Аккорд с перечеркнутым кружком
Хорошего всем дня.
есть у меня приятель который блистательно владеет гитарой, пишет и записывается одним словом достоин всяческого уважения
в качестве хобби (мне кажется он там всё таки поддтыривает идейки) он снимает всю музыку которая показалась ему интересной, причём в жанрах хорошо им изученных подбор происходит на слух в режиме «он лайн». послушали — записали.
одарённый мужчина.
вчера в переписке с ним была упомянута Ваенга с песней про ворованную невесту в которой встречается Полууменьшённый септаккорд
я впервые как то встретил этот термин и попытался доказать ему что не бывает полууменьшеный а две малые терции + седьмая ступень
это и есть две малые терции + седьмая ступень это и есть
на вики почитал так и не понял почему он Полууменьшённый
Полууменьшённый септаккорд (англ. half-diminished seventh chord), в русской традиции — малый септаккорд[1] (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1%8C%D1%88%D1%91%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D0 %B5%D0%BF%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B 4#cite_note-1) —септаккорд (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%BF%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%BA%D0%BE%D 1%80%D0%B4), образующийся с помощью добавления к уменьшённому трезвучию (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C%D1%88%D1%91%D0%BD%D 0%BD%D0%BE%D0%B5_%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B2%D1 %83%D1%87%D0%B8%D0%B5) малой септимы вверху.
он утверждает что это разные аккорды и по разному обыгрываются.
нужно выяснить кто верблюд
я впервые как то встретил этот термин
Полууменьшённый септаккорд — Си — Ре — Фа — Ля.
Уменьшённый септаккорд — Си — Ре — Фа — Ля-бемоль.
Полууменьшённый он потому, что не все терции там малые.
полууменьшённый на втором рисунке?
half — полу
diminished — уменьшённый
На английском термин полууменьшенный — half diminished в джазе и популярной музыке сегодня практически не используется; вместо него обозначается и обговаривается минор 7 бемоль(минус)5 . В этом есть смысл : таким образом отделяется доминантовая природа полуум. аккорда на 7-й ступени мажора в классической гармонии , и субдоминантовая на второй ступени минора — в джазе.
Термин «полууменьшенный» довольно часто используется у российских джазовых музыкантов, и носит, в каком-то смысле, «сленговый» характер — более удобное и кратное выражение, нежели «малый с уменьшенной квинтой» — традиционное академическое название этого аккорда. Впрочем и здесь иногда используется сокращенная версия «малый (септаккорд)».
Что касается «отделения» доминантовой и субдоминантовой «природы», то я не очень понял, каким образом это связано с обозначением аккорда как m7(-5).
Второй тон,малую терцию образующий, в тяжеловесном 7b5 (и не только) ныне не приветствуется..
Кем именно не приветствуется и где?
Кем именно не приветствуется и где?
В современном модальном джазе,когда вся хроматика поле для импровизации.
В левой руке созвучие без тона (в любом 7b5 ) малую терцию образующего..правой что ни ткнёте в хроматике,»всё подойдёт». lol:
В современном модальном джазе,когда вся хроматика поле для импровизации.
В левой руке созвучие без тона (в любом 7b5 ) малую терцию образующего..правой что ни ткнёте в хроматике,»всё подойдёт». lol:
Сложно что-то возразить без конкретного примера.
Сложно что-то возразить без конкретного примера.
Источник
Некоторые особенности гитарной «аккордики». Кода.
Уважаемые гитаристы! Надеюсь, что заметки, посвященные гитарным аккордам, принесут Вам пользу. Прошу прощения за подробную детализацию отдельных моментов. Но, тем не менее, как я много раз убеждался на практике, именно эти детали порой являются очень важными в практике гитарного аккомпанемента. Одной из таких деталей является обозначение аккордов. Не хочу банально повторять большинство из того, что подробно описано в гитарной литературе. Остановлюсь лишь на тех моментах, которые действительно могут создавать определенные трудности.
Гитарные аккорды имеют свои буквенные и цифровые обозначения, которые знакомы, надеюсь, практически всем. Обозначение лишь одной ноты звукоряда, а именно «си», вызывает иногда разночтения. Гитарист должен это знать и применять правильно на практике. А именно: в американской литературе чистая нота «си» всегда обозначается латинской буквой «H», а в европейской – «B». В американской литературе нота «си-бемоль» обозначается «B», в европейской – «Bb». Поэтому, прежде чем играть, обратите на это обстоятельство внимание. В советской эстрадной и джазовой литературе, особенно выпущенной до 80-х годов прошлого века, понижение и повышение ступеней может быть обозначено как «is» — диез и «es» — бемоль. Например: «Fis» — фа-диез; «Ees» — ми-бемоль. Нота «си» и «си-бемоль» — «H» и «Hb» соответственно. Если обращать внимание на то, с какой партитурой вы столкнулись, то сделать соответствующие поправки не составит труда. При обозначении альтераций до сих пор используются как диезы и бемоли, так «плюсы» и «минусы» (чаще всего в отечественной литературе). Обозначение большого мажорного септаккорда имеет три разновидности: «+7», «maj 7», иногда – треугольник справа (чаще в американских старых партитурах). Очень редко можно встретить «#7». В предыдущей главе я говорил о том, что основные ступени мажорных и минорных трезвучий в обозначении аккорда не прописываются, если они не подвергаются изменениям. Это касается терции и квинты. Но, опять же, в старых партитурах встречаются обозначения мажорных аккордов «+3» и минорных «-3». Современного гитариста это может сбить с толку и он «бросится» повышать или понижать уже готовую терцию в аккорде. Этого делать не нужно. Просто играйте мажорный или минорный аккорд. Справедливости ради хочу сказать, что иногда от «безграмотности» некоторых композиторов, пишущих цифрованную партию гитары, происходят курьёзы. Так много раз было, когда в партитуре стоит аккорд, обозначенный приставкой «+3», а на самом деле композитор имел в виду аккорд «sus 4», т.е. кварта должна заместить терцию. В таких случаях уточняйте это у дирижера. Наличие приставки «m» или ее отсутствие в обозначении аккорда должны быть для вас определяющими – минорный это аккорд или мажорный.
Чтобы подчеркнуть в партии гитары линию шагающего баса, в обозначение гитарных аккордов нередко вводятся дроби. Например: Em/G. Нижняя тоника такого аккорда будет заменена на ноту «соль», терция и квинта – без изменений.
Аппликатура аккордов, в состав которых входят интервалы выше октавы, тоже имеет свои особенности. Следует иметь в виду, что в пределах второй октавы, следующей за основным тоном, такие аккорды просто не берутся (не позволяет строй и растяжка пальцев). Поэтому они берутся с интервалами, обращенными на октаву ниже. Рассмотрим случай, когда ядро аккорда расположено на 4-ой (тоника), 3-ей (терция) и 2-ой (квинта) струнах. Ноны (9) берутся легко на первой струне. Ундецима (11) и терцдецима (13) остаются вне зоны досягаемости. Заметим, что выше октавы в обозначении аккордов прописываются только 9-е, 11-е и 13-е ступени. Так вот, чтобы взять 11-ю ступень, волей-неволей придется понизить ее на октаву, а это не что иное, как кварта (4) основной октавы, в которой расположено ядро аккорда. Загадка в таком обозначении решается просто – тоника такого аккорда располагается еще октавой ниже – т.е. на 6-струне, а ядро аккорда и ундецима – октавой выше. Например: Am 7/11. От нижнего звука – «ля» на шестой струне на 5-ом ладу (тоника), «соль» на четвертой струне на 5-ом ладу (септима), «до» на третьей струне на 5-ом ладу (малая терция) и «ре» на второй струне на 3-ем ладу (ундецима, она же — кварта). Иногда встречается повышенная ундецима (#11). Если вы сыграете b5 – то не ошибетесь. Терцдецима (13) всегда берется на октаву ниже, она же – шестая ступень, которая никогда не подвергается альтерации.
Если внимательно посмотреть на таблицы №1 и №2, у вас может возникнуть законный вопрос: «А почему бы не располагать основные трезвучия «тупо» по терциям в пределах одной октавы? Ведь это возможно». Отвечаю – не удобно (раз), практически отсутствует возможность играть альтерированные аккорды (два). Попробуйте сами. Мизинец держит тонику, указательный палец (с растяжкой) – квинту, средний или безымянный пальцы – терции (большую или малую). До каких тут альтераций? В крайнем случае, вам удастся сыграть «кривой» нонаккорд. Уточняю – тоники этих аккордов расположены на 5-ой или 6-ой струнах. Словом – везде свои «заморочки».
Напомню также, что приставка «sus» к обозначению аккорда говорит о замещении терции на соответствующую ступень, например: «sus 2»,«sus 4», «sus 6», «sus 7», «sus 9». Двойка – она же девятка через октаву (встречается крайне редко). Приставка «add» говорит об отсутствии в аккорде седьмой ступени. Можно встретить обозначения «maj 6», «maj 9», «maj 11», «maj 13». В этих аккордах сознательно не прописывается цифра 7, чтобы не перегружать чтение. Т.е. большая септима присутствует, а остальные ступени добавляются.
До какой же степени можно усложнять гитарные аккорды? Чисто теоретически – до пяти ступеней, учитывая, что в аккорде можно заменить все, кроме терции (чтобы не поменять мажор на минор или наоборот). На практике – до двух ступеней в септаккордах и до трех – в обычных. Это больше касается композиторов, предельно гармонизирующих мелодию. Практическим гитаристам нужно быстро прочитать партию гитары в аккомпанементе и также быстро и уверенно ее сыграть. Вот цель, которую мы перед собой ставим в этих заметках.
Чтобы добиться поставленной задачи, попробуйте поиграть аккорды с движениями по одной струне (в пределах вашей растяжки), удерживая при этом основное трезвучие («квинтовую» струну тоже можно двигать безболезненно). Посмотрите, как они будут при этом называться. Эти нехитрые практические упражнения придадут вам уверенности в «боевой» обстановке. Затем посмотрите, какие ступени вы можете еще «зацепить» на других струнах. Это и будет являться вашим аккордовым арсеналом.
В заключении приведу две классификации септаккордов: по В.Манилову и по И.Бойко (лучшему ученику Манилова).
Классификация гитарных септаккордов В. Манилова:
1 класс – большой мажорный ( maj 7 )
2 класс – минорный ( m7 )
3 класс – доминантовый ( 7 )
4 класс – полууменьшенный ( m7b5 ), иногда – «ноль перечеркнутый»
5 класс – уменьшенный ( о ), иногда — dim
Классификация гитарных аккордов И. Бойко:
1 группа мажорных аккордов: G, Gmaj7, G6, G6/9, Gmaj7#5, Gmaj7/9.
2 группа минорных аккордов: Gm, Gm6, Gm6/9, Gm7, Gm+7, Gm add9, Gm7/9, Gm7/11.
3 группа доминантовых аккордов: G7, G7/9, G13, G7#11.
4 группа альтерированных доминантовых аккордов: G7b9, G7#9, G7b5b9, G7#5#9, G7#5b9, G7b5#9, G9b5, G9#5, G13b9, G13#9, G7#5.
5 группа – полууменьшенные аккорды: Gm7b5, или G (ноль перечеркнутый).
6 группа – уменьшенные аккорды: Gm6b5, или Gdim7, или Go.
7 группа – аккорды с задержанием: Gsus7, Gsus9.
Как видно из этой классификации, И.Бойко не стал отдельно выделять септаккорды, а показал все возможные альтерации, разбив аккорды по группам. Нота «соль» (G), стоящая в начале обозначений просто случайна (вместо неё может быть любая нота).
Тема гитарной «аккордики» настолько обширна и содержит столько нюансов, что в одной работе невозможно «объять необъятное». Я буду очень рад, если мои заметки помогут гитаристам в практической работе и позволят при необходимости найти и уверенно сыграть любой, пусть даже самый «навороченный» аккорд. Спасибо всем, кто нашел время с ними познакомится. Желаю всем удачи, хорошего настроения и творчества во всем!
Источник
Урок 1. Аккордовые обозначения
Аккорды
А вы знаете чем отличается хороший импровизатор от музыканта, который пытается им казаться? Хороший импровизатор отлично знает почему он/она может сыграть ту или иную ноту. Если вы предложите «поджэмить» человеку, который этого никогда не делал, то первый и логичный его/её вопрос будет — «какие ноты я могу сыграть?».
Вероятно, вы слышали о такой музыкальной дисциплине, как «гармония». К сожалению этот курс импровизации не сможет раскрыть вселенских закономерностей и сделать из вас мастера-теоретика гармонии. Но на самом деле, нам это и совсем не нужно! Нам нужно лишь иметь инструменты, которые помогают использовать гармонию в наших интересах и становиться мастером-практиком гармонии.
Я прекрасно понимаю, что многие хотят уже сыграть свое потрясающее соло и не вникать во всякие тонкости музыкальной теории. Но это действительно того стоит, чтобы потратить некоторое время (это совсем не долго) и разобраться с гармонией раз и на всегда, чтобы больше не испытывать никакого дискомфорта.
Перед началом всех примеров и объяснений, важная заметка об обозначении нот. Ноты обозначаются маленькими латинскими буквами — «c d e f g a b» — «до рэ ми фа соль ля си», соответственно. В классической музыке нота «си» обозначается как «h», а «си-бемоль» как «b». Классическими обозначениями в этом курсе мы не пользуемся.
Ниже также приведены обозначения интервалов, которыми мы будем пользоваться.
На этом уроке мы рассмотрим необходимую музыкально-теоретическую базу для импровизации. Мы будем пользоваться только самой современной и актуальной информацией. Вы готовы? Тогда вперед!
Аккорд — это созвучие из 3-х и более звуков которые можно расположить по терциям. Из определения следует, что аккорды строятся путем добавления звуков на терцию выше предыдущего.
Цифро-буквенное обозначение аккордов — упрощённый вариант записи аккордов. Например: D7, Cm, G-7b5, Do7, A7#9b13, Ema7#11/F#
Аккордов бывает очень много, но в данной части курса импровизации будут использоваться только простые аккорды из 3х и 4х звуков — трезвучия и септаккорды соответственно.
Если вы новичок во всех этих построениях аккордов, то у меня есть для вас небольшая подсказка. Нужно запомнить ноты через одну, просто проговаривайте как скороговорку — c e g b d f a c e g b d f a c e g … и т.д. Это поможет быстро надстраивать аккорды, останется только разобраться со знаками.
За всю многовековую историю музыки появилось очень много различных подходов к обозначению и очень много тонкостей. Чтобы мы с вами разговаривали на одном языке, нам нужно определиться с обозначением аккордов и процессом их построения. Поэтому будьте внимательны!
1. Все аккорды строятся снизу-вверх от тоники аккорда. Тоника обозначается заглавной латинской буквой (C D E F G A B) + добавляется диез или бемоль если требуется.
2. Следующий шаг — достраиваем терцию вверх от тоники и получаем терцию аккорда. Терция может быть двух видов — большая и малая. Если терция малая, аккорд будет минорным и к обозначению аккорда прибавляют знак «-» или букву «m». Если терция большая, будущий аккорд становится мажорным и это никак специально не отражается в обозначении.
3. Следующий звук на терцию выше позволит нам получить трезвучие и этот звук — квинта аккорда. Квинта в отличии от терции может быть 3-х видов: чистая, увеличенная (повышенная) и уменьшенная (пониженная). Если квинта по отношению к тонике аккорда — чистая, то это никак не отражается в обозначении аккорда. Таким образом, трезвучие обозначается просто заглавной латинской буквой!
Если с квинтой что-либо произошло, то это непременно указывается в обозначении. Понижение квинты обозначается как «b5». Повышение квинты, как «#5».
Отдельные частные случаи. Обозначение «С+» говорит нам о мажорном трезвучии с повышенной квинтой (об увеличенном трезвучии); обозначение «Co» указывает на минорное трезвучие с пониженной квинтой (уменьшенное трезвучие).
4. И последний необходимый нам шаг — получение септаккорда. Добавляем еще одну ноту на терцию выше — септиму аккорда. Септима, как и терция аккорда, бывает двух видов. Если септима большая, то септаккорд становиться большим (большой септаккорд) и в названии это отражается присоединением одного из следующих обозначений: «ma7», «M7», «∆». Если септима малая — то септаккорд малый (малый септаккорд) и к названию прибавляется «7».
Аналогично трезвучиям, прибавления «+» и «о» к обозначению, сообщают нам об увеличенном и уменьшенном трезвучии в основании септаккорда соответственно.
В данном случае все примеры от ноты До. Обратите внимание на то, как комбинируются все предыдущие пункты в построении септаккордов.
5. Септаккорд исключение. Уменьшенный септаккорд Со7 имеет в обозначении «7», но септима у него не малая, она уменьшенная!
Ниже, к этому уроку прикреплена таблица с различными обозначениями аккордов, встречающимися в музыкальных ресурсах.
Давайте для примера построим Db7b5.
- Шаг 1: Строим аккорд начиная от баса. Смотрим на заглавную латинскую букву и понимаем, что это Db, значит аккорд строится от ноты «рэ бемоль».
- Шаг 2: Воспользуемся подсказкой, пока без знаков альтерации и вспомним ноты через одну c e g b d f a c e g b d f a и т.д. Тогда, начиная от «d» мы сможем узнать какие звуки входят в аккорд. «d f a» — получили трезвучие, «d f a c» — получили септаккорд.
- Шаг 3: Вспоминаем про знаки альтерации и проверяем. В обозначении аккорда отсутствует указание малой терции (отсутствует «-» или «m»), это означает, что аккорд мажорный. Смотрим на терцию: от «db до f» — большая терция, все сошлось это большая терция.
- Шаг 4: В обозначении аккорда присутствует указание об альтерации квинты — «b5». Проверяем квинту «db — a», она оказывается увеличенной, значит мы должны понизить ее дважды, чтобы получить уменьшенную квинту. Получаем «db — g». Все различные дубль бемоли и дубль диезы мы не используем на практике.
- Шаг 5: Остался последний звук — «7». Это указание на малую септиму в аккорде — значит это малый септаккорд. У нас есть «db — c», это большая септима, но нам нужна малая. Значит, мы должны понизить ее и получить «cb». И снова это не очень популярный звук, гораздо удобней пользоваться энгармонически равным «b».
Таким образом мы построили с вами малый мажорный септаккорд с пониженной квинтой.
На этом первый урок закончен, вы знаете достаточно, чтобы выполнить первое домашнее задание по построению и обозначению аккордов! Если у вас что-либо не получается, не беда, в этом уроке было намного больше материала по гармонии, чем мы будем использовать в течении курса.
Домашнее задание.
1. Постройте и играйте следующие аккорды: B, Fm, Ao, G+, D7, G-7, F#ma7, Bb7+, Eb-7b5, Ab7b5.
2. Дайте название следующим аккордам:
Ниже прикреплен файл с распространенными обозначениями аккордов:
Источник