Аккорд с какого языка пришло

Значение слова «аккорд»

АККО́РД 1 , -а, м. Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство. Она села за фортепьяно, взяла несколько аккордов, запела. Герцен, Былое и думы.

АККО́РД 2 , -а, м. Устар. Соглашение, договор. — Ну слушай! Пойдем на аккорд: пять рублей я тебе отдам сейчас, а пять — через год. Хочешь? Салтыков-Щедрин, В среде умеренности и аккуратности.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

  • Акко́рд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo — согласовываю) — сочетание трёх и более музыкальных звуков разной высоты, взятых одновременно. Применительно к музыке барокко и классико-романтического периода данный термин используется главным образом по отношению к созвучиям терцовой структуры. Применительно к музыке XX века «аккордами» называют любые вертикальные созвучия (в том числе и нетерцовой структуры) кроме соноров.

акко́рд I

1. муз. сочетание трёх и более разноимённых музыкальных звуков, звучащих одновременно или почти одновременно ◆ Паншин громко и решительно взял первые аккорды сонаты (он играл вторую руку), но Лиза не начинала своей партии. Тургенев, «Дворянское гнездо» (1856–1858) // «Современник», 1859 г. ◆ Медиокритский вместо ответа взял в прищипку на гитаре аккорд и запел песню собственного сочинения… А. Ф. Писемский, «Тысяча душ», 1858 г. ◆ Вся масса известных в музыке аккордов может быть разделена на две крупные категории: консонансы и диссонансы. С. А. Базунов, «Михаил Глинка. Его жизнь и музыкальная деятельность», 1892 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Не вносите аккорда в диссонанс нашей мимолётной встречи. Аверченко, «Страшный человек», рассказ (юмористический), 1910 г. (цитата из Викитеки)

Читайте также:  You are still the one ноты

2. муз. набор струн для того или иного музыкального инструмента ◆ При записке я получил 10 ножниц, 300 иголок, 4 часов серебряных, 2 табакерки с музыкой, 12 табакерок простых, 2 свёртка канители серебряной, 2 золотой или позолоченой серебряной, 2 аккорда струн, 12 платков носовых, 2 коробки мыла янтарного (которого, однако, третья часть разбилась вдребезги в дороге), 40 аршин материи шёлковой, 1 штуку казенету. П. Е. Кирилов, «Пекинские письма 1830–1838» // «Проблемы Дальнего Востока», 1988 г. (цитата из НКРЯ)

3. в стенографии — специальный знак, образуемый сочетанием двух и более букв ◆ Многие устойчивые словосочетания пишутся сокращённо одним аккордом.

акко́рд II

2. экон. форма трудового соглашения между работником и работодателем, предполагающая оплату не за единицу работы, а за всю работу или отдельные её этапы ◆ Звенья и бригады на аккорде были созданы во многих хозяйствах Кубани, в других областях и краях России, в союзных республиках. // «Знамя», 1983 г. (цитата из НКРЯ)

Источник

Значение слова аккорд

Этимологический Словарь Русского Языка

Итальянское – accordo (соглашение, согласие).

Латинское – accordium (соглашение, согласие).

Греческое – chorda (кишка, струна, слеланные из кишки).

В русском языке слово «аккорд» употребляется со времен Петра I (начало XVIII в.) в формах «акорд», «окорд» и «аккорт» и со значением «согласие» или «договор». С музыкальным значением употребляется с начала XIX в.

Оно заимствовано из итальянского, где accordo восходит к новолатинскому accordium. Первоисточником является греческое слово chorda – «кишка».

Топонимический словарь Амурской области

руч., пп р. Сардангро (бассейн р. Иликан) в Тындинском р-не. Название дано при присвоении наименований безымянным водотокам в ходе прогнозной оценки на россыпное золото в 1997 г. от слова аккорд.

Фразеологический словарь русского языка

Заключительный аккорд книжн. -действие, явление, событие и т. п., которым что-либо завершается, заканчивается

Справочный Коммерческий Словарь (1926)

соглашение между кредитором и прекратившим платежи должником.

Фразеологический словарь (Волкова)

Заключительный аккорд (книжн.) — перен. заключительное действие, конец.

Крах предприятия был заключительным аккордом бесхозяйственной деятельности акционеров.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

, а, м. Соглашение, договор.

* Из нежелания пролития крови христианской — предлагаю вам честный аккорд. Высылай офицера с белым флагом. // А. Н. Толстой. Петр I // *

Словарь экономических терминов

(от итал. accordo — соглашение, договор)

сдельная разовая оплата завершенной работы, единовременная выплата организацией, фирмой заработной платы работникам за весь объем полностью выполненных работ по заранее установленной ставке оплаты. Обычно аккордная оплата применяется в условиях, когда работу надо выполнить срочно и заказчик готов оплатить ее по повышенному тарифу.

Словарь музыкальных терминов

(ит. accordo — согласованность) — совокупность нескольких (не менее трех) разных по высоте звуков, извлекаемых одновременно. Наиболее распространенным видом являются аккорды терцового строения, составляющие звуки которых расположены (или могут быть расположены) по терциям. Аккорд терцового строения, состоящий из трех звуков, называется трезвучием (1), из четырех — септаккордом (2), из пяти — нонакордом (3), из шести — ундецимаккордом (4). Каж­дый звук аккорда имеет свое название: нижний — основной тон или прима (обозначается цифрой 1), остальные (по терциям вверх) — терцовый тон, или терция (3), квинтовый тон, или квинта (5), септимовый тон, или септима (7), нона (9). Каждый звук аккорда может быть перенесен в другую октаву, удвоен, утроен и т. д. При этом аккорд сохраняет свое название, кроме случаев, когда основной тон пере­ходит в средний или верхний голос. Аккорд тер­цового строения является основным элементом гармонии.

Энциклопедический словарь

(франц. accord, букв. — согласие), в музыке — сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство. Звуки в аккорде располагаются главным образом по терциям. Различают трезвучие, септаккорд, нонаккорд.

Словарь Ожегова

АККОРД, а, м. Сочетание нескольких музыкальных звуков различной высоты, воспринимаемых как звуковое единство. Брать аккорды. Взять а. на рояле. Заключительный а. (также перен.: заключительное, завершающее действие).

| прил. аккордовый, ая, ое.

Источник

АККОРД

аккорд
акко́рд
раньше акорд, акорт «соглашение, договор», со времени Петра I. Путь заимствования трудно определить: возм., из франц. accord, ср.-лат. accordium (от cor, cordis) «соглашение». Смирнов (32) думает о польском посредничестве, но конечное ударение в русском слове свидетельствует против этого предположения; см. также Клюге-Гётце 9.

Смотреть что такое АККОРД в других словарях:

АККОРД

(музыкальный; итал. accordo), или гармония, есть соединение нескольких различных звуков, не менее трех. Гармоническое соединение основывается на естест. смотреть

АККОРД

(итал. accordo — согласие) одновременное сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемых слухом как звуковое единство. А. различают. смотреть

АККОРД

АККОРД, -а, м. Сочетание нескольких музыкальных звуков различнойвысоты, воспринимаемых как звуковое единство. Брать аккорды. Взять а. нарояле. Заключительный а. (также перен.: заключительное, завершающеедействие). II прил. аккордовый, -ая, -ое-. смотреть

АККОРД

аккорд 1. м. Сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемое слухом как звуковое единство. 2. м. устар. Соглашение, договор.

АККОРД

аккорд м.chord заключительный аккорд — finale

АККОРД

аккорд См. звук. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. аккорд многозвучие; тоника, субдоминанта Словарь русских синонимов. аккорд сущ., кол-во синонимов: 13 • доминантсептаккорд (1) • квартсекстаккорд (3) • квинтсекстаккорд (3) • нонаккорд (1) • секстаккорд (3) • секундаккорд (3) • септаккорд (4) • субдоминанта (1) • терцквартаккорд (3) • терцквинтаккорд (1) • тоника (4) • трезвучие (4) • ундецимаккорд (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: доминантсептаккорд, квартсекстаккорд, квинтсекстаккорд, нонаккорд, секстаккорд, секундаккорд, септаккорд, субдоминанта, терцквартаккорд, тоника, трезвучие, ундецимаккорд. смотреть

АККОРД

Аккорд (музыкальный; итал. accordo), или гармония — есть соединение нескольких различных звуков, не менее трех. Гармоническое соединение основывается на естественных акустических законах, которые прежде всего были открыты слухом, а впоследствии установлены наблюдениями над колебаниями струн и воздушного столба в духовых инструментах. Это акустическое, гармоническое чередование звуков (октава, чистая квинта, чистая кварта, большая терция, малая терция) называется натуральною гаммою. Аккорды (мажорные консонирующие трезвучия и доминантаккорд), данные натуральной гаммой, легли в основание науки об аккордах, или гармонии. Аккорды состоят из 3, 4, 5, 6 и 7 различных тонов, отстоящих друг от друга на терции. Интервал, состоящий из двух звуков, не составляет аккорда, а только намекает на него. Подобного рода намеки на гармонию встречаются в двухголосном сочетании. Аккорды разделяются на консонирующие и диссонирующие, коренные (данные натуральной гаммой) и производные аккорды (добытые искусственным путем). Все аккорды составляются из терций (больших и малых) и образуют трех-, четырех— и пятизвучия. В начале развития гармонии многие прекрасные сочинения, преимущественно духовные, состояли из одних трезвучий. Во всяком трезвучии две верхние ноты отстоят от нижней, или так называемого основного тона, на терцию и квинту. Аккорд с большой терцией называется мажорным, а с малой минорным. С малой терцией и уменьшенной квинтой — уменьшенным; с большой терцией и увеличенной квинтой — увеличенным, или чрезмерным. Через прибавление терции к мажорному доминантовому трезвучию, построенному на пятой ступени (доминант) мажорной и минорной гамме (например, в гамме до на соль—соль, си, ре, фа), образуется четырехголосный септаккорд, называемый доминантсептаккордом. Это название дается по малой септиме, образующейся между крайними нотами аккорда. Доминантаккорд заключает в себе большую терцию, чистую квинту и малую септиму. Септаккорды, образовавшиеся через прибавление терции к другим трезвучиям сверху, называются просто септаккордами или септаккордами в пределах лада. Эти аккорды строятся на всех ступенях мажорной и минорной гамм и заключают в себе Как доминантсептаккорд, так и все септаккорды требуют разрешения, т. е. плавного перехода одного аккорда в другой, сродный ему аккорд, отстоящий на квинту вниз от данного, например соль, си, ре, фа в до, ми, соль; до, ми, соль, си в фа, ля, до и т. д. Интересный отдел в науке о гармонии составляют уменьшенные септаккорды, из которых каждый вследствие энгармонического изменения может иметь четыре разрешения, например си, ре, фа, ля-бемоль разрешается в до, ми-бемоль, соль; до-бемоль, ре, фа, ля-бемоль разрешается в ми-бемоль, соль-бемоль, си-бемоль; си, ре, ми-диез, соль-диез в фа-диез, ля, до-диез; си, ре, фа, соль-диез в ля, до, ми. Не менее интересен отдел о септаккордах вообще, в которых повышаются и понижаются разные ступени, вследствие чего эти аккорды получают другое разрешение, например септаккорд ре, фа, ля, до с повышенными ре и фа разрешается не в соль, си, ре, а в до, ми, соль. Через присоединение 4-й терции сверху из четырехзвучия образуется пятизвучие; оно по интервалу ноты, на которой отстоят крайние ноты, называется нонаккордом. Через прибавление пятой терции получается шестиголосный ундецимаккорд; шестой терции — семиголосный терцдецимаккорд. За исключением нонаккорда, все эти аккорды вследствие сильно диссонирующего характера никогда не применяются полностью. Каждый из вышеприведенных аккордов (трезвучия, септаккорды, нонаккорд) может быть обращен через перенесение нижнего тона на октаву вверх. Трезвучие в первом обращении называется секстаккордом, имея в основании терции (до, ми, соль — первое обращение, ми, соль, до); квартсекстаккордом, имея в основании квинту (соль, до, ми); септаккорд в первом обращении называется квинтсекстаккордом с терциею в основании (соль, си, ре, фа в первом обращении си, ре, фа, соль); во втором обращении терцквартаккордом с квинтою в основании (ре, фа, соль, си); в третьем обращении секундаккордом с септимою в основании (фа, соль, си, ре). Консонирующим трезвучием называется такой аккорд, в котором верхние тоны отстоят от баса на консонирующие интервалы. Если в аккорде одна из верхних нот отстоит от баса на диссонанс, то такой аккорд называется диссонирующим и требует разрешения, как, например, доминантаккорд, уменьшенное трезвучие, все септаккорды и нонаккорды. Первую систему обращения аккордов составил Рамо в 1722 г. Во всех учебниках гармонии, генерал-баса и композиции, которые появились со времени Рамо, изложено учение об обращениях аккордов, для обозначения которых применяются цифры под басом, называемым цифрованным басом или генерал-басом.

АККОРД

I. АККОРД I -а, м. accord m., > пол. akord, нем. Accord. 1. дипл. Договор, соглашение. Сл. 18. От наших в замок увещевательное письмо такое, что ест. смотреть

Источник

АККОРД

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

Смотреть что такое АККОРД в других словарях:

АККОРД

(музыкальный; итал. accordo), или гармония, есть соединение нескольких различных звуков, не менее трех. Гармоническое соединение основывается на естест. смотреть

АККОРД

(итал. accordo — согласие) одновременное сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемых слухом как звуковое единство. А. различают. смотреть

АККОРД

АККОРД, -а, м. Сочетание нескольких музыкальных звуков различнойвысоты, воспринимаемых как звуковое единство. Брать аккорды. Взять а. нарояле. Заключительный а. (также перен.: заключительное, завершающеедействие). II прил. аккордовый, -ая, -ое-. смотреть

АККОРД

аккорд 1. м. Сочетание нескольких звуков различной высоты, воспринимаемое слухом как звуковое единство. 2. м. устар. Соглашение, договор.

АККОРД

аккорд м.chord заключительный аккорд — finale

АККОРД

аккорд См. звук. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. аккорд многозвучие; тоника, субдоминанта Словарь русских синонимов. аккорд сущ., кол-во синонимов: 13 • доминантсептаккорд (1) • квартсекстаккорд (3) • квинтсекстаккорд (3) • нонаккорд (1) • секстаккорд (3) • секундаккорд (3) • септаккорд (4) • субдоминанта (1) • терцквартаккорд (3) • терцквинтаккорд (1) • тоника (4) • трезвучие (4) • ундецимаккорд (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: доминантсептаккорд, квартсекстаккорд, квинтсекстаккорд, нонаккорд, секстаккорд, секундаккорд, септаккорд, субдоминанта, терцквартаккорд, тоника, трезвучие, ундецимаккорд. смотреть

АККОРД

Аккорд (музыкальный; итал. accordo), или гармония — есть соединение нескольких различных звуков, не менее трех. Гармоническое соединение основывается на естественных акустических законах, которые прежде всего были открыты слухом, а впоследствии установлены наблюдениями над колебаниями струн и воздушного столба в духовых инструментах. Это акустическое, гармоническое чередование звуков (октава, чистая квинта, чистая кварта, большая терция, малая терция) называется натуральною гаммою. Аккорды (мажорные консонирующие трезвучия и доминантаккорд), данные натуральной гаммой, легли в основание науки об аккордах, или гармонии. Аккорды состоят из 3, 4, 5, 6 и 7 различных тонов, отстоящих друг от друга на терции. Интервал, состоящий из двух звуков, не составляет аккорда, а только намекает на него. Подобного рода намеки на гармонию встречаются в двухголосном сочетании. Аккорды разделяются на консонирующие и диссонирующие, коренные (данные натуральной гаммой) и производные аккорды (добытые искусственным путем). Все аккорды составляются из терций (больших и малых) и образуют трех-, четырех— и пятизвучия. В начале развития гармонии многие прекрасные сочинения, преимущественно духовные, состояли из одних трезвучий. Во всяком трезвучии две верхние ноты отстоят от нижней, или так называемого основного тона, на терцию и квинту. Аккорд с большой терцией называется мажорным, а с малой минорным. С малой терцией и уменьшенной квинтой — уменьшенным; с большой терцией и увеличенной квинтой — увеличенным, или чрезмерным. Через прибавление терции к мажорному доминантовому трезвучию, построенному на пятой ступени (доминант) мажорной и минорной гамме (например, в гамме до на соль—соль, си, ре, фа), образуется четырехголосный септаккорд, называемый доминантсептаккордом. Это название дается по малой септиме, образующейся между крайними нотами аккорда. Доминантаккорд заключает в себе большую терцию, чистую квинту и малую септиму. Септаккорды, образовавшиеся через прибавление терции к другим трезвучиям сверху, называются просто септаккордами или септаккордами в пределах лада. Эти аккорды строятся на всех ступенях мажорной и минорной гамм и заключают в себе Как доминантсептаккорд, так и все септаккорды требуют разрешения, т. е. плавного перехода одного аккорда в другой, сродный ему аккорд, отстоящий на квинту вниз от данного, например соль, си, ре, фа в до, ми, соль; до, ми, соль, си в фа, ля, до и т. д. Интересный отдел в науке о гармонии составляют уменьшенные септаккорды, из которых каждый вследствие энгармонического изменения может иметь четыре разрешения, например си, ре, фа, ля-бемоль разрешается в до, ми-бемоль, соль; до-бемоль, ре, фа, ля-бемоль разрешается в ми-бемоль, соль-бемоль, си-бемоль; си, ре, ми-диез, соль-диез в фа-диез, ля, до-диез; си, ре, фа, соль-диез в ля, до, ми. Не менее интересен отдел о септаккордах вообще, в которых повышаются и понижаются разные ступени, вследствие чего эти аккорды получают другое разрешение, например септаккорд ре, фа, ля, до с повышенными ре и фа разрешается не в соль, си, ре, а в до, ми, соль. Через присоединение 4-й терции сверху из четырехзвучия образуется пятизвучие; оно по интервалу ноты, на которой отстоят крайние ноты, называется нонаккордом. Через прибавление пятой терции получается шестиголосный ундецимаккорд; шестой терции — семиголосный терцдецимаккорд. За исключением нонаккорда, все эти аккорды вследствие сильно диссонирующего характера никогда не применяются полностью. Каждый из вышеприведенных аккордов (трезвучия, септаккорды, нонаккорд) может быть обращен через перенесение нижнего тона на октаву вверх. Трезвучие в первом обращении называется секстаккордом, имея в основании терции (до, ми, соль — первое обращение, ми, соль, до); квартсекстаккордом, имея в основании квинту (соль, до, ми); септаккорд в первом обращении называется квинтсекстаккордом с терциею в основании (соль, си, ре, фа в первом обращении си, ре, фа, соль); во втором обращении терцквартаккордом с квинтою в основании (ре, фа, соль, си); в третьем обращении секундаккордом с септимою в основании (фа, соль, си, ре). Консонирующим трезвучием называется такой аккорд, в котором верхние тоны отстоят от баса на консонирующие интервалы. Если в аккорде одна из верхних нот отстоит от баса на диссонанс, то такой аккорд называется диссонирующим и требует разрешения, как, например, доминантаккорд, уменьшенное трезвучие, все септаккорды и нонаккорды. Первую систему обращения аккордов составил Рамо в 1722 г. Во всех учебниках гармонии, генерал-баса и композиции, которые появились со времени Рамо, изложено учение об обращениях аккордов, для обозначения которых применяются цифры под басом, называемым цифрованным басом или генерал-басом.

АККОРД

I. АККОРД I -а, м. accord m., > пол. akord, нем. Accord. 1. дипл. Договор, соглашение. Сл. 18. От наших в замок увещевательное письмо такое, что ест. смотреть

Источник

Оцените статью