Аккорд с двойной альтерацией

Альтерация аккордов доминантовой группы

1.а) Альтерацией называется полутоновое обострение существующих в ладу целотоновых тяготений без изменения функций аккордов и без выхода за пределы данной тональности.

б) Измененные таким образом аккорды называются альтерированными.

в) Альтерированные созвучия возникли от хроматических проходящих звуков в разных голосах в аккордах диатонического склада. Основной источник альтераций в аккордах разных функций связан с изменениями II ступени лада. Она может быть повышена и понижена в мажоре, понижена в миноре. Возможно также понижение VI ступени в мажоре.

2. Альтерированная доминанта в мажоре. Повышение и понижение II ступени в мажоре дает следующий ряд альтерированных аккордов: D53, D7, D9 с пониженной квинтой, с повышенной квинтой; VII7 и VII53 с пониженной терцией, с повышенной терцией. Альтерированные VII7 и D9 употребляются и в натуральном, и в гармоническом ладах.

Наиболее распространены следующие обращения: D53 #5 , D7 #5 , D7 b5 , VII7 #3 .

D7 b5 чаще встречается в основном виде и в виде D43

D7 #5 — в основном виде и в виде D65

VII7 #3 — в основном виде и в виде VII43

Наиболее естественно звучат альтерированные аккорды с ув.6, а не с ум.3.

3. Подготовление. Подготавливаются аккорды альтерированной доминанты аккордами диатонической доминанты. Сохраняя полутоновое движение к альтерированному звуку, можно также естественно подготовить альтерированную доминанту аккордами II ступени — II7, W.

После T6, S, W альтерированный звук может также вводиться скачком.

W м.б. также альтерированной, что создает последовательность альтерированных аккордов.

4. Разрешение идет по ладовому тяготению. Повышенная квинта в D и повышенная терция в VII идет в III ступень лада (тоническую терцию).

Пониженная квинта в D и пониженная терция в VII идет в I ступень лада (тоническую приму).

При этом в T после D7 #5 и VII7 #3 удваивается терцовый тон (нужно следить за правильным разрешением ув.6 и ум.3)

5. Альтерированная доминанта в миноре. В миноре II ступень только понижается и используется только гармонический минор.

Это дает следующий ряд альтерированных аккордов: D53, D7, D9 с пониженной квинтой; VII53 и VII7 с пониженной терцией. Условия применения аналогичны мажору.

6. Опасность возникновения параллелизмов в VII7 b3

7. Многозвучные доминанты: D7 b#5 , VII7 b#3 , D9 b#5 , в миноре D7 b5, 6 , Прометеев аккорд D9 b5, 6 .

Бетховен. Соната №11, I часть, з.т. VII7 b3 на D орг. пункте.

Шуберт. Ворон средняя часть — D6 #5 .

Шуман. Карнавал. Пьеро D #

Шопен. Ноктюрн op.9 №1, b-moll, конец D b5

Бородин. Каватина Кончаковны.

Лист. «Осенние ветры уныло шумят (II) VII7 b3 (раздел Allegro molto agitato)/

Григ. «Весенний цветок» op.26 №4

Римский-Корсаков. «Царская невеста», цифра 208.

Римский-Корсаков. Снегурочка, клавир стр. 333

Скрябин Прелюдия до-диез минор, соч.11

Скрябин. Прелюдия op.13 №1 VII2 #3 (конец).

Скрябин. Прелюдия op.31 №4 VII7 #3

Скрябин. Листок из альбома op.45 №1.

Скрябин. Прелюдии op. 33 №3, op.35 №3, op.31 №1, op.37 №2, 3, op.39 №2

Источник

S o l F a theory

Аккорды DD

Двойная доминанта — это общее название для группы альтерированных аккордов. Это аккорды доминантовой функции к доминанте. Поэтому название DD к ним применяется только в случае, если они разрешаются в тонику через аккорды доминантовой функции либо через K64. В противном случае, если они идут прямо в тонику либо через аккорд субдоминантовой функции (это называется дезальтерацией), аккорды называются альтерированными субдоминантами.
Альтерация — это повышение или понижение неустойчивой ступени с целью усиления её тяготения в устойчивую.
Основные аккорды DD — DD7 и вводный септаккорд DD.
DD7 = II7 с повышенной терцией. Это D7 в тональности доминанты.

Вводный DD7 = IV#7 . Это вводный септаккорд в тональности доминанты.

Очень часто эти аккорды используются с дополнительными альтерациями, например, DD65#1b5 или II2#1#3.

Правила разрешения альтерированных аккордов просты: альтерированные звуки должны разрешиться.

Аккорды с увеличенной секстой

Их всего пять, три увеличенных: 6, 65 и 43; два дважды увеличенных (только в мажоре): 65 и 43. Все строятся на VI пониженной в мажоре и на VI в миноре. Во всех этих аккордах есть увеличенная секта из VI (в мажоре VI пониженной) и IV# ступеней.

Увеличенный секстаккорд используется редко, увеличенный 65 в мажоре также используется редко (только при переходе в D7, а не в K64). Таким образом, распространенные аккорды в миноре: увеличенные 65 и 43; в мажоре: ув. и дв.ув.43, дв. ув.65. Из них только в дв.ув.43 есть еще альтерация, кроме IV# — это II#.

  • увеличенный 43 — терцквартаккорд от VI/VI пониженной с IV#
  • увеличенный 65 — квинтсекстаккорд от VI/VI пониженной с IV# (минор), квинтсекстаккорд от VI/VI пониженной с IV# и III пониженной (мажор)
  • дважды увеличенный 43 — терцквартаккорд от VI пониженной с IV# и II# (только мажор)
  • дважды увеличенный 65 — квинтсекстаккорд от VI пониженной с IV# (только мажор)
  • увеличенный 6 — секстаккорд от VI/VI пониженной с IV#

Источник

Аккорд с двойной альтерацией

Этот вид аккордов получается в результате повышения, либо понижения одной из ступеней аккорда на полутон. Сразу оговоримся, что III и VII ступени изменять нельзя, т.к. они отвечают за принадлежность аккорда к мажору или минору. Можно изменять V, IX, XI и XIII ступени. Указанное изменение ступеней не изменяет гармоническую функцию аккорда.

Обозначение альтерированных аккордов

Собственных названий аккорды этого вида не имеют. Обозначаются они следующим образом: сначала указывается название аккорда, после чего пишется необходимый знак альтерации (диез или бемоль), а затем изменяемая ступень.

Ниже приводим пример. Сравните: большой мажорный септаккорд Сmaj7 и построенный от него Сmaj7 ♭ 5:

Рисунок 1. Большой мажорный септаккорд (Cmaj7)

Рисунок 2. Большой мажорный септаккорд с пониженной V ступенью (Сmaj7 ♭ 5)

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

Двойная доминанта

Альтерация аккордов субдоминантовой группы (в том числе аккорды двойной доминанты – DD)

Альтерация в учении о гармонии – это внутриладовый хроматизм, полутоновое изменение неустойчивых ступеней лада, обостряющее их тяготение в устойчивые ступени.

Альтерироваться могут 2-я, 4-я и 6-я ступени. Изменение 7-й ступени, как правило, не считается альтерацией (это условная диатоника).

В зависимости от лада (мажор или минор) неустойчивые ступени могут быть либо повышены, либо понижены.

В мажоре 2-я ступень может быть и повышена, и понижена, 4-я ступень повышается, а 6-я понижается:

Понижение 7-й ступени в мажоре либо ведет к модуляции (модуляционный хроматизм), либо является признаком миксолидийского лада.

В миноре 2-я ступень только понижается, 4-я ступень может быть как повышена, так и понижена, 6-я ступень может быть повышена:

В нотных примерах видно, что каждая альтерированная ступень разрешается по тяготению, заданному альтерацией: повышенная – вверх; пониженная – вниз.

В результате альтерации аккорд сохраняет свое функциональное и структурное (т.е. числовое) значение, однако изменяется его фонизм (окраска звучания). Например, в мажоре септаккорд II ступени с повышенной примой (II7♯1), являясь септаккордом, звучит как малый мажорный секундаккорд (как D2):

В миноре аналогично звучащий аккорд будет записан иначе (активный энгармонизм):

В гармоническом мажоре на пониженной 2-й ступени образуется мажорное трезвучие (II 1 5). Однако чаще употребляется II6 1 5. Его использование аналогично диатоническому секстаккорду II ступени (II6) и неаполитанскому секстаккорду (в миноре):

Но наиболее распространенным видом альтерации аккордов субдоминантовой группы является повышение 4-й ступени в мажоре и миноре:

Повышенная 4-я ступень образует острое вводнотоновое тяготение в доминанту, аналогичное тяготению 7-й ступени в тонику лада.

4-я ступень входит в звуковой состав II7 и его обращений как терцовый тон, а в IV7 и его обращения – как основной тон (прима). II7♯3 и IV7♯1 соотносятся с D35 аналогично соотношению D7 и VII7 с Т35. Таким образом, II35 и II7 c повышенной терцией, а также IV35 и IV7 с повышенной примой можно назвать D к D, или двойной доминантой (DD – термин Г. Римана), причем аккорды 2-й ступени с повышенной терцией обозначаются II♯3 или DD, а аккорды 4-й повышенной ступени обозначаются IV♯1 или DDVII (вводная DD).

Повышение примы в септаккорде II ступени в мажоре (II7♯1) уже было рассмотрено выше.

Но одновременно с примой в II7 и его обращениях может быть повышена и терция (II7♯1♯3 или DD7♯1):

Кроме того, в альтерированных аккордах субдоминантовой группы в мажоре может быть понижена 6-я ступень (аналогично понижению 2-й ступени в альтерированных аккордах доминантовой группы), являющаяся квинтовым тоном в II7 и терцовым – в IV7.

Понижение VI ступени способствует образованию в составе этих аккордов следующих хроматических интервалов :

II43 с повышенной примой, повышенной терцией и пониженной квинтой в мажоре (DD43♯1 5) и IV65 с повышенной примой (DDVII65 3) в одноименном миноре энгармонически равны (активный энгармонизм) и звучат, как малый мажорный септаккорд (ложный доминантсептаккорд). Сыграйте эти аккорды, сравните их звучание и разрешите их разными способами (в D53 и в K64):

Перед аккордами альтерированной субдоминанты (DD) используются аккорды тоники (Т53, Т6), неальтерированной субдоминанты (VI, S, S6, II6, II7 с обращениями, IV7), а также консонирующей доминанты (D35, D6).

Разрешаются аккорды альтерированной субдоминанты в аккорды Т на ближайшем басу с учетом тяготений (II ступень разрешается в III, IV – в V, VI – в V, а I ступень остается на месте, III ступень также остается на месте как устойчивая):

При разрешении аккордов альтерированной субдоминанты в аккорды D (например DDVII65 в D) образуются параллельные квинты. Их можно избежать, заменив (по возможности) DDVII65 на DD43 или изменив расположение аккордов.

В каденции перед K64 преимущественно используются аккорды субдоминантовой группы, с IV повышенной и VI ступенями в басу: II65♯3 (DD65), II43♯3 (DD43), IV7♯1 (DDVII7) и IV65♯1 ( DDVII65).

Аккорды альтерированной субдоминанты (DD) могут образовывать проходящие (II7#3 – T6 – II65♯3; II65♯3 – T64 – II43♯3; IV7♯1 – T64 – IV65♯1) и вспомогательные (T – II43♯3 – T; T – IV65♯1 – T; T – II2♯3 – T; T – IV43♯1 – T; K64 – IV7♯1 – K64; K64 – IV65♯1 – K64; K64 – II65♯3 – K64; K64 – II43♯3 – K64) обороты.

Аккорды альтерированной субдоминанты (DD) могут также использоваться в проходящих оборотах:

Альтерированные аккорды субдоминанты и доминанты весьма распространены в джазе. В отличие от классической гармонии параллельные квинты и прямое движение всех голосов здесь являются нормой:

Источник

solfamusictheory

This WordPress.com. site is about music theory and methodology

альтерация

Альтерация аккордов субдоминантовой группы (в том числе аккорды двойной доминанты – DD)

Альтерация в учении о гармонии – это внутриладовый хроматизм, полутоновое изменение неустойчивых ступеней лада, обостряющее их тяготение в устойчивые ступени.

Альтерироваться могут 2-я, 4-я и 6-я ступени. Изменение 7-й ступени, как правило, не считается альтерацией (это условная диатоника).

В зависимости от лада (мажор или минор) неустойчивые ступени могут быть либо повышены, либо понижены.

В мажоре 2-я ступень может быть и повышена, и понижена, 4-я ступень повышается, а 6-я понижается:

Понижение 7-й ступени в мажоре либо ведет к модуляции (модуляционный хроматизм), либо является признаком миксолидийского лада.

В миноре 2-я ступень только понижается, 4-я ступень может быть как повышена, так и понижена, 6-я ступень может быть повышена:

В нотных примерах видно, что каждая альтерированная ступень разрешается по тяготению, заданному альтерацией: повышенная – вверх; пониженная – вниз.

В результате альтерации аккорд сохраняет свое функциональное и структурное (т.е. числовое) значение, однако изменяется его фонизм (окраска звучания). Например, в мажоре септаккорд II ступени с повышенной примой (II7♯1), являясь септаккордом, звучит как малый мажорный секундаккорд (как D2):

В миноре аналогично звучащий аккорд будет записан иначе (активный энгармонизм):

В гармоническом мажоре на пониженной 2-й ступени образуется мажорное трезвучие (II 1 5). Однако чаще употребляется II6 1 5. Его использование аналогично диатоническому секстаккорду II ступени (II6) и неаполитанскому секстаккорду (в миноре):

Но наиболее распространенным видом альтерации аккордов субдоминантовой группы является повышение 4-й ступени в мажоре и миноре:

Повышенная 4-я ступень образует острое вводнотоновое тяготение в доминанту, аналогичное тяготению 7-й ступени в тонику лада.

4-я ступень входит в звуковой состав II7 и его обращений как терцовый тон, а в IV7 и его обращения – как основной тон (прима). II7♯3 и IV7♯1 соотносятся с D35 аналогично соотношению D7 и VII7 с Т35. Таким образом, II35 и II7 c повышенной терцией, а также IV35 и IV7 с повышенной примой можно назвать D к D, или двойной доминантой (DD – термин Г. Римана), причем аккорды 2-й ступени с повышенной терцией обозначаются II♯3 или DD, а аккорды 4-й повышенной ступени обозначаются IV♯1 или DDVII (вводная DD).

Повышение примы в септаккорде II ступени в мажоре (II7♯1) уже было рассмотрено выше.

Но одновременно с примой в II7 и его обращениях может быть повышена и терция (II7♯1♯3 или DD7♯1):

Кроме того, в альтерированных аккордах субдоминантовой группы в мажоре может быть понижена 6-я ступень (аналогично понижению 2-й ступени в альтерированных аккордах доминантовой группы), являющаяся квинтовым тоном в II7 и терцовым – в IV7.

Понижение VI ступени способствует образованию в составе этих аккордов следующих хроматических интервалов :

II43 с повышенной примой, повышенной терцией и пониженной квинтой в мажоре (DD43♯1 5) и IV65 с повышенной примой (DDVII65 3) в одноименном миноре энгармонически равны (активный энгармонизм) и звучат, как малый мажорный септаккорд (ложный доминантсептаккорд). Сыграйте эти аккорды, сравните их звучание и разрешите их разными способами (в D53 и в K64):

Перед аккордами альтерированной субдоминанты (DD) используются аккорды тоники (Т53, Т6), неальтерированной субдоминанты (VI, S, S6, II6, II7 с обращениями, IV7), а также консонирующей доминанты (D35, D6).

Разрешаются аккорды альтерированной субдоминанты в аккорды Т на ближайшем басу с учетом тяготений (II ступень разрешается в III, IV – в V, VI – в V, а I ступень остается на месте, III ступень также остается на месте как устойчивая):

При разрешении аккордов альтерированной субдоминанты в аккорды D (например DDVII65 в D) образуются параллельные квинты. Их можно избежать, заменив (по возможности) DDVII65 на DD43 или изменив расположение аккордов.

В каденции перед K64 преимущественно используются аккорды субдоминантовой группы, с IV повышенной и VI ступенями в басу: II65♯3 (DD65), II43♯3 (DD43), IV7♯1 (DDVII7) и IV65♯1 ( DDVII65).

Аккорды альтерированной субдоминанты (DD) могут образовывать проходящие (II7#3 – T6 – II65♯3; II65♯3 – T64 – II43♯3; IV7♯1 – T64 – IV65♯1) и вспомогательные (T – II43♯3 – T; T – IV65♯1 – T; T – II2♯3 – T; T – IV43♯1 – T; K64 – IV7♯1 – K64; K64 – IV65♯1 – K64; K64 – II65♯3 – K64; K64 – II43♯3 – K64) обороты.

Аккорды альтерированной субдоминанты (DD) могут также использоваться в проходящих оборотах:

Альтерированные аккорды субдоминанты и доминанты весьма распространены в джазе. В отличие от классической гармонии параллельные квинты и прямое движение всех голосов здесь являются нормой:

Share this:

Like this:

Хроматизм. Альтерация

Хроматизм
Хроматизм (от др.- греч. χρωμα — цвет, краска) — полутоновое изменение (повышение или понижение) звука, а также движение по полутонам.

Понятие хроматизма предполагает расширение диатоники как основы за счет полутонового изменения (“расцвечивания”) основных ступеней.

Для повышения или понижения ступеней основного звукоряда без изменения их названия используются знаки альтерации:

диез # — повышение на полутон;

бемоль — понижение на полутон;

дубль-диез x — повышение на тон;

дубль-бемоль ♭♭ — понижение на тон.

бекар — отказ от альтерации

Знаки альтерации, стоящие в начале нотной строки (при ключе) называются ключевыми. Они действуют на протяжении всего произведения либо его части, раздела во всех голосах и октавах.

Знаки альтерации перед нотой называются случайными. Каждый случайный знак альтерации действителен лишь в пределах одного такта, в одном голосе, в одной октаве.

Мадригал “Moro lasso al mio duolo” К. Джезуальдо (ок. 1550 – 1613):

Плач Дидоны из оперы “Дидона и Эней” Г. Перселла (1659 -1695):

Xроматизмы подразделяют на мелодические (в мелодии) и аккордовые (в гармонии).

Хроматизм, который разрешается малосекундовым движением вверх или вниз, подобно водному тону, называют вводнотоновым. Вводный тон (от нем. leitton, “ведущий” тон) — неустойчивая ступень звукоряда, расположенная полутоном выше или ниже соседней ступени.

Альтерация

Первоначально понятие альтерации (от позднелат. alteratio — изменение) возникло в связи с двояким начертанием звука В (си-бемоль), встречавшимся уже в X в. Круглым знаком обозначалась нота более низкая (или «мягкая», франц.— mol, отсюда термин бемоль); прямоугольным — более высокая («квадратная», франц. саrre, отсюда бекар); знак долгое время (до конца 17 в.) был равнозначным вариантом бекара.

На рубеже 17-18 вв. с внедрением в музыкальную практику темперированного строя и расширением в связи с этим круга тональностей были введены двойные знаки альтерации: дубль-диез и дубль-бемоль .

В современной музыке в связи с тенденцией к хроматизации тональной системы выставление ключевых знаков альтерации часто теряет смысл (их тотчас же приходится отменять).

В додекафонной музыке знаки альтерации обычно ставятся перед каждой альтерируемой нотой, а двойные знаки не применяются.

В учении о гармонии альтерация (или альтерационный хроматизм) обычно понимается как хроматическое видоизменение основных неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым звукам тонического трезвучия. Например:

Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными. Таблица альтерированных аккордов (по И. В. Способину) . Важнейшие из них образуют 3 группы. Основой каждой из них является увеличенная секста, которая располагается полутоном выше одного из звуков тонического трезвучия. Например, в C-dur:

Модуляционный хроматизм ведет к смене тональности – модуляции.

В другой трактовке под альтерацией понимается вообще всякое хроматическое видоизменение диатонического аккорда независимо от того, направлен ли хроматический ход к звукам тоники или нет (X. Риман, Г. Шенкер, А. Шёнберг, Г. Эрпф). Например, в C-dur, c-e-ges – альтерация трезвучия I ступени, a-cis-e – трезвучия VI ступени.

Источник

Читайте также:  Мамины руки дина мигдал ноты для фортепиано
Оцените статью