- Билет№23 Доминантсептаккорд и его разрешение. Обращения доминантсептаккорда и их разрешение.
- Доминантсептаккорд и его обращения: строение, разрешение
- Аккорды, их классификация
- Доминантсептаккорд и тональность
- Обращения доминантсептаккорда во всех тональностях, их разрешения
- Особые виды доминантсептаккорда, другие варианты разрешения
- solfamusictheory
- This WordPress.com. site is about music theory and methodology
- Обращения доминантсептаккорда
Билет№23 Доминантсептаккорд и его разрешение. Обращения доминантсептаккорда и их разрешение.
В музыке применяется большое количество различных септаккордов. Наиболее распространен септаккорд строящийся в мажоре и гармоническом миноре на V ступени. Он называется доминантсептаккордом, и является основным выразителем доминантовой функции лада.
Доминантсептаккорд (V7) состоит из мажорного трезвучия с добавлением сверху малой терции:
V7 является направляющим аккордом, указывающим на тонику. Это обусловлено наличием тритона и VII вводной ступени лада.
Разрешается: в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном и пропущенной квинтой.
В музыке нередко встречается V7 без квинты (неполный V7). При его
разрешении удвоенная прима остается на месте, образуя квинту тонического трезвучия. Таким образом неполный V7 разрешается в полное тоническое трезвучие.
V7 имеет три обращения:
Обозн-ие | Название | Ступ. | Интерв. состав |
V2 | доминантовый секундаккорд | IV | б2 + б3 + м3 |
V 4 3 | терцквартаккорд | II | м3 + б2 + б3 |
V 6 5 | квинтсекстаккорд | VII | м3 +м3 + б2 |
V7 | септаккорд | V | б3 + м3 + м3 |
Септима в аккорде разрешается на секунду вниз; в обращениях V7 при разрешении удваивается основной тон.
Билет№24 Вводные септаккорды и их разрешение.
Строятся в натуральном и гармоническом мажоре, а также в гармоническом миноре на VII ступени (поэтому и называются вводным).
Вводный септаккорд может быть двух видов:
1. малым (с малой септимой),
2. уменьшенным (с уменьшенной септимой).
Малый вводный септаккорд (МVII7) образуется на VII ступени в натуральном мажоре, а уменьшенный — на VII ступени, только в гармонических видах мажора и минора.
Данный аккорд включает в себя все неустойчивые ступени лада, он является комплексом мелодических неустоев и поэтому связан с тоникой чисто мелодическим тяготением.
При разрешении в тонику септима и квинта движутся на секунду вниз, а основной тон и терция на секунду вверх. Таким образом в трезвучии I ступени удваивается терция:
Септаккорд VII ступени может разрешиться также в септаккорд V ступени движением септимы на секунду вниз. Такое разрешение называется внутрифункциональным(так как оба аккорда представляют одну и ту же доминантовую функцию):
Виды вводных септаккордов
Обозначение | Название | Строение | В каких ладах встречается |
МVII7 | Малый вводный септаккорд | м3 + м3 + б3 | Натуральный мажор |
УмVII7 | Уменьшенный вводный септаккорд | м3 + м3 + м3 | Только в гармонических ладах |
Билет№25 Обращения вводных септаккордов и их разрешение.
Вводные септаккорды имеют также три обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд и секундаккорд. Разрешаются с тем же голосоведением, что и основной вид, то есть движением септимы и квинты на секунду вниз, а основной тон и терция на секунду вверх. Таким образом, в трезвучии I ступени обычно удваивается терция.
VIIст. IIст. IVст. VIст.
Вводные септаккорды могут разрешаться также в септаккорд V ступени движением септимы на секунду вниз. Такое разрешение называется внутрифункциональным, так как оба аккорда представляют одну и ту же доминантовую функцию.
Схема перехода VII7 в V7 и его обращения.
Особенностью уменьшенных септаккордов является то, что основной вид аккорда и его обращения энгармонически равны. Это объясняется тем, что ум.7 дает в обращении ув.2, энгармонически равную м3. Этот принцип дает возможность разрешать уменьшенный септаккорд в целый ряд самых различных тональностей, что используется при совершении так называемых энгармонических модуляций.
(ум) VII7 — является бифункциональным* аккордом (то есть содежит в себе звуки двух разных функций).
Прим. Би… — лат. Ы – дву… в сложных словах указывает на наличие двух признаков.
Источник
Доминантсептаккорд и его обращения: строение, разрешение
Гармония — одна из самых сложных наук в музыке. Тем не менее, ее элементы начинают изучаться еще на раннем этапе профессионального обучения музыканта — в музыкальной школе в рамках уроков сольфеджио. Те же, кто получает образование в средне-специальном или высшем учебном заведении, знакомятся с наукой более подробно. Познания учеников ДШИ и ДМШ чаще ограничиваются трезвучиями, доминантсептаккордом и их обращениями. Также проходятся вводные и второй септаккорды. Что же такое доминантсептаккорд?
Аккорды, их классификация
Аккорд (классического строения) представляет собой созвучие, состоящее более чем из трех звуков, которые расположены по терциям.
Если в аккорде 3 звука, то он называется трезвучием, в этом случае у аккорда может быть 2 обращения — секстаккорд и квартсекстаккорд.
Если в аккорде 4 звука, то он называется септаккордом. Обращений у септаккорда 3. Чтобы понять, от чего это зависит, нужно знать, что такое обращение. Чаще всего в музыкальной школе учат, что это перенос нижнего звука аккорда на октаву вверх. Такое определение не совсем точное, т.к. является способом получения обращения аккорда. Корректным определением будет следующий вариант: обращение — такой вид аккорда, где основанием является любой тон, кроме примы.
Чтобы понимать весь объем, следует также знать, как называются звуки аккордов. Нижний звук — прима (или основной тон), второй — терция, третий — квинта, а последний, четвертый — септима.
Обращения любого септаккорда называются: квинтсекстаккорд (в басу — терция), терцкватаккорд (в басу — квинта), секундаккорд (строится на септиме).
В зависимости от строения бывает 7 видов септаккордов: малый мажорный, малый минорный, малый уменьшенный, уменьшенный, большой мажорный, большой минорный, большой увеличенный. Названия обусловлены интервалом, который образуют крайние звуки: малая, уменьшенная или большая септимы — и трезвучием, которое строится от основного тона: мажорное, минорное, увеличенное или уменьшенное.
Что же такое доминантсептаккорд?
Доминантсептаккорд и тональность
Доминантсептаккорд — малый мажорный септаккорд, который строится на V ступени лада. Обозначается D7.
Благодаря своему местоположению аккорд приобретает доминантовую функцию — значение в ладу (всего функций 3: тоническая, субдоминантовая, доминантовая) и соответствующее малому мажорному септаккорду строение. Аккорд включает в себя следующие ступени: V, VII, II, IV. Как известно, на V ступени мажора и гармонического минора строится мажорное трезвучие (доминантовое), а между V и IV ступенями лада образуется интервал малая септима. Иначе — строение D7: б3+м3+м3.
Доминантсептаккорд и его обращения и разрешения приобретают важную роль в тональности. Это один из наиболее неустойчивых аккордов с довольно ярким тяготением в тонику. При модуляции (переходе в новую тональность) доминантсептаккорд удобнее всего использовать и в каденциях (заключительных оборотах) для большей устойчивости тоники.
Обращения доминантсептаккорда во всех тональностях, их разрешения
Как и любой септаккорд, доминантовый имеет 3 обращения:
Название обращения | Обозначение | Ступень, на которой строится | Строение | Разрешение |
Доминантовый квинтсекстаккорд | D6 5 | VII | T 5 3 (удв.1) | |
Доминантовый терцквартаккорд | D 4 3 | II | м3+б2+б3 | T 5 3 (разв.) |
Доминантовый секундаккорд | D2 | IV |