Ахмет ж? банов т? жік биі ноты
Трудно назвать сферу музыкальной культуры 20 века, в которую бы А.Жубанов не внес весомого, значительного вклада, не стал бы в ней определяющей, генерирующей новые идеи фигурой. Ахмет Куанович стоял у истоков профессионального музыкального образования, музыкальной фольклористики и музыковедения, стал одним из основоположников композиторской школы Казахстана, основателем новой для казахской культуры формы музицирования – оркестра казахских народных инструментов (ныне это прославленный Государственный Академический оркестр народных инструментов им.Курмангазы). Он был дирижером и педагогом-лектором, автором целого ряда замечательных произведений, аранжировщиком произведений разных музыкальных жанров, собирателем и нотографом народных песен и кюев. Собранные им легендарные сведения о народных композиторах легли в основу его статей, книг, выступлений. Деятельность А.Жубанова в казахской культуре была поистине универсальной и всеобъемлющей, труд – подвижническим, энергия – неистощимой.
Как композитор А.Жубанов создал яркие произведения в самых разных жанрах – инструментальном, вокальном, хоровом, музыкально-сценическом (оперы, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмам). Инструментальные произведения А.Жубанова – «Ария», «Романс», «Коктем» звучат как в оригинальном скрипичном исполнении, так и в переложении для кобыза, виолончели и других инструментов. В репертуаре начинающих (и не только) пианистов обязательно присутствуют «Таджикские» и «Казахские танцы». Вокальные же произведения А.Жубанова – всеми любимые «Карлыгаш», «Ак когершин», «Умытпа», «Ак Шолпан» покоряют своей простотой, искренностью и национально самобытным мелодизмом. Из оркестровых произведений наибольшую известность получила сюита «Абай» для оркестра казахских народных инструментов.
В диск вошли наиболее известные сочинения А.Жубанова – его собственные произведения и обработки кюев для оркестра казахских народных инструментов (часть из них под его управлением), камерные (инструментальные и вокальные) сочинения, а также отрывки из радио-оперы «Курмангазы».
Mp3 / 256 kbps / 122 Mb
Треклист:
01 «Абай» сюитасы
02 «Айман–Шолпан» таrырыбына фантазия
03 Дэулеткерейді күйі «Қосалқа» Әңдегең А.Жұбанов
04 «Би» күйі
05 «Би» күйі
06 «Қазақ маршы»
07 Халық куйі «Жетім бала» Әңдегең А.Жұбанов
08 «Ария»
09 «Қоктем»
10 Ықыластың күйі «Жез киік»
11 «Романс»
12 «Қарлыгаш»
13 «Ұмытпа»
14 «Ақ когершін»
15 «Тәжік би» № 1 (таджикские танцы)
16 «Тәжік би» № 2
17 «Тәжік би» № 4
18 «Тәжік би» № 5
19 «Қурмангазы» радио-операсына кіріспе (радио — опера)
20 «Қурмангазы» радио-операсына кіріспе ариясы
21 «Қурмангазы» радио-операсына кіріспе ариозосы
Казахский Государственный Академический оркестр народных инструментов им. Курмангазы, дир. Ахмет Жубанов (1, 3, 4, 6, 7)
Нар. артисты Казахстана — Алдаберген Мырзабеков (2), Шамғон Қажығалиев (12, 13, 14)
Государственный Академический Симфонический оркестр республики Казахстан, дир. Тұргұт Османов (19, 20, 21)
Ансамбль виолончелистов под рук. Жамбыла Баспаева (11)
Ермеқ Қазиев — домбра (5)
Әйткеш Толғанбаев (8), Иосиф Коган (10) — скрипка
Меруерт Каленбаева — кобыз (9)
Гулнар Садықова — фортепиано (15-18)
Вокал: Ермеқ Серкебаев (20), Эра Епонешникова (21), Гулзада Есбергенова (12-14)
Концертмейстер: Семён Коган (8-10)
Источник
—>Коллеги — педагогический журнал Казахстана —>
Преподаватель высшего уровня квалификации первой категории Потякина В.В.
Преподаватель сольфеджио и фортепиано школы искусств «Мерей» с. Бишкуль.
Фортепианные циклы Ахмета Жубанова
В творчестве композиторов 20 века получила интенсивное развитие камерно – инструментальная музыка, в том числе и фортепианная. В казахском профессиональном искусстве ведущее место в создании камерно – инструментальной музыки принадлежит академику Ахмету Жубанову.
Труды А.Жубанова посвященные проблемам музыкознания составляют теоретическую основу для изучения отечественного инструментального искусства. Как известно, параллельно с обширной общественной, организаторской деятельностью, А. Жубанов занимался композицией: делал обработки, создавал оригинальные фортепианные пьесы.
Жанр фортепианной миниатюры занимает важное место в творчестве А.Жубанова. Широко известны его «Десять таджикских танцев», «Восемь казахских танцев» и «5 пьес для кобыза или скрипки».
Не случайно, для многих композиторов именно жанр миниатюры становится своеобразной творческой лабораторией, в которой идут интенсивные поиски новых тем, смелые эксперименты в области музыкальных жанров и средств музыкального языка.
В фортепианном творчестве А.Жубанова господствующее место занимает жанр, связанный с образами движения – танец. Подобное жанровое пристрастие создает в искусстве композиторов особую атмосферу жизнерадостности. Ясность конструктивной формы, продуманность драматургии сообщают двум фортепианным циклам особую привлекательность.
«Таджикские танцы» и «Казахские танцы», которые не являются танцами в собственном смысле слова, а скорее жанровыми музыкальными картинами. Следуя по стопам А.В.Затаевича, еще в 20х годах ,создавшего несколько серий фортепианных миниатюр на кахахские темы, автор, однако, не копирует уже найденные приемы. Он настойчиво ищет свои особые формы фортепианного изложения, каждый раз по новому преломляя отдельные элементы вокальной и инструментальной мелодики. Так, например, в четвертом «Казахском танце» в балладно – повествовательном плане он использует драматические интонации из домбровой пьесы Курмангазы «Кызыл кайын»(«Красная береза»).
Что же касается «Таджикских танцев» , то танцевальное начало в них проявляется гораздо более ярко благодаря тому, что композитор весьма удачно использует имитацию восточного ударного инструмента — бубна, на фоне которого звучат томные и изящные танцевальные мелодии, отдаленно напоминающие народные песни – танцы Средней Азии.
Спецификой музыки танцевального жанра является строгая метрическая и ритмическая организация материала. Общеизвестно: ритм в танце выступает гласным элементом, определяющим характер танца. Поражает чеканность ритма, его устремленный характер. У восточных народов (узбеков, таджиков, туркмен и др) в качестве аккомпанирующего пласта выступает народный инструмент — дойра. Работая в филармонии ,А. Жубанов непосредственно общался с представителями разных национальных культур и был знаком с особенностями этого жанра народного творчества. Именно это обстоятельство послужило тому, что таджикские танцы композитора пронизаны характерной ритмической формулой, определяющей динамику движения музыки. В большинстве пьес ритмо — формула заявлялась уже во вступлении и на ряду ,с ладо – тональной настройкой имела характерный ритмический заряд.
Другим важным фактором в формообразовании танцев являются периодичность тем, четкие структурные деления частей формы, ярко выраженная репризность. Небольшие связки в пьесах призваны оттенять контраст (ладовый, регистровый или фоктурный) и подготавливают новые тематические построения.
Интонационную основу «Таджикских танцев» составили некоторые мелодии из сборника «Таджикские народные мелодии». Поэтому песенная форма и приемы мелодического развития повлияли на построение тем.
Значительную роль во внутреннем единстве танцев играют органные пункты. Они представлены не только в виде неподвижного баса, но также в виде вычленений мелодической фигурации, на фоне которой излагается тема.
Фортепианный цикл «Восемь казахских танцев» является классикой детской профессиональной музыки Казахстана. В отличии, от «Таджикских танцев» в данном цикле все пьесы имеют название, то есть программный замысел – заголовок. Например ,«Аксак кулан» («Хромой саврасый»), «Жайлау» («Летовка»_, Кыз Акжелен» («Девичий Акжелен»), Кызыл кайын» («Красная береза»), «Керуен» («Караван»), «Саранжап», «Акжелен», Би куйи» («Танцевальный кюй»).
Каждая из них содержит свое образное состояние и пронизана единым настроением. В отдельно взятой пьесе отсутствует так таковое развитие, в ней преобладает одно избранное состояние. Все они отличаются своеобразным колоритом, тембровой красочностью, связанной с регистровыми сопоставлениями различных мотивов.
Композитор не только использовал народные темы, но тесно связал свое творчество с народно – песенными инструментальными истоками музыкального языка. В казахских танцах мы видим прозрачность гармонии и ясность фортепианной фактуры, благодаря чему казахские народные темы обогащаются своеобразными гармоническими красками и не теряют подлинного народного звучания.
В тематическом и интонационном отношении они близки к казахской инструментальной музыке, в особенности к кюям. Это находит отражение, прежде всего, в фактурной подаче мелодии, в ее 2х -голосном изложении, с характерными кварто – квинтовыми интонациями. Ассоциативные связи с кюем возникают за счет особенности формообразования. Танцы построены по принципу рондообразности или вариационности с различными изменениями тем. Следует отметить , что в основе некоторых танцев взяты темы известных кюев, в частности «Саранжап» и «Кыз Акжелен». Танец «Би Кюй» фактически является переложением кюя для фортепиано. Ввиду того , что изложение музыкального материала приближается к инструментальным кюям, тема в «Казахских танцах» вырастает из небольшой интонации – ячейки. Нередко при помощи секвентного проведения начальной интонации(«Саранжап»), путем вариантных преобразований («Жайлау») или тематического развертывания(«Акжелен»). В пьесе «Аксак кулан» все внимание сосредоточено на одном ритмическом рисунке, выраженном пунктирно. Погружение в одно эмоциональное состояние создает особую напряженную статику музыкального процесса.
Особую целостность циклу «Восемь казахских танцев» сообщает связь между пьесами, прослеживаемая на разных уровнях. Большинство танцев объединяют токкатная жанровость, а также наличие общих форм движения по горизонтали (различные связки , переходы).
Возможно, в связи с тем обстоятельством, что А. Жубанов озаглавил данный цикл танцами, он стремился облечь пьесы в 3х частную форму или рондообразную, но с элементами вариационного метода развития.
В данном цикле А.Жубанову удалось тонко передать жанровые и стилистические особенности казахского фольклора.
Оба фортепианных цикла А.Жубанова по яркости мелодии, динамики движения, контрастности сопоставления танцев, особой музыкальной выразительности вполне вопоставимы со «Славянскими танцами « А.Дворжака, в основу которых также положены исконно народные мелодии. Все они близки по приципам развития и строению форм пьес.
Пять пьес для кобыза, скрипки и виолончели с фортепиано, написанные А.Жубановым в разное время, как: №Весна», «Ария», «Романс», «Жес кийк», «Вальс» вошли в репертуар исполнителей на смычковых инструментах. Часть этих пьес звучит в камерном, эстрадном оркестрах, не говоря о массовых и сольных танцах, поставленных и часто исполняемых с эстрады и по телевизору.
Несмотря на то, что с момента появления обоих циклов прошло достаточно времени, они по прежнему привлекают к себе внимание как исполнителей, так и слушателей.
Фортепианные пьесы А.Жубанова составили основу дальнейшего развития фортепианного искусства в Казахстане. Творческий поиск Жубанова в вопросах создания национальной фортепианной фактуры, адекватных форм звучания в специфически фортепианном изложении во многом облегчил задачи следующим поколениям композиторов республики Казахстан.
Список использованной литературы
1. Аравин П.В. Ахмет Жубанов «Очерк творческой жизни». Алма-Ата, «Жазушы», 1966. – 80с.
2. Гизатов Б. Академик Ахмет Жубанов. Очерк творческой жизни. Алма-Ата, «Жазушы», 1972. – 268с.
3. Жұбанов А. (Құрастырғандар Н.С. Кетегенова, А.Қ. Омарова). – Алматы: «Өнер» баспасы, 2006. 200 бет + 16 бет жапсырма.
Источник