Соната № 4, op.30
Александр Николаевич Скрябин – великий русский композитор, замечательный педагог и превосходный пианист. Музыкальный талант Скрябина проявился весьма рано и в связи с этим в возрасте 6-7 лет Александр Николаевич уже занимался музыкой с такими великолепными педагогами как Г.Э.Конюс и Н.В.Зверев. Любовь к музыке не ослабевала, а с каждым годом становилась все сильней и сильней, она являлась смыслом жизни композитора. Обучение музыке, игре на фортепиано продолжилось и Александр Николаевич Скрябин успешно окончил консерваторию в Москве по классу фортепиано. Здесь его судьба наградила такими замечательными и мудрыми педагогами как В.И.Сафонов (великий русский педагог, получивший признание не только в России, но и далеко за ее пределами в качестве великолепного пианиста и педагога), С.И.Танеев (педагог и ученый внесший огромный вклад в развитие музыкальной грамоты), обучавший молодого композитора контрапункту и А.С.Аренский (замечательный композитор, дирижер и пианист), давшие Александру Николаевичу Скрябину крепкие знания по композиции. На основе всех полученных знаний и навыков Скрябин путешествовал по России и за рубежом, исполнял не только свои сочинения, но и виртуозно знакомил публику с произведением своих современников. Во многом Скрябин в то время был обязан М.П.Беляеву, который очень хорошо ему помогал, не только спонсируя поездки, но и издавая произведения молодого композитора. Немного позже Александр Николаевич занялся педагогической деятельностью как пианист.
В истории русской музыки имя Александра Николаевича Скрябина занимает огромное место не только как педагога, но и как замечательный композитор. Он был одним из ярких представителей музыкальной культуры конца XIX начала XX веков. В творческом наследии композитора представлены различные жанры, но наиболее яркими явились жанры фортепианной и симфонической музыки. В этот огромный ларец творческого самовыражения вошли такие жанры как прелюдии, этюды, мазурки, сонаты, экспромты, концерты, симфонии и многие другие. Но, несмотря на многообразие жанров и музыкальных форм, каждое произведение композитора является полным отображением мировоззрения Скрябина. Его сочинения пронизаны революционным бунтом, порывом, напряженностью и в то же время радостным ликованием, «одухотворенностью» и нежной лирикой. Тонко и практически незаметно связаны между собой в произведениях этого периода традиции позднего романтизма и уже ярко выраженные элементы импрессионизма, экспрессионизма и символизма. Он явился своего рода новатором, так как в область музыкальных жанров и средств музыкальной выразительности внес такие черты, которые при исполнении симфонической партитуры включали в себя партии света.
Творчество Скрябина стало важным этапом в процессе развития музыкального искусства и оказало огромное влияние на фортепианную и симфоническую музыку XX века.
Смотрите также ноты произведений композитора Александр Скрябин:
Источник
4 соната скрябина нотами
• ВОТ Федор Жерновой Комод. Я всё время нахожусь в состоянии бега. Новости общества.
Менее чем через год после окончания Второй симфонии Скрябин приступил к сочинению Третьей, запечатлевшей совершившиеся к этому времени сдвиги в его идейно-художественном развитии. Однако сочинение ее протекало сравнительно замедленно. Работа над Третьей симфонией продолжалась и в следующем, 1903 году, окончательное же завершение партитуры произошло еще годом позднее. Таким образом, впервые эти сдвиги проявились в законченной форме в произведениях для фортепиано. Среди них первое место по времени и по художественной яркости занимает Четвертая соната.
Четвертая соната была создана в едином порыве вдохновения в течение нескольких дней. Весь ее образный строй и музыкальный язык свидетельствуют о вступлении композитора в новую фазу развития.
В сонате всего две части — медленная и быстрая. Впрочем, I часть — это в основе такое же расширенное вступление, как начальные части обеих первых симфоний. В ней одна основная тема — образ манящей мечты, томление по какому-то далекому идеалу. Согласно позднейшему авторскому поэтическому программному пояснению к сонате, этот идеал представляется в виде мерцающей сквозь легкий туман далекой звезды. Яркой образностью, исключительной тонкостью и красотой отличается последний раздел этой части, где мелодию сопровождает вверху прозрачный звуковой орнамент (для изложения этого эпизода композитору потребовалось три нотных стана).
Непосредственно примыкающая II часть передает состояние неудержимого стремительного полета. Она обозначена Prestissimo volando; итальянское слово «volando» (от «volare» — лететь), если воспользоваться одним из любимых скрябинских выражений, можно было бы перевести как «полетное». В среднем разделе (разработке) тема I части звучит как призывный клич трубы. В репризе музыка становится еще более возбужденной, как бы задыхающейся от быстроты движения и от нетерпения достичь манящую цель. И вот она наконец достигнута: далекая звезда, приблизившись, превратилась в огромное пылающее солнце. «Я пью тебя — о, море света! Я, свет, тебя поглощаю!» — говорится в авторском комментарии. Снова появляется тема медленной части, совершенно изменившая теперь свой облик. Она выражает уже не томление, а пламенный восторг, ослепительное сияние. Заключение сонаты впервые столь близко предвосхищает будущие скрябинские состояния экстаза.
Четвертая соната принадлежит к вершинам фортепианного наследия Скрябина. Из современников чрезвычайно высоко оценил ее, между прочим, Глазунов, писавший Скрябину вскоре после выхода этого произведения в свет: «Я очень много играл твою IV сонату и очень восхищался ею». Глазунов метко и точно определил художественные достоинства сонаты, которая, по его словам, «оригинальна, преисполнена упоительных красот, и мысли в ней выражены с необычайной ясностью и сжатостью».
2008 © Скрябин.ru. Сделано в Студии Ивана Фёдорова . О сайте
Источник
Соната для фортепиано № 4 (Скрябин) — Piano Sonata No. 4 (Scriabin)
Соната № 4 фа-диез мажор , Op. 30, был написан Александром Скрябиным около 1903 и впервые опубликована в 1904 г. Она состоит из двух движений , Andante и Prestissimo volando , и один из кратчайших Скрябина фортепианных сонат (типичная производительность занимает около 8 минут). Соната , как правило , считается началом среднего периода Скрябина в связи с вновь мистических созвучий и тональной двусмысленности первого движения.
Содержание
Стилистические черты
Соната написана в пост- романтическом стиле, как и другие произведения Скрябина того времени, и настроение можно охарактеризовать как эротично. Первая часть, выразительная и спокойная, монотематична (основана на единой теме). Второе движение, праздничная и разочаровывающим, начинается attacca право после Andante движения.
Более романтичная идея — использование циклической формы в повторении главной темы Анданте ( dolcissimo ) как экстатической кульминации движения Prestissimo volando ( Focosamente , giubiloso ). Эта затрата появляется тесно связана с двумя последними движениями от 3 сонаты , также связаны с attacca , где кульминацией финала также пересчитывает лирическую Andante тема третьего движения. Русские композиторы, такие как Чайковский или Рахманинов, часто повторяли лирическую тему финальной части как кульминационную коды (например, в фортепианных концертах ). Вместо этого Скрябин возвращается к теме «медленной» части, и это, возможно, привело к дальнейшим экспериментам с конденсацией формы в 5 — й сонате с одной частью, где кульминация ( estatico ) снова является повторением темы Лангидо ( dolcissimo ).
Задний план
Скрябин написал после сочинения этой сонаты стихотворение, объясняющее ее значение:
В легком тумане, прозрачном паре,
Затерянном вдалеке и все же отчетливом,
мягко сияет звезда.
Как красиво! Голубоватая тайна
ее сияния
Манит меня, убаюкивает меня.
О, приведи меня к себе, далекая звезда!
Окуни меня в дрожащих лучах
Сладкого света!
Острое желание, сладострастное и сумасшедшее, но в то же время сладкое
Бесконечно без единой цели, кроме страсти,
Я бы желал
Но нет! Я прыгаю радостным прыжком,
Свободно взлетаю.
Безумный танец, божественная игра!
Пьянящий, сияющий!
К тебе, обожаемая звезда.
Мой полет ведет меня.
Безумный танец, божественная игра!
Пьянящий, сияющий!
К тебе, сотворенный даром для меня,
Чтобы служить цели
Мой полет освобождения!
В этой пьесе
Чистый каприз
В моменты, когда я забываю тебя
В водовороте, несущем меня,
Я отклоняюсь от их мерцающих лучей.
В силе желания
Ты угасаешь,
о далекая цель.
Но ты всегда сияешь,
Как я всегда желаю тебя!
Ты расширяешься, Звезда!
Теперь ты Солнце
Яркое Солнце! Солнце триумфа!
Приближаясь к тебе своим желанием к тебе,
я погружаюсь в их меняющиеся волны,
о радостный бог.
Я глотаю тебя
Море света.
Мой самостоятельно из-света
I поглотит тебя!
Источник
СОНАТА № 4 Fis-dur
Соната в русской музыке явление эпизодическое, хотя сонатная форма использовалась широко и многообразно. Наибольшее распространение соната получила в творчестве Скрябина и Метнера.
Скрябинская соната претерпела эволюцию на протяжение творчества композитора. С 1 по3 была свойственна программность и классическое строение, последние, начиная с 6 непрограммные, одночастные. Особенно показательна для стиля композитора Соната № 4 Fis-dur op. 30. Соната имеет программу, опубликованную после ее создания.
Исходя из программы, можно выделить три стадии, три образные сферы: первая – мерцающая вдали звезда; вторая – полетное состояние души; третья – экстаз. Тональность произведения не случайна. Fis-dur в творчестве композитора символизирует синий цвет (цвет звезды).
Соната имеет две части, но фактически оно одночастна, так как части звучат attacca, в одной тональности и скреплены общей темой.
Первая часть фактически представляет собой вступление, разросшееся в самостоятельную часть (простая трехчастная форма).
Основная тема является главным интонационным комплексом всего произведения. Она трепетна, хрупка, своеобразная сфера томления. Сложные альтерированные гармонии с многочисленными задержаниями создают впечатление мерцающего фона. Мелодия представляет собой ряд микрообразований: восходящий квартовый мотив (тема воли), призывный ход на большую сексту, нисходящий ход на ум6, восходящий, полетный гаммообразный мотив и секундовая интонация томления. В целом, тема представляет собой первое предложение периода, которое завершается неустойчиво.
Средний раздел развивает основную тему и подготавливает репризу, где тема, благодаря высокому регистру и иной фактуре звучит более светло и утонченно.
Вторая часть – синтез двух стадий: полет и экстаз. Композитор использует сонатную форму. Ее тематический материал лаконичен и не создает конфликтного противопоставления.
Главная партия – Fis-dur – полет творческой фантазии художника. Она диатонична, отличается стремительной сменой фраз, мотивов, гибким ритмом. Ведущим интонационным импульсом становятся два мотива: активный скачек на сексту и восходящая фигура восьмых.
Роль связующей партии выполняет второе предложение главной партии, где происходит изменение тональности.
Побочная партия Cis-dur излагается в аккордовой фактуре и имеет энергичный характер.
Заключительная партия строится на материале главной партии.
Предельно краткий тематизм обусловил масштабы разработки. Она насыщена полифоническим развитием. В ее основе тема главной партии. В кульминации, в ритмическом увеличении звучит тема первой части. Ее характер меняется. Из хрупкой и нежной она превращается в энергичный призыв.
На этой же теме основана кода. Значительный диапазон, плотная, массивная аккордовая фактура подчеркивает характер ликующего апофеоза.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
4 соната скрябина нотами
Из десяти сонат Скрябина (1892-1913 гг.) только первые четыре отвечают традиционным представлениям о жанре – это многочастные сочинения. Остальные шесть (начиная с 1907 г.) – произведения одночастные, в них нет указаний на тональность. Композитор стремился передать в музыке душевный порыв, томление, восторг. Порой состояние души, выраженное в звуках, столь неоднозначно, что его трудно описать. Подобные ощущения сменяют друг друга быстро и внезапно, и эпизоды, построенные на нежном, «прозрачном» звучании, как правило, резко обрываются мощными аккордами и пронзительно острыми гармониями.
Первая соната — fis-moll, op. 6, написана в 1892 году в Москве, впервые была исполнены самим автором в 1894 году в Петербурге. Программа этой сонаты во многом связана с личными переживаниями и философскими исканиями композитора тех годов: «. в 20 лет развившаяся болезнь руки. Самое важное событие в моей жизни. Непреодолимое препятствие к достижению желанной цели — блеска, славы. Первое размышление о ценности жизни, о религии, о Боге. Сочинение первой сонаты с похоронным маршем». Соната порывистая, взволнованная, трагическая, условно её можно связать с романтизмом (влияние Шопена).
Вторая соната была начата в 1892 году, закончена в 1897. Первую часть автор написал в Италии, вторую — в Крыму. Впервые исполнена автором в Париже 1896 года. За эту сонату Скрябину была присуждена премия им. М. И. Глинки. Программа 2й сонаты связана со столь любимым композитором морем. «я так люблю море и так стремлюсь к нему. Вот где простор, и не говоря уже о бесконечности красок и форм». Первая часть, Andantе, прозрачна, воздушна, наполнена игрой бликов; Вторая, Presto — бурная, порывистая, беспокойная. Сопоставление крайних состояний — в этом она предвосхищает одну из характерных черт позднего Скрябина .
Третья соната была написана в 1897-98 годах и явилась кульминацией раннего периода в творчестве Скрябина. Это монументальное и очень цельное произведение: все его четыре части связаны интонационно, а две последних следуют без перерыва. Главная идея сонаты – становление человеческого духа в испытаниях. К Третьей сонате, котрую композитор называл «Состояния души» (Etats d’ame), как нельзя лучше подходит скрябинское изречение: «Иду сказать людям, что они сильны и могучи». 1. душа свободная, дикая, страстная (Allegro drammatico); 2. душа, утомленная страданиями;она нашла мнимый, кратковременный отдых. (Allegretto); 3. душа полна любви, грусти, неизъяснимых дум. (Andante); 4. в борьбе и буре стихий бьется в упоении душа (Presto) Героическая патетика первой части сменяется пружинистым и изящным Скерцо, божественной красотой третьей, медленной части, чтобы с новой силой выразиться в стремительном финале, который венчается победными фанфарными возгласами.
Четвертая соната является, безусловно, самой популярной и часто исполняемой из сонат Скрябина. Она компактна и целеустремленна – две части следуют без перерыва, и в таком контексте первая часть может восприниматься как медленное вступление. Содержание сонаты Скрябин описал в отдельной программе, в ее основе – мечта о далекой звезде, стремление к ней и, наконец, достижение (безусловно, в образно-метафорическом смысле). Мастерски передана трансформация основной темы: от начальной зыбкой, едва оформившейся мечты до ослепительно ликующей кульминации в коде сонаты («Я пью тебя, о море света!» — пишет Скрябин в программе об этом моменте). Интересно также отметить, что в цвето-звуковой гамме Скрябина Фа-диез мажор соответствует ярко-синему цвету (как впоследствии выяснили астрономы, это цвет самых горячих звезд во Вселенной).
Среди шедевров фортепианной музыки всех времен особое место занимает Пятая соната Скрябина – самое вдохновенное из его фортепианных творений. Соната равно уникальна своей новаторской техникой (Святослав Рихтер как-то в беседе назвал ее самым сложным для исполнения фортепианным опусом) и богатейшим эмоциональным содержанием – от нежнейшего томления до творческого экстаза космических масштабов. Сонату предваряет стихотворный эпиграф, выбранный Скрябиным из его программы к «Поэме экстаза»: Я к жизни призываю вас, скрытые стремленья Вы, утонувшие в темных глубинах духа творящего, Вы, боязливые жизни зародыши, Вам дерзновенье я приношу! Пятая соната Александра Скрябина – это ослепительно радостный гимн творчеству и фортепианному искусству.
Шестая соната открывает ряд скрябинских сонат позднего периода. Для всех этих сонат (№№ 6-10) характерна сложность гармонического языка, далекая от классических тональных схем, прихотливость ритма, многоплановость и символичность образов. Любопытно, что Скрябин в этих сонатах начинает писать свои все более изощренные и детальные исполнительские указания по-французски (вместо общепринятого итальянского), видимо, находя этот язык более созвучным своим идеям. Основу шестой сонаты составляют три сферы образов: начальный «императивный» возглас, как символ непостигаемой, высшей воли; зыбкая, устремленная ввысь побочная тема, обрастающая под конец таким количеством голосов и подголосков, что пианист вынужден распределять одновременно до семи (!) голосовых линий в двух руках; и образ импульсивного, мрачного танца-полета, красноречиво описанного автором («рождается ужас, он пронизывает исступленный танец»). Шестая соната является одним из самых загадочных и философских произведений Скрябина.
Седьмая соната является, безусловно, самой яркой из поздних сонат Скрябина. Ее обжигающие эмоциональные контрасты и невероятная интенсивность экспрессии для многих кажутся сверхчеловеческими (известен факт, что великий В. Софроницкий никогда не играл эту сонату на сцене – боялся, что потеряет сознание). Седьмая соната тесно связана с замыслом «Мистерии» — грандиозного музыкального действа, которое, по задумке Скрябина, должны были исполнить все люди мира. Так, начальная тема сонаты соотносится с колокольным звоном, который должен был возвестить о начале «Мистерии», в рабочих материалах для «Мистерии» были и побочная тема сонаты («бесплотная материя») и заключительная («звездная пыль»). Чрезвычайно эффектно окончание сонаты: бурное развитие завершается аккордом-взрывом из двадцати пяти звуков, и из его послезвучия почти с осязаемой наглядностью рождаются ростки новой жизни. Написанная в 1913 году.
Восьмая соната, названная «Белой мессой» — самая крупная среди поздних скрябиновских сонат, наиболее радикальная с точки зрения экспериментов в гармонии. В основе — семизвучный аккорд, родственный знаменитому «прометееву», а полифонизированость ткани доведена до предела.
Девятая соната имеет мрачное название «Черная месса». Таинственные тревожные зовы, неясные томления и разгул тёмных сил в девятой рождает многоплановую фантасмагорию: «Бормочет чёрная сатанинская месса и серою брызжет в поднебесье, где обожжённые ангелы спрятаны, а к ним отовсюду пламя подкрадывается. Слышишь — гулы, глухие удары — земля распахнулась и чёрные в чёрном с факелами и поют о чём-то, что-то выкрикивают в угаре и стена огня надвигается маршем в будущее из вчерашнего. «
Десятая соната считается самой светлой из всего цикла скрябинских сонат. Написана она была в небольшом городке Алексине на берегу Оки, где созданию произведения способствовала красота благоухающей русской природы. В сонате органически слились неизъяснимая в своей таинственности «земная» поэзия лесной тишины и трепетный восторг перед гармонией мироздания. В произведении всё исполнено радостных ощущений всета и пространства, звонов расцветающей жизни, всё перешептывается и перекликается между собой.По сравнению с другими сонатами Скрябина, музыкальный язык этой сонаты — более светлый, прозрачный, форма — яснее, чувствуется бОльшая определённость мелодических линий. Композитор часто сопоставляет звуки крайних регистров, использует красочные эффекты тремолирующих звучаний и нежно журчащих трелей.
Игорь Жуков советский и российский пианист и дирижёр (родился в 1936 году). Его талант формировался под влиянием Генриха Нейгауза и Эмиля Гилельса. В концертном репертуаре Жукова Александр Скрябин занимает значительное место. С первых своих концертных выступлений пианист постоянно обращался к творчеству композитора, что было высоко оценено критикой: «Музыка Скрябина обладает своим исполнительским секретом, благодаря которому воспроизведение ее, конгениальное авторскому, становится труднейшей проблемой. Игорь Жуков достигает главного – создает могучий эмоционально психологический подтекст исполнения, неотделимый от скрябинской поэзии и драматизма. Ценой отказа от внешней виртуозности он проникает в заповедный мир скрябинских порывов и трепетной ритмической импровизации».
А. Н. Скрябин (1871-1915)
10 сонат для фортепиано
Игорь Жуков
1999/2000
CD 1
Соната для фортепиано № 1 фа минор, op.6 (1892)
01 I. Allegro con fuoco
02 II. (Ohne Bezeichnung)
03 III. Presto
04 IV. Funebre
Соната для фортепиано № 2 (Соната-фантазия) соль-диез минор, op.19 (1892-1897)
05 I. Andante
06 II. Presto
Соната для фортепиано № 3 фа-диез минор «Состояния души», op.23 (1897-1898)
07 I. Drammatico
08 II. Allegretto
09 III. Andante
10 IV. Presto con fuoco
CD 2
01 Фантазия для фортепиано, Op. 28 (1900)
Соната для фортепиано № 4 фа-диез мажор, Op. 30 (1903)
02 I. Andante
03 II. Prestissimo Volando
04 Соната для фортепиано № 5, Op. 53 (1907)
05 Соната для фортепиано № 6, Op. 62 (1911-1912)
CD 3
01 Соната для фортепиано № 7, op.64 «Белая месса» (1911-12)
02 Соната для фортепиано № 9, op.68 «Чёрная месса» (1911-13)
03 Соната для фортепиано № 10, op.70 «Трели» (1913)
04 Соната для фортепиано № 8, op.66 (1912-13)
3CD, ape+cue, 446мб
Новая ссылка от Theodor’а (theodor19):
Источник