- Аккорд F на гитаре
- Как зажимать аккорд F?
- Как зажать аккорд F ( + упрощенная версия 1)
- Упрощенная версия 1
- Как сыграть аккорд Фа?
- Аккорд F на гитаре (Фа мажор): все позиции – 23 аппликатуры
- Звуки аккорда Фа мажор
- Аппликатуры в позициях: стандартные формы и упрощённые (без баррэ)
- I позиция
- III позиция
- V позиция
- VI позиция
- VIII позиция
- X позиция
- XIII, XV … и другие позиции
- Как ещё можно заменить баррэ F
- Трезвучия
- Аккорды в Фа мажоре
- Песни с аккордом F
Аккорд F на гитаре
Именно аккорд F на гитаре должен стать Вашим первым баррэ-аккордом, потому что он будет использоваться наиболее часто. В технике постановки баррэ есть несколько нюансов. Указательный палец ни в коем случае не должен быть параллельно порожку. Указательный палец должен быть под наклоном, иначе у Вас не получится нормально зажать струны.
Как зажимать аккорд F?
Итак, как же нужно зажимать аккорд F?
- Зажимаем баррэ указательным пальцем на 1-ом ладу;
- средним пальцем зажимаем 3-ую струну на 2-ом ладу;
- безымянным пальцем зажимаем 5-ую струну на 3-ем ладу;
- мизинцем зажимаем 4-ую струну на 3-ем ладу.
Все струны должны звучать. Абсолютно все!
Примерно так (на картинке выше) зажимается барре аккорд F на гитаре. В отличие от обычных аккордов здесь придется зажать сразу все струны указательным пальцем на первом ладу. В этом и есть суть барре.
Посмотрите видео о том как играть аккорд F на гитаре, оно очень полезное
А теперь посмотрите комментарий:
отсюда делаем вывод, что аккорд и правда сложный 🙂
Аккорд F на гитаре очень важен. По своей сути, он похож на аккорд E, только вот все струны в этом случае зажимаются другими пальцами, потому что указательный выполняет роль каподастра. Если Вы освоите этот аккорд, то Вам не составит труда ставить другие полезные баррэ-аккорды. Тем более, именно этот аккорд (аккорд F) самый популярный среди баррэ-аккордов и используется во многих песнях.
Первое время может казаться, что у Вас вообще никогда не получится поставить аккорд (пальцы маленькие, слабые, струны плохие и прочее), но на самом деле это все отговорки. Я помню, что я дня 3-4 упорно учился ставить этот аккорд. То есть, за один день у Вас и не должно ничего получиться! Самое главное – не терять усердия, а тренироваться и дальше ставить этот аккорд. Со временем он у Вас начнет получаться лучше и лучше.
Следующие для изучения аккорды:
Источник
Как зажать аккорд F ( + упрощенная версия 1)
Как правильно и как проще зажимать аккорд F ( фа-мажор — трезвучие нот Фа, Ля и До на гитаре) ? Одна из упрощенных версий)
Сперва оригинал — для многих этот аккорд — с «баррэ» — когда все или несколько струн(в данном случае все) зажимаются одним пальцем — и поэтому один из самых сложных
- Струны 1, 2 и 6 зажимаются указательным пальцем на 1-ом ладу приемом баррэ.
- Струна 3 зажимается средним пальцем на 2-ом ладу.
- Струна 4 зажимается мизинцем на 3-ом ладу.
- Струна 5 зажимается безымянным пальцем на 3-ем ладу, как на рисунке
Особенностью в данном случае и для баррэ вообще является то, что когда мы зажимаем одним пальцем все струны — на самом деле нам не надо, чтобы все они звучали, а только определенные из них, в зависимости от аккорда — в данном случае — первая, вторая и шестая.
Упрощенная версия 1
Поскольку аккорд такой сложный, есть масса упрощенных версий, тут я опишу одну из них , другую, или несколько опишу в следующей статье на этом канале.
Суть ее в том, что если вместо баррэ — указательный палец зажмет только вторую струну — то получится аккорд Fmaj7 — c дополнительной ноткой ми.
Остальные пальцы, кроме указательного тут остаются без изменений
Обратите внимание, что это всё же не совсем тот аккорд, соответственно он не везде и не в любой песне может подойти — пробуйте — но будьте бдительны.
Можно например при игре перебором — арпеджио — не играть первую и шестую струны — тогда аккорд будет тот — но с другим басом — что тоже не везде подходит.
В любом случае при игре, так называемым, «боем» — старайтесь шестую струну не задевать, если уж заменяете.
Если же все таки хотите научиться зажимать баррэ — пишите вопросы, в комментарии или ВК — напишу отдельную статью про это.
Источник
Как сыграть аккорд Фа?
Данный текст адресуется начинающим гитаристам.
Какой из аккордов Фа будет «самым простым» — будет личным предпочтением. Есть аккорды, которые мне даются легко, а другие гитаристы смотрят и спрашивают: «Господи, да так ты это вообще играешь?»
Для аккорда F (Фа) есть несколько простых аппликатур, которые будут хороши или не очень, в зависимости от того, что вам нужно. Первое, что я узнал в своей жизни об этом аккорде, была его аппликатура на барре.
Я выучил эту аппликатуру в таком виде, потому что в то время я предпочитал, чтобы звучало как можно больше струн. Да, при столь агрессивном подходе мне приходилось менять струны на регулярной основе.
Однако барре-аккорды, как правило, относятся к числу достаточно сложных техник, и их трудно заставить звучать сразу, особенно на акустике, с толстыми калибрами струн и высоким натяжением. Тем не менее, они остаются очень полезными, потому что барре-аккорды «E-form» и «A-form» позволяют сыграть буквально любой мажорный или минорный аккорд. [Примечание: изображённый выше аккорд Фа взят в виде «E-form».]
С тех пор я стал старше и мудрее, и хотя я всё еще использую эту аппликатуру, теперь это не единственный мой инструмент.
Теперь я предпочитаю в песнях в тональности C (в тональности До, где аккорд Фа — это аккорд IV ступени, использующийся очень часто) модификацию вышеприведённой аппликатуры, с «удалением» одной струны. Получается что-то вроде «открытой» версии этого аккорда, хотя действительно открытых струн там не будет.
Чем эта аппликатура хороша? Потому что переход на аккорд C и обратно очень естественен!
[Примечание: вышеописанный аккорд будет правильнее обозначить как F/C, а не просто F. Таким образом, это аккорд не в основном виде, а в обращении, и самым нижним его звуком будет звук До, взятый на пятой струне. Мощный бас Фа на шестой струне здесь отсутствует. Это обстоятельство может быть важным и привести к непригодности этой аппликатуры в некоторых случаях — она может давать совершенно неподходящее звучание. Впрочем, если вы играете в группе, и у вас есть басист, готовый сыграть низкую ноту Фа в этот момент — нет никаких проблем, в совокупности вы будете звучать как надо.]
Нужен вариант ещё проще? Да, есть и такой!
Это примерно так же просто, как просто поставить пальцы на струны. Однако на самом деле здесь вы начинаете сталкиваться с проблемами: чем меньше струн вы используете, тем больше струн вам нужно приглушить , если вы играете «боем» или «чёсом». (Если вы играете «перебором» — никаких проблем.)
На фото выше безымянный палец может касаться пятой струны, чтобы заглушить её. Шестая струна может быть заглушена большим пальцем, высовывающимся из-за грифа сверху, если вы играете на гитаре с достаточно узким грифом. И наконец, первая струна может быть заглушена указательным пальцем, прикасающимся к ней, как на фото выше.
Как и в более сложной предыдущей версии с четырьмя пальцами, в эту аппликатуру очень легко перейти от аккорда C. Тем не менее, всего с тремя звучащими струнами, такой аккорд может быть немного «слабоват», в случае бардовской музыки, где есть только вы и гитара.
Наконец, самая простая форма аккорда F на электрогитаре.
Это пауэр-аккорд F5. Вы можете сыграть этот аккорд и двумя пальцами, если у вас хватает размера и силы пальцев.
Источник
Аккорд F на гитаре (Фа мажор): все позиции – 23 аппликатуры
Аккорд F на гитаре, он же фа мажор. Название – латинской буквой основной тон – нота фа. Нет буквы «m», «dim» или «aug» рядом (другие типы аккордов) – значит мажор, нет надстроек (6, 7, 9 и пр.) – значит в основном виде, только звуки мажорного трезвучия. Иногда, ещё говорят «аккорд Ф» или «аккорд Фа» – как записывается.
На гитаре Фа мажор не имеет своей аппликатуры в открытой позиции, и принимает формы аккордов C, A, G, E или D (по системе CAGED) в закрытых позициях. Прежде всего эта особенность связана со строем шестиструнной гитары: из 6-ти струн только 5-ая (A – ля) является звуком аккорда. То есть каких-то простеньких аппликатур F на 2-3 пальца, да с 2-3 открытыми струнам построить в принципе не получится.
И получается, что уже на первом ладу для F по стандартной аппликатуре нужно использовать баррэ. Для новичков нередко это оказывается камнем преткновения: песни c Am, Dm, E, G, С – без проблем, а вот с F – уже сложно (не звучит, проблемы перехода с аккорда на аккорд в темпе и т.д.). Однако вообще обходить стороной Фа мажор не стоит, да и не получится. Рано или поздно в любимой песне всё-таки встретится F, и, конечно, нужно будет его сыграть. Благо, есть в позициях (на разных ладах) упрощённые аппликатуры фа мажора без баррэ наряду со стандартными, с баррэ. Так что дело поправимо.
Совет для начинающих! Оптимально, конечно, – чтобы вы умели играть аккорд Фа мажор на гитаре не только упрощенный, но и в стандартных формах. Так что как освоитесь с простыми аппликатурами, сразу же начинайте «штудировать» баррэ.
Все часто используемые аккорды F (простые и сложные) мы рассмотрим в этой статье. Для изучения – аккордовые сетки (схема ), фото – как ставить пальцы, и аудио онлайн – как звучат все представленные аппликатуры на акустической гитаре. А ещё – дополнительно пару-тройку хитростей для замены Фа мажора, песни в которых он используется, и какие есть аккорды в тональности F.
Звуки аккорда Фа мажор
Состав аккорда F:
- Фа (F) – основной звук.
- Ля (A) – большая терция (б.3) от основного звука.
- До (C) – малая терция (м.3) от Ля, или чистая квинта (ч.5) от основного звука.
Мажорное трезвучие фа с обозначением интервалов в нотной записи + табы:
В основном виде аккорд состоит из трёх звуков. Но на гитаре, как правило, используются аппликатуры F для аккомпанемента, в которых звуки трезвучия удваиваются или утраиваются.
Например, аккорд фа мажор в I позиции – баррэ на все шесть струн: утраивается основной звук фа и удваивается квинта до:
Аппликатуры в позициях: стандартные формы и упрощённые (без баррэ)
Итак, изучим распространённые варианты F для гитары: все позиции – от I до X (c XIII лада повторяются).
Для каждой позиции – стандартная аппликатура F на баррэ и на замену её упрощённые, более простые формы без баррэ или с малым баррэ.
В аккордовых сетках пальцы левой руки обозначены цифрами (в кружочках на струнах – на каких ладах прижимать):
- T – большой;
- 1 – указательный;
- 2 – средний;
- 3 – безымянный;
- 4 – мизинец.
I позиция
Аккорд F с баррэ на I ладу – тот самый трудный для начинающих) Форма аккорда E из открытой позиции. Утроенный основной звук даёт полное звучание мажора. Но, конечно, потребуется владение приёмом баррэ.
Как на гитаре сыграть этот Фа:
- указательным прижимаем все струны на 1-ом ладу;
- на третьем ладу мизинец на 4-ую струну, а безымянный на 5-ую;
- средний ставим на 3 струну, 2 лад.
«Тестировать» аккорды на слух можно и другими приёмами звукоизвлечения, не обязательно как в аудиопримере. Сыграйте как вам больше нравится – перебором, боем или щипком.
А теперь рассмотрим, как заменить этот F – альтернативные упрощённые аппликатуры без баре:
Без 5-ой и 6-ой, только четыре струны. В звучании пусть и не такой насыщенный как основная форма, зато указательному пальцу значительно легче. Нужно прижать лишь 1-ую и 2-ую струны. Для быстрых переходов на С, Am, открытый G7 – лучше не придумаешь.
Без 6-ой. И простая аппликатура, фактически без баррэ – указательный прижимает только 1-ую и 2-ую. И по звуку практически не уступает стандартной форме на всех струнах. Ведь не звучит только шестая струна. Вот и вся разница. Правда, чуть посложней предыдущего – на четыре струны.
F/C – без 6-ой и 1-ой струн. Ещё одна лёгкая «модификация». И кстати, неплохо звучащая. Чем хорош – указательный прижимает только 2-ую. Но во время игры боем нужно следить за тем, чтобы были приглушены 6-ая (большим пальцем) и 1-ая (подушечкой указательного). А если зазвучат – то это уже будет явно не мажорный аккорд в исходном виде.
На нижних струнах, без баррэ. Хоть и мажор, но довольно суровый. Весёлость в сдержанном виде 😉 Низкий регистр делает своё дело в саунде. Если по строению, то это пауэр-аккорд + мажорная терция на третьей струне. И да – конечно легче. В роковых темах может отлично прозвучать – с характерной энергией стиля. Поэкспериментируйте в последовательностях Am – F – E, F – G – Am и пр.
Без 5-ой и 1-ой струны и без баррэ. Удобная аппликатура для джаза, блюза и рока. Классно звучит и с лёгким овердрайвом – если на электрогитаре.
Постановка пальцев в двух вариантах:
1 – указательный прижимает 6-ую и подушечкой приглушивает 5-ую:
2 – басовая прижимается большим пальцем:
Попробуйте оба варианта. В общем, в звуке разницы и нет. Дело в удобстве.
III позиция
Форма аккорда D из открытой позиции. Вариант на 4-е звука, так что струны пережимать не требуется на 3-ем ладу. Указательным прижимается только четвёртая.
F/C – эта же форма, но в басу до. С баре. Довольно сложная аппликатура. Но иногда может и понадобиться: ведение мелодии на первой струне, или басовая линия в позиции.
F/A – с терцией в басу. Как замена аккорда F в III позиции в форме D – вполне. Хотя если только играть щипком, перебором. Четыре звука. Потребуется растяжка. Но звучит красиво, благородно, по классически.
V позиция
На 5 ладу основной F – в форме С. «Лесенка», как в открытой позиции, только с баре.
Как на гитаре взять аккорд Фа мажор в этой форме:
- 6-ая не звучит;
- указательным – малое баррэ на три струны, на 5-ом ладу;
- средний – 2-ая струна, 6 лад;
- безымянный – 4-ая, 7 лад;
- мизинец – 5-ая, 8 лад.
Каким аккордом можно заменить эту «лесенку» в V позиции:
F/A – малое баррэ, без 6-ой и 5-ой струны. Как бы верхняя часть основной формы. Попроще вариант – мизинцем 5-ую прижимать не нужно.
F/A – с до (квинтой) на 1-ой струне. В расширенной аппликатуре.
Как зажимать этот аккорд:
Можно указательным прижимать только 3-ю струну на 5-ом ладу (как показано в сетке). А можно брать и баррэ: указательным – 1-4 струны. Иногда этот аккорд применяется в мелодической связке с предыдущим. Попробуйте поиграть их поочерёдно с баррэ. Аппликатура практически не меняется, только добавляется мизинец.
F/A – в басу ля, звучат 6-ая + 1-3 струны. Хорошо звучит перебором. В позиции всего на два лада.
Как брать этот F:
- указательный – на 6-ую струну, 5 лад и этим же пальцем (подушечкой) приглушить пятую струну;
- и ещё на 5-ом ладу: средний – 3-я струна, безымянный – 1-ая;
- мизинец – 2-ая, на 6-ой лад.
VI позиция
Без 6-ой и 3-ей, с до на 1-ой струне. На основе формы C лёгкий вариант – для новичков без баре. Но сгодится только для перебора или если играть щипком.
VIII позиция
Стандартная аппликатура в VIII позиции – баррэ в форме A (ля мажора из открытой позиции).
Вот так она выглядит в сетке:
Но взять такой аккорд на 8-10 ладу крайне проблематично. Сложность в размещении трёх пальцев на 10-ом ладу. Заметьте он не такой уж и широкий, как первый или третий.
Эта форма с баррэ используется в качестве основы для упрощённых аппликатур, которые мы сейчас и изучим:
Без 6-ой и 1-ой. Для указательного нагрузки минимум: нужно прижать только 5-ую струну. А вот безымянным придётся прижать сразу три струны – 4-ую, 3-ую и 2-ую. Сразу возможно это покажется и не просто. Но всё же это легче, чем «устанавливать» три пальца в границы 10-го лада.
Ещё вариант как поставить пальцы на этом аккорде – три струны на 10-ом ладу прижать мизинцем.
F/C – без 6-ой и 5-ой. Звучит хорошо, подойдёт и для новичков. Вот в этой аппликатуре всё-таки можно попробовать уместить три пальца в 10-ый лад, так как не используется баррэ. Указательный прижимает только 1-ую, а не все струны в позиции.
Ещё пару аккордов в VIII позиции несколько другого плана – для звукоизвлечения щипком, перебором:
На три струны. Звуки F в широком расположении. Несмотря на минимум звукового состава, звучит красиво.
Как играется этот Фа мажор:
- указательным – 5-ую струну на 8-ом ладу;
- на 10-ом ладу: безымянным – 4-ую, мизинцем – 2-ую.
На 1-ой, 2-ой и 5-ой. Тоже только три звука. Можно использовать для каких-нибудь акцентов, в быстрых переходах – отлично прозвучит.
Как ставить пальцы в этой аппликатуре:
- на 8-ом ладу – указательный на 5-ую струну, средний на 1-ую (да, потребуется растяжка);
- мизинец – на 2-ую, 10-ый лад.
X позиция
Форма G (соль мажор из открытой позиции) на баррэ. В 10-ой позиции эта аппликатура представляется довольно сложной. И практически в таком полном виде не используется. Преимущественно является основой для упрощённых форм.
Итак, каким аккордом можно заменить эту «конструкцию» формы G в позиции. Сразу оговоримся, что есть несколько вариантов. Выбор – в зависимости от особенностей аккомпанемента и вкуса гитариста (какой больше нравится по звуку).
Всё таже основная аппликатура, но без 1-ой струны. Тоже с баррэ, но не нужно тянуть мизинец. Он естественно ложится на 6-ую струну, а безымянный – на пятую.
F/A – без 6-ой струны. В басу терция, звучит довольно ярко. И почти форма в первоначальном виде.
Как ставится аккорд F с басом ля:
- указательным прижать четыре струны;
- безымянным – 5-ая струна, 12-ый лад;
- мизинец – 1-ая, 13-ый лад.
F/C – малое баррэ, на 4-е струны. В басу звучит до (квинта фа мажора). Может создать хороший саунд – во второй гитарной партии, инструментальной аранжировке, как обыгровка.
XIII, XV … и другие позиции
Далее по грифу всё на октаву выше повторяется.
- XIII позиция – баррэ в форме E – как и в I позиции.
- XV позиция – форма D – как и в III позиции.
- и т.д.
Совет начинающим! Чтобы не запутаться в верхних позициях, ориентируйтесь по основному звуку аккорда – на какой струне он расположен в конкретной аппликатуре. То есть и на октаву выше, в позиции он должен быть на своём месте.
Как ещё можно заменить баррэ F
Чем можно заменить аккорд F ещё? Кроме упрощённых аппликатур исключительно мажорного аккорда без баррэ, можно задействовать и мажор с надстройками.
Вся фишка в том, что есть «хитрые» аппликатуры F с добавочными ступенями, и лёгкие, без баррэ. То есть это не мажор в основном виде, а с дополнительными звуками – с большой или малой септимой (7, maj7), секстой (6), ноной (9) и т.д. Но звучит он не хуже, а иногда и лучше обычного фа мажора.
Разберём несколько примеров такого подхода в песенном аккомпанементе:
Ой-йо – Чайф:
Во вступлении и первой части куплета последовательность: C – G – Am – Fmaj7
Обычное баррэ F в первой позиции заменяется большим мажорным септаккордом Fmaj7. Простейшая аппликатура и звучит интересно.
Фантом – версия песни от Чиж & Co:
Аккорды на 3-ю и 4-ую строчку куплета (по первому куплету – Мой «Фантом» стрелою белой…): Am – C7 – D – F7 – Am – E7 – Am
На замену F – малый мажорный септаккорд F7. Но, конечно, не совсем обычный. Что касается постановки пальцев, всё также как и на E7 в открытой позиции. А чтобы не брать баррэ, 6-ая и 1-ая глушатся, т.е. не используются в этом аккорде.
Подробный разбор песни «Фантом» в версии Чиж & Co здесь.
Маленькая девочка – Крематорий:
В первой части куплета: Am – D7 – D7sus4/A – Fadd9 – Fmaj7/C – Am
В этой последовательности на F две аппликатурные вариации:
F add9 – почти как Fmaj7 (в песне Ой-йо), но 1-ая струна прижимается на 3-ем ладу (нота соль – 9-ая ступень к фа-мажорному трезвучию). Оригинальный саунд и не нужно заморачиваться с баррэ.
Fmaj7/C – это не явный фа мажор, так как по составу не имеет основного звука фа. Но в инструментальной аранжировке, относительно аккордовой последовательности звучит на замену F. Тоже, что касается постановки пальцев – особых сложностей нет.
Каким аккордом с простой аппликатурой заменить стандартный F с баррэ – вопрос особенности аранжировки, стиля песни. Ну и конечно, вкусовые предпочтения гитариста играют немаловажную роль. Иногда может быть так, что какой-то выбранный фа мажор с надстройками совсем не ложится на мотив, не звучит в песне. В таком случае просто нужно искать другой вариант. Главное – добиться красивого саунда в аккомпанементе.
Ещё об упрощённых аппликатурах F и других аккордов здесь.
Трезвучия
Напомним, что фа мажор в основном виде состоит из трёх звуков – фа, ля, до. Так вот, есть аппликатуры мажорного трезвучия, в которых звуки размещаются на трёх струнах.
- фа (основной звук) – на 5-ой струне, 3 лад;
- ля (большая терция) – на 4-ой, 2 лад;
- до (квинта) – на 2-ой, 1 лад.
Эти трёхструнные аппликатуры тоже можно использовать в аккомпанементе – для обыгровок, отдельных штрихов, акцентов, комбинирования с полными аппликатурами.
В схемах не только основной вид аккорда, но и его обращения (когда нижний звук терция или квинта).
На 6-ой, 5-ой и 4-ой:
На 5-ой, 4-ой и 3-ей:
На 4-ой, 3-ей и 2-ой:
На 3-ей, 2-ой и 1-ой:
Аппликатуры на всех струнах:
Их «соединение» в позициях образует уже знакомые нам аппликатуры. А также даёт возможность экспериментировать с формами F – придумывать какие-то собственные аппликатурные решения, мелодические связки.
Аккорды в Фа мажоре
В песнях, в тональности Фа мажор, как правило, используются аккорды, которые строятся на ступенях мажорного лада от звука Фа (основного звука аккорда).
- I – F (фа мажор)
- ii – Gm (соль минор)
- iii – Am (ля минор)
- IV – Bb (си бемоль мажор)
- V – C (до мажор)
- vi – Dm (ре минор)
- vii dim – E dim (ми уменьшённый)
Как играть аккордами гамму Фа мажор:
Но, безусловно, есть и последовательности в F, в которых используются и другие аккорды, отличные от мажорного лада. Авторы песен в целях создать оригинальный мотив иногда специально меняют тип аккорда на ступенях (Gm → G, Bb → Bbm, Dm → D, E dim → Em или E) или альтерируют ступени (E dim → Eb, Am → Ab).
Популярные аккордовые последовательности в Фа мажоре:
- F – Bb – C – F
- Bb – F – C – F
- F – Dm – Bb – C
- F – F– F– F – Bb – Bb – F – F – C – Bb – F – C (блюзовый квадрат)
Песни с аккордом F
В тональности Фа мажор красивая лирическая тема Michelle группы Beatles.
Из русского рока песни с аккордом F:
- Видели ночь – Кино
- Что такое осень – ДДТ
- Районы-кварталы – Звери
- Всё идёт по плану – Гражданская оборона
- А что нам надо – Серьга
И это, конечно, всего лишь несколько примеров для практики, изучения аккорда. В тональности Фа мажор и других тональностях с аккордом F песен на самом деле огромное количество.
На этом завершаем разбор вариантов Фа мажора. Ну как, не боитесь уже F? ) Прорабатывайте аппликатуры – начинайте с упрощённых, потом постепенно осваивайте с приёмом баррэ – и в скором времени Фа мажор станет для вас самым обычнейшим аккордом. Хоть в какой позиции. Как тот же ля минор, ре минор, ми мажор и др. Не будет никаких трудностей, никаких «ой тут «Ф», наверно песню эту разучивать не буду», «здесь «Фа», не успеваю пальцы переставлять». В общем, вы вычеркните F из личного списка самых трудных аккордов. А ваш песенный репертуар значительно расшириться. Начинайте заниматься прямо сейчас. Гитарного вдохновения, творческого настроения!
Источник