Abm это какая нота

Буквенное обозначение нот. Таблица буквенных обозначений нот на гитаре и других инструментах

Буквенное обозначение нот. Общая информация

Не каждый музыкант может уметь читать с нотного листа, однако каждый должен знать буквенное обозначение нот. С его помощью помечаются нужные аккорды на различных сайтах, обозначаются тональности и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем о том, какие ноты отмечаются какими буквами и принципы их расстановки на разных инструментах.

Таблица буквенных обозначений нот

Нота Обозначение
До C
До-диез/Ре-бемоль C#/ D♭
Ре D
Ре-диез/Ми-бемоль D# / E♭
Ми E
Фа F
Фа-диез/Соль-бемоль F# / G♭
Соль G
Соль-диез/Ля-бемоль G# / A♭
Ля A
Ля-диез/Си-бемоль A# / B♭ (B)
Си B (H)

Правила буквенного обозначения нот

Изначально ноты обозначались греческими буквами – по первым слогам церковной распевки, однако потом греческий алфавит поменялся на латинский. Обозначение прижилось, и сейчас каждая нота имеет свою букву.

Если мы говорим про неполные ноты, то к ним добавляются так называемые диезы и бемоли – знак # и ♭. Если мы движемся по гамме вверх – то используем диез, если вниз – то бемоль.

B и H – обозначение ноты Си

Некоторые начинающие музыканты, запоминающие буквенное обозначение нот, сталкиваются с путаницей. Где-то ноту Си обозначают как B, а где-то как H. Это связано с тем, что в англоязычных музыкальных учебниках нота Си-бемоль отмечается как B♭, а си – B, а в русскоязычных и немецких – си-бемоль становится B, а си – H. Такое может встречаться, и нужно просто запомнить, что чаще всего под H имеется в виду Си. При встрече с тем, что под B подразумевают си-бемоль нужно следить за гармонией композиции и понять, какая из нот уместна в данном случае.

Читайте также:  Как очистить клавиши пианино от желтизны

Разница между диезом и бемолем

По сути, разница состоит исключительно в том, какие ситуации требуют от нас написания бемоля, а какие – диеза. Звуки при этом никак не меняются, но может изменяться их функция – в зависимости от того, в какой тональности мы находимся.

Как уже было сказано выше, если мы движемся по гамме вверх – то все промежуточные ноты обозначаются диезами. Если вниз – то бемолями.

Многие современные музыканты используют только один тип обозначения, независимо от того, как движутся по звукоряду. Таким образом, вам придется меньше запоминать, и при этом вы все равно будете понимать, что и почему делаете.

Буквенное обозначение тональностей

Тональности обозначаются по буквам тоники – первых нот в гамме, от которых начинается ее построение. Кроме этого, существует несколько способов обозначения минора и мажора.

Первый – приписками maj или min к букве тональности.

Второй – словами dur при мажоре и moll при миноре. Академически это написание более правильно, однако его не используется практически никто из современных групп и музыкантов.

Буквенное обозначение нот на гитаре и фортепиано

Буквенное обозначение нот на гитаре ничем не отличается от их стандартного написания на письме. Каждый лад – это отдельная нота на расстоянии полутона от предыдущей. В совокупности они расположены по определенной системе – и за счет этого там существуют такие вещи, как аккордовые формы. Более подробно о том, как звуки расположены на грифе, вы можете прочитать в статье про ноты на гитаре .

В случае с фортепиано все предельно просто. Белые клавиши – это полные ноты, и обозначаются они также. Черные – половинные – то есть, обозначаются диезами и бемолям.

Обозначение аккордов

На письме аккорды обозначаются по тем же самым буквам их тоники. Меняются только приписки, которые зависят от того, какой это аккорд и какие ступени в нем используются.

— Минорные аккорды пишутся с припиской m после буквы.

— Аккорды с задержанием помечаются как sus2 и sus4 – в зависимости от того, какая ступень в них используется.

— Расширенные и уменьшенные аккорды обозначаются припиской aug и dim соответственно.

— Септаккорды обычно обозначаются цифрой 7 после буквы, а также припиской, конкретизирующий его функцию. Например, maj – большой мажорный септаккорд.

— Аккорд с другой тоникой в басу обозначается слешем с нотой, на которую заменили тонику. Например, C/G – это аккорд До-мажор с тоникой Соль в басу.

— Дополнительные ступени пишутся после всех остальных приписок, обычно обозначаясь номером добавочной ступени.

Источник

Буквенное обозначение нот и тональностей

В музыке есть две системы обозначения высоты звука – буквенная и слоговая. Слоговые обозначения все знают, они привычны на слух – это ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Но есть и другой способ – обозначение звуков с помощью букв латинского алфавита. Причем буквенная система обозначения звуков возникла даже исторически раньше, чем слоговая.

Итак, по буквенной системе музыкальные звуки обозначаются следующими буквами латинского алфавита: ДО – C (цэ), РЕ – D (дэ), МИ – E (э), ФА (эф) – F, СОЛЬ – G (гэ), ЛЯ – A (а), СИ – H (ха) .

Интересно, что во время, когда формировалась буквенная система, музыкальный звукоряд начинался со звука ЛЯ, а не со звука ДО. Именно поэтому, первой букве алфавита A соответствует именно звук ЛЯ, а не ДО. Еще одной особенностью этой старой системы является звук СИ-БЕМОЛЬ в основном звукоряде, он обозначается буквой B. А за нотой СИ, являющейся основной ступенью современного звукоряда, позже была закреплена буква H.

Диезы и бемоли по буквенной системе

Повышенные и пониженные ступени, то есть диезы и бемоли, тоже можно изобразить в буквенной системе звуков. Для того чтобы сказать о диезе, к букве ноты прибавляется суффикс IS (ис). А для бемолей используется другой суффикс – ES (эс).

Например, ДО-ДИЕЗ – CIS (цис), а ДО-БЕМОЛЬ – CES (цес).

Однако из этих правил есть несколько исключений, которые нужно запомнить. Все они касаются обозначения бемольных нот. Звук МИ-БЕМОЛЬ по буквенной системе выглядит как EES, но в практике одна, средняя гласная сокращается и таким образом получается обозначение ES. Точно такая же история возникает со звуком ЛЯ-БЕМОЛЬ, в его обозначении AES сокращается один гласный звук и в результате получается просто AS.

И еще одно исключение из правил связано чисто с историческими причинами. Звук СИ-БЕМОЛЬ принято обозначать как B, а не HES.

Дубль-диезы и дубль-бемоли по буквенной системе

Когда речь идет о двойных понижениях и понижениях, то есть о знаках дубль-диеза и дубль-бемоля, принцип отражения их в буквенной системе очень простой и логичный. Дубль-диез – это два диеза, а значит два суффикса IS – ISIS, дубль-бемоль – это два бемоля и, соответственно, два суффикса ES – ESES. Причем правило с дубль-бемолями касается также и звука СИ-ДУБЛЬ-БЕМОЛЬ, который обозначается в данном случае по общему правилу – HESES.

Таким образом, с помощью буквенной системы можно обозначить не только основные звуки, но и диезы с бемолями, а также дубль-диезы и дубль-бемоли. Давайте подытожим все эти способы обозначения в таблице:

Таблица буквенных обозначений звуков

Нота Диез Дубль-диез Бемоль Дубль-бемоль
ДО c cis cisis ces ceses
РЕ d dis disis des deses
МИ e eis eisis es eses
ФА f fis fisis fes feses
СОЛЬ g gis gisis ges geses
ЛЯ a ais aisis as ases
СИ h his hisis b heses

Буквенное обозначение тональностей

В названии любой тональности – мажорной или минорной – всегда сообщаются два элемента: это ее основной звук (тоника) и ее ладовое наклонение (мажор или минор). Эта же структура всегда находит отражение и в буквенной системе. Тоника обозначается как обычный звук, только с одной особенностью – для мажорных тональностей тоника записывается с заглавной, большой буквы, а для минорных – наоборот, с малой, строчной буквы.

Для обозначения ладового наклонения используются специальные слова. Для мажора – слово DUR, которое является сокращением от латинского термина DURUS (в переводе значит «твердый»). Для минорных тональностей используется слово MOLL, в переводе с латинского языка этот термин означает «мягкий».

Обозначение октав по буквенной системе

Наблюдательный читатель, быть может, уже с самого начала задался вопросом о том, как же в буквенной системе различить звуки малой октавы и, например, второй, или первой и большой. Оказывается, все предусмотрено, и для обозначения разных октав в буквенной системе есть свои правила. Только многие почему-то о них забывают, а иные и вовсе о том не слышали. Давайте же разбираться.

Здесь все на самом деле довольно просто. Если вы пока плохо знаете названия всех октав, то рекомендуем к изучению материал Расположение звуков на клавиатуре фортепиано, где этот вопрос рассматривается довольно подробно.

Итак, правила следующие:

  1. Звуки большой октавы пишутся заглавными, большими буквами.
  2. Звуки малой октавы пишутся, наоборот, строчными, малыми буквами.
  3. Для обозначений звуков первой, второй, третьей и последующих верхних октав используют малые буквы, к которым прибавляются либо верхние индексы с номером октавы, либо штрихи-черточки, располагаемые сверху над буквой. При этом количество штрихов соответствует номеру октавы (один штрих – первая октава, два штриха – вторая и т.д.).
  4. Для обозначения звуков контроктавы и субконтроктавы используются большие, то есть заглавные буквы, к которым прибавляются либо числа 1 или 2 (1 для контроктавы и 2 для субконтроктавы) в нижнем индексе, либо тоже черточки-штрихи, только, естественно снизу.

На рисунке вы можете посмотреть примеры звука ЛЯ с разным обозначением октав. Кстати этот же октавный принцип имеет точно такое же действие и в слоговой системе обозначения звуков. Поэтому примеров обозначения будет сразу несколько.

Дорогие друзья, если у вас еще остались вопросы по данной или по какой-нибудь другой музыкально-теоретической теме, то напишите их, пожалуйста, в комментариях к данному материалу.

А сейчас для лучшего усвоения урока мы предлагаем вам просмотреть видео по теме и рекомендуем выполнить упражнения, которые там будут предложены.

Источник

.Тональность

5B = D# = D-Sharp major = РЕ-диез мажор = Eb = E-Flat major = МИ-бемоль мажор
6B = A# = A-Sharp major = ЛЯ-диез мажор = Bb — B-Flat major = СИ-бемоль мажор
7B = F = F major = ФА мажор
3A = A#m = A-Sharp minor = ЛЯ-диез минор = Bbm = B-Flat minor = СИ-бемоль минор
3A = A#m = A-Sharp minor = ЛЯ-диез минор = Bbm = B-Flat minor = СИ-бемоль минор
8A = Am = A minor = ЛЯ минор
8B = C = C minor = ДО минор
1A = G#m = G-Sharp minor = СОЛЬ-диез минор = Abm — A-Flat minor = ЛЯ-бемоль минор
3B = C# = C-Sharp major = ДО-диез мажор = Db = D-Flat major = РЕ-бемоль мажор
5B = D# = D-Sharp major = РЕ-диез мажор = Eb = E-Flat major = МИ-бемоль мажор
12A = C#m = C-Sharp minor = ДО-диез минор = Dbm = D-Flat minor = РЕ-бемоль минор
2A = D#m = D-Sharp minor = РЕ-диез минор = Ebm = E-Flat minor = МИ-бемоль минор
8A = Am = A minor = ЛЯ минор
6A = Gm = G minor = СОЛЬ минор
9B = G = G major = СОЛЬ мажор
1B = B = B major = СИ мажор
3A = B#m = B-Sharp minor = СИ-диез минор
3B = D# = D-Sharp major = РЕ-диез мажор = Eb = E-Flat major = МИ-бемоль мажор
8B = C = C major = ДО мажор
9B = G = G major = СОЛЬ мажор
8B = C = C major = ДО мажор
8A = Am = A minor = ЛЯ минор
2A = D#m = D-Sharp minor = РЕ-диез минор = Ebm = E-Flat minor = МИ-бемоль минор
11A = F#m = F-Sharp minor = ФА-диез минор = Gbm = G-Flat minor = СОЛЬ-бемоль минор

Постигаю основы тональности, притом во всех доступных терминологиях.
Головушка кипит подобно Эйяфьятлайокудл’ю.Но, однако, факингщит, полезно!
Продуктивный отдых получается, пойду сдую полметра пыли с self-зачетки.

Источник

Урок 29. Таблица тональностей.

Как мы уже говорили, в общем и целом, тональность — это набор аккордов, гармонично звучащих друг с другом.
Ниже приведена таблица всех 12-ти тональностей.

В столбце «Тональность» указаны 2 буквы.
Это 2 тональности с одинаковыми аккордами.
Чтобы понять, что это значит, возьмем, например, первую строку (С-Am)
Тональности С (до-мажор) и Am (ля-минор) состоят из одних и тех же аккордов, которые перечислены в строке далее. Такие тональности называются параллельными. Кстати, гаммы до-мажор и ля-минор так же состоят из одинаковых нот, но щас не об этом.
Как все-таки определить где тональность С, а где Am? Как правило, по первому и\или последнему аккорду песни.
Например, в песне Кино — Пачка Сигарет аккорды Em Am C D
В песне Кино — Когда твоя девушка больна аккорды G Em C D
Эти аккорды соответствуют 8 строчке таблицы
Какая из них тональность G, а какая Em? По первому аккорду. Пачка в тональности Em, Девушка в тональности G.

Как правило, по характеру песни и без дополнительного мозготраха понятно, мажорная она или минорная. Мажорная — веселая. Минорная грустная.
Да и по большому счету, не нужно даже как-то называть тональности, важно, что эти 6 аккордов, которые в них входят, всегда хорошо, гармонично и красиво звучат друг с другом.

Так же в последних двух столбиках указаны 2 дополнительных аккорда, которые достаточно гармонично звучат в соответствующих тональностях и довольно часто используются.

Теперь по поводу шестого аккорда тональности (например, в первой строке это аккорд E). По идее, теория говорит, что нужно играть не мажорный аккорд, а септаккорд, т.е. E7. По правде сказать, я не заметил, чтобы сэптаккорд звучал лучше. Есть такое золотое правило в музыке: «Хорошо то, что хорошо звучит». По мне, мажорный аккорд в большинстве случаев звучит хорошо. Всегда выбирайте на свой вкус, что вам больше нравится в конкретной мелодии.
Сам я использую септы только в ситуациях, когда за Am идет A7 (не важно в какой это тональности)
Септ после одноименного минора звучит на мой вкус сочнее, нежели мажор. Хотя, тоже не всегда. Иногда мажор по настроению вписывается лучше.
Так же, если песня в тональности G-Em, вместо B, разумеется, беру B7, т.к. он без баррэ, зачем нам лишний гемор. 🙂

Обратите внимание, что в этой таблице построена со смыслом только первая строка.
А каждая последующая строчка — лишь результат транспонирования предыдущей на полтона вверх (на 1 лад).

Так же обратите внимание на то, что шестой столбик аккордов (E, F, F# и т.д.) полностью совпадает с нотами на шестой струне. А так как 6-я и 1-я струны настраиваются на одну ноту E (с интервалом в 2 актавы) — то и на первой.
E — это открытая. F — прижатая на 1-м ладу. F# — на втором и т.д. D# — на 11-м

В первую очередь изучите тональности С-Am и G-Em. Технически они самые простые, особенно последняя, т.к. заменив аккорд B на B7 можно в ней играть без баррэ.

Нужно отметить, что часто в песнях делают модуляцию (изменение тональности в ходе песни). И Достаточно часто это бывает не один раз. Например Сектор Газа очень любил такую фишку. сыграть пару куплетов, повысить на тон, еще куплет, еще повысить и т.д.

Так же хочется сказать, что далеко не всегда песня играется в одной тональности. Бывает, что в двух (не путать с модуляцией, о которой я говорил выше). Наверняка бывает и больше, но я таких не слышал.
А бывает, песня в одной тональности, и в нее вворачивают 1 аккорд из другой. Достаточно интересный прием, если со вкусом пользоваться.

Как пользоваться таблицей? Для примера переведем ту же Пачку, аккорды Em Am C D.
Все эти аккорды есть только в 8 строчке. Переводим, например в первую. Получаем Am Dm F G.
Подобным образом можете подбирать удобные для голоса тональности.

Так же можно глянуть этот урок, там я использую таблицу на практике.

На этом все. Как видите, ничего сложного нет.
Надеюсь, кому-то помог. Удачи!

Источник

Оцените статью