Аккорд с добавленной 6 ступенью

Подвиды аккордов. Какие ступени содержат и как обозначаются различные аккорды?

Аккорды подразделяются на следующие виды:

Трезвучия

Аккорды этого типа состоят из 3-х различных звуков.

Разновидности трезвучий, состав ступеней и обозначение аккордов :

Мажорное трезвучие — ступени: 1, 3 и 5-я.
Аккорд обозначается Буквой его тоники : C, D, E, F, G, A, H.

Минорное трезвучие — ступени: 1, 3-бемоль и 5-я.
Обозначается буквой m : Cm, Dm, Em, Fm, Gm, Am, Hm.

Увеличенное трезвучие — ступени: 1, 3 и 5-я-диез.
Три варианта обозначения: #5, +5, aug . C#5, D#5, E#5, F#5, G#5, A#5, H#5. C+5, D+5, E+5, F+5, G+5, A+5, H+5. Caug, Daug, Eaug, Faug, Gaug, Aaug, Haug. Cm+5, Dm+5, Em+5, Fm+5, Gm+5, Am+5, Hm+5

Уменьшенное трезвучие — ступени: 1, 3 и 5-я-бемоль.
Три варианта обозначения: b5, -5, dim . Cb5, Db5, Eb5, Fb5, Gb5, Ab5, Hb5. C-5, D-5, E-5, F-5, G-5, A-5, H-5. Cdim, Ddim, Edim, Fdim, Gdim, Adim, Hdim. Cm-5, Dm-5, Em-5, Fm-5, Gm-5, Am-5, Hm-5

Любые аккорды могут быть взяты выше или ниже на полтона . Такие аккорды записываются со знаками альтерации # — диез (повышение), b — бемоль (понижение). Знак ставится сразу после основного тона (тоники, примы).
Записываются так: C#, Cb, C#m, Cbm, D#, Db, D#m, Dbm, E#, Eb, E#m, Ebm, F#, Fb, F#m, Fbm и т.д.

Читайте также:  У дирижера ноты лежат

Чтобы взять, к примеру, аккорд C#, нужно взять аккорд C выше на один лад. Т.е. нужно прижать струны в соответствие аппликатуре аккорда, но ладом выше.
Cb наоборот берётся ладом ниже аккорда C.

Кроме того, как видно из обозначений увеличенных и уменьшенных трезвучий, знаки альтерации показывают также повышение и понижение отдельных нот в аккорде. Например, — D#5. Это аккорд D с повышенной на полтона 5-ой ступенью, что обозначено диезом и пятёркой — #5.

Обратите внимание на исключительный и обеспечивающий неразбериху момент в записи аккордов, имеющий место быть:
Аккорды Си записывают буквой H , а также B . Ей же ( B ) записывают аккорды Си-бемоль. Определить какой имеется в виду аккорд представляется возможным, сыграв всю мелодию и определив его на слух.

Секстаккорды

Секстаккорды строятся из трезвучий с добавлением 6-ой ступени. Содержат 4 различных звука.

Обозначаются секстаккорды цифрой 6 .
C6, D6, E6, F6, G6, A6, H6. Cm6, Dm6, Em6, Fm6, Gm6, Am6, Hm6.

Также существуют секстаккорды с добавленной 9-ой ступенью, которые обозначаются так: 6/9 .
C6/9, D6/9, E6/9, F6/9, G6/9, A6/9, H6/9. Содержат 5 различных звуков.

Септаккорды

Септаккорды состоят из 4-х различных звуков.

Разновидности септаккордов, состав ступеней и обозначение аккордов :

Большой мажорный септаккорд — ступени: 1, 3, 5 и 7-я.
Два варианта обозначения: maj7, +7 . Cmaj7, Dmaj7, Emaj7, Fmaj7, Gmaj7, Amaj7, Hmaj7. C+7, D+7, E+7, F+7, G+7, A+7, H+7.

Малый мажорный септаккорд (доминантсептаккорд) — ступени: 1, 3, 5 и 7-я-бемоль.
Обозначается добавлением к тонике цифры 7 . C7, D7, E7, F7, G7, A7, H7.

Большой минорный септаккорд — ступени: 1, 3-бемоль, 5 и 7-я.
Два варианта обозначения: mmaj7, m+7 . Cmmaj7, Dmmaj7, Emmaj7, Fmmaj7, Gmmaj7, Ammaj7, Hmmaj7. Cm+7, Dm+7, Em+7, Fm+7, Gm+7, Am+7, Hm+7.

Малый минорный септаккорд — ступени: 1, 3-бемоль, 5 и 7-я-бемоль.
Обозначаются так: m7 . Cm7, Dm7, Em7, Fm7, Gm7, Am7, Hm7.

Полууменьшенный септаккорд — ступени: 1, 3-бемоль, 5-бемоль и 7-я-бемоль.
Обозначаются так: m7b5 . Cm7b5, Dm7b5, Em7b5, Fm7b5, Gm7b5, Am7b5, Hm7b5.

Уменьшенный септаккорд — ступени: 1, 3-бемоль, 5-бемоль-бемоль и 7-я-бемоль-бемоль.

Два варианта обозначения: 0, dim7 . C0, D0, E0, F0, G0, A0, H0. Cdim7, Ddim7, Edim7, Fdim7, Gdim7, Adim7, Hdim7.

Аккорды с надстройками

Аккорды этого вида строятся добавлением к септаккорду дополнительных ступеней по терциям.

Нонаккорд
Включает в себя 5 различных звуков. Ступени: 1, 3, 5, 7 и 9-я.
Обозначаются цифрой 9 .
C9, D9, E9, F9, G9, A9, H9. Cm9, Dm9, Em9, Fm9, Gm9, Am9, Hm9.

Ундецимаккорд
Включает в себя 6 различных звуков. Ступени: 1, 3, 5, 7, 9 и 11-я.
Обозначаются цифрой 11 .
C11, D11, E11, F11, G11, A11, H11. Cm11, Dm11, Em11, Fm11, Gm11, Am11, Hm11.

Терцдецимаккорд
Включает в себя 7 различных звуков. Ступени: 1, 3, 5, 7, 9, 11 и 13-я.
Обозначаются цифрой 13 .
C13, D13, E13, F13, G13, A13, H13. Cm13, Dm13, Em13, Fm13, Gm13, Am13, Hm13.

Альтерированные септаккорды

Это септаккорды, в которых повышена или понижена на полтона одна или несколько ступеней.

Четыре разновидности обозначения: после основного обозначения аккорда ставится # цифра ступени, b цифра ступени, + цифра ступени, — цифра ступени .

К примеру, обозначение для малых минорных септаккордов Cm7, Dm7, Em7, Fm7, Gm7, Am7, Hm7, если в них увеличить на полтона 5-ю ступень будет таким: Cm7#5, Dm7#5, Em7#5, Fm7#5, Gm7#5, Am7#5, Hm7#5.

И второй вариант обозначения этих же аккордов: Cm7+5, Dm7+5, Em7+5, Fm7+5, Gm7+5, Am7+5, Hm7+5.

A7#5#11 — обозначение септаккорда с повышенными 5-ой и 11-ой ступенями.

Аккорды с добавленными ступенями

Эти аккорды строятся из трезвучий или септаккордов с добавлением ступени.

Обозначаются так: add цифра ступени .
Cadd9, Dadd9, Eadd9, Fadd9, Gadd9, Aadd9, Hadd9. Cadd13, Dadd13, Eadd13, Fadd13, Gadd13, Aadd13, Hadd13.
Cmadd9, Dmadd9, Emadd9, Fmadd9, Gmadd9, Amadd9, Hmadd9. Cmadd13, Dmadd13, Emadd13, Fmadd13, Gmadd13, Amadd13, Hmadd13.

Аккорды с дополнительным басом

В этих аккордах заменяется басовый звук.

Обозначаются так: / буква ноты , на которую надо заменить басовый звук.
C/A, C/H, C/Hb, C/Bb, C/D, C/F, D/H, D/B, D/C, D/Db, D/E, D/G, E/A, E/D, E/Db, E/Eb, E/Gb, F/D, F/E, F/Eb, F/G, G/A, G/H, G/B, G/E, G/F, G/Gb, A/Ab, A/H, A/B, A/D, A/G, A/G, H/A, H/Ab, H/E.
Cm/A, Cm/Bb, Cm/Hb, Dm/B, Dm/Hb, Dm/H, Dm/Bb, Dm/C, Dm/Db, Dm/E, Em/A, Em/C, Em/D, Em/Db, Em/Eb, Em/Gb, Fm/D, Fm/Db, Fm/Eb, Gm/E, Gm/Eb, Gm/F, Hm/A, Hm/G.

Аккорды с задержанием

Не являются ни мажорными, ни минорными, т.к. в них нет терции. Строятся на основе трезвучий и септаккордов.

sus2 — аккорд с заменой 3-й ступени на 2-ю — ступени: 1, 2, 5-я.
Обозначаются так: sus2 . Csus2, Dsus2, Esus2, Fsus2, Gsus2, Asus2, Hsus2.

sus4 — аккорд с заменой 3-й ступени на 4-ю — ступени: 1, 4, 5-я. Для септ аккордов 1, 4, 5, 4 ( 4- бемоль).
Обозначаются так: sus4 . Csus4, Dsus4, Esus4, Fsus4, Gsus4, Asus4, Hsus4. C7sus4, D7sus4, E7sus4, F7sus4, G7sus4, A7sus4, H7sus4.

Встречается ошибочное обозначение аккорда — sus . При этом имеется ввиду sus4.

Аккорды нетерцевой структуры

Один из подвидов этих аккордов — power chords обозначаются цифрой 5 .
C5, D5, E5, F5, G5, A5, H5.
Другие используются редко.

Источник

Аккорд с добавленной 6 ступенью

С трезвучиями и септаккордами разрешено использовать дополнительные ступени. Это значит, что в состав аккорда добавляется ещё одна нота так, что интервал между добавленной нотой и крайней (сверху) нотой аккорда не составляет терцию. Иначе этот аккорд будет иметь вполне определённое название. Добавляемая ступень всегда находится выше основного аккорда.

Аккорды этого вида обозначаются следующим образом: сначала указывается основной аккорд, потом фраза ’add’ и номер добавляемой ступени. Например: Cadd9 — к аккорду С (до-мажор) добавить IX ступень (это нота D — «ре»).

Приводим ниже аккорды «C» и «Cadd9». Сравните звучание этих аккордов, щёлкнув мышкой по картинкам.

C (До-мажор)

Cadd9 (добавлена IX ступень)

Аккорд Cadd9 получился диссонирующим.

Замечание

Необходимо обратить внимание на следующий момент. Добавляемая ступень должна быть выше основного аккорда. По этой причине мы не пишем Cadd2 (II ступень в нашем случае тоже является нотой «ре», но она на октаву ниже IX ступени и попадает «внутрь» аккорда). Мы берём именно IX ступень, т.к. она выше основного аккорда. Хотя обозначения ступеней, попадающих «внутрь» аккорда встречается довольно часто, всё-таки имеется ввиду добавление ноты «сверху», а не внутрь. Просто ступень с меньшим индексом легче находится.

Рассмотрим пример к нашему замечанию. К аккорду Am (Ля-минор) добавим ноту D (ре). Эта нота является IV ступенью, которая попадает внутрь аккорда. Она не подойдёт, поскольку ноту надо добавить сверху. А вот XI ступень как раз то, что надо.

Построим формально два аккорда на базе Am с добавлением IV и XI ступенями и посмотрим на результат. В обоих случаях добавляется нота «ре»: в случае с IV ступенью — внутрь аккорда; в случае с XI ступенью — сверху аккорда.

Источник

Гитарный курс на 30 дней: День 15. Читаем аккорды

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Музыкальные интервалы

Лучший способ понять название аккорда – это сопоставление каждой ноты аккорда с нотами мажорной гаммы.
В аккорды, которые содержат много нот, используются ноты той же мажорной гаммы, но на октаву выше. Эти интервалы октавой выше называются “сложными интервалами”. В таблице приведены ноты и обозначения соответсвующих им интервалов До-мажорной гаммы.

Построение трезвучий

Мажорные и минорные септаккорды

Чаще всего встречаются трезвучия с добавленными седьмой или седьмой пониженной ступенями.

Аккорды с добавленной 6-ой ступенью

Приведенное выше правило может быть применено к множеству аккордов, обозначение которых на первый взгляд выглядит сложным.

Например, аккорд С6 – это просто аккорд До-мажор, к которому добавлена 6-ая ступень одноименной гаммы; также и Cm6 – это до-минорный аккорд с добавленной 6 ступенью.

Сложные аккорды

Даже такие сложные на первый взгляд аккорды как Cmaj7#11 становятся простыми, если рассматривать их с точки зрение рассмотренных нами принципов.

Гитарный курс на 30 дней

Не хочешь смотреть рекламу? Зарегистрируйся!

Источник

Теория 6 : Построение аккордов (часть 3)

Приветствую. Заканчивая эту длинную статью про строение аккордов, мы рассмотрим еще несколько видов аккордов, часто встречающихся в песнях. Это sus аккорды , секстаккорды, 9-ые/11-ые/13-ые аккорды и добавленные аккорды. Пойдем по порядку.

1. SUS аккорды

«Задержанные» (suspended) трезвучия. Отличаются красивым звучанием! Главное запомнить, что мы берем трезвучие (мажор или минор) и заменяем в нем терцию на большую секунду (2 полутона) — аккорд sus2, или на чистую кварту (5 полутонов) — аккорд sus4. Либо если говорить в ступенях — заменяем терцию, на 2 или 4 ступень! Так как в мажорном и минорном трезвучиях терция определяет настроение аккорда, большая терция — мажор, малая терция — минор, то получается, что sus аккорд он «никакой».

Важный момент! Как и в других аккордах, мы можем повторять ноты, чтобы получить из трезвучия аккорд!

Рассмотрим на примере, «задержанные» аккорды! На рисунке отмечены секунда и кварта.

2. Шестёрки

Аккорды вида X6 или секстаккорды! По аналогии с септаккордом, чтобы поставить 6-аккорд, нужно взять трезвучие и добавить сексту! Заметим, что строиться секстаккорд только с добавлением большой сексты! То есть минорное или мажорное трезвучие плюс большая секста. Рассмотрим аккорды A6 и Am6.

3. 9-11-13 аккорды

Аккорды вида X9/X11/X13. Чтобы понять структуру данных аккордов вернемся к интервалам и дополним их. Что я имею в виду? Дело в том, что после интервала ОКТАВА (до-ДО допустим) интервалы повторяются на октаву выше, однако они имеют свои названия! Давайте посчитаем — нажмите, чтобы увеличить картинку:

Из таблички, думаю понятно, что за 9, 11 и 13 ступени! Тогда читаем внимательно! Эти наши аккорды имеют следующую структуру: септаккорд + ступень (9, 11 или 13). То есть, допустим, если мы видим обозначение типа C9, это значит нужно найти септаккорд C7 и добавить к нему ступень 9.

Важно! Ничего страшного, если из септаккорда выкидывается квинта. «Существенными» нотами для аккордов X9/X11/X13 являются тоника, терция, септима и ступень 9, 11 или 13!

Значит мажорные аккорды 9, 11, 13 имеют такую структуру: мажорный септаккорд + 9/11/13 ступень! На примере отмечена ступень, отвечающая за трансформацию септаккорда.

А минорные 9, 11, 13 аккорды имеют следующую структуру: минорный септаккорд + 9/11/13 ступень. Обозначения на примере:

Как на примере, мы также можем добавлять 11 или 13 ступень, если это позволяет растяжка пальцев! Замечу, что при добавлении больших интервалов, вроде 13 ступени, можно отсчитать только 9 полутонов (21-12 полутонов), чтобы получить верное название ноты, т.к. вычитание 12 полутонов — это минус октава! НО! При образовании аккорда, 13-ая ступень должна быть на правильном расстоянии от тоники. А именно в следующей от тоники октаве! Иначе получится обычный секстаккорд.

4. ADD аккорды

«Добавленные» аккорды (add). Смысл этих аккордов заключается, как это следует из названия, в добавлении некоторых нот! Форма записи этих аккордов такая: Aadd11, Aadd9 и т.д. Просто берем «основной» аккорд (A в нашем случае), и добавляем соответствующую ноту (ступень). В качестве основного аккорда может быть любой мажорный или минорный, или любой другой аккорд!

Важно! Убедитесь, что вы поняли разницу между add9 и sus2 (так как ступени 2 и 9 — это одна нота с разницей в октаву), а также между add11 и sus4 (смотри табличку выше). В sus аккордах терция ЗАМЕНЯЕТСЯ другой нотой. В add аккордах к трезвучию ДОБАВЛЯЕТСЯ соответствующая нота! Сравните Aadd9, Aadd11 с первым пунктом этого поста:

Аналогично, существует существенная разница между аккордами add9 и 9! Допустим E9 ОБЯЗАН иметь малую септиму внутри себя, а вот Eadd9 такой ноты НЕ СОДЕРЖИТ — это просто МИ-мажорное трезвучие с добавление 9 ступени! Сравните с третьим пунктом поста:

Можно добавлять нот сколько угодно, особенно если у вас на левой руке десяток пальцев! А вот если вы воспользуетесь альтернативной настройкой гитары, то вы легко сможете найти аккорды вида Aadd9add11, но в большинстве случаев добавляется только одна нотка! Также можно добавлять ноты не только к минорному и мажорному трезвучию — в этом случае мы получим что-нибудь вроде Csus4add9.

Ладно, хватит на сегодня аккордов, а то я уже сам запутался. Заключительный пост про аккорды очень утомительный вышел. Остались вопросы — пишите, но сначала попытайтесь разобраться сами, что к чему. Хотите быть в курсе событий моего блога — подпишитесь и получайте статьи на почту!

Ну все до связи.

Источник

Оцените статью