Аккорд до минор гармонический

Построение аккордов в тональности

Построение аккордов в тональности

Аккорды в тональности должны состоять только из тех ступеней, которые есть в данной тональности.
Следует учитывать, что кроме натурального лада, используется также и гармонический, при одновременном использовании которого с натуральным нот получается не 7, а 8, благодаря тому, что одна из ступеней существует в двух вариантах.

Правило основных ступеней (T-S-D): трезвучия основных ступеней соответствуют основному ладу, то есть в мажоре — они мажорные, а в миноре — минорные.
Исключения: в миноре принято чаще использовать мажорную D (из гармонического минора), чем натуральную, также иногда в мажоре гармоническом может возникать минорная S.

Правило побочных ступеней (II, III, VI, VII): трезвучия побочных ступеней не соответствуют основному ладу, то есть в мажоре они будут — минорные (+ одно уменьшенное), а в миноре — мажорные (+ одно уменьшенное).

Рассмотрим какие аккорды могут встречатся в мажоре и миноре на примере тональностей До-мажор и до-минор.

Для начала нужно построить гаммы До-мажора натурального и До-мажора гармонического:

Они отличаются только одной ступенью — VI. Поэтому все аккорды, в которых будет встречатся VI ступень — будут иметь два варианта: натуральный и гармонический.

Трезвучия:

Овалом обозначены те ступени, на которых строится два варианта аккордов (в натуральном и гармоническом ладу), аккорды остальных ступеней дублируются.

Итак, Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
Минорные — на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
Уменьшенные трезвучия — на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
Увеличенное трезвучие строится на VI пониженной в гармоническом мажоре

Септаккорды:

Большой мажорный септаккорд строится на I и IV ступенях
Малый мажорный — на V ступени (Доминантсептаккорд)
Малый минорный септаккорд — на II, III и VI ступенях
Малый уменьшенный — на VII ступени и на II ступени в гармоническом мажоре
Уменьшенный септаккорд — на VII ступени в гармоническом мажоре
Также есть еще два малоупотребимых аккорда:
Большой минорный — на IV ступени в гармоническом мажоре
Большой увеличенный — на VI пониженной ступени в гармоническом мажоре

Строим гаммы до-минора натурального и до-минора гармонического:

Они отличаются VII ступенью. Следовательно все аккорды, в которых есть VII ступень — будут иметь два варианта: натуральный и гармонический. Но следует учитывать, что натуральная VII ступень используется в музыке редко (чаще в народной музыке), поэтому наиболее распостранены аккорды, в которые входит гармоническая VII ступень.

Трезвучия:

Мажорные трезвучия строятся на III, VI, VII ступенях, а также на V в гармоническом миноре (Доминанта)
Минорные — на I, IV, V ступенях
Уменьшенные трезвучия — на II ступени и на VII повышенной в гармоническом миноре
Увеличенное трезвучие строится на III в гармоническом миноре

Септаккорды:

Большой мажорный септаккорд строится на III и VI ступенях
Малый мажорный — на VII ступени, а также на V в гармоническом миноре (Доминантсептаккорд)
Малый минорный септаккорд — на I, IV и V ступенях
Малый уменьшенный — на II ступени
Уменьшенный септаккорд — на VII повышенной ступени в гармоническом миноре
Также есть еще два малоупотребимых аккорда:
Большой минорный — на I ступени в гармоническом миноре
Большой увеличенный — на III ступени в гармоническом миноре

Источник

Аккорд до минор гармонический

С развитием музыки минорный лад менялся, добавляя новые «краски» к звучанию уже сложившегося натурального минора. Изменения заключались в появлении знаков альтерации перед некоторыми ступенями и, как следствие, изменении интервалов для этих ступеней. Как и в случае с мажорным ладом, изменялась степень тяготения неустойчивых звуков к устойчивым. В результате появились ещё два вида миноров: гармонический и мелодический.

Рассмотрим в качестве примеров минорные лады на базе натурального Ля-минора. Этот лад удобен для изучения, поскольку не имеет при ключе знаков альтерации. Ниже на рисунке приводим натуральный ля-минор:

Рисунок 1. Натуральный минорный лад

Гармонический минор

Отличие гармонического минора от натурального минора заключается в повышении VII ступени. Это значительно усиливает тяготение восходящего вводного звука к тонике.

Интервалы гармонического минора представляют собой секунды. Вот их порядок: б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, ув.2, м.2. На рисунке представлен гармонический минор:

Рисунок 2. Гармонический минор

Сравните звучание VII ступени гармонического и натурального миноров. Тяготение указанной ступени к тонике настолько явно усиливается, что Вы без труда это услышите.

Мелодический минор

Отличие мелодического минора от натурального заключается в повышении VI и VII ступеней. Повышение VI ступени позволяет более равномерно расположить ступени в восходящем движении:

Рисунок 3. Мелодический минор

При нисходящем движении мелодический минор используется довольно редко (как и гармонический). Объясняется это явление просто: нет надобности усиливать тяготение к тонике (на рисунке она обозначена единицей в скобках), если мы идём от неё, но зато нужно вернуть тяготение VI ступени к V ступени.

Отметим, что тональности минорного лада находятся в родственных связях также, как и тональности мажорного лада. При образовании минорных тональностей используются теже основные и производные ступени, что и у мажорного лада.

Параллельные тональности

Параллельными тональностями называют те мажорные и минорные тональности, у которых при ключе одинаковые знаки альтерации. Например, параллельными тональностями будут до-мажор и ля-минор. У обеих тональностей при ключе вообще нет знаков. Или ещё пример: соль-мажор и ми-минор тоже параллельны, т.к. у обеих тональностей при ключе будет фа-диез.

Обратите внимание, что у минора, параллельного мажору, тоника находится на малую терцию ниже. Эту закономерность можно использовать при поисках параллельной мажору тональности.

И у мажоров, и у миноров, знаки альтерации в мелодических и гармонических ладах считаются «случайными», они не выносятся к ключу. Их ставят в музыкальном произведении только там, где необходимо.

Количество мажорных и минорных тональностей совпадают: их по 15. Названия миноров образуются по тому же принципу, что и мажоров. Для буквенного обозначения минорной тональности пишут «moll» или только первую букву: «m». Т.е. ля-минор обозначается как A-moll, либо Am.

Итоги

Вы познакомились с гармоническим и мелодическим минорами.

Источник

Аккорды в тональности. Таблица аккордов

Если вы пытаетесь самостоятельно подобрать аккорды к чужой или своей сочиненной песне, то часто возникает вопрос, какие вообще аккорды нужны. Если в случае чужих песен еще все более-менее понятно, можно ориентироваться на оригинал, то как быть с песнями собственного сочинения? Ведь тут нужно писать аккомпанемент с нуля и ориентироваться только на мелодию в голове и ее тональность. В этой статье как раз и рассмотрим как построить аккорды в тональности.

Виды аккордов

Что такое аккорды и как они образуются, вы можете почитать на нашем сайте в соответствующей статье здесь. Если вы уже с ней знакомы, то знаете, что аккорд это сочетание трех и более звуков, которые расположены по определенным интервалам. В зависимости от них аккорды делятся на:

  • Мажорные. Имеют в своем составе большую терцию от тоники, что и дает то самое «веселое» звучание
  • Минорные. Благодаря малой терции от тоники минорные аккорды звучат «грустно»
  • Уменьшенные. Интервал между третьей и пятой ступенью аккорда является малой терций, что дает менее устойчивое звучание. Уменьшенные аккорды также являются минорными, потому что третья ступень является малой терцией.
  • С задержкой. Это нейтральные аккорды благодаря тому, что в них третья ступень повышается и не является терцией.
  • Составные. В состав этих аккордов попадают другие ступени. Самый яркий пример это септаккорды, в которых добавляется седьмая ступень — септима.

Построение аккордов в тональности

Музыка хоть и не является точной наукой, как например, математика, но все равно имеет некоторые основополагающие законы. Правда их часто можно нарушать, но сейчас не об этом. Благодаря этим законам, мы можем облегчить себе слух (и жизнь) и почти без проблем подбирать аккорды под любую мелодию. Главное только знать ее тональность и паттерны построения.

Аккорды, которые входят в тональность, неразрывно связаны с ее ступенями. То есть, если вы играете в тональности до-мажор (C), то в аккордах должны быть только те ноты, которые входят в эту тональность. Для до-мажора это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Соответственно, каждый аккорд должен иметь в себе ноты только из этого набора.

Как вы знаете, аккорды строятся по терциям. Это значит, что расстояние между соседними ступенями равно терции большой или малой в зависимости от типа аккорда. Таким образом, у нас получатся и мажорные и минорные аккорды в рамках одной тональности. Давайте разберем подробнее, какие аккорды входят в тональность до-мажор от каждой ее ступени.

C-D-E-F-G-A-B

  • C: C-E-F — аккорд до-мажор (б3+м3) C
  • D: D-F-G — аккорд ре-минор (м3+б3) Dm
  • E: E-G-B — аккорд ми-минор (м3+б3) Em
  • F: F-A-C — аккорд фа-мажор (б3+м3) F
  • G: G-B-D — аккорд соль-мажор (б3+м3) G
  • A: A-C-E — аккорд ля-минор (м3+б3) Am
  • B: B-D-F — аккорд си уменьшенный Bdim

По такому же принципу строятся аккорды и в других тональностях. Все они работают по одним и тем же законам построения или паттернам. В таблице ниже для вашего удобства приведены аккорды во всех тональностях.

Таблицы тональностей аккордов

Аккорды в мажорных тональностях

Аккорд I II III IV V VI VII
C C Dm Em F G Am Bdim
C# C# D#m Fm F# G# A#m Cdim
D D Em F#m G A Bm C#dim
D# D# Fm Gm G# A# Cm Ddim
E E F#m G#m A B C#m D#dim
F F Gm Am A# C Dm Edim
F# F# G#m A#m B C# D#m Fdim
G G Am Bm C D Em F#dim
G# G# A#m Cm C# D# Fm Gdim
A A Bm C#m D E F#m G#dim
A# A# Cm Dm D# F Gm Adim
B B C#m D#m E F# G#m A#dim

Аккорды в минорных тональностях

Аккорд I II III IV V VI VII
Cm Cm Ddim D# Fm Gm G# A#
C#m C#m D#dim E F#m G#m A B
Dm Dm Edim F Gm Am A# C
D#m D#m Fdim F# G#m A#m B C#
Em Em F#dim G Am Bm C D
Fm Fm Gdim G# A#m Cm C# D#
F#m F#m G#dim A Bm C#m D E
Gm Gm Adim A# Cm Dm D# F
G#m G#m A#dim B C#m D#m E F#
Am Am Bdim C Dm Em F G
A#m A#m Cdim C# D#m Fm F# G#
Bm Bm C#dim D Em F#m G A

Состав аккордов в тональности

Если внимательно посмотреть на таблицы, приведенные выше, можно увидеть, что каждая строчка формируется по определенному закону. Одни ступени всегда только мажорные, другие только минорные. Если вы заучите эти паттерны, то сможете составлять аккордовые последовательности сразу из головы, не прибегая к помощи таких шпаргалок. Рассмотрим паттерны подробнее.

Мажорный паттерн

  • I — Мажор
  • II — Минор
  • III — Минор
  • IV — Мажор
  • V — Мажор
  • VI — Минор
  • VII — Уменьшенный

Минорный паттерн

  • I — Минор
  • II — Уменьшенный
  • III — Мажор
  • IV — Минор
  • V — Минор
  • VI — Мажор
  • VII — Мажор

Как использовать сложные аккорды

Помните, что аккордовая последовательность может состоять не только из классических мажорных и минорных трезвучий. Вы также можете использовать более сложные аккорды, такие как септаккорды, нонаккорды и прочие. Главное, чтобы дополнительные ступени входили в тональность.

Например, в тональности до-мажор вместо аккорда третьей ступени Em можно использовать септаккорд Em7. Он состоит из нот E, G, B, D, которые входят в состав тональности C (до-мажор). По такому же принципу можно использовать и другие аккорды. Это разнообразит звучание и внесет дополнительные настроения в вашу музыку.

Заключение

Если вы хотите уметь быстро и без ошибок подбирать аккорды к своим или чужим песням, рекомендуется знать по какому принципу находятся аккорды в тональности. Вам хотя бы нужно просто запомнить паттерны построения, и даже вышеприведенные таблицы не понадобятся. Но на первых порах, конечно же, лучше ими пользоваться.

Источник

Читайте также:  Энни пру грехи аккордеона
Оцените статью