Как подбирать фортепианный аккомпанемент
Автор статьи – Мажутко Анна
Про главные трезвучия лада мы с вами уже говорили не так давно и выяснили, что они – основа аккомпанемента на фортепиано. Без них немыслима ни одна песня, ни одна композиция.
Другое дело, что аккордов в аккомпанементе может быть куда больше, чем три главных, но это уже высший пилотаж. Но с чего-то ведь надо начинать. Вот и начнем с подбора фортепианного сопровождения к самым простеньким детским песенкам. Но прежде чем мы пойдем изучать принцип гармонизации, давайте ответим на простой вопрос:
Почему «главные» и где «подчиненные»?
Далеко не все знают, почему они так называются. Следуя логике, раз есть «главные», то должны быть и «не главные». Правильно, есть такие трезвучия, только называются они побочные. Об этом написано в этом уроке. Однако я постараюсь упорядочить ваши знания. Или ликвидировать ваши незнания, ели вы вдруг по каким-то причинам не поняли предыдущую тему.
Как вы помните, главными считаются I, IV и V ступени. Дело в том, что если вы начнете играть в мажорном ладу все трезвучия на всех ступенях, то только на I, IV и V будут мажорные трезвучия, а на остальных – минорные или уменьшенные. А если вы ту же операцию проделаете в минорном ладу, то на I, IV и V ступенях будут звучать минорные аккорды, на остальных зазвучит мажор или уменьшенное. То есть трезвучия, построенные на I, IV и V ступеней соответствуют родному ладу. В миноре – минорные, в мажоре – мажорные. Вот и весь секрет. Попытаюсь проиллюстрировать.
Вот перед вами хорошо знакомый до мажор :
Звукоряд до мажора
А теперь от каждой ноты нарисуем трезвучия (нотки через одну). Получится вот что:
Построим трезвучие от каждой ноты мажорного звукоряда
Если мы проиграем по белым клавишам получившиеся трезвучия и внимательно прислушаемся к ним, то придем к выводу, что только I, IV и V ступени звучат мажорно. II, III и VI – явный минор, а на VII– ни то, ни другое. Такой аккорд именуется уменьшенным трезвучием. Используется, когда надо изобразить что-то злобное или неопределенное, подвисшее в воздухе.
А теперь вернемся к аккомпанементу для фортепиано. В любой песенке при подборе аккомпанемента используются главные трезвучия лада – тоника, субдоминанта и доминанта. Простенькую детскую песенку можно построить на трех аккордах. Вот посмотрите, как выглядит подбор аккомпанемента «Маленькой елочке» в до мажоре.
Я часто слышала от учеников такой вопрос – а от какой ноты играть такую-то песенку? (подразумевается – а в какой тональности играть ту или иную песенку?) Отвечаю – любую песенку можно сыграть в любой тональности. И когда я демонстрировала это ученикам, то они сильно удивлялись. Вот, удивляйтесь и вы:
Источник
Урок игры на фортепиано № 2
Звук. Обертоны. Аккорд-Трезвучие. Арпеджио.
На примере фрагмента песни Р. Паулса «Миллион алых роз».
На втором уроке мы познакомимся с аккордами и с тем, как их использовать для аккомпанемента уже известной с первого урока нашего курса фрагмента песни Раймонда Паулса «Миллион алых роз». Кроме того, мы научимся играть арпеджио и применять их в качестве арпеджированного аккомпанемента для мелодии «Миллион алых роз».
I. Основной раздел
II. Сопутствующие уроку сведения
1. Струна колеблется не только всей своей длиной (при этом звучит основной тон), но и своими частями (половинками, третями, четвертями и т.д.), добавляя к основному тону призвуки – обертоны.
Рис. № 1. Основной тон и обертоны.
2. Трезвучие – это аккорд из 3-х звуков, расположенных по терциям. Естественным образом оно сложилось на 3, 4 и 5 обертонах.
Рис. №2. Обертоны. Интервалы. Трезвучие.
Аппликатура для игры трезвучий: левая рука — 5-3-1, правая рука — 1-3-5. Нумерацию пальцев см. в уроке № 1.
3. Аккомпанемент БАС + АККОРД.
Этот вид аккомпанемента можно использовать для сопровождения мелодии «Миллион алых роз», добавив к уже известным нам с прошлого урока басовым нотам соответствующие им аккорды-трезвучия (см. рис. №4).
Рис. № 4. Слова песни с басами и аккордами.
Примечание: Аккорд МИ играть с черной клавишей в центре трезвучия.
4. Арпеджио — это последовательное движение по звукам аккорда.
Рис. № 5. Арпеджио из 6-ти звуков для 2-х рук.
Играть, чередуя руки, в разных направлениях и от разных белых клавиш.
5. Аккомпанемент АРПЕДЖИО по первым 5-ти обертонам (для 2-х рук).
Играть в качестве еще одного вида аккомпанемента для песни «Миллион алых роз» снизу вверх и обратно, меняя арпеджио согласно гармонии (Рис. № 4).
6. Комбинированный вариант аккомпанемента — совмещение двух видов аккомпанемента (бас+аккорд и арпеджио из 5-ти звуков) (см. видеоурок, 14 мин).
7. Арпеджио по первым 4-м обертонам.
Аппликатура для левой руки.
III. Домашнее задание
1. Погружаться в аккорд (правильной аппликатурой!) и переносить его в разные части клавиатуры одной рукой (правой, левой) и чередуя руки (левая — правая).
2. Играть аккомпанемент БАС + АККОРД как двумя руками (бас – левая, аккорд — правая), так и одной левой (бас – 5 палец, аккорд – согласно аппликатуре для трезвучия, но можно и так: 4-2-1). При смене гармонии ориентироваться на рис. № 4.
3. Добавить к п.2 пение (если аккомпанемент двумя руками) и игру правой рукой мелодии (если аккомпанемент одной левой рукой).
4. Играть арпеджио из 5-ти звуков (рис № 6) двумя руками в прямом и обратном движении от любой белой клавиши. Использовать как аккомпанемент к пению. При смене гармонии ориентироваться на рис. № 4.
5. Совместить навыки п.п. 2, 3 и 4 для создания сложного вида аккомпанемента: БАС + АККОРД + АРПЕДЖИО из 5-ти звуков. Использовать как при пении, так и при игре правой рукой мелодии (см. видео, 14 мин).
6. Играть 6-ти звучные арпеджио, чередуя руки, в разных направлениях и от разных белых клавиш (рис. № 5). Сочинить на этой основе собственную небольшую пьесу.
7. Научить левую руку играть арпеджио по первым 4-м обертонам от ВСЕХ белых клавиш (рис. № 7). При игре от МИ последняя клавиша будет ЧЕРНОЙ. Довести этот прием до шаблона.
Источник
Обращение аккордов и виды сопровождения (Урок 7)
Ну вот наконец-то мы и подошли к самому ответственному моменту в игре на фортепиано. На этом уроке вы научитесь импровизации левой рукой. Это означает, что, внимательно прочитав этот урок и усердно позанимавшись, вы без труда сможете играть любое произведение так, как вам нравится, зная только мелодию и аккорды к ней.
Что для этого надо уметь?
- Мелодию, я надеюсь, вы уже можете воспроизвести по нотам.
- Уметь строить аккорды в их основном виде (мажорные, минорные, уменьшенные).
- Делать обращения аккордов.
- Иметь представление о разных видах сопровождения (аккомпанемента) и умело ими пользоваться.
Не испугались? Полдела мы уже сделали, а это уже очень много. Остались 3 и 4 пункты. Давайте рассмотрим их по порядку, тогда все станет на свои места. И вы поймете, что ничего сложного здесь нет (при условии хорошего усвоения первых двух пунктов).
Обращение аккордов
До сих пор вы играли такие виды аккордов, которые называются основными. Что это означает? А означает это то, что, если вы берете аккорд C или Cm (до мажор или до минор), самой нижней нотой является нота «до». Она и есть основная нота аккорда. Далее ноты аккорда располагаются в следующей последовательности: за основным тоном идет терция, а потом квинта. Рассмотрим на примере.
В до-мажорном аккорде (С):
- До – это основной тон
- Ми – это терция
- Соль – это квинта
Надеюсь, все понятно?
Но, чтобы сыграть аккорд, абсолютно необязательно брать его основной вид. Помните из математики: «От перемены мест слагаемых сумма не изменяется»? То же самое происходит и при игре аккорда. Как бы вы ни взяли его, в какой бы последовательности ни поставили исходные ноты – он останется прежним.
Обращение трезвучия – перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх или верхнего
звука аккорда на октаву вниз.
Возьмем знакомый нам до-мажорный аккорд. Он останется таковым, как бы мы его ни взяли, а вариантов всего три: до-ми-соль, ми-соль-до, соль-до-ми.
Что дают нам эти знания? А вот что:
- Обращения позволяют добиваться тонких качественных различий в звучании аккорда
- Они также дают возможность более удобно соединять аккорды друг с другом
Например, чтобы соединить аккорды C и F, достаточно поменять расположение всего двух нот: ми и соль меняем на фа и ля (на одну клавишу выше). При этом нота «до» остается на месте. Это намного легче, чем переносить полностью руку с основного вида аккорда C к основному аккорду F (фа-ля-до).
Подведем итог. Важно помнить, что ноты, входящие в аккорд, можно составлять по-разному. Необязательно, чтобы в аккорде внизу был основной тон. Его можно построить от любой, входящей в его состав, ноты, выбирая тот вид, который удобен вам в данный момент, или звучание которого вам больше нравится.
Постарайтесь проиграть все известные вам аккорды с их обращениями.
Выглядеть это должно примерно так:
Следующим этапом усвоения обращений для вас станет соединение разных аккордов, используя разные виды их расположения. Главная задача при этом – сохранить наиболее плавные переходы от одного аккорда к другому, исключая большие скачки между ними.
Вот пример, как это должно выглядеть:
А теперь попробуйте самостоятельно сыграть аккордовые последовательности, используя максимально плавные переходы от одного аккорда к другому:
- В До-мажоре – C – Em – Dm – G – C – Em – Am – Dm – F – G – C
- В Ре-мажоре – D – Hm – Em – A – Em – G – A – D
- В Фа-мажоре – F – B (это си-бемоль) – C – F – Dm – Gm – B – C – F
- ну и в Соль-мажоре – G – Em – C – D – G
Напомню:
- большая латинская буква означает, что вам надо играть мажорный аккорд от данной ноты
- большая латинская буква с маленькой буквой “m” – это минорный аккорд
- мажорный аккорд состоит из б3 + м3 (большая, а затем малая терция), минорный – наоборот – м3 + б3
- латинское обозначение аккордов: C (до) – D (ре) – E (ми) – F (фа) – G (соль) – А (ля) – H (си) – B (си бемоль)
Если не получилось, попробуйте сначала написать эти аккорды на нотном стане, проанализировать их, отыскав наиболее короткий путь к игре их последовательно друг за другом (с наиболее плавным голосоведением), используя обращения.
Тем, кто в музыкальной школе занимается сольфеджио, наверняка будет полезна таблица с информацией,
на каких ступенях строятся аккорды:
Аккомпанемент
Когда вы хорошо усвоите обращения трезвучий, можно приступать к аранжировке мелодий. А именно, добавить к ней собственный аккомпанемент. Но как это сделать?
До сего момента вы пользовались просто фоном из длинных аккордов, такой тип аккомпанемента называется «аккордовым».
Возьмем всем известную мелодию «В лесу родилась елочка», и на её примере сделаем аранжировку с разными видами сопровождения. Заметим, что характер её, в зависимости от аккомпанемента, будет меняться, местами – кардинально.
Итак, аккордовый тип аккомпанемента может быть и не таким скучным, как вы представляете. Между прочим, это весьма многоликий тип аккомпанемента. Такой остинатный аккомпанемент (то есть однообразная пульсация, повторение) создает
– в быстром темпе – напряжение, ожидание какой-то развязки или – реже – воодушевление, приподнятость
– а в медленном темпе – либо эффект траурного шествия, либо мягкую качку медленного танца
– полностью аккордовое оформление как темы, так и сопровождения – прекрасное средство для кульминаций и придания весомости, гимничности.
Другой вид сопровождения – это чередование баса и аккорда. Он тоже разделяется на несколько подвидов:
– когда берется бас и оставшаяся часть аккорда
– бас и аккорд целиком
– бас и многократное повторение аккорда (такой аккомпанемент используется, например, в вальсе)
– ну и наиболее распространенный вид сопровождения – это арпеджированная фигурация.
Итальянское слово «арпеджио» означает «как на арфе». То есть арпеджио представляет собой исполнение звуков аккорда последовательно, как на арфе, а не одновременно, как собственно в аккорде.
Видов арпеджио большое количество, и, в зависимости от размера, произведения могут быть самые разные. Вот некоторые из них:
Этот список можно продолжать до бесконечности. Но, пожалуй, стоит остановиться, чтобы вы освоили хотя бы эти. На самом деле, овладев основами аккомпанемента, можно положиться на собственные ощущения и попробовать поэкспериментировать.
Итак, дерзайте. Вот вам несколько популярных мелодий с записанными аккордами. Поиграйте их с разными видами аккомпанемента. Но не забывайте порядок разучивания произведений:
- выучите только мелодию в верхнем голосе;
- выучите аккордовое сопровождение, играя его просто аккордами;
- поищите наиболее удобное расположение аккордов, используя не только основной вид аккордов, но и его обращения, добиваясь того, чтобы при игре было поменьше скачков вверх и вниз;
- соедините мелодию и аккордовый аккомпанемент воедино;
- добавьте немного импровизации, изменив фактуру аккомпанемента на более сложную.
Ну, и для совсем ленивых, которые не хотят составлять аккорды самостоятельно, привожу вот такую таблицу аккордов. Скажу заранее, что в ней встречаются два не совсем распространенных знака альтерации. Наряду с диезом ( ) и бемолем ( ), которые соответственно повышают и понижают ноту на пол тона, есть дубль-диез ( ) и дубль-бемоль ( ), которые повышают и понижают ноту на целый тон.
Источник