Аккорд 6 ступени сольфеджио

как, в сольфеджио строятся следующие аккорды. Т53= S64= D64= T6= S53= T64= D53= S6= D6=

Т53 — это тоническое трезвучие. Оно на I ступени. Терция + терция. В до мажоре это «до ми соль», например

S 64 — субдоминантовый квартсекстаккорд. То есть обращение субдоминантового трезвучия. Строится на 1 ступени. Кварта + терция (называется «квартсекст» — потому что вначале кварта, а крайние звуки образуют сексту. Но это так. . лирика..) . По до мажору: до — фа — ля

D 64 — цифирьки те же, как видите. Значит тоже квартсекст, только доминантовый. Обращение доминантового трезвучия. Строится на 2 ступени. если по до мажору — ре — соль — си (кварта + терция)

Т 6 — тонический секстаккорд. 3 ступень. Терция + кварта. По до мажору — ми — соль — до

S 53 — субдоминантовое трезвучие. На 4 ступени. Терция + терция. По до мажору — фа — ля — до

Т 64 — тонический квартсекст — 5 ступень. По домажору — соль — до — ми (кварта + терция)

D 53 — Доминантовое трезвучие. 5 ступень. Терция + терция. ПО до мажору соль — си — ре

S 6 — субдоминантовый секстаккорд — 6 ступень. Терция + кварта. По домажору — ля — до — фа

D 6 — доминантовый секстаккорд. 7 ступень. Терция + кварта. По до мажору — си — ре- соль

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Трезвучие VI ступени (VI53)

Базовый курс гармонии. Содержание
Трезвучие VI ступени бифункционально : выполняет функцию тоники в прерванном обороте (D-VI) и прерванном кадансовом обороте ,

а также функцию субдоминанты в обороте T-VI-S:

VI53 используется после T53, D53, D7 и перед аккордами субдоминантовой группы: S53, S6, II6, II65, II43.

В мажоре за VI53 может следовать II53.

VI53 в мелодическом положении терции хорошо звучит с удвоением этого тона в альте в октаву или приму:

Источник

Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности

В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.

Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.

Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).

Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.

Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.

Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.

И пример обращения трезвучия:

Секстаккорд (6) – терция+кварта

Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция

Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.

Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:

Логично, что и септаккорды могут обращаться:

Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда

Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция

Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие

Чаще всего используются такие септаккорды:

Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.

Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.

Септаккорд II ступени – малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.

Построение аккордов

Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.

Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.

Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.

До-мажор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
  • Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
  • Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
  • Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – I и IV ступени
  • Малый мажорный – V ступень
  • Малый минорный – II, III и VI ступени
  • Малый уменьшенный – VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
  • Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
  • Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
  • Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре

Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.

Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.

Септаккорды:

до-минор:

Строение трезвучий:

  • Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
  • Минорные – I, IV, V ступени
  • Уменьшенные – II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре

Строение септаккордов:

  • Большой мажорный – III и VI ступени
  • Малый мажорный – VII ступень и V в гармоническом миноре
  • Малый минорный – I, IV и V ступень
  • Малый уменьшенный – II ступень
  • Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
  • Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
  • Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре

Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:

Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.

Трезвучия:

Септаккорды:

Транспонирование

Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.

Есть три основных способа транспонирования нот:

  • Транспонированные на заданный интервал
  • Смена ключевых знаков
  • Смена ключа

Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.

Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.

Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:

Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез).

Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.

Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).

При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.

Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.

Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.

Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.

Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.

Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.

Источник

Трезвучие шестой ступени в прерванном обороте

В значении Т трезвучие VI 5 3 вводится после D. Соединение D – VI 5 3 называетсяпрерванным кадансом. Он используется для расширения периода.

Правила голосоведения: бас переходит на ступень вверх, а три верхних голоса – вниз, противоположно басу, соединение мелодическое:

D VI

После D в мелодическом положении терции и D7 в трезвучии VIудваивается терцовый тон, иначе возникают параллельные квинты или октавы:

D VI D7 VI

Прерванная каденция звучит незавершённо; она требует расширения, приводящего к полной каденции и устойчивому завершению.

1. Перед решением задачи проанализировать строение периода, определить типы каденций.

2. Выделить прерванную каденцию, определить масштаб расширения.

3. Найти прерванные обороты внутри предложений, пометить их цифровкой под нотным текстом.

Упражнения на фортепиано:

1. Играть построения по цифровкам в тональностяхF-dur, G-dur, D-dur, B-dur:

· T- D | VI — S |К 6 4 — D |T ||

· T – VI | S – II| К 6 4 – D |T ||

· T – |II – D |VI – II | К 6 4 – D |T ||

· T- S| VI – D| T|| T — | S – VI| K ||

2. Гармонизовать следующие фразы:

3. Досочинить предложение:

  1. Гармонизовать следующие мелодии и басы:

Задача № 131 (6), Е. Абызова

Выполнить гармонический анализ:

· В. Моцарт, Соната для фп. К 280 F-dur, II ч.;

· В. Моцарт, Соната для фп. К 279 C-dur, II ч.;

· Л. Бетховен, Соната для фп. № 7 D-dur, IV ч.

· Ф. Мендельсон, «Песни без слов» № 20, ор. 53.

ТРЕЗВУЧИЕ III СТУПЕНИ

Трезвучие IIIступени относится к аккордам доминантовой группы лада. В мажоре III 5 3минорное. В миноре натуральном – мажорное. III 5 3 является самой «слабой» доминантой, т.к. меньше других контрастирует по звучанию с тоникой (содержит 2 общих звука). Применение III 5 3 связано с гармонизацией плавного хода по звукам верхнего нисходящего тетрахорда. Подготавливается III 5 3 часто Т 5 3 или VI 5 3.

T III S T 3 T 3 III T VI III S D

VI III S D VI III S T VI III D T

Разрешение III 5 3 в Т, обычно через S и VI. При соединении III 5 3 и D во избежание переченья в миноре гармоническом хроматический ход необходимо оставлять в одном голосе; соединение гармоническое. Переченьем называется передача хроматического хода из одного голоса в другой.

Взарубежной классической музыке III 5 3 встречается редко, из-за недостаточной функциональной определённости. В русской и славянской музыке III 5 3 применяется часто в роли доминанты натурального параллельного минора с разрешением в Т или VI.

Практические рекомендации

1. Перед решением задачи найти характерный мелодический оборот – нисходящее движение по звукам верхнего тетрахорда; найти повторения мелодических звуков, предполагающие перегармонизацию.

2. Обозначить скачки терцовых тонов.

Выполнить гармонический анализ:

· М. Мусоргский, «Картинки с выставки», «Богатырские ворота»;

· П. Чайковский, хор «Соловушка»;

· С. Рахманинов, Прелюдия си минор ор. 32 № 10;

· Ф. Шопен, Ноктюрн до минор ор. 48 № 1 (средняя часть).

Гармонизовать мелодии и басы:

Задача № 192 (1), Е. Абызова

Задача № 192 (3), Е. Абызова

Задача № 192 (7), Е. Абызова

Задача № 34 (1), Т. Мюллер

Задача № 39 (3), Т. Мюллер

Задача № 75, Б. Уткин

Задача № 77, Б. Уткин

Задача № 157 (16), Е. Абызова

Задача № 157 (18), Е. Абызова

ЗАДАНИЯ

· В заданных мелодиях отметить все скачки терцовых тонов.

· Определить внутренним слухом функциональное значение каждого звука, отделить скачки при перемещении от скачков терций. Отметить скачки терций скобками.

· Продумать и обозначить буквами т и ш смену расположения на скачках терцовых тонов.

1. Решить задачи:

Задача № 24, Б. Уткин

Задача № 166 (1), Е. Абызова

Задача № 166 (7), Е. Абызова

Задача № 166 (2), Е. Абызова

Задача № 166 (4), Е. Абызова

Задача № 166 (9), Е. Абызова

Задача № 29, Б. Алексеев

Задача № 31, Б. Алексеев

Задача № 33, Б. Алексеев

Задача № 34, Б. Алексеев

Решить задачи со скачками терций в теноре:

Задача № 48, Б. Уткин

Задача № 49, Б. Уткин

Задача № 56, Б. Уткин

Задача № 62, Б. Уткин

Задача № 66, Б. Уткин

Найти ошибки в цифровке, исправить их:

2. На фортепиано:

· Играть обороты T – D, D – T, T – S, S – T со скачком терцовых тонов в сопрано и теноре в тональностях C, H, Es, d, fis, g.

· Играть в тональностях до 4-х знаков:

3 T — 3 D – T – T | S – T – D – D | T — 3 S — 3 T — S | D – D – T ||

3 t — 3 D – t | s – s — 3 D | 3 t – s — D | t ||

· Сочинить период, используя материал предыдущего упражнения в качестве первого предложения.

· Сочинить и играть секвенцию, применяя скачки терцовых тонов. Исходную тональность, направление и шаг выбрать самостоятельно.

· Играть секвенции на следующие мотивы:

3. Анализировать:

· И. С. Бах. Хоралы 13, 28, 58.

· Л. Бетховен. Соната для фортепиано № 2, II ч.

Тема: ПОЛНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА МАЖОРА

Функцией называется роль аккорда в ладе. Функциональные отношения между аккордами рождаются на основе гармонических и мелодических тяготений. Гармонические тяготения основаны на квинтовом соотношении тонов. Они определяют функции мажоро-минорной ладовой системы, которая представлена в первую очередь главными трезвучиями. В мажоре образуются три функциональные группы, каждая из которых имеет в центре своё главное трезвучие. По функции главного трезвучия получает название и вся группа.

Главными трезвучиями являются T, S, D, т.к. они отражают ладовый характер звучания: в натуральном мажоре они мажорные. На терцию выше и на терцию ниже каждого из главных трезвучий расположены побочные трезвучия, находящиеся в близком функциональном родстве с главными. Это родство обусловлено наличием у этих аккордов двух общих звуков.

Совокупность главных и побочных трезвучий лада в их закономерных функциональных отношениях образует полную диатоническую функциональную систему.

Основу функциональности образует контраст функций. Функцию устойчивости в ладу воплощает тоника. Кроме гармонии первой ступени в тональности никакая другая гармония не может придать звучанию характер полной устойчивости, завершенности.

Функцию доминантовой неустойчивости в полной функциональной системе воплощают трезвучия, в состав которых входит вводный тон – VII ступень лада. Это трезвучия V, VII и III ступеней.

Функцию субдоминантовой неустойчивости — более мягкой, спокойной по сравнению с доминантовой – воплощают трезвучия, в которых отсутствует вводный тон. Это трезвучия II, IV и VI ступеней (с общим тоном VI ступенью лада).

Наиболее контрастны к тонике аккорды, которые не содержат с ней общих звуков. В субдоминантовой группе это трезвучие II ступени; в доминантовой – уменьшенное трезвучие VII ступени, употребляется в виде секстаккорда. Классической степенью функционального контраста обладают те трезвучия, которые имеют один общий звук с тоникой. Это V 5 /3 в доминантовой группе и IV 5 /3 в субдоминантовой. Трезвучия V и IV ступеней являются воплощением доминанты и субдоминанты в классической гармонии; это их основные представители.

Наименьший контраст с тоникой характерен для трезвучий, имеющих с ней два общих звука. Это трезвучие VI ступени в субдоминантовой группе и трезвучие III ступени в доминантовой группе. Трезвучия VI и III ступеней обозначаются словом «медианта» — от лат. «находящаяся посередине». Обозначения побочных трезвучий мажора состоят из большой буквы (T, S, или D), определяющей функционльную принадлежность аккорда, и римской цифры, указывающей ступень гаммы, от которой этот аккорд строится по терциям. Трезвучия, входящие в две разные группы, обозначаются двойными буквами (DTIII, TSVI). Их функция может меняться в зависимости от ближайшего аккордового окружения (так называемая переменность функции). Ярче всего ладо-функциональная переменность проявляется в русской классической музыке.

Для гармонического движения характерна тенденция к усилению функциональной яркости: более «слабый» представитель функции тяготеет к переходу в более «сильный» (VI – IV, IV – II, VI – II; III – V, V – VII, III – VII). Обратное движение нетипично для гармонии венско-классической школы. Оно встречается как эффект «упрощения» гармонии, ослабления функциональной напряженности в музыке композиторов XIX – XX веков.

Основное направление гармонического движения выражается формулой: T – S – D – T. Она может охватить важнейшие гармонические сочетания, которые содержат в себе не только главные трезвучия, но и побочные. Так, любая функция этой формулы может быть представлена одним из побочных аккордов соответствующей группы, который в этом случае как бы заменяет своё главное трезвучие. Подобное трезвучие может появиться не только вместо своего главного трезвучия, но и после него.

Любое из трезвучий функциональной системы может быть превращено в септаккорд путём добавления септимы. Такое усложнение звучания на функциональных соотношениях аккордов в общем неотражается. Значительным напряжением обладает вводный септаккорд (DVII7), как малый, так и уменьшенный, благодаря полному отсутствию в нём звуков тоники. В последовательностях аккордов одной функции септаккорды чаще применяются после трезвучий, как аккорды более напряженные.

Источник

Читайте также:  Видел у тебя пианино
Оцените статью