5 симфония чайковского пианино

5 симфония чайковского пианино

П.И. Чайковский «Симфония №5»

Человек и его судьба – это сложная философская тема на протяжении всей жизни болезненно волновала великого русского композитора Петра Ильича Чайковского . Постоянно терзаемый душевными муками и находясь в состоянии глубокого психологического кризиса, он все тягостные переживания талантливо отображал в своих сочинениях. Первым таким творением гениального маэстро, повествующем о жизни человека и грозной силе рока, стала «Симфония № 4», а продолжение эта тема получила в «Симфонии № 5» — произведении, которое замечательный русский композитор Сергей Иванович Танеев характеризовал как одно из лучших сочинений Петра Ильича.

Историю создания «Симфонии №5» Чайковского, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.

История создания

В 1877 году Пётр Ильич Чайковский , отойдя в своём творчестве от лирико-психологического направления, написал знаковое произведение — плод пылкого душевного устремления, в котором с неимоверной силой продемонстрировал схватку человека с неизбежностью судьбы – роком. Этим творением композитора, вошедшим в историю отечественной музыки как психологическая драма, была « Симфония № 4 ». Прошло десять лет, но проблемы, которые волновали маэстро в 37-ми летнем возрасте, продолжали будоражить его душу. За такое длительное время мысли, чувства, взгляды на жизнь и религию у Чайковского, несомненно, изменились. С чем-то он смирился, а что-то считал уже не столь важным, но, тем не менее, вновь и вновь размышлял на волнующую его тему: человек, судьба и роковые силы, препятствующие устремлению ко всему светлому.

Тяжкие думы и душевные мучения, преследовавшие Петра Ильича, он старался заглушить напряжённой работой. Осенью 1887 года маэстро стоял за дирижёрским пультом в Мариинском театре на премьерных спектаклях « Чародейки », затем был приглашён в Москву для участия в симфонических концертах. Далее ему предстояло большое концертное турне по странам Европы с посещением Берлина, Лейпцига, Гамбурга, Праги, Лондона и Парижа.

Читайте также:  Гитара фендер скваер 105 характеристики

Эти гастроли для 48-ми летнего композитора были триумфальными и насыщенными новыми приятными знакомствами. Впоследствии у Чайковского остались сердечные воспоминания о встречах с норвежским композитором Эдвардом Григом , а также с восьмидесятилетним директором Филармонического общества в Гамбурге, почтенным Теодором Аве-Лаллеманом, которого Пётр Ильич называл своим большим другом.

Вернувшись на родину после четырехмесячных утомительных поездок, Чайковский в апреле 1988 года уединился в усадьбе «Фроловское» и приступил к работе над своим новым произведением – «Симфонией № 5», мысль, о написании которой вынашивал ещё находясь за границей. Душевное состояние композитора в тот период продолжало оставаться напряжённым, сочинение симфонии поначалу давалось ему с таким трудом, что маэстро уже начал сомневаться в своих силах: не иссякли ли его творческие возможности. Однако к середине августа произведение, создаваемое при постоянных переделках и перекройках, было закончено, а осенью полностью откорректировано.

Премьерное исполнение Пятой симфонии состоялось 5 ноября того же года на концерте Санкт-Петербургского филармонического общества, программа которого включала только произведения Петра Ильича. Московские меломаны познакомились с новым сочинением композитора 10 декабря на концерте, представленном Русским Музыкальным Обществом. В обеих столицах за дирижёрским пультом стоял сам автор. Слушатели Петербурга и Москвы приняли симфонию довольно радушно, однако мнения критиков относительно нового произведения не были единогласны, да и сам маэстро о своем творении отзывался весьма нелестно. В письмах друзьям он писал, что считает его неудачным: излишне пёстрым, неискренним и даже отталкивающим. Только спустя несколько месяцев, после исполнения симфонии в Гамбурге, Чайковский изменил отношение к своему созданию, наконец-то признав его достоинства.

Интересные факты

  • Пётр Ильич Чайковский написал «Симфонию № 5» удалившись в усадьбу «Фроловское», располагающуюся неподалёку от города Клин. Композитору настолько нравился этот «рай небесный», что он даже мечтал его выкупить и быть там захороненным. Живописная природа имения вдохновила Петра Ильича не только на сочинение гениальной симфонии, но и таких выдающихся шедевров, как увертюра-фантазия «Гамлет», балет «Спящая красавица», секстет «Воспоминание о Флоренции», романсы (ор. 65). Помимо того, во «Фроловском» маэстро сделал инструментовку оперы «Пиковая дама».
  • Пятая симфония была первым произведением, премьерным исполнением которого дирижировал сам Чайковский. Композитор не любил вставать к дирижёрскому пульту, так как ещё в юном возрасте у него был неудачный опыт, оставивший на всю жизнь неблагоприятные воспоминания. Стараясь преодолеть возникший «комплекс», Пётр Ильич внутренней силой принуждал себя брать дирижёрскую палочку и вставать к оркестру.

  • В 1888 году, во время своей гастрольной поездки по Европе, Пётр Ильич познакомился с основателем и директором Филармонического общества в Гамбурге Теодором Аве-Лаллеманом, который, несмотря на свой почтенный восьмидесятилетний возраст, безукоризненно организовал концерты композитора. Приятное общение с почтенным старцем, посещающим все репетиции Чайковского, оставили у маэстро много хороших воспоминаний. Чтобы засвидетельствовать своё почтение к такому уважаемому человеку, Пётр Ильич посвятил ему своё новое произведение, написанное после большого гастрольного турне – «Симфонию №5». Весной следующего года композитор специально посетил Гамбург, чтобы представить Аве-Лаллеману своё посвящение, однако, к сожалению, из-за болезни пожилой человек не смог присутствовать на концерте.
  • В Соединённых Штатах «Симфонию №5» изначально встретили весьма недоброжелательно. Произведение настолько не понравилось публике, что после концертов она была настроена агрессивно, а в газетных публикациях Чайковского называли «диким казаком» и «диким калмыком».
  • Знаменитое соло валторны из второй части «Симфонии №5» входит в оркестровые трудности. По качеству исполнения этого соло оценивается профессиональное мастерство валторниста.
  • Прослушав исполнение симфонии, многие предполагают, что тему вступления исполняет бас-кларнет. В действительности её проведение композитор доверил двум кларнетам, звучащим в унисон в низкой тесситуре, не характерной для данного инструмента. Эта тема входит в перечень оркестровых трудностей для кларнета.

Содержание

Симфония № 5 (e-moll) представляет собой четырёхчастную композицию, которая начинается суровой и скорбной темой в исполнении первого и второго кларнета в унисон под угрюмый аккомпанемент струнных инструментов, звучащих в низком регистре. По своей сути это траурный марш, символизирующий неотвратимые, роковые силы, которые преследуют человека на протяжении всей жизни. Может быть поэтому композитор и проводит заявленную во вступлении мрачную тему судьбы сквозь всё произведение.

  • Первая часть — Andante. Allegro con anima. Главная партия, которая непосредственно следует за интродукцией, поначалу звучит очень тихо и робко. В исполнении кларнета и фагота она по характеру близка теме вступления и поначалу тоже напоминает сумрачный марш. Далее музыка значительно преображается: из-за обостряющейся ритмики движение становится порывистым. Постепенно нарастающая динамика приводит к эмоциональной кульминации раздела. Стремительно развивающаяся главная партия уступает место новому музыкальному образу — распевной с романтическим оттенком побочной партии, средним эпизодом которой является нежный и чувственный вальс. Затем лирическая тема прерывается резкими аккордами, возвращающими к драматическому музыкальному повествованию. В разработке накал столкновений усиливается, а трагизм музыки увеличивается.
  • Вторая часть — Andante cantabile, con alcuna licenza, являющаяся ярчайшим образцом лирики Чайковского, начинается печальным хоралом в исполнении альтов , виолончелей и контрабасов, на который затем накладывается задушевное соло валторны. К этому проникновенному напеву присоединяются лиричные мотивы кларнета и гобоя. Всё перерастает в красивую выразительную элегию с бескрайним разливом мелодии, которую внезапно прерывает суровая тема рока. После кратковременной паузы тема элегии возвращается, но на этот раз она получает интенсивное развитие, и становиться более экспрессивной. Затем нарушая идиллическое настроение и как бы всё сметая на своём пути, опять врывается лейтмотив роковой судьбы, а за ним безрадостно звучит главная тема второй части.
  • Третья часть. Allegro moderato. Это сладкозвучный лиричный вальс с красивой мелодической линией переходящей от одного инструмента к другому. Нежная тема раздела, уводящая от суеты и тревог в мир грёз, постепенно начинает энергично развиваться и приобретает свободу и широту. Всё смятение и беспокойство уходит и даже грозная тема судьбы в исполнении кларнета и фагота неназойливо напоминает о себе лишь в окончании части.

  • Четвертая часть. Финал. Andante maestoso. Allegro vivace. Не успели прозвучать последние звуки вальса, как подчёркнуто торжественно начинается заключительная часть. Поначалу это преображённая тема вступления, в виде замедленного марша, хотя теперь по колориту она представлена композитором как волевая и мужественная. Далее вторгается образ, напоминающий своим стремительным темпераментом и вихревым движением сцены народного празднества. Однако тема рока, прорезая звук всего оркестра, вновь и вновь пронзительно заявляет о себе. Впоследствии она утрачивает свой устрашающий оттенок и в блестящем торжествующем финале звучит в мажорном настроении.

Более ста двадцати лет прошло с тех пор, как великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский представил на суд слушателей свою завораживающую красотой музыки «Симфонию №5». Всё это время музыкальные критики и знаменитые дирижёры стараются постичь скрытый смысл этого выдающегося произведения и разгадать замысел маэстро: кто же всё-таки вышел победителем в жестокой схватке человека с его судьбой?

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

П.И. Чайковский «Симфония №5»

Источник

Симфония № 5 (Чайковский)

Написана в 1888 г. Первые наброски относятся к апрелю 1888 года, когда им был написан план первой части. Основные работы велись летом, осенью делались корректуры.

История

Более десяти лет отделяют Четвертую симфонию от Пятой, за это время создаются разные жанровые произведения, которые наполнены драматизмом и лиризмом свойственные его сочинениям. В Пятой симфонии виден симбиоз драмы и трагедии, отступление от своего основного лирико-психологического направления, создаются более глубокие философские вопросы, вновь открыта тема судьбы и рока, сам автор делал такие выводы: «Мотив всех умствований – есть чисто личное чувство уходящей жизни и страх смерти». В данной формулировке, можно увидеть в каких тяжелых душевных напряжениях работал Чайковский.

С мая по август 1888 года, Чайковский создает свою Пятую симфонию, данный период весьма напряженный для него, это и выступления в Москве, и поездка по Европе с посещением музыкальных центров — Лейпциг, Гамбург, Прага, Берлин, Париж, Лондон, давая в них концерты.

Премьера Пятой симфонии состоялась 5 ноября 1888 года в Петербурге, дирижировал сам автор, отзывы критиков были не однозначны. Чайковский считал Пятую симфонию слабее предыдущей, а поэтому и не удавшейся, в частности из письма к Н. Ф. фон Мекк: «Сыграв мою новую симфонию два раза в Петербурге и раз в Праге, я пришел к убеждению, что симфония эта неудачна. Есть в ней что-то такое отталкивающее, какой-то излишек пестроты и неискренности, деланности. И публика инстинктивно сознает это. Мне было очень ясно, что овации, коих я был предметом, относились к моей предыдущей деятельности, а сама симфония неспособна увлекать или, по крайней мере, нравиться. Сознание всего этого причиняет мне острое, мучительное чувство недовольства самим собою. Неужели я уже, как говорится, исписался, и теперь могу только повторяться и подделываться под свою прежнюю манеру?». Из последней фразы: «под свою прежнюю манеру», Чайковский как бы дает понять, что вновь была поднята тема – судьбы и рока к которой он обращался в Четвертой симфонии, поэтому душевные смятения не покидали композитора. Лишь весной 1889 года, после исполнения её в Гамбурге, композитор поменял свое мнение и счел за ним ряд очевидных достоинств.

Состав оркестра

Части

  1. Анданте. Allegro con anima
  2. Анданте cantabile, con alcuna licenza
  3. Вальс. Allegro moderato
  4. Анданте maestoso. Allegro vivace
Произведения П. И. Чайковского
Оперы Воевода | Ундина | Опричник | Евгений Онегин | Орлеанская дева | Мазепа | Черевички | Чародейка | Пиковая дама | Иоланта
Балеты Лебединое озеро | Спящая красавица | Щелкунчик
Симфонии № 1 g-moll «Зимние грёзы» | № 2 c-moll | № 3 D-dur | № 4 f-moll |«Манфред» h-moll | № 5 e-moll) | № 6 h-moll «Патетическая» | № 7 Es-dur «Жизнь», неоконченная | Серенада для струнного оркестра
Концерты и концертные пьесы
для фортепиано с оркестром Концерт № 1 b-moll | Концерт № 2 G-dur | Концерт № 3 Es-dur
для скрипки с оркестром Концерт D-dur | Меланхолическая серенада b-moll | Вальс-скерцо C-dur
для виолончели с оркестром Вариации на тему рококо A-dur | Pezzo capricciozo h-moll
Струнные квартеты № 1 D-dur | № 2 F-dur | № 3 es-moll
Для фортепиано 2 сонаты (cis-moll | Большая соната G-dur | Времена года | Детский альбом)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Симфония № 5 (Чайковский)» в других словарях:

Чайковский Петр Ильич — [25.4(7.5).1840, селение при Камско Воткинском заводе Вятской губернии, ныне г. Воткинск Удмуртской АССР, ‒ 25.10(6.11).1893, Петербург], русский композитор. Родился в семье горного инженера. В 1850‒59 учился в училище правоведения в Петербурге,… … Большая советская энциклопедия

Чайковский Борис Александрович — (р. 10.9.1925, Москва), советский композитор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). В 1949 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Н. Я. Мясковского (ранее занимался также у В. Я. Шебалина и Д. Д. Шостаковича). В конце 50 х ‒ … Большая советская энциклопедия

Чайковский, Модест Ильич — Модест Ильич Чайковский (1 (13) мая 1850, Алапаевск 2 (15) я … Википедия

ЧАЙКОВСКИЙ Петр Ильич — (1840 93) российский композитор. Брат М. И. Чайковского. Тонкий психолог, мастер симфонист, музыкальный драматург. Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека (от лирической задушевности до глубочайшей трагедии), создал высочайшие образцы … Большой Энциклопедический словарь

СИМФОНИЯ — (от греч. symphonia созвучие) музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме; высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в кон. 18 нач. 19 вв … Большой Энциклопедический словарь

Чайковский Модест Ильич — Чайковский (Модест Ильич) драматург, брат композитора, родился в 1850 г. Кроме нескольких драм ( Предрассудки , Симфония , День в Петербурге ), Ч. принадлежат либретто Иоланты , Пиковой дамы и Дубровского , а также обширная биография его брата… … Биографический словарь

Чайковский Петр Ильич — Чайковский (Петр Ильич) один из крупнейших русских композиторов. Родился 25 апреля 1840 г., в Камско Воткинском заводе Вятской губернии, начальником которого был отец его. Понятливость и впечатлительность отличали маленького Ч., который по… … Биографический словарь

Симфония — (греч. созвучие) название оркестрового сочинения внескольких частях. С. самая обширная форма в области концертнойоркестровой музыки. Вследствие сходства, по своему построению, с сонатой. С. может быть названа большой сонатой для оркестра. Как в… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Чайковский П. И. — Пётр Ильич (25 IV (7 V) 1840, селение при Камско Воткинском заводе Вятской губ., ныне г. Воткинск Удм. АССР 25 X (6 XI) 1893, Петербург) рус. композитор, дирижёр, муз. обществ. деятель. Род. в семье горного инженера Ильи Петровича Ч.… … Музыкальная энциклопедия

Чайковский, Пётр Ильич — Запрос «Чайковский» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Пётр Ильич Чайковский … Википедия

Чайковский Пётр Ильич — Запрос «Чайковский» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Пётр Ильич Чайковский Полное имя Пётр Ильич Чайковский Дата рождения 7 мая 1840 Место рождения … Википедия

Источник

Оцените статью