Агатис как корпус гитары

Виды древесины из которой делают гитары

Здравствуй, дерево!

В предыдущих статьях я частенько упоминал то обстоятельство, что при покупке гитары необходимо, прежде всего, смотреть на качество грифа, его прогиб, качество древесины и степень её высушенности/влажности. Аргументы у этой точки зрения самые, что ни на есть, тривиальные. Датчики всегда можно поменять (кроме того, мало какой гитарист, поиграв пару лет на одном и том же инструменте сможет воздержаться от «апгрейда», и звукосниматели становятся первой жертвой), колки тоже меняются (сейчас на рынке много заманчивых предложений, типа т.н. «локовых» колков), фурнитура подлежит замене. Даже цвет гитары, при желании, можно поменять. Некоторые умельцы вручную скаллопируют гриф, некоторые обращаются к профессионалам. Большинство воздерживаются от этой процедуры (и правильно IMHO).
Так поговорим же немного о породах дерева, используемых в гитаростроительной промышленности. Для начала, определимся с русскими аналогами английских слов, обозначающих деревья, т.к. мною замечено, что не все продавцы гитар проявили добросовестность при переводе рекламных статей, буклетов, в опубликованных каталогах. Кроме того, многим часто приходится иметь дело с зарубежными источниками информации.

  1. Ash – ясень
  2. Maple – клен
  3. Rosewood – палисандр
  4. Mahogany – красное дерево, впрочем, многие не парятся переводить и пишут что-нибудь забавное, типа – МАХАГОН
  5. Alder – ольха
  6. Poplar – тополь
  7. Basswood – басгитарное дерево, шутка :=) Американская липа.
  8. Agathis – агатис (наверно, это тот случай, когда русского аналога не существует)
  9. Spruce – ель
  10. Walnut – орех (Almires)
Читайте также:  Брамс интермеццо 117 ноты

Наверняка еще какие-нибудь экзотические варианты существуют, но базовый набор пород дерева для изготовления гитар мы исчерпали.
Несколько слов о каждом из перечисленных вариантов.

Ясень (Ash)
Звонкие гитары с ярко выраженной атакой. Самые «стеклянные» модели Fender выполнены из ясеня. Характерный звук раннего Нопфлера в «Sultans of Swing» — лучший, на мой взгляд, пример, характеризующий ясеневые стратокастеры. Не гнушаются ясеневой древесиной и более «грузовые» исполнители. Ritchie Blackmore (ex- Deep Purple, если кто не знает :=), John 5 (Merylin Manson, Rob Zombie)

Клен (Maple)
Атака еще более акцентирована, чем у ясеня. Я уже давно не видел серийных кленовых гитар в каталогах основных производителей. Такие инструменты – экстремизм для экстремальных шредеров. Когда ноты выстреливаются с пулеметной скоростью, и есть желание, чтобы каждая читалась в плотном ряду с товарками, кроме виртуозной техники игры хорошим помощником будет инструмент, выделяющийся исключительной разборчивостью и резкостью. Это как раз – клен. Недостатки – нехватка т.н. «мяса», и еще такие инструменты нельзя назвать певучими. Протяжные соло балладного типа – не их профиль. Самое «перкуссионное» дерево. Одно из основных, использующихся для изготовления барабанов элит-класса.
Есть оговорка – из клена делаются полуакустические инструменты. Поскольку их акустические свойства зависят от несколько другого набора факторов, все вышеперечисленные качества не относятся к ним. Т.е. они достаточно «певучие» и, в какой-то мере, «мясные». Понятное дело, эти инструменты не любят работать с сильно перегруженным звуком, но чистый звук по плотности сопоставим со звуком цельнокорпусных гитар более «сустейновых» пород дерева.

Еще одна оговорка – клен клену – рознь. Есть клен «птичий глаз», есть «волнистый» (laminated), есть «огненный», есть горный клен. Это подвиды, слегка друг от друга отличающиеся. Но существует еще в природе т.н. американский клен, или, как говорят биологи «клен ясенелистный». Его звучание ближе к звучанию ясеня, чем к звучанию собственно клена.
Вообще-то клен – самый популярный материал для изготовления грифов.

Читайте также:  Как починить акустическую гитару

Палисандр (Rosewood)
Редкий вид. Палисандр очень широко используется для накладок на гриф (fingerboard), иногда палисандровым шпоном покрывается корпус (типа красиво). Но не стоит забывать о таком факторе, как стоимость материала. Палисандр – вовсе не дешевое дерево, по отношению качество/цена вряд ли и близко подойдет к такому сорту, как

Красное дерево (Mahogany)
Очень широко распространенный вариант. Увесистое плотное звучание и хороший сустейн. Выбор производителей, специализирующихся на гитарах для «тяжелых» стилей. В модельном ряду таких фирм, как ESP, Dean и Gibson инструменты из красного дерева доминируют. В шкале «певучесть/мясо – разборчивость/звонкость» занимают крайнее положение, противоположное положению клена. Чтобы собрать в одном инструменте и разборчивость и сустейн в нужной пропорции, производители прибегают к нехитрому, на первый взгляд, трюку, — сделать гитару с корпусом из обеих этих пород, сбалансировав их в нужном количестве. Но об этом чуть позже.

Ольха (Alder)
Самый популярный вид дерева. Большинство Fender сделано именно из него. Причисленные мною к «Hard’n’Heavy» производителям лейблы не гнушаются иметь в своем списке некоторое количество гитар из ольхи. В шкале «мясо/разборчивость» их место – строго в середине. Абсолютно компромиссный вариант. Для гитаристов, стремящихся быть свободными от каких-бы то ни было стереотипов в игре и мышлении (навроде «много нот+теппинг+свип арпеджио – круто, остальное – отстой» или «хай-гейн+дроп си строй – круто, остальное – отстой» или «гаримур – круто, остальное – так себе») этот материал является, на мой взгляд, идеальным. Недаром подписные инструменты такого музыканта, как Steve Vai выполнены из ольхи. Я не собираюсь утверждать, что этот гитарист – самый техничный или самый «ваще лучший», но то обстоятельство, что именно это имя возглавляет список тех, кто раздвигает рамки типичного «электрогитарного» мышления и является бесспорным лидером в области инноваций очевидно.

Тополь (Poplar)
У меня сложилось впечатление, что тополь – дерево для гитар категории «ученический инструмент». Доводилось видеть очень много инструментов из нижнего ценового диапазона, сделанных из тополя, и ни одной «люксовой» или хотя-бы средней гитары из него. Ощущения – так себе. Древесина очень легкая, сустейн мог бы быть и получше, это же можно сказать и о разборчивости. На пресловутой шкале «мясо/разборчивость» их место определить трудно из-за мизерного количества того и другого. Хотя, может быть, в мире существуют отличные гитары из тополя, а мне просто не везло всю мою жизнь. Связался не с теми людьми, проявил слабохарактерность и покатился по наклонной. Но я ни о чем не жалею, и если бы мне было предложено прожить мою жизнь заново, я бы ничего не стал менять. Играл бы на гитарах из ольхи, ясеня и кленовых полуакустиках.

Липа (Basswood)
Как и ольха – очень популярный материал. И по звучанию они здорово похожи. Вот так выглядит гитара из липы

Кроме шуток (доля правды – гитары Daisy делаются из липы), все подписные гитары Joe Satriani, — еще одно супер-имя гитарного мира, — делаются из липы.

Агатис (Agathis)
Врать не буду, — знаю про это дерево очень мало. Практически ничего. Быстрый анализ рынка дал результаты следующие – агатис применяется для изготовления гитар Starcaster. Это подвид Stratocaster’ов, выпускаемый Fender’ом для заполнения самого нижнего ценового диапазона. Слоган – «всё, что нужно для начала». У ESP много агатисовых гитар в модельном ряду LTD, а это, опять-таки – нижний ценовой диапазон этой марки. Вывод делаю такой – агатис- дерево для ученических гитар.

Spruce (Ель)
Из елки делают только полуакустические электрогитары. Часто её применяют в комбинации с кленом. Дает теплый ровный звук, так любимый полуакустическими джазовиками.

Орех (Walnut)
Орех довольно широко используется для изготовления акустических гитар high- класса. В электрогитаростроении он используется только для накладок на гриф (fingerboard) и для шпонового покрытия корпусов. Да и то не часто.

Из чего же, из чего же, из чего же
Сделаны наши гитары

Fender использует самые разнообразные сорта древесины для своих изделий. В-основном, это – ольха. Встречается также название Premium Alder, что можно перевести, как «высокосортная ольха». Может быть, действительно, для некоторых моделей используется дерево более высокого качества. Впрочем, не исключаю того, что ольха та же самая, что и у прочих моделей, а название изменено с целью нагнать пафосу и оправдать наименование ряда Deluxe. Также очень широко применяются некоторые типы ясеня – болотный ясень, опять-таки Premium Ash и неизвестное мне растение Lightweight Premium Ash. Типа «легковесный шикарный ясень». Есть достаточное количество моделей из липы. Из клена нашел только один инструмент во всем каталоге (может, плохо искал). Из агатиса делаются пресловутые Starcaster’ы.

Gibson стоит отдельного упоминания. Я имею ввиду Les Paul. Тут мы имеем пример, о котором говорилось ранее – совмещение разных сортов древесины с целью получить плюсы той и другой породы и попытка избежать минусов, присущих этим сортам дерева. Нижняя, массивная часть корпуса выполнена из красного дерева. Красное дерево, как мы уже говорили, обеспечивает тягучесть, вязкость звука, массивность, и, так сказать «мясо». Верхняя, более тонкая часть тела гитары, сделана из клена. У меня есть подозрение, что это авторы изначально преследовали другие цели – у клена весьма неплохая фактура. Очень красиво смотрится под окраской типа sunburst. В любом случае, получилось то, что получилось – знаменитый Gibson Les Paul с его певучим массивным звучанием и при этом неплохой разборчивостью. Конечно, это разборчивость не сравнится с разборчивостью шред-инструментов, но, по крайней мере, она есть. Есть еще один секрет у Les Paul. Верхний слой клена выгнут (т.н. archtop), так, что между слоями есть воздушный пузырь. Гитара приобретает некоторые свойства полуакустического инструмента. Очень незначительные, но достаточные для того, чтобы у Les Paul был свой неповторимый характер звучания.

Остальные марки, в сущности, идут путем перечисленных выше пионеров. Список, в сущности, небольшой, но больше никаких ноу-хау почти не придумано. Накладывают кленовый слой на красное дерево без воздушной прослойки, пробуют разную толщину той и другой породы. Есть еще один способ совместить «вола и трепетную лань» — клен и красное дерево. До него додумались, когда в моду вошли гитары со сквозным грифом. Из клена получаются, таким образом, гриф и значительная часть корпуса, к которому приделаны «уши» красного дерева. По мне, так это – перебор. «Сквозняк» делает сустейн мощнее, а разборчивость существенно понижается. То есть, «сквозные» гитары с «ушами» из не особенно «мясного» дерева звучат довольно-таки тягуче. Что же говорить про «уши из краснухи». Впрочем, в случае с бас-гитарами, такая конфигурация зачастую вполне оправдана.
С инструментами из одной породы дерева – еще проще, хотя и тут есть нюансы. Берут два (а то и больше) кусков, допустим, ольхи и склеивают их особым образом. Из-за этой продольной линии склейки, различного расположения волокон на разных кусках звук приобретает свой особый характер.

Гитары, выполненные не из дерева (типа углепластик там всякий), вообще рассматривать не буду. Не для денег рожденный футурист Владимир Маяковский сказал про них следующее «. я такого не хочу даже вставить в книжку».
К вопросу «как различать типы древесины». Если у вас нет навыков опытного плотника – довольно непросто. Достигается упражнением. Интересуйтесь, из какого дерева выполнен инструмент, любуйтесь фактурой и рисунком волокон, сравнивайте вес. Рано или поздно все тайны гитаростроения для вас будут открытой книгой, если только есть желание добиться «настоящего звука» и неутомимое стремление к знаниям.

Источник

Из какого дерева делают гитары?

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

При выборе гитары важно обращать внимание не только на базовые характеристики модели, но и на материал, из которого она изготовлена. На удивление, даже два деревянных инструмента, обладающие схожими внешними чертами, могут звучать по-разному именно из-за применения разной древесины.

Особенности

Дерево, выбранное для производства гитары, влияет не только на срок эксплуатации инструмента, но и на то, как звучит его звук. Сегодня для промышленного производства принято задействовать ряд проверенных материалов, но частные мастера могут экспериментировать и с экзотическими породами. Именно от древесины зависит, насколько сильными получатся извлекаемые звуки, а также как долго они продлятся. Помимо этого, в зависимости от материала можно придавать звучанию индивидуальные черты, к примеру, глубину или бархатистость. Выбирая дерево для гитары, важно учитывать несколько аспектов.

Внешний вид древесины не влияет на звучание инструмента, но зато определяет его визуальную привлекательность. Иногда неказистая на первый взгляд гитара может издавать самые волнующие ноты. Сам звук напрямую зависит от породы, веса и плотности древесины. Обычно, чем тяжелее порода, тем чётче и ярче зазвучит инструмент.

Что касается веса, особо тяжёлую древесину использовать не рекомендуется не только потому, что она причинит известные неудобства – такие породы также укорачивают продолжительность сустейна, что негативно сказывается на исполнении мелодий.

Какая древесина используется?

Для создания гитар применяется древесина разных деревьев, от редких импортируемых из-за границы до вполне бюджетных, произрастающих на территории России.

Агатис

Из дешёвого агатиса делают бюджетные, а потому и не особо качественные музыкальные инструменты, к примеру, гитары LTD. Возникающий звук специалисты характеризуют как глуховатый и мутный, что, безусловно, сложно назвать признаком качества.

Красное дерево

Красное дерево, под которым чаще всего подразумевается махагони, значительно тяжелее ясеня и ольхи, но легче клёна. Большая плотность гитарного материала обеспечивает качественное звучание на любых высотах. Специалисты отмечают, что звуки получаются довольно резкие, но не слишком выразительные. Вес древесины, напоминающей ясень своими открытыми порами и ярко выраженной текстурой, удлиняет звучание каждой ноты. Гитары из махагони могут обладать всеми оттенками от тёмно-бежевого до кирпично-коричневого. Данный материал чаще всего используется в комбинации с топами из другого материала и выбирается для вырезания корпуса и грифа электроинструментов. Тёплый тембр и чёткая атака также делают красное дерево идеальным выбором для того, чтобы полностью создать гитару из цельного куска дерева.

Для создания музыкальных инструментов предпочтение чаще всего отдаётся африканскому махагони, известному как кайя, и гондурасскому махагони. Первый объединяет несколько подвидов красной древесины, произрастающих на территории Африки и обладающих приблизительно сходными характеристиками. Из гондурасского махагони чаще всего создаются американские гитары. Материал этот довольно редкий, а потому дорогостоящий. Порой на рынке удаётся встретить гитары из филиппинского махагони, но такие образцы приобретать не следует: мягкая и лёгкая древесина создаёт некачественный звук. Гитары для новичков часто производят из нато, именуемого также восточный махагони.

Палисандр

Тропический индийский палисандр – порода дорогостоящая и в нашей стране довольно редкая. Сегодня чаще всего такую древесину можно обнаружить в изделиях, импортированных в Россию и страны СНГ до 2017 года. Основная сфера применения палисандра – насадки на гриф, но подойдёт он и для деки электрогитары. Тёмно-коричневая древесина с прожилками красного или тёмно-фиолетового оттенка обладает немного маслянистой поверхностью. Получаемые из неё гитары славятся сочным и тёплым звуком, а также слегка приглушёнными верхними частотами и хорошим резонансом.

Ясень

Ясень заслуженно стал популярным среди производителей гитар, благодаря своей мелодичности: лёгкая древесина способствует возникновению звонких и чистых, практически «колокольных» звуков. Яркая атака также относится к преимуществам породы. В основном ясень используется для создания грифов и топов. Из него также производятся цельнокорпусные гитары «Фендер». Для музыкальных инструментов принято использовать ясень болотный либо ясень северный.

Древесина болотного ясеня – волокнистая, прочная и крупнопористая. Лёгкий материал добывают в болотистых регионах юга США. Благодаря тому, что материал состоит из мягких и твёрдых чередующихся колец, гитары, выполненные из него, обладают идеальной акустикой с обширным диапазоном, включая глубокие басы. Болотный ясень гармонично сочетает теплоту, певучесть и резкость звучания.

Северный ясень отличается большими весом и плотностью. Несмотря на то, что длительность звучания у такого материала выше, используется он реже именно из-за своей тяжести.

Сапеле

Сапеле является универсальным материалом для производства гитары. Его даже часто называют достойной альтернативой махагони, но с более выраженными высокими частотами и с меньшей стоимостью. Плотный и сбалансированный звук по всему диапазону подходит для исполнения музыкальных произведений в любых стилях. Ещё одним преимуществом данного материала называют хорошую читаемость получающихся гитар.

Меранти

Гитара из меранти – неплохой выбор для начинающих музыкантов. Мелкопористая шершавая структура древесины напоминает махагони, но, безусловно, качество у этого материала гораздо хуже, хотя и цена меньше. Несмотря на то, что гитара звучит достаточно звонко, звук получается довольно пустой и стерильный, а тембр отличается простотой.

Другие виды

Ольха обычно выбирается для производства электрогитар и бас-гитар. Инструменты из данного материала присутствуют в ассортименте всех ведущих производителей. Лёгкая древесина желтоватого оттенка способствует хорошему звучанию, славится отличными резонансными характеристиками и сбалансированным тембром.

Липа обладает сходными свойствами, но порой звучит глухо из-за рыхлой и мягкой структуры материала. Сегодня данную древесину выбирают только для производства корпусов. Красно-коричневая бубинга создаёт тёплый и яркий звук. Из тяжёлого материала вытачивают грифы и деки для бас-гитар, а также корпуса электрогитар.

При создании музыкальных инструментов клён главным образом ценится за свой внешний вид и механические характеристики. Это объясняет популярность его использования для грифов электрогитар и топов.

Павловния обладает мягкой древесиной, которая используется чаще всего в Китае и Японии для производства дешёвых моделей. Производимое звучание лёгкое и не особо выразительное.

Какое лучше выбрать?

Материал для гитары лучше подбирать в зависимости от её назначения. Так, для электрогитары чаще всего применяется ольха, создающая идеальный звук и для блюза, и для инди-рока, и для хэви-метала. Древесина звучит приблизительно одинаково по всему частотному диапазону. Если же на инструменте предстоит исполнять мелодии с меньшим количеством верхних нот и ярко выраженной «серединой», стоит обратить своё внимание на липу. Исполнителям дэз-метала и джента придутся по душе махагони и орех. Скоростные мелодии лучше звучат при условии комбинирования кленового грифа и корпуса из красного дерева.

Верхняя дека акустического изделия, оказывающая значительное влияние на его звук, должна быть выполнена из ели или кедра. Заднюю деку принято создавать из махагони или же палисандра. Ольха и болотный ясень – наиболее подходящие материалы для бас-гитары.

Как отличить массив от фанеры?

При покупке гитары важно понимать, выполнена ли она из массива древесины или же фанеры. Частный мастер, как правило, сам раскрывает материал изготовления каждой отдельной детали, но в случае с магазином придётся обращать внимание на специфические нюансы.

  • Следует внимательно изучить спецификацию: если название дерева (к примеру, палисандр) указано без всяких уточнений, то, скорее всего, речь идёт о шпоне. В том случае, когда используется массив дерева, то в документах обязательно подчеркиваются слова SOLID или цельная.
  • Уделить внимание следует и цене – инструменты из массива стоят значительно дороже, чем фанерные образцы.
  • Получить необходимый ответ можно, рассмотрев торец слоёв, который заметен у звукового отверстия. У моделей, бывших в употреблении, его также удастся разглядеть под грифом или у канта. Торец массива сразу опознаётся по красивому рисунку слоёв, продолжающему рисунок на внешней стороне. Как правило, это естественно выглядящие вертикальные или слегка скошенные линии.

Отсутствие данного рисунка или даже ярко выраженная трёхслойность материала свидетельствуют об использовании фанеры.

Советы по эксплуатации

Хранить деревянную гитару правильней всего в подходящей ей жёстком кейсе или утеплённом чехле, которые способны обеспечить инструменту необходимую защиту от температурных скачков. Особенно это важно в тех случаях, когда гитару предстоит часто транспортировать. Возвращаясь с инструментом с улицы, необходимо какое-то время оставлять её закрытой для адаптации к комнатной температуре. Гитару не стоит располагать на стене с окном, класть в багажник или брать с собой в сауну. Лучше также не оставлять предмет лежащим на полу, несмотря на то, является ли он холодным или обладает подогревом.

Большим плюсом считается использование увлажнителя, который легко сделать собственными руками. Для этого простая губка пропитывается водой, после чего выжимается и перекладывается в пластиковый сосуд. Последний следует расположить внутри инструмента.

Зимой увлажнитель рекомендовано использовать на постоянной основе, а летом достаточно будет задействовать его раз в неделю.

Источник

Оцените статью