Аккорд с тоникой си бемоль

Буквенные обозначения аккордов. Аккорды си и си-бемоль

Часто возникает путаница с аккордами B и H. Как правильно и почему путаница. Немного теории. Буквенные обозначения аккордов, как и тональностей и просто звуков возникли в европейской музыке давно. Не то чтобы у меня было плохо с датами. Но думаю, что конкретной даты и нет. Примерно лет четыреста назад, как-то музыканты договорились и прямо по латинскому алфавиту начиная с ноты ля обозначили все семь нот A B C D E F G но звуки взяли не по белым клавишам, как мы привыкли, а в тональности фа-мажор…

Но в тональности фа-мажор после ля звук си-бемоль. Получилось соответственно:

A B C D E F G
ля си-бемоль до ре ми фа соль

Почему так получилось? Что заставило взять звуки фа-мажора? Точно не знаю, но так на века си-бемоль стал обозначаться буквой B. А для обозначения чистого звука си взяли следующую по алфавиту букву – H.

Так продолжалось до конца двадцатого века, пока не появились синтезаторы. Японские производители не стали вникать что и почему обозначили буквы по белым клавишам и буква B стала обозначать просто – си. А для звука си-бемоль не стали брать лишнюю букву, чтобы не выделяться и обозначать как и все бемоли маленькой b. Так появилось обозначение Bb соответствующее в традиционной системе обозначения просто B.

Иногда встречается даже обозначение Hb – несоответствующее никакой системе, видимо для экзотики или, чтобы окончательно запутать.

Для тех, кто получал музыкальное образование B – это си-бемоль, а остальным не отягощенным лишними знаниями, удобнее обозначать B – просто си, чтобы не использовать лишнюю букву. Вот и приходится каждый раз разбираться, уточнять какой аккорд имеется ввиду в каждой конкретной записи.

Читайте также:  Перемен цой минус для гитары

На сайте Песни под гитару система записи традиционная, классическая: си – это H, а си-бемоль – это B. Не перепутайте

Источник

Как перевести аккорды в другую тональность

Высоко петь, верхние ноты «не вытягиваются», или низко, или просто неудобно играть по аппликатуре? Верный способ избавиться от всех этих проблем – переложить аккорды в другую тональность. Допустим, есть песня в Ля миноре, но в её мотиве пару нот, которые за пределами верхнего диапазона голоса. Как бы не распевались, не тренировались, взять эти ноты не получается. Тогда берём и играем эту песню не в Ля миноре, а в Фа-диез миноре, что на 1,5 т. ниже от «родной» тональности. И вот, тогда, наверняка получится спеть. А если и так всё равно сложно с вокалом, можно и ещё ниже тональность взять – Фа минор, Ми минор и т.д.

Такой приём по музыкальному определению ещё называется – транспонировать аккорды. То есть когда аккордовая последовательность из одной тональности переводится в другую.

Повышается и понижается исходная тональность по интервалам – на полтона, на тон, на полтора тона, на 2 два тона и т.д.

Перемещение относительно тоники (1 ступени); как правило, это первый аккорд песни. Условно можно представить шкалу по полутонам от главного аккорда для транспонирования. Соответственно, тональности по левую сторону (со знаком «-») – понижение, со знаком «+» – повышение.

Перевод аккордов выполняется различными способами – при помощи таблиц, по ступеням, по схематическому расположению тоник аккордов на басовых струнах, на сервисах онлайн, через изменение строя гитары, каподастром. Подробно об использовании этих способов – далее в статье.

Таблицы

По ступеням

Таблица подойдёт для транспонирования стандартных аккордовых последовательностей, которые наиболее часто используются в песнях.

Например: Am/ Dm/ E; Em/ C/ Am/ B/; Dm /Bb /Gm/ A7; Am/ Dm/ G/ C/ Am/ Dm/ E/ Am

В таблице расписаны по ступеням все минорные тональности. Причём для каждой ступени (за исключением первой определяющей) не указывается конкретный аккорд (мажорный, минорный, септаккорд), а только лишь его тоника (основной тон). После транспонирования качество аккорда определяется согласно исходному.

Тональности ре-диез, ми-бемоль минор энгармонически равные: одни и те же звуки, аккорды, но записываются по-разному.

Давайте разберём, как перевести аккорды по этой таблице на конкретных примерах.

Песню в Ля миноре, на аккорды Am/ Dm/ E7/ нужно сыграть на 2 тона выше – в До-диез миноре (С#m). Транспонируем последовательно каждый аккорд:
1. Находим тональность Ля минор в таблице (это первая строка): I ступень – Am.

2. Далее находим строку тональности, в которую будем транспонировать последовательность – До-диез минор: опускаемся по столбцу с названиями тональностей, I ступень – C#m. По этой строке будем определять соответствие последующих аккордов по ступеням.

3. Следующий аккорд песни Dm: находим его тонику (D — ре) в строке оригинальной тональности – «Ля минор». Это IV ступень. И по этому же столбцу (IV) опускаемся до строки «До-диез минор». Получается – F# (тоника Фа-диез). В оригинальной тональности аккорд минорный, значит и в новой тональности он будет минорным – F#m. Итак: Dm → F#m. А по гармонии песни мы уже сделали транспонирование двух аккордов песни. Из Ля минора в До-диез минор: Am/ Dm… → C#m/ F#m…

4. Остался последний аккорд – E7. Определяем таким же способом. В строке «Ля минор» (оригинальной тональности) находим тонику аккорда – E (ми), V ступень. По столбцу (V) опускаемся в строку новой тональности «До-диез минор» – G# (тоника соль-диез). Теперь по типу аккорда из исходной тональности: E7 (ми мажор септаккорд) → G#7 (соль-диез мажор септаккорд).

5. Всё. Перевод аккордов из Ля минора в До-диез минор завершён:

  • Оригинальная тональность: Am/ Dm/ E7
  • Новая тональность: C#m/ F#m/ G#7

Таким же образом транспонируем и аккордовые последовательности в мажоре в другую тональность. Принцип определения ступеней по таблице аналогичный.

Фа-диез и соль-бемоль мажор энгармонически равные тональности (их ступени выделены в таблице): звучат одинаково, отличие лишь в записи (диезная и бемольная тональность).

Например, 12 тактовый блюзовый квадрат в Ля мажоре на аккорды A7 (I), D7(IV), E7(V) нужно транспонировать в Ми-бемоль мажор:

1. Находим строки тональностей в таблице: Ля мажор и Ми-бемоль мажор.

2. По столбцам определяем соответствие ступеней: в строке «Ля мажор» тоники аккордов – A (I), D (IV), E (V) → в строке «Ми-бемоль мажор» – Eb (I), Ab (IV), Bb (V). Соответственно по типу аккордов на основе определённых тоник – Eb7, Ab7, Bb7.

  • исходная тональность – A7 (I), D7 (IV), E7 (V)
  • новая тональность – Eb7 (I), Ab7 (IV), Bb7 (V)

По хроматике: полутоновая система

Эта таблица работает немного по-другому. В ней звуки относительно тоник (I-ой ступени) расположены по полутонам. При этом I ступень в каждой строке не привязана к конкретной тональности, мажорной или минорной. Другими словами, эта система универсальная – для минора и мажора.

Полутона указаны в двух вариантах записи (диез, бемоль).

Таблица в основном предназначена для транспонирования сложных, нестандартных аккордовых последовательностей.

Например, когда используются альтерированные ступени:

  • Am – Bb – Dm – E;
  • Em – Bb – Ebm – A;
  • G – Em – C – D# – D.

Но её можно использовать и для стандартных последовательностей.

Разберём пошагово, как переводить аккорды при помощи этой таблицы.

К примеру, в Соль мажоре G /Em /C /D# /D / нужно транспонировать в Си-бемоль мажор (повысить на полтора тона):

1. Находим тоники исходной тональности и новой – G (соль) и Bb (си-бемоль).
Первый аккорд последовательности: G (соль мажор) → Bb (си-бемоль мажор).

2. Дальше – Em. Находим его тонику (E – ми) в строке G (оригинальной тональности). Опускаемся по столбцу до строки «A#(Bb)» (новая тональность, в которую нужно перевести аккорды) – это G. По типу аккорда – Gm (соль минор). В последовательности: G/ Em… → Bb/ Gm…

3. Таким же образом и следующие аккорды: находим их тоники в строке «G» и затем по столбцу «вычисляем» в строке «A# (Bb)» (новой тональности): С → Eb, D# → Gb, D → F (мажорные аккорды от определённых тоник).

Тональность бемольная, поэтому и вариант записи выбираем с бемолем в таблице.

  • «Родная» тональность (в Соль мажоре): G /Em /C /D# /D /
  • Новая тональность (в Си-бемоль мажоре – на полтора тона выше): Bb/ Gm/ Eb/ Gb/ F

Для минорных тональностей в открытой позиции

Упрощённый вариант таблицы по ступеням, но расписан уже по аккордам. Достаточно лишь сопоставить ступени (столбцы) между строками оригинальной и новой тональности в заданной последовательности. В системе указаны наиболее часто используемые минорные тональности в открытой позиции + некоторые на баррэ.

Быстрое визуальное транспонирование по таблице – для тех, кто предпочитает использовать аппликатуры в пределах первых пяти ладов.

Пример использования:
В ре миноре аккорды Dm/ Bb/ Gm/ A нужно понизить на кварту (на 2,5 тона или 5 полутонов) – сыграть в ля миноре:

1. Находим I ступень тональностей: Dm → Am (вверх по столбцу).

2. Далее находим каждый аккорд в строке Dm (ре минор) и поднимаемся по столбцу ступени в строку Am. Получаем последовательность в новой тональности: Bb → F (VI), Gm → Dm (IV), A → E (V).

  • В Ре миноре: Dm/ Bb/ Gm/ A
  • А в Ля миноре: Am/ F/ Dm/ E

Следующий уровень – без таблиц, самостоятельно

Транспонирование без использования таблиц – метод немного сложней предыдущих, но практичней. Никаких подручных средств не требуется. Однако вы должны хорошо знать расположение звуков на грифе, уметь строить любые интервалы от заданного звука (вниз/вверх: малая секунда – на полтона, большая секунда – на тон, малая терция на полтора тона и т.д.) и «видеть» их на ладах. В противном случае – без этих навыков – данный способ осваивать довольно проблематично.

Итак, как транспонировать аккорды без таблиц?

Основа метода – каждый аккорд последовательности «передвигается» на заданный интервал, согласно новой тональности. Ориентир – основной тон (тоника) аккордов на басовых струнах.

Схематично это выглядит так:

К примеру, песню в Ля миноре – Am /F /Dm /E – нужно транспонировать в тональность До минор:

1. Находим тонику Am (ля) на 6 струне (по аппликатуре) и тонику Cm (до) (новой тональности) на этой же струне. Определяем интервал по расстоянию между звуками: нота До расположена через два лада от Ля (или полтора тона) – на малую терцию выше. Значит, все аккорды последовательности нужно повысить на 1,5 тона.

На данном этапе мы уже знаем, что первый аккорд последовательности в До миноре – Cm. Строим аппликатуру от определённой тоники на 6 струне – это баррэ на 8 ладу Cm (в форме Em).

2. Следующий аккорд в оригинальной тональности – F (фа мажор). Также находим его тонику (фа), но на 5 струне (по аппликатуре). Чтобы транспонировать аккорд в До минор, построим малую терцию от фа – получается Ab (ля-бемоль). Берём аккорд от определённой тоники – Ab (ля-бемоль мажор).

Транспонирование последовательности продвигается: Am/ F… → Cm/ Ab…

3. Теперь третий аккорд песни – Dm (в ля миноре). Тоника Ре на 5 струне на 5 ладу. Перемещаемся на малую терцию по грифу (в тональность До минор) – это F (фа) на 8 ладу 5 струны. Берём аккорд – Fm.

Сыграем в новой тональности: Am/ F/ Dm… → Cm/ Ab/ Fm…

4. И последний аккорд – E. Тоника (ми) на 5 струне на 7 ладу – на 1,5 т. выше – соль на 10 ладу. Следовательно в До миноре это аккорд – G (соль мажор).

5. Всё. Можно играть и петь песню в новой тональности:

  • В Ля миноре: Am/ F/ Dm/ E
  • В До миноре: Cm/ Ab/ Fm/ G

Схемы расположения ступеней на грифе

Способ заключается в использовании шаблона – связки расположения основных тонов аккордов на басовых струнах согласно ступеням минорной или мажорной тональности.
Например в миноре: I ступень – на 6 струне, IV – на 5 струне на этом же ладу, далее на этой же струне через лад V-ая и рядом, на соседнем ладу, VI-ая.

На картинке изображена схема от Ля, но её можно использовать для любой другой тональности. То есть просто нужно переместить схему вниз или вверх по грифу для транспонирования.

Как это выглядит на практике:

  1. Допустим, песню Am/ Dm/ F/ E нужно сыграть на тон ниже – в Соль миноре.
  2. Представляем эту последовательность по ступеням Am (I) – Dm (IV) – F (VI) – E (V).
  3. Берём шаблон, рассмотренный выше, зрительно «размещаем» его на грифе согласно новой тональности – Соль минор (I – соль на 3 ладу на 6 струне). То есть вы уже визуально знаете, где тоника в басу аккорда на каждой ступени.
  4. Осталось только построить аккорды от тоник в новой тональности: Gm (I) – Cm (IV) – Eb (VI) – D (V).

Ещё схема расположения ступеней для минорных тональностей, но с I на 5 струне:

Более сложные схемы с расположением всех ступеней в миноре:

Основной тон аккорда на I-ой ступени на 6-ой струне:

Обратите внимание, VI ступень дублируется – тоника на 6 струне и на 5 струне; оба варианта используются в зависимости от последовательности аккордов, чтобы выбрать наиболее удобный вариант аппликатуры.

Тоника аккорда на I-ой ступени на 5-ой струне:

Для использования таких схем у вас в запасе, как минимум, должно быть две аппликатуры каждого аккорда – с тоникой на 6-ой и 5-ой струне:

Источник

Оцените статью