Обзор аниме Kimetsu no Yaiba («Клинок, рассекающий демонов», «Истребитель демонов», «Demon Slayer»)
Мда, нелегко приходится жителям Японии, если принимать все, происходящее ними в различных аниме, за чистую монету. Вот так захочешь пройтись по тихим японским улочкам, а тебя бешеный самурай зарубит. Начнешь читать книгу, а тебя в параллельную вселенную засосет. Попробуешь признаться девушке в любви, а тебя на три тысячелетия превратят в камень. Про природные катаклизмы я вообще молчу – чего только не происходит с бедными японцами (хотя вот тут аниме ушло не далеко от реальности). Но чаще всего вас, конечно, будут сжирать различные черти и демоны, коих в японской мифологии вагон и маленькая тележка. А там, где есть монстры, появляются и охотники на них. Ведьмаку заплатите чеканной монетой… Данный обзор посвящен аниме Kimetsu no Yaiba («Клинок, рассекающий демонов», «Истребитель демонов», «Demon Slayer»), герои которого как раз занимаются истреблением всякой нечисти.
Краткие сведения
Kimetsu no Yaiba – это аниме-сериал, выпущенный студией ufotable весной 2019 года. Сериал состоит из двадцати шести серий, в основу сценария положена манга за авторством Коехару Готогэ (Koyoharu Gotouge). Кроме того, сразу после трансляции последней серии сериала был анонсирован полнометражный фильм Demon Slayer: Kimetsu no Yaiba the Movie: Mugen Train, являющийся продолжением основного сюжета и запланированный на 2020 год.
События Kimetsu no Yaiba разворачиваются в альтернативной Японии начала ХХ века. После смерти отца старший сын Танджиро Камадо (Tanjirou Kamado) взял на себя обязанности по добыче денег для матери и юных братьев и сестер. Проживая на отдаленной горе, они вели спокойную и тихую жизнь, время от времени спускаясь с ближайшую деревню, для того, чтобы обменять добытый уголь на еду и необходимые предметы. Вот и в этот раз Танджиро решил сходить в деревню, дабы разжиться добром, однако из-за снежной погоды не успел вернуться домой до заката. Ему пришлось переночевать у знакомого старика, ведь путешествовать ночью в тех краях небезопасно – в темное время суток из всех щелей вылезают демоны, которые не прочь перекусить человечинкой. Сам Танджиро не верил в эти страшилки, однако решил не испытывать судьбу и отправился домой на рассвете. Уже на подходе к хижине он почувствовал неладное – от дома исходил запах крови. Именно этой ночью в дом семьи Камадо ворвался демон и убил всех ее членов. Единственной выжившей оказалась сестра Танджиро по имени Незуко (Nezuko), но и для нее встреча с монстрами не прошла бесследно – в организм девушки попала демонская кровь, в результате чего она стала демоном. Однако благодаря сильной воле Незуко смогла сохранить остатки человеческого разума. Увидев это, Танджиро решил стать охотником на демонов и отправился на поиски способа излечения сестры.
Персонажи
Одной из наиболее характерных черт любого сенэна является обилие персонажей, и Kimetsu no Yaiba не стало исключением. Персонажей здесь за двадцать шесть эпизодов появляется действительно много. На главных ролях в аниме мы имеем пару протагонистов – юного паренька Танджиро с сестрой Незуко. Танджиро – это типичный добряк во всех проявлениях. Он хочет всем помочь и всех спасти, и для того усердно тренируется. С одной стороны, подобный типаж вполне подходит для передачи идей, обычно затрагиваемых в сенэнах: мол, вы всегда победите, если будете усердно тренироваться и придерживаться высоких моральных принципов. Добро побеждает зло, такие дела. Если рассматривать с этой точки зрения, Танджиро вполне справляется со своей ролью протагониста. Однако подобная однобокость характера делает его предсказуемым. Вы в любой момент времени можете предугадать, что ответит Танджиро на ту или иную фразу или событие. Это скучно. К сожалению, его характер практически не меняется на протяжении всего сезона – как он был добряком, желающим стать сильнее ради сестры, так и остается, даже несмотря на то, что событий, вполне способных повлиять на его характер, за двадцать шесть серий было много. Так что назвать Танджиро успешным протагонистом я могу лишь с авансом на то, что в следующих сезонах он перестанет быть столь однобоким и предсказуемым.
Сестра решила не идти по стопам брата и получилась чрезвычайно удачной. Незуко превосходно справляется с ролью главного символа сериала – одновременно сильного и крайне милого демона с бамбуком в зубах. Незуко породила несчетное количество мемов со своим участием, тем самым поспособствовав популяризации Kimetsu no Yaiba в социальных сетях. Впрочем, тут я совсем не удивлен – это действительно хорошо прописанный персонаж с очень большим потенциалом. И надо отдать сценаристам должное: они выделили Незуко ровно столь времени, чтобы она успела запомниться, но не успела надоесть. Антагонистами же в сериале оказываются разнообразные демоны, главным из которых является некто Музан Кибуцуджи (Muzan Kibutsuji). К сожалению, за весь сезон он появляется всего пару раз, и ничего важного про него пока неизвестно. Знаю лишь, что он подозрительно похож на красноглазого Майкла Джексона – все ждал, когда он сделает лунную походку. Пока что, увы, не дождался.
Главной же ценностью в Kimetsu no Yaiba на данный момент являются второстепенные персонажи, причем это касается не только положительных героев, но и отрицательных. К сожалению, далеко не все из них получили заслуженную толику экранного времени и показали себя во всей красе, но из тех, кто уже успел засветиться, отмечу семейство демонов-пауков с достаточно любопытной историей, мадам-бабочку Шинобу (Shinobu) и демона с барабанами Кёгай (Kyougai). Кроме того, ближе к концовке сезона появляется целый ряд новых ярких персонажей, которые, я уверен, еще успеют показать себя. Если же отметить неудачных героев, в первую очередь выделю Дзеницу Агацума (Zenitsu Agatsuma) – как же быстро он начал меня бесить! На этого беднягу сценаристы возложили львиную долю комедийной нагрузки, которая выражается в виде его нескончаемых воплей и жалоб. Я не сомневаюсь, что рано или поздно Дзеницу превратится в одного из самых годных персонажей сериала (мол, слабый снаружи, сильный внутри), но пока что один его вид вызывает у меня раздражение. Его товарищ Иноскэ Хашибира (Inosuke Hashibira) в развитии ушел не многим дальше, но у того хотя бы оправдание есть – все же в горах один рос, аля Маугли. Не знаю, что будет дальше, но троица из Танджиро, Дзеницу и Иноскэ пока что с точки зрения химии меня не зацепила – все сводится к переругиваниям Дзеницу с Иноскэ и искренней преданности Танджиро к своим друзьям. Надеюсь, дальше их взаимодействия станут более разноплановыми.
Сюжет
Я уже неоднократно в обзорах затрагивал эту тему, но все же повторюсь – времена, когда студии могли без опаски выпускать многосерийные сенэны, рассчитанные на несколько сотен серий, остались в прошлом. И дело тут даже не в том, что жанр стал непопулярным – напротив, в каждом аниме-сезоне на главных ролях можно встретить парочку очень ярких представителей сенэнов. Поменялась сама индустрия аниме. Одним из главных факторов почти полного исчезновения длинных сенэнов является возросшая конкуренция. В 1990-2000-ых годах существовало незначительное по современным меркам число студий, производящих аниме-сериалы (тогда это было не так уж выгодно), а вот потребность в аниме-продукции в Японии уже тогда была очень высокой. Необходимо было чем-то заполнять эфирное время на телевидении, ведь общедоступного интернета тогда еще не существовало, и единственным источником, где люди могли ознакомиться с интересующими их тайтлами, было телевидение (и видеокассеты, что не всегда удобно и требовало иметь дополнительное оборудование).
Поэтому студии могли себе позволить искусственно растягивать повествование, вставляя в свои произведения бесчисленные филлеры и превращая баталии в длинные диалоги с редким обменом ударов. Телекомпании это с удовольствием покупали и транслировали, зрители с удовольствием смотрели, ведь альтернатив было не так уж много – либо покупай и читай мангу, либо неделю жди новой двадцатиминутной серии. К тому же, в определенный момент в дело вступала и сила привычки – если вам удалось продержать зрителя у экранов на протяжении пятидесяти или даже сотни серий, вероятность, что он сорвется с крючка, не дождавшись развязки (которая может быть очень-очень далеко), становится незначительной. Так что у него не оставалось иного выхода, как на протяжении многих лет с нетерпением ждать новой серии Naruto, Bleach, Fairy Tail или любого другого любимого тайтла.
Но времена меняются. Меняется и аниме-индустрия. За последнее десятилетие появилось огромное число небольших, но амбициозных студий, которые не боятся вызовов и с удовольствием берутся за опасные, но перспективные проекты. Кроме того, современные технологии упростили и ускорили производство. Недостатка в тайтлах для телевидения больше не наблюдается – напротив, теперь студиям самим нередко приходится соревноваться за место под Солнцем, выбивая себе более удобные телевизионные слоты. К тому же, нельзя не уважать силу Интернета, благодаря которой любой человек с легкостью может получить доступ к любому интересующему его тайтлу. Современные зрители уже не будут терпеть баталий, растягиваемых на десятки серий за счет бесчисленных разговоров, перелетов камеры с лица на лицо и флешбеков, и не будут с удовольствием ждать очередного бессмысленного филлера. У них нет на это времени – они просто уйдут смотреть другое аниме.
Эпоха многосерийных сенэнов прошла, уступив место более динамичному формату двенадцати и двадцати четырех серийных сериалов (порой состоящих из нескольких сезонов), у которого есть четко выраженные временные рамки, за которые зритель ожидает увидеть полноценную, законченную историю, или хотя бы четко ограниченную ее часть. Сенэн-жанр эволюционировал, превратившись из неповоротливого, гигантского чудовища, в небольшого, но быстрого и жадного до экспериментов хищника. Так родились сенэн-тайтлы современного образца – например, Nanatsu no Taizai, Boku no Hero Academia, и, разумеется, Kimetsu no Yaiba. Сохранив все узнаваемые черты жанра – обилие ярких персонажей; ориентированность на сражения; пафосные приемы; стремление героев побеждать несмотря на любые трудности – сенэны, отбросив ненужную болтовню и бесконечные филлеры, превратились в динамичное и жизнеспособное зрелище. И я считаю, что подобная эволюция – это несомненное благо, возникшее в результате суровой конкуренции в постоянно изменяющейся индустрии. Как говорится, выживает тот, кто лучше всех адаптируется.
Kimetsu no Yaiba – это яркий представитель современных сенэнов. Это сенэн, сделанный правильно. Несмотря на то, что основная сюжетная линия в данном аниме стандартна для жанра – обычная история поиска силы для благой цели исцеления сестры – в ней все же есть несколько сильных сторон. Во-первых, это динамичность. За двадцать шесть серий первого сезона в Kimetsu no Yaiba фигурирует столько важных сражений, сколько в Naruto не встретится и за сотню. Причем это не какие-то бессмысленные и бесконечные перебрасывания фразами – персонажи в Kimetsu no Yaiba действительно стремятся замочить друг друга, используя самые разные навыки и стили. Во-вторых, это яркие второстепенные истории. По сути, каждый демон в данном аниме – это личность, ставшая кровожадным монстром ввиду определенных обстоятельств. На мой взгляд, их истории получились достаточно трогательными и интересными, и они грамотно переносят акценты с главных героев, чтобы те не успели надоесть. В-третьих, это затрагиваемая проблематика и философия. В Kimetsu no Yaiba так или иначе затрагивается очень широкий спектр вопросов, начиная с важности семьи и поддержки ее членов, что наиболее ярко отображается во взаимоотношениях Танджиро и Незуко, и заканчивая вопросами относительности зла и важности прощения. В данном аниме происходят столкновения людей и демонов с разными мировоззрениями, что само по себе интересно, и заставляет задуматься над их точками зрения. А еще оно достаточно кровожадное – тут уж каждый решит сам, плюс это или минус.
Впрочем, без недостатков в Kimetsu no Yaiba тоже не обошлось. Самым ярким из них я назову комедию. Здесь использован тот самый низкосортный тип шуток, который уничтожает любые намеки на серьезность повествования. Это комедия, целиком построенная на воплях и гиперреакциях – лично я перестал получать от такого удовольствие уже очень давно. Вот вы смотрите на то, как непризнанный гений из мести становится чудовищем, но перед смертью понимает, что наконец-то его работу хоть кто-то признал, и уходит на тот свет со слезами на глазах и благодарностью в сердце. Трагичная сцена, не так ли? Действительно, заставляет задуматься. Мрачная история, в которой разрушаются судьбы целых семейств. И вот, только вы настроились на нужный эмоциональный лад, только подготовились увидеть продолжение трагичной истории, как сценаристы решают плюнуть вам в лицо очередной убогой сценкой, где Иноске с дикими воплями гоняется за Дзеницу.
Это может быть забавно в первый раз, во второй, но никак не в десятый. И нет, оправдание типа «это ж сенэн, его смотрят школьники, им такой юмор нравится» тут не прокатит. Результат от подобных комедийных вставок прямо противоположен их предназначению – они не разбавляют повествование, не делают его более увлекательным, а лишь уничтожают эффект от по-настоящему сильных его сторон. В последний раз столь же неудачную комедию я встречал разве что в Drifters, где шутки были столь же неуместны и так же контрастировали с основным повествованием. Если комедийные вставки после эндинга, где Танджиро, Незуко и прочие персонажи выполнены в виде чибиков и дают советы, выглядят забавно, так как они не имеют прямого отношения к основному сюжету, то нескончаемые дебильные вопли Дзеницу меня быстро утомили. Вероятно, я стал слишком стар для подобного юмора.
Рисовка
Однозначно, самая сильная сторона Kimetsu no Yaiba. Студия ufotable уже неоднократно доказывала, что обладает очень талантливыми художниками и аниматорами, но в Kimetsu no Yaiba они смогли превзойти самих себя, подняв современные стандарты анимации на принципиально новый уровень. Аниме выглядит роскошно во всех своих проявлениях: это и чрезвычайно яркие и запоминающиеся персонажи, внешность каждого из которых проработана до мельчайших деталей; и великолепные костюмы с учетом исторических традиций; и обилие нестандартных визуальных приемов и ракурсов, оживляющих и без того динамичную картинку; и, конечно, роскошнейшая проработка хореографии в сражениях, заставляющая постоянно отматывать аниме назад, для того, чтобы разглядеть каждое движение – причем у каждого персонажа оно уникально и соответствует его стилю. Чего уж мелочиться – даже компьютерная анимация, она же CGI, у ufotable выглядит органично и не вызывает желания промыть глаза святой водой. В Kimetsu no Yaiba визуальная составляющая сама по себе является самодостаточно причиной начать просмотр.
Музыка
Что-то радуют меня в последнее время саундтреки… Да чего уж греха таить – в современной аниме-индустрии уровень звуковой составляющей вырос до поразительных высот, так что нет особых причин удивляться, что в одном из самых мощных тайтлов года музыка оказалась соответствующей. Саундтрек в Kimetsu no Yaiba получился очень разнообразным и проникновенным – то, что надо для сенэна. Предпочтение было отдано классическим инструментам, что идеально подошло для передачи атмосферы традиционной Японии с демонами, катанами и самураями. От некоторых мелодий до сих пор идут мурашки – Го Шиина (Go Shiina), выступивший в роли композитора, постарался на славу. Уверен, что еще не раз включу и прослушаю полную версию саундтрека, он определенно того заслуживает. Что касается опенингов и эндингов – я всегда говорил, что одновременно мощный, нежный и узнаваемый голос LiSA является отличным вариантом для любого экшн-ориентированного аниме, и Kimetsu no Yaiba не стало исключением. И опенинг Gurenge в исполнении LiSA, и эндинг from the edge в исполнении FictionJunction feat. LiSA получились динамичными и крутыми как с визуальной, так и музыкальной точки зрения. Есть в них что-то завораживающее, что заставляет смотреть их на протяжении всего сериала без перемоток – это со мной в последнее время случается довольно редко, особенно если речь идет об эндингах.
Оценки
Персонажи – 8.0. Большое количество потенциально интересных персонажей. Незуко прекрасна. Танджиро неплох, но на данный момент однобок. Некоторым персонажам еще предстоит раскрыть потенциал.
Сюжет – 8.0. Динамично, насыщенно, интересно. Смотрится на одном дыхании. Слабенькая комедийная часть и не всегда удачные диалоги.
Рисовка – 10.0. Ufotable в очередной раз превосходят сами себя. Роскошная анимация, прекрасный дизайн персонажей.
Музыка – 10.0. Шикарно. Разнообразная и очень красивая музыка, полностью справляющаяся с воссозданием необходимой атмосферы.
Заключение
Kimetsu no Yaiba – это аниме с роскошным оформлением и не отстающим от современных стандартов содержанием, в котором отполирована каждая деталь и отсутствуют критично слабые места. Яркие персонажи, динамичный сюжет, нереально крутая анимация, прекрасная музыка, множество разнообразных сражений, захватывающие второстепенные истории, милаха Незуко – в нем есть все составляющие по-настоящему качественного сенэна современного образца. Единственным показавшимся мне значительным недостатком является крикливый юмор и однобокость протагониста, но тут, как говорится, на вкус и цвет фломастеры разные, да и за обилием достоинств подобные недостатки утрачивают значение. Одновременно легкое и глубокое, Kimetsu no Yaiba подойдет практически любой категории зрителя кроме самых юных, так как кровищи в аниме проливается действительно много, да и рейтинг R – 17+ на Западе оно получило не просто так. Всем же остальным – смотреть обязательно.
Источник