S o l F a theory
Обязательные термины
1. Звук — колебания, воспринимаемые человеческим слухом.
2. Ключ — знак, который ставится на одной из линий нотного стана и дает название ноте на этой линии.
3. Равномерно-темперированный строй основан на делении октавы на 12 равных полутонов.
4. Альтерация в ладу — повышение или понижение неустойчивых ступеней лада для обострения их тяготения в устойчивые ступени.
5. Энгармонизм — равенство звуков, интервалов, аккордов и тональностей по звучанию при различном значении и написании.
6. Диатонический тон и полутон образованы соседними ступенями.
7. Хроматический тон и полутон образованы звуками одной ступени, взятой с повышением и понижением, или звуками, расположенными через одну ступень.
8. Ритм — последовательность звуков одинаковой или различной длительности.
9. Метр — чередование сильных и слабых долей.
10. Тактовый размер — это конкретное выражение метра в виде дроби, числитель которой показывает, сколько в такте долей, а знаменатель — длительность доли. Простой размер состоит из одной метрической ячейки (2 или 3 доли), сложный — из нескольких, сложный смешанный — из разных простых ячеек. Переменный размер — размер с изменяющимся количеством долей.
11. Темп — это скорость исполнения музыкального произведения.
12. Синкопа — это несовпадение метрического и ритмического акцента.
13. Интервал — это расстояние между двумя звуками, взятыми одновременно или последовательно.
14. Обращение интервала — это результат перенесения нижнего звука интервала на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз.
15. Аккорд — это одновременное или последовательное сочетание трех или более звуков, расположенных по определенному принципу. Вариант классический: сочетание трёх или более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
16. Обращение аккорда — это такое его положение, при котором в басу находится терция, квинта или септима.
17. Лад — это система взаимоотношений устойчивых и неустойчивых ступеней.
18. Тональность — это высотное положение лада.
19. Период — это наименьшая форма, выражающая относительно развитую и законченную музыкальную мысль.
20. Предложение — часть периода, отграниченная каденцией.
21. Группировка — разделение в такте нотных знаков на группу соответственно строению размера.
22. Ритмическое деление — деление длительностей на равные части.
23. Особый вид ритмического деления — дробление длительностей на части, не совпадающее с их основным делением.
24. Родственные тональности — тональности, тонические трезвучия которых есть на ступенях основной тональности.
25. Диатоника — семиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам.
26. Мелизмы — небольшие устойчивые мелодические украшения, обозначаемые условными знаками или мелкими нотами.
27. Пентатоника — звуковая система из пяти звуков в пределах октавы.
28. Аббревиатуры — упрощенные и сокращенные обозначения в нотном письме.
29. Ступеневая величина интервалов — количество охватываемых ими ступеней, а тоновая величина интервалов — количество заключенных в нем тонов и полутонов.
30. Трезвучие — аккорд из 3 звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
31. Септаккорд — аккорд из 4 звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
32. Каденция — последовательность нескольких звуков или аккордов, заключающих построение. Полная каденция — каденция, заканчивающаяся на T, половинная — на D. Серединная каденция — каденция в середине построения, заключительная — в конце.
33. Родство тональностей — большая или меньшая близость тональностей, определяется количеством общих звуков, интервалов, аккордов.
34. Модуляция — переход из одной тональности в другую с каденцией в ней.
35. Отклонение — переход из одной тональности в другую без каденции в ней.
36. Хроматическая гамма: мажор вверх — не изменяются III и VI, остальные — не изменяются I и V.
37. Секвенция — повторение мелодического или гармонического оборота на другой высоте.
38. Диатонические интервалы — интервалы, которые могут быть построены в натуральном мажоре и миноре. К ним относятся все чистые, малые, большие и тритоны.
39. Хроматические интервалы — интервалы, которые не могут быть построены в натуральном мажоре и миноре. К ним относятся все увеличенные и уменьшенные (кроме тритонов), дважды увеличенные и дважды уменьшённые.
40. Характерные интервалы — интервалы, которые не могут быть построены в натуральном мажоре и миноре, но строятся в гармоническом мажоре и миноре с использованием гармонических ступеней (VI пониженной в мажоре и VII повышенной в миноре).
41. Консонанс — интервал или аккорд, звучащий достаточно мягко и не требующий разрешения.
42. Диссонанс — интервал или аккорд, звучащий достаточно жестко и требующий разрешения.
43. Ладовый диссонанс — интервал, звучащий как консонанс, но требующий разрешения в ладу.
44. Разрешение — переход неустойчивых звуков в устойчивые.
Источник
Правила по сольфеджио.
Теоритический материал по программе музыкальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_po_solfedzhio.odt | 17.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Правила по сольфеджио.
Гамма — это 7 нот, расположенных по порядку от тоники. Восьмая
ступень является повторением первой.
Тетрахорд — это половина гаммы (4 звука).
Главные ступени лада — это 1, 4 и 5 ступени в гамме.
Тоника — это первый, главный звук в гамме.
Полутон — это самое тесное расстояние между двумя клавишами.
Тон — состоит из двух полутонов.
Размер — это чередование сильной и слабой доли. Верхняя цифра обозначает, сколько долей в одном такте, а нижняя цифра обозначает, какой длительности равна одна доля.
Размеры бывают — простые и сложные.
К простым размерам относятся: 2/4, 3/4, 3/8, в этих размерах одна сильная доля.
К сложным размерам относятся такие размеры, которые можно
поделить на два и более простых размеров (4/4, 6/8, 9/8).
Устойчивые ступени — это I, III, V ступени.
Неустойчивые ступени — это II, IV, VI, VII ступени.
Вводные ступени — это II и VII ступени, они окружают тонику.
Строение минорной гаммы: 1т 1/2т 1т 1т 1/2т 1т 1т.
Строение мажоной гаммы: 1т 1т 1/2т 1т 1т 1т 1/2т.
Натуральный вид — 1т 1/2т 1т 1т 1/2т 1т 1т.
Гармонический вид — при движении вверх и вниз повышается VII
Мелодический вид — при движении вверх повышается VI, VII ступени, а при движении вниз знаки отменяются и гамма становится на-туральной.
Секвенция — это повторение одинакового мотива от разных нот.
Секвенции бывают: восходящие и низходящие, поступенные и скачкообразные.
Тритоны — это интервалы, в которых содержатся 3тона. К ним от-носятся: ув.4, ум.5. Они строятся в гармоническом миноре и в мажорных тональностях: от IVув.4, от VIIум.5. Звучат неустойчиво поэтому требуют разрешения.
Ув.4 разрешается двусторонним путем расширения в интервал сексту. Ум.5 расширяется двусторонним путем сужения в интервал терцию.
Параллельные тональности — это те, у которых одинаковые клю-
чевые знаки, но разные тоники и лады. Чтобы найти параллельную тональность нужно из мажора опуститься на м.3 вниз, а из минора подняться на м.3 вверх.
Модуляция — это переход из одной тональности в другую и закрепление в ней.
Отклонение — это временный переход в новую тональность.
Кварто — квинтовый круг тональностей — это расположение гамм в следующей последовательности: диезные гаммы — распологаются вверх по ч.5, а бемольные гаммы — по ч.4.
Консонанс — это интервал, который звучит мягко и благозвучно. К ним относятся: ч.1, м.3, б.3, ч.4, ч.5, м.6, б.6, ч.8.
Совершенные — только чистые: ч.1, ч.4, ч.5, ч.8.
Несовершенные — малые и большие: м.3, б.3, м.6, б.6.
Диссонанс — это резко звучащий интервал. К ним относятся: м.2, б.2, м.7, б.7.
Увеличенная секунда (ув.2) строится от 6 ступени в гармоническом мажоре и миноре. Она содержит в себе 11/2 тона. Звучит неустойчиво, требует разрешения. Разрешается двусторонне путем рас-ширения в интервал ч.4.
Трезвучие и его обращения.
Обращение — это перенос звука на октаву вверх или вниз.
Трезвучие — это 3 звука, расположенных через 1 ноту.
Мажорное трезвучие состоит из: б.3+м.3. Крайние звуки аккорда образуют интервал ч.5.
Минорное трезвучие состоит из: м.3+б.3. Крайние звуки также образуют интервал ч.5.
Первое обращение трезвучия называется Секстаккорд (Б6, М 6). Состоит из: в мажоре м.3+ч.4, в миноре б.3+ч.4. Крайние звуки ак-корда образуют интервал 6.
Второе обращение трезвучия называется Квартсекстаккорд (Б 6-4). Состоит из: в мажоре ч.4+б.3, в миноре ч.4+м.3.
В начале аккорда звучит скачок на ч.4, а крайние его звуки образуют интервал 6.
Одноименные тональности — это те, у которых одинаковая тоника, но разные лады и ключевые знаки. Например (до мажор — до минор).
Уменьшённая септима(УМ.7) строится в гармоническом мажоре и миноре от 7 ступени. Содержит в себе 41/2 тона. Звучит неустойчиво, требует разрешения. Разрешается двухсторонне путем сужения в интервал ч.5. Ум.7 является обращением ув.2.Эти интервалы взаимообращаемые.
Транспонирование — это перенесение мелодии или музыкального произведения на другую высоту или в другую тональность.
4 вида трезвучий.
1. Мажорное трезвучие (Б3 5) — состоит из б.3+м.3=ч.5, а его крайние звуки образуют ч.5. Звучит светло, бодро, устойчиво.
2. Минорное трезвучие (М3 5 ) — состоит из: м.3+б.3=ч.5, крайние звуки также образуют ч.5. Звучит печально, грустно, устойчиво.
3. Уменьшённое трезвучие (ум.3 5) — состоит из: м.3+м.3=ум.5, его крайние звуки образуют ум.5. Звучит напряженно, сжато, неустойчиво, по этому требует разрешения. Разрешается в тоническую терцию с удвоенным основным тоном. Ум.3 5 строится в мажоре и гармоническом миноре от 7 ступени.
4. Увеличенное трезвучие (ув.3 5) — состоит из б.3+б.3=ув.5. Крайние его звуки образуют ув.5. Звучит неустойчиво, сказочно, просторно. Требует разрешения. Разрешается двумя способами. В мажо-ре ув.3 5 разрешается в Т6 4, а в миноре в t6. Ув.3 5 строится только в гармонических ладах: в мажоре от VIb, в миноре III.
Гармонический мажор — это мажорный лад с VIb ступенью. В свя-зи с этим в этом ладу образуются следующие интервалы:тритоны ув.4 от 6 пониженной, ум.5 от 2, ув.2 от VIb, ум.7 от 7, а также аккорды:ум.ВВ7 от 7 ступени и септаккорд от 2 ступени .
Доминантовый септаккорд ( Д7) — строится в мажоре и гармони-
ческом миноре от V ступени. Его строение : б.3+м.3+м.3 или мажорное трезвучие +м.3. Крайние звуки образуют м.7. Звучит неустой- чиво, требует разрешения. Разрешается в тоническую терцию с утроеннымм основным тоном. Д7 состоит из 4 звуков.
Уменьшенный вводный септаккорд (ум.VII7), (ум.вв7) — ум.вв7 строится в гармоническом мажоре и миноре от 7ступени. Этот аккорд состоит из: м.3+м.3+м.3 или ум.3 5+ м.3. Крайние звуки ум.вв7 образуют ум.7. Неустойчивый, требует разрешения. Разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным терцовым тоном.
Малый вводный септаккорд (м.вв7), (м.VII7) — м.вв7 можно построить в натуральном мажоре от 7ступени. Состоит из: м.3+м.3+б.3 или ум.3 5+б.3. Его крайние звуки образуют м.7. Неустойчивый, требует разрешения. Разрешается в тоническое тризвучие с удвоенным терцовым тоном.
Д7 имеет 3 обращения:
1. Доминантовый квинтсекстаккорд (Д5 6) — строится в мажоре и гармоническом миноре от 7 ступени. Состоит из: м.3+м.3+б.2. Неустойчивый, разрешается в тоническое трезвучие с удвоенным основным тоном. Секунда находится в верхнем голосе.
2. Доминантовый терцквартаккорд (Д3 4) — строится в мажоре и в гармоническом миноре от 2 ступени. Состоит из: м.3+б.2+б.3. Неустойчивый, разрешается в полное развернутое тоническое трезвучие. Секунда находится в середине.
3. Доминантовый секундаккорд (Д2) — строится в мажоре и в гармоническом миноре от 4 ступени. Состоит из: б.2+б.3+м.3. Неустойчивый, разрешается в тонический секстаккорд с удвоенным основным тоном. Секунда находится внизу.
Пентатоника — это пятиступенный лад, в котором отсутствуют малые секунды. Пентатоника бывает мажорная и минорная. В мажоре отсутствует 4 и 7 ступень. В миноре 2 и 6 ступень.
Лады народной музыки.
1.эонийский мажор — соответствует натуральной мажорной гамме.
2.лидийский мажор — повышается IV ступень.
3.миксолидийский мажор — понижается VII ступень.
1.эолийский минор — соответствует натуральной минорной гамме.
2.дорийский минор — повышается VI ступень.
3.фригийский минор — понижается II ступень.
Строение хроматической гаммы.
Храмматическая гамма — это звукоряд, в котором отсутствуют б.2 и они заполняются полутонами.
Строение мажорной хроматической гаммы.
При движении вверх все ступени повышаются, кроме VI, вместо нее понижается VII ступень. При движении вниз все ступени понижаются, кроме V, вместо нее повышается IV ступень.
Строение минорной хроматической гаммы.
При движении вверх повышаются все ступени, кроме I, вместо нее понижается II ступень. При движении вниз гамма записывается также, как одноименный мажор.
тональн. S и ее параллельная
тональн. Д и ее параллельная
тональность минорной субдоминанты (VIb).
тональн. S и ее параллельная
тональн. Д и ее параллельная
тональн. мажорной Доминанты
Септаккорд второй ступени (II 7). Состоит из четырех звуков. Крайние звуки охватывают м.7. В его основе субдоминантовое трезвучие. В мажоре и миноре этот аккорд строится от II ступени. В мажоре образуется малый минорный септаккорд. Его строение: м.3+б.3+м.3. В миноре образуется малый септаккорд. Его строение: м.3+м.3+б.3.
Интервал — расстояние между двумя звуками. Интервалы бывают: малые, большие, чистые, увеличенные и уменьшённые. Их делят на две группы: консонансы и дисонансы.
Гармонический мажор — в нем понижается 6 ступень. Благодаря этому образуются следуюшие интервалы и аккорды: ув.2 (VIb), ум.7 (VII), ув.4 (VIb), ув.5 (II), ум.3 5(II5), ув.3 5(VI b), ум.вв.7(VII).
Хроматизм — это повышение или понижение звука. Бывает проходящим и вспомагательным.
Энгармонизм — это одинаковое звучание интервалов, но разная запись звуков интервала . (ув.4-ре-соль#, ум.5-ре-ля b) — энгармонизм интервалов, (соль# — ляb — си# — до) — энгармонизм звуков.
Обращение — перенос звука в интервале или аккорде на октаву вверх или вниз. При обращении малые интервалы становятся большими, большие — малыми, чистые остаются чистые, увеличенные станут уменьшинными. Существует обращение трезвучия — секстаккорд и квартсекстаккорд. Обращение Д7:Д5 6, Д3 4, Д2.
Источник