- Урок 29. Таблица тональностей.
- Аккорды в тональности. Таблица аккордов
- Виды аккордов
- Построение аккордов в тональности
- Таблицы тональностей аккордов
- Аккорды в мажорных тональностях
- Аккорды в минорных тональностях
- Состав аккордов в тональности
- Мажорный паттерн
- Минорный паттерн
- Как использовать сложные аккорды
- Заключение
- Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
- Аккордовая последовательность – что это?
- Применение последовательностей аккордов
- Примеры последовательностей аккордов
- Как построить аккордовую последовательность
- Основная информация
- Кварто-квинтовый круг
- Последовательности аккордов в тональности
- Частные случаи и моменты
- Общие советы
Урок 29. Таблица тональностей.
Как мы уже говорили, в общем и целом, тональность — это набор аккордов, гармонично звучащих друг с другом.
Ниже приведена таблица всех 12-ти тональностей.
В столбце «Тональность» указаны 2 буквы.
Это 2 тональности с одинаковыми аккордами.
Чтобы понять, что это значит, возьмем, например, первую строку (С-Am)
Тональности С (до-мажор) и Am (ля-минор) состоят из одних и тех же аккордов, которые перечислены в строке далее. Такие тональности называются параллельными. Кстати, гаммы до-мажор и ля-минор так же состоят из одинаковых нот, но щас не об этом.
Как все-таки определить где тональность С, а где Am? Как правило, по первому и\или последнему аккорду песни.
Например, в песне Кино — Пачка Сигарет аккорды Em Am C D
В песне Кино — Когда твоя девушка больна аккорды G Em C D
Эти аккорды соответствуют 8 строчке таблицы
Какая из них тональность G, а какая Em? По первому аккорду. Пачка в тональности Em, Девушка в тональности G.
Как правило, по характеру песни и без дополнительного мозготраха понятно, мажорная она или минорная. Мажорная — веселая. Минорная грустная.
Да и по большому счету, не нужно даже как-то называть тональности, важно, что эти 6 аккордов, которые в них входят, всегда хорошо, гармонично и красиво звучат друг с другом.
Так же в последних двух столбиках указаны 2 дополнительных аккорда, которые достаточно гармонично звучат в соответствующих тональностях и довольно часто используются.
Теперь по поводу шестого аккорда тональности (например, в первой строке это аккорд E). По идее, теория говорит, что нужно играть не мажорный аккорд, а септаккорд, т.е. E7. По правде сказать, я не заметил, чтобы сэптаккорд звучал лучше. Есть такое золотое правило в музыке: «Хорошо то, что хорошо звучит». По мне, мажорный аккорд в большинстве случаев звучит хорошо. Всегда выбирайте на свой вкус, что вам больше нравится в конкретной мелодии.
Сам я использую септы только в ситуациях, когда за Am идет A7 (не важно в какой это тональности)
Септ после одноименного минора звучит на мой вкус сочнее, нежели мажор. Хотя, тоже не всегда. Иногда мажор по настроению вписывается лучше.
Так же, если песня в тональности G-Em, вместо B, разумеется, беру B7, т.к. он без баррэ, зачем нам лишний гемор. 🙂
Обратите внимание, что в этой таблице построена со смыслом только первая строка.
А каждая последующая строчка — лишь результат транспонирования предыдущей на полтона вверх (на 1 лад).
Так же обратите внимание на то, что шестой столбик аккордов (E, F, F# и т.д.) полностью совпадает с нотами на шестой струне. А так как 6-я и 1-я струны настраиваются на одну ноту E (с интервалом в 2 актавы) — то и на первой.
E — это открытая. F — прижатая на 1-м ладу. F# — на втором и т.д. D# — на 11-м
В первую очередь изучите тональности С-Am и G-Em. Технически они самые простые, особенно последняя, т.к. заменив аккорд B на B7 можно в ней играть без баррэ.
Нужно отметить, что часто в песнях делают модуляцию (изменение тональности в ходе песни). И Достаточно часто это бывает не один раз. Например Сектор Газа очень любил такую фишку. сыграть пару куплетов, повысить на тон, еще куплет, еще повысить и т.д.
Так же хочется сказать, что далеко не всегда песня играется в одной тональности. Бывает, что в двух (не путать с модуляцией, о которой я говорил выше). Наверняка бывает и больше, но я таких не слышал.
А бывает, песня в одной тональности, и в нее вворачивают 1 аккорд из другой. Достаточно интересный прием, если со вкусом пользоваться.
Как пользоваться таблицей? Для примера переведем ту же Пачку, аккорды Em Am C D.
Все эти аккорды есть только в 8 строчке. Переводим, например в первую. Получаем Am Dm F G.
Подобным образом можете подбирать удобные для голоса тональности.
Так же можно глянуть этот урок, там я использую таблицу на практике.
На этом все. Как видите, ничего сложного нет.
Надеюсь, кому-то помог. Удачи!
Источник
Аккорды в тональности. Таблица аккордов
Если вы пытаетесь самостоятельно подобрать аккорды к чужой или своей сочиненной песне, то часто возникает вопрос, какие вообще аккорды нужны. Если в случае чужих песен еще все более-менее понятно, можно ориентироваться на оригинал, то как быть с песнями собственного сочинения? Ведь тут нужно писать аккомпанемент с нуля и ориентироваться только на мелодию в голове и ее тональность. В этой статье как раз и рассмотрим как построить аккорды в тональности.
Виды аккордов
Что такое аккорды и как они образуются, вы можете почитать на нашем сайте в соответствующей статье здесь. Если вы уже с ней знакомы, то знаете, что аккорд это сочетание трех и более звуков, которые расположены по определенным интервалам. В зависимости от них аккорды делятся на:
- Мажорные. Имеют в своем составе большую терцию от тоники, что и дает то самое «веселое» звучание
- Минорные. Благодаря малой терции от тоники минорные аккорды звучат «грустно»
- Уменьшенные. Интервал между третьей и пятой ступенью аккорда является малой терций, что дает менее устойчивое звучание. Уменьшенные аккорды также являются минорными, потому что третья ступень является малой терцией.
- С задержкой. Это нейтральные аккорды благодаря тому, что в них третья ступень повышается и не является терцией.
- Составные. В состав этих аккордов попадают другие ступени. Самый яркий пример это септаккорды, в которых добавляется седьмая ступень — септима.
Построение аккордов в тональности
Музыка хоть и не является точной наукой, как например, математика, но все равно имеет некоторые основополагающие законы. Правда их часто можно нарушать, но сейчас не об этом. Благодаря этим законам, мы можем облегчить себе слух (и жизнь) и почти без проблем подбирать аккорды под любую мелодию. Главное только знать ее тональность и паттерны построения.
Аккорды, которые входят в тональность, неразрывно связаны с ее ступенями. То есть, если вы играете в тональности до-мажор (C), то в аккордах должны быть только те ноты, которые входят в эту тональность. Для до-мажора это до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Соответственно, каждый аккорд должен иметь в себе ноты только из этого набора.
Как вы знаете, аккорды строятся по терциям. Это значит, что расстояние между соседними ступенями равно терции большой или малой в зависимости от типа аккорда. Таким образом, у нас получатся и мажорные и минорные аккорды в рамках одной тональности. Давайте разберем подробнее, какие аккорды входят в тональность до-мажор от каждой ее ступени.
C-D-E-F-G-A-B
- C: C-E-F — аккорд до-мажор (б3+м3) C
- D: D-F-G — аккорд ре-минор (м3+б3) Dm
- E: E-G-B — аккорд ми-минор (м3+б3) Em
- F: F-A-C — аккорд фа-мажор (б3+м3) F
- G: G-B-D — аккорд соль-мажор (б3+м3) G
- A: A-C-E — аккорд ля-минор (м3+б3) Am
- B: B-D-F — аккорд си уменьшенный Bdim
По такому же принципу строятся аккорды и в других тональностях. Все они работают по одним и тем же законам построения или паттернам. В таблице ниже для вашего удобства приведены аккорды во всех тональностях.
Таблицы тональностей аккордов
Аккорды в мажорных тональностях
Аккорд | I | II | III | IV | V | VI | VII |
C | C | Dm | Em | F | G | Am | Bdim |
C# | C# | D#m | Fm | F# | G# | A#m | Cdim |
D | D | Em | F#m | G | A | Bm | C#dim |
D# | D# | Fm | Gm | G# | A# | Cm | Ddim |
E | E | F#m | G#m | A | B | C#m | D#dim |
F | F | Gm | Am | A# | C | Dm | Edim |
F# | F# | G#m | A#m | B | C# | D#m | Fdim |
G | G | Am | Bm | C | D | Em | F#dim |
G# | G# | A#m | Cm | C# | D# | Fm | Gdim |
A | A | Bm | C#m | D | E | F#m | G#dim |
A# | A# | Cm | Dm | D# | F | Gm | Adim |
B | B | C#m | D#m | E | F# | G#m | A#dim |
Аккорды в минорных тональностях
Аккорд | I | II | III | IV | V | VI | VII |
Cm | Cm | Ddim | D# | Fm | Gm | G# | A# |
C#m | C#m | D#dim | E | F#m | G#m | A | B |
Dm | Dm | Edim | F | Gm | Am | A# | C |
D#m | D#m | Fdim | F# | G#m | A#m | B | C# |
Em | Em | F#dim | G | Am | Bm | C | D |
Fm | Fm | Gdim | G# | A#m | Cm | C# | D# |
F#m | F#m | G#dim | A | Bm | C#m | D | E |
Gm | Gm | Adim | A# | Cm | Dm | D# | F |
G#m | G#m | A#dim | B | C#m | D#m | E | F# |
Am | Am | Bdim | C | Dm | Em | F | G |
A#m | A#m | Cdim | C# | D#m | Fm | F# | G# |
Bm | Bm | C#dim | D | Em | F#m | G | A |
Состав аккордов в тональности
Если внимательно посмотреть на таблицы, приведенные выше, можно увидеть, что каждая строчка формируется по определенному закону. Одни ступени всегда только мажорные, другие только минорные. Если вы заучите эти паттерны, то сможете составлять аккордовые последовательности сразу из головы, не прибегая к помощи таких шпаргалок. Рассмотрим паттерны подробнее.
Мажорный паттерн
- I — Мажор
- II — Минор
- III — Минор
- IV — Мажор
- V — Мажор
- VI — Минор
- VII — Уменьшенный
Минорный паттерн
- I — Минор
- II — Уменьшенный
- III — Мажор
- IV — Минор
- V — Минор
- VI — Мажор
- VII — Мажор
Как использовать сложные аккорды
Помните, что аккордовая последовательность может состоять не только из классических мажорных и минорных трезвучий. Вы также можете использовать более сложные аккорды, такие как септаккорды, нонаккорды и прочие. Главное, чтобы дополнительные ступени входили в тональность.
Например, в тональности до-мажор вместо аккорда третьей ступени Em можно использовать септаккорд Em7. Он состоит из нот E, G, B, D, которые входят в состав тональности C (до-мажор). По такому же принципу можно использовать и другие аккорды. Это разнообразит звучание и внесет дополнительные настроения в вашу музыку.
Заключение
Если вы хотите уметь быстро и без ошибок подбирать аккорды к своим или чужим песням, рекомендуется знать по какому принципу находятся аккорды в тональности. Вам хотя бы нужно просто запомнить паттерны построения, и даже вышеприведенные таблицы не понадобятся. Но на первых порах, конечно же, лучше ими пользоваться.
Источник
Последовательности аккордов на гитаре. Практические примеры.
Аккордовая последовательность – что это?
Аккордовой последовательностью называют музыкальную гармонию, составленную из трезвучий – аккордов, сыгранных на каком-либо инструменте. Они должны находиться в одной тональности и не дисгармонировать друг с другом – то есть звучать естественно и красиво. Умение ее создавать является основным навыком любого музыканта, поскольку именно с нее и начинается весь процесс аранжировки и сочинения песни. В этой статье мы подробно рассмотрим аккордовые последовательности, расскажем об их построении и применении на практике.
Применение последовательностей аккордов
Во-первых, это, разумеется, сочинение собственных песен. Знание того, как построить аккордовую последовательность, поможет вам сходу сочинить простую мелодию, без вынужденной необходимости подбирать ее на слух. Вы начнете понимать, что вы делаете, и при необходимости подстраиваться под других.
Кроме того, знания, полученные из этой статьи, помогут вам в импровизации аккордами, что значительно упростит вам процесс джемов с группой, а также, опять же, в сочинении своих композиций. Стоит также сказать и о том, что информация в этой статье относится не только к аккордовым прогрессиям – но и вообще универсальна для всей музыки. То есть, усвоив материал отсюда, вы поймете, как вообще работает гармония и композиция.
Примеры последовательностей аккордов
Хрестоматийный пример аккордовой прогрессии – это знаменитые «три блатных аккорда», являющиеся на самом деле классической блюзовой последовательностью – Am, Dm, E. Они идеально входят в свои тональности и звучат гармонично и ровно.
Еще один пример, также взятый из песни – это Bm, G, D, A. Она находится в тональности Bm, и также все аккорды прекрасно подходят друг к другу, создавая характерное блюзовое звучание. Однако, это только отдельные примеры, которые не иллюстрируют общей картины.
Как построить аккордовую последовательность
Основная информация
Для начала, давайте вспомним, из чего состоят аккорды. Трезвучия – это ноты, входящие в гамму, которые особым образом выстроены между собой. В случае с минорными аккордами это тоника – малая терция – большая терция , а в случае с мажорными – тоника – большая терция – малая . При этом тоника, как мы уже сказали, берется непосредственно из гаммы.
Пример гаммы Ля -минор
В этом и заключается вся фишка построения последовательностей аккордов – вам надо понять, какие ноты на грифе гитары входят в гамму и по их тоникам выстраивать трезвучия. Но как понять, какие ноты входят в тональность? В этом вам поможет такая вещь как кварто-квинтовый круг тональности.
Кварто-квинтовый круг
Всего существует 24 тональности, 12 минорных, и 12 мажорных – то есть на каждую из нот. Разумеется, классическая музыка считает их немного по-другому – разделяя понятия бемоль и диез, однако для удобства понимания мы этого не будем делать. Все они строятся по своему особому принципу.
Мажорная тональность – тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон с возвращением в тонику.
Минорная тональность – тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон с возвращением в тонику.
При этом зачастую эти ноты пересекаются между собой, то есть в разные тональности могут входить одинаковые ноты. Это очевидно и понятно. Однако все тональности имеют свои зеркальные пары – так называемые сингармонические, или параллельные. В них абсолютно одинаковые ноты, и именно для запоминания таких пар мы и представим кварто-квинтовый круг.
Выглядит он следующим образом:
Самое главное , что здесь надо запомнить, это то, что параллельные тональности расположены друг от друга на расстоянии трех полутонов. Например, если мы возьмем тональность Ля-минор, то от ее тоники – Ля – надо отсчитать три полутона вверх – Ля-диез – Си – До – и последняя нота будет той самой параллельной мажорной тональностью. Таким образом вы сможете, отстроив по схеме, указанной выше, гамму, понять, какие в нее входят ноты, и исходя из них построить аккордовую последовательность.
Конечно, на первый взгляд это может показаться сложным, однако все намного проще, чем вы думаете – самое главное не просто читать данную статью, но и одновременно подбирать ноты на гитаре.
Последовательности аккордов в тональности
Ниже мы представим входящие в параллельные тональности ноты, от которых можно строить минорные и мажорные аккорды. Кроме того, вы можете использовать эту таблицу для лучшего понимания принципа построения аккордовых прогрессий.
Мажорная тональность | Минорная тональность | Входящие ноты |
До-мажор | Ля-минор | C – D – E – F – G – A – B |
До-диез-мажор | Ля-диез-минор | C# – D# – F – F# – G# – A# – C |
Ре-мажор | Си-минор | D – E – F# – G – A – B – C# |
Ре-диез-мажор | До-минор | D# – F – G – G# – A# – C – D |
Ми-мажор | До-диез-минор | E – F# – G# – A – B – C# – D# |
Фа-мажор | Ре-минор | F – G – A – A# – C – D – E |
Фа-диез-мажор | Ре-диез-минор | F# – G# – A# – B – C# – D# – F |
Соль-мажор | Ми-минор | G – A – B – C – D – E – F# |
Соль-диез-мажор | Фа-минор | G# – A# – C – C# – D# – F – G |
Ля-мажор | Фа-диез-минор | A – B – C# – D – E – F# – G# |
Ля-диез-мажор | Соль-минор | A# – C – D – D# – F – G — A |
Си-мажор | Соль-диез-минор | B – C# – D# – E – F# – G# – A# |
Просто используйте информацию из данной таблицы и подставляйте под входящие в тональность ноты в любом порядке, чтобы создать красивые последовательности аккордов. Помните, что для большей части из них вам понадобится научиться ставить баррэ на гитаре, поэтому стоит учесть этот навык в своем плане обучения.
Частные случаи и моменты
Кроме этого, существуют частные случаи и моменты, когда аккордовые последовательности могут выходить за рамки обычной гаммы.
- Дополнительные поднятые ступени. К ним относится, например, гармонический минор, где в гамме появляется дополнительная, восьмая нота, на расстоянии полутона от последней. То есть, например, в гамме до-мажор, между нотами A и B появится нота A#. Это придаст мелодии восточное звучание, и попробуйте поэкспериментировать с ними. То же самое относится и к пентатонике, особенности которой стоит учитывать в вопросе гармонии, особенно если вы играете блюз.
- Аккорды с надстройками. Не бойтесь изменять стандартные формы трезвучий для достижения более интересного звука. Используйте и добавляйте новые ноты к уже существующим вариантам аккордов, надстраивайте тонику и поднимайте ступени – просто опираясь на круг и представленную таблицу.
- Progressive-музыканты, которые играют структурно сложную и интересную музыку, например, Tool или Pink Floyd, также изменяют и нарушают правила гармонии. Например, добавляют тот же A# в тональность до-мажор, или добавляют другие ноты, чтобы это звучало интересно. Вы можете делать так же – однако в данном вопросе стоит углубиться в изучение теории, чтобы понимать, какие аспекты можно нарушать, а какие – нельзя.
Общие советы
1. Обязательно разучите представленную таблицу и запомните кварто-квинтовый круг тональности, чтобы быстрее и лучше ориентироваться внутри музыки.
2. Научитесь тому, как быстро переставлять аккорды на гитаре, особенно если хотите играть интересные мелодии перебором.
3. Тренируйте свой слух, особенно слышимость нот, чтобы понимать, в какой тональности играют другие музыканты, и при необходимости подыгрывать им.
Источник