Аккорд f какая басовая струна

Содержание
  1. Урок 24 — Басовые струны аккордов
  2. Басовые струны основных простых аккордов
  3. Какие струны у аккордов не должны звучать?
  4. Обозначения басовых струн на схемах
  5. Задание
  6. Что такое басовые струны на гитаре?
  7. Басовые струны на гитаре. Таблица с обозначением басовых струн для аккордов
  8. Басовые струны на гитаре – что это такое
  9. Басы в аккордах
  10. Таблица с обозначением группы басовых струн
  11. Струны, которые не должны звучать в некоторых аккордах
  12. Басовые струны при игре перебором
  13. Аккорды с диезами и бемолями
  14. Басовые струны в аккордах с баррэ
  15. Как сыграть аккорд Фа?
  16. Аккорд F на гитаре (Фа мажор): все позиции – 23 аппликатуры
  17. Звуки аккорда Фа мажор
  18. Аппликатуры в позициях: стандартные формы и упрощённые (без баррэ)
  19. I позиция
  20. III позиция
  21. V позиция
  22. VI позиция
  23. VIII позиция
  24. X позиция
  25. XIII, XV … и другие позиции
  26. Как ещё можно заменить баррэ F
  27. Трезвучия
  28. Аккорды в Фа мажоре
  29. Песни с аккордом F

Урок 24 — Басовые струны аккордов

В этом уроки мы поговорим о басовых струнах. У каждого аккорда своя басовая струна. В предыдущем уроке мы с вами разучивали перебор. А дальше будем петь песни. Что бы всё получалось, нужно разобраться в этом вопросе.

У некоторых аккордов не должны звучать определенные струны, здесь мы так же в этом разберемся.

Начнем с басовых струн. Для большинства аккордов действует следующее правило: по верхней струне зажатого аккорда. Например, Вы зажали аккорд Am — верхняя зажатая струна у Вас четвертая, верно!? А вот следующая и будет басовой струной, у аккорда Am — следующая пятая струна — она басовая в данном примере. Ещё пример, аккорд Dm — зажимается на первых трёх струнах, соответственно, получается, что верхняя зажатая струна третья, следующая и будет басовой струной — 4. Это правило работает для 80% простых аккордов.

Читайте также:  Не пробуждай воспоминаний орехов ноты для гитары

Но не у всех аккордов так, некоторые не попадают под это правило и в рамках данного курса, мы предлагаем вам их просто запомнить. Ниже Вы найдете список аккордов, которые мы разучивали в прошлых уроках. К каждому аккорду пропишем басовые струны. Обязательно просмотрите каждый аккорд и запомните.

Басовые струны основных простых аккордов

Аккорд A — 5 басовая струна

Аккорд Am — 5 басовая струна

Аккорд A7 — 5 басовая струна

Аккорд D — 4 басовая струна

Аккорд Dm — 4 басовая струна

Аккорд D7 — 4 басовая струна

Аккорд E — 6 басовая струна

Аккорд Em — 6 басовая струна

Аккорд E7 — 6 басовая струна

Аккорд C — 5 басовая струна

Аккорд H7 — 5 басовая струна

Аккорд G — 6 басовая струна

Если вдруг вы встречаете незнакомые аккорды, то всегда можете воспользоваться схемами на которых изображаются басовые струны. Либо это можно определить по струнам, которые не должны звучать. Как раз об этом мы с вами сейчас и поговорим, а далее вернемся к схемам и подытожим всё.

Какие струны у аккордов не должны звучать?

Смотрим распространенный вид схемы аккорда:

На данной схеме аккорда Am сверху мы видим крест над определенной струной (в этом примере шестой). Это означает, что данная струна не должна звучать, вот и всё.

Самая верхняя открытая струна на подобной схеме и будет являться басовой. Здесь это 5.

Обозначения басовых струн на схемах

На некоторых схемах басовые струны имеют свои обозначения:

  • Как показано на видео — это толстая струна
  • Над схемой может быть закрашенный круг — над определенной струной

Задание

Вы должны запомнить все басовые струны аккордов, которые мы с Вами изучили. Используйте главное правило, которое я дал выше — для 80% аккордов. Это правило сильно ускоряет процесс запоминания. Через несколько недель ваши пальцы всё будут делать за Вас и Вы даже не будете задумываться какая басовая струна у этого аккорда.

Теперь Вы знаете, какие струны не должны звучать в определенных аккордах. Поэтому можете потихоньку пробовать применять эти знания. Вернитесь к песням, которые мы уже с Вами изучили и пробуйте. Посмотрите конец видео, там мы объяснили что делать, если продолжительное время не будет получаться попадать по нужным струнам.

Источник

Что такое басовые струны на гитаре?

Как уже было сказано, каждому аккорду соответствует своя басовая струна. Давайте разберем, какие басовые струны каким аккордам соответствуют.

Аккорд AM – 5 струна Аккорд A – 5 струна
Аккорд DM – 4 струна Аккорд EM – 6 струна
Аккорд E – 6 струна Аккорд D – 4 струна
Аккорд C – 5 струна Аккорд H7 – 5 струна
Аккорд G– 6 струна Аккорд F – 6 (5) струна

При аккорде AM данный перебор звучит как 5-3-2-1-2-3, при аккорде DM как 4-3-2-1-2-3 и так далее.

Таким образом, басовые струны на гитаре — те струны, которые должны быть использованы при переборе, щипке и т.д. У каждого аккорда она своя.

Нужно запомнить соответствие басовых струн и аккордов при игре на гитаре. К слову, данные правила действую только для переборов, потому что в бое так или иначе нужно захватывать сразу несколько струн. Хотя в бое вообще очень редко играется 6 и 5 струны. Обычно их стараются не задевать. Так вот, в переборах всегда нужно дергать басовую струну, которая предназначена для аккорда, который зажимается в момент времени.

Если есть вопросы, задавайте их в комментариях!

Источник

Басовые струны на гитаре. Таблица с обозначением басовых струн для аккордов

Басовые струны на гитаре – что это такое

Басовые струны — это нижние толстые струны на гитаре, которые используются при игре. Чаще всего ими являются 4,5 и 6. Очень редко бас может исполняться и на третьей. За счёт своей оплётки (которая отсутствует у верхних – 1,2) и толщины они создают особый плотный и мощный звук.

Басы в аккордах

Чаще всего в качестве баса выступает так называемая «тоника». Это основной «фундаментальный» звук, от которого строится вся гармония. Например, у Am это будет A (открытая 5), а у Fm – F (1 лад на 6 струне). Благодаря громкому низкому звучанию они позволяют «неокрепшему» трезвучию нарастить необходимое «мясо» и прозвучать полновесно и основательно. Бас аккорда – это основа всей гармонии. Особенно важны басовые струны для аккордов при переборе, когда каждый звук «прочувствуется» по отдельности.

Таблица с обозначением группы басовых струн

Ниже приведена таблица, где подробно расписаны тоники самых популярных трезвучий и септаккордов. Что также важно, в ней указаны те басы, которые не следует извлекать в каждом конкретном случае.

Басовая струна, которая играется в аккорде (Тоника)

Басовые струны, которые не участвуют в аккорде До: С, C7 Cm, Cm7

Струны, которые не должны звучать в некоторых аккордах

При исполнении арпеджио на гитаре важно помнить, что определённые струны звучат для определённых аккордов. Но также существуют ненужные, лишние звуки, которые не следует извлекать.

Проще всего убедиться, почему это так важно, просто сыграв неправильную ноту. Например, в C (до мажор) извлеките бас E (открытая 6). Сразу возникнет ощущение грязи, «корявости», неверного исполнения – дисгармонии.

Такой неверный звук получается потому, что некоторые ноты просто не входят в состав играемого аккорда. Каждая гармония состоит из определённых нот, которые мы и играем. Если нота не входит в их число – тогда и нарушается чистота звучания.

Басовые струны при игре перебором

При исполнении различных видов переборов стоит обратить внимание, как играются басовые струны у аккордов. Их следует извлекать большим пальцем сверху вниз. Получается нажим краешком подушечки пальца и быстрый «срыв». Причём не следует задевать соседнюю струну, чтобы не создавать лишних призвуков. Бас, как основа аккорда, может исполняться чуть громче, чем остальные звуки. Также на нём можно сделать акцент.

Аккорды с диезами и бемолями

Если в аккорде из таблицы присутствуют знаки альтерации (диезы и бемоли), то бас остаётся прежним, только к нему прибавляется необходимый знак. Можно привести в пример открытые аккорды, скажем D7 (бас D – открытая 4). Играя D#7, бас остаётся D, но к нему прибавляется знак диеза. Следовательно, сам аккорд «переезжает» на один лад вправо, а бас D# играется на 1 лад 4 струны.

Басовые струны в аккордах с баррэ

Иногда новичку сложно взять какой-либо аккорд с баррэ. Здесь ему на помощь приходят открытые аккорды . Но стоит помнить, что с другим вариантом взятия, возможно, поменяются и басовые струны на гитаре. В качестве примера возьмём простой аккорд Dm. Если брать его в открытой позиции (с первого лада), то в качестве баса используем ноту «ре» (открытая четвёртая). Если переместим его на пятую позицию и возьмём с баррэ, то бас уже будет на 5 струне 5 лада.

Обратный вариант, когда закрытый аккорд исполняется в открытой позиции. Фа мажор (F) – соответственно бас – 1 лад 6 струны. Но новичкам трудно брать баррэ, поэтому есть интересный вариант взятия F с малым баррэ, который поставить значительно проще, чем трезвучие с полным баррэ. В этом случае бас перемещается на 4 струну 3 лад. Стоит отметить, что открытые струны в данном варианте необходимо глушить.

Источник

Как сыграть аккорд Фа?

Данный текст адресуется начинающим гитаристам.

Какой из аккордов Фа будет «самым простым» — будет личным предпочтением. Есть аккорды, которые мне даются легко, а другие гитаристы смотрят и спрашивают: «Господи, да так ты это вообще играешь?»

Для аккорда F (Фа) есть несколько простых аппликатур, которые будут хороши или не очень, в зависимости от того, что вам нужно. Первое, что я узнал в своей жизни об этом аккорде, была его аппликатура на барре.

Я выучил эту аппликатуру в таком виде, потому что в то время я предпочитал, чтобы звучало как можно больше струн. Да, при столь агрессивном подходе мне приходилось менять струны на регулярной основе.

Однако барре-аккорды, как правило, относятся к числу достаточно сложных техник, и их трудно заставить звучать сразу, особенно на акустике, с толстыми калибрами струн и высоким натяжением. Тем не менее, они остаются очень полезными, потому что барре-аккорды «E-form» и «A-form» позволяют сыграть буквально любой мажорный или минорный аккорд. [Примечание: изображённый выше аккорд Фа взят в виде «E-form».]

С тех пор я стал старше и мудрее, и хотя я всё еще использую эту аппликатуру, теперь это не единственный мой инструмент.

Теперь я предпочитаю в песнях в тональности C (в тональности До, где аккорд Фа — это аккорд IV ступени, использующийся очень часто) модификацию вышеприведённой аппликатуры, с «удалением» одной струны. Получается что-то вроде «открытой» версии этого аккорда, хотя действительно открытых струн там не будет.

Чем эта аппликатура хороша? Потому что переход на аккорд C и обратно очень естественен!

[Примечание: вышеописанный аккорд будет правильнее обозначить как F/C, а не просто F. Таким образом, это аккорд не в основном виде, а в обращении, и самым нижним его звуком будет звук До, взятый на пятой струне. Мощный бас Фа на шестой струне здесь отсутствует. Это обстоятельство может быть важным и привести к непригодности этой аппликатуры в некоторых случаях — она может давать совершенно неподходящее звучание. Впрочем, если вы играете в группе, и у вас есть басист, готовый сыграть низкую ноту Фа в этот момент — нет никаких проблем, в совокупности вы будете звучать как надо.]

Нужен вариант ещё проще? Да, есть и такой!

Это примерно так же просто, как просто поставить пальцы на струны. Однако на самом деле здесь вы начинаете сталкиваться с проблемами: чем меньше струн вы используете, тем больше струн вам нужно приглушить , если вы играете «боем» или «чёсом». (Если вы играете «перебором» — никаких проблем.)

На фото выше безымянный палец может касаться пятой струны, чтобы заглушить её. Шестая струна может быть заглушена большим пальцем, высовывающимся из-за грифа сверху, если вы играете на гитаре с достаточно узким грифом. И наконец, первая струна может быть заглушена указательным пальцем, прикасающимся к ней, как на фото выше.

Как и в более сложной предыдущей версии с четырьмя пальцами, в эту аппликатуру очень легко перейти от аккорда C. Тем не менее, всего с тремя звучащими струнами, такой аккорд может быть немного «слабоват», в случае бардовской музыки, где есть только вы и гитара.

Наконец, самая простая форма аккорда F на электрогитаре.

Это пауэр-аккорд F5. Вы можете сыграть этот аккорд и двумя пальцами, если у вас хватает размера и силы пальцев.

Источник

Аккорд F на гитаре (Фа мажор): все позиции – 23 аппликатуры

Аккорд F на гитаре, он же фа мажор. Название – латинской буквой основной тон – нота фа. Нет буквы «m», «dim» или «aug» рядом (другие типы аккордов) – значит мажор, нет надстроек (6, 7, 9 и пр.) – значит в основном виде, только звуки мажорного трезвучия. Иногда, ещё говорят «аккорд Ф» или «аккорд Фа» – как записывается.

На гитаре Фа мажор не имеет своей аппликатуры в открытой позиции, и принимает формы аккордов C, A, G, E или D (по системе CAGED) в закрытых позициях. Прежде всего эта особенность связана со строем шестиструнной гитары: из 6-ти струн только 5-ая (A – ля) является звуком аккорда. То есть каких-то простеньких аппликатур F на 2-3 пальца, да с 2-3 открытыми струнам построить в принципе не получится.

И получается, что уже на первом ладу для F по стандартной аппликатуре нужно использовать баррэ. Для новичков нередко это оказывается камнем преткновения: песни c Am, Dm, E, G, С – без проблем, а вот с F – уже сложно (не звучит, проблемы перехода с аккорда на аккорд в темпе и т.д.). Однако вообще обходить стороной Фа мажор не стоит, да и не получится. Рано или поздно в любимой песне всё-таки встретится F, и, конечно, нужно будет его сыграть. Благо, есть в позициях (на разных ладах) упрощённые аппликатуры фа мажора без баррэ наряду со стандартными, с баррэ. Так что дело поправимо.

Совет для начинающих! Оптимально, конечно, – чтобы вы умели играть аккорд Фа мажор на гитаре не только упрощенный, но и в стандартных формах. Так что как освоитесь с простыми аппликатурами, сразу же начинайте «штудировать» баррэ.

Все часто используемые аккорды F (простые и сложные) мы рассмотрим в этой статье. Для изучения – аккордовые сетки (схема ), фото – как ставить пальцы, и аудио онлайн – как звучат все представленные аппликатуры на акустической гитаре. А ещё – дополнительно пару-тройку хитростей для замены Фа мажора, песни в которых он используется, и какие есть аккорды в тональности F.

Звуки аккорда Фа мажор

Состав аккорда F:

  • Фа (F) – основной звук.
  • Ля (A) – большая терция (б.3) от основного звука.
  • До (C) – малая терция (м.3) от Ля, или чистая квинта (ч.5) от основного звука.

Мажорное трезвучие фа с обозначением интервалов в нотной записи + табы:

В основном виде аккорд состоит из трёх звуков. Но на гитаре, как правило, используются аппликатуры F для аккомпанемента, в которых звуки трезвучия удваиваются или утраиваются.

Например, аккорд фа мажор в I позиции – баррэ на все шесть струн: утраивается основной звук фа и удваивается квинта до:

Аппликатуры в позициях: стандартные формы и упрощённые (без баррэ)

Итак, изучим распространённые варианты F для гитары: все позиции – от I до X (c XIII лада повторяются).

Для каждой позиции – стандартная аппликатура F на баррэ и на замену её упрощённые, более простые формы без баррэ или с малым баррэ.

В аккордовых сетках пальцы левой руки обозначены цифрами (в кружочках на струнах – на каких ладах прижимать):

  • T – большой;
  • 1 – указательный;
  • 2 – средний;
  • 3 – безымянный;
  • 4 – мизинец.

I позиция

Аккорд F с баррэ на I ладу – тот самый трудный для начинающих) Форма аккорда E из открытой позиции. Утроенный основной звук даёт полное звучание мажора. Но, конечно, потребуется владение приёмом баррэ.

Как на гитаре сыграть этот Фа:

  • указательным прижимаем все струны на 1-ом ладу;
  • на третьем ладу мизинец на 4-ую струну, а безымянный на 5-ую;
  • средний ставим на 3 струну, 2 лад.

«Тестировать» аккорды на слух можно и другими приёмами звукоизвлечения, не обязательно как в аудиопримере. Сыграйте как вам больше нравится – перебором, боем или щипком.

А теперь рассмотрим, как заменить этот F – альтернативные упрощённые аппликатуры без баре:

Без 5-ой и 6-ой, только четыре струны. В звучании пусть и не такой насыщенный как основная форма, зато указательному пальцу значительно легче. Нужно прижать лишь 1-ую и 2-ую струны. Для быстрых переходов на С, Am, открытый G7 – лучше не придумаешь.

Без 6-ой. И простая аппликатура, фактически без баррэ – указательный прижимает только 1-ую и 2-ую. И по звуку практически не уступает стандартной форме на всех струнах. Ведь не звучит только шестая струна. Вот и вся разница. Правда, чуть посложней предыдущего – на четыре струны.

F/C – без 6-ой и 1-ой струн. Ещё одна лёгкая «модификация». И кстати, неплохо звучащая. Чем хорош – указательный прижимает только 2-ую. Но во время игры боем нужно следить за тем, чтобы были приглушены 6-ая (большим пальцем) и 1-ая (подушечкой указательного). А если зазвучат – то это уже будет явно не мажорный аккорд в исходном виде.

На нижних струнах, без баррэ. Хоть и мажор, но довольно суровый. Весёлость в сдержанном виде 😉 Низкий регистр делает своё дело в саунде. Если по строению, то это пауэр-аккорд + мажорная терция на третьей струне. И да – конечно легче. В роковых темах может отлично прозвучать – с характерной энергией стиля. Поэкспериментируйте в последовательностях Am – F – E, F – G – Am и пр.

Без 5-ой и 1-ой струны и без баррэ. Удобная аппликатура для джаза, блюза и рока. Классно звучит и с лёгким овердрайвом – если на электрогитаре.

Постановка пальцев в двух вариантах:

1 – указательный прижимает 6-ую и подушечкой приглушивает 5-ую:

2 – басовая прижимается большим пальцем:

Попробуйте оба варианта. В общем, в звуке разницы и нет. Дело в удобстве.

III позиция

Форма аккорда D из открытой позиции. Вариант на 4-е звука, так что струны пережимать не требуется на 3-ем ладу. Указательным прижимается только четвёртая.

F/C – эта же форма, но в басу до. С баре. Довольно сложная аппликатура. Но иногда может и понадобиться: ведение мелодии на первой струне, или басовая линия в позиции.

F/A – с терцией в басу. Как замена аккорда F в III позиции в форме D – вполне. Хотя если только играть щипком, перебором. Четыре звука. Потребуется растяжка. Но звучит красиво, благородно, по классически.

V позиция

На 5 ладу основной F – в форме С. «Лесенка», как в открытой позиции, только с баре.

Как на гитаре взять аккорд Фа мажор в этой форме:

  • 6-ая не звучит;
  • указательным – малое баррэ на три струны, на 5-ом ладу;
  • средний – 2-ая струна, 6 лад;
  • безымянный – 4-ая, 7 лад;
  • мизинец – 5-ая, 8 лад.

Каким аккордом можно заменить эту «лесенку» в V позиции:

F/A – малое баррэ, без 6-ой и 5-ой струны. Как бы верхняя часть основной формы. Попроще вариант – мизинцем 5-ую прижимать не нужно.

F/A – с до (квинтой) на 1-ой струне. В расширенной аппликатуре.

Как зажимать этот аккорд:

Можно указательным прижимать только 3-ю струну на 5-ом ладу (как показано в сетке). А можно брать и баррэ: указательным – 1-4 струны. Иногда этот аккорд применяется в мелодической связке с предыдущим. Попробуйте поиграть их поочерёдно с баррэ. Аппликатура практически не меняется, только добавляется мизинец.

F/A – в басу ля, звучат 6-ая + 1-3 струны. Хорошо звучит перебором. В позиции всего на два лада.

Как брать этот F:

  • указательный – на 6-ую струну, 5 лад и этим же пальцем (подушечкой) приглушить пятую струну;
  • и ещё на 5-ом ладу: средний – 3-я струна, безымянный – 1-ая;
  • мизинец – 2-ая, на 6-ой лад.

VI позиция

Без 6-ой и 3-ей, с до на 1-ой струне. На основе формы C лёгкий вариант – для новичков без баре. Но сгодится только для перебора или если играть щипком.

VIII позиция

Стандартная аппликатура в VIII позиции – баррэ в форме A (ля мажора из открытой позиции).

Вот так она выглядит в сетке:

Но взять такой аккорд на 8-10 ладу крайне проблематично. Сложность в размещении трёх пальцев на 10-ом ладу. Заметьте он не такой уж и широкий, как первый или третий.

Эта форма с баррэ используется в качестве основы для упрощённых аппликатур, которые мы сейчас и изучим:

Без 6-ой и 1-ой. Для указательного нагрузки минимум: нужно прижать только 5-ую струну. А вот безымянным придётся прижать сразу три струны – 4-ую, 3-ую и 2-ую. Сразу возможно это покажется и не просто. Но всё же это легче, чем «устанавливать» три пальца в границы 10-го лада.

Ещё вариант как поставить пальцы на этом аккорде – три струны на 10-ом ладу прижать мизинцем.

F/C – без 6-ой и 5-ой. Звучит хорошо, подойдёт и для новичков. Вот в этой аппликатуре всё-таки можно попробовать уместить три пальца в 10-ый лад, так как не используется баррэ. Указательный прижимает только 1-ую, а не все струны в позиции.

Ещё пару аккордов в VIII позиции несколько другого плана – для звукоизвлечения щипком, перебором:

На три струны. Звуки F в широком расположении. Несмотря на минимум звукового состава, звучит красиво.

Как играется этот Фа мажор:

  • указательным – 5-ую струну на 8-ом ладу;
  • на 10-ом ладу: безымянным – 4-ую, мизинцем – 2-ую.

На 1-ой, 2-ой и 5-ой. Тоже только три звука. Можно использовать для каких-нибудь акцентов, в быстрых переходах – отлично прозвучит.

Как ставить пальцы в этой аппликатуре:

  • на 8-ом ладу – указательный на 5-ую струну, средний на 1-ую (да, потребуется растяжка);
  • мизинец – на 2-ую, 10-ый лад.

X позиция

Форма G (соль мажор из открытой позиции) на баррэ. В 10-ой позиции эта аппликатура представляется довольно сложной. И практически в таком полном виде не используется. Преимущественно является основой для упрощённых форм.

Итак, каким аккордом можно заменить эту «конструкцию» формы G в позиции. Сразу оговоримся, что есть несколько вариантов. Выбор – в зависимости от особенностей аккомпанемента и вкуса гитариста (какой больше нравится по звуку).

Всё таже основная аппликатура, но без 1-ой струны. Тоже с баррэ, но не нужно тянуть мизинец. Он естественно ложится на 6-ую струну, а безымянный – на пятую.

F/A – без 6-ой струны. В басу терция, звучит довольно ярко. И почти форма в первоначальном виде.

Как ставится аккорд F с басом ля:

  • указательным прижать четыре струны;
  • безымянным – 5-ая струна, 12-ый лад;
  • мизинец – 1-ая, 13-ый лад.

F/C – малое баррэ, на 4-е струны. В басу звучит до (квинта фа мажора). Может создать хороший саунд – во второй гитарной партии, инструментальной аранжировке, как обыгровка.

XIII, XV … и другие позиции

Далее по грифу всё на октаву выше повторяется.

  • XIII позиция – баррэ в форме E – как и в I позиции.
  • XV позиция – форма D – как и в III позиции.
  • и т.д.

Совет начинающим! Чтобы не запутаться в верхних позициях, ориентируйтесь по основному звуку аккорда – на какой струне он расположен в конкретной аппликатуре. То есть и на октаву выше, в позиции он должен быть на своём месте.

Как ещё можно заменить баррэ F

Чем можно заменить аккорд F ещё? Кроме упрощённых аппликатур исключительно мажорного аккорда без баррэ, можно задействовать и мажор с надстройками.

Вся фишка в том, что есть «хитрые» аппликатуры F с добавочными ступенями, и лёгкие, без баррэ. То есть это не мажор в основном виде, а с дополнительными звуками – с большой или малой септимой (7, maj7), секстой (6), ноной (9) и т.д. Но звучит он не хуже, а иногда и лучше обычного фа мажора.

Разберём несколько примеров такого подхода в песенном аккомпанементе:

Ой-йо – Чайф:
Во вступлении и первой части куплета последовательность: C – G – Am – Fmaj7

Обычное баррэ F в первой позиции заменяется большим мажорным септаккордом Fmaj7. Простейшая аппликатура и звучит интересно.

Фантом – версия песни от Чиж & Co:

Аккорды на 3-ю и 4-ую строчку куплета (по первому куплету – Мой «Фантом» стрелою белой…): Am – C7 – D – F7 – Am – E7 – Am

На замену F – малый мажорный септаккорд F7. Но, конечно, не совсем обычный. Что касается постановки пальцев, всё также как и на E7 в открытой позиции. А чтобы не брать баррэ, 6-ая и 1-ая глушатся, т.е. не используются в этом аккорде.

Подробный разбор песни «Фантом» в версии Чиж & Co здесь.

Маленькая девочка – Крематорий:

В первой части куплета: Am – D7 – D7sus4/A – Fadd9 – Fmaj7/C – Am

В этой последовательности на F две аппликатурные вариации:

F add9 – почти как Fmaj7 (в песне Ой-йо), но 1-ая струна прижимается на 3-ем ладу (нота соль – 9-ая ступень к фа-мажорному трезвучию). Оригинальный саунд и не нужно заморачиваться с баррэ.

Fmaj7/C – это не явный фа мажор, так как по составу не имеет основного звука фа. Но в инструментальной аранжировке, относительно аккордовой последовательности звучит на замену F. Тоже, что касается постановки пальцев – особых сложностей нет.

Каким аккордом с простой аппликатурой заменить стандартный F с баррэ – вопрос особенности аранжировки, стиля песни. Ну и конечно, вкусовые предпочтения гитариста играют немаловажную роль. Иногда может быть так, что какой-то выбранный фа мажор с надстройками совсем не ложится на мотив, не звучит в песне. В таком случае просто нужно искать другой вариант. Главное – добиться красивого саунда в аккомпанементе.

Ещё об упрощённых аппликатурах F и других аккордов здесь.

Трезвучия

Напомним, что фа мажор в основном виде состоит из трёх звуков – фа, ля, до. Так вот, есть аппликатуры мажорного трезвучия, в которых звуки размещаются на трёх струнах.

  • фа (основной звук) – на 5-ой струне, 3 лад;
  • ля (большая терция) – на 4-ой, 2 лад;
  • до (квинта) – на 2-ой, 1 лад.

Эти трёхструнные аппликатуры тоже можно использовать в аккомпанементе – для обыгровок, отдельных штрихов, акцентов, комбинирования с полными аппликатурами.

В схемах не только основной вид аккорда, но и его обращения (когда нижний звук терция или квинта).

На 6-ой, 5-ой и 4-ой:

На 5-ой, 4-ой и 3-ей:

На 4-ой, 3-ей и 2-ой:

На 3-ей, 2-ой и 1-ой:

Аппликатуры на всех струнах:

Их «соединение» в позициях образует уже знакомые нам аппликатуры. А также даёт возможность экспериментировать с формами F – придумывать какие-то собственные аппликатурные решения, мелодические связки.

Аккорды в Фа мажоре

В песнях, в тональности Фа мажор, как правило, используются аккорды, которые строятся на ступенях мажорного лада от звука Фа (основного звука аккорда).

  • I – F (фа мажор)
  • ii – Gm (соль минор)
  • iii – Am (ля минор)
  • IV – Bb (си бемоль мажор)
  • V – C (до мажор)
  • vi – Dm (ре минор)
  • vii dim – E dim (ми уменьшённый)

Как играть аккордами гамму Фа мажор:

Но, безусловно, есть и последовательности в F, в которых используются и другие аккорды, отличные от мажорного лада. Авторы песен в целях создать оригинальный мотив иногда специально меняют тип аккорда на ступенях (Gm → G, Bb → Bbm, Dm → D, E dim → Em или E) или альтерируют ступени (E dim → Eb, Am → Ab).

Популярные аккордовые последовательности в Фа мажоре:

  • F – Bb – C – F
  • Bb – F – C – F
  • F – Dm – Bb – C
  • F – F– F– F – Bb – Bb – F – F – C – Bb – F – C (блюзовый квадрат)

Песни с аккордом F

В тональности Фа мажор красивая лирическая тема Michelle группы Beatles.

Из русского рока песни с аккордом F:

  • Видели ночь – Кино
  • Что такое осень – ДДТ
  • Районы-кварталы – Звери
  • Всё идёт по плану – Гражданская оборона
  • А что нам надо – Серьга

И это, конечно, всего лишь несколько примеров для практики, изучения аккорда. В тональности Фа мажор и других тональностях с аккордом F песен на самом деле огромное количество.

На этом завершаем разбор вариантов Фа мажора. Ну как, не боитесь уже F? ) Прорабатывайте аппликатуры – начинайте с упрощённых, потом постепенно осваивайте с приёмом баррэ – и в скором времени Фа мажор станет для вас самым обычнейшим аккордом. Хоть в какой позиции. Как тот же ля минор, ре минор, ми мажор и др. Не будет никаких трудностей, никаких «ой тут «Ф», наверно песню эту разучивать не буду», «здесь «Фа», не успеваю пальцы переставлять». В общем, вы вычеркните F из личного списка самых трудных аккордов. А ваш песенный репертуар значительно расшириться. Начинайте заниматься прямо сейчас. Гитарного вдохновения, творческого настроения!

Источник

Оцените статью