Аккомпанемент для двух гитар

Ритм-гитара >Как превратить две партии ритм-гитар из соперников в лучших друзей?

На мировой музыкальной сцене есть немало отличных групп, но также и нет недостатка в музыкантах классом ниже. То же можно сказать и о записях – какие-то уже стали классикой, а какие-то достойны лишь того, чтобы пылиться на полке. В силах любого гитариста сделать так, чтобы группа звучала хорошо как на сцене, так и на записи. Для этого важно научиться создавать гитарные партии, сочетающиеся и взаимодействующие друг с другом.

Задача – сыграть две партии для одной композиции так, чтобы они звучали по-разному и в то же время дополняли друг друга и музыку в целом. Запись двойных треков может также помочь при разработке интересных партий для живых выступлений.

Примеры в этой статье включают два трека – один звучит в левом канале, другой – в правом, что характерно для миксов. Если вы хотите прослушать одну гитару без другой, просто выберите соответствующий наушник и приложите его к уху. Кроме того, вы можете отделить партии друг от друга с помощью программы SoundSlice.

Если вы хотите, чтобы две гитарные партии хорошо звучали вместе, нужно, чтобы они отличались друг от друга. В данных примерах гитара на левой стороне – это Телекастер через усилитель Vox, а гитара с правой стороны – это бриджевой хамбакер через усилитель Fender. Звуковые отличия между двумя гитарами помогут вам отделить их друг от друга.

Читайте также:  Love kills queen ноты

Эксперименты с каподастром

Помните: цель – сделать так, чтобы гитары звучали по-разному. Каждый элемент микса должен занимать свое место, и использование каподастра в разных позициях способствует этому. Если песня написана в тональности G, гитарист обычно играет первую ритм-партию без каподастра, а для второй ритм-партии ставит каподастр на третий лад и играет так, словно речь идет о тональности Е. Таким образом партии получают разные текстуры, ведь аккорды и фразы в G отличаются от аккордов и фраз в Е или в любой другой тональности. В Примере 1 вы увидите, как можно разнообразить самую простую аккордовую прогрессию меняя не только аккорды, но и ритм.

Внизу и вверху

Когда я играю композицию на сессии впервые или же выступаю с ней с новой командой музыкантов, я всегда смотрю, что делает другой гитарист. Играет ли он открытые аккорды или же просто бьет по нижним струнам? А может, он играет повторяющийся рисунок на высоких струнах? В любом случае я стараюсь не заходить на его территорию. Пример 2 – демонстрация того, как одна партия обеспечивает смены аккордов, а другая перемещается в их верхней части.

Глушить или не глушить?

Глушение ладонью – отличный прием для игры куплетов, но когда две гитары одновременно играют глушением, это может быть очень опасно, потому что если кто-то один выбьется из ритма, это прозвучит очень нехорошо. Есть способ обойти эту ловушку. Пусть одна гитара играет глушением ладонью, а другая тихо прикасается к струнам, не прерывая их звучания ( Пример 3 ). Ключевое слово здесь – тихо. Второй гитаре нужно следить за тем, чтобы она оставалась на том же или меньшем уровне громкости, что и гитара, играющая глушением. Иначе получится скорее перетягивание одеяла на себя, чем взаимная поддержка.

На пути к звездам

Возьмем большой припев или большое соло, где обе ритм-гитары должны следить за соблюдением пульсации и движения мелодии, подчеркивая при этом определенные доли. Одна гитара может акцентировать восьмые ноты и сильные доли, а другая – просто ударять по сильным долям, не прерывая звучание струн ( Пример 4 ). Короткие ноты продвигают музыку вперед, а длинные сохраняют единство музыкальной ткани.

Обращения аккордов

Эту технику можно комбинировать с приемами, которые мы обсуждали выше. Либо с ее помощью можно добиться того, чтобы обе гитары играли восьмые ноты с чистым звучанием. Если речь идет о двух электрогитарах, они обычно разделяются на левый и правый каналы, поэтому для получения яркого стереозвучания их партии должны отличаться. Пусть один гитарист играет обычные аккорды от тоники, а другой – первые обращения. Это как раз и создаст тот самый эффект стерео, который так нужен продюсеру и звукоинженеру. Партия из первых обращений сама по себе прозвучит довольно странно, но ведь аудитория никогда и не услышит ее в отдельности. Ее можно будет услышать только в сочетании с первой гитарой и с другими инструментами в миксе, поэтому важно, чтобы она звучала хорошо именно в этом контексте ( Пример 5 ). Контекст – очень важная вещь!

Переключения

Если вы играете сессию с другим гитаристом на электрогитаре, вполне естественно меняться друг с другом. Но когда одна и та же электрогитара отвечает сначала за первую ритм-партию, а потом за вторую, ситуация усложняется.

На первой партии можно оставлять пустые места, которые вы потом заполните второй партией. Это создаст чувство взаимодействия гитар. Так можно делать в рамках куплета или же меняться ролями при смене куплетов ( Пример 6 ).

Унисонные партии

Музыка профессионалов обычно создает впечатление «Мы так и планировали», а не «Понятия не имеем, что мы там записали». Самый легкий способ достичь первого эффекта – играть в унисон. Это означает какое-то время играть одинаковые партии ( Пример 7 ). Это очень хорошо работает между линиями вокала в куплете и в конце фраз, например, во второй половине четвертого такта фразы из четырех тактов.

Октавы

Это то же самое, что и унисонные партии, с тем отличием, что здесь требуется немного больше планирования, потому что необходимо разобраться с аппликатурами. Чаще всего игра в октаву звучит лучше и объемнее, чем игра в унисон ( Пример 8 ). Октавные партии также можно применять более свободно, чем унисонные. Многие известные хиты отличаются фразами во вступлениях, где каждая нота играется в октаву.

Гитарные гармонии

Эта идея опять же напоминает унисоны и октавы, но она несколько более сложна. Гармонии должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с аккордами композиции, поэтому начинать такие эксперименты на сессии может быть довольно рискованно, если вы не уверены в том, что делаете. Но если у вас есть время, почему бы не поэкспериментировать. Главное не перестараться, ведь гитарные гармонии могут легко перегрузить песню. Лучше применять их в какой-либо конкретной секции песни, например, в соло или во второй половине второго куплета ( Пример 9 ).

Тишина – наш лучший друг

Отказ от одной или даже двух партий в первом куплете или в первой половине первого куплета может привести к тому, что после этого припев буквально «выстрелит» своим звучанием ( Пример 10 ). Отличная идея для вашего арсенала! Сложно сделать так, чтобы гитарная партия звучала объемнее, чем открытые аккорды на овердрайве, поэтому можно немного приглушить другие партии и приберечь грязь для тех моментов, когда она действительно нужна. Это, пожалуй, самая важная техника из всех, находящихся в вашем распоряжении… И самая легкая!

Хороший набор для аранжировки композиций!

Спасибо за интереснейший урок! Мы с братом разобрали и сыграли все упражнения в две гитары. Очень качественный и полезный урок.

Просто клад, для тех кто хочет звучать интересно.

Очень хороший и понятный материал. Спасибо за труд!

Источник

Самоучитель гитарного аккомпанемента

Соловьев Павел Викторович представляет свою Школу гитарного аккомпанемента.

ОТ АВТОРА

Эту мою работу я посвящаю моему другу, надежному и исключительно порядочному человеку, гитаристу Дамиру Мухаметхабировичу Галееву, директору фирмы «ДО мажор» (ИП Галеев). Он – первый человек, который поверил в мои возможности, осуществил первую публикацию моей «Школы» (начальный период обучения) в журнале «ДОмажор» (№ 1, 2005)

Неизвестный никому музыкант горячо доказывал Дамиру Мухаметхабировичу, что его система и опыт массового обучения игре на гитаре уникальны. Соловьев Павел Викторович нагло утверждал, что его система обучения – самая простая и действенная в России.

По Школе легко можно научиться играть и без преподавателя (иногда его негде взять – небольшие города, отдаленные села и т.п.). Правда, документальных подтверждений тому, что кто-то самостоятельно научился играть на гитаре по моей Школе – у меня нет. Сейчас положение может быть исправлено.

Я обращаюсь к людям, которые благодаря моей Школе самостоятельно научились играть на гитаре и ко всем ребятам и взрослым, кто обучался в разное время игре на гитаре у меня: — Пожалуйста, отправьте свои отзывы о моей работе:

Фирма «ДО мажор» (ИП Галеев) обладает эксклюзивным правом на издание и распространение моей «Школы» в печатном либо в электронном виде. Автором «Школы аккомпанемента» является Соловьев Павел Викторович.

ЧТЕНИЕ АККОРДОВ С ЛИСТА — вот залог успеха, стремительного развития исполнительского уровня начинающих гитаристов.

Ничего нового я не придумал, просто правильно использую опыт преподавания.

Самое основное, что я понял – нужно научить детей играть на гитаре, совсем не используя прием «Баррэ» (когда все струна пережимаются указательным пальцем). Этот прием труден для начинающих – значит, нужно обойтись без него.

Пришло понимание того факта, что при работе с малышами нельзя опираться на детский песенный репертуар (детские песни все, как правило, сложны для исполнения из-за того, что в них сплошь и рядом используются аккорды G, G7, C , F , H 7).

Пришлось подыскивать подходящий репертуар. За эти годы я могу перечислить эти песни на память:

1. Остров невезения

2. Не унывай! (туристическая песня)

3. Ты у меня одна (Визбор)

4. Там, за туманами (ЛЮБЭ)

8. Конь мой (ЛЮБЭ)

10. Три танкиста

После нескольких первых занятий дети способны по моей Школе обучать других людей игре на гитаре с использованием только четырех аккордов (разумеется, без применения приема «баррэ»). Важен подбор песен!

При работе с моим Песенным приложением к Школе игры, учтите, что большинство песен записаны мною на слух, с дисков или с плохих магнитофонных записей. Если будет расхождение в гармонии с печатным оригиналом, то это следует приписать несовершенству моего слуха.

Многие песни переработаны мной с печатных оригиналов.

Не забудьте, пожалуйста – любительский вариант обучения игре на гитаре предусматривает вольную посадку (не так, как обучают игре на классической гитаре).

Большой палец левой руки зачастую лежит вдоль грифа гитары, либо выглядывает в верхней части грифа чуть ли не наполовину (как у балалаечников). Струны могут быть любыми – хоть металлическими, хоть синтетическими. Строгих домашних заданий не бывает – учащиеся приходят с осознанным желанием научиться. Есть лишь одна рекомендация – заниматься дома каждый день не менее 15 минут!

На смотре-конкурсе «Сердце отдаю детям» я давал открытый урок. Условия были такие: группа специально отобранных детей из 10 человек (никто из них ранее музыке не обучался) должна была быть обучена определенным навыкам игры на гитаре в течении часа. Я учил их играть, и в конце часа они все сыграли по одной песне, причем каждому из них я дал другую песню. Единственно, о чем я сообщил жюри – это то, что голова у этих детей уже неплохо работает, а вот руки следует долго и упорно тренировать (пришлось всем участникам помогать в перемещении аккордов).

Все прошло успешно. Вот это и была первая официальная презентация моего метода мелкогруппового обучения гитарному аккомпанементу

Потом я был крайне удивлен, что стал лауреатом смотра, занял третье место . И получил в награду большой итальянский сервиз из 99 предметов и памятный приз победителя – кубок с надписью:

Управление образования Калининского района. Победителю конкурса «Педагог – внешкольник. Челябинск. 2006»

Экспресс – курс для начинающих.

Как нужно заниматься ежедневно.

Именно от выполнения требований, которые изложены в этом разделе, и будет зависеть, как скоро вы освоите гитару.

Посадка. Можно ставить гитару на правое колено, можно играть стоя.

Первое время можно смотреть на гриф гитары.

Главное — не правая рука, не уделяйте на первых порах ей много времени.

Тут главное – удар по струнам нужно наносить всегда расслабленной кистью, чтобы не оборвать все струны одним мощным ударом.

Упражнение на расслабление кисти левой руки.

Поставить пальцы в позицию Am. Затем мысленно нанесите удар правой рукой по струнам (только мысленно!). В это время прижать струны левой рукой, затем, оставаясь на струнах, мгновенно расслабить кисть. Очень медленно повторяйте это упражнение до тех пор, пока не появится автоматизм. Это очень важно для вашей последующей жизни в музыке.

С «зажатыми руками» просто нельзя играть! В результате – травма рук, в переводе на музыкальный язык – «Проф. непригодность» или «переигранные руки». По сути дела – это инвалидность: человек не может сжать мячик в руке, когда переносит тяжесть – пальцы разжимаются сами. Смена погоды доставляет массу неприятных и болезненных ощущений.

Будьте внимательны, чередования напряжения кисти и последующего мгновенного расслабления – самое важное для Вас!

Теперь о том, как невероятно быстро научится играть на гитаре. Все очень просто.

Каждый день начинайте Ваши занятия с отработки переноса аккордов из одной позиции в другую. Это упражнение можно выполнять только левой рукой, при этом можно смотреть фильм по телевизору. Совершенно исключив даже малейший прижим струн левой рукой, отрабатывайте медленно перенос аккорда Am в позицию аккорда E. Этот перенос нужно отрабатывать каждый день примерно по 500 раз, но никак не менее! Тут весь секрет не в суетливом переносе, а в быстром броске обязательно расслабленной кисти левой руки. Примерно через неделю-другую таких занятий у вас включится «автомат» — при одном только взгляде на аккорд пальцы автоматически, не спрашивая Вашего согласия, сами мгновенно займут нужную позицию. Через неделю занятий вы уже никогда не будете смотреть на гитарный гриф – это Вам будет не нужно.

Теперь ваш взгляд будет всегда направлен только на цифровку или на нотный текст, табулатуру.

Последнее – если вы умеете ровно считать до двух (двухдольный размер), до трех (трехдольный размер), и до четырех (четырехдольный размер) – то вся песенная музыка распахнула перед вами двери!

Вам совершенно неважно, одну сотню песен сыграть — или десять сотен.

Известные вам аккорды просто чередуются в разных сочетаниях.

Если Вам неизвестен аккорд – просто загляните в таблицу аккордов (они есть и на моем диске, есть и в продаже в магазине «ДО мажор», и в других музыкальных магазинах.)

Берите в руки гитару, ежедневно занимайтесь, выполняйте все требования из «Экспресс – курса для начинающих» — и через кратчайшее время я по адресу –cmajor@inbox.ru — жду от вас радостных сообщений о том, как вы в совершенстве освоили искусство гитарного аккомпанемента в кратчайший период времени.

С уважением и пожеланием успехов — ваш автор,

Соловьев Павел Викторович.

Скачать Школу гитарного аккомпанемента можно по следующим ссылкам:

Источник

Оцените статью