1957 году. Записан на 2-х CD со всеми 5 фортепианными концертами Сен-Санса (Emi classics 1996).
  • Филипп Энтремон и Национальный оркестр Капитолия Тулузы под управлением Мишеля Плассона . (Columbia Masterworks) на двух компакт-дисках со всеми 5 фортепианными концертами Сен-Санса. записано в 1976 г.
  • Жан-Филипп Коллар и Королевский филармонический оркестр под управлением Андре Превена . (EMI 86245), на двух компакт-дисках со всеми 5 фортепианными концертами Сен-Санса. Запись 1987 г.
  • Альдо Чикколини и Парижский оркестр под управлением Сержа Баудо EMI 585183, на двух компакт-дисках со всеми 5 фортепианными концертами Сен-Санса. Запись 1971 года
  • Идиль Бирет , фортепиано, Билькентский симфонический оркестр, дирижер Жан Фурне. CD IBA BMP. Запись 1999 г.
  • Анна Маликова и Симфонический оркестр WDR под управлением Томаса Зандерлинга , Кельн (Audite 92.510), на 2-SACD-наборе со всеми 5 фортепианными концертами Сен-Санса. Запись 2010 г.
  • Паскаль Роже и Королевский филармонический оркестр под управлением Шарля Дютуа . Decca 443 865–2 (2 компакт-диска со всеми 5 фортепианными концертами Сен-Санса). Запись 1981 г.
  • Святослав Рихтер и Московский молодежный оркестр под управлением Кирилла Кондрашина . LP Le Chant du Monde, 1955 (записано на компакт-диске 2008 г.)
  • Святослав Рихтер и Radio-Sinfonieorchester Stuttgart des SWR под управлением Кристофа Эшенбаха . Компакт-диск Schwetzingen SWR Festspiele. Запись 1993 г.
  • Стивен Хаф и симфонический оркестр Бирмингема под управлением Сакари Орамо . Hyperion CDA67331 / 2 (набор из 2 компакт-дисков со всеми 5 фортепианными концертами Сен-Санса и другими произведениями). Запись 2000 г. Diapason d’or, Choc Le Monde de la Musique
  • Луи Лорти и Филармонический оркестр BBC (полные фортепианные концерты № 1 , № 2 , № 3 , № 4 , № 5 ) под управлением Эдварда Гарднера (en) . 2 CD Chandos 2018-2019
  • Бертран Шамаю и Национальный оркестр Франции под управлением Эммануэля Кривина . CD Erato 2019 — премия «Граммофон» , Choc de Classica
  • Александр Канторов и Тапиола Симфониетта под управлением Жан-Жака Канторова . SACD Bis 2019 — Diapason d’or, Choc de Classica
  • Клелия Ирузум , фортепиано, Королевский филармонический оркестр, дирижер Як Ван Стин . CD Сомм записи 2020

Источник

Оцените статью