Второй септаккорд. Разрешение в тонику и доминанту
Второй септаккорд II7 и его обращения
Септаккорд второй ступени II7 — представляет субдоминантовую группу.
II7 и его обращения могут стоять в любом месте построения. Этот аккорд является усложненной субдоминантой, поэтому перед ним может стоять любая простая субдоминанта (IV53 и обращения, II6, VI53). Разрешаться он может в тонику или доминанту.
Строение Второго септаккорда
II7 объединяет в себе трезвучия 2 и 4 ступеней.
В мажоре — м3+б3+м3
В гармоническом мажоре и миноре — м3+м3+б3
Разрешение второго септаккорда в тонику
При разрешении II7 в аккорды тонической группы следует помнить, что в разрешениях удваивается квинтовый тон.
II 43 → I 64 развернутый
Для примера я написала разрешение второго септа в тонику в Соль мажоре.
разрешение второго септа в тонику
» data-medium-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?fit=300%2C111″ data-large-file=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?fit=832%2C308″ src=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D0%B5%D0%BF%D1%82.jpg?resize=832%2C308″ alt=»» width=»832″ height=»308″ srcset=»https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=1024%2C379 1024w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=300%2C111 300w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?resize=768%2C284 768w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?w=1664 1664w, https://i2.wp.com/kidside.ru/wp-content/uploads/2020/05/второй-септ.jpg?w=2496 2496w» sizes=»(max-width: 832px) 100vw, 832px» data-recalc-dims=»1″/>
Разрешение второго септаккорда в
доминанту
Второй септ и доминантсептаккорд имеют два общих звука: II и IV ступени. Они остаются на месте, другие два идут по правилу ладового тяготения. Ниже представлена схема разрешения II7 в аккорды доминанты и далее в тонику.
II7 → V43→ I53 развернутое
II43 → V7 → I53 неполное
Например, разрешим второй септаккорд и обращения в Ре миноре. Разрешим его в аккорды доминантсептовой группы и далее в тонику.
Источник
Два аккорда — два рекорда
Автозвуковой сезон в России традиционно закрывает SPL-клуб. И в этом году традиции не изменили. Соревновательный марафон завершался финальными этапами, как обычно, одновременно в трех городах: Чебоксарах, Рязани и Ставрополе.
Организацией этапа по неограниченному звуковому давлению (SPL) в краевом центре занимались ставропольские студии «Блюзмобиль» и Space. Поскольку этап был чисто техническим, без шоу-программ, на площадке собрались в основном профессионалы юга России: из Ставрополя, Михайловска, Пятигорска, Краснодара, Анапы, Сочи, Ростова-на-Дону, Таганрога. Были и далекие гости — из Воронежа и Полтавской.
Первые участники появились на площадке аж в 5 утра — спортсменам явно не терпелось вступить в бой. Однако регистрация, как и предусмотрено регламентом, началась только в 9.00, а с 10 часов начались замеры.
Первым на площадку выехал наш земляк Александр Харченко, задав ориентир — свыше 148 дБ! Но сам Александр был недоволен этим результатом: что-то явно сбилось в настройках. Его ВАЗ-2113 спешно покинул площадку, чтобы привести в порядок аппаратуру.
Ну а дальше пошло по нарастающей — и напряжение завершающей в сезоне схватки, и результаты спортсменов. Выступления эспиэльщиков сопровождались то одобрительными, то разочарованными возгласами. Что поделать — спорт есть спорт.
В этом году по регламенту SPL-клуба чемпионы и призеры в классах определялись по максимальному рейтингу, накопленному в течение соревновательного сезона, и на финальных этапах было сразу несколько претендентов на чемпионский титул. Это краснодарцы Олег Паникин, выступавший в классе «Бас-Про 2», и Сергей Крохин, досрочно обеспечивший себе чемпионство в классе «Бас 2», и команда Sound Drive из Анапы, тоже заранее победившая в классе «Экстрим 1–2». Претенденты подтвердили высокий уровень — все они победили в своих категориях.
Более того, на ставропольской площадке было зафиксировано два рекордных результата. Один из них выдал краснодарец Александр Ахмадеев (класс «Бас-Супер 2») — 151,4 дБ. Ожиданием второго рекорда жила вся страна. Дело в том, что команда Sound Drive из Анапы на протяжении сезона регулярно обновляла рекорды России в классе «Экстрим 1–2», и, естественно, на финальном этапе все ждали от «анапского броневичка», как прозвали грозную «Оку», нового рекорда.
И вот настал момент истины — «Ока» выкатывает на площадку. Судья устанавливает в салоне датчик измерительного комплекса и закрывает двери. Члены команды начинают стягивать автомобиль ремнями, чтобы ни единой доли драгоценного децибела не проскочило наружу. В какой-то момент один из ремней соскакивает! Напряжение достигает апогея. Замер показал 162,7 дБ — новый рекорд состоялся!
А что же ставропольские спортсмены? Они, как всегда, не остались без призовых мест. Евгений Журавлев стал третьим в классе «Бас 2» (146,3 дБ), Евгений Гордеев занял второе место в классе «Бас-Супер 2» (147 дБ), Александр Пашин в своем дебютном выступлении взял серебро в классе «Бас-Про 1» (146,4 дБ), а опытный Александр Харченко поднялся на вторую ступень пьедестала в классе «Бас-Про 2» (149,8 дБ), присовокупив к этой награде итоговое 3-е место в классе по результатам сезона.
По окончании этапа участники, которые не сильно торопились домой, направились в стены установочной студии Space, чтобы достойно проводить уходящий российский сезон. Как принято говорить, общение проходило в теплой неформальной обстановке, а закрытие получилось ярким и запоминающимся. В этом году осталось только одно автозвуковое событие — Еврофинал ЕММА в Дании, в котором примет участие наш земляк Виктор Шкендель. Пожелаем ему успехов, а с остальными встретимся уже в следующем сезоне.
Понравилась заметка? Подпишись и будешь всегда в курсе!
Источник
Обращения аккордов и гармонизация
Я тут начал копаться во всех возможных аккордах в гамме, и решил вам рассказать про “обращения” аккордов.
Что касается той кучи аккордов, в которой я копаюсь — пока у меня нет особых закономерностей в них. Но тема “обращений” аккордов там будет, поэтому почему не рассказать сначала о ней?
Научно: Обращение аккорда — видоизменение аккорда посредством перемещения звуков, при котором нижним тоном становится его терция, квинта или септима.
Не совсем понятно.
Аккорд — это три конкретных ноты.
Например: Если у нас есть аккорд C (до мажор) — в нём участвуют ноты C E G.
Это значит, что только эти ноты могут быть в “до мажоре”.
И, с другой стороны, если сыграны только эти ноты — то это определённо “до мажор”.
У до минор — другие ноты. А точнее — C Eb G. В любом наборе, порядке и последовательности.
Можно использовать все 10 пальцев, зажать CEGCEGCEGC — и это тоже будет просто “до мажор”. Или GGCECEG — тоже до мажор. CGEbEbGEbC — тоже до минор.
В любом наборе, в любом порядке. Правило одно — можно брать только ноты, входящие в аккорд.
Обращения касаются только “закрытых” аккордов. Это такие, расстояние между крайними нотами которых не больше октавы.
Открытые аккорды — наоборот — занимают больше места, и их намного НАМНОГО больше. И применение НАМНОГО шире. От ведения мелодии внутри аккордов и полифонии до акцентуации отдельных нот и создания настроения.
Всё, что выглядит как обращение или похоже на него, но больше, чем одна октава — уже попадает под категорию гармонизации аккордов.
Здесь мы будем использовать только закрытые аккорды, и “обращения”.
Уже упомянутый до мажор, если закрытый, может быть только в трёх формах:
Всё в пределах 12 полутонов (одной октавы) между крайними нотами.
Все остальные варианты — открытые аккорды, потому что между крайними нотами будет больше одной октавы. Например в аккорде G E C расстояние между G и C равна не 5 полутонам (тогда E не поместится между ними), а 17 полутонам (в октаве — 12).
Поэтому, давайте дадим более простое определение “обращения”:
Ненаучно: Обращение — это когда первая (самая низкая) нота в закрытом аккорде — не главная нота аккорда. Всё, кроме “CEG”.
Что теперь нам с этим делать?
Сначала сразу скажу, что мы здесь экспериментируем над мажором, но на его месте мог быть каждый. И грустный минор, и зажатый уменьшенный, и воздушный увеличенный, и всякие септ-нон-ундецима-мультиаккорды.
Обращения, к счастью, различаются и порядковым числом (первое обращение, второе обращение, итд), и названиями (напр.: квартсекстаккорд), и записью (С64), и звучанием!
Порядковый номер обращения:
“Обычный” аккорд — это нулевое обращение, и в этом случае нам не обязательно каждый раз уточнять, что обращение — нулевое (обычно пишут просто C, иногда пишут C53, как строение аккорда — терция и квинта).
Перенося по ноте на октаву вверх, номер будет расти.
G C E — это второе обращение аккорда до мажор (мы подняли C и E на октаву):
Первое обращение — C+октава — E G C:
Oczywiście (очивищте — очевидно), что третьего обращения быть не может, так как аккорд снова примет форму C E G — наше дефолтное нулевое обращение.
Зато в других аккордах обращений больше — в септаккордах 4 ноты, поэтому есть 4 варианта. У ундецимаккорда (C11) 6 обращений (аккорд состоит из 6 нот).
И аналогично с нонаккордами (C9 — 5 нот), терцдецимаккорди (C13 — 7 нот) и всеми другими аккордами.
При переносе нот на октаву вверх/вниз меняется и структура аккорда — интервалы между нотами.
Обычный мажорный аккорд всегда состоит из двух терций. Большой и малой. Про интервалы тут.
Простым языком, Между 1 и 2 нотой аккорда — 4 полутона — большая терция, между 2 и 3 — малая терция, а между 1 и 3 — 7 полутонов. 7 полутонов — это квинта.
В первом же обращении, у нас получается E G C, и расстояние между нотами уже другое:
E — G — 3 полутона — малая терция.
E — C — 8 полутонов — секста.
Первое обращение аккорда называется секстаккорд (С6). (не путайте с секстаккордом С6). Потому что расстояние между крайними звуками — секста.
Во втором обращении у нас аккорд G C E:
G — C — 5 полутонов — кварта.
G — E — 8 полутонов — секста.
Второе обращение называется квартсекстаккорд (С64). Потому что секста занята, а первый интервал в аккорде — это кварта.
Названия обращений септаккордов я просто приведу списком.
Главное — чтобы была понятна система, а какие именно там интервалы можно посмотреть самостоятельно.
Следуя тому, что нот у септаккорда четыре — обращений у него тоже четыре:
«Нулевое» — Септаккорд — б3+м3+б3 — обозначается: C7
Первое — Квинтсекстаккорд — м3+б3+м2 — пишется: C65
Второе — Терцквартаккорд — б3+м2+б3 — говорится: C43
Третье — Секундаккорд — м2+б3+м3 — знак: C2
Дальше уже начинает теряться смысл называть обращения аккордов (пять для нонаккордов, шесть для ундецима-, семь для терцдецима-). Их слишком много. Да и это уже настолько джаз, что пока мы все до такого уровня доучимся — мы уже многими другими путями всё, что я тут рассказываю, выучим и перевыучим.
Как тебе такое, парень?
А если закрытый аккорд:
Подведём полу-итоги перед следующим актом:
Начав с “до мажор” мы теперь знаем, что существуют такие аккорды как:
C2, C43, С53, C6, C64, C65, C7.
**Кто сможет не подсматривая все правильно назвать и объяснить? 🙂
Точно также можно получить обращения аккордов от других нот (расстояния между нотами задают тон (и название) всему аккорду), получая D6, Fb65, A#2, и всякое такое.
И точно также можно “обращать” не только мажор, но и любой тип аккорда — мажоры, миноры, уменьшенные, увеличенные, всякие свои мультиаккорды. Только помните — чем меньше нот — тем скучнее — но и тем сложнее ошибиться.
И наконец мы пришли к звучанию. Мы же о музыке говорим!
Зачем же нам в нашей музыке обращения?
**Стоит уточнить, что в музыкальной группе обращения аккордов считаются со всех инструментов. И какое обращение гитарист не возьмёт, басист — играющий ниже — сыграв тонику вернёт аккорд в открытое нулевое обращение. Но это так. Академщина.
А вот в обращениях много полезного!
Самое распространённое — это уменьшить количество новых клавиш при сменах аккордов.
Например при прыжке с C на Am банальнее всего будет шагнуть целой рукой с до на ля:
Так у нас сменились вообще все клавиши.
А если мы, вместо Am возьмём Am6 (CEA), то нам будет достаточно только сдвинуть один палец на один “шаг”:
Звучит это божественно и намного более “целостно”.
Умело пользуясь обращениями, можно всю композицию поместить внутри одной октавы (как мы рассматривали выше в посте/посту) — меняя по одной ноте за раз, и получая очень плавное и переливающееся звучание.
**Цель — не «внутри октавы» а «плавный звук«
Естественно, если по задумке автора нужно внести раздор, напряжение, динамику и скорость — то это достигается обратным путём. Более резкие переходы между аккордами, ноты не входящие в гамму, много чего можно.
Все клавиши сменились.
Другое простое применение — это использовать обращения какого-то аккорда, чтобы разнообразить мелодию. Например, во второй половине куплета, или в каких-нибудь других повторениях. Обращение аккорда не влияет на его функцию в гармонии (гармония). И тонический аккорд всегда будет тоническим, в каком обращении он бы ни был.
**В отличие от «широких» аккордов, которые могут вносить больше диссонансов.
В джазе обращения тоже очень часто используются. Ну а почему бы нет? Они умные, успевают обдумывать не только какие клавиши жать в импровизации, но и как вести повествование гармоническими сменами. Поэтому, чем чутче человек чувствует внутренние мотивы — тем более точные инструменты ему нужны для их выражения.
И, наконец, субъективные оценки:
Первое обращение аккорда поднимает тонику на октаву, поэтому может звучать более ярко, но при этом всё ещё оставаться тоническим аккордом.
Второе обращение аккорда — начинается с пятой ступени — звучит менее стабильно и вносит немного смуты.
Третье обращение септаккордов — из-за того, что первый интервал — секунда, звучит злобно и немного сбито.
В полу-заключение скажу, что не бойтесь экспериментировать!
Все ошибки можно списать на внезапный джаз.
А все победы нас продвигают ещё дальше в музыке!
В следующем посте я постараюсь собрать небольшой набор лайфхаков, как сменять аккорды в композиции. Из той кучи, в которой я сейчас копаюсь.
Источник