ЕЕ-обучайка
- Сообщений: 127
- Спасибо получено: 14
Урок 19
Как запоминать тексты
Зачем мне гармонь, если я и без нее с тональности не съезжаю?
Зачем гармонисту певец, если гармонь и сама мелодию может вести?
Выйду в парк и начну петь «У берез и сосен тихо бродит осень». Это еще ничего, а если «Нам песня строить и жить помогает»? Сочтут за городскую сумасшедшую. То есть хочешь петь — сиди дома, хочешь по парку гулять — броди молча и желательно с собакой.
И совсем другое дело, если выйдет со мною гармонист. Его звонкий инструмент сообщит людям, что тут праздник, сюда надо собираться, здесь ждут с хорошим настроением, чтобы вместе отлично провести время.
А гармонист — один? Сыграл что-то. И еще что-то. А смысл? Но подошли певцы и певуньи — и он нужен, давай это споем и то споем, а помнишь Русланову, а это было у Зыкиной, а я люблю Толкунову, какая песня приятная вспомнилась… Напелись, натанцевались, а расставаться не хочется, и скорее бы снова встретиться.
Сейчас часто так выходит, что гармонист не всякой песне подыграть может, а люди от известной ему песни только припев помнят, да и то смутно, и гармонисту приходится певцов выручать. Надо тексты знать. Но не лезут они в память. И что делать?
Делюсь фирменным рецептом. Один из ЕЕ-методов, работающих со страшной силой. Только сделайте, чтением не ограничивайтесь.
Главное — первые буквы. Но я опишу метод со второстепенными деталями. Потому что они сильно прибавляют эффективности.
Знаете листочки квадратные, таких сейчас в сберкассах у каждого окошка много? Складываем пополам и ножиком — вжик! Получаются две полоски, которые потом, при желании, удобно будет «ламсинировать» лентой широкого скотча.
Берем любимый песенник. на полулисточке пишем название песни и обязательно страницу песенника (для самого песенника тоже пометка нужна, потому что потом приходит увлечение, и песенники начинают множиться). Название пишем обязательно полностью. Это и подсказка, и возможность в будущем найти песню в Инете, ежели песенник затеряется. А дальше пишем загадочные слова из первых букв.
Пал туман на чисто поле,
Ночью будут холода…
У нас получается ПТНЧП НБХ
Очень полезно расположение букв приближать к табличному виду.
ПТнЧП | кНБХ | отГтГ | мГБ | |
ПСнзГ | нКС | аннанн | тПЖ | R |
япУРВ | МЯС | нДСР | КНЗ | |
СнР | вПДС | эКяжЗ | чНяВ | R |
И тогда у нас появится первый столбик из буквенных формул для первых строк каждого куплета. Чуть позже мы по этим формулам повторим все начала, сцепим образы, а они часто к сути песни не относятся: закат, птицы, березка, реченька, а дальше не про закат и речку, а про чувства, но начало припева все равно знать надо.
Если буквы пишете в метро, когда трясет, заботиться о малых и больших буквах бессмысленно, а если работаете дома за столом, то можно малозначительные словечки типа союзов и предлогов, охов и ахов писать строчными буковками, а важные слова — прописными. Второй вариант гораздо удобнее.
А дальше нам надо как можно больше поработать с получившейся записью, потому что повторение — это по прежнему мать учения. Но не будем забывать об отце — уме, который там, где нечего делать, не задерживается. Там, где работает ум повторение происходит само собой.
Что можно делать?
Просто воспроизвести песню, подглядывая в основной текст.
Подчеркнуть любимые места, значимые с каких-либо точек зрения (подчеркивания могут быть разными по цвету и форме для разных тем).
Обвести буквы цветными фломастерами, каждой части речи свой цвет.
Пометить число слогов в длинных словах.
Обвести карандашиком те места, где случалась заминка или где есть яркие музыкальные особенности.
Разметить динамику (тише-громче и прочие средства повышения выразительности)
И подписать буквами аккорды
Но если для каждого аккорда определить свой цвет, то это еще интереснее делать текствыделителями. Вы не пробовали раскрашивать тексты песен цветами аккордов? Очень сильно помогает аккомпанировать безошибочно до той поры, пока собственный слух не станет безупречен.
И, наконец, просто вспомнить каждый куплет порознь, начиная с конца. И уложить в памяти последовательность образов первых строк куплетов.
А еще хорошо бы послушать нескольких исполнителей, рисуя на обороте карточки то, что рисуется под эту песню.
Этого более чем достаточно для запоминания песни на веки вечные, если она будет время от времени воспроизводиться . В противном случае память, хоть и с трудом, но вычистит песню, освобождая мозг для нужд насущных.
Если хотите облегчить вспоминание в будущем, можно в таблицу встроить символы: если поют о сердце — пририсовать сердце. А чтобы не было слишком густо, картинки можно поместить сбоку от строк.
Но вот песня запомнилась. и что делать, чтобы о самой песне не забыть?
Нарисовать. Песни неплохо группируются. Дорога, река, пшеница, береза, ворота, глаза, коса.
Когда-то никто не знал о ментальных картах, теперь их рисует весь мир.
Почему бы нам не рисовать песенные карты?
Крохотный вариант песенной карты можно приладить сверху на гармонь и подглядывать. А то знаю я гармониста, который ничего не помнит, а как напомнишь, так в нем бездны открываются. Сама такая. И вот стоим рядом и не знаем, что делать. Тут кто-то говорит, что вот была какая-то мелодичная песня о березе. А у нас 10 вариантов. И чего стояли?!
На песенной карте нелишне пометить первый аккорд, если это не ля. Потому что начало должно быть вначале, а не когда удастся случайно с певцом совпасть.
Последний вопрос — где и когда петь. Есть у нас отдушина — Измайловский парк. Но он один не вернет гармони былую популярность. Я писала в теме про «зачем играть» вот что:
Гармонь — чудесный собиратель. Старик рассказывал, как в его маленьком подмосковном городке вечерами играли гармони, в каждом дворе своя. И для гармониста с его соседями ставили во дворах специальные лавочки, бабушки с детишками приходили, малыши возились в песочнице, невольно слушая мелодичные песни, и из-за детей не допускалось ничего неприличного, ни частушек, ни алкоголя. А потом будто ураган пронесся — все лавочки убрали, и гармонисты за одно лето исчезли. Жаль, я не спросила, какой это был год. Кто и зачем разрушил дворовые сообщества? Дедушка подчеркнул, что пока все вместе пели на одном пятачке — вопросы решали сообща и по-деловому, а когда оставили только лавочки под подъездами — появились сплетницы, обсуждавшие свое местное.
Попробовала поговорить об этом с соседями. Как бы нам такую традицию возродить. Давай, говорят, начинай вечерком, а мы будем с собаками гулять — подойдем и подпоём. И даже свои складные стульчики прихватим, чтобы посидеть подольше. И вот вышла я вечерком. А те, которые обещали подпеть, в этот день работали допоздна. А другие подошли в изрядном подпитии. А я с пьяными не пою, потому ушла. Не сладилось дело.
И вдруг звонит мне знакомый гармонист и говорит, что позарез и немедленно нужна на митинг певунья со старыми песнями. Вот прямо сейчас готов встречать. ОК. И пели мы два часа. А люди подходили и подходили, радовались песням, удивлялись, просили продолжить в другие дни.
Вывод очевидный: надо объединяться и выходить на улицы. Скверы пока еще не все застроили, есть куда пойти и людей позвать. По-моему надо создать тему, в которой каждый сможет написать, что сегодня или завтра в таком-то месте с такого-то часа ждет поддержки нашего гармонно-песенного сообщества. И тональность гармони — обязательно. а то ведь у многих гармоней стада по дому бродят, есть из чего выбрать, чтобы звучало в унисон. А играть ансамблем знаете как интересно?
Для тех, кого заинтересовала песня «Калина красная» Игоря Слуцкого, добавляю полный текст с аккордами для гитары, упрощать уже умеем. Вступление: A7 A#dim7 | A7 A#dim7 | A7 A#dim7
Dm7 Dm7 Dm7 Dm7/D
Dm/C# Dm6/G | Am/F# F7
Dm6 Dm7/G E7 E7 | Am
E7 Am7
Пал туман во чисто поле,
Dm7
К ночи будут холода.
Dm6
Ой, ты горюшко, ты горе,
E7 Am7
Моя горькая беда.
A7 A#dim7
Первый снег — не за горами,
A7 A#dim7 A7 Dm7
На калине — снегири,
Dm6
А над нами, а над нами
Fmaj E7 Am
Только плачут журавли.
Припев:
A7 Dm7
Калина красная,
Gm A7 Dm
Калина горькая,
Dm6 Am/D
Опять мне выпала
F E7 Am
Разлука долгая.
Разлука долгая,
Дорога дальняя,
Калина горькая,
Калина красная.
Я под утро рано встану,
Мерзлых ягод соберу.
На душе сквозную рану
Крепкой ниткою зашью.
Снегирей не распугаю,
В путь-дорожку соберусь.
Эх, калина, я же знаю,
Что навряд ли я вернусь.
Припев:
Калина красная,
Калина горькая,
Опять мне выпала
Разлука долгая.
Разлука долгая,
Дорога дальняя,
Калина горькая,
Калина красная.
Источник
Ах калина ты моя калина ноты для гармони
Содержание
(жирным шрифтом выделены видеоролики)
Ах, вы, сени(для балалайки и оркестра)*
Ах, судьба *
Ах, улица(для балалайки и оркестра)*
Берёза (С.Есенин-А.Гореликова) (ноты, стихи)*
Валенки (Г.Пономаренко) (слова)
В амбар за мукой (видео — фрагмент, слова)
Виноград (из «Ивана Купала»)
Во лесочке много комарочков
В тихую лунную ночку (ноты, слова)
Гармонь, зачем ты вышла за ворота
Гляжу в озёра синие
Журчит вода по камушкам(ноты с текстом)
Загулял казак(слова, ноты)
За Уралом, за рекой, казаки гуляют
Значит твоя деревенька живёт(ноты с текстом)
И кто его знает
Как вставала я ранёшенько
Как живёшь ты, мама
Как жить(ноты, слова)
Как за нашим за двором
Как у нашего соседа
Как у наших у ворот
Как хотела меня мать
Когда-то песни матери нам пели
Колечко (из Велеславы) — партитура, минусовка
Крымская казачья (С. Ананьев)
Листвы караваны(слова, ноты)
Люблю я казаченьку
Моет косу в реке ива
Молитва матери(ноты, слова)
Молода я, молода (видео с текстом, ноты)
На всей деревне
На Ивана Купала
Ой, во поле травушка
Ой, да, ты, калинушка
Ой, на горке калина
Ой, не будите меня рано
Ой, цветёт калина
Ой, чай, ты мой чай
Оттепель («Золотое кольцо») — 3000
Ох, не будите меня рано
Параня (анс.»Карагод») — MD3000
Перевоз Дуня держала
Подъезжали мы под село
Пойду-выйду на улицу
Посею лебеду на берегу
Посеяла лён за рекою
Россия — любовь навсегда
Русь богатырская (Троценко)
Соловьиная бессонница(слова,ноты)
Сыплет черёмуха снегом
Ты о чём грустишь, калина?(видео с текстом)
Уж ты, зоренька — партитура, минусовка
Уляна — MD9 (минусовка Korg) !
Хорошенький, молоденький
Хороши вечера на Оби
Четыре двора — 3000
Что ты, жинка, губы жмёшь?(слова)
Шкатулка (рус.нар.песня) — MD9(минусовка Korg)
Я на печке молотила(ноты с текстом)
*) — произведение готовится к публикации.
Ах, судьба
из репертуара Н. Кадышевой
Никто нас в церкви не венчал,
А вся душа горит в огне.
Зачем,казак,ты в степь умчал
На вороном своём коне?
Зачем ты встретился со мной,
Когда в Дону коня поил,
Зачем чубатой красотой
Казачке сердце покорил?
Припев:
Ах,судьба моя,судьба,ах,судьба,
Ах,судьба моя,скажи,почему,
Ах,судьба моя, разлука-судьба,
Я ответ никак найти не могу?
Зачем бросал сирень-цветы
В моё полночное окно?
Зачем всех в мире лучше ты,
Как солнца свет, когда темно.
Зачем желанный ты такой,
Как синеглазый вешний Дон?
Зачем в станице за тобой
Казачки ходят табуном?
Как у мечты своей спросить,
Бедой-разлукой не грозя?
Ни в чём винить, ни позабыть,
Ни разлюбить тебя нельзя.
Зачем взлетел ты на коня,
Умчал в лазоревый рассвет?
Ни у тебя, ни у меня,
Ни у судьбы ответа нет!
( есть минусовка в удобной для вас тональности)
ВАЛЕНКИ
1. Мой дружочек меня ждёт
Каждый вечер у ворот,
Но в такие холода
Мне без валенок – беда.
Чтобы к милому идти
Надо валенки найти.
Ох!
Надо валенки найти.
ПРИПЕВ:
Валенки, валенки,
Прячет моя маменька,
Всё равно я их найду,
На свидание пойду! (по 2 раза)
2. Говорят любить зимой —
Значит дома быть одной,
На морозе стынет кровь,
Не согреет и любовь.
Но не буду я страдать,
Только б валенки достать.
Ох!
Только б валенки достать.
ПРИПЕВ.
3. Разговоров не боюсь,
С милым в валенках пройдусь,
Пусть морозец горячей,
Сердцу только веселей
Буду в валенках ходить,
Буду милого любить.
Ох!
Буду милого любить.
ПРИПЕВ.
( есть минусовка в удобной для вас тональности)
Небольшой фрагмент аранжировки русской народной песни
«В амбар за мукой. «
В амбар за мукой, а на речку за водой
В амбар за мукой, а на речку за водой
В амбаре муки нет, да и на речке воды нет
В амбаре муки нет, да и на речке воды нет
Послала девку мать яровую житу жать
Послала девку мать яровую житу жать
Она жать не жавала, на мяжитке пролежала
Она жать не жавала, на мяжитке пролежала
Оглянулася назад, позади стоит казак
Оглянулася назад, позади стоит казак
Казак – казачек, казак – миленький дружек
Казак – казачек, казак – миленький дружек
На ней казачек с оборочкой юбочка
На ней казачек с оборочкой юбочка
Такой молодой, плясать будешь Любочка
Такой молодой, плясать будешь Любочка.
В амбар за мукой, а на речку за водой
В амбар за мукой, а на речку за водой
В амбаре муки нет, а на речке воды нет
В амбаре муки нет, а на речке воды нет.
Виноград
из репертуара группы «Ивана Купала»
Источник