Аккорд м64 от ноты до

Строение аккордов

Аккорд – несколько звуков, взятых одновременно.

1. Аккорд можно построить от любого звука («До», «До-диез», «До-бемоль», «Ля», «Ре дубль бемоль» и т.д.)

2. Аккорды строятся по терциям , что означает, что мы набираем звуки через один:

Чтобы построить аккорд от ноты “До”, нужно взять звуки До, Ми, Соль. Нота, от которой строится аккорд называется прима – основной тон аккорда.

3. По наклонению аккорды могут быть мажорными (С) и минорными (Cm ). Наклонение аккорда определяется характером первой терции в составе аккорда. Если терция между тоникой и следующим звуком большая – аккорд будет мажорный, если малая – минорный:

Терция – это интервал, расстояние между двумя звуками, расположенными через один, то есть между первым и третьим. Отсюда латинское название (терция – три). Если мы хотим построить мажорный аккорд от ноты До (С), терция возникает между звуками До и Ми. Но как понять, что она большая и соответствует мажору?

  • б.3 — так обозначается интервал Большая (Мажорная) терция, ее тоновая величина составляет 2 тона .
  • м.3 — Малая (Минорная) терция, соответствует 1,5 тона .

Что такое тоновая величина интервала?

Чтобы посчитать тоновую величину между звуками нужно знать расстояние между ступенями звукоряда, с которым мы работаем. Мы знаем, что в До-мажоре расстояние между всеми соседними звуками равно 1 тон (До-Ре, Ре-Ми, Фа-Соль, Соль-Ля, Ля-Си) , кроме пары «китайцев» Си-До и Ми-Фа – где между звуками ½ тона. Такие соотношения между звуками возникли не случайно. Все эти звуки расположены по белым клавишам фортепиано.

Читайте также:  Роланд дьенс ноты для

Все звуки до-мажора, между которыми образуется 1 тон, разделены черными клавишами. «Китайцы» (Ми-Фа и Си-До в буквенных обозначениях E-F и B-C) не разделены черными клавишами, между ними естественным образом возникает минимальный интервал — 1/2 тона.

Вычислим тоновую величину терции:

Нам нужно высчитать, сколько тонов между нотами До и Ми. Для этого сначала перечислим последовательно все звуки, «заполняющие» этот интервал: До, Ре, Ми . Затем вычисляем тоновое расстояние между каждой парой соседних звуков: До-Ре = 1 тон, Ре-Ми = 1 тон, и суммируем тоны:

1 тон + 1 тон = 2 тона, то есть найденная тоновая величина соответствует большой терции. Значит мы построили мажорный аккорд.

Чтобы построить минорный аккорд от ноты «До», терция должна быть минорной (1,5 тона). Для этого звук «Ми» нужно понизить на ½ тона. Это делается с помощью дополнительного символа, который называется бемоль (b) .

Источник

Аккорды и ноты, на которых они построены

Знания в области теории музыки всегда являлись залогом грамотного построения аккордовых последовательностей и мелодий. В этой статье рассмотрим основные аккорды и ноты, на которых они построены. Здесь представлены схемы построения аккордов для фортепиано и для гитары. Эта информация будет полезна как исполнителям так и электронным музыкантам.

Во всех примерах в качестве тоники (основного тона) используется нота Ля. Но Вы можете использовать любую другую ноту, сохраняя интервалы между нотами аккорда. Если Вы пишете музыку в музыкальной рабочей станции (FL Studio, Cubase, Ableton Live и пр.), то просто перенесите построенный аккорд с ноты Ля на любую другую ноту.

Основные аккорды для фортепиано и гитары

Аккордом считается сочетание трёх и более звуков, сыгранных одновременно.

Основными аккордами в европейской музыке считаются мажорный и минорный аккорды – это аккорды построенные на мажорном и минорном трезвучии.

Трезвучие – три ноты, взятые (сыгранные) одновременно.

Трезвучия

Любое трезвучие состоит из трёх нот:

I ступень – тоника или основной тон;

III ступень (выше тоники на 1,5 или 2 тона) – терция или терцовый тон (характер аккорда);

V ступень (выше тоники на 3,5 тона) – квинта или квинтовый тон.

Мажорное трезвучие

Ля-мажор (A) состоит из:

Ля (A) – основной тон;

До-диез (C#) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не играется.

В мажорном трезвучии терцовый тон отстоит от тоники на 2 тона или на большую терцию.

Минорное трезвучие

Ля-минор (Am) состоит из:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не играется.

В минорном трезвучии терцовый тон отстоит от тоники на 1,5 тона или на малую терцию.

Терцовый тон определяет характер аккорда (минор или мажор).

Увеличенное трезвучие

Увеличенное трезвучие представляет собой мажорное трезвучие с увеличенным на пол тона интервалом между терцией и квинтой.

Таким образом между тоникой и терцией – 2 тона и между терцией и квинтой — 2 тона.

Построим увеличенное трезвучие от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До-диез (C#) – терцовый тон;

Фа (F) – увеличенный квинтовый тон.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.

Уменьшенное трезвучие

Уменьшенное трезвучие представляет собой минорное трезвучие с уменьшенным на пол тона интервалом между терцией и квинтой.

Между тоникой и терцией – 1,5 тона, и между терцией и квинтой – 1,5 тона.

Построим уменьшенное трезвучие от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми-бемоль (Eb) – уменьшенный квинтовый тон.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 1 и 6 струны – не звучат.

Септаккорды

Септаккорд – это трезвучие + ещё одна терция от квинтового тона. Септаккорд получил такое название из-за того, что четвёртая добавленная нота отстоит от основного тона (тоники) на септиму.

Есть несколько видов септаккордов. Давайте рассмотрим самые распространённые из них.

Большой мажорный септаккорд

Большой мажорный септаккорд представляет собой мажорное трезвучие + большая септима от тоники (или большое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника – 2 тона – 1,5 тона – 2 тона.

Построим большой мажорный септаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До-диез (C#) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон;

Соль-диез (G#) – большая септима.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Большой минорный септаккорд

Большой минорный септаккорд представляет собой минорное трезвучие + большая септима от тоники (или большое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 2 тона – 2 тона.

Построим большой минорный септаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон;

Соль-диез (G#) – большая септима.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Малый мажорный септаккорд

Малый мажорный септаккорд или доминантсептаккорд представляет собой мажорное трезвучие + малая септима от тоники (или малое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника –2 тона – 1,5 тона – 1,5 тона.

Построим доминантсептаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До-диез (C#) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон;

Соль (G) – малая септима.

При игре на гитаре 1, 3 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Малый минорный септаккорд

Малый минорный септаккорд представляет собой минорное трезвучие + малая септима от тоники (или малое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 2 тона – 1,5 тона.

Построим малый минорный септаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон;

Соль (G) – малая септима.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Малый септаккорд с уменьшенной квинтой

Малый септаккорд с уменьшенной квинтой или малый уменьшенный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие + малая септима от тоники (или большое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 1,5 тона – 2 тона.

Построим малый уменьшенный септаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми-бемоль (Eb) – уменьшенный квинтовый тон;

Соль (G) – малая септима.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.

Уменьшенный септаккорд

Уменьшенный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие + уменьшенная септима от тоники (или малое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 1,5 тона – 1,5 тона.

Построим уменьшенный септаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми-бемоль (Eb) – уменьшенный квинтовый тон;

Соль-бемоль (Gb) – уменьшенная септима.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.

Обращение трезвучий

Выше мы рассматривали только основные аккорды.

Основной аккорд – это такой аккорд, в основе которого лежит тоника (самая нижняя нота – тоника).

Если нижней нотой аккорда является терция или квинта, то такой аккорд называется обращённым.

Существует два вида обращения трезвучий:

Секстаккорд

Секстаккорд – это первое обращение трезвучия. В основе такого аккорда находится терция.

Если тонику любого трезвучия поднять на октаву выше, то получится секстаккорд.

На изображении представлено первое обращение ля-минорного трезвучия.

Своё название этот аккорд получил от интервала (секста), который образовывается между двумя крайними нотами (до и ля).

Квартсекстаккорд

Если в секстаккорде поднять нижнюю ноту (терцию) на октаву выше, то получится квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия. В основе такого аккорда лежит квинта.

На изображении представлено второе обращение ля-минорного трезвучия.

Своё название этот аккорд получил от интервала (кварта), который образовывается между первой и второй нотами (ми и ля).

Обращение септаккордов

Также как и трезвучия, септаккорды имеют свои обращения. Но поскольку септаккорд состоит из четырёх нот, то он имеет три обращения:

  • квинтсекстаккорд;
  • терцквартаккорд;
  • секундаккорд.

Квинтсекстаккорд

Квинтсекстаккорд – это первое обращение септаккорда. При таком обращение тоника поднимается на октаву выше. Между крайними нотами образуется секста, а между первой и второй нотой – квинта.

На изображении представлено первое обращение малого ля-минорного септаккорда.

Терцквартаккорд

Терцквартаккорд – это второе обращение септаккорда. При таком обращении на октаву выше поднимаются тоника и терция. Между первой и третьей нотами образуется кварта, а между первой и второй – терция.

На изображении представлено второе обращение малого ля-минорного септаккорда.

Секундаккорд

Секундаккорд – это третье обращение септаккорда. При таком обращении на октаву выше поднимаются тоника, терция и квинта. Между первой и второй нотой образуется секунда.

На изображении представлено третье обращение малого ля-минорного септаккорда.

Другие аккорды

Рассмотрим ещё несколько модификаций аккордов.

Аккорды с задержанием

Аккорд с задержанием отличается от основного аккорда изменённой третей ступенью (терцией). Она заменяется второй или четвёртой ступенью.

Поскольку третья ступень отсутствует, то аккорд теряет свой характер. В этом случае нельзя сказать является аккорд мажорным или минорным. Принадлежность аккорда можно определить лишь в контексте произведения.

Для обозначения аккорда используется слово «sus» и номер ступени, которая заменяет терцию.

На изображении представлено мажорное трезвучие с задержанием Asus4

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Таким же образом можно построить трезвучие Asus2.

При игре на гитаре 1, 2 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Квинтаккорд

Квинтаккорд или power chord – это неполный аккорд, состоящий всего из двух нот – тоники и квинты. Отсюда и название самого аккорда.

Данная разновидность аккордов часто используется в рок музыке при игре на электрогитаре с применением эффектов перегруза (овердрайв, дисторшн).

Квинтаккорд имеет одно обращение и может использоваться с продублированной нотой, которая расположена октавой выше.

Аккорд не имеет выраженного характера и определяется контекстом произведения.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 1, 2 и 6 струны – не звучат.

Аккорды с добавленными ступенями

К трезвучиям и септаккордам могут добавляться дополнительные ступени, образовывая новые аккорды. Основной особенностью таких ступеней является их расположение не по терциям.

Если добавить девятую ступень в ля-минорное трезвучие, то мы получим аккорд с добавленной девятой ступенью.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Альтерированные аккорды

Альтерированные аккорды – это аккорды с пониженными или повышенными ступенями. Изменять можно V, IX, XI и XIII ступени.

При альтерировании аккорда его гармоническая функция не изменяется.

На изображении представлен большой ля-мажорный септаккорд с пониженной V ступенью.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.

Аккорды с пропущенными ступенями

Помимо аккордов с добавленными и альтерированными ступенями, также, можно использовать аккорды с пропущенными ступенями.

Не разрешается пропускать III и VII ступени, которые отвечают за характер аккорда.

На изображении представлен большой мажорный септаккорд с пропущенной V ступенью

Рекомендуемые книги

В завершении этой статьи рекомендую ознакомится с книгами, которые помогут Вам в изучении теории музыки.

Источник

Оцените статью