Роберт Шуман. Adagio и Allegro для валторны (или виолончели или скрипки) и фортепиано
1849 г. стал для Роберта Шумана временем творческого взлета. Рождаются такие произведения, как фортепианный цикл «Лесные сцены», Фортепианное трио № 2, множество песен и романсов, вокальные дуэты, хоровые произведения. В то время композитора увлекала еще одна область музыкального творчества – создание произведений, предназначенных не для концертного репертуара профессиональных музыкантов, а для домашнего музицирования. Однако композитор не стремится создавать нечто развлекательное и легкомысленное – музыкантам-любителям он предлагает произведения, доступные для их скромных исполнительских возможностей, но очень серьезные и глубокие по содержанию. Таков двухчастный цикл – Adagio и Allegro – который Роберт Шуман написал в феврале 1849 г.
На тот факт, что произведение предназначалось для домашнего музицирования, указывает даже состав исполнителей: для фортепиано и валторны или виолончели, или скрипки (фортепиано в любом случае было неотъемлемой частью музыкального быта, а в отношении мелодического инструмента были возможны варианты). Впрочем, включив валторнистов в число возможных исполнителей, Шуман преследовал еще одну цель – «исследовать» возможности хроматической валторны, завоевывавшей позиции в середине XIX столетия. В сравнении с натуральной валторной хроматическая обладала возможностями несравненно более богатыми – и интерес Шумана к этому инструменту принес свои плоды: несколько позже, в том же 1849 г. композитор создает Концертштюк для четырех валторн и большого оркестра.
Композитор обратился к форме, весьма распространенной в то время – многие пьесы состояли из двух разделов: медленного и быстрого. В первом из них музыкант демонстрировал свою кантилену, а во втором – виртуозную технику, но речь шла именно о концертных пьесах, где исполнитель должен был удивить публику, «показав себя», Шуман же использует такую структуру для «домашней музыки»… Это не покажется странным, если вспомнить, что «технику ради техники» композитор вообще не любил, и в его произведениях, какими бы сложными они ни были, нельзя найти пассажей, помещенных там исключительно ради демонстрации виртуозности. Сопоставление медленного и быстрого темпов становится для композитора выражением глубокого чувства. Не случайно, выставив на обложке итальянские обозначения темпов, в нотах Шуман указывает их по-немецки, обозначая не столько темпы, сколько их эмоциональное наполнение: Langsam, mit innigen Ausdruck (С искренним чувством) – Rasch und feurig (Быстро, с огнем). Медленную часть Шуман первоначально назвал Романсом, но затем заменил заглавие на Adagio. Она действительно исполнена искреннего, поэтического чувства, находящего выражение в широких мелодических ходах, в «необъятном» диапазоне, простирающемся от низкого регистра до высокого. В противоположность кантиленному Adagio, в Allegro бушует пламенная страсть: эффектные триольные мотивы, «взлетающие» пассажи – гаммаобразные и движущиеся по звукам трезвучия. Впрочем, эмоциональная атмосфера Adagio проникает и в Allegro – в его среднем разделе возникает неспешно развертывающаяся мелодия.
Шуман предназначил Adagio и Allegro для домашнего исполнения, но это не означает, что сегодня сыграть это произведение может любой дилетант. В XIX столетии исполнительский уровень любительского музицирования был весьма высок, и композитор, адресуя свое творение музыкантам-любителям, мог позволить себе создать достаточно сложное произведение, и потому сегодня профессионалы – виолончелисты, валторнисты и скрипачи – не стесняются включать Adagio и Allegro в свои концертные программы.
Все права защищены. Копирование запрещено
Подобные посты
Балет «Новобрачные на Эйфелевой башне»
“Les Mariés de la Tour Eiffel” В июне 1921 года в Париже появилась афиша с объявлением о премьере балета «Новобрачные на Эйфелевой башне» по сценарию Жана Кокто и с музыкой «Шести». Фамилии композиторов намеренно не фигурировали, их замещала знаменательная цифра «6». Долгожданный спектакль был поставлен в Театре Елисейских полей труппой «Шведского балета» под руководством […]
Твайла Тарп. Балет «Push Comes to Shove»
Существуют произведения, рождение которых связано с конкретными исполнителями. Они создавались не просто для исполнения определенным артистом, и даже не только с учетом выигрышных моментов его техники – такие сочинения отражают личность исполнителя, а иногда даже его жизненную ситуацию. Одно из таких произведений – балет Твайлы Тарп «Push Comes to Shove», созданный специально для Михаила […]
Риккардо Дриго. Балет «Талисман»
Балет Мариуса Петипа «Талисман» на музыку Риккардо Дриго когда-то пользовался большей популярностью, чем «Лебединое озеро». Ныне его редко можно увидеть на сцене полностью, но фрагменты из него часто включают в концертные программы – ведь они позволяют продемонстрировать блестящую хореографическую технику. «Талисман» создавался для бенефиса Елены Корнальбы – итальянской балерины, выступавшей в Мариинском театре в […]
Источник
Адажио фортепиано с виолончелью
ВНИМАНИЕ! все нотные файлы выложены в формате .tiff
Если у вас есть какие-либо отсканированные виолончельные ноты, пожалуйста, высылайте на cellistka@mail.ru , будем пополнять библиотеку вместе! =)
И.С.Бах, 6 сюит для виолончели соло, редакция Кленгеля
партия виолончели соло
И.С.Бах-Бокмюль — Чакона для виолончели соло
партия виолончели
Вл. Власов — Импровизация для виолончели соло
партия виолончели соло
Гершвин — Два фрагмента из оперы «Порги и Бесс»
партия виолончели
партия фортепиано
Давыдов — Школа игры на виолончели
скачать .pdf с народа
Даллапикола — Чакона, Интермеццо и Адажио для виолончели соло
партия виолончели соло
Кабалевский — Фуга в классическом стиле для виолончели соло
партия виолончели соло
Кадоша — Сонатина соч.26 для виолончели соло
партия виолончели соло
Кассадо — Сюита для виолончели соло
партия виолончели соло
Кленгель — Каприс в форме чаконы
на тебу Р.Шумана, соч. 43 для виолончели соло
партия виолончели соло
Лалинов — Экспромнт для виолончели соло
партия виолончели соло
А.Мендельсон — Сюита для виолончели соло
партия виолончели соло
Регер — Сюита для виолончели соло соч.131 №1
(Прелюдия, Адажио, Фуга)
партия виолончели соло
Ортиц — Четыре ричеркара для виолончели и гитары
партии в формате .pdf
Телеман — Сюита для виолончели соло
партия виолончели соло
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Музыка (1574)
- Симфоническая (548)
- Фортепианная (400)
- Камерная (298)
- Скрипичная (188)
- Духовная (113)
- Хоровая (95)
- Народная (56)
- Органная (41)
- Композиторы (1515)
- Музыкальные жанры и формы (729)
- Концерт (245)
- Симфония (172)
- Соната (108)
- Вальс (82)
- Увертюра (68)
- Ноктюрн (31)
- Прелюдия (26)
- Скерцо (7)
- Баркарола (2)
- Балет (445)
- Танцовщики (199)
- Балетмейстеры (65)
- Опера (381)
- Певцы (359)
- Музыканты (355)
- Пианисты (180)
- Скрипачи (112)
- Виолончелисты (40)
- Вокальное искусство (320)
- Музыка и литература (247)
- Фестивали, конкурсы, концерты (218)
- Романс (203)
- Музыкальная культура народов мира (164)
- Музыкальные инструменты (140)
- Дирижёры (130)
- Музыкотерапия (111)
- Музыкальный словарь (103)
- Музыка и живопись (76)
- Музыкальные театры мира (63)
- Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
- Оперетта (37)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Памяти Отторино Респиги. Адажио и вариации для виолончели с оркестром
Стиль Респиги отличается редкостной органичностью. Рано определившись, он развивался эволюционно, всегда сохраняя опору на классику; лишь постепенно и с большой осторожностью усваивал композитор средства современного музыкального письма. Яркость мелодии, пленительные краски оркестра, утонченный артистизм сделали его музыку широко популярной, демократичной в лучшем понимании этого слова, то есть без примитивизации и упрощенности.
В симфоническом творчестве Респиги своеобразно сочетаются современная техника письма, красочность оркестровки и тяготение к архаичной мелодике, старинным формам. Мировое признание Респиги получил как крупнейший представитель итальянского симфонизма (главным образом программного), утверждавший в итальянской музыке импрессионизм и неоклассицизм.
Отторино Респиги — один из самых любимых моих композиторов. Поэтому к выбору исполнителей этого чудесного произведения я подошла очень придирчиво, переслушав множество вариантов, разумеется, из того, что предлагает видеоресурс.
В следующей замечательной видеозаписи звучит виолончель и фортепиано, а не оркестр. Камерное исполнение более лирично, доверительно и интимно, что ли. Каждый звук, каждая нота как на ладони.
Адажио с вариациями Отторино Респиги написал в 1920 году. Адажио — своего рода проекция итальянского средневековья и Возрождения на искусство XX века.
Рубрики: | Музыка/Симфоническая Музыка/Камерная Композиторы |
Метки: Респиги итальянские композиторы
Процитировано 2 раз
Понравилось: 9 пользователям
Источник