Аккорд построенный от ноты ми

Содержание
  1. Аккорд E на гитаре. Как правильно брать аккорд Ми, 15 вариаций
  2. Пояснения к аппликатурам
  3. Строение ми-мажора (E) и ми-минора (Em)
  4. E и Em на гитаре
  5. Ми-мажор на 2 ладу
  6. Ми-минор на 2 ладу
  7. Ми-мажор с баррэ на 7 ладу
  8. Ми-минор с баррэ на 7 ладу
  9. Ми-мажор с баррэ на 12 ладу
  10. Ми-минор с баррэ на 12 ладу
  11. Ми-минор на 3 и ми-мажор на 4 ладу
  12. Популярные вариации E и Em
  13. E7 (доминантсептаккорд ми)
  14. E6 (мажорное трезвучие ми с большой секстой)
  15. E9 (большой нонаккорд ми)
  16. Em7 (малый минорный септаккорд ми)
  17. Em6 (минорное трезвучие ми с большой секстой)
  18. Em9 (нонаккорд ми на основе малого минорного септаккорда)
  19. Упражнение: учимся зажимать аккорды E в популярных последовательностях
  20. Последовательности без баррэ
  21. Последовательности c баррэ
  22. Известные песни с использованием E-аккордов на гитаре
  23. Аккорды, которые входят в тональности ми-мажор и ми-минор
  24. Интересные факты
  25. Все вариации аккорда E
  26. Аккорды и ноты, на которых они построены
  27. Основные аккорды для фортепиано и гитары
  28. Трезвучия
  29. Мажорное трезвучие
  30. Минорное трезвучие
  31. Увеличенное трезвучие
  32. Уменьшенное трезвучие
  33. Септаккорды
  34. Большой мажорный септаккорд
  35. Большой минорный септаккорд
  36. Малый мажорный септаккорд
  37. Малый минорный септаккорд
  38. Малый септаккорд с уменьшенной квинтой
  39. Уменьшенный септаккорд
  40. Обращение трезвучий
  41. Секстаккорд
  42. Квартсекстаккорд
  43. Обращение септаккордов
  44. Квинтсекстаккорд
  45. Терцквартаккорд
  46. Секундаккорд
  47. Другие аккорды
  48. Аккорды с задержанием
  49. Квинтаккорд
  50. Аккорды с добавленными ступенями
  51. Альтерированные аккорды
  52. Аккорды с пропущенными ступенями
  53. Рекомендуемые книги

Аккорд E на гитаре. Как правильно брать аккорд Ми, 15 вариаций

Аккорды ми-минор и ми-мажор являются одними из простейших для исполнения на гитаре. Если вы еще не решили, с чего начать свое обучение, то выберите именно эти созвучия. Их легко зажимать на грифе, а ми-минор к тому же встречается в 7 из 10 песен современной музыки.

Читайте также:  Как украсить свою гитару своими руками

Пояснения к аппликатурам

Все созвучия, построенные от ноты ми, начинаются с латинской буквы E. Также они (кроме ми-мажора) содержат дополнительные символы (буквы и цифры):

  • E – ми-мажор;
  • Em – ми-минор;
  • E7 – доминантсептаккорд ми;
  • Esus4 – ми-мажор с квартой вместо терции и т.д.

Схематичные изображения аккордов на грифе гитары называются аппликатурами. На аппликатуре изображаются струны, лады грифа и точки, где нужно ставить пальцы.

Пояснение к аппликатурам

Строение ми-мажора (E) и ми-минора (Em)

Ми-мажор и ми-минор являются трезвучиями, то есть состоят из трех различных звуков:

  • ми-мажор: ми (E), си (H) и соль-диез (G#);
  • ми-минор: ми (E), си (H) и соль (G).

E и Em на гитаре

Вы можете сыграть мажорные и минорные трезвучия ми несколькими способами. Аппликатуры, а также расшифровка того, как удобнее поставить пальцы, будут представлены ниже.

Чаще всего для исполнения ми-минора и ми-мажора применяются 2 способа: в открытой позиции и с баррэ на 7 ладу.

Дополнительные позиции применяются намного реже. Их изучение является необязательным. Но мы все равно советуем вам хотя бы попробовать зажать E и Em нестандартными способами. Это будет полезно для координации и подвижности вашей кисти.

Ми-мажор на 2 ладу

Зажмите 3 струну на 1 ладу, 4 и 5 струны на 2 ладу. 1, 2 и 6 струны остаются открытыми. Мизинец остается свободным, и вы можете использовать его для добавления дополнительных нот в созвучие во время игры.

Ми-мажор на 2 ладу

ВАЖНО! Положение большого пальца

Когда вы играете E или Em в открытой позиции, следите за правильным положением большого пальца. Он должен быть прижат подушечкой к середине грифа с обратной стороны. Не допускайте обхвата большим пальцем грифа гитары. Это замедлит смену позиций в песне и может привести к зажатости в кисти.

Зажимать струны нужно силой пальцев, а не предплечья.

Ми-минор на 2 ладу

Чтобы сыграть ми-минор в открытой позиции, просто зажмите ми-мажор и поднимите указательный палец.

Ми-минор на 2 ладу

ПОДСКАЗКА. Полезный лайф-хак

Чтобы удобнее менять аккорды в песне, зажимайте Em указательным и средним пальцами. Из этой позиции вы легко сможете перейти к Am, C и G, не совершая лишних движений кистью. Также этот способ поможет вам достраивать Em до септаккорда и секстаккорда прямо во время исполнения.

Ми-мажор с баррэ на 7 ладу

Зажмите баррэ от 5 струны, 7 лад. Средним, безымянным и мизинцем прижмите к 9 ладу 4, 3 и 2 струны.

Ми-мажор с баррэ на 7 ладу

Ми-минор с баррэ на 7 ладу

Вновь зажмите баррэ. Но теперь средним пальцем на 8 ладу зажмите 2 струну, а на 9 ладу зажмите 3 и 4 струны.

Ми-минор с баррэ на 7 ладу

ПОДСКАЗКА. 6 струна в аккордах ми

Небольшой лайф-хак. Во всех вариациях аккорда ми можно играть открытую 6 струну, так как она тоже настроена в ми. Многие музыканты применяют это для получения более низкого «панчевого» звучания.

Ми-мажор с баррэ на 12 ладу

Аппликатура ми-мажора с баррэ на 12 ладу похожа на аппликатуру ми-мажора в открытой позиции. Разница в том, что указательным пальцем вы зажимаете баррэ, а 3, 4 и 5 струны прижимаете оставшимися пальцами.

Ми-мажор с баррэ на 12 ладу

Ми-минор с баррэ на 12 ладу

То же самое относится и к ми-минору с той разницей, что средний палец остается свободным.

Ми-минор с баррэ на 12 ладу

Ми-минор на 3 и ми-мажор на 4 ладу

От 3 и 4 ладов ми-мажор и ми-минор строятся крайне редко. Аппликатуры выглядят следующим образом:

Em

Ми-минор на 3 ладу

E

Ми-мажор на 4 ладу

Популярные вариации E и Em

Добавление новых звуков в мажорное или минорное трезвучие позволяет получить вариации аккордов. Для созвучий, построенных от ми, наиболее популярными являются E7, Em7, E6, Em6, E9, Em9.

E7 (доминантсептаккорд ми)

Чтобы сыграть E7, указательным пальцем зажмите 3 струну на 1 ладу, а средним – 5 струну на 2 ладу.

E6 (мажорное трезвучие ми с большой секстой)

Чтобы сыграть E6, указательным пальцем зажмите 3 струну на 1 ладу, средним – 5 на 2, безымянным – 4 на 2, мизинцем – 2 на 2.

E9 (большой нонаккорд ми)

Чтобы сыграть E9, указательным пальцем зажмите 3 струну на 1 ладу, средним – 5 на 2, безымянным – 1 на 2.

Em7 (малый минорный септаккорд ми)

Малый минорный септаккорд ми

Чтобы сыграть Em7, указательным и средним пальцами зажмите 5 и 4 струны на 2 ладу, а безымянным – 3 струну на 3 ладу.

Em6 (минорное трезвучие ми с большой секстой)

Чтобы сыграть Em6, на 2 ладу зажмите 2, 4 и 5 струны.

Em9 (нонаккорд ми на основе малого минорного септаккорда)

Чтобы сыграть Em9, на 2 ладу зажмите указательным пальцем 5 струну, а мизинцем – 1 струну.

Упражнение: учимся зажимать аккорды E в популярных последовательностях

Мажорное и минорное трезвучия от ноты ми очень удобны в исполнении. Расположение пальцев позволяет быстро менять позиции и переходить от одного аккорда к другому с минимальным движением кисти.

Ниже приведены популярные последовательности с E и Em. Но не тратьте много времени на игру последовательностей. Воспринимайте их как отработку наиболее сложных моментов. Старайтесь играть больше песен.

Последовательности без баррэ

В этой последовательности уделите особенное внимание переходу с C на E. Здесь на первых порах у вас могут возникнуть проблемы с перестановкой пальцев.

С помощью этой последовательности вы сможете отработать быстрый переход между G, Em и C. При первой смене аккордов не отрывайте указательный палец от грифа, а при второй – средний. Попробуйте сыграть эту последовательность быстрее. При этом добивайтесь точной и своевременной смены позиций.

Основная цель отработки этой последовательности состоит в том, чтобы начать и закончить музыкальный квадрат одним аккордом Em. Самостоятельно определите наиболее удобные позиции постановки пальцев при игре этой последовательности.

Последовательности c баррэ

Преимущество баррэ заключается в том, что вам не нужно заучивать аппликатуры. Достаточно запомнить расположение нот на 5 и 6 струнах.

Здесь отрабатывается популярная связка F – E. Попробуйте сначала сыграть эти созвучия обычным способом. Теперь сыграйте E, просто передвинув F на 1 лад к порожку гитары. Получится, что струны вы зажали средним, безымянным пальцами и мизинцем. Эта небольшая хитрость пригодится вам на практике.

СОВЕТ. Меньше лишних движений

Выбирайте такие позиции, чтобы минимизировать передвижения пальцев по грифу гитары.

В этой последовательности вы должны сыграть баррэ дважды. Наибольшую сложность вызовут переходы G – B и B – E. Здесь нет никаких секретных техник. Просто отработайте эту смену позиций до автоматизма.

Данную последовательность полностью отработайте с баррэ. Уделите внимание смене минорной позиции на мажорную. Добейтесь того, чтобы при смене позиций не происходило глушение струны подушечками пальцев.

Это упражнение является немного измененной версией предыдущего. Здесь одно баррэ от 5 струны и три баррэ от 6 струны. Звучит устрашающе, но сыграйте последовательность, и вы поймете, что ничего сложного в ней нет.

Известные песни с использованием E-аккордов на гитаре

Ниже вы найдете список популярных композиций, в которых используются Em и E. Все песни несложные и построены на 3-4 аккордах. Они разделены по жанрам, чтобы вы могли подобрать композиции на свой вкус. Когда вы освоитесь с гитарой и выучите несколько видов боя, вы сможете подобрать уже более сложные песни самостоятельно.

Отечественная рок-музыка

  1. Кино – «Последний герой»
  2. Серьга – «А что нам надо»
  3. Смысловые галлюцинации – «Вечно молодой»
  4. ДДТ – «Просвистела»
  5. Земфира – «Знак бесконечность»

Зарубежная рок-музыка

  1. Linkin Park – «Numb»
  2. The cranberries – «Zombie»
  3. Oasis – «Wonderwall»
  4. Metallica – «Unforgiven»
  5. Evanescence – «Bring Me To Life»

Отечественная поп-музыка

  1. Леприконсы – «Хали-Гали»
  2. Григорий Лепс – «Рюмка водки»
  3. Слава – «Одиночество»
  4. Олег Газманов – «Туман»
  5. Любэ – «Позови меня тихо по имени»

Шансон, рэп и дворовые песни

  1. Трофим – «Ветер в голове»
  2. Многоточие – «В жизни так бывает»
  3. 25/17 – «Жду чуда»
  4. Игорь Слуцкий – «Туда»
  5. Владимир Высоцкий – «Беда»

ВНИМАНИЕ! Повышенный уровень сложности.

Если вы чувствуете в себе силы, попробуйте сыграть вступительный рифф к песне Black Sabbath – «Heaven and Hell». Эта композиция начинается от Em, сыгранного с баррэ на 7 ладу.

Последовательность выглядит следующим образом:

Em – F# – G – Am – G – F# – Em.

Все играется с баррэ.

Аккорды, которые входят в тональности ми-мажор и ми-минор

Тональность ми-минор является одной из самых популярных в современной музыке. Во многом это связано с отсутствием диезов и бемолей в исполняемых созвучиях. Ми-мажор применяется намного реже, хотя в этой тональности написаны такие песни как «My heart will go on» Селин Дион и «Under the bridge» RHCP.

Тональность Основные аккорды Дополнительные аккорды
Ми-мажор E A B C#m F#m G# G#m C#
Ми-минор G Am B C D Em Bm E

Интересные факты

  1. Em является аккордом (минорных, мажорных трезвучий и септаккордов), который можно взять, вообще не используя левую руку. Для этого нужно сыграть открытыми первые три струны.
  2. У ми нет вариации с диезом. Ми на полтона выше – это фа. Тем не менее, в оркестровой музыке можно иногда встретить ми-диез, но это случается не часто и связано с применением знаков альтерации при ключе.
  3. В песне группы Metallica «Nothing else matters» вступление построено на переборе Em. Джеймс Хэтфилд сочинил его, когда разговаривал по телефону и не мог играть обеими руками.

Все вариации аккорда E

От ноты ми можно построить 15 различных созвучий. Ниже представлены аппликатуры для каждой вариации в наиболее удобной позиции.

Источник

Аккорды и ноты, на которых они построены

Знания в области теории музыки всегда являлись залогом грамотного построения аккордовых последовательностей и мелодий. В этой статье рассмотрим основные аккорды и ноты, на которых они построены. Здесь представлены схемы построения аккордов для фортепиано и для гитары. Эта информация будет полезна как исполнителям так и электронным музыкантам.

Во всех примерах в качестве тоники (основного тона) используется нота Ля. Но Вы можете использовать любую другую ноту, сохраняя интервалы между нотами аккорда. Если Вы пишете музыку в музыкальной рабочей станции (FL Studio, Cubase, Ableton Live и пр.), то просто перенесите построенный аккорд с ноты Ля на любую другую ноту.

Основные аккорды для фортепиано и гитары

Аккордом считается сочетание трёх и более звуков, сыгранных одновременно.

Основными аккордами в европейской музыке считаются мажорный и минорный аккорды – это аккорды построенные на мажорном и минорном трезвучии.

Трезвучие – три ноты, взятые (сыгранные) одновременно.

Трезвучия

Любое трезвучие состоит из трёх нот:

I ступень – тоника или основной тон;

III ступень (выше тоники на 1,5 или 2 тона) – терция или терцовый тон (характер аккорда);

V ступень (выше тоники на 3,5 тона) – квинта или квинтовый тон.

Мажорное трезвучие

Ля-мажор (A) состоит из:

Ля (A) – основной тон;

До-диез (C#) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не играется.

В мажорном трезвучии терцовый тон отстоит от тоники на 2 тона или на большую терцию.

Минорное трезвучие

Ля-минор (Am) состоит из:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не играется.

В минорном трезвучии терцовый тон отстоит от тоники на 1,5 тона или на малую терцию.

Терцовый тон определяет характер аккорда (минор или мажор).

Увеличенное трезвучие

Увеличенное трезвучие представляет собой мажорное трезвучие с увеличенным на пол тона интервалом между терцией и квинтой.

Таким образом между тоникой и терцией – 2 тона и между терцией и квинтой — 2 тона.

Построим увеличенное трезвучие от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До-диез (C#) – терцовый тон;

Фа (F) – увеличенный квинтовый тон.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.

Уменьшенное трезвучие

Уменьшенное трезвучие представляет собой минорное трезвучие с уменьшенным на пол тона интервалом между терцией и квинтой.

Между тоникой и терцией – 1,5 тона, и между терцией и квинтой – 1,5 тона.

Построим уменьшенное трезвучие от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми-бемоль (Eb) – уменьшенный квинтовый тон.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 1 и 6 струны – не звучат.

Септаккорды

Септаккорд – это трезвучие + ещё одна терция от квинтового тона. Септаккорд получил такое название из-за того, что четвёртая добавленная нота отстоит от основного тона (тоники) на септиму.

Есть несколько видов септаккордов. Давайте рассмотрим самые распространённые из них.

Большой мажорный септаккорд

Большой мажорный септаккорд представляет собой мажорное трезвучие + большая септима от тоники (или большое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника – 2 тона – 1,5 тона – 2 тона.

Построим большой мажорный септаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До-диез (C#) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон;

Соль-диез (G#) – большая септима.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Большой минорный септаккорд

Большой минорный септаккорд представляет собой минорное трезвучие + большая септима от тоники (или большое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 2 тона – 2 тона.

Построим большой минорный септаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон;

Соль-диез (G#) – большая септима.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Малый мажорный септаккорд

Малый мажорный септаккорд или доминантсептаккорд представляет собой мажорное трезвучие + малая септима от тоники (или малое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника –2 тона – 1,5 тона – 1,5 тона.

Построим доминантсептаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До-диез (C#) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон;

Соль (G) – малая септима.

При игре на гитаре 1, 3 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Малый минорный септаккорд

Малый минорный септаккорд представляет собой минорное трезвучие + малая септима от тоники (или малое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 2 тона – 1,5 тона.

Построим малый минорный септаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми (E) – квинтовый тон;

Соль (G) – малая септима.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Малый септаккорд с уменьшенной квинтой

Малый септаккорд с уменьшенной квинтой или малый уменьшенный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие + малая септима от тоники (или большое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 1,5 тона – 2 тона.

Построим малый уменьшенный септаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми-бемоль (Eb) – уменьшенный квинтовый тон;

Соль (G) – малая септима.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.

Уменьшенный септаккорд

Уменьшенный септаккорд представляет собой уменьшенное трезвучие + уменьшенная септима от тоники (или малое трезвучие от квинты).

Схема построения аккорда: тоника – 1,5 тона – 1,5 тона – 1,5 тона.

Построим уменьшенный септаккорд от ноты Ля:

Ля (A) – основной тон;

До (C) – терцовый тон;

Ми-бемоль (Eb) – уменьшенный квинтовый тон;

Соль-бемоль (Gb) – уменьшенная септима.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.

Обращение трезвучий

Выше мы рассматривали только основные аккорды.

Основной аккорд – это такой аккорд, в основе которого лежит тоника (самая нижняя нота – тоника).

Если нижней нотой аккорда является терция или квинта, то такой аккорд называется обращённым.

Существует два вида обращения трезвучий:

Секстаккорд

Секстаккорд – это первое обращение трезвучия. В основе такого аккорда находится терция.

Если тонику любого трезвучия поднять на октаву выше, то получится секстаккорд.

На изображении представлено первое обращение ля-минорного трезвучия.

Своё название этот аккорд получил от интервала (секста), который образовывается между двумя крайними нотами (до и ля).

Квартсекстаккорд

Если в секстаккорде поднять нижнюю ноту (терцию) на октаву выше, то получится квартсекстаккорд – второе обращение трезвучия. В основе такого аккорда лежит квинта.

На изображении представлено второе обращение ля-минорного трезвучия.

Своё название этот аккорд получил от интервала (кварта), который образовывается между первой и второй нотами (ми и ля).

Обращение септаккордов

Также как и трезвучия, септаккорды имеют свои обращения. Но поскольку септаккорд состоит из четырёх нот, то он имеет три обращения:

  • квинтсекстаккорд;
  • терцквартаккорд;
  • секундаккорд.

Квинтсекстаккорд

Квинтсекстаккорд – это первое обращение септаккорда. При таком обращение тоника поднимается на октаву выше. Между крайними нотами образуется секста, а между первой и второй нотой – квинта.

На изображении представлено первое обращение малого ля-минорного септаккорда.

Терцквартаккорд

Терцквартаккорд – это второе обращение септаккорда. При таком обращении на октаву выше поднимаются тоника и терция. Между первой и третьей нотами образуется кварта, а между первой и второй – терция.

На изображении представлено второе обращение малого ля-минорного септаккорда.

Секундаккорд

Секундаккорд – это третье обращение септаккорда. При таком обращении на октаву выше поднимаются тоника, терция и квинта. Между первой и второй нотой образуется секунда.

На изображении представлено третье обращение малого ля-минорного септаккорда.

Другие аккорды

Рассмотрим ещё несколько модификаций аккордов.

Аккорды с задержанием

Аккорд с задержанием отличается от основного аккорда изменённой третей ступенью (терцией). Она заменяется второй или четвёртой ступенью.

Поскольку третья ступень отсутствует, то аккорд теряет свой характер. В этом случае нельзя сказать является аккорд мажорным или минорным. Принадлежность аккорда можно определить лишь в контексте произведения.

Для обозначения аккорда используется слово «sus» и номер ступени, которая заменяет терцию.

На изображении представлено мажорное трезвучие с задержанием Asus4

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Таким же образом можно построить трезвучие Asus2.

При игре на гитаре 1, 2 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Квинтаккорд

Квинтаккорд или power chord – это неполный аккорд, состоящий всего из двух нот – тоники и квинты. Отсюда и название самого аккорда.

Данная разновидность аккордов часто используется в рок музыке при игре на электрогитаре с применением эффектов перегруза (овердрайв, дисторшн).

Квинтаккорд имеет одно обращение и может использоваться с продублированной нотой, которая расположена октавой выше.

Аккорд не имеет выраженного характера и определяется контекстом произведения.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 1, 2 и 6 струны – не звучат.

Аккорды с добавленными ступенями

К трезвучиям и септаккордам могут добавляться дополнительные ступени, образовывая новые аккорды. Основной особенностью таких ступеней является их расположение не по терциям.

Если добавить девятую ступень в ля-минорное трезвучие, то мы получим аккорд с добавленной девятой ступенью.

При игре на гитаре 1 и 5 струны – открытые, 6 струна – не звучит.

Альтерированные аккорды

Альтерированные аккорды – это аккорды с пониженными или повышенными ступенями. Изменять можно V, IX, XI и XIII ступени.

При альтерировании аккорда его гармоническая функция не изменяется.

На изображении представлен большой ля-мажорный септаккорд с пониженной V ступенью.

При игре на гитаре 5 струна – открытая, 6 струна – не звучит.

Аккорды с пропущенными ступенями

Помимо аккордов с добавленными и альтерированными ступенями, также, можно использовать аккорды с пропущенными ступенями.

Не разрешается пропускать III и VII ступени, которые отвечают за характер аккорда.

На изображении представлен большой мажорный септаккорд с пропущенной V ступенью

Рекомендуемые книги

В завершении этой статьи рекомендую ознакомится с книгами, которые помогут Вам в изучении теории музыки.

Источник

Оцените статью