Дерево для электрогитары
Что же самое главное в электрогитаре? Несомненно это дерево, из которого она изготовлена. И этому есть объективные причины. Если фурнитуру и электронику можно всю заменить, то дерево вы уже не поменяете. Иначе это уже будет просто другая гитара. Я не буду в этой статье рассуждать на тему влияет ли дерево на звук, ибо уже куча видео снята на эту тему с «разоблачениями». Просто расскажу о видах древесины, из которых изготавливаются электрогитары.
Важно учитывать, что порода древесины и сустейн непосредственно связаны друг с другом. Если дерево глухое и вообще не звучит, то тут не помогут ни дорогие примочки, усилители или супер мощные звукосниматели. Чтобы найти свой звук гитары, вам необходимо знать породы дерева для электрогитар и учитывать их свойства при выборе инструмента.
Чтобы получить качественную заготовку для корпуса или грифа гитары, дерево предварительно подвергают сушке. Она может быть естественной и искусственной. При втором случае процесс заметно быстрее. Но, естественная предпочтительнее, потому что только путем такой сушки можно сохранить структуру волокон древесины. Они напрямую влияют на частотные и резонансные характеристики будущего музыкального инструмента. Не каждая порода дерева подойдет для гитары. Есть определенные сорта, которые отлично подходят. Различные породы дерева обладают особым неповторимым звуком, а также отличаются весом и плотностью. Но не стоит полагать, что все гитары, изготовленные из одного сорта дерева, будут одинаково звучать. Здесь я буду говорить только об общих «фишках» звучания того или иного дерева.
Для начала определимся какие вообще породы дерева применяют в гитаростроении. Выделим здесь только достаточно популярные, без экзотики. А ниже ознакомимся с ними поподробнее.
- Ash – ясень
- Maple – клен
- Rosewood – палисандр
- Mahogany – красное дерево
- Alder – ольха
- Poplar – тополь
- Basswood – американская липа.
- Agathis – агатис
Ясень
Довольно популярная порода дерева, применяемая в производстве гитар. Дерево достаточно легкое и поэтому обеспечивает звонкое и прозрачное звучание. Отличается яркой атакой. Дерево очень музыкальное. Например, гитары Фендер делают как раз из него. Ясень в основном применяют в производстве грифов и топов.
Атака у инструментов, сделанных из клена, еще более ярко выражена. Звук получается очень четкий и читаемый, выделяющийся. Недостаток — наверно, нехватка того самого мяса, то есть нижних частот. Кстати, существуют несколько подвидов клена. Например, используют европейский и американский (hard maple) клен. Второй отличается более твердой и прочной структурой. Из-за своей твердости и упругости, клен занимает лидирующие позиции в качестве материала грифов гитар. Также из клена изготавливают топы. К примеру, лес полы с корпусом из красного дерева имеют кленовый топ, для придания звуку большей читаемости.
Палисандр
Довольно редкий и дорогой вид дерева. Основная область его применения — накладки на гриф. Дерево имеет темно-коричневый цвет с красноватыми прожилками. Поверхность слегка маслянистая. Палисандр отличается сочным звуком и немного приглушенными верхними частотами.
Красное дерево
Также как и ясень с кленом, красное дерево очень распространенная порода в гитаростроении. Но если первые две отличаются прозрачностью и легкостью звука, то красное дерево наоборот дает много мяса и плотности. Гитара из красного дерева отличный выбор для тяжелых жанров музыки. У инструментов из этой породы ярко выражена нижняя середина, что и дает ту самую мясистость в звуке.
Чтобы инструментам из красного дерева придать читаемости, на корпус гитары монтируют топ, например, из клена. Самый яркий пример это гитары Гибсон Лес Пол. О том какие вообще бывают формы гитар, читайте в статье Виды корпусов электрогитары.
Ольха
Еще один очень распространенный вариант древесины для электрогитары. По шкале «мясо-звонкость» занимает среднее положение. Этакий компромиссный и универсальный вариант. Ольха отлично резонирует и имеет сбалансированный спектр частот по всему диапазону. В основном все производители гитар на сегодняшний день имеют в своей линейке гитары из ольхи.
Тополь
Тополь очень популярная порода для изготовления бюджетных инструментов. Ну и естественно супер-пупер звуком он не отличается. Дерево очень легкое, стоит достаточно дешево.
Дерево по своим характеристикам похоже на ольху, но при этом звучит немного менее звонко. Сустейн у гитар из липы довольно существенный,выражены основной тон и средние частоты. До некоторого времени, считалось, что липа также как и тополь больше дерево для бюджетных гитар. Но Джо Сатриани с компанией Ибанез развеяли это заблуждение и показали, как она может звучать в профессиональных руках. Все подписные гитары Джо выполнены из липы.
Агатис
Агатис — это один из сортов красного дерева. Но не обольщайтесь, звук совсем не похож на него. Агатис дает довольно глухой и мутный звук и поэтому из него делают преимущественно бюджетные инструменты. Например, много гитар LTD (бюджетная линейка ESP) выполнены из агатиса. Звучат не очень.
Так какую гитару выбрать?
Мы убедились, что сортов дерева для гитар существуют большое множество. Так на какой же остановится? В первую очередь, вам важно понять в каком стиле вы будете играть и что. Если предпочтение вы отдаете легким стилям, например, блюз, блюз-рок, то вам подойдут гитары из ольхи и ясеня. Если же вы предпочитаете рубить тяжелые риффы в метальных жанрах, то красное дерево ваш выбор. Ну а если вы любите поливать нотами на высоких скоростях, пилить высокочастотные соло, то вам нужен инструмент с хорошей читаемостью. Ее вам обеспечит липа и клен.
Источник
Виды древесины из которой делают гитары
Здравствуй, дерево!
В предыдущих статьях я частенько упоминал то обстоятельство, что при покупке гитары необходимо, прежде всего, смотреть на качество грифа, его прогиб, качество древесины и степень её высушенности/влажности. Аргументы у этой точки зрения самые, что ни на есть, тривиальные. Датчики всегда можно поменять (кроме того, мало какой гитарист, поиграв пару лет на одном и том же инструменте сможет воздержаться от «апгрейда», и звукосниматели становятся первой жертвой), колки тоже меняются (сейчас на рынке много заманчивых предложений, типа т.н. «локовых» колков), фурнитура подлежит замене. Даже цвет гитары, при желании, можно поменять. Некоторые умельцы вручную скаллопируют гриф, некоторые обращаются к профессионалам. Большинство воздерживаются от этой процедуры (и правильно IMHO).
Так поговорим же немного о породах дерева, используемых в гитаростроительной промышленности. Для начала, определимся с русскими аналогами английских слов, обозначающих деревья, т.к. мною замечено, что не все продавцы гитар проявили добросовестность при переводе рекламных статей, буклетов, в опубликованных каталогах. Кроме того, многим часто приходится иметь дело с зарубежными источниками информации.
- Ash – ясень
- Maple – клен
- Rosewood – палисандр
- Mahogany – красное дерево, впрочем, многие не парятся переводить и пишут что-нибудь забавное, типа – МАХАГОН
- Alder – ольха
- Poplar – тополь
- Basswood – басгитарное дерево, шутка :=) Американская липа.
- Agathis – агатис (наверно, это тот случай, когда русского аналога не существует)
- Spruce – ель
- Walnut – орех (Almires)
Наверняка еще какие-нибудь экзотические варианты существуют, но базовый набор пород дерева для изготовления гитар мы исчерпали.
Несколько слов о каждом из перечисленных вариантов.
Ясень (Ash)
Звонкие гитары с ярко выраженной атакой. Самые «стеклянные» модели Fender выполнены из ясеня. Характерный звук раннего Нопфлера в «Sultans of Swing» — лучший, на мой взгляд, пример, характеризующий ясеневые стратокастеры. Не гнушаются ясеневой древесиной и более «грузовые» исполнители. Ritchie Blackmore (ex- Deep Purple, если кто не знает :=), John 5 (Merylin Manson, Rob Zombie)
Клен (Maple)
Атака еще более акцентирована, чем у ясеня. Я уже давно не видел серийных кленовых гитар в каталогах основных производителей. Такие инструменты – экстремизм для экстремальных шредеров. Когда ноты выстреливаются с пулеметной скоростью, и есть желание, чтобы каждая читалась в плотном ряду с товарками, кроме виртуозной техники игры хорошим помощником будет инструмент, выделяющийся исключительной разборчивостью и резкостью. Это как раз – клен. Недостатки – нехватка т.н. «мяса», и еще такие инструменты нельзя назвать певучими. Протяжные соло балладного типа – не их профиль. Самое «перкуссионное» дерево. Одно из основных, использующихся для изготовления барабанов элит-класса.
Есть оговорка – из клена делаются полуакустические инструменты. Поскольку их акустические свойства зависят от несколько другого набора факторов, все вышеперечисленные качества не относятся к ним. Т.е. они достаточно «певучие» и, в какой-то мере, «мясные». Понятное дело, эти инструменты не любят работать с сильно перегруженным звуком, но чистый звук по плотности сопоставим со звуком цельнокорпусных гитар более «сустейновых» пород дерева.
Еще одна оговорка – клен клену – рознь. Есть клен «птичий глаз», есть «волнистый» (laminated), есть «огненный», есть горный клен. Это подвиды, слегка друг от друга отличающиеся. Но существует еще в природе т.н. американский клен, или, как говорят биологи «клен ясенелистный». Его звучание ближе к звучанию ясеня, чем к звучанию собственно клена.
Вообще-то клен – самый популярный материал для изготовления грифов.
Палисандр (Rosewood)
Редкий вид. Палисандр очень широко используется для накладок на гриф (fingerboard), иногда палисандровым шпоном покрывается корпус (типа красиво). Но не стоит забывать о таком факторе, как стоимость материала. Палисандр – вовсе не дешевое дерево, по отношению качество/цена вряд ли и близко подойдет к такому сорту, как
Красное дерево (Mahogany)
Очень широко распространенный вариант. Увесистое плотное звучание и хороший сустейн. Выбор производителей, специализирующихся на гитарах для «тяжелых» стилей. В модельном ряду таких фирм, как ESP, Dean и Gibson инструменты из красного дерева доминируют. В шкале «певучесть/мясо – разборчивость/звонкость» занимают крайнее положение, противоположное положению клена. Чтобы собрать в одном инструменте и разборчивость и сустейн в нужной пропорции, производители прибегают к нехитрому, на первый взгляд, трюку, — сделать гитару с корпусом из обеих этих пород, сбалансировав их в нужном количестве. Но об этом чуть позже.
Ольха (Alder)
Самый популярный вид дерева. Большинство Fender сделано именно из него. Причисленные мною к «Hard’n’Heavy» производителям лейблы не гнушаются иметь в своем списке некоторое количество гитар из ольхи. В шкале «мясо/разборчивость» их место – строго в середине. Абсолютно компромиссный вариант. Для гитаристов, стремящихся быть свободными от каких-бы то ни было стереотипов в игре и мышлении (навроде «много нот+теппинг+свип арпеджио – круто, остальное – отстой» или «хай-гейн+дроп си строй – круто, остальное – отстой» или «гаримур – круто, остальное – так себе») этот материал является, на мой взгляд, идеальным. Недаром подписные инструменты такого музыканта, как Steve Vai выполнены из ольхи. Я не собираюсь утверждать, что этот гитарист – самый техничный или самый «ваще лучший», но то обстоятельство, что именно это имя возглавляет список тех, кто раздвигает рамки типичного «электрогитарного» мышления и является бесспорным лидером в области инноваций очевидно.
Тополь (Poplar)
У меня сложилось впечатление, что тополь – дерево для гитар категории «ученический инструмент». Доводилось видеть очень много инструментов из нижнего ценового диапазона, сделанных из тополя, и ни одной «люксовой» или хотя-бы средней гитары из него. Ощущения – так себе. Древесина очень легкая, сустейн мог бы быть и получше, это же можно сказать и о разборчивости. На пресловутой шкале «мясо/разборчивость» их место определить трудно из-за мизерного количества того и другого. Хотя, может быть, в мире существуют отличные гитары из тополя, а мне просто не везло всю мою жизнь. Связался не с теми людьми, проявил слабохарактерность и покатился по наклонной. Но я ни о чем не жалею, и если бы мне было предложено прожить мою жизнь заново, я бы ничего не стал менять. Играл бы на гитарах из ольхи, ясеня и кленовых полуакустиках.
Липа (Basswood)
Как и ольха – очень популярный материал. И по звучанию они здорово похожи. Вот так выглядит гитара из липы
Кроме шуток (доля правды – гитары Daisy делаются из липы), все подписные гитары Joe Satriani, — еще одно супер-имя гитарного мира, — делаются из липы.
Агатис (Agathis)
Врать не буду, — знаю про это дерево очень мало. Практически ничего. Быстрый анализ рынка дал результаты следующие – агатис применяется для изготовления гитар Starcaster. Это подвид Stratocaster’ов, выпускаемый Fender’ом для заполнения самого нижнего ценового диапазона. Слоган – «всё, что нужно для начала». У ESP много агатисовых гитар в модельном ряду LTD, а это, опять-таки – нижний ценовой диапазон этой марки. Вывод делаю такой – агатис- дерево для ученических гитар.
Spruce (Ель)
Из елки делают только полуакустические электрогитары. Часто её применяют в комбинации с кленом. Дает теплый ровный звук, так любимый полуакустическими джазовиками.
Орех (Walnut)
Орех довольно широко используется для изготовления акустических гитар high- класса. В электрогитаростроении он используется только для накладок на гриф (fingerboard) и для шпонового покрытия корпусов. Да и то не часто.
Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши гитары
Fender использует самые разнообразные сорта древесины для своих изделий. В-основном, это – ольха. Встречается также название Premium Alder, что можно перевести, как «высокосортная ольха». Может быть, действительно, для некоторых моделей используется дерево более высокого качества. Впрочем, не исключаю того, что ольха та же самая, что и у прочих моделей, а название изменено с целью нагнать пафосу и оправдать наименование ряда Deluxe. Также очень широко применяются некоторые типы ясеня – болотный ясень, опять-таки Premium Ash и неизвестное мне растение Lightweight Premium Ash. Типа «легковесный шикарный ясень». Есть достаточное количество моделей из липы. Из клена нашел только один инструмент во всем каталоге (может, плохо искал). Из агатиса делаются пресловутые Starcaster’ы.
Gibson стоит отдельного упоминания. Я имею ввиду Les Paul. Тут мы имеем пример, о котором говорилось ранее – совмещение разных сортов древесины с целью получить плюсы той и другой породы и попытка избежать минусов, присущих этим сортам дерева. Нижняя, массивная часть корпуса выполнена из красного дерева. Красное дерево, как мы уже говорили, обеспечивает тягучесть, вязкость звука, массивность, и, так сказать «мясо». Верхняя, более тонкая часть тела гитары, сделана из клена. У меня есть подозрение, что это авторы изначально преследовали другие цели – у клена весьма неплохая фактура. Очень красиво смотрится под окраской типа sunburst. В любом случае, получилось то, что получилось – знаменитый Gibson Les Paul с его певучим массивным звучанием и при этом неплохой разборчивостью. Конечно, это разборчивость не сравнится с разборчивостью шред-инструментов, но, по крайней мере, она есть. Есть еще один секрет у Les Paul. Верхний слой клена выгнут (т.н. archtop), так, что между слоями есть воздушный пузырь. Гитара приобретает некоторые свойства полуакустического инструмента. Очень незначительные, но достаточные для того, чтобы у Les Paul был свой неповторимый характер звучания.
Остальные марки, в сущности, идут путем перечисленных выше пионеров. Список, в сущности, небольшой, но больше никаких ноу-хау почти не придумано. Накладывают кленовый слой на красное дерево без воздушной прослойки, пробуют разную толщину той и другой породы. Есть еще один способ совместить «вола и трепетную лань» — клен и красное дерево. До него додумались, когда в моду вошли гитары со сквозным грифом. Из клена получаются, таким образом, гриф и значительная часть корпуса, к которому приделаны «уши» красного дерева. По мне, так это – перебор. «Сквозняк» делает сустейн мощнее, а разборчивость существенно понижается. То есть, «сквозные» гитары с «ушами» из не особенно «мясного» дерева звучат довольно-таки тягуче. Что же говорить про «уши из краснухи». Впрочем, в случае с бас-гитарами, такая конфигурация зачастую вполне оправдана.
С инструментами из одной породы дерева – еще проще, хотя и тут есть нюансы. Берут два (а то и больше) кусков, допустим, ольхи и склеивают их особым образом. Из-за этой продольной линии склейки, различного расположения волокон на разных кусках звук приобретает свой особый характер.
Гитары, выполненные не из дерева (типа углепластик там всякий), вообще рассматривать не буду. Не для денег рожденный футурист Владимир Маяковский сказал про них следующее «. я такого не хочу даже вставить в книжку».
К вопросу «как различать типы древесины». Если у вас нет навыков опытного плотника – довольно непросто. Достигается упражнением. Интересуйтесь, из какого дерева выполнен инструмент, любуйтесь фактурой и рисунком волокон, сравнивайте вес. Рано или поздно все тайны гитаростроения для вас будут открытой книгой, если только есть желание добиться «настоящего звука» и неутомимое стремление к знаниям.
Источник