Аккорды для балалайки
Народный строй
На этом сайте собраны аппликатуры аккордов для балалайки прима в различных вариантах «Народного строя».
Пользоваться таблицей с аккордами очень просто:
- Найдите нужный аккорд в списке
- Под названием аккорда находится информация о нотах, входящих в него и список аппликатур (одна аппликатура на строку). Первая цифра в аппликатуре показывает лад, который нужно зажать на 3 струне (самая верхняя), следующая — на второй и т.д.
- Для каждого аккорда сгенерированы все возможные варианты аппликатур, самые удобные из них отмечены жирным шрифтом.
Разберем на примере аккорда До-мажор(C), сторой C E G (До-Ми-Соль). Один из вариантов аппликатуры «4-3-5», значит третью (самую верхнюю) струну нужно зажать на 4 ладу, вторую — на 3-ем, а первую — на 5-ом.
На сайте есть шпаргалка для мажорных и минорных аккордов строя C-E-G, вы можете её скачать (19,3 кб).
Важное замечание по поводу септаккордов!
Т.к. на балалайке всего 3 струны, а септаккорд состоит из 4 звуков, я немного жульничаю и строю его с малой септимой от основного тона, но без чистой квинты.
Важное замечание по поводу названий нот!
Аккорды, которые вы видите на этом сайте, сгенерированы алгоритмом, который не знает всех тонкостей теории музыки, и если у него есть возможность поставить D# вместо Eb — знайте, он это сделает.
Источник
Аккорд ля минор балалайка
Балалайка — Душечка, Душа запись закреплена
Даёшь качественный контент о балалайках и много!
1. Аккорды для балалайки (народный строй). Таблица MS Excel. Созданы Константином Белоусовым — основателем нашего сообщества. Схемы аккордов в виде таблиц. Ориентация грифа — горизонтальная.
2 и 3. Аккорды для балалайки народного (гитарного) строя До-Ми-Соль и Ре-Фа#-Ля. Документы PDF. Созданы Василием Ампилоговым. В таком формате издаются впервые. Схемы аккордов в виде рисунков. Ориентация грифа — вертикальная.
4. How to play Folk Balalaika 1.0 2017 (Как играть на балалайке народного строя). Документ PDF. Создан Олегом Левашовым. Ориентация грифа — горизонтальная.
5. Balalaika Chords (Аккорды для балалайки). Документ PDF. Создан Дмитрием Жарковским. Опубликован в сообществе Балалайка ТВ = https://vk.com/balalaikativi . В данном случае является оффтопом и примером для подражания одновременно. Схемы аккордов и фотографии аппликатур. Ориентация грифа — горизонтальная.
Все эти документы доступны для скачивания в материалах нашего сообщества = https://vk.com/docs-66966632
Вот такие балалайки! Всем гудеть!
Источник
Урок 7 (игра аккордов)
Опубликовано Роман в 07.08.2017 07.08.2017
Игра аккордов.
Двойные ноты и аккорды представляют собой типичную балалаечную фактуру, освоение которой требует длительной и кропотливой работы. Однако не следует ограничиваться изучением только двойных нот и аккордов. Нужно продолжить работу над одноголосным материалом, добиваясь все более точных, быстрых, независимых движений пальцев левой руки и воспитывая у себя слуховые ощущением различий в характере звучания простых мелодий.
Двойные ноты.
Характерной особенностью извлечения двойных нот на балалайке является постоянное участие большого пальца левой руки в прижатии II и III струн. Давление пальца на обе струны распределяется равномерно, однако оно не должно быть слишком сильным или слабым. Если прижимать струны к грифу с чрезмерной силой, это приведет к зажатости руки, если недостаточно плотно — к погрешностям в звучании. Особую трудность представляет собой движение большого пальца при переходе с лада на лад. Как правило, оно должно осуществляться без снятия пальца со струны, плавно. При этом учащиеся допускают следующие ошибки: раньше времени отпускают струны, результатом чего является шорох полуприжатых струн или звучание открытых; продолжают с силой давить на струны во время скольжения, что часто приводит к излишнему напряжению руки, а также к неоправданному эффекту глиссандо. В момент скольжения большой палец должен слегка ослабить давление на струны, но не раньше, чем будет полностью выдержана длительность предыдущего звука. Движение большого пальца при игре двойными нотами осуществляется не только за счет его самостоятельных усилий, но во взаимосвязи с движениями кисти, предплечья и плеча.
Аккорды.
При извлечении аккордов расположение пальцев левой руки на грифе несколько иное, чем при игре двойных нот. Большой палец прижимает только III струну, а I и II струны прижимаются к грифу указательным, средним, безымянным и мизинцем. Задача большого пальца облегчается, так как он прижимает только одну струну, но координация движений остальных пальцев усложняется. Кроме того, игра аккордов требует, как правило, большей растяжки пальцев, при которой часто возникают излишние напряжения в левой руке. Особую сложность представляет собой извлечение последовательностей аккордов, исполняемых легато. В этой связи большое значение приобретает правильный подбор аппликатуры. При игре аккордов следует избегать перекрещивания, то есть перестановки пальцев со струны на струну; необходимо подобрать аппликатуру таким образом, чтобы пальцы находились по возможности на одних и тех же струнах. В аккордах, содержащих звук ми первой октавы, возможно извлечение этого звука как на II, так и на III открытых струнах, в зависимости от удобства игры. Однако для правильного голосоведения лучше оставлять постоянно открытой какую-либо одну из струн ми.
Использованная литература:
П. Нечепоренко, В. Мельников «Школа игры на балалайке»
Источник
Расположение нот на грифе
Опубликовано Роман в 05.04.2019 05.04.2019
Данная статья/урок предназначена для тех, кто только начинает свое знакомство с инструментом.
На создание статьи/урока меня подтолкнули поисковые запросы пользователей. И один из самых частых звучит так:
Расположение нот на грифе балалайки
Давайте начнем с того, что разберемся со строем балалайки: Первая струна на балалайке — Ля первой октавы, вторая и третья – Ми первой октавы. То есть на балалайке две одинаковых струны.
Если вы еще не знакомы с нотной грамотой, то по ссылке можете перейти и почитать: Нотная грамота, ритм и метр. В данном статье/уроке мы не будем заострять на неё внимание.
На грифе расположены лады, которые в свою очередь, если переводить в нотную грамоту, образуют полутон между собой: т.е. между ладами пол тона.
Теперь, зная строение мажорной* и минорной** гамм, мы легко сможем определить на каком ладу какая нота расположена.
*Мажорная гамма, строение: Тон, Тон, Полутон, Тон, Тон, Тон, Полутон
**Минорная гамма строение: Тон-Полутон-Тон-Тон-Полутон-Тон-Тон
Гаммы без знаков: До мажор и Ля минор. Но нас с вами интересует непосредственно гамма Ля минор, так как нота Ля открытая струна, которая не требует поиска.
Ля минор — Ля открытая первая струна, следующая нота Си и между ними Тон, а это значит, что на грифе она расположена на 2 ладу, так как между ладами пол тона. В минорной гамме между второй и третьей нотой полутон, соответственно на грифе нота До располагается на 3 ладу. Далее тон — Ре находится на 5 ладу, Ми — на 7 ладу, так как снова тон, а вот Фа на 8 ладу, ведь между Ми и Фа согласно строению минорной гаммы пол тона, ну и завершает все ноты Соль на 10 ладу и Ля на 12 ладу, так как последние две ноты отстают от предыдущих ровно на тон. И дальше мы продолжаем высчитывать согласно выше написанному. Как видите, все абсолютно просто.
Но это первая струна, а как же быть со второй и третьей?
На самом деле, отгадка у вас уже в руках! Мы знаем, что между чистой (без диеза и бемоля) нотой ми и фа пол тона, а значит Фа на второй и третьей струне располагается на 1 ладу, дальше по аналогии высчитываем и понимаем, что: Соль — на 3 ладу, Ля — на 5 ладу, Си — на 7 ладу, До — на 8 ладу, Ре — на 10 ладу, Ми — на 12 ладу, и так далее.
Для более лучшего понимания и визуализации прикрепляю картинку ниже (здесь уже с диезами и бемолями):
Надеюсь, что данный урок/статья поможет вам в понимании и дальнейшем обучении на этом замечательном инструменте.
Пишите в комментариях свои мысли и идеи для новых статей/уроков или задавайте вопросы, если таковые остались. А также делитесь в социальных сетях, если прочитанное вам понравилось.
Источник
bmvx76
bmvx76
Страшно далека от народа андреевская (академическая) балалайка с настройкой ля-ми-ми, но в процессе звукоизвлечения из неё, хочется поиграть что-либо кондово-народное. Табулатуры простейших наигрышей представлены на рисунке, всё играется бряцанием, стрелочками обозначены движения кисти. Игра бряцанием с дробями делает наигрыши более «живыми», темп игры оптимально выбирать под пение.
Сумецкий (подсмотрен) – наигрыш для частушек «под драку», тысячи их:
Ваньке стукнули свинчаткой
И подбили левый глаз.
А теперь ему, косому
Из девчат никто не даст.
Удачным кажется исполнять по 2-3 куплета без перерыва, а затем делать проигрыш.
Завидочка (подсмотрен) – наигрыш, вероятно, для женских частушек «страдательного» типа:
Чай пила, жара взяла
Окошечко открыла.
Задушевная подружка
Милого отбила.
Частушки (частично подсмотрен) – универсальный наигрыш для любых частушек, коих тонны в литературе (например, в сборнике В.И. Симакова 1913 года более 3300 частушек на различные темы):
Красную рубашечку
Я получил от матери.
И теперь пойду работать
Буем на фарватере.
Источник