Аккорд с картинкой f

Содержание
  1. Аккорд F на гитаре. Как играть аккорд Фа и чем его заменить. 30 вариаций
  2. Аппликатуры и запись аккордов
  3. Строение мажорных и минорных трезвучий F
  4. F (фа-мажор) и Fm (фа-минор) на гитаре
  5. Фа-мажор в первой позиции
  6. Фа-минор в первой позиции
  7. F на 3 ладу
  8. Fm на 3 ладу
  9. F с малым баррэ на 5 ладу
  10. Fm на 5 ладу
  11. F и Fm c баррэ в восьмой позиции
  12. F и Fm после 12 лада.
  13. Если не получается сыграть фа-мажор
  14. Популярные вариации аккорда F
  15. Большой мажорный септаккорд фа (F7)
  16. Фа-диез минор (F#m)
  17. Большой нонаккорд фа (F9)
  18. Квинтаккорд фа (F5)
  19. Упражнение «Популярные последовательности»
  20. Последовательности с открытыми аккордами
  21. Последовательности с баррэ
  22. Популярные песни на гитаре с использованием аккордов F
  23. Тональности F dur (фа-мажор) и F moll (фа-минор)
  24. Аккорд F на гитаре (Фа мажор): все позиции – 23 аппликатуры
  25. Звуки аккорда Фа мажор
  26. Аппликатуры в позициях: стандартные формы и упрощённые (без баррэ)
  27. I позиция
  28. III позиция
  29. V позиция
  30. VI позиция
  31. VIII позиция
  32. X позиция
  33. XIII, XV … и другие позиции
  34. Как ещё можно заменить баррэ F
  35. Трезвучия
  36. Аккорды в Фа мажоре
  37. Песни с аккордом F

Аккорд F на гитаре. Как играть аккорд Фа и чем его заменить. 30 вариаций

Аккорд F – это тот самый прием баррэ, которого боятся все новички. Вы можете избегать его, тем самым ограничивая свой репертуар. Но, если вы действительно хотите научиться играть на гитаре, то рано или поздно вам придется научиться играть баррэ. Тем более что ничего сложного в нем нет. Если вы будете регулярно заниматься, то быстро освоите аккорд F.

Аппликатуры и запись аккордов

Аккорды обозначаются заглавными латинскими буквами (A, B, C, D, E, F, G). F – это фа-мажор. Дополнительные буквы и цифры после заглавной буквы указывают на конкретную вариацию аккорда. Например, буква m – на то, что это минорное созвучие. Цифра 7 на то, что это септаккорд и т.д.

Читайте также:  Десятников колокольчики ноты для фортепиано

В отличие от фортепианной клавиатуры, гитарный гриф позволяет сыграть одно и то же созвучие в разных позициях. Для конкретизации того, как должен быть сыгран аккорд, используется аппликатура. Она выглядит следующим образом.

Пример аппликатуры

На аппликатуре изображается, в каком месте грифа нужно прижать конкретную струну.

Строение мажорных и минорных трезвучий F

Фа-мажор (F) состоит из звуков: фа (F), до (C), ля (A).

Фа-минор (Fm) состоит их звуков: фа (F), до (C), соль-диез (G#).

Ноты, входящие в созвучие, нужно запоминать, чтобы сыграть аккорд в любом месте грифа. Это очень полезно, когда вы играете в ансамбле или рок-группе с двумя гитарами.

F (фа-мажор) и Fm (фа-минор) на гитаре

Возьмите в руки гитару и начните зажимать аппликатуры аккордов.

Фа-мажор в первой позиции

Возьмите баррэ на 1 ладу. Средним пальцем прижмите 3 струну на 2 ладу, безымянный палец и мизинец расположите на 3 ладу, на 5 и 4 струнах.

Фа-мажор в 1позиции

Сыграйте аккорд. Наверняка первые две струны звучат глухо или не звучат вовсе. Если это действительно так, то немного согните и выверните указательный палец в сторону гитарной деки. Найдите оптимальное положение, при котором звучат все струны. При этом ни в коем случае не превращайте свой указательный палец в скрюченный коготь. Он должен быть или прямым или плавно согнутым.

ВАЖНО! Положение большого пальца

Когда играете аккорды с баррэ, ставьте большой палец посередине тыльной стороны грифа. Так ваше усилие будет сосредоточено на пальцах, а не на кисти и предплечье. В такой позиции рука будет уставать гораздо меньше.

Фа-минор в первой позиции

Fm от F отличается только положением среднего пальца. При игре минорного трезвучия он остается свободным.

Фа-минор в 1позиции

F на 3 ладу

Вы можете взять F от 3 лада. При этом аппликатура будет похожа на форму ре-мажора. Попробуйте поставить пальцы так, как показано на изображении ниже, и сыграть аккорд.

Фа-мажор на 3 ладу

Fm на 3 ладу

Минорное трезвучие фа от 3 лада имеет форму аккорда ре-минор. На практике не применяется из-за того, что из этой позиции неудобно переходить к другим созвучиям.

Фа-минор на 3 ладу

F с малым баррэ на 5 ладу

А эта вариация F похожа на до-мажор. Только сыгранный не на 1, а на 6 ладу.

Фа-мажор с малым баррэ на 5 ладу

Fm на 5 ладу

Такую необычную аппликатуру Fm можно встретить только в композициях гитарных фриков вроде Роберта Фриппа и Фрэнка Заппы. Обычный гитарист фа-минор так никогда не сыграет.

Фа-минор на 5 ладу

F и Fm c баррэ в восьмой позиции

Аппликатуры F и Fm с баррэ в 8 позиции используются при игре на электрогитаре в случаях, когда инструменту нужно придать более яркое звучание инструменту.

Аппликатуры выглядят следующим образом.

Фа-мажор в 8 позиции

Фа-минор в 8 позиции

F и Fm после 12 лада.

После 12 лада все аппликатуры аккордов повторяются, потому что повторяются ноты на гитарном грифе. Они только становятся на октаву выше. Например, F на 17 ладу выглядит так же, как и на 5.

Фа-мажор на 5 ладу

Фа-мажор на 17 ладу

Если не получается сыграть фа-мажор

Новички обычно откладывают изучение фа-мажора до последнего. Если вам тяжело зажимать баррэ, есть еще один способ сыграть фа-мажор на первых ладах. Посмотрите аппликатуру и зажмите струны так, как изображено.

Альтернативный способ сыграть фа-мажор

Обратите внимание, первые 2 струны нужно зажимать одним указательным пальцем.

Все равно выучите баррэ. Описанный выше способ игры фа-мажора нужен, чтобы ваше обучение не затормозилось. Но эта аппликатура не является полноценной заменой обычному фа-мажору.

Популярные вариации аккорда F

Из-за того, что созвучия F играются с баррэ, популярных вариаций не слишком много. На практике гитаристы используют вариации с диезом и квинтаккорд. Реже ‑ нонаккорды и септаккорды.

Большой мажорный септаккорд фа (F7)

Аппликатура этой вариации выглядит следующим образом.

Большой мажорный септаккорд фа

Чтобы получить F7, зажмите F и уберите с грифа мизинец.

Фа-диез минор (F#m)

Фа-диез минор – самая популярная вариация созвучий F. Он зажимается так же, как и фа-минор, но не на 1 ладу, а на 2.

Фа-диез минор

Большой нонаккорд фа (F9)

F9 зажимается как F7 с мизинцем на 1 струне, 3 лад.

Большой нонаккорд фа

Квинтаккорд фа (F5)

Обратите внимание, что в квинтаккорде нужно играть только три струны. Остальные вы должны глушить ладонью левой руки.

Квинтаккорд F5 можно сыграть как в 1, так и в 8 позициях.

Квинтаккорд фа в 1 позиции

Квинтаккорд фа в 8 позиции

В музыкальной среде квинтаккорды называют «квинтами», или «пауэр-аккордами» (от англ. power chords).

Некоторые гитаристы опускают 6 струну на тон ниже. Благодаря этому квинтаккорд можно зажать одним пальцем.

Этот прием называется дроп-тюн. Его часто применяют музыканты, работающие в тяжелых жанрах рок-музыки.

Упражнение «Популярные последовательности»

Прежде чем приступить к изучению песен с F, потратьте немного времени на тренировку переходов от баррэ к открытым аккордам и обратно. Самая большая проблема новичков – неспособность быстро зажать все струны указательным пальцем и поставить остальные пальцы в нужные позиции. Но избавиться от этой проблемы можно только с помощью регулярных тренировок.

Ниже последовательности аккордов, игру которых вам нужно практиковать.

Последовательности с открытыми аккордами

Самая популярная прогрессия: Am F C E.

Выучив эту комбинацию созвучий, вы без труда сыграете такие песни как «Все идет по плану», «Я искала тебя», «Просвистела», «Враг мой, бойся меня», «Половинка» и еще десяток других.

Комбинация: Dm F E.

Играя эту последовательность, вы отрабатываете переход Dm – F, а затем F – E. При первой смене позиции не отрывайте средний палец от 3 струны. Перемещайте только указательный и безымянный пальцы и мизинец. При второй смене позиции просто сдвигайте руку, не меняя положение пальцев.

Получится, что ми-мажор вы зажимаете средним, безымянным пальцами и мизинцем. Это неправильно с точки зрения аппликатуры E, но очень удобно на практике.

Последовательности с баррэ

Первая последовательность с баррэ: F C G.

Когда вы ее играете, вы отрабатываете переход от одного вида баррэ к другому. Если вы планируете когда-нибудь взять в руки электрогитару, то вам обязательно нужно освоить эту последовательность.

Следующий ряд аккордов: Am, G, F, E.

Здесь все аккорды нужно сыграть с помощью баррэ. Получится, что вы двигаетесь вниз по грифу. В таком порядке эти 4 аккорда, сыгранные с баррэ, иногда называют «испанской последовательностью».

Третья прогрессия с баррэ включает аккорд с диезом: F#m, Bm, A, G.

Если вы освоили две предыдущие прогрессии аккордов, то сыграть эту вам будет совсем несложно. F#m часто встречается в песнях. И почти всегда он идет в паре с Bm.

СОВЕТ: Думайте наперед

Когда вы собираетесь играть какую-то песню, то перед началом исполнения просмотрите последовательность созвучий. Представьте, как вы будете сменять один аккорд другим. Определите удобные позиции. Где сыграть с открытыми струнами, а где взять баррэ.

Лучше посидеть полминуты, изучая аккорды, чем остановиться в середине песни, подбирая нужную аппликатуру.

В дальнейшем, когда у вас уже будет определенный опыт, весь процесс анализа последовательностей будет занимать доли секунд. Но в начале обучения этому стоит уделить больше времени.

Популярные песни на гитаре с использованием аккордов F

Ниже представлен список популярных песен, в которых встречаются F, F7, F#m, Fm. Сначала для изучения возьмите 1-2 песни. Выучите их так, чтобы играть по памяти. Репертуар расширяйте постепенно. Старайтесь добавлять только те песни, которые вам нравятся. Потому что их приятнее играть.

  • Чиж – «Фантом»
  • Гражданская оборона – «Все идет по плану»
  • Чайф – «Ой-йо»
  • Би-2 и Чичерина – «Мой рок-н-ролл»
  • Ночные снайперы – «Ты дарила мне розы»
  • Армейская песня – «Когда же приказ»
  • Гречка – «Люби меня, люби»
  • Nirvana – «Smells like teen spirit»
  • Кино – «Группа крови»
  • Король и шут – «Прыгну со скалы»
  • Любэ – «Ты неси меня, река»
  • Жуки – «Батарейка»
  • Ария – «Потерянный рай»
  • Кино – «Спокойная ночь»
  • 5’nizza – «Солдат»
  • 25/17 – «Звезда»
  • А. Приходько – «Вера»
  • Натали – «О, Боже, какой мужчина!»
  • М. Круг – «Кольщик»
  • «Луч солнца золотого»

Внимание! Повышенный уровень сложности

Если вы чувствуете в себе силы, то попробуйте сыграть вступительный рифф песни «Song 2» группы Blur. В этой композиции используется квинтаккорд F.

Тональности F dur (фа-мажор) и F moll (фа-минор)

В таблице приведены созвучия, которые можно использовать при игре в тональностях F.

Источник

Аккорд F на гитаре (Фа мажор): все позиции – 23 аппликатуры

Аккорд F на гитаре, он же фа мажор. Название – латинской буквой основной тон – нота фа. Нет буквы «m», «dim» или «aug» рядом (другие типы аккордов) – значит мажор, нет надстроек (6, 7, 9 и пр.) – значит в основном виде, только звуки мажорного трезвучия. Иногда, ещё говорят «аккорд Ф» или «аккорд Фа» – как записывается.

На гитаре Фа мажор не имеет своей аппликатуры в открытой позиции, и принимает формы аккордов C, A, G, E или D (по системе CAGED) в закрытых позициях. Прежде всего эта особенность связана со строем шестиструнной гитары: из 6-ти струн только 5-ая (A – ля) является звуком аккорда. То есть каких-то простеньких аппликатур F на 2-3 пальца, да с 2-3 открытыми струнам построить в принципе не получится.

И получается, что уже на первом ладу для F по стандартной аппликатуре нужно использовать баррэ. Для новичков нередко это оказывается камнем преткновения: песни c Am, Dm, E, G, С – без проблем, а вот с F – уже сложно (не звучит, проблемы перехода с аккорда на аккорд в темпе и т.д.). Однако вообще обходить стороной Фа мажор не стоит, да и не получится. Рано или поздно в любимой песне всё-таки встретится F, и, конечно, нужно будет его сыграть. Благо, есть в позициях (на разных ладах) упрощённые аппликатуры фа мажора без баррэ наряду со стандартными, с баррэ. Так что дело поправимо.

Совет для начинающих! Оптимально, конечно, – чтобы вы умели играть аккорд Фа мажор на гитаре не только упрощенный, но и в стандартных формах. Так что как освоитесь с простыми аппликатурами, сразу же начинайте «штудировать» баррэ.

Все часто используемые аккорды F (простые и сложные) мы рассмотрим в этой статье. Для изучения – аккордовые сетки (схема ), фото – как ставить пальцы, и аудио онлайн – как звучат все представленные аппликатуры на акустической гитаре. А ещё – дополнительно пару-тройку хитростей для замены Фа мажора, песни в которых он используется, и какие есть аккорды в тональности F.

Звуки аккорда Фа мажор

Состав аккорда F:

  • Фа (F) – основной звук.
  • Ля (A) – большая терция (б.3) от основного звука.
  • До (C) – малая терция (м.3) от Ля, или чистая квинта (ч.5) от основного звука.

Мажорное трезвучие фа с обозначением интервалов в нотной записи + табы:

В основном виде аккорд состоит из трёх звуков. Но на гитаре, как правило, используются аппликатуры F для аккомпанемента, в которых звуки трезвучия удваиваются или утраиваются.

Например, аккорд фа мажор в I позиции – баррэ на все шесть струн: утраивается основной звук фа и удваивается квинта до:

Аппликатуры в позициях: стандартные формы и упрощённые (без баррэ)

Итак, изучим распространённые варианты F для гитары: все позиции – от I до X (c XIII лада повторяются).

Для каждой позиции – стандартная аппликатура F на баррэ и на замену её упрощённые, более простые формы без баррэ или с малым баррэ.

В аккордовых сетках пальцы левой руки обозначены цифрами (в кружочках на струнах – на каких ладах прижимать):

  • T – большой;
  • 1 – указательный;
  • 2 – средний;
  • 3 – безымянный;
  • 4 – мизинец.

I позиция

Аккорд F с баррэ на I ладу – тот самый трудный для начинающих) Форма аккорда E из открытой позиции. Утроенный основной звук даёт полное звучание мажора. Но, конечно, потребуется владение приёмом баррэ.

Как на гитаре сыграть этот Фа:

  • указательным прижимаем все струны на 1-ом ладу;
  • на третьем ладу мизинец на 4-ую струну, а безымянный на 5-ую;
  • средний ставим на 3 струну, 2 лад.

«Тестировать» аккорды на слух можно и другими приёмами звукоизвлечения, не обязательно как в аудиопримере. Сыграйте как вам больше нравится – перебором, боем или щипком.

А теперь рассмотрим, как заменить этот F – альтернативные упрощённые аппликатуры без баре:

Без 5-ой и 6-ой, только четыре струны. В звучании пусть и не такой насыщенный как основная форма, зато указательному пальцу значительно легче. Нужно прижать лишь 1-ую и 2-ую струны. Для быстрых переходов на С, Am, открытый G7 – лучше не придумаешь.

Без 6-ой. И простая аппликатура, фактически без баррэ – указательный прижимает только 1-ую и 2-ую. И по звуку практически не уступает стандартной форме на всех струнах. Ведь не звучит только шестая струна. Вот и вся разница. Правда, чуть посложней предыдущего – на четыре струны.

F/C – без 6-ой и 1-ой струн. Ещё одна лёгкая «модификация». И кстати, неплохо звучащая. Чем хорош – указательный прижимает только 2-ую. Но во время игры боем нужно следить за тем, чтобы были приглушены 6-ая (большим пальцем) и 1-ая (подушечкой указательного). А если зазвучат – то это уже будет явно не мажорный аккорд в исходном виде.

На нижних струнах, без баррэ. Хоть и мажор, но довольно суровый. Весёлость в сдержанном виде 😉 Низкий регистр делает своё дело в саунде. Если по строению, то это пауэр-аккорд + мажорная терция на третьей струне. И да – конечно легче. В роковых темах может отлично прозвучать – с характерной энергией стиля. Поэкспериментируйте в последовательностях Am – F – E, F – G – Am и пр.

Без 5-ой и 1-ой струны и без баррэ. Удобная аппликатура для джаза, блюза и рока. Классно звучит и с лёгким овердрайвом – если на электрогитаре.

Постановка пальцев в двух вариантах:

1 – указательный прижимает 6-ую и подушечкой приглушивает 5-ую:

2 – басовая прижимается большим пальцем:

Попробуйте оба варианта. В общем, в звуке разницы и нет. Дело в удобстве.

III позиция

Форма аккорда D из открытой позиции. Вариант на 4-е звука, так что струны пережимать не требуется на 3-ем ладу. Указательным прижимается только четвёртая.

F/C – эта же форма, но в басу до. С баре. Довольно сложная аппликатура. Но иногда может и понадобиться: ведение мелодии на первой струне, или басовая линия в позиции.

F/A – с терцией в басу. Как замена аккорда F в III позиции в форме D – вполне. Хотя если только играть щипком, перебором. Четыре звука. Потребуется растяжка. Но звучит красиво, благородно, по классически.

V позиция

На 5 ладу основной F – в форме С. «Лесенка», как в открытой позиции, только с баре.

Как на гитаре взять аккорд Фа мажор в этой форме:

  • 6-ая не звучит;
  • указательным – малое баррэ на три струны, на 5-ом ладу;
  • средний – 2-ая струна, 6 лад;
  • безымянный – 4-ая, 7 лад;
  • мизинец – 5-ая, 8 лад.

Каким аккордом можно заменить эту «лесенку» в V позиции:

F/A – малое баррэ, без 6-ой и 5-ой струны. Как бы верхняя часть основной формы. Попроще вариант – мизинцем 5-ую прижимать не нужно.

F/A – с до (квинтой) на 1-ой струне. В расширенной аппликатуре.

Как зажимать этот аккорд:

Можно указательным прижимать только 3-ю струну на 5-ом ладу (как показано в сетке). А можно брать и баррэ: указательным – 1-4 струны. Иногда этот аккорд применяется в мелодической связке с предыдущим. Попробуйте поиграть их поочерёдно с баррэ. Аппликатура практически не меняется, только добавляется мизинец.

F/A – в басу ля, звучат 6-ая + 1-3 струны. Хорошо звучит перебором. В позиции всего на два лада.

Как брать этот F:

  • указательный – на 6-ую струну, 5 лад и этим же пальцем (подушечкой) приглушить пятую струну;
  • и ещё на 5-ом ладу: средний – 3-я струна, безымянный – 1-ая;
  • мизинец – 2-ая, на 6-ой лад.

VI позиция

Без 6-ой и 3-ей, с до на 1-ой струне. На основе формы C лёгкий вариант – для новичков без баре. Но сгодится только для перебора или если играть щипком.

VIII позиция

Стандартная аппликатура в VIII позиции – баррэ в форме A (ля мажора из открытой позиции).

Вот так она выглядит в сетке:

Но взять такой аккорд на 8-10 ладу крайне проблематично. Сложность в размещении трёх пальцев на 10-ом ладу. Заметьте он не такой уж и широкий, как первый или третий.

Эта форма с баррэ используется в качестве основы для упрощённых аппликатур, которые мы сейчас и изучим:

Без 6-ой и 1-ой. Для указательного нагрузки минимум: нужно прижать только 5-ую струну. А вот безымянным придётся прижать сразу три струны – 4-ую, 3-ую и 2-ую. Сразу возможно это покажется и не просто. Но всё же это легче, чем «устанавливать» три пальца в границы 10-го лада.

Ещё вариант как поставить пальцы на этом аккорде – три струны на 10-ом ладу прижать мизинцем.

F/C – без 6-ой и 5-ой. Звучит хорошо, подойдёт и для новичков. Вот в этой аппликатуре всё-таки можно попробовать уместить три пальца в 10-ый лад, так как не используется баррэ. Указательный прижимает только 1-ую, а не все струны в позиции.

Ещё пару аккордов в VIII позиции несколько другого плана – для звукоизвлечения щипком, перебором:

На три струны. Звуки F в широком расположении. Несмотря на минимум звукового состава, звучит красиво.

Как играется этот Фа мажор:

  • указательным – 5-ую струну на 8-ом ладу;
  • на 10-ом ладу: безымянным – 4-ую, мизинцем – 2-ую.

На 1-ой, 2-ой и 5-ой. Тоже только три звука. Можно использовать для каких-нибудь акцентов, в быстрых переходах – отлично прозвучит.

Как ставить пальцы в этой аппликатуре:

  • на 8-ом ладу – указательный на 5-ую струну, средний на 1-ую (да, потребуется растяжка);
  • мизинец – на 2-ую, 10-ый лад.

X позиция

Форма G (соль мажор из открытой позиции) на баррэ. В 10-ой позиции эта аппликатура представляется довольно сложной. И практически в таком полном виде не используется. Преимущественно является основой для упрощённых форм.

Итак, каким аккордом можно заменить эту «конструкцию» формы G в позиции. Сразу оговоримся, что есть несколько вариантов. Выбор – в зависимости от особенностей аккомпанемента и вкуса гитариста (какой больше нравится по звуку).

Всё таже основная аппликатура, но без 1-ой струны. Тоже с баррэ, но не нужно тянуть мизинец. Он естественно ложится на 6-ую струну, а безымянный – на пятую.

F/A – без 6-ой струны. В басу терция, звучит довольно ярко. И почти форма в первоначальном виде.

Как ставится аккорд F с басом ля:

  • указательным прижать четыре струны;
  • безымянным – 5-ая струна, 12-ый лад;
  • мизинец – 1-ая, 13-ый лад.

F/C – малое баррэ, на 4-е струны. В басу звучит до (квинта фа мажора). Может создать хороший саунд – во второй гитарной партии, инструментальной аранжировке, как обыгровка.

XIII, XV … и другие позиции

Далее по грифу всё на октаву выше повторяется.

  • XIII позиция – баррэ в форме E – как и в I позиции.
  • XV позиция – форма D – как и в III позиции.
  • и т.д.

Совет начинающим! Чтобы не запутаться в верхних позициях, ориентируйтесь по основному звуку аккорда – на какой струне он расположен в конкретной аппликатуре. То есть и на октаву выше, в позиции он должен быть на своём месте.

Как ещё можно заменить баррэ F

Чем можно заменить аккорд F ещё? Кроме упрощённых аппликатур исключительно мажорного аккорда без баррэ, можно задействовать и мажор с надстройками.

Вся фишка в том, что есть «хитрые» аппликатуры F с добавочными ступенями, и лёгкие, без баррэ. То есть это не мажор в основном виде, а с дополнительными звуками – с большой или малой септимой (7, maj7), секстой (6), ноной (9) и т.д. Но звучит он не хуже, а иногда и лучше обычного фа мажора.

Разберём несколько примеров такого подхода в песенном аккомпанементе:

Ой-йо – Чайф:
Во вступлении и первой части куплета последовательность: C – G – Am – Fmaj7

Обычное баррэ F в первой позиции заменяется большим мажорным септаккордом Fmaj7. Простейшая аппликатура и звучит интересно.

Фантом – версия песни от Чиж & Co:

Аккорды на 3-ю и 4-ую строчку куплета (по первому куплету – Мой «Фантом» стрелою белой…): Am – C7 – D – F7 – Am – E7 – Am

На замену F – малый мажорный септаккорд F7. Но, конечно, не совсем обычный. Что касается постановки пальцев, всё также как и на E7 в открытой позиции. А чтобы не брать баррэ, 6-ая и 1-ая глушатся, т.е. не используются в этом аккорде.

Подробный разбор песни «Фантом» в версии Чиж & Co здесь.

Маленькая девочка – Крематорий:

В первой части куплета: Am – D7 – D7sus4/A – Fadd9 – Fmaj7/C – Am

В этой последовательности на F две аппликатурные вариации:

F add9 – почти как Fmaj7 (в песне Ой-йо), но 1-ая струна прижимается на 3-ем ладу (нота соль – 9-ая ступень к фа-мажорному трезвучию). Оригинальный саунд и не нужно заморачиваться с баррэ.

Fmaj7/C – это не явный фа мажор, так как по составу не имеет основного звука фа. Но в инструментальной аранжировке, относительно аккордовой последовательности звучит на замену F. Тоже, что касается постановки пальцев – особых сложностей нет.

Каким аккордом с простой аппликатурой заменить стандартный F с баррэ – вопрос особенности аранжировки, стиля песни. Ну и конечно, вкусовые предпочтения гитариста играют немаловажную роль. Иногда может быть так, что какой-то выбранный фа мажор с надстройками совсем не ложится на мотив, не звучит в песне. В таком случае просто нужно искать другой вариант. Главное – добиться красивого саунда в аккомпанементе.

Ещё об упрощённых аппликатурах F и других аккордов здесь.

Трезвучия

Напомним, что фа мажор в основном виде состоит из трёх звуков – фа, ля, до. Так вот, есть аппликатуры мажорного трезвучия, в которых звуки размещаются на трёх струнах.

  • фа (основной звук) – на 5-ой струне, 3 лад;
  • ля (большая терция) – на 4-ой, 2 лад;
  • до (квинта) – на 2-ой, 1 лад.

Эти трёхструнные аппликатуры тоже можно использовать в аккомпанементе – для обыгровок, отдельных штрихов, акцентов, комбинирования с полными аппликатурами.

В схемах не только основной вид аккорда, но и его обращения (когда нижний звук терция или квинта).

На 6-ой, 5-ой и 4-ой:

На 5-ой, 4-ой и 3-ей:

На 4-ой, 3-ей и 2-ой:

На 3-ей, 2-ой и 1-ой:

Аппликатуры на всех струнах:

Их «соединение» в позициях образует уже знакомые нам аппликатуры. А также даёт возможность экспериментировать с формами F – придумывать какие-то собственные аппликатурные решения, мелодические связки.

Аккорды в Фа мажоре

В песнях, в тональности Фа мажор, как правило, используются аккорды, которые строятся на ступенях мажорного лада от звука Фа (основного звука аккорда).

  • I – F (фа мажор)
  • ii – Gm (соль минор)
  • iii – Am (ля минор)
  • IV – Bb (си бемоль мажор)
  • V – C (до мажор)
  • vi – Dm (ре минор)
  • vii dim – E dim (ми уменьшённый)

Как играть аккордами гамму Фа мажор:

Но, безусловно, есть и последовательности в F, в которых используются и другие аккорды, отличные от мажорного лада. Авторы песен в целях создать оригинальный мотив иногда специально меняют тип аккорда на ступенях (Gm → G, Bb → Bbm, Dm → D, E dim → Em или E) или альтерируют ступени (E dim → Eb, Am → Ab).

Популярные аккордовые последовательности в Фа мажоре:

  • F – Bb – C – F
  • Bb – F – C – F
  • F – Dm – Bb – C
  • F – F– F– F – Bb – Bb – F – F – C – Bb – F – C (блюзовый квадрат)

Песни с аккордом F

В тональности Фа мажор красивая лирическая тема Michelle группы Beatles.

Из русского рока песни с аккордом F:

  • Видели ночь – Кино
  • Что такое осень – ДДТ
  • Районы-кварталы – Звери
  • Всё идёт по плану – Гражданская оборона
  • А что нам надо – Серьга

И это, конечно, всего лишь несколько примеров для практики, изучения аккорда. В тональности Фа мажор и других тональностях с аккордом F песен на самом деле огромное количество.

На этом завершаем разбор вариантов Фа мажора. Ну как, не боитесь уже F? ) Прорабатывайте аппликатуры – начинайте с упрощённых, потом постепенно осваивайте с приёмом баррэ – и в скором времени Фа мажор станет для вас самым обычнейшим аккордом. Хоть в какой позиции. Как тот же ля минор, ре минор, ми мажор и др. Не будет никаких трудностей, никаких «ой тут «Ф», наверно песню эту разучивать не буду», «здесь «Фа», не успеваю пальцы переставлять». В общем, вы вычеркните F из личного списка самых трудных аккордов. А ваш песенный репертуар значительно расшириться. Начинайте заниматься прямо сейчас. Гитарного вдохновения, творческого настроения!

Источник

Оцените статью