Аккомпанемент для соло гитары

Аккомпанемент на гитаре. Виды и практические примеры аккомпанемента на гитаре

Аккомпанемент на гитаре — что это

Аккомпанемент на гитаре – это музыкальное сопровождение песни. Чаще всего исполняется аккордами. Взятый аккорд, который играется в каком-либо ритме уже можно считать таким сопровождением (некоторые треки даже так и исполняются). Ритмические фигуры левой и правой руки могут отличаться по сложности. Они настолько разнообразны, что одну и ту же песню можно саккомпанировать совершенно по-разному. В этом вся прелесть музыки.

Сопровождение включает разные виды боев, переборов, постукиваний по грифу гитары и других «примочек». Аккордовая часть может совмещаться с сольными вставками или идти непрерывным соло.

Аккомпанемент в музыке

В музыке это понятие применяется более широко. Помимо песен можно составить музыкальную поддержку мелодии. Это не только человеческий голос, но и любой другой инструмент. Чаще всего аккомпанируют на баяне, пианино, гитаре – инструменте, на котором можно создать гармонию (несколько звуков одновременно). Бывают дуэты, скажем фортепиано + флейта. Часто аккомпаниатор поддерживает 2 и более ведущих голоса (фортепиано + перекличка кларнета и трубы). Аккомпаниаторов может быть двое (дуэт пианистов, пианист + гитарист).

Читайте также:  Как гитара для бенсона

В сольном инструментальном исполнительстве музыкант может вести мелодия и аккомпанемент одновременно. Роль сопровождения отводится левой руке, а мелодию чаще всего ведут правой (нередко бывает перекличка рук и смена ролей, но это частные исполнительские случаи).

В так называемых оркестровых аранжировках сопровождение может составлять из одноголосных инструментов и превращаться в мощную аккомпанементную основу из трёх голосов и более. Подобные трио-квартеты поддерживают целых хоры, оперные сольные номера на несколько голосов (бас+баритон+сопрано+альт) или совместную работу нескольких симфонических инструментов. Часто такие аранжировки бывают контрапунктными – когда каждый инструмент играет свою партию (не сливаются в унисоне).

Роль аккомпанемента

Это в первую очередь ритмическая и гармоническая основа. В какой-то степени похлопывания в ладоши можно назвать примитивной формой сопровождения. Часто аккомпанемент на гитаре помогает новичку не только спеть песню, но и вообще вступить и «въехать в тональность». Так как пение a capello это уже другой уровень мастерства. Часто в музыкальных номерах можно встретить вступления без сопровождения или куски в середине. Но затем поддержка всё равно вступает, так как наполняет ткань произведения полнотой гармонии, делает песню сочной и плотной.

Виды аккомпанемента на гитаре

Удары по струнам (бой)

Пожалуй, самое первое, что осваивает новичок – это пару аккордов и свой первый бой. Эта ритмическо-гармоническая поддержка используется как в дворовых песнях, так и в более сложных жанрах – кантри, рок, даже частично классика (чаще всего в испанской гитаре). Видов таких ударов по струнам существует несчётное множество. В первую очередь потому, что к каждой песне можно подобрать индивидуальный бой со своими фишками и ритмической основой. Существуют основные схемы, которые можно порекомендовать новичкам. Но от них не только можно, но и нужно отходить в процессе обучения.

Главное, что даёт изучения данного приёма – это совмещение левой и правой руки. Если вы сумели зажать аккорд, а правой рукой продержать ритм на протяжении хотя бы первой строчки песни, поздравляем – перед вами открывается удивительный мир музыки.

Бас-Щипок

Ещё один интересный вариант аккомпанемент на гитаре – бас + щипок. Это то самое «унца-унца», которое используется в основном в простых «блатных» или дворовых песнях (скажем, «Постой, паровоз»). Однако даже эту простую форму можно усовершенствовать и сделать неожиданную поддержку для всеми знакомой песни.

Арпеджио

Термин «арпеджио» применяется для классических инструментов. В среде любителей знакомо слово «перебор». Это дословно «перебирание» струн аккорда в определённой последовательности. Ноты аккорда создают звуковую «петлю», которая звучит на протяжении всей композиции (или её части). В основном применяется в лирических произведениях, чтобы «взяло за душу». Часто применяется в качестве разнообразия между боями или в переходной части песни (бридже, например или перед припевом). Виды арпеджио также отличаются разнообразием. От простейшей четвёрки до более замысловатых фигур, которые используются даже в рок-балладах (Guns`n`Roses «Don`t Cry»).

Извлечение звуков с добавлением перкуссии

Тем, кто хочет добавить живости и танцевальности в своё исполнение, можно порекомендовать различные удары и щелчки по деке. Конечно, дворовые гитаристы часто добавляют похлопывания и постукивания по корпусу гитары. Это и звучит прикольно и выглядит эффектно. Но чаще всего это единичные использования один-два раза за песню. Более опытные и техничные музыканты составляют из подобных фишек ритмические дополнения и основу. В основном это так называемая «диско-бочка» — удар запястьем ровными четвертями или восьмыми с одновременным извлечением звуков пальцами правой руки. Таким образом, создаётся присутствие малого барабана и бочки.

Кроме того, аккомпанемент аккордов можно разнообразить различными глушениями, которые тоже создают эффекты ударной установки.

Фингерстайл (2 голоса ритм и мелодия)

Приведённый выше эффект «диско-бочки» это элемент фингерстайла. Подобное исполнение требует наработки техники и мастерства. В основном фингерстайлщики исполняют инструментальные версии известных песен или мелодий из фильмов, игр. Обязательно ведение мелодии и ещё одного-двух голосов (в зависимости от сложности аранжировки и мастерства исполнителя). Отличительной особенностью является «приправа» всего этого чёткой ритмической основой.

Мелодия — основная тема композиции

Отдельная мелодия тоже может стать хорошим сопровождением. Например, можно попробовать петь в унисон или устроить перекличку – ваш голос A capella + мелодическая составляющая песни/аккомпанемента. Пример – John Lee Hooker – «Boom Boom». Певец исполняет основную тему песни, которая затем отзывается небольшими сольными вставками в аккомпанементе.

Стили аккомпанемента

В зависимости от стиля музыки, может меняться и аккомпанемент на шестиструнной гитаре. Это зависит от традиций и происхождения самого жанра. Скажем, у рэгги уникальная ритмическая основа, которая не подойдёт для рок-песни или тем более дворового шансона. А дворовый бой никак не прозвучит в качестве сопровождения для «Ace of Spades» Motorhead. Однако часто стили заимствуют бои и переборы друг у друга. Например, фанковый ритм часто применяется в поп-песнях, используется в роке и метале. В свою очередь существуют практически универсальные бои, которые могут подойти сразу к нескольким жанрам.

Возможности гитарного аккомпанемента

Если вы научились играть основные схемы боя, используете переборы – то для вас открывается возможность исполнить практически любую песню. Чем больше приёмов в арсенале гитариста, тем разнообразнее и интереснее звучит его шестиструнный аккомпанемент. Добавляйте по 1-2 фишке в давно разученные песни и увидите, как она зазвучит ярче. Не обязательно стараться досконально изучить определённую манеру. Можно взять что-то из рока, фингерстайла, блюза, рэгги и добавить в другой жанр.

Построение гитарного аккомпанемента

Самый простой способ – следовать сильным долям в песне. Так вы создадите ритмический «скелет». Возьмите несложную песню с ярко выраженными сильными долями и акцентами (ту же Кино – «Звезда по имени солнце») и простучите вместе с записью. Для удобства ниже предложен аудиофрагмент партии барабанов из этой композиции.

Барабанная партия куплета

Постепенно вы поймёте, где ваша рука не совпадает с записью. Теперь возьмите гитару и старайтесь попадать в такт, играя по «мёртвым нотам». Левой рукой заглушите, а правой бренчите по струнам. Скоро вы будете попадать в такт вместе с оригиналом. Когда в голове уложился ритм, можно приступить к подбору аккордов.

Проще всего прослушать басовую линию (если есть такая возможность). От неё уже можно строить гармонию. Можно также подбирать басы при игре с оригиналом. Например, вы услышали повторяющуюся в куплете линию «A-C-D-G». Скорее всего, здесь будут аккорды – Am, C, Dm, G. Вам нужно определиться с ладовым наклонением трека (мажор или минор) и от этого уже «плясать».

Табы партии баса и аудиофрагмент

Кроме того, существуют определённые клишированные последовательности, которые используются в большинстве песен. Поэтому, если вы «нащупали» пару аккордов, то восстановить композиторскую мысль уже будет проще.

Разумеется, многие песни не ограничиваются простыми аккордами. Вполне возможно, что вы захотите изучить более сложные цепочки с «заковыристыми» гармониями, которые значительно обогатят вашу игру.

Читайте также: как подобрать аккомпанемент

Как научиться аккомпанировать на гитаре

Обучающие статьи по теме

Аккорды

Заучите предложенные последовательности и пробуйте подставлять их в подбираемые песни.

  1. Am – C– G – Dm
  2. C – Am – Em – C
  3. Am – G – Dm – E
  4. Em – D – C – B7
  5. Em – C – G – C – G – D
  6. Em – C – G – D
  7. Am – Em – Am – G
  8. Am – Dm – E – Am – F — Dm – E
  9. Am – F – C – E
  10. Am – F – C – G

Ритмические рисунки

Предложенные ритмические фигуры универсальны для многих треков. Поэтому стоит их заучить, чтобы потом применять на практике.

Рисунок #1

Рисунок #2

Арпеджио (переборы)

Схема #1

Схема #2

Мелодия

Чтобы аккомпанировать на гитаре, нужно хорошо слышать основную мелодию. Часто она присутствует в самой гармонии. Поэтому помимо аккордов можно также играть и мелодическую линию песни.

Комбинирование приемов

Совмещение разных приёмов значительно украсит ваше исполнение. Это может быть чередование боя и перебора, вкрапление мелодии песни в бой, добавление перкуссионных эффектов и т.д.

Аккомпанировать и петь одновременно

Для начинающего исполнителя важен ответ на вопрос как петь под гитару . Совместить пение и игру на инструменте непросто, так как приходится следить одновременно за несколькими процессами.

Нужно отлично знать текст. Даже если вы досконально можете исполнить мелодию, но «плаваете» в тексте (читаете с листа), то заминки непременно будут. Выучите песню, пойте её без аккомпанемента, под плюс, а ещё лучше под минусовку (если такая есть).

Заучите отдельно само музыкальное сопровождение. Довести до мышечного автоматизма это конечно хорошо, но что вы будете делать в случае ошибки? Не стоит слишком зазубривать аккорды и полагаться исключительно на «автоматическое воспроизведение». В вашей голове должна быть хотя бы сетка из последовательности басов и пару вариантов замены аккорда, который вы элементарно забыли.

Сыграйте песню целиком. Медленно, коряво, с остановками на обдумывание (а что же играется дальше) и мычанием текста. У вас должно быть общее представление, что получится в итоге. После этого разбирайте по строчке, по куплету или по переходу с одного аккорда на другой.

Источник

Гитарные минусовки

Сайтов с гитарными минусовками много. Мы же представляем то, чего нет у других — гитарные минусовки русских песен.

«Минусовка», говоря на простом языке — это музыкальный трек, в котором отсутствует один из инструментов или вокал. Отсюда и название: минус один инструмент/партия. Чаще всего мы привыкли использовать этот термин именно по отношению музыки, в которой отсутствует вокальная партия исполнителя вовсе, либо остается только сопровождающий его бэк-вокал. Но существуют также и минусовки инструментальные, в том числе и гитарные. Это значит, что в треке при помощи специальных программ убирается партия гитары.

Поиск минусовок так же доступен через песенник. Страница с минусовкой содержит, по мере возможности, табы и ноты для удобства исполнения.

Гитарные минусовки создаются не только с целью обучения или тренировки, но и для реальных выступлений и даже концертов. Полностью живое выступление, например, в ресторане часто достаточно сложно в плане подключения, настройки, расположения инструментов. Это влияет на конечную стоимость для ресторана и публики. А вот исполнения под фонограмму где «живьем» звучит не только вокал, но и гитара — намного проще и дешевле. При этом сохраняется та «магия» живого выступления.

Но всё же основной ролью минусовок backing tracks являются тренировки. К примеру, если нужно отрепетировать одну и ту же часть произведения в домашних условиях, либо у гитариста просто нет аккомпанирующих ему музыкантов. Зачастую «минус» используется музыкантами для игры под композиции любимых исполнителей. В таком случае можно сыграть как оригинальную гитарную партию, так и потренироваться в искусстве импровизации.

Минусовки одной и той же песни могут отличаться друг от друга, как по качеству звучания, так и по длине звуковой дорожки. В последнем случае зачастую это происходит из-за того, что в оригинале присутствует слишком сложная для исполнения обычным гитаристом техника или соло-партия, либо большое количество повторов, которое понадобилось сократить.

На сегодняшний день в интернете можно найти огромное количество минусовок для гитары на любой вкус. К сожалению, качество многих из них оставляет желать лучшего. Почему же так происходит? Все потому что для создания минусовки используются разные методы. Условно их можно разделить на такие категории:

  • Оригинальная. Создается такая минусовка на звукозаписывающей студии и, зачастую, самими авторами композии. Дальнейшее использование такого трека: концерт, репетиция, реже дальнейшая продажа.
  • Аранжировка. Такой вид минусовки может отличаться от оригинального звучания, так как записывается на студии профессиональными музыкантами, которые просто переигрывают песню, максимально приблизившись к оригиналу.

Найти в интернете оригинал или аранжировку не всегда является возможным, поэтому существуют и упрощенные виды минусовок.

  • Нарезка. Если качество и структура исходного трека позволяют, то можно нарезать и заново «склеить» композицию. При этом куски, в которых присутствует гитарная партия, вырезаются совсем, либо заменяются специально написанными и похожими по звучанию.
  • Забивка. При нехватке нарезанных материалов, недостающие части дописываются в секвенсоре.
  • Задавка — такой тип обработки, в котором партия гитары или любого другого инструмента заглушается при помощи специальных программ. Качество продукта при этом может значительно пострадать. В таком случае комбинируют несколько типов создания минусовки, просто дописывая треки сверху.

Источник

Оцените статью