- Как ставить и зажимать аккорды. Частые ошибки начинающих гитаристов.
- Как зажимать и ставить аккорды. Общая информация
- Как зажать свой первый аккорд? С чего начать?
- Распространенные проблемы
- Я знаю несколько аккордов, но ставить их очень сложно
- Пальцы задевают другие струны
- Не хватает сил зажать аккорд
- Пальцы немеют и не слушаются
- Хромает координация правой и левой руки
- С какой силой нужно зажимать струны?
- Как лучше ставить пальцы на грифе?
- Как научиться быстро переставлять аккорды
- Как ставить аккорд F с баррэ
- Упражнение
- «Три аккорда» – Am, E, Dm
- 10 главных ошибок при постановке и изучении аккордов
- Как играть баррэ на гитаре?
- Что это такое?
- Большое
- Малое
- Как правильно делать?
- Упражнения для отработки техники
- Пример 1
- Пример 2
- Пример 3
- Упражнение 1
- Упражнение 2
- Упражнение 3
Как ставить и зажимать аккорды. Частые ошибки начинающих гитаристов.
Как зажимать и ставить аккорды. Общая информация
Проблема с постановкой аккордов – это классическая и типичная сложность, с которой сталкивались абсолютно все гитаристы. Действительно – струны сами по себе режут пальцы, преодоления натяжения для хорошего зажатия непривычно руке, из-за чего пальцы не слушаются и болят. Кроме того, сначала скорость смены позиций будет очень далека от совершенной и имеет свою сложность. Причина этого проста – вы находитесь в самом начале своего гитарного пути. Даже зная основные аккорды для начинающих, между тем как вы поймете все позиции и научитесь правильно ставить их пройдет какое-то время. Эта статья полностью посвящена данной проблеме начинающих и включает в себя полезные советы по их преодолению.
Как зажать свой первый аккорд? С чего начать?
Простой ответ на второй вопрос – начните с постановки левой руки. Это самое важное в данном вопросе. Главный критерий – она должна всегда оставаться максимально расслабленной, даже при постановке баррэ и обыгрывании сложных трезвучий.
Кроме того, сразу же начинайте следить за тем, как вы зажимаете аккорды. Струны не должны дребезжать и глушиться – они должны звучать все. Обязательно перед тем, как сыграть трезвучие, проверьте – все ли зажатые струны играются так, как должны.
Всегда начинайте с техники игры, а не со скорости. Тренируйте именно ее, потому что все остальное придет. Старайтесь не напрягать руку сверх меры, а также заставляйте все аккорды звучать правильно.
Распространенные проблемы
Я знаю несколько аккордов, но ставить их очень сложно
Сразу оговоримся, что данная проблема – абсолютно нормальна. С этим сталкиваются вообще все без исключения гитаристы, даже опытные – особенно когда они берут в руки гитару после долгого перерыва. Решается она также очень просто – практикой.
Просто больше тренируйтесь, делайте это каждый день. Берите гитару в руки и играйте хотя бы по полчаса, ведь регулярная тренировка на гитаре – залог быстрого роста как в техническом, так и музыкальном плане. Дело в том, что пальцам и мышцам надо привыкнуть к новым ощущениям, новым движениям и позициям. Кроме того, кожа на кончиках очень нежная, и ей требуется загрубеть для того, чтобы струны ее не резали.
Первое время у вас действительно будет болеть левая рука – и это нормально, в этом нет ничего странного. Можно провести аналогию со спортом – ведь при нагрузках организм также начинает болеть.
Пальцы задевают другие струны
Еще одна распространенная проблема новичков – это то, что подушечки пальцев задевают другие струны, не давая им нормально звучать. Ключ этой проблемы заключается в том, что постановка рук на гитаре далека от правильной. Обратите внимание и отработайте этот вопрос. Кончики пальцев должны находиться четко перпендикулярно грифу, чтобы мякоть не задевала другие струны. Больше тренируйтесь и никуда не торопитесь – старайтесь всегда проверять, звучат ли все трезвучия. Со временем мышцы привыкнут к положению и таких проблем не будет.
Не хватает сил зажать аккорд
Решение этой проблемы, опять же, заключается в часах практики. Старайтесь зажимать лучше и прилагать к этому больше усилий. Да, опять же, пальцы и рука будут болеть, однако это абсолютно нормальная реакция мышц на серьезные нагрузки.
Если же все совсем плохо – то попробуйте поупражнять свою руку на специальном резиновом эспандере – каждый день уделяйте время этому тренажеру, и вы точно увидите результат уже совсем скоро, поскольку гитара сама по себе крайне дружелюбный для новичков инструмент.
Пальцы немеют и не слушаются
В который раз скажем эту фразу – это нормально. Поскольку ваши руки не привыкли выдерживать упор и преодолевать напряжение струн, пока не пройдет какого-то количества времени, все так и будет продолжаться. Самое главное – не забрасывайте инструмент из-за этого. Занимайтесь на нем каждый день, можете даже через боль. Давайте себе отдых и садитесь опять – и буквально через неделю вы сможете забыть о такой проблеме.
Хромает координация правой и левой руки
Такое часто бывает, когда вместо простых аккордов боем вы играете соло и перебор. Выход тут один – делать все медленнее и под метроном. Берите очень низкий темп и играйте так, чтобы левая и правая рука двигались и исполняли ноты одновременно. Постепенно увеличивайте скорость, и вы заметите, что ситуация исправляется. Запомните важнейшую вещь – если вы что-то можете сыграть медленно, то точно сможете сыграть это быстро.
С какой силой нужно зажимать струны?
Этот вопрос также относится к тому, как ставить аккорды на гитаре, и он также очень важен и требует проработки. Как мы уже писали выше, главное – чтоб ваши пальцы не перенапрягались. Не надо с силой вжимать струны в гриф, поскольку из-за этого пойдет повышение ноты, и, как следствие, «нестрой» всего аккорда. Выполните простое упражнение: положите палец на любой лад любой струны и начните играть по ней, одновременно прижимая. Как только она зазвучит – это сигнал к тому, чтобы прекратить прижимать ее. Немного попрактикуйтесь с этим, и вы сразу поймете, с какой силой нужно нажимать на струны.
Как лучше ставить пальцы на грифе?
Пальцы должны быть перпендикулярны грифу гитары. Подушечки при этом не касаются других струн. Найти нужную позицию – не очень сложная задача, просто нужна регулярная практика. Рано или поздно ваши мышцы запомнят, как расположить пальцы на грифе. Кроме того, очень желательно следить за состоянием вашей руки – она должны быть максимально расслаблена даже во время зажатия сложных аккордов. Напряжения почти не должно быть – и это важный аспект, который позволит впоследствии быстро наращивать скорость.
Как научиться быстро переставлять аккорды
Ответ на этот вопрос мы уже писали выше – а именно играть их медленно. Как бы абсурдно это ни звучало, но да – для того, чтобы играть быстро сначала надо научиться играть медленно. Наигрывайте простой бой с простыми аккордами, поочередно переставляя их. Главное – следите за тем, чтобы все струны звучали хорошо, нигде не было глушения или дребезга. Не торопитесь – акцентируйте внимание именно на технике игры, и со временем ваши мышцы запомнят все нужные позиции трезвучий.
Как ставить аккорд F с баррэ
Если говорить честно, то среди всех аккордов именно F заслуживает звание самого многострадального. Множество гитаристов в начале своего пути просто бросало гитару, поскольку наткнулись на непреодолимую преграду в виде баррэ и, как следствие, критической просадкой в скорости смены аккордов.
Не будьте такими гитаристами!
Для начала – поймите, как ставить баррэ правильно. Сначала это может показаться очень сложным – потому что мышцы опять начнут болеть, большой палец начнет быстро неметь и не слушаться. Не сдавайтесь, поскольку это сигнал к тому, что вы все делаете правильно. Да, скорость исполнения будет значительно просажена, однако это нормально.
Совет: Еще один действенный совет по тому, как зажать аккорд F и научиться быстро, играть с ним – это выучить песню с его участием. Сначала у вас наверняка не будет ничего получаться, но если тренироваться каждый день, то со временем скорость вернется, и вы значительно прокачаете свое гитарное мастерство.
Упражнение
Разумеется, существуют упражнения для гитары, выполняя которые вы значительно ускорите свою аккордную технику игры.
«Три аккорда» – Am, E, Dm
Упражнение очень простое и заключается в одном – просто играть последовательность из этих трех аккордов, поочередно меняя их между собой. Начинайте с низкого темпа и следите за тем, чтобы они звучали так, как должны. Постепенно ваши мышцы запомнят постановку аккордов на гитаре и перестанут ошибаться при игре этими аккордами.
Аппликатуры аккордов для упражнения.
10 главных ошибок при постановке и изучении аккордов
- Бросать все из-за неудач. Так делать однозначно нельзя. Все проблемы, с которыми столкнетесь являются абсолютно нормальными для гитариста, и все они правятся практикой и упражнениями. Даже страшный аккорд F перестает быть таковым после недели занятий.
- Не видеть аккорд. Обязательно при разучивании аккордов держите перед глазами их аппликатуру. Конечно, ваши пальцы скоро привыкнут к тому, как они ставятся, но до этого всегда смотрите на то, что играете.
- Постановка сложных задач. Всегда разбивайте сложные песни на составные части и тренируйте их по отдельности. Не пытайтесь сразу сыграть сложный кусок – так вы только будете терпеть неудачи и терять мотивацию.
- Отсутствие тренировки пальцев. Если у вас не получается зажать аккорд из-за нехватки сил – то надо тренировать пальцы. Делать это можно упражнениями на гитаре, или же используя эспандер.
- Наблюдение за руками. Конечно, поначалу вам придется смотреть на то, что вы играете. Но со временем отучайте себя от этой привычки – вы должны научиться исполнять композиции несмотря на пальцы.
- Тренировка только одного аккорда. Старайтесь упражняться в аккордовой технике игры, исполняя прогрессии из разных трезвучий – так обучение будет продвигаться гораздо быстрее.
- Прятать неиспользуемые пальцы. Это ошибка касается техники. Когда вы пытаетесь поместить неиспользуемые пальцы за гриф, то сильно напрягаете руку, из-за чего она чрезмерно устает. Так делать не надо – лучше держите их перед грифом гитары в расслабленном виде.
- Отсутствие акцента на тонике. Тоника является главной нотой аккорда, поэтому ее ни в коем случае нельзя оставлять не звучащей. Старайтесь, чтобы при игре звучали все задействованные струны, а не только часть из них.
- Аккорд должен хорошо звучать от и до. Как уже было сказано выше, очень важно, чтобы ни одна струна в трезвучии не дребезжала и не глушилась. Поначалу обязательно проверяйте, все ли звучит нормально, и при необходимости двигайте и переставляйте пальцы в правильное положение.
- Учитесь всегда. Всегда уделяйте время гитаре, хотя бы по полчаса в день. Всегда следите за тем, как играют другие гитаристы, какие позиции они используют, как ставят пальцы – и тогда ваш навык будет расти очень быстро.
Источник
Как играть баррэ на гитаре?
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Гитара — непростой музыкальный инструмент в плане овладения техникой игры. Одним из испытаний для большого числа начинающих является технический приём прижатия струн под названием «баррэ». Этот вопрос очень актуален: есть даже примеры, когда известные музыканты в своих выступлениях избегали пользоваться этим приёмом при взятии отдельных аккордов (например, легенда «открытого гитарного строя» Джони Митчелл). К сожалению, многие бросают занятия, не освоив какой-нибудь очередной аккорд с баррэ.
Что это такое?
Баррэ на гитаре и других струнных музыкальных инструментах — это приём одновременного прижатия одним пальцем левой руки всех или части струн на ладу с целью получения аккорда. Для этого используется в основном указательный палец. Нередко (особенно на электрической и полуакустической гитарах) при исполнении пауэр-аккордов в одновременном прижатии двух струн на одном ладу используется безымянный палец.
На 6-струнной гитаре в стандартном строе один указательный палец, зажимающий все струны, не образует этим какой-либо обычный аккорд (мажорное или минорное трезвучие) ни на одном ладу. Для построения таких аккордов используются, кроме указательного пальца, разные схемы прижатия струн остальными пальцами левой руки на соседних с баррэ ладах.
Все дополнительные к баррэ схемы построения пальцев на струнах для получения созвучий берут своё начало от так называемых открытых аккордов.
Открытые аккорды — это типовые трезвучия и септаккорды в I позиции, которые играются без баррэ с использованием звуков открытых струн: C, D, Dm, D7, E, Em, E7, A, Am, A7. Именно с них и начинают изучать первые аккорды новички.
Если взять, например, минорные трезвучия Am, Dm и мажорный аккорд E в открытой позиции, то их условные схемы расположения мест прижатия струн выглядят следующим образом.
Теперь нужно представить, что верхний порожек гитары можно передвигать. «Переставив» порожек на 1 лад вперёд по грифу и использовав всё те же схемы двух минорных аккордов и одного мажорного созвучия (в нашем примере это Am, Dm и E), получают совсем другие гармонические построения:
- ля минорный аккорд (Am) переходит в си-бемоль минор (Bbm);
- ми мажорный аккорд (E) становится фа мажорным трезвучием (F);
- ре минорное трезвучие (Dm) сменяется ми-бемоль минором (Ebm).
Вместо верхнего порожка, не «сдвигая» его в своём воображении, можно в реальности разместить на I ладу грифа каподастр. Иногда этот очень полезный гитарный аксессуар так и называют — «передвижной порожек». Его можно разместить на любом ладу, если есть в том необходимость.
Однако имеется и другой — более простой — вариант смены аккордов в приведённом примере — применение приёма баррэ указательным пальцем левой руки на I ладу.
Можно сказать и так: приём баррэ заменяет собой функцию верхнего порожка, «смещая» его расположение в нужное место для получения всё тех же типовых аккордов, но в другой тональности.
Точно так же можно представить и сам верхний порожек в качестве указательного пальца левой руки в каком-либо открытом аккорде (например, ля миноре).
Повышение или понижение звучания аккордов также меняется по полутонам, как и отдельных звуков: один лад по грифу в сторону корпуса гитары изменяет в аккорде повышение всех его звуков на полутон. Например, открытый аккорд Em при смещении на один лад вверх по грифу (в сторону корпуса) становится Fm, на два лада — F#m (или энгармоничным трезвучием Gbm) и так далее. При движении баррэ последовательно по ладам в сторону головки грифа ноты в созвучиях меняются на понижение высоты на те же полутона.
К овладению приёмом баррэ приступают ещё на начальных стадиях обучения игре аккордами, так как эта техника является основополагающей для гитариста любого направления. Полноценная игра на гитаре без освоения баррэ практически невозможна — большинство аккордов берутся именно с его помощью.
Не для каждого аккорда или созвучия при баррэ требуется зажимать все струны на гитаре. Этот приём бывает двух видов — большим и малым.
Большое
Если указательный палец производит одновременный зажим пяти или шести струн на ладу, то в таком случае говорят о большом баррэ. В некоторых источниках большим называют именно прижатие всех шести струн. Но такое утверждение не является истиной, что подтверждается представительными «Школами игры на шестиструнной гитаре», например, Э. Пухоля, П. Агафошина и других знаменитых гитаристов, оставивших свои учебные наследия для потомков. В учебном пособии Э. Пухоля понятно рассказывается о баррэ и его разновидностях.
Баррэ в нотах обозначается квадратными вертикальными скобками (либо просто чертой), охватывающими ноты аккорда сбоку, с обязательным указанием номера лада, где оно применяется (например, большое баррэ — BII, малое — 1/2BII). В некоторой нотной литературе может быть другая буква в обозначении этого приёма: CIII (1/2 CIII).
Малое
Когда музыкант прижимает указательным пальцем от двух до четырёх струн (кроме 5-й и 6-й), то такое баррэ называется «малым». Надо отметить, что малое баррэ можно взять любым другим пальцем левой руки, а до трёх струн — даже мизинцем. Но это, скорее, исключение, чем правило, так как случается такое очень редко.
Баррэ — довольно трудный приём не только в плане технического выполнения, но и в чисто физическом смысле для руки в целом, а для кисти в особенности. Если новичок выполняет какое-то упражнение, например, играет перебором аккорд с баррэ, то рука может практически через минуту просто онеметь вплоть до плеча. Но такое явление возникает от неправильной постановки не только пальца и кисти в целом, но и мышления неопытного гитариста. Дело в том, что не следует думать, что весь фокус заключается в силе прижатия струн. Сила мышц, конечно, присутствует, но не в такой степени, как думает начинающий музыкант. В связи с этим необходимо подробней рассмотреть вопрос о том, как всё-таки правильно выполнять приём баррэ.
Как правильно делать?
Сначала нужно понять, как правильно ставить указательный палец на лад гитары при баррэ. Палец нужно поставить ближе к металлическому порожку, к которому он и прижмёт струны. При этом сам палец либо строго параллелен порожкам, либо чуть отклоняется своей последней фалангой в сторону остальных пальцев, но в пределах лада.
Ещё важный момент: указательный палец не должен быть согнут в своих суставах, как при обычной игре, а полностью выпрямиться и лечь на лад в таком положении внутренней стороной так, чтобы струны прижимались мышцами этих суставов.
Ни одна из 6 струн не должна попасть в межсуставной изгиб пальца, иначе звука из такой струны извлечь не удастся.
Большой палец при этом полностью прилегает к обратной стороне грифа поперёк него, давая возможность всем остальным пальцам удобно прижимать нужные струны рядом с указательным, выполняющим баррэ. Располагается он примерно посередине между указательным и средним пальцами.
Упражнения для отработки техники
Для начинающих имеется хорошая рекомендация от профессионалов: научиться брать аккорды с баррэ лучше всего на упражнениях, в которых требуется зажать не более половины струн (первые 3 тонкие струны).
Пример 1
Играть смешанное арпеджио (перебор) в такой гармонической последовательности: Dm—(Gm/D)—A7—Dm. Трезвучие, обозначенное как Gm/D, берётся тем самым малым баррэ: указательный палец прижимает три струны на III ладу. Другие пальцы в построении аккорда не участвуют — только указательный. Ниже представлены схемы аккордов в нужной последовательности. Два оставшихся аккорда в представленной гармонии — открытые, играются без баррэ.
Обозначения пальцев левой руки на схемах аккордов:
- 1 — указательный палец;
- 2 — средний;
- 3 — безымянный;
- 4 — мизинец.
Схема аппликатуры правой руки в переборе следующая: P-i-m-a-m-i:
Обозначение пальцев соответствует международному стандарту:
- P — большой палец правой руки, играющий на 4-й, 5-й, 6-й струнах;
- i — указательный, извлекающий звуки из 3-й струны;
- m — средний, играющий на 2-й струне;
- a — безымянный, избирающий 1-ю струну.
Басы в аккордах будут такие:
- ре минор (Dm) — 4-я струна;
- соль минор (Gm/D) — 4-я струна;
- мажорный септаккорд ля (A7) — 5-я струна.
Все басы извлекает большой палец (P) правой руки.
Обозначение соль минорного аккорда в виде Gm/D означает, что басом аккорда является нота «ре» (D), то есть открытая 4-я струна.
Пример 2
Можно усложнить предыдущее упражнение, играя тонический бас — ноту «соль» — в аккорде Gm. Для этого придётся, кроме удержания малого баррэ на III ладу, прижать ещё 4-ю струну на V ладу безымянным пальцем левой руки. Но для удобства можно взять баррэ не на трёх, а на всех четырёх струнах, участвующих в арпеджио. В этом случае безымянный палец без труда зажмёт четвёртую струну через лад от баррэ.
Пример 3
Нужно сыграть следующую гармонию самыми разными видами арпеджио и даже известным ученику боем: Am-Dm-E7-Am. Все аккорды берутся в V позиции, то есть в пределах V-VIII ладов (в данном случае V-VII).
Иллюстрация схем аккордов:
Аккорды Am и Dm берутся с баррэ, септаккорд E7 является открытым — часть струн зажимается в V позиции, а две струны — первая и вторая — свободные.
Тонический бас:
- для Am находится на 4-й либо 5-й струнах;
- для Dm – на 4-й струне;
- для E7 – на 5-й либо 6-й.
Играя последовательность перебором, можно варьировать между вариантами баса в Am и E7. В аккорде Dm для разнообразия неплохо будет звучать бас от 5-й открытой струны.
К отработке большого баррэ следует приступать без фанатизма. Полные аккорды с большим баррэ не дадутся легко даже после наработки опыта с малым его вариантом.
На каждое упражнение — не более 15 минут времени с дальнейшим отдыхом левой руки до полного восстановления.
Упражнение 1
Работа с прижатием всех струн только указательным пальцем. Начать с V лада. Играть — смешанный перебор на струнах №№ 6, 3, 2, 1 пальцами правой руки P, i, m, a соответственно. Сыграв 2 раза схему перебора, нужно сместить палец с V лада на IV, затем на III, II и I. Следить, чтобы все звуки были отчётливо слышны и по долготе сливались в единый аккорд. Если что-то со звуком не так, нужно сразу исправлять ошибки: чуть изменить расположение пальца по вертикали или горизонтали, увеличить силу прижатия струн. Следует попытаться найти причину отсутствия звука или его качества, а потом устранить её.
Отработку баррэ лучше выполнять с помощью арпеджио, а не боя. Во время удара по струнам трудно определить, все ли звуки получаются в аккорде либо какие-то струны не звучат. При арпеджио, когда каждая струна извлекается последовательно, невозможно упустить погрешности приёма.
Упражнение 2
Ниже дано изображение начала второго упражнения в виде табулатуры. Это пример является усложнённой версией «Упражнения 1», в котором контролировались лишь 4 звука из шести. Здесь же большой палец правой руки играет не только на 6-й струне, но и проигрывает все басовые струны — от 6-й до 4-й, а только потом смещается на соседний лад. Кроме того, к баррэ добавлен для развития 2-й палец (средний) левой руки, прижимающий третью струну на VI ладу.
Упражнение 3
Теперь на V ладу можно строить разные аккорды с использованием большого баррэ (Am, A, A7, Dm, D7, F), «прогоняя» каждый из них вниз и вверх по грифу, смещая по ладам сначала с проигрыванием любого перебора, а затем, когда звуки будут получаться везде, боем «сверху вниз» на счёт «раз, два, три, четыре» на каждом ладу.
Схемы баррэ к упражнениям:
Схемы указанных аккордов для упражнения №2 (кроме уже встречающихся ранее):
Источник