Адиль бестыбаев скерцо ноты

Адиль Бестыбаев — «последний из могикан» среди казахских композиторов — продолжателей национальных традиций

Дата публикации: 17.05.2020 2020-05-17

Статья просмотрена: 250 раз

Библиографическое описание:

Валитов, Г. Г. Адиль Бестыбаев — «последний из могикан» среди казахских композиторов — продолжателей национальных традиций / Г. Г. Валитов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 503-506. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70180/ (дата обращения: 26.05.2021).

Адиль Бестыбаев — казахский композитор, он является продолжателем традиции основоположников казахской профессиональной музыки.

Продолжая традиции основоположников казахской профессиональной музыки Е. Брусиловского, А. Жубанова, JI. Хамиди, В. Великанова, М. Тулебаева, их ученики — Б. Байкадамов, К. Кужамьяров, К. Мусин, С. Мухамеджанов, Г. Жубанова, Е. Рахмадиев, А. Бычков, М. Сагатов — воспитали целую плеяду композиторов, сыгравших большую роль в развитии музыкальной культуры республики. В настоящее время благодаря спонсорству одного из меценатов культуры появилась возможность продолжить исследовательскую работу в данном направлении и издать очередную книгу, которая познакомит читателей с новыми именами. Не секрет, что изучение наследия национального искусства в немалой степени зависит от того, насколько многосторонне будут осмыслены достигнутые результаты. Ведь за прошедшее время творчество композиторов претерпело значительные изменения, произошла смена поколений, появились новые имена и, соответственно, новые произведения. При этом важно определить то оригинальное и своеобразное, что характеризует любую художественную индивидуальность и выражает ее связь со своим временем. Следует отметить, что начало творческого пути у многих композиторов выпало на конец XX века, один из сложных и противоречивых исторических этапов, связанных с глобальными политическими и экономическими переменами в республике. Несмотря на переходный период, большинство из них не изменили своей профессии и продолжали создавать новые опусы.

В Казахстане симфония, как и все музыкально-профессиональные европейские жанры, получила распространение лишь в XX веке. Первоначально произведения, созданные в этом жанре, представляли собой эклектичное претворение народных традиций посредством европейских методов развития. Среди них можно назвать симфонию «Турксиб» М. Штейнберга (1933), мелодическую основу которой составляют народные песни «Агжан», «Бурмтбай» и «Ардак», и симфонию А. Зильбера «Возрожденный Казахстан» (1938), в которой помимо народных песен «rayhap тас» и «Майра» использованы интонации кюя Курмангазы «Балбрауын»1. Новый этап развития симфонической музыки в Казахстане приходится на 50–60 годы XX века, с созданием Е. Брусиловским Четвертой и Пятой симфоний, где композитор уже не использует цитированный материал, а сочиняет музыку в национальном стиле. В этом же направлении были созданы симфония «Цветущий Казахстан» К. Мусина и др. Следующим шагом на пути усовершенствования жанра симфонии стала Симфония «Жнер > Г. Жубановой, в которой использование традиционной казахской музыки (шесть кюев Даулеткерея: «Жиер», «Жумабеке», «Бул бул», «Салык елген», «Топан Кудаша») переплетается с европейской и составляет органичный синтез2. В это же время симфоническая музыка Казахстана транформируется в отношении формообразования, а именно, симфонический цикл сжимается от четырехчастного до одночастного. Начало было положено К Мусиным, создавшим одночастную 1 ИИК: очерки, с. 352. 2 ИИЮ очерки, с. 362. ш Третью симфонию. Его начинания продолжает А. Бычков в Третьей симфонии, А. Серкебаев в симфонии «Противостояние», С. Абдинуров в симфонии «Иерусалим» и др. Бестыбаев, являясь автором трех симфоний, в своем творчестве продолжает традиции как претворения национальных особенностей казахской традционной музыки, так и трансформации четырехчастного симфонического цикла. Так, примером трехчастного симфонического цикла может служить симфония Idee fixe, написанная композитором во второй период творчества. Симфония «Жертвоприношение Тенгри», созданная в третий период, представляет собой одночастный цикл с чертами трехчастного. Обратимся к рассмотрению симфоний Бестыбаева. Симфония Idee fixe (a-moll, 1992–1993 гг.) является самым значительным произведением второго периода творчества композитора. Произведение появилось после событий российского путча 1991 г. Симфония имеет последовательно-сюжетную программу, которая изложена в приложении к компакт-диску с записью симфонии. Основная идея симфонии — протест против угнетения человеческой личности, попрания прав человека. По словам автора: «. сначала была написана вторая часть; она использована в документальном фильме «Ангел смерти» Д. Манабаева. Это фильм о коллективизации, голоде в Казахстане. Потом, когда я эту музыку оркестровал для духового оркестра, появилась идея написать крайние части. Так возникла симфония». Идею композиции крайних частей с использованием темы онограммы ACHMED предложил Канат Ахметов. Все три части симфонии имеют подзаголовки: I часть: «Воспоминания о будущем». Идиллическая мелодия изображает судьбу людей в лучшем будущем. Внезапно в развитие врывается хаос: антигуманные идеологии вступают в силу. II часть: «Печальный конец» — символизирует плачущий народ, национальную трагедию, реквием. III часть: «Непредсказуемость прошлого» — изображает царствование террора во время тоталитарного режима, который уничтожает судьбы людей. Додекафонная фигура символизирует ужасный лабиринт, из которого никто не может выбраться». По словам автора, «. идею фикс — основную идею симфонии (подавление самосознания людей) — хотели навязать народу, но она и те, кто за этим стоял, пришли в тупик». В этом произведении Адиль Бестыбаев с позиции своего времени пытается осмыслить историческое прошлое своей страны, тогда еще СССР, так как, не поняв и не осмыслив прошлое, нельзя построить будущее. После названия и онограммы на титульном листе выписаны даты больших катастроф, явившихся трагедией для всего человечества, которые Т. Суючбакиева определила как «гео-хронологический ряд»: «. Санкт-Петербург 1917. Прага 1968. Алматы 1986. Пекин 1989— Москва 1991. ». В конце данного ряда стоит вопрос: где произойдет следующая катастрофа? Сумеет ли человечество предотвратить новую трагедию. Премьера симфонии состоялась в Испании. К. Ахметов вспоминает: «Первый раз мы исполнили симфонию «Idee Fixe» в 1993 году в Испании. В марте она была закончена, и мы сразу повезли ее на фестиваль. Наш оркестр хорошо себя показал и сразу занял прочное положение среди сорока четырех участвующих коллективов. Мы играли целое отделение казахской музыки и, в большинстве своем, оно состояло из произведений Адиля Бестыбаева. После этого началась «драка» издателей, которая и сейчас идет, за право его издавать. Там публика специально приезжает на конгрессы духовых оркестров: дирижеры, музыканты, издатели, критики. В мире есть, наверное, десяток имен, которые прочно утвердились в репертуаре для духового оркестра. Среди них Джон Рид, Йохон де Мей, Горовец, Ида Готковски. После испанского фестиваля к этим именам добавилось имя Адиля Бестыбаева».

Читайте также:  Гитара для 6 летнего ребенка

Адиль Бестыбаев — создатель яркого образного стиля, автор произведений в жанрах симфонической, духовой, камерно-инструментальной, театральной музыки и музыки для кино. Его сочинения исполняются в Испании, Австрии, Франции, США, Канаде, Швейцарии, на Тайване и России, на международных и республиканских фестивалях духовой и симфонической музыки, а также международных и республиканских исполнительских конкурсах. Многие произведения печатаются за рубежом, прочно утвердились в репертуаре исполнительских коллективов в Казахстане и за его пределами. Родился Адиль Бестыбаев в творческой семье. Его отец Мамбет Бестыбаев окончил Алма-Атинскую консерваторию по классу домбра, впоследствии стал известным в республике деятелем культуры, работал директором филармонии в Алма-Ате. В их доме частыми гостями были Гарифулла Курмангалиев, Жексембек Еркимбеков. Друзьями отца Адиля были композиторы К. Кумысбеков и Е. Рахмадиев.

С 1966 по 1977 год он учится в школе им. А. Жубанова по классу фортепиано. Начиная с 11 лет, в 5 классе Адиль увлекается композицией, в связи с чем посещает факультатив у композитора А. Н. Руднянского. В это время он сочиняет свои первые произведения — вальсы и марши. В 1972 году Адиль пишет свое первое серьезное сочинение «Трио в старинном стиле» для скрипки, альта и виолончели, посвященное съезду Союза композиторов. Первое публичное исполнение Трио состоялось на Съезде композиторов в 1973 году.

Любимыми предметами для него были гармония и математика, увлекался он физкультурой и баскетболом. Уже тогда музыкальным увлечением начинающего композитора была западная рок-музыка — рок, псевдоклассик-рок, позже джаз, фьюжн, представитель европейского прогрессив-рока Чеслав Неман, а также джазовый пианист и композитор Чик Кориа.

Уже в эти годы Адиль начинает брать уроки у Газизы Ахметовны. По окончании школы в багаже молодого композитора числятся произведения малой формы: Скерцо для фортепиано, Романс памяти М. Тулебаева для альта и фортепиано.

Став в 1977 году студентом консерватории, он попадает в класс профессора Г А Жубановой. Под ее чутким руководством происходит дальнейшее формирование творческой личности композитора. Г. Жубанова в книге «Мир мой — музыка» пишет: «Свой почерк имеет Адиль Бестыбаев, пришедший в мой класс после окончания специальной школы им. Жубанова. Мне понравилось то, что он слышит музыку в комплексе. В его сочинениях — развитая фактура, яркая мелодия, интересный гармонический язык, хорошее слышание оркестра. Его первая фортепианная пьеса «Токката» сразу была принята слушателями и много исполнялась.

Газиза Жубанова так вспоминает о «Симфонии круглой звезды» Бестыбаева: «Дипломная работа — Симфония, вызвала симпатии государственной экзаменационной комиссии не только необычностью оркестрового звучания, интересным включением в ткань произведения звуков синтезатора, но и широтой темы»1. Во время учебы в консерватории Адиль увлекается роккультурой и джазом, которые в то время были новым веянием. Молодежь стремилась к новой музыке, однако в условиях железного занавеса вся культура «загнивающего» запада, как тогда называли Западную Европу и Америку в СМИ того времени, была под запретом. Записи зарубежных музыкантов невозможно было свободно купить в магазине, услышать по советскому радио. Раздобыть пластинку «Битлз» или «Аэросмит» было также достаточно сложно. Тем не менее, в 70-е — 80-е годы XX века большой популярностью пользуются такие группы как «Битлз», «Пинк Флойд», «Аэросмит» и др. «Пинк Флойд»2.

К тому же времени относится и интерес Бестыбаева к джазу, что вполне естественно для музыканта XX века.

Впоследствии в 1995 году он пишет музыку для духового оркестра «Return to the dark side of the mind» («Возвращение к темной стороне сознания»).

В 2019 году Адиль Бестыбаев отметил юбилей, ему исполнилось 60 лет. В настоящее время живёт с семьёй в Канаде в городе Ванкувере. Одно из последних произведений для фортепиано называется пьеса «Фатимиля» он е (посвятил своей жене Фатиме. В социальных сетях можно узнать, как он скучает по родной земле, Алматы, национальной кухне. Ностальгия и любовь к родине является источником творческого вдохновения. Его по праву можно назвать выдающимся казахским неоклассиком он внёс неоценимый вклад в сокровищницу мировой музыкальной культуры.

Источник

Адиль Бестыбаев, Скерцо.

Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵

Kamila Mushkina. Adil Bestybaev, Scherzo in D minor Подробнее

Анатолий Ростовский Скерцо (А.Бестыбаев). Подробнее

А.Бестыбаев-Скерцо (Коряк Екатерина, 10 лет) Подробнее

Адиль Бестыбаев «Фатимиля». Исполняет: Акмарал Кажгалиева Подробнее

03 Бестыбаев А Романс Галия Молдакаримова Подробнее

«Scherzo» Adil Bestybaev. Performs Maria Sidorovich Подробнее

Н.Жиганов .»Скерцо», А.Бестыбаев «Камажай». исп.Сериков Нарул 14лет . Подробнее

Адиль Бестыбаев — Голос Азии Подробнее

А.Бестыбаев «Камажай» исполняет Сериков Нарул Подробнее

Скерцо. Марина Курбаева и Ольга Кожекина (фортепиано дуэт). Смоленск. Россия. By RussianAustria Подробнее

А.Бестыбаев «Азия дауысы» 제주국제관악제 중앙아시아의 관악작품조명 Подробнее

Brandt Brass- Голос Азии (Адиль Бестыбаев) .mp4 Подробнее

Адиль Бестыбаев «Ақ сиса» дирижер — Канат Ахметов Подробнее

ГДО РК. Адиль Бестыбаев. Winds of Asia Подробнее

А. Бестыбаев Скерцо (исп.Омарова Ажар ) Подробнее

Источник

Адиль Бестыбаев: Мы не беженцы!

Адиль Бестыбаев – один из самых известных и исполняемых за рубежом казахстанских композиторов. Переехав в Канаду, он не считает, что предает свою страну. Даже наоборот.

Плодовитый композитор Адиль Бестыбаев, еще живя в Казахстане, смог добиться признания как здесь, так и за границей. Первый его диск вышел в 1993 году в Австрии. Он назывался “Голос Азии” – как и само произведение, которое принесло Адилю, пожалуй, наибольшую известность.

Сейчас маэстро живет в Канаде и регулярно наведывается в Казахстан с тем, чтобы, как говорит он сам, “держать отчет” перед нашей публикой. Стало традиционным исполнение произведений Бестыбаева на фестивале “Концерты на Родине”. За его кулисами и состоялось это интервью.

Ванкувер стал домом

– Адиль, с 2006 года вы живете и работаете в Канаде. Чем там занимаетесь?

– Даю частные уроки (теория музыки, оркестровка, композиция, фортепиано), но главное – продолжаю творить. В этом году закончил симфонию “Жертвоприношение Тенгри”, которую презентую сейчас в Алматы. Пишу камерную музыку. Еще в 90-х годах я начал активно сочинять для духового оркестра и до сих пор постоянно пишу для этого состава. До отъезда в Канаду в Астане и Алматы прошли мои авторские концерты, состоящие полностью из духового репертуара. А в Ванкувере, где я сейчас живу, недавно прошла премьера произведения “Steppenwolf”. Это название несет разную смысловую нагрузку. Если знаете, “Steppenwolf” – “Степной волк” – это роман Германа Гессе. В Соединенных Штатах и Канаде очень популярна одноименная рок-группа. А кроме того, это и древнетюркский кочевнический тотем. Потому меня и заинтересовала такая тематика.

– Что представляет собой “Жертво-приношение Тенгри”?

– Это симфоническая версия памятника древнетюркской письменности Codex Cumanicus. Если сказать коротко, эта книга содержит христианские псалмы и молитвы на кыпчакском языке. Она является уникальным памятником истории, и я захотел через музыку рассказать сюжет, но не буквально, а образно. Давным-давно, когда ватиканские миссионеры пришли в Степь, они обнаружили людей, которые поклонялись единому богу и называли его Тенгри. Мне через свое произведение хотелось показать взаимосвязи Запада и Востока и передать духовные переживания наших предков в поисках истины.

К индейцам с теплотой

– В прошлом году вы представляли на “Концертах на Родине” свое произведение “Ниагара” для флейты, струнных и ударной установки. В ней можно было услышать элементы рок-музыки. То есть вы открыты и для таких неакадемических тенденций?

– Сейчас вообще понятие академической музыки довольно расплывчато. В Америке и Западной Европе постоянно происходит соединение разных жанров, так называемый фьюжн. И если изначально он воспринимался как слияние джаза и других стилей, то сейчас этот термин применим к самым разным смешениям. В Ванкувере даже существует мультинациональный оркестр, состоящий из музыкантов разных национальностей, где каждый играет на своем народном инструменте. Допустим, рядом с китаянкой играет на ситаре индус, на дутаре – иранец, и тут же сидят европейцы. А вместе у них получается нечто общее.

Я слушаю и люблю разную музыку – академическую, рок, джаз, этно, и все это использую в своих сочинениях, если это требуется по замыслу произведения. Я считаю, что этого не надо бояться.

– Кстати, насколько я помню, “Ниагару” вы посвятили коренным жителям Америки – индейцам.

– К индейцам у меня теплое отношение, потому что, и это уже доказанный факт, они когда-то давно перешли из Азии в Америку через Берингов пролив. Когда индейцы стучат в свои бубны и поют спиритические песни, меня это трогает. Есть ощущение, что корни у наших культур – индейской и казахской – были общими. Можно даже услышать, как по звучанию их язык похож на тюркскую речь. Во всяком случае, на алтайскую языковую группу. Если вы обратили внимание, индейцы также используют в музыке пентатонный лад, который распространен в Китае, Японии и других странах. И потому при создании “Ниагары” были определенные трудности с тем, чтобы не начать сочинять в манере Юго-Восточной Азии. Эта пьеса – как благодарность стране, которая меня приняла. Называется она “Ниагара” потому, что Ниагарский водопад был первым местом, где я оказался, приехав в Канаду. Свои первые впечатления я передал через музыку.

Авангард для народа

– Вы – казахстанский композитор, насколько вам удается представлять за рубежом свое творчество? Все-таки там и публика другая, и менталитет, и прочее.

– Канадская публика очень интересная, потому что это мультикультурная страна, там вы можете встретить людей из любой точки мира. Политика Канады в сфере развития культуры направлена на то, чтобы поддерживать самые разные культурные группы, в отличие от США, где определенная американская культура уже сформировалась. Канада именно тем и хороша, что там есть место всему. Поэтому, я думаю, для публики там, как и в любой стране, где развивается академическая музыка, интересно творчество, которое имеет этнические корни и отличается своеобразием.

– Есть какие-то коллективы, с которыми вы сотрудничаете там?

– Я сотрудничаю с духовым оркестром, которым руководит дирижер Марк Кромптон, он является членом Всемирной ассоциации симфонических оркестров и ансамблей (WASBE) и представляет там Канаду.

Также я познакомился с дирижером мультинационального оркестра, о котором уже упоминал. Он просит, чтобы я написал что-нибудь для его коллектива. Но я, естественно, хотел бы привнести что-то казахское. Пока это сложно, потому что нужно найти в Канаде наших людей, которые могли бы играть в оркестре.

– Кстати, для казахских народных инструментов что-то пишете?

– Да, у меня были сочинения для “Отрар Сазы” и для оркестра им. Курмангазы. Но они были написаны в традиционной манере, в которой обычно играют эти коллективы. Хотя мне хотелось бы написать для народного оркестра что-то авангардное. То есть переосмыслить вообще понятие народного оркестра. По сути, исторически у казахов не было ансамблевой игры, и то, что люди стали играть вместе, это уже не является фольклором. Скорее это сфера академической музыки, когда собирается коллектив, записываются нотные партии для каждого инструмента. И раз все идет по такому пути, мне интересно было создать что-то новое, используя современное оркестровое письмо.

– В Казахстане немного композиторов, способных писать и традиционные, и по-настоящему современные произведения. Как вы пришли к этому?

– Я стараюсь переосмыслить всю лучшую в моем понимании музыкальную информацию и, используя личный опыт, писать музыку так, как это мне нравится. Чтобы отразить современный мир в музыке, композитор не должен ограничивать себя. Если нужно написать что-то историческое, я думаю, это можно решить современными выразительными средствами, соединяя с этноархаикой. Конечно, я готов воспринимать не всю музыку, которая сейчас появляется. Мусор я фильтрую.

– Что вы имеете в виду под “мусором”?

– Например, псевдофольклор, который на самом деле не имеет ничего общего с народной традицией. По сути, это банальные эстрадные песни, исполняемые под домбру. Ну и, конечно, мусором я называю попсу, заполонившую наш эфир. Там нет смысла ни в тексте, ни в самой музыке. И меня, как музыканта, это раздражает.

Если я, допустим, слушаю рок, то это должен быть преимущественно классический рок. Если джаз – то только в исполнении признанных мастеров. Кстати, живя в Ванкувере, я имею возможность слушать все это вживую: Стиви Уандер, Дайана Кролл, Нора Джонс или же классические концерты Спивакова и Гергиева. Конечно, я от души желаю иметь такую возможность и казахстанцам.

Главная канадская проблема

– То есть Канада стала для вас источником вдохновения?

– Да, конечно. Потому что это, прежде всего, очень красивая страна. К тому же экологически она очень чистая. Там удается находить гармонию между современной жизнью и природой. Можно жить в мегаполисе и встречать белок, чаек, уток, гусей. А если отъехать подальше – то и медведей, и оленей.

Вначале меня, конечно, удивляло такое соседство. А сейчас это просто радует, и мне там дышится широко. Я не хочу сказать, что отказываюсь от родины. Здесь тоже очень своеобразная природа.

– А стоило ли тогда уезжать из Казахстана, чтобы лишь изредка представлять здесь свои произведения?

– Я считаю это нормальным. Когда артисты отправляются за рубеж, это одна из возможностей приобщиться к мировому опыту и использовать его на родине. Тем более сейчас мы едем за границу не как какие-нибудь беженцы или идеологические враги, как это было во времена Советского Союза. Учась, живя и работая в разных странах, мы популяризируем там свою культуру. Через нас люди повсюду узнают больше о Казахстане и видят, что это не закрытая страна.

– Можно ли сказать, что вы уже освоились в Канаде?

– Да. Мы сейчас тесно общаемся с несколькими казахскими семьями. Ходим друг к другу в гости, отмечаем дни рождения, Новый год.

– А как там с казы дела? Готовите?

– Вот с кониной в Канаде проблема. Но ребята обещали найти, пока мы будем в Алматы.

Артем КРЫЛОВ, Руслан ПРЯНИКОВ (фото)

Источник

Оцените статью