Агузарова как быть ноты

О тональностях песен

Песня может звучать в различных тональностях, а для определённого вокалиста — в некотором диапазоне тональностей так, чтобы самые высокие и самые низкие ноты были бы доступны для вокалиста.

Витас, Димаш показали огромные вокальные возможности, но их частоты всё же ограничены. И Витас, и Димаш могли бы прекрасно петь пониже, не уходя в область сверх высоких частот. Димаш Кудайбергенов великолепно поёт на низких и на высоких частотах, в области первой и басовой октавы, у Витаса прекрасно получается пение в области конца 1-й октавы и начала 2-й, — там, где у большинства вокалистов уже кончается диапазон их вокальных возможностей.Рекорд Гиннеса — у Светланы Феодуловой ( До 4-й октавы, и это ещё предел её возможностей).

Наиболее высокие ноты, которые брали профессиональные певцы — Анна Нетребко, Жанна Агузарова, Витас, Димаш Кудайбергенов , Светлана Феодулова, Ярослав Сумишевский, Александр Градский , Демис Руссос , Робертино Лоретти, Валерий Ободзинский и другие выдающиеся вокалисты.

Первой примеркой для тональности является возможность для исполнителя спеть самые высокие ноты. Приведу примеры. Песню «Однозвучно гремит колокольчик» Дмитрий Хворостовский, наверное, лучше всех, пел в тональности до минор. Эта тональность для него — низкая в этой песне, он использовал в ней свои басовые возможности, а самая высокая нота в этой песне при такой тональности — соль 2 октавы, что сможет спеть далеко не каждый вокалист.

Советская эстрада вырастала из того, что остаётся от решений так называемых «худсоветов», а российская эстрада всегда культивировала бездарность и выталкивала талантливых исполнителей. Сейчас много талантливых детей, и их тоже учат петь низко, без высоких частот.

Считается, что с возрастом у человека голос ломается и становится более низким, но на самом деле, у детей и подростков диапазон голоса с возрастом может увеличиваться.

Читайте также:  Гитара только с одним хамбакером

Саида Мухаметзянова — это высоко — художественное, профессиональное пение. В песне «Су буйлап» самая высокая нота — ми второй октавы, в 2015 году Саида в 13 лет уже выходила на большие сцены. Звонкий, чудесный голос, и ей не стоит увлекаться пением на низких частотах.

Робертино Лоретти, — «О sole mio» ( вердианский строй) — самая высокая нота — ми бемоль третей октавы.

На самом деле, диапазон голоса — это возможности певца или певицы. Профессиональный певец мужчина должен вытягивать ноту фа второй октавы, а профессиональная певица женщина должна доставать до 3 октавы. Низкие женские голоса — это так называемое цыганское пение, к которому прибегают и певицы без голоса.

Как можно было бы определить для профессионального певца тональность песни — именно, от самой высокой ноты, которую он уверенно берёт. Также в песне могут быть самые низкие ноты. Например, у Ярослава самая высокая нота в песне «Чёрный ворон» — до 3 октавы, в тональности ля минор. Ноты выше ля второй октавы Сумишевским поются уже со значительным увеличением громкости голоса. Слушать его приятно. Он исполнял гимн России на Красной площади а — капелло, и не все бы это смогли.

Мы хотим петь сами, и ищем «свою» тональность для песни Александра Дольского «Исполнение желания» ( Мне звезда упала на ладошку ) . В тональности ре минор самая высокая нота — до 2 октавы, в ми минор — ре 2 октавы, и эти ноты надо спеть чётко и уверенно. Если вокалист уверенно исполняет ноту ми 2 октавы, а фа второй октавы для него уже высоковата, то он может петь эту песню в тональности фа # минор, но не выше. Тогда стоит посмотреть, как звучит эта песня в тональности — 1/2 тона и 1 тон ниже от максимально возможной, в данном случае — фа минор, ре# минор. Для такого вокалиста, как Сумишевский, эту песню можно было бы исполнить в тональности на полтора тона выше, чем фа # минор, — в ля минор, свободно. Но в ней наиболее высокая нота для этой песни — соль 2 октавы, что уже доступно не всем вокалистам — мужчинам. Сам Александо Дольский пел эту песню в тональности фа минор, от до 1-й октавы до ми бемоль 2-й октавы. Мне повезло в том, что мы слушали Александра ещё в 1969 году, но он и тогда пел эту песню без души.

Демис Руссос исполнял песню «Souvenir» в тональности ре бемоль минор, самая высокая нота этой песни — ре бемоль 3 октавы, что в герцах в 2 раза больше возможностей среднего мужского голоса ( ре бемоль 2 октавы). На самом деле, песня — о грусти мужчины, для которого сувенир напоминает о любимой женщине, а Руссос демонстрировал всю силу своего необычайно сильного голоса.

У Александра Градского в песне «Как молоды мы были» ( ми минор ) — самая высокая нота — ре 3 октавы, самая низкая нота в этой песне — ля первой басовой октавы, огромный диапазон, и высокие ноты Градского представляют собой не фальцет, а чистое пение с большими техническими вокальными возможностями ( вибрато, звонкое звучание и модуляция), которые мы видим в песнях, исполняемых Александром — как эпизоды. Хотелось бы слушать ещё больше песен в его исполнении.

Когда песню исполняет Дина Гарипова, она может петь и на 2 — 3 тона ниже своих вокальных возможностей, (о низком пении уже упоминалось), но песни у неё звучат классно, у неё голос звучит великолепно на всех частотах,»Любовь и разлука» ( И. Шварц, Булат Окуджава)- тональность ля минор, самая высокая нота — до второй октавы. «А напоследок я скажу. » — соль минор, самая высокая нота — до второй октавы. Превосходное исполнение русских романсов. «Есть муки у огня . » — ( И. Шварц, Б. Окуджава) — ми минор, самая высокая нота — ре второй октавы.

Ансамбль «ABBA» не исполняли ноты выше До диез ( ре бемоль ). Интервал песни «Happy New Year» — (ля басовой октавы — до диез 2-й октавы), тональность — ля мажор.

Все эти рассуждения можно воспринимать только как некие ограничения » сверху » и «снизу» по тональности для мужчин, а ограничение «снизу» по тональности, наверное, более актуально для женщин; хотя парадоксальным является то, что мужчины на эстраде поют более высокие ноты, чем женщины. Если же мы подбираем тональность , то для нас важно выполнить ограничения по самым низким и самым высоким нотам. А когда такие ограничения «выполнены», то уже дальше тональность можно подбирать под песню и под голос.

Вроде бы, — всё ясно, тональность песни зависит от самой песни и от голоса и от его состояния. И конечно же, надо проверять самую высокую ноту в той песне, которую собрался петь для того, чтобы понять , в какой тональности можешь спеть сейчас. Но есть ещё есть и такой фактор — микрофон в зале даёт пол тона или даже тон возможностей выше. И песня может быть приготовлена, выверена по возможностям на «сейчас». А выходишь на сцену с хорошей акустикой — и там уже понимаешь , что лучше было бы петь повыше, что голос звучит как — то глуховато, не на 100%.

Ещё примеры самых высоких и самых низких нот у некоторых исполнителей.

Сергей Трофимов, «Ты мой свет» — ( на стихи Сергея Есенина) — от ля первой басовой октавы до ми второй октавы ( тональность до — диез минор ).

Александр Иванов, «Боже, какой пустяк» — от ( слова и музыка Сергея Трофимова ) — тональность изменяется, сначала — си бемоль минор, потом — до минор. Самая высокая нота — ля бемоль 2-й октавы, самая низкая — ре бемоль первой октавы.

Александр Иванов и Владимир Пресняков, дуэт, — «Я буду помнить» — в тональности соль мажор, самая высокая нота — ми второй октавы.

Владимир Пресняков, «Путник», — в тональности до минор, самая высокая нота — ми бемоль второй октавы.

Крис Норман и Сюзи Кватро, «Stublin in» ( ещё называют эту песню — «сто балерин», а идиома «stumblin in» означает — случайно) — в тональности соль мажор, самая низкая нота — ре первой октавы, самая высокая — ми второй октавы.

Иосиф Кобзон, «Где — то далеко. » — в тональности ля минор, от ля первой басовой октавы до до второй октавы (самая высокая нота).

Алла Пугачёва, «Лето» — в тональности ля минор, в повторении припева слышатся ноты до ля второй октавы ( бэк вокал ?) , а вся основная мелодия — от ля первой басовой октавы до ре второй октавы. Если певица может вытянуть ноту фа второй октавы, то эта песня была бы звонче, если её петь в тональности до минор.

Песню «Журавлик» Алла Пугачёва поёт в тональности си минор. Диапазон песни — от си басовой октавы до си первой октавы. Если бы эту песню исполнять в тональности до минор ( на пол тона выше), то наивысшая нота была бы — до второй октавы, что для певицы с голосом не было бы проблемой. А если бы певица вытягивала ноту ми второй октавы, то тогда она смогла бы спеть эту песню в тональности ми минор.

Наиболее высокая нота у Аллы Пугачёвой в песне «Миллион алых роз» — си первой октавы, песня исполняется в тональности фа минор. А в песне «Арлекино » наивысшая нота — ре второй октавы, (этот мир изменится со МНОЙ). В смехе Арлекино фальцетом проходят ноты до фа второй октавы включительно. В песне «Айсберг» самая высокая нота Примадонны — до второй октавы. В интернете есть исполнение «Беловежской пущи» Примадонны вместе с Мулявиным, у которого максимальный диапазон на 5 тонов выше.

Алла Пугачёва была нам дана как советский проект «женщины, которая поёт», на неё работали лучшие поэты и композиторы.

София Ротару, -«Червона рута» ( автор — Владимир Ивасюк), — в тональности до минор, от соль первой басовой октавы до си бемоль первой октавы ( очень низкий голос). Песня — про то, как парень любит девушку, он поёт ей — «Червону руту не шукай вечорами, ты у мене едина, только ты, повир» — ( не ищи вечерами приворотную траву, ты у меня только одна, поверь). Песню Червона рута должен петь мужчина — по её смыслу.

Диана Анкудинова, победитель детского конкурса «Ты супер» 2018, — французская песня, соль мажор, самая высокая нота — ля первой октавы. Мэтры продвигают низкие голоса.

Лариса Долина, — «Стена», фа мажор, самая высокая нота — ре бемоль 2-й октавы. «Телефонная книжка» — фа минор, самая высокая нота — ре второй октавы.

Песня «Течёт река Волга» — мужская песня, как и «Синий платочек» — а их исполняли истошными голосами женщины.

Валерия, «Часики» — в тональности ре минор, ля первой басовой октавы — до второй октавы. Приятный голос, и приятные песни.

Энгельберт Хампердинк, — «Последний вальс», в тональности ре мажор, самая высокая нота — фа диез второй октавы, это голоса, богатый низкими частотами.

Лайонел Ричи, — «Hello» — в тональности ля минор, от ми первой октавы, а самая высокая нота — соль второй октавы.

Филипп Киркоров, — «Немного жаль», в тональности ре минор, самая высокая нота — фа второй октавы.

«Замыкая круг», поют знаменитости — самая высокая нота — ля бемоль второй октавы, Градский.

Николай Басков, — «Шарманка», — от си басовой октавы до ля бемоль 2-й октавы, ля бемоль минор ( соль диез минор ) . Баскова мог бы петь песни так, как он исполнял «Шарманку».

Валерий Леонтьев, «Ты меня не забывай», самая высокая нота — соль 2-й октавы.

Лев Лещенко, «Родительский дом» — от до первой октавы до ми бемоль 2-й октавы.

Майя Кристаллинская, самые высокие ноты — ля первой октавы («Нежность»), ля бемоль первой октавы («А за окном то дождь то снег»). Низкий голос, советская самодеятельность.

Эдита Пьеха, — «В нашем доме поселился замечательный сосед», в молодости — тональность ля минор, нота ля первой октавы — самая высокая. В зрелом возрасте Эдита Брониславовна пела эту песню в тональности до минор, самая высокая нота — соль первой октавы.

Татьяна и Сергей Никитины, — «Под музыку Вивальди» ( песня — музыка В. Берковского в обработке C. Никитина, слова — А. Величанского),- в тональности си бемоль минор, самая высокая нота — ми бемоль второй октавы.

ВИА «Ореро», «Тополя», — (Г. Пономаренко, Г. Колесников) — группа исполняла два куплета песни, тональность — ля бемоль минор, самая высокая нота — ля бемоль первой октавы. Песню «Тбилисо» — в фа минор (вердианский строй), если у мужчин — низкие голоса, то самая высокая нота в этой песни у солистки — фа второй октавы.

Нани Брегвадзе, — «Тбилисо» — в тональности до минор, самая высокая нота — ля бемоль первой октавы.

Юра Шатунов, — «И снова седая ночь»- в тональности ми минор, самая высокая нота — ля первой октавы.

Глюкоза — «Танцуй Россия» — в тональности ля минор, (соль первой басовой октавы — соль первой октавы.

Платтерс, — ( The Platters), «Only you» (1955) — ми бемоль мажор, самая высокая нота — си бемоль, самая низкая — соль басовой октавы. В такой же тональности эту песню исполнял Элвис Пресли.

Элвис Пресли, — «Love me tender» — самая высокая нота — ля бемоль 1-й октавы. Реальный король мировой эстрады.

Билтз, (The Beatles),- «Yesterday» ( Пол Маккартни ), — в тональности ре минор, самая высокая нота — фа второй октавы.

Виктор Цой, «Кукушка» — в тональности ля минор, от ля первой басовой октавы до ля первой октавы ( самая высокая нота).

Георг Отс, «Севастопольский вальс», фа минор, ( ля бемоль — ре 2-й октавы).

Муслим Магомаев, «О море, море» — фа минор, (си бемоль — ми бемоль 2-й октавы).

Булат Окуджава, — «Старинная грузинская песня «( Виноградную косточку в тёплую землю зарою . ) — ля минор, ( ля бемоль басовой октавы — ля бемоль 1-й октавы). Песни Булата облагородили своей музыкой симфонические композиторы — Исаак Шварц, Матвей Блантер. Старинную грузинскую песню можно исполнит так, что самая высокая нота в песне будет ми второй октавы, тогда тональность — фа минор, на 5 тонов выше, чем пел Булат, а профессиональный певец смог бы спеть эту песню ещё на 1-2 тона выше, в той же тональности, какой её исполнял Булат, только на октаву выше.

Владимир Высоцкий,- «Лирическая», — ля минор, ( ля басовой октавы — ре второй октавы).

Людмила Сенчина, — «Золушка» — ( ми бемоль 1-й октавы — ми — бемоль 2-й октавы). «Белой акации гроздья душистые» — в тональности ре минор, (ля первой басовой октавы — ми второй октавы).

Валерий Ободзинский, — «Восточная песня, (ре 1-й октавы — фа 2-й октавы), ля минор, такая же тональность- «Что-то случилось» — самая высокая нота — ля 2-й октавы.

Марк Бернес, — «Журавли» — (си первой басовой октавы — до 2-й октавы). «Тёмная ночь» — самая высокая нота — соль первой октавы, самая низкая — ми первой басовой октавы. Песни Марка Бернеса не могли, не могут не трогать душу.

Фредди Меркюри, «Show must go on» — самая высокая нота в песне — ре второй октавы, тональность — си минор.

Способность голоса звучать на высоких частотах даёт возможность пения без напряжения на тон, два и даже на октаву ниже. Особенности голоса на низких частотах несколько отличаются, — существует пороговая частота, ниже которой голос уже не слышно. Если певец вытягивает фа второй октавы, то его голос звучит с напряжением и на ноте си первой октавы, а ноты ля, соль — для такого голоса будут звучать лучше всего. Если голос «достаёт» до ми второй октавы, то лучше всего будут звучать ноты фа — ля.

Верхняя граница фактичесого диапазона частот у некоторых исполнителей.

Глюкоза, — соль первой октавы.

Нани Брегвадзе, — ля бемоль первой октавы.

Ля первой октавы —

Юра Шатунов
Майя Кристаллинская
Эдита Пьеха
Элвис Пресли
Виктор Цой
Булат Окуджава
Диана Анкудинова

Си бемоль 1 -й октавы
Платтерс
София Ротару

Си 1 -й октавы
Иглз (Отель Калифорния)
Сергей Васюта ( На белом покрывале января)
Элвис Пресли

До 2-й октавы
Валерия
Марк Бернес
Анна Герман
Иосиф Кобзон

До диез 2-й октавы — «ABBA»

Ре 2-й октавы
Алла Пугачёва
Тамара Гверцители
Владимир Высоцкий
Лариса Долина
Фредди Меркюри
Георг Отс
Дина Гарипова

Ми бемоль 2-й октавы
Татьяна и Сергей Никитины
Лев Лещенко
Муслим Магомаев

Ми второй октавы
Людмила Сенчина
Сергей Трофимов
Николай Расторгуев
Владимир Пресняков
Смоки (Smokie)

Фа 2 -й октавы
Пол Маккартни
Юрий Антонов
Вячеслав Добрынин
Филипп Киркоров
Марина Капуро
Сергей Пенкин

Энгельберт Хампердинк, — фа диез второй октавы

Соль 2-й октавы —
Валерий Леонтьев
Лайонел Ричи
Владимир Мулявин
Игорь Корнелюк
Николай Гнатюк
Жанна Агузарова
Дмитрий Хворостовкий

Ля бемоль 2-й октавы —
Николай Басков
Анатолий Иванов

Ля второй октавы
Валерий Дейнеко
Валерий Ободзинский
Ярослав Сумишевский

ДО третей октавы
Анна Нетребко

До диез ( ре бемоль) 3 октавы
Демис Руссос
Витас

Робертино Лоретти — ми бемоль 3-й октавы.

Ми 3-й октавы
Александр Градский

Фа 3-й октавы
Димаш Кудайбергенов

Си 3-й октавы
Ада Сари

Ре 4-й октавы
Светлана Феодулова

Соль 5-й октавы
Алексей Боровко

Источник

Оцените статью