Аккорд с другим басом

Аккорды с установленным басом или двойные аккорды:

Как строить двойные аккорды? Например, C/E, H7/D# и т.д.

Расшифровка иероглифов

В первую очередь ответ на этот вопрос требует расшифровки значения записей с использованием «дроби» и установления их точного значения. Различают два типа дроби – наклонная: F#m/E (аккорд с установленным басом) – символы пишутся через наклонную дробь в строчку;

F#m (двойной аккорд) – символы пишутся друг над другом через горизонтальную дробь.

В первом случае (с наклонной дробью) – это один аккорд с установленным басом. Первые символы (в данном случае – F#m) обозначают основную структуру аккорда (трезвучие «фа-диез-минор»); символ после наклонной дроби обозначает звук точно установленного баса (в данном случае – E, бас-«ми»), с которым должен использоваться этот аккорд. Такой бас может быть и «аккордовым» и «неаккордовым» звуком.

Например, трезвучие F#m состоит из звуков: F# — A – C#, следовательно, звук E является «неаккордовым», что не мешает ему быть использованным вместе с «неродным» аккордом, но может повлечь за собой необходимость изменения гитарного построения аккорда F#m (см. ниже).

Во втором случае (с вертикальной дробью) – это «двойной» аккорд. Что это такое? Остановимся для начала на аккордах из четырех-семи звуков. Три звука – «трезвучия» (F#, F#m, F#-, F#+, . ), четыре звука – «секстаккорды» (F#6, F#m6, . ) и септаккорды (F#7, F#+7, F#m7, F#dim, F#7/+5, F#m7/-5, . ), пять звуков – «нонаккорды» (F#m9, F#9, F#+9, F#-9, F#madd9, F#add9, . ), шесть звуков – «ундецимаккорды» (F#7/9/11, F#add11, . ), семь – «терцдецимаккорды» (F#13, F#m13, F#add13, . ).

Читайте также:  Кипелов ноты для аккордеона

Чем больше звуков в аккорде, тем сложнее (дольше) его расшифровывать, строить и использовать в реальном времени (непосредственно во время импровизации или игры без подготовки – «с листа»). Особенные трудности начинаются с шести звуков. Для частичного упрощения восприятия и работы с такими аккордами применяются «двухэтажные» записи, состоящие из двух простых аккордов (трезвучий). В знаменателе – основа аккорда – тоническое трезвучие, в числителе – трезвучие, складывающееся из дополнительных ступеней.

Например, «F#m11 – фа-диез-минорный ундецимаккорд» состоит из шести звуков:

F# — A – C# — E – G# — H

Запись F#m11 (структура ундецимаккорда предполагает добавления к трезвучию «малой септимы – 7», «большой ноны – 9» и «чистой ундецимы – 11»), несмотря на кажущуюся простоту написания, заставляет постепенно, от первого звука выстраивать аккорд, удерживая в уме всю «уходящую за облака лестницу» аккорда. Для упрощения задачи такой аккорд можно представить в виде двух простых трезвучий:

F#m (фа-диез-минор): F# — A – C –

и E (ми-мажор): E – G# — H

Теперь мы запишем эти два аккорда в виде дроби:

Конечно, и к этой записи надо привыкать, но каждый из вас может выбрать для себя наиболее удобную форму записи.

Принципы практического построения

Рассмотрим технологию построения аккордов с установленным басом. В качестве примера используем аккорд F#m/E.

  1. В качестве исходного материала берем готовую структуру указанного аккорда «F#m» – это баррэ
    на втором ладу.
  2. Теперь эту схему надо изменить так, чтобы на одной из басовых струн присутствовал
    звук «E». Смотрим на схему расположения звуков на грифе и ищем звук «E» на басовых струнах.
    Находим, что «в пределах досягаемости» можно использовать «E» на открытой шестой струне
    (для этого просто уберите с нее указательный палец, удерживая баррэ). Можно подумать и о том,
    чтобы взять «E» на 4-й струне, прижатой в баррэ на втором ладу. Подумайте самостоятельно, что
    надо для этого изменить в аккорде.
  3. Выберите вариант, наиболее удобный для постановки и звучания.

Источник

Аккорды с дополнительным басом /C, /Db, /D, /Eb, /E, /F, /Gb, /G, /Ab, /A, /Hb, /H, /B

Как читаются аппликатуры аккордов

В аккордах в основном виде основной тон совпадает с самой низкой нотой — басом.
Однако, основной тон и бас — не одно и то же. Самая низкая нота аккорда может отличаться от основного тона определяющего тональность.
Такие аккорды называются аккордами с дополнительным басом. В них появляется ещё одих звук, причём самый низкий в аккорде.
Обозначаются они названием, косой чертой и нотой баса. Например, Em7/Ab, E/H, Am/C, Am/E, Dm/F, Dm/A и т.д.
Кроме того аккорды в основном виде также могут обозначаться с нотой баса. Пример — трезвучия Ля-минор — Am/A и Ля-мажор — A/A. Но проще и чаще записываются так: Am, A.

Сравните аппликатуры аккордов A и A/G (с дополнительным басом Соль).
К трезвучию добавился ещё один звук — бас G на 6-ой струне. Обратите внимание на то, что нота A на 5-ой струне не озвучивается. Это делается для обеспечения чёткости звучания, чтобы не происходило слияние низких звуков. Именно поэтому в аккордах с дополнительным басом основной тон следует брать по максимуму выше баса.
Основной тон на аппликатурах выделен красным цветом. Место где прижимается басовая нота обозначается кружком, в котором закрашена только нижняя половина. В случае, если басом оказывается открытая струна, она обозначается окружностью с линией внутри —.

Таким образом, для того чтобы построить аккорд с дополнительным басом, нужно к аппликатуре аккорда основного вида добавить соответствующую ноту. Основной тон при этом должен быть по возможности максимально выше баса.

Трезвучие с дополнением басом превращается в аккорд из 4-х различных звуков.

Обращения аккордов.

Помимо аккордов с дополнительным басом существуют другие аккорды с басом отличным от основного тона — обращения. В обращениях количество различных звуков не увеличивается. Так, к примеру, в обращениях от трезвучий 3 звука.

Что такое обращение аккорда? В обращение аккорда самая низкая нота — не основной тон, а один из других звуков составляющих его. Так для трезвучия (составляются из 3-х различных звуков) может быть 2 обращения. Первое, если басом является терция. Второе, если бас — квинта.

Первое обращение аккорда A, рассмотренного выше и состоящего из звуков A (тоника), Db (терция), E (квинта) — это аккорд A/Db. Второе обращение — аккорд A/E.
Также как и в аккордах с дополнительным басом в обращениях аккордов для чёткости звучания нужно основной тон брать как можно выше. Поэтому на аппликатуре второго обращения аккорда A — A/E 5-я струна обозначена как не звучащая. Таким образом, не озвучивая ноту A на 5-ой открытой струне, достигается более отчётливое звучания баса — ноты E.

В септаккордах, нонаккордах, ундецимаккордах, терцдецимаккордах 4, 5, 6, 7 различных звуков, соответственно обращений у них может быть больше чем у трезвучий — 3, 4, 5, 6 шт.

Линии баса

Использование аккордов с басом отличным от основного тона вместе с аккордами основного вида позволяет вести линию баса.
Басовая линия может строиться посредством чередования басовых нот, либо чередование аккордов при неизменном басе, либо комбинирование этих вариантов.

Источник

Использование дополнительных нот в аккордах для украшения аккомпанемента.

Для придания дополнительной окраски основного аккорда, выделения главной темы существующей мелодии и украшения звучания аккомпанемента, в аккорд можно добавить дополнительную ноту или как правило дополнительный бас. Такой дополнительный бас условно обозначается через дробь, а добавленная дополнительная нота изменит окраску основного аккорда.

Рассмотрим пример с аккордом E: зажмем дополнительно к основному аккорду вторую струну на третьем ладу. С дополнительной нотой наш мажорный аккорд E превратился в септаккорд E7. Очень часто переход на септаккорд используется когда нужно уйти на повтор.

Пример ухода на повтор на примере песни «Колокола»:

Пример основного аккорда с дополнительным басом другого аккорда.

Основной аккорд Ля минор с басом До.

Для выделения мелодии исполняемой песни, чаще всего также используются аккорды с дополнительными басами. Рассмотрим данный пример использования дополнительного баса на песни «Постой паровоз».

Пример с использованием дополнительного баса:

Пример без использования дополнительного баса:

Источник

Чередование баса и аккорда, басовая линия

Ещё одним распространённым аккомпанементом является аккомпанемент типа “чередование баса и аккорда”. Здесь можно выделить две взаимосвязанные составляющие — басовый тон и аккорд. Линию каждой из этих составляющих можно изменять для получения различных вариаций. Например, можно ввести повторения или изменить ритмический рисунок баса или(и) аккорда.

Чередование баса и оставшейся части аккорда

При использовании трезвучия берётся бас, а затем два его оставшихся тона.

Упражнение 1. Чередование баса и оставшейся части трезвучия.

Для получения большего разнообразия басовый тон через раз можно смещать на ближайший аккордовый звук вниз или вверх.

Упражнение 2. Движение баса.

Как узнать, когда скачок басового тона нужно делать вниз, а когда вверх? Ответ на этот вопрос даётся в курсе музыкальной гармонии, но для простоты запомните следующее: музыкальные партии с течение времени представляют собой волнообразные движения подобно колебаниям волн вверх, вниз и т.д. Соответственно, рука движется вправо, затем влево и т.д. Почему так? Потому что при движении только в одну сторону быстро закончатся клавиши. Шутка, но так оно и произойдёт. Большие скачки в партии баса допустимы, но они могут её ухудшить. Если сделать слишком большой скачок вниз, то бас может прозвучать слишком “толсто” в текущем звуковом окружении, если же сделать большой скачок вверх, то бас может не только прозвучать слишком “тонко”, но и возможно появление перекрещивания, когда басовый звук берётся выше звука тенора в предыдущем аккорде. На слух это будет ощущаться как потеря баса. Избежать перекрещивания можно так:

  • Сыграйте все аккорды выбранной гармонической последовательности и запомните ноту, которая соответствует самому высокому положению басового тона
  • Стройте оставшуюся часть аккорда или весь аккорд так, чтобы его нижний тон был выше (правее) самого высокого басового тона

Предположим, самый верхний басовый тон соответствует звуку до большой октавы. В этом случае нижний тон оставшейся части трезвучия на протяжении всей гармонической последовательности не должен быть ниже этого звука.

Чередование баса и всего аккорда

Этот вариант аккомпанемента более сложен в исполнении по сравнению с предыдущим, но он позволяет получить более разнообразную и насыщенную гармонию.

Упражнение 3. Чередования баса и аккорда.

Чередование баса и повторений части или всего аккорда

Этот вариант аккомпанемента хорошо известен, так как он используется в вальсе.

Упражнение 4. Чередование баса и повторений части и всего аккорда.

Пример 1. Простой вальс.

Для вальса характерно плавное равномерное движение. Для получения качающегося движения можно изменить ритмическую фигуру оставшейся части аккорда.

Упражнение 5. Пунктирный ритм в оставшейся части аккорда.

Чередование повторений баса и части или всего аккорда

Пунктирный ритм можно использовать и для чередования басового тона.

Упражнение 6. «Скачущий бас».

Аккомпанемент с чередованием баса и аккорда можно исполнять двумя руками. Левая рука играет бас, а правая — аккорд.

Упражнение 7. Чередование баса и аккорда двумя руками.

При помощи двух рук можно играть аккомпанемент с различными ритмическими вариациями, что позволит улучшить взаимодействие рук друг с другом.

Упражнение 8. Ритмические вариации двумя руками.

При совместном использовании разных типов аккомпанемента получается смешанный аккомпанемент. Интересное сопровождение можно получить при совместном использовании гармонической фигурации и чередования баса и аккорда.

Упражнение 9. Смешанный аккомпанемент.

Басовая линия

Синтезатор — это универсальный музыкальный инструмент, на котором можно имитировать игру на большом количестве разных музыкальных инструментов. По этой причине клавишнику будет весьма полезно обращаться к опыту игры на других музыкальных инструментах. В этом разделе мы обратимся к опыту игры на бас-гитаре, что пригодится при построении композиций, в которых левая рука имитирует игру на ней.

В процессе развития музыканта можно выделить два важных этапа:

  • Изучение строения базовых элементов
  • Применение базовых элементов

Применительно к бас-гитаристам под базовыми элементами понимаются элементарные басовые партии. Информация о них находится в свободном доступе и с их изучением проблем не возникает. Основная сложность заключается в умении применять на практике эти разученные партии. Для этого необходимо уметь исполнять несколько характерных для того или другого стиля партий и знать несколько ключевых моментов.

На предыдущем занятии мы увидели, что аккомпанемент может быть не только с явно выраженным ладовым наклонением (мажорным или минорным), но и нейтральным, который подойдёт для сопровождения как мажорных, так и минорных композиций. Партия бас-гитары состоит из последовательности звуков. Если из этой последовательности звуков убрать те, которые отвечают за ладовое наклонение, то получится нейтральная партия, которая, возможно, будет неплохо звучать и в мажоре, и в миноре. Это первый ключевой момент. Из этого следует и то, что среди всех звуков есть ключевые звуки, которые наиболее часто используются для построения нейтрально звучащих басовых партий — прима, квинта, октава. Второй ключевой момент — это игра примы аккорда. В этом случае бас будет звучать уверенно и основательно.

Пример 2. Нейтрально звучащая басовая партия.

Третий ключевой момент — игра на бас-гитаре под бочку ударной установки. В этом случае получится пробивной бас и хороший ритмический фундамент для всей композиции.

Можно ли сказать, что нейтральная басовая партия является универсальной? Нет. Во многих композициях партия баса выполняет стилеобразующую роль.

Пример 3. Стилеобразующая роль партии бас-гитары.

Примерно до середины первого варианта исполнения совершенно непонятен стиль аккомпанемента. Только после перехода баса на звук соль мы начинаем понимать, что играется нечто в стиле рок-н-ролл. А вот второй вариант исполнения уже с первых звуков указывает на рок-н-ролл.

А вот для стиля босанова нейтральная басовая партия подходит просто отлично.

Пример 4. Босанова.

Итак, для построения партии бас-гитарист должен выяснить:

  • Стиль композиции, чтобы понять, подойдёт ли к ней нейтральная партия баса или потребуется стилеобразующий вариант.
  • Аккордовую последовательность, что позволит ему определить примы аккордов.
  • Партию барабанщика, чтобы услышать общий ритмический рисунок и ритм бочки.

Помимо квинты и октавы в басовых партиях часто используется и септима.

Упражнение 10. ”Моторный бас” для композиций в стиле диско.

В данном упражнении партия левой руки представляет собой циклично повторяющийся шаблон, состоящий из трёх звуков. Это партия сопровождения в чистом виде. Помимо сопровождения бас-гитара может использоваться и для ведения басовой линии, что характерно для джаза. Шаблон — простота исполнения, но небольшое разнообразие. Басовая линия — разнообразие, но сложность исполнения. На практике можно выбрать нечто среднее между этими двумя случаями — шаблон, дополненный короткими мелодическими фразами. В самом простом случае это может быть проходящий неаккордовый звук, арпеджио, гаммообразное движение и др., посредством чего осуществляются переходы между исполнением шаблона от разных нот.

Пример 5. Басовая партия с мелодическими вставками.

Источник

Оцените статью