- Как построить необычный аккорд. Использование аккордовых надстроек
- Простейший аккорд — трезвучие
- Немного теории
- Как построить необычный аккорд
- ПРИМЕР-1
- ПРИМЕР-2
- ПРИМЕР-3
- ПРИМЕР-4
- На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
- Таблицы по сольфеджио для школы
- Таблицы по сольфеджио для колледжа
- Еще немного по поводу других аккордов
- Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности
- Построение аккордов
- Транспонирование
Как построить необычный аккорд. Использование аккордовых надстроек
Звонкого времени суток, товарищи музыканты!
Кто обратил внимание, — в прошлой статье мы говорили о том, как вообще строится трезвучие, как из нот собирается простейший минорный или мажорный аккорд.
Так вот здесь мы и продолжим начатое повествование…
Простейший аккорд — трезвучие
В той же статье мы затронули лишь 3 ступени:
Тонику (главную ноту).
Третью ступень (мажорную и минорную).
Пятую ступень (доминанту, которая в мажоре и миноре выглядит одинаково).
Именно так выглядят элементарные аккорды, из которых состоит большая часть известных Вам композиций.
Тем не менее, музыканты – народ умный, творческий и не лишенный фантазии, поэтому в отдельных песнях можно встретить «ругательства» типа:
Am sus 4;
F +2;
Do;
Dm +3 #5;
C min add2 и так далее…
Это действительно необычные аккорды с надстройками, которые могут не вписываться в общую тональную гамму, но прекрасно дополняют мелодический рисунок или реализуют другие задумки композитора.
Примечание: сразу же оговорюсь, что в этой конкретной статье я не буду лезть далее 5-й аккордовой ноты (ступени), а всевозможные надстройки типа +7, -9, 13, 11, +10, 14 и так далее…. оставим для следующей статьи на ssabbass.ru, которую Вы также обязательно сможете прочитать.
Немного теории
Собственно все эти цифры и буквы, которые добавляются к стандартным аккордам, указывают только на то, что:
- ноту данной ступени необходимо добавить в аккорд;
- ноту данной ступени необходимо видоизменить и добавить в аккорд.
Говоря проще, речь идет о простой математике, прибавлении или вычитании той или иной комбинации. Итак, разберемся с понятиями и надстройками:
• «+» (плюс) – это знак повышения на полтона, аналог диеза (#);
• «-» (минус) – это знак понижения на полтона, аналог бемоля (b);
• цифры (любые) означают добавление ступени в стандартное трезвучие;
• SUS и ADD – это знаки добавления (аналогичны простым цифрам, но используются в различных стилях нотной записи);
• «о» — уменьшение всех ступеней аккорда (знак уменьшенного аккорда), а перечеркнутый кружок свидетельствует о уменьшении лишь 2-й ноты аккорда (аналогично знаку «-3»).
Еще ничего не понятно? Тогда приступаем к практике и примерам
Как построить необычный аккорд
ПРИМЕР-1
Для наглядности построим необычный аккорд: «Gm sus2 -5» (соль-минор с добавочной второй и пониженной пятой ступенями).
Проведя несложный анализ, мы видим, что здесь нужно:
1. Найти и взять простейший СОЛЬ-минор (Gm).
2. Добавить к СОЛЬ-минору вторую ступень (sus2).
3. Понизить у СОЛЬ-минора пятую ступень (-5).
Действуем, учитывая информацию, изложенную в прошлой статье. Кто успел подзабыть – читайте ТУТ.
1. СОЛЬ-минор трезвучие – это ноты: соль (G), си-бемоль (B или Hb), ре (D).
2. Вторая ступень в тональности СОЛЬ– это нота «Ля» (считается элементарно, ведь, 1 – это соль, а за ней следует 2 – это ля).
3. Пятая ступень, которую придется понижать в данном случае (-5) – нота РЕ.
ИТОГО «Gm sus2 -5» – это ноты:: G – A – B – Db что соответствует: ТОНИКЕ, добавленной ВТОРОЙ СТУПЕНИ, минорной ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ, пониженной ПЯТОЙ СТУПЕНИ.
И остается только найти эти ноты на грифе гитары, что совершенно не сложно, зная расположение нот на грифе.
К слову, звучать такой аккорд будет не очень складно, т.к. в нем заметны явные диссонансы – идущие подряд ноты «G – A – B», тем не менее, убрать отсюда что-либо сложно, т.к. у нас есть четкое указание, что аккорд должен быть минорным и включать вторую ступень. Ну что поделать … творчество оно же без ограничений!
ПРИМЕР-2
Теперь будем строить аккорд: «E add4» (ми-мажор с добавочной четвертой ступенью). И здесь действуем по прежней схеме:
1.Ноты МИ-мажора – это: ми (E), соль диез (G#), си (H).
2.Добавочная четвертая ступень находится элементарным счетом «на пальцах»: 1 – ми, 2 – фа, 3 – соль, 4 – ля (т.е. ADD4 – это нота ЛЯ).
Получаем аккорд «E add4» из нот:: ми (E), соль диез (G#), ля (А), си (H).
ПРИМЕР-3
Теперь понижаем все ступени аккорда, строим уменьшенный аккорд СИ «Ho»:
1. Тоника, понятное дело, у нас остается на месте – это нота СИ (Н).
2. Третью ступень (для СИ это нота РЕ диез (D#)) чуток снижаем на полтона – получим чистое РЕ (D).
3. Пятую ступень (для СИ это нота ФА диез (F#)) также опускаем на полтона – получим чистое ФА (F) уже без диеза.
Готовый аккорд «Ho» — это трезвучие с нотами: си (Н), ре (D), фа (F)
Примечание: в общем-то, уменьшенные аккорды включают обязательную 7-ю ступень, но мы уже договорились в этой статье не лезть дальше пятой надстройки, поэтому, в отличие от предыдущих примеров здесь только 3 ноты, а не 4).
ПРИМЕР-4
Ну и еще один аккордик от ssabbass.ru для закрепления – «Cm 2 +4» (до-минор с добавочными: 2-й и повышенной 4-й ступенями).
1. ДО-минорное трезвучие (Cm) – это: до (С), ми бемоль (Eb), соль (G).
2. Вторая ступень для ДО – нота ре (D).
3. Четвертая ступень – фа (F), которая в повышенном состоянии (+4) превратится в фа диез (F#).
Получим аккорд «Cm 2 +4»: до (С), ре (D), ми бемоль (Eb), фа диез (F#), соль (G). При этом в самой нотации аккорда ничего о пятой ступени не говорится, а значит, от нее можно смело избавляться. Тогда имеем аккорд «Cm 2 +4» из нот:
до (С), ре (D), ми бемоль (Eb), фа диез (F#) и это будет менее режущий слух вариант, чем с нотой СОЛЬ.
Собственно, вот и вся теория, в которой ничего сложного нет. Смотрим на запись аккорда, находим соответствующие ступени, рассчитывая их от тоники, повышаем или понижаем указанные ноты, отбрасываем все лишние ноты, о которых ничего не говорится в записи.
Найдя эти ноты на грифе гитары, Вы уже смело можете хвастаться необычными аккордами перед друзьями или исполнять в оригинале те композиции и песни, которые раньше вызывали испуг.
Примечание: в данной статье я умышленно НЕ привожу никаких аппликатур, т.к. те же ноты могут браться в самых разных позициях и постановке пальцев, которая наиболее подходит к песне и удобна для музыканта.
Источник
На каких ступенях строятся аккорды – таблицы по сольфеджио
Чтобы каждый раз мучительно не вспоминать, на каких ступенях строятся аккорды, заведите у себя в тетрадочке таблички-шпаргалки. Таблицы по сольфеджио, кстати, их можно с таким же успехом использовать и на гармонии, вы можете распечатать и приклеить или переписать в свою нотную тетрадочку по предмету.
Пользоваться такими табличками очень удобно при составлении или расшифровке всяких цифровок и последовательностей. Также клёва иметь такую подсказку на гармонии, когда наступает ступор, и никак не можешь найти подходящий аккорд для гармонизации, тут же всё перед глазами – обязательно что-то подойдёт.
Таблицы по сольфеджио я решил сделать в двух вариантах – один более полный (для студентов училищ, колледжей и вузов), другой – попроще (для школьников). Выбирайте тот, который подходит вам.
Итак, вариант первый…
Таблицы по сольфеджио для школы
Надеюсь, всё понятно. Не забываем, что в гармоническом миноре повышается VII ступень. Учитывайте это при составлении доминантовых аккордов. А вот и вариант второй…
Таблицы по сольфеджио для колледжа
Мы видим, что здесь всего три колоночки: в первой самое элементарное – главные трезвучия и их обращения на ступенях лада; во второй – основные септаккорды – хорошо видно, например, на каких ступенях строятся аккорды двойной доминанты; в третий раздел помещены всякие другие аккорды.
Несколько важных замечаний. Помните, да, что в мажоре и миноре аккорды немножко различаются? Поэтому не забываем, когда это нужно, повышать седьмую ступень в гармоническом миноре, или понижать шестую в гармоническом мажоре, чтоб получить, к примеру, уменьшённый вводный септаккорд.
Помните, что двойная доминанта всегда связана с повышением IVступени? Отлично! Думаю, что знаете и помните. Я не стал все эти мелочи выносить в колонку со ступенями.
Еще немного по поводу других аккордов
Пожалуй, я забыл внести сюда еще один вид – двойную доминанту в виде трезвучия и секстаккорда, которые также можно применять для гармонизации и составления последовательностей. Ну, добавите сами, если нужно – ничего страшного. Всё-таки аккорды двойной доминанты в середине построения мы не так часто употребляем, а перед кадансом лучше использовать септаккорды.
Секстаккорд II ступени – II6 применяется частенько, особенно в предкадансовых построениях, причём в этом секстаккорде можно удваивать терцовый тон (бас).
Секстаккорд VII ступени – VII6 применяется в двух случаях: 1) для гармонизации проходящего оборота T VII6 T6 вверх и вниз; 2) для гармонизации мелодии, когда она идёт вверх по ступеням VI, VII, I в виде оборота S VII6 T. В этом секстаккорде удваивается бас (терцовый тон). Помните, да, что обычно в секстаккордах бас не удваивается? А вот вам два аккорда (II6 и VII6), в которых удваивать бас можно и даже нужно. Ещё удвоения баса необходимы в тонических секстаккордах при разрешении в них вводных септаккордов.
Трезвучие третьей ступени – III53 применяется для гармонизации VII ступени в мелодии, но лишь в том случае, если она идёт не вверх в первую ступень, а вниз – в шестую. Такое бывает, например, во фригийских оборотах. Иногда, правда, используют и проходящий оборот с третью ступенью – III D43 T.
Доминантовый нонаккорд (D9) и доминанта с секстой (D 6 ) – удивительной красоты созвучия, вы про них, наверняка, всё знаете. В доминанте с секстой – берётся секста вместо квинты. В нонаккорде ради ноны в четырёхголосии пропускается квинтовый тон.
Трезвучие VI ступени – часто используют в прерванных оборотах после D7. При разрешении в него доминантсептаккорда обязательно удвоение терции.
Всё! Как же жестока ваша судьба, ведь теперь больше не мучиться вам, вспоминая, на каких ступенях строятся аккорды. Есть теперь у вас таблицы по сольфеджио. Вот так!))))
Источник
Теория музыки: построение аккордов, изменение тональности
В прошлых уроках мы с вами уже изучили достаточно материала для того, чтобы приступить к более сложным заданиям в музыке. В этот раз мы с вами узнаем, что такое аккорд, как его построить и как изменить тональность музыки.
Итак, аккорд – это три звука (или больше), которые располагаются чаще всего на расстоянии в терцию друг от друга.
Ступени аккордов получают свои названия в соответствии с интервалом, который отделяет их от примы (нижнего звука в аккорде).
Аккорды могут обращаться – то есть можно перемещать нижний звук на другие звуки аккорда, а его остальные составные звуки перемещать выше. Проще говоря, обращение аккордов – это изменение порядка звуков в нем.
Трезвучие – это аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных зачастую по терциям.
Мы помним из прошлого урока, что терции бывают двух видов (малая – м3, большая – б3). Поэтому логично, что трезвучий, составленных из терций, может быть четыре вида.
И пример обращения трезвучия:
Секстаккорд (6) – терция+кварта
Квартсекстаккорд (6/4) – кварта+терция
Также существует септаккорд, который состоит из четырех звуков, расположенных на расстоянии в терцию друг от друга.
Мы помним, что трезвучий может быть четыре, а септим три (большая, малая, уменьшенная), то путем несложных подсчетов мы можем понять, что септаккордов бывает 12 видов. Но чаще всего употребляются эти пять видов:
Логично, что и септаккорды могут обращаться:
Квинтсекстаккорд (6/5) – трезвучие+секунда
Терцквартаккорд (3/4) – терция+секунда+терция
Секундаккорд (2) – секунда+трезвучие
Чаще всего используются такие септаккорды:
Доминантсептаккорд – малый мажорный септаккорд, который располагается на пятой ступени (доминанте) натурального мажора и гармонического минора. Состоит из мажорного трезвучия и малой терции.
Уменьшенный септаккорд – малый уменьшенный в мажоре, уменьшенный в гармоническом миноре и гармоническом мажоре.
Септаккорд II ступени – малый минорный в мажоре и малый уменьшенный в гармоническом мажоре и миноре.
Построение аккордов
Аккорды могут состоять лишь из тех ступеней, которые есть в тональности, что мы используем. Трезвучия основных ступеней (тоника, доминанта, субдоминанта) соответствуют ладу: в мажоре – мажорное трезвучие, в миноре – минорное.
Трезвучия побочных ступеней (II, III, VI, VII) будут не соответствовать основному ладу, они будут минорными в мажоре и мажорные в миноре.
Для примера будем использовать тональности До-мажор и до-минор.
До-мажор:
Строение трезвучий:
- Мажорные трезвучия строятся на I, IV, V ступенях
- Минорные трезвучия строятся на II, III, VI ступенях, а также на IV в гармоническом мажоре
- Уменьшенные трезвучия строятся на VII ступени и на II в гармоническом мажоре
- Увеличенные трезвучия строятся на VI пониженной в гармоническом мажоре
Строение септаккордов:
- Большой мажорный – I и IV ступени
- Малый мажорный – V ступень
- Малый минорный – II, III и VI ступени
- Малый уменьшенный – VII ступень и II ступень в гармоническом мажоре
- Уменьшенный – VII ступень в гармоническом мажоре
- Большой минорный – IV ступень в гармоническом мажоре
- Большой увеличенный – VI пониженная ступень в гармоническом мажоре
Используем гаммы натурального До-мажора и гармонического.
Так как они отличаются шестой ступенью, аккорды будут иметь два варианта.
Септаккорды:
до-минор:
Строение трезвучий:
- Мажорные трезвучия – III, VI, VII ступени и V в гармоническом миноре
- Минорные – I, IV, V ступени
- Уменьшенные – II ступень и VII повышенная ступень в гармоническом миноре
- Увеличенные – III ступень в гармоническом миноре
Строение септаккордов:
- Большой мажорный – III и VI ступени
- Малый мажорный – VII ступень и V в гармоническом миноре
- Малый минорный – I, IV и V ступень
- Малый уменьшенный – II ступень
- Уменьшенный – VII повышенная ступень в гармоническом миноре
- Большой минорный – I ступень в гармоническом миноре
- Большой увеличенный – III ступень в гармоническом миноре
Также сначала строим гаммы натурального до-минора и гармонического:
Как вы видите, они отличаются седьмой ступенью. Поэтому все аккорды, включающие в себя седьмую ступень, также будут иметь два варианта.
Трезвучия:
Септаккорды:
Транспонирование
Транспонировать песню означает перенести ее из одной тональности в другую. Другими словами, транспонирование – это смена тональности. Тональность меняют для более удобного пения или инструментального исполнения музыки. К примеру, решили вы спеть песню, но у вас все никак не получается взять самую высокую ноту. Значит для вас тональность этой песни слишком высокая, и вам стоит ее понизить.
Есть три основных способа транспонирования нот:
- Транспонированные на заданный интервал
- Смена ключевых знаков
- Смена ключа
Как пример мы с вами возьмем песню “В лесу родилась елочка”. Изначально эта песня находится в тональности Ля-мажор.
Воспользуемся первым способом – перенос нот на заданный интервал. Здесь все достаточно просто. Все, что нам нужно сделать – это перенести каждую ноту на выбранный нами интервал. Переносить можно как вверх, так и вниз.
Мы будем переносить песню на большую терцию вниз. Желательно сразу определить новую тональность. Это сделать довольно просто – мы знаем исходную тональность, а поэтому знаем и тонику; переносим тонику на большую терцию вниз и попадаем на ноту Фа. Значит наша новая тональность – Фа-мажор. И теперь, когда мы перенесли все наши ноты на большую терцию вниз, наша песня стала звучать и выглядеть так:
Второй способ будет удобен в том случае, если нам нужно понизить или повысить тональность на полтона. Но для этого вы должны знать ключевые знаки разных тональностей (ну или хотя бы той, в которую вам нужно перенести песню). Обратите внимание на то, что полутон должен быть хроматическим (к примеру, ми – ми диез, фа – фа диез).
Если мы пользуемся вторым способом, то ноты не меняют свои места. Мы трогаем только ключевые знаки. На примере мы перенесли песню из Ля-мажор в Ля-бемоль мажор.
Но стоит заменить, что в этот способе есть несколько подводных камней. Если в песне присутствуют случайные знаки альтерации (то есть все остальные, кроме ключевых).
При транспонировке на полтона вверх случайные диезы становятся дубль-диезами, бекары становятся диезами, бемоли – бекарами, а дубль-бемоли – бемолями.
Если же транспонировка производится вниз, то дубль-диезы становятся диезами, диезы – бекарами, бекары – бемолями, бемоли – дубль-бемолями.
Принцип прост – повышаем или понижаем знак на полтона.
Теперь разберем третий способ – замену ключей. Но нам придется не только заменить ключ, но и сменить ключевые знаки. Используя этот способ мы также оставляем ноты на своих местах. Но стоит помнить, что другой ключ означает другое расположение нот, то есть та нота, которая в скрипичном ключе читается, как фа, в басовом, к примеру, таковой не будет.
Мы поменяем скрипичный ключ на басовый и на альтовый. Таким образом песня теперь оказывается в тональностях До-мажор и Си-бемоль мажор соответственно.
Как видите, нет ничего особо сложного. Просто нужно проявить логику и приложить немного усилий. Решив транспонировать мелодию, не забудьте определить исходную тональность, опорные ступени и так далее. Вы должны обязательно знать все о той тональности, в которую вы хотите перевести свою мелодию.
Источник