- Статьи
- Последние публикации
- Гитарная музыка: пой, гитара, пой…
- Пожалуй, самый универсальный и многогранный музыкальный инструмент – это гитара. Ведь как по-разному звучит красивая классическая или академическая гитара, блюзовая, бардовская гитара, не говоря уже о рок-версии и фламенко. ProstoSound проведет экскурсию по миру душевной гитарной музыки.
- Академическая гитара
- Блюзовая гитара
- Виртуозы рок-гитаристы
- Фламенко на гитаре
- Бардовская песня под гитару
- Артем Дервоед: гитара — это женщина, над ней нужно властвовать
Статьи
Общее количество: 11 страниц в 4 категориях | ||||||||||||||
Последние публикацииАкадемический статус кл. гитары в системе проф. муз. образования России Дата публикации: 27.04.2010 Андрес Сеговия: его отношения с искусством фламенко Дата публикации: 25.01.2008 Matthias Dammann. Интервью с гитарным мастером Дата публикации: 04.04.2007 Запись классической гитары Дата публикации: 11.10.2006 История гитары Источник Гитарная музыка: пой, гитара, пой…Пожалуй, самый универсальный и многогранный музыкальный инструмент – это гитара. Ведь как по-разному звучит красивая классическая или академическая гитара, блюзовая, бардовская гитара, не говоря уже о рок-версии и фламенко. ProstoSound проведет экскурсию по миру душевной гитарной музыки.Академическая гитараВыдающихся мастеров классической гитары известно много, поскольку произведения для этого инструмента создавались еще в 16 веке. Тогда блистали такие гитаристы как Алонсо Мударра и Диего Писадор. Однако «золотой период» музыки под гитару в Европе пришелся на 18 – 19 века, и отмечен он такими именами как Дионисио Агуадо, Мауро Джулиани, Маттео Каркасси (автор множества этюдов для гитары и один из основоположников европейской академической гитарной школы, автор многих литературных трудов, в частности «Школы игры на гитаре» в 3 частях), Фердинандо Карулли, Луиджи Леньяни, Фернандо Сор, Франсиско Таррега, Марко Аурелио Цани де Ферранти. Большинство музыкантов были итальянского либо испанского происхождения. Интересно, что гений скрипки Никколо Паганини также является и выдающимся гитаристом, автором классических произведений для гитары. Широкой популярностью в 18-19 веках гитара начала пользоваться и в России, а позже – в 20-м веке в СССР. Российская школа гитары имеет свои традиции, здесь параллельно с классической 6-струнной гитарой, использовалась 7-струнная или русская гитара. Популярность «семиструнки» связывают с именем музыканта и композитора Андрея Сихры, который написал для неё около тысячи произведений. Именно семиструнная гитара в России доминировала, уступив место шестиструнной лишь начиная с 20-х годов прошлого века. Из современных имен академических гитаристов стоит отметить французского гитариста и композитора Ролана Диенса, американца кубинского происхождения Мануэля Барруэко, британца Джона Уильямса, испанского виртуоза Пепе Ромеро, Кацухито Ямашита из Японии, россиян Никиту Кошкина, Евгения Финкельштейна, Дмитрия Илларионова, испанца Пако де Лючиа, американца Ал Ди Меола (творчество двух последних настолько разнопланово, сочетая в себе классику, джаз, фламенко и другие гитарные стили, что отнести их к категории исключительно гитаристов-«академиков» сложно). Блюзовая гитараБлюзовая гитара ассоциируется с темнокожими музыкантами, родом из южных и восточных штатов США. Многие блюзмены – выходцы из таких городов как Новый Орлеан, Чикаго, Детройт. О каждом из гитаристов можно написать отдельный материал, поскольку каждое имя – это легенда блюзовой гитары, как например: Би.Би.Кинг, Альберт Кинг, Бадди Гай, Хоулин Вулф, Джон Ли Хукер, Джимми Хендрикс и многие другие. Но и «белые» блюзмены ничуть не уступают основоположникам жанра – афроамериканцам. Такие великие музыканты, как Лес Пол, Эрик Клэптон, Джордж Харрисон, Гари Мур, Джимми Пейдж, Джефф Бек, Стиви Рэй Вон, Кейт Ричардс сделали весомый вклад в развитие блюзовой гитарной музыки. Виртуозы рок-гитаристыГитаристы, отличающиеся виртуозным владением инструмента, играющие классную рок-музыку, в большинстве своем прошли через классическую школу игры на гитаре. Не секрет, что Ричи Блэкмор – многолетний лидер, соло-гитарист и автор многих композиций группы «Deep Purple» в детстве увлекался произведениями Иоганна Себастьяна Баха и поначалу подавал большие надежды, как академический гитарист, пока не увлекся рок-музыкой. Стив Ваи, Ингви Мальмстин, Джо Сатриани, Брайан Мэй, чье творчество неразрывно связано с группой «Queen», также прошли академическую школу, однако большую известность им принесла работа в рок-направлении. Другую когорту рок-виртуозов образуют музыканты-«самоучки», не бравшие уроков классической гитары, а под час и не знавшие нотной грамоты, но овладевшие любимым инструментом в совершенстве благодаря своему таланту. Среди таких музыкантов можно назвать Дэвида Гилмора («Pink Floyd»), Томи Айоми («Black Sabbath»), Марка Нопфлера («Dire Straits»), Карлоса Сантану (хотя у него был наставник – его отец), Джона МакЛафлина, Кирка Хэммета и Джеймса Хэтвилда («Metallica»), Ангуса Янга («AC/DC»), Слэш («Guns`N Roses»). Конечно, список далеко неполон. Журнал «Rolling Stone» на своем веб-сайте опубликовал рейтинг сотни лучших гитаристов мира всех времен. Фламенко на гитареЭтот жанр чем-то родственен академической гитаре, поскольку также отличается абсолютной натуральностью звучания и безупречным владением инструментом. Однако ему присуща самобытная техника и экспрессивное звучание. Более того, гитарное фламенко часть огромной культуры, сочетающей в себе танец, вокал, перкуссионное и гитарное сопровождение. Известных исполнителей фламенко достаточно много, отметим среди них Висенте Амиго, Армик, Маноло Франко. Пако Де Лючиа и Ал Ди Меола также являются прекрасными исполнителями фламенко. Ежегодно, вот уже 32 года, в Кордобе (Испания), проводится фестиваль гитары (Festival De La Guitarra De Cordoba), в котором принимают участие сотни музыкантов, представляющие различные направления хорошей гитарной музыки. Бардовская песня под гитаруГитара в руках барда – не просто инструмент, сопровождающий пение. Это подруга, живущая и дышащая в унисон с певцом. Неслучайно, каждого исполнителя бардовской песни можно узнать по первым аккордам на гитаре еще до того, как начнет звучать голос. Вспомнить хотя бы Владимира Высоцкого или Булата Окуджаву. Наибольшей популярности творчество бардов достигло в СССР, вытеснив городской романс и шансон. Песни некоторых авторов-исполнителей в Советском Союзе были популярнее, чем, например, песни отдельных ВИА. Не последнюю роль в этой популярности сыграли гитарные переливы, под которые исполнялись такие песни, как: «Милая моя» Юрия Визбора, «Вальс Бостон» Александра Розенбаума, «Мне звезда упала на ладошку…» Александра Дольского и многие другие. Источник Артем Дервоед: гитара — это женщина, над ней нужно властвовать24 марта в столице завершился XIV Московский международный фестиваль «Виртуозы гитары». О сервисе «гитара на вынос», длинных ногтях и магии на сцене ОТР поговорил с художественным руководителем фестиваля, музыкантом Артемом Дервоедом. — В поисковике Яндекса после запроса «как научиться. » на втором месте идёт «играть на гитаре». (На первом — «как научиться целоваться?»). Так вот, Артём, как же научиться играть на гитаре? — Сначала нужно научиться целоваться, а потом переходить к гитаре (смеется — прим. ОТР). Все зависит от целей. Термин «гитара» имеет широкое понятие и включает в себя несколько видов этого музыкального инструмента, техник, репертуаров. Чтобы научиться играть на классической гитаре без музыкальной школы или индивидуальной работы с преподавателем не обойтись. История с самоучителем и тремя аккордами здесь не пройдет. — Нужно ли ребёнка отдавать в музыкальную школу? — Конечно, при чем не только на гитару, на любые инструменты. Даже, если он в итоге не станет профессионалом, музыкальная школа — невероятное подспорье для общего развития детей. Игра на инструменте развивает мелкую моторику, учит независимой работе полушарий мозга. Все это благотворно влияет на растущий органном. — Мало кто из детей хочет учить гаммы и этюды, отрабатывать технику в музыкальной школе. Родители должны заставлять их «из-под палки»? — А современные дети вообще ничего кроме игры на компьютере не хотят. 99,9%, на вопрос: «хотят ли они изучать алгебру или геометрию?», ответят: «нет». Но в нашем обществе существуют обязательные этапы развития человека. Чтобы быть образованными, мы должны ходить в школу, получать фундаментальные знания. Если родители хотят формировать своего ребенка развитым, а музыка помогает развивать усидчивость, внимание, слух, то выбор очевиден. — Можно ли добиться успеха без таланта? — Я бы не смог стать тем, кем являюсь на данный момент без таланта. На трудолюбии и усидчивости можно далеко уехать, но всегда есть лимит. И однажды наступает момент, когда ты вроде бы приложил максимум усилий, а магии на сцене все равно не происходит. Магия — одна из граней таланта. То, что нельзя объяснить, но именно это и привлекает внимание зрителя, делая тебя уникальным. При этом без многочасовой ежедневной работы талант проявить невозможно.
— Гитара стоит в одном ряду с балалайкой, домрой и считается народным инструментом. Почему? — Такой нонсенс и казус существует только в нашей стране. В 30-х гг.. ХХ в. гитару, как и все в Союзе, пытались запретить. Тогда, чтобы обойти закон, поклонники этого инструмента решили выдать семиструнную гитару за русско-народный инструмент. Мол, семь струн — это же не шесть, а значит и инструмент другой. На самом деле, семиструнка тоже не наша и пришла из Польши. С тех пор прошло много времени, мы живет в другой стране и с другими законами, но гитара в профильных музыкальных заведениях все еще стоит на народном отделении. Мне не обидно, но этот факт неприятно сказывается даже на самом обучении музыкантов. Народными считаются инструменты русского народного оркестра, а гитара — не оркестровый инструмент. Поэтому гитаристам, вместо того, чтобы заниматься камерным ансамблем, приходится мучиться, изучая дополнительно домру или балалайку. Имидж академической гитары страдает. Мы играем классическую, а не народную музыку. — А какой характер у русской гитары? — Гитара сама по себе — это просто деревяшка. Вся ее суть — в звуке, эмоциях, которые рождает гитарист. Поэтому у инструмента нет национальности. Но русского исполнителя действительно можно отличить по сентиментальности и душевности.
— Большинство международных фестивалей, конкурсов показывают, что гитара — мужской инструмент. Почему так происходит? — Некоторые инструменты делятся по гендерному признаку. Арфа считается женским инструментом. Это не связано с дискриминацией. Просто подавляющее большинство исполнителей на ней — женщины. А гитара — мужской инструмент. Что не мешает женщинам играть на ней, некоторые делают это даже очень хорошо. Думаю, что так происходит из-за того, что гитара — это «женщина», когда на ней играет мужчина, происходит правильный баланс мужского и женского начала. Над гитарой нужно властвовать, ей нужно обладать. — То есть физиологические особенности музыканта тут не при чем? — На гитаре играть совсем непросто. Здесь нужна именно физическая сила. Размер руки тоже имеет значение. У большинства девушек — маленькая рука, поэтому им многие произведения не подвластны. Точно также, как, например, Рахманинов со своими огромными руками писал произведения под себя. И музыканты с маленькими руками просто не берутся их играть. У меня — хорошая растяжка. Нет такой музыки, которой бы я не смог сыграть. — Профгитариста можно распознать по длинным ногтям на правой руке. При этом они должны быть ещё и своеобразно заточены. Тебя в детстве за такой маникюр не дразнили? — Ногти — это база для гитариста. Они создают красивый звук. Мне повезло с ногтями, они крепкие и эластичные — идеальные для гитары. А в школе у одноклассников было достаточно других поводов, чтобы конфликтовать со мной, не из-за ногтей — это точно. — Не везло с одноклассниками? — С 12 лет я попал в спецшколу для юных дарований, где все время посвящал музыке. А до этого, мне попадались школы с недоброжелательными учителями и такими же одноклассниками. Я из тех, кто никогда не вызывал симпатии. Помогали только родителей. — Классическая гитара, как впрочем, и любой другой инструмент, на котором играют Баха, Моцарта, не для широкой аудитории. Как исправить положение? — А зачем? Три аккорда тоже имеют место быть. На них можно и в походе песни петь, и во дворе. Много ты видела скрипачей или пианистов на лавочке во дворе? За классической музыкой нужно идти в консерваторию или филармонию на концерт. Для этого нужно еще узнать об этом, одеться соответствующим образом, расписание свое подстроить — потратить время и деньги. В советское время классических музыкантов отправляли на заводы или на фронт, так сказать, для моральной поддержки бойцов и передовиков производства. Существовал своеобразный сервис «гитара на вынос». Сейчас такой практики нет. А жаль. Я бы вернул ее, потому что потребность в интересной качественной музыке никуда не делась. Фото: Дмитрий Серебряков/ТАСС — Как относишься к уличным музыкантам? — Когда в кошельке есть деньги, всегда бросаю им, если играют хорошо. Сам тоже был на их месте. Карманных денег от родителей не хватало, хотелось заработать, вот и выходил в переход с гитарой. Это неплохая возможность выступления на публике. — Гитара дорогой в обслуживании инструмент? — Сам по себе инструмент может быть дорогим, но в цене он уступает скрипке или роялю. Одна хорошая гитара точно по карману музыканту. У меня — семь инструментов, все стоят по-разному, все использую в концертах. Струны приходится менять пред каждым концертом. Комплект стоит около 1 тыс.руб. — Сколько стоит твоя самая дорогая гитара? — В целях безопасности промолчу. Она, ведь, почти всегда со мной, за спиной. Но это точно больше 100 тыс.руб. — Как заработать на гитаре? Вот, например, из чего строится твой заработок? — Я живу с концертов. Базовые свои потребности закрываю. Но сказать, что мне хватает на частный самолет, не могу. Если ты хочешь ездить на Майбахе с водителем, то советую выбрать другую профессию. Педагогической деятельностью много не заработаешь. Поэтому для меня преподавание — это больше благотворительность. — Забывал ноты на концерте? Как выходил из ситуации? — В 2001 году была забавная история в Волгограде. У меня был концерт на фестивале Tabula rasa. Ехал на поезде Москва-Волгоград около 20 часов. Решил порепетировать. А, когда приехал в Волгоград, понял, что ноты забыл в поезде. Пытался восстановить, импровизировать, по слуху подбирал свою партию — выкрутился. Музыканты могут вести себя, как растяпы: частенько опаздывают на самолеты, забывают ноты. Но я — не такой. И это, пожалуй, был мой единственный промах. — Давай, как в «Волке из Уолл Стрит»: вот тебе гитара, «продай» ее мне, человеку, который ничего о ней не знает. — Я, конечно, могу показывать тебе гитару сколько угодно, рассказывая про ее красоту, редкие породы дерева, из которых она сделана. Могу рассказать о мастерах, игравших на ней, и о ее стоимости. Но все это не подействует, пока ты не услышишь ее звук и не получишь от этого удовольствие. С гитарой только такая комбинация работает. — Какие гитарные произведения могут зацепить любого зрителя? — Есть произведения, которые не могут оставить равнодушными. Обычно людям всегда нравится «Воспоминания об Альгамбре» Тарреги. Это красивое произведение, в котором используется сложный и необычный прием игры на гитаре. Или еще беспроигрышный вариант — концерт Родриго «Аранхуэс» для гитары с оркестром II часть. Источник |