Афоризмы для фортепиано шостаковича

Д. Шостакович — Том 39 — Сочинения для фортепиано

Ноты для фортепиано произведений Дмитрия Шостаковича

ОТ РЕДАКЦИИ

В тридцать девятый том Собрания сочинений Дмитрия Дмитриевича Шостаковича включены сочинения для фортепиано: Три фантастических танца, сонаты № 1 и 2, «Афоризмы», 24 прелюдии и «Детская тетрадь». В приложении к данному тому помещены ранние сочинения, а также пьесы для детей, не издававшиеся при жизни композитора; сюда вошли Менуэт, Прелюдия и Интермеццо, Пять прелюдий, пьесы «Мурзилка» и «Веселый марш».
Пьесы «Мурзилка», «Веселый марш», Менуэт, Прелюдия и Интермеццо публикуются по автографам, «День рождения» (из «Детской тетради») — по рукописной копии. В основу публикации остальных сочинений, вошедших в том, положены их первые издания.
Нотный материал сверен с авторскими рукописями. Все явные ошибки и погрешности устранены безоговорочно. Существенные разночтения приводятся в примечаниях, помещенных в конце тома.

Три фантастических танца, соч. 5, написаны в 1920—1922 годах в Петрограде.
Установить точную дату первого исполнения Трех фантастических танцев не удалось, однако известно, что первым их исполнителем был сам автор, который с начала 20-х годов неоднократно включал это сочинение в свои концертные программы. Продолжительность звучания — ок. 3,5 мин.
Три фантастических танца напечатаны в 1926 году в Москве Музсектором Госиздата. Они стали первым опубликованным произведением Шостаковича, поэтому в издании были обозначены как соч. 1. Между тем в автографе, а также во всех составленных самим Шостаковичем перечнях его сочинений Три фантастических танца значатся под номером.
Сохранились два полных автографа сочинения. Первый из них, представляющий собой более ранний вариант, находится в Ленинграде, в Институте театра, музыки и кинематографии, ф. 28, оп. 1, ед. хр. 1230. Автограф окончательного варианта Фантастических танцев, послуживший оригиналом для первого издания, хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ), ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2260.

Читайте также:  Буратино ноты для скрипки

Соната для фортепиано № 1, соч. 12, написана в 1926 году в Ленинграде. Первоначально соната называлась «Октябрьская», позже композитор снял название.
Впервые исполнена в декабре 1926 года автором в Малом зале Ленинградской филармонии, в концерте Ассоциации современной музыки. Продолжительность звучания — ок. 13 мин.
Соната № 1 напечатана в 1927 году в Москве Музсектором Госиздата.
Во втором издании (М., 1935) автор добавил метрономические указания, учтенные в настоящей публикации.
Автограф сонаты хранится в ЦГАЛИ СССР, ф. 653, оп. 1, ед. хр. 2264.

Афоризмы, соч. 13, написаны между 25 февраля и 7 апреля 1927 года. В цикл вошли десять пьес: Речитатив, Серенада, Ноктюрн, Элегия, Похоронный марш, Этюд, Пляска смерти, Канон, Легенда, Колыбельная песня. Название «Афоризмы» было подсказано композитору Б. Яворским. 6 мая 1927 года Шостакович подарил ему автограф произведения с надписью: «Дорогому Болеславу Леопольдовичу Яворскому от любящего Шостаковича».«Афоризмы» были впервые исполнены автором в 1927 году в концерте Ассоциации современной музыки в Ленинграде.
Продолжительность звучания—ок. 12 мин.
Произведение напечатано в 1927 году в Ленинграде издательством «Тритон».
Полный автограф хранится в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М. И. Глинки (ГЦММК), ф. 146, Б. Яворский, ед. хр. 241. Автограф первых четырех пьес находится в ЦГАЛИ СССР, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 16. После названия здесь имеется подзаголовок: «Сюита».

24 прелюдии для фортепиано, соч. 34, как видно из автографа, начаты 30 декабря 1932 года, завершены 2 марта 1933 года5.
Сочинение впервые исполнено автором 24 мая 1933 года в Москве, в Малом зале консерватории. Продолжительность звучания—ок. 31, 5 мин.
24 прелюдии напечатаны в 1934 году в Москве Музгизом.
Полный автограф хранится в ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 40. В ЦГАЛИ СССР имеется неполный автограф прелюдий (отсутствуют № 23 и 24) — ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 17. Авторскую помету «1933—1934» на титульном листе данной рукописи следует считать ошибочной.

Читайте также:  Olivia one direction ноты

Соната для фортепиано № 2, соч. 61, написана в 1943 году. Первая часть сонаты, как следует из автографа, закончена 18 февраля 1943 года, вторая—3 марта 1943 года в Куйбышеве и третья —17 марта того же года в Архангельском, под Москвой.
Сочинение впервые исполнено автором 6 июня 1943 года в Москве, в Малом зале консерватории. Продолжительность звучания — ок. 29 мин.
Соната № 2 опубликована в 1943 году в Москве Музгизом.
Автограф сочинения находится в ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 79.

Детская тетрадь, соч. 69, написана в 1944—1945 годах. Сюда входят Марш, Вальс, Медведь, Веселая сказка, Грустная сказка, Заводная кукла, День рождения. Музыку последней, седьмой пьесы Шостакович впоследствии использовал в Праздничной увертюре, соч. 96 (1954). Пьесы были сочинены композитором для дочери Галины и ею впервые исполнены на секции детской музыки Московского отделения Союза композиторов в 1945 году.
Два автографа, в которых отсутствует седьмая пьеса, хранятся в двух архивах: в ЦГАЛИ СССР — ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 18 и в ГЦММК — ф. 32, ед. хр. 79. Авторская рукопись последней пьесы утрачена. В ЦГАЛИ имеется лишь ее рукописная копия (ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 19).
Цикл напечатан в 1945 году Музфондом СССР, кроме седьмой пьесы «День рождения», которая прежде не публиковалась. Однако в авторском перечне сочинений она включена в состав соч. 69.

Менуэт, Прелюдия и Интермеццо принадлежат к ранним сочинениям Шостаковича. Они сохранились в бумагах профессора А. Розановой, в классе которой композитор учился в 1919—1920 годах.
Автографы трех этих пьес (Интермеццо—в незавершенном виде) хранятся в ГЦММК, ф. 32, ед.хр. 44.

Пять прелюдий написаны композитором в 1919—1921 годах. Об истории их создания известноследующее. В консерваторские годы Шостакович и его коллеги, студенты-композиторы Г. Клеменц и П. Фельд, задумали написать цикл прелюдий для фортепиано во всех 24 тональностях в виде коллективной тетради, каждый по восемь6. Работа над циклом не была завершена. Тетрадь содержит 18 прелюдий, долгие годы она хранилась у Г. Юдина, в настоящее время она передана им И. Шостакович. В эту тетрадь Шостакович вписал своей рукой пять прелюдий: ля минор (№ 2), соль мажор (№ 3), ми минор (№ 4), ре-бемоль мажор (№ 15) и фа минор (№ 18).
Возможно, что для коллективной тетради композитор использовал пьесы из цикла Восемь прелюдий, соч. 27, автограф которого утерян.
Публикуемые пять прелюдий были напечатаны в «Музыкальном наследстве» (т. 2, ч. 1) издательством «Музыка» в 1966 году.
Отдельные автографы двух прелюдий—ля минор и фа минор — хранятся в ЦГАЛИ СССР, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 14, а также в ГЦММК, ф. 32, ед. хр. 293.

Мурзилка, пьеса для фортепиано; нет указаний ни на опус, ни на год создания. Автограф хранится в ЦГАЛИ СССР, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 21. Издается впервые.

Веселый марш для двух фортепиано написан в 1949 году.
Автограф пьесы хранится в ЦГАЛИ СССР, ф. 2048, оп. 2, ед. хр. 20. Здесь «Веселый марш» значится как соч. 81. Однако в авторском списке сочинений под этим номером стоит «Песнь о лесах», созданная в том же году. Очевидно, композитор не предполагал публиковать «Веселый марш» и счел возможным проставить этот номер у другого сочинения. Публикуется впервые.

Источник

Дмитрий Дмитриевич Шостакович «Афоризмы»

Вторая половина 1920-х гг. в жизни Дмитрия Дмитриевича Шостаковича ознаменовалась созданием двух произведений для фортепиано. Первым из них стала одночастная Соната № 1, завершенная в 1926 г., в которой композитор находит новый музыкальный язык, непохожий на тот, который был выработан им в годы учения. Вторым произведением был фортепианный цикл «Афоризмы», над которым Шостакович работал с конца февраля до начала апреля 1927 г. Заглавие «Афоризмы» композитор дал своему произведению по совету музыковеда Болеслава Леопольдовича Яворского, которому в начале мая того же года автор преподнес автограф цикла с трогательной дарственной надписью: «Дорогому Болеславу Леопольдовичу Яворскому от любящего Шостаковича».

В «Афоризмах» Шостакович продолжает те «музыкальные эксперименты», которые были начаты им в Сонате № 1. Сам композитор охарактеризовал стиль этого фортепианного цикла как «исключительный, малоголосный». По признанию Дмитрия Дмитриевича, создание «Афоризмов» находилось в русле того поиска нового стиля фортепианного изложения, которым он был в то время увлечен.

Сущность «Афоризмов» можно выразить одним словом – «эксперимент». Смелость этого экспериментирования отражается даже в заглавиях пьес, которые зачастую поражают своим несоответствием музыке. Например, в «Ноктюрне» невозможно усмотреть решительно ничего общего с традиционной лирической пьесой XIX столетия, а «Похоронный марш» исполняется… в быстром темпе. Связи с традициями если и присутствуют, то приобретают характер гротескной пародии – например, «Этюд» откровенно пародирует «Школу беглости», созданную Карлом Черни. Примечательно, что некоторые пьесы носят жанровые заглавия, отсылающие к жанрам вокального происхождения («Серенада», «Колыбельная песня») – но ни в одной из этих пьес нет гибкой вокальной кантилены.

Музыкальный язык поражает своей новизной. В «Афоризмах» встречаются весьма необычные для фортепиано приемы звукоизвлечения – например, в «Похоронный марш» Шостакович вводит флажолеты (удерживая взятый аккорд, пианист должен на фоне его звучания беззвучно нажать другую клавишу). Не менее странными выглядят некоторые приемы нотации: отсутствие деления на такты в «Ноктюрне», три нотных стана в «Похоронном марше». Эта пьеса представляет собой трехголосный канон, основанный на атональном пятизвучном мотиве, в котором ощущается влияние Антона Веберна. Связь со стилем Веберна очевидна и в «Элегии» – эта предельно краткая пьеса, состоящая всего из восьми тактов, звучит менее одной минуты.

И все же в том «споре с традицией», в который вступает Шостакович в «Афоризмах», нельзя не усмотреть связи с нею, которая оказывается гораздо более глубокой, чем кажется на первый взгляд. Так, гротескная «игрушечность» «Похоронного марша» заставляет вспомнить о «Марше деревянных солдатиков» из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского – правда, если это и «игра», то игра со смертью… К этой мрачной теме отсылают и другие пьесы – «Пляска смерти» и даже «Колыбельная песня», она завершает цикл подобно тому, как шубертовскую «Прекрасную мельничиху» завершает «Колыбельная ручья», тоже повествующая о смерти… Однако соприкосновение с образами смерти предстает в карикатурном виде – в неуклюже-угловатых мелодических фразах, трагическая тема подается под маской смеха.

Фортепианный цикл «Афоризмы» впервые был представлен в Ленинграде осенью 1927 г. – композитор сам исполнил свое новое произведение на концерте, который организовала Ассоциация современной музыки. Новое творение молодого автора, как и предшествующая Соната, было высоко оценено Борисом Асафьевым, усмотревшим в этой музыке «ищущую, беспокойную мысль». К сожалению, Асафьев оказался единственным авторитетным музыкальным деятелем, поддержавшим Шостаковича – особого успеха «Афоризмы» не имели. Более того – у многих музыкантов цикл вызывал решительное неприятие. Максимилиан Осеевич Штейнберг, у которого Дмитрий Дмитриевич обучался в Ленинградской консерватории, даже оборвал всяческие отношения со своим учеником – настолько странными и даже вызывающими показались ему творческие искания Шостаковича.

В том же году издательство «Тритон» опубликовало цикл «Афоризмы», но это не помогло произведению стать репертуарным – слишком уж новаторским представлялся его стиль для отечественного концертного репертуара второй половины 1920 гг., и даже сейчас «Афоризмы» невозможно причислить к наиболее известным широкой публике и часто исполняемым творениям Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Однако музыкальные эксперименты, начатые композитором в этом фортепианном цикле, были продолжены им в других произведениях, в частности, во Второй симфонии, работа над которой была начата вскоре после создания «Афоризмов».

Источник

Дмитрий Дмитриевич Шостакович цитаты

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дата рождения: 12. Сентябрь 1906
Дата смерти: 9. Август 1975
Другие имена: Шостакович Дмитрий Дмитриевич, Дмитрий Шостакович

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич — русский советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор. В 1957—1974 гг. — секретарь Правления Союза композиторов СССР, в 1960—1968 гг — председатель Правления Союза композиторов РСФСР.

Герой Социалистического Труда . Народный артист СССР . Лауреат Ленинской премии , пяти Сталинских премий , Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки . Член КПСС с 1960 года.

Дмитрий Шостакович — один из крупнейших композиторов XX века, является автором 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.

Источник

Афоризмы для фортепиано шостаковича

http://izbrannoe.com/news/lyudi/netipichnaya-istoriya/ http://izbrannoe.com/news/mysli/dmitriy-shostakovich-ne-verte-gumanistam-grazhdane-/ Одна история, в изложении Мариенгофа и обращение Дмитрия Дмитриевича. Изумительный портрет http://izbrannoe.com.opt-images.1c-bitrix-cdn.ru/upload/sotbit.htmleditoraddition/e43/e4365d0606c9fd22797d59b87eaaf490.jpg?148652090496780 — в первой ссылке

Нетипичная история
На девятнадцатом году революции Сталину пришла мысль (назовём это так) устроить в Ленинграде «чистку».
Он изобрёл способ, который казался ему тонким: обмен паспортов.
И десяткам тысяч людей, главным образом дворянам, стали отказывать в них.
А эти дворяне давным-давно превратились в добросовестных советских служащих с дешёвенькими портфелями из свиной кожи.
За отказом в паспорте следовала немедленная высылка: либо поближе к тундре, либо — к раскалённым пескам Каракума.
Ленингра…
… показать весь текст …

Дмитрий Шостакович, «Свидетельство».

Сталин по нескольку дней никому не показывался. Он много слушал радио. Как-то Сталин позвонил руководству Радиокомитета и спросил, есть ли у них запись 23-го фортепианного концерта Моцарта, который слышал по радио днем раньше. «Играла Юдина» — добавил он. Сталину сказали, что, конечно, есть. На самом деле не было никакой записи — концерт передавался вживую. Но Сталину боялись сказать: «Нет», — никто не знал, какие могли быть последствия. Человеческая жизнь для него ничего не стоила. Все, что мож…
… показать весь текст …

Утверждают, что пластинка с моцартовским концертом стояла на его патефоне, когда его нашли мертвым.

«Я буду о вас молиться денно и нощно и просить Господа, чтобы он простил Ваши прегрешения перед народом и страной. А деньги я отдала на ремонт церкви». -Эти слова Марии Юдиной Сталину(см.ниже) Дм.Дм.Шостакович привёл в «Воспоминаниях». Вот запись того самого 23го концерта, который так понравился вождю: https://www.youtube.com/watch?v=YGZoKplBhfo в исполнении М.Юдиной. Фраза в заголовке -последняя в перле.

Однажды Сталин позвонил в Радиокомитет, где заседали руководители нашего радиовещания. И спросил, есть ли пластинка фортепианного концерта Моцарта N23, которую он слушал по радио накануне.
«Играла пианистка Юдина», — добавил он. Сталину отрапортовали, что, конечно, есть. На самом деле ее не было. Концерт передавали из студии. Но Сталину смертельно боялись сказать нет. Никто не знал, какие будут последствия…

Сталин велел, чтобы пластинку с концертом Моцарта в этом исполнении доставили к нему на…
… показать весь текст …

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках.

Настоящая музыка способна выражать только гуманные чувства, только гуманные идеи.

Источник

Оцените статью